Льготный тариф страховых взносов для малых и средних предприятий

Кто относится к субъектам МСП и как подтвердить этот статус?

Субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ).

То есть, чтобы уверенно относить себя к СМСП нужно удостовериться, что вы включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Адрес Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства:

Если по тем или иным причинам Вашей организации или ИП нет в реестре, то вы можете направить заявку на включение в него:

Письмо ФНС России от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@ разъяснило:

Плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года.

В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с 1-го числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП.

Основные критерии для отнесения к соответствующей категории СМСП указаны в таблице:

Условие Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале Не более 25% Не более 25% Не более 25%
Суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства Не более 49% Не более 49% Не более 49%
Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год До 15 человек До 100 человек До 250 человек
Доход за предшествующий календарный год (без учета НДС) Не более 120 млн руб. Не более 800 млн руб. Не более 2 млрд. руб.

Обратите внимание, что показатели Доход и Среднесписочная численность работников определяются за предшествующий календарный год. То есть, эти показатели текущего года могут повлиять на статус субъекта МСП следующего года, но не текущего

Подробнее:

Примечания

1) Разъяснение о порядке применения пониженного тарифа страховых взносов для СМСП приведено в Письме ФНС России от 07.04.2020 N БС-4-11/5850@ «О пониженных тарифах страховых взносов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства»

2) Подробнее в статье: Минфин разъяснил применение пониженного тарифа страховых взносов (15%) субъектами МСП >

Особенность НК РФ

НК РФ составлен с включением статей по следующим направлениям:

  • видам налоговых платежей, взимаемых с граждан и организаций;
  • основаниям по назначению и сбору налоговых отчислений;
  • принципам установления, ввода и отмены налогов;
  • правам и обязанностям плательщиков;
  • формам и методам контроля исполнения налогового законодательства;
  • ответственности за недобросовестное выполнение установленных требований;
  • особенностям процедуры обжалования незаконных действий представителей государственных контролирующих органов.

Вопросам уплаты страховых взносов посвящен одиннадцатый раздел документа.

Обзор статьи

Статья 427 НК РФ регулирует правила применения пониженных страховых тарифов по соответствующему виду обязательного страхования. В частях с 4 по 13 данной статьи указаны условия применения льгот для каждой категории.

Категория льготников Тарифы, действовавшие в 2018 году, в процентах Тарифы, действующие в 2019 году, в процентах
Компании, занимающиеся внедрением результатов интеллектуальной деятельности

Фирмы, работающие в туристико-рекреационных и технико-внедренческих зонах

ОПС – 13

ОСС – 2,9

ОМС- 5,1

ОПС – 20

ОСС – 2,9

ОМС- 5,1

IT компании и предприятия ОПС – 8

ОСС – 2

ОМС- 4

ОПС – 8

ОСС – 2

ОМС- 4

Компании на УСН в сфере обслуживания и мелком производстве (пп. 5 ч. 1 ст. 427)

Аптеки и ИП-фармацевты на ЕНВД

ИП на ПСН (патенте)

ОПС – 20

ОСС – 0

ОМС- 0

ОПС – 22 (10 – сверх предельной величины)

ОСС – 2,9

ОМС- 5,1

Некоммерческие благотворительные организации, применяющие УСН ОПС – 20

ОСС – 0

ОМС- 0

ОПС – 20

ОСС – 0

ОМС- 0

Участники проекта “Сколково” ОПС – 14

ОСС – 0

ОМС- 0

ОПС – 14

ОСС – 0

ОМС- 0

Резиденты особых экономических зон ОПС – 6

ОСС – 1,5

ОМС- 0,1

ОПС – 6

ОСС – 1,5

ОМС- 0,1

Таким образом, не продлены льготы только трем категориям плательщиков, которые возвращены на общие тарифы и фактически исключены из группы льготников.

Категория льготников Тарифы, действовавшие в 2018 году, в процентах Тарифы, действующие в 2019 году, в процентах
Компании, занимающиеся внедрением результатов интеллектуальной деятельности

Фирмы, работающие в туристико-рекреационных и технико-внедренческих зонах

ОПС 13

ОСС 2,9

ОМС- 5,1

ОПС 20

ОСС 2,9

ОМС- 5,1

IT компании и предприятия ОПС 8

ОСС 2

ОМС- 4

ОПС 8

ОСС 2

ОМС- 4

Компании на УСН в сфере обслуживания и мелком производстве (пп. 5 ч. 1 ст. 427)

Аптеки и ИП-фармацевты на ЕНВД

ИП на ПСН (патенте)

ОПС 20

ОСС 0

ОМС- 0

ОПС 22 (10 сверх предельной величины)

ОСС 2,9

ОМС- 5,1

Некоммерческие благотворительные организации, применяющие УСН ОПС 20

ОСС 0

ОМС- 0

ОПС 20

ОСС 0

ОМС- 0

Участники проекта Сколково ОПС 14

ОСС 0

ОМС- 0

ОПС 14

ОСС 0

ОМС- 0

Резиденты особых экономических зон ОПС 6

ОСС 1,5

ОМС- 0,1

ОПС 6

ОСС 1,5

ОМС- 0,1

Статья 427 НК РФ в действующей редакции

Статья изменилась. Коды представлены с учетом изменений.

Льготная ставка 20% применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

  1. производство пищевых продуктов;
  2. производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;
  3. производство текстильных изделий;
  4. производство одежды;
  5. производство кожи и изделий из кожи;
  6. обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;
  7. производство бумаги и бумажных изделий;
  8. производство химических веществ и химических продуктов;
  9. производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
  10. производство резиновых и пластмассовых изделий;
  11. производство прочей неметаллической минеральной продукции;
  12. производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки;
  13. производство проволоки методом холодного волочения;
  14. производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
  15. производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
  16. производство электрического оборудования;
  17. производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
  18. производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
  19. производство прочих транспортных средств и оборудования;
  20. производство мебели;
  21. производство музыкальных инструментов;
  22. производство спортивных товаров;
  23. производство игр и игрушек;
  24. производство медицинских инструментов и оборудования;
  25. производство изделий, не включенных в другие группировки;
  26. ремонт и монтаж машин и оборудования;
  27. сбор и обработка сточных вод;
  28. сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья;
  29. строительство зданий;
  30. строительство инженерных сооружений;
  31. работы строительные специализированные;
  32. техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  33. торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);
  34. торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;
  35. деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;
  36. деятельность водного транспорта;
  37. деятельность воздушного и космического транспорта;
  38. складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;
  39. деятельность почтовой связи и курьерская деятельность;
  40. производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;
  41. деятельность в области телевизионного и радиовещания;
  42. деятельность в сфере телекоммуникаций;
  43. разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
  44. деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
  45. управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;
  46. научные исследования и разработки;
  47. деятельность ветеринарная;
  48. деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  49. деятельность по обслуживанию зданий и территорий;
  50. образование;
  51. деятельность в области здравоохранения;
  52. деятельность по уходу с обеспечением проживания;
  53. предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
  54. деятельность учреждений культуры и искусства;
  55. деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;
  56. деятельность спортивных объектов;
  57. деятельность спортивных клубов;
  58. деятельность фитнес-центров;
  59. деятельность в области спорта прочая;
  60. ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
  61. деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Статья 427 НК РФ в действующей редакции

В статье представлены все льготы по страховым взносам (не только для УСН — пп. 5 п. 1  ст. 427, но и для других)

Статья изменилась. Коды представлены с учетом изменений.

Льготная ставка 20% применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

  1. производство пищевых продуктов;
  2. производство безалкогольных напитков, производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках;
  3. производство текстильных изделий;
  4. производство одежды;
  5. производство кожи и изделий из кожи;
  6. обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;
  7. производство бумаги и бумажных изделий;
  8. производство химических веществ и химических продуктов;
  9. производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
  10. производство резиновых и пластмассовых изделий;
  11. производство прочей неметаллической минеральной продукции;
  12. производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки;
  13. производство проволоки методом холодного волочения;
  14. производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
  15. производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
  16. производство электрического оборудования;
  17. производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
  18. производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
  19. производство прочих транспортных средств и оборудования;
  20. производство мебели;
  21. производство музыкальных инструментов;
  22. производство спортивных товаров;
  23. производство игр и игрушек;
  24. производство медицинских инструментов и оборудования;
  25. производство изделий, не включенных в другие группировки;
  26. ремонт и монтаж машин и оборудования;
  27. сбор и обработка сточных вод;
  28. сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья;
  29. строительство зданий;
  30. строительство инженерных сооружений;
  31. работы строительные специализированные;
  32. техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  33. торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках);
  34. торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;
  35. деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта;
  36. деятельность водного транспорта;
  37. деятельность воздушного и космического транспорта;
  38. складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;
  39. деятельность почтовой связи и курьерская деятельность;
  40. производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ;
  41. деятельность в области телевизионного и радиовещания;
  42. деятельность в сфере телекоммуникаций;
  43. разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
  44. деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта;
  45. управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;
  46. научные исследования и разработки;
  47. деятельность ветеринарная;
  48. деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  49. деятельность по обслуживанию зданий и территорий;
  50. образование;
  51. деятельность в области здравоохранения;
  52. деятельность по уходу с обеспечением проживания;
  53. предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
  54. деятельность учреждений культуры и искусства;
  55. деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;
  56. деятельность спортивных объектов;
  57. деятельность спортивных клубов;
  58. деятельность фитнес-центров;
  59. деятельность в области спорта прочая;
  60. ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
  61. деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

В чем заключаются скрытые риски новаций

В конце прошлого года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в п. 6 ст. 427 НК РФ была внесена правка: слова «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» были заменены словами «в связи с осуществлением этого вида деятельности». А фраза: «Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.

Иными словами, согласно новой редакции для плательщиков, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Новый порядок распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2017.

Некоторые специалисты посчитали, что первое изменение носит технический характер. Но у автора на этот счет возникли сомнения. Дело в том, что аналогичная ситуация, имевшая место в период действия Закона № 212-ФЗ, вызывала многочисленные судебные разбирательства, которые так и не привели к единому результату. Разругались даже судьи!

Так вот, вернемся к нашей «технической правке», а точнее к показателю общего объема доходов (приводится в знаменателе при расчете пропорции), который теперь определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Здесь вроде бы все ясно. Как и говорили судьи АС Уральского и Западно-Сибирского округов, полученные субсидии должны учитываться при подсчете общей суммы доходов медучреждения2.

По другому обстоят дела с заменой фразы «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» на фразу «в связи с осуществлением этого вида деятельности»: здесь возникает простор для трактовок.

По мнению автора, такая замена означает, что субсидии, получаемые медучреждением от государства на финансирование его медицинской деятельности, должны включаться при расчете доли дохода, получаемого медучреждением от его основной деятельности в состав числителя при расчете пропорции.

Ведь если бы медучреждение не осуществляло этот вид деятельности, оно бы не получило никакого целевого финансирования. Связь между оказанием медицинских услуг и получением субсидий самая что ни на есть прямая!

Но как новшества будут трактоваться практически, нам еще только предстоит узнать. Хотя можно смело ожидать, что конфликты по этому поводу еще впереди.

1 См. также аналогичное постановление АС Уральского округа от 29.06.2017 № Ф09-3505/17.

2 Хотя можно было бы найти оборонительный ресурс и заявить, что раз законодателям пришлось прямо прописывать это положение в законодательстве, до этого момента такого правила не существовало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector