Аттестация работников на соответствие занимаемой должности 2020 года

Содержание, структура и правила заполнения

Аттестационный лист, наряду с Положением о проведении оценки персонала, является одним из ключевых документов, что предполагает более жесткие требования к его оформлению, а также учету в его составе всех основных моментов.

Так, лист должен содержать в себе следующие сведения в обязательном порядке:

  • персональные данные аттестуемого сотрудника, а именно фамилию, имя, отчество, год рождения;
  • сведения об образовании, то есть имеющейся специализации, квалификации, годе выпуска, прохождения курсов переквалификации либо ее повышении;
  • информацию о выслуге, как, в общем, так и по занимаемой должности на предприятии;
  • наименование должности, а также структурного подразделения, в котором работник занят;
  • сведения о трудовом пути в компании, если были переводы с должности на должность;
  • перечень вопросов, которые задавались, либо же таблица критериев, которые будут оцениваться, к примеру, умение применять имеющиеся знания в работе, достигнутые успехи, способность быстро и качественно решать постановленные задачи;
  • решение по предыдущей аттестации, а также краткая оценка выполненных рекомендаций комиссии;
  • принятое решение по проводимой аттестации в настоящее время;
  • рекомендации комиссии в случае если присутствуют некоторые недочеты, но в целом работник соответствует занимаемой должности;
  • замечания либо же возражения сотрудника, если они были оглашены в ходе проведения процедуры оценки;
  • подписи всех членов комиссии, а также приглашенных специалистов в качестве экспертов;
  • подпись аттестуемого лица, который таким образом подтвердил свое ознакомление с документом.

При этом факт надлежащего заполнения должен сопровождаться еще и соблюдением ряда правил.

В частности, аттестационный лист заполняется в четыре этапа:

  • внесение общих сведения о сотруднике, а именно фамилии, должности и стажа, которые вносит работник кадровой службы, являющийся и секретарем комиссии;
  • включение данных уже о ходе оценки, то есть те же задаваемые вопросы либо же выбранные критерии;
  • принятие решения о соответствии либо несоответствии работника занимаемой должности;
  • ознакомления сотрудника с заключением с проставлением его подписи.

При этом весь вышеописанный процесс может занять несколько дней, особенно, если осуществляется оценка достаточно большого коллектива.

То есть в первый день могут быть внесены общие сведения, в процессе аттестации — уже оставшиеся данные, включая решение, и в последующие пять дней работник должен быть ознакомлен с полностью оформленным документом с проставлением подписи и даты.

Содержание карты аттестации

Карта аттестации рабочего места по условиям труда – это документ, включающий информацию о фактических рабочих условиях, назначенных льготах и надбавках, об их соответствии действующем законодательным нормам, рекомендации по повышению уровня безопасности.

Карта аттестации требуется в следующих целях:

  • Комплексная оценка рабочих мест;
  • Оценка травмобезопасности;
  • Определение рабочих мест, не соответствующих нормам безопасности;
  • Организации мероприятий для повышения уровня безопасности.

Карта может выступать в качестве основания для предоставления льгот и дополнительных компенсаций в связи с условиями труда.

Что это такое?

В классическом понимании аттестация – это подтверждение квалификации, уровня знаний и умений. В результате прохождения какой-либо аттестации выдается свидетельство об ее прохождении с указанными результатами.

Аттестация на предприятии (частном или государственном) – это проверка сотрудников организаций. Подобная проверка позволяет исследовать уровень знаний, профессиональных навыков работников.

Эти показатели имеют большое значение, поскольку от уровня профессионализма сотрудников напрямую зависит конкурентоспособность компании, размер получаемой прибыли и качество предоставляемых услуг.

В бюджетной сфере аттестация проводится на основании установленных законом положений и позволяет подтвердить соответствие государственного служащего занимаемой им должности.

Что понимается под термином “традиционная аттестация”? Это проверка уровня квалификации сотрудников руководителем посредством собеседования, на котором начальник выявляет уровень подготовки сотрудника, степень его вовлеченности в рабочий процесс, осведомленность о текущих тенденциях и т.д.

По результатам собеседования руководитель может сформировать собственное мнение об уровне квалификации сотрудника и о наличии каких-либо проблем.

Аттестации подобного уровня являются текущими, происходят без отрыва от рабочего процесса.

Руководство компании само решает, когда и каким образом проводить проверку своих подчиненных. Оценка подготовки персонала может производиться на основании отчетов, тестов, иных квалификационных испытаний. Любая проверка должна проводиться после того, как определены следующие моменты:

  1. требования к уровню квалификации сотрудников;
  2. методы оценки;
  3. последовательность проведения процедур;
  4. последствия аттестации.

При обнаружении нехватки у проверяемого работника необходимых навыков работодатель может принять решение о замене данного сотрудника на более квалифицированного специалиста

В этом случае важно решать вопрос в строгом соответствии с законодательством для исключения возможности нарушения трудовых прав увольняемых сотрудников

Посмотрите видео об аттестации работников:

Утверждаем положение о порядке проведения аттестации

Итак, независимо от того, установлен порядок аттестации нормативными правовыми актами или нет, в каждой отдельно взятой организации должен быть свой локальный нормативный акт, регламентирующий такую процедуру.

Согласно ТК РФ порядок аттестации определяется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Нормативных актов, устанавливающих порядок проведения аттестации, довольно много, например:

  • Приказом Минобрнауки РФ от 30.03.2015 № 293 утверждено положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу;
  • Приказом Минобрнауки РФ от 27.05.2015 № 538 – порядок проведения аттестации лиц, занимающих должности научных работников;
  • Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 – положение об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
  • Приказом МВД РФ от 14.03.2012 № 170 – порядок аттестации сотрудников ОВД.

Если для той или иной категории работников порядок установлен, при разработке своего положения нужно руководствоваться определенным законодательно порядком аттестации.

Нормативно-правового акта, который определял бы общие правила проведения аттестации, нет. При разработке положения в тех организациях, для которых такой порядок не установлен законодательством, можно использовать специальные нормативные правовые документы. Некоторые специалисты рекомендуют в качестве образца использовать, например, Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи», поскольку данный документ в качестве основы порядка проведения аттестации применяют суды.

В положение о порядке проведения аттестации рекомендуем включить следующие разделы:

  1. Понятие аттестации, ее задачи и цели проведения.
  2. Категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, и категории работников, которые не подлежат аттестации. Например, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 из педагогических работников аттестации не подлежат сотрудники, проработавшие в образовательной организации менее двух лет, беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, и др.
  3. Сроки аттестации, виды аттестации в зависимости от сроков ее проведения. Например, очередная аттестация проводится через определенные промежутки времени, внеочередная – в случае необходимости (при сокращении штата и т. п.).
  4. Состав, полномочия аттестационной комиссии.
  1. Графики проведения аттестации.
  2. Работники (подразделения), ответственные за подготовку материалов для комиссии и участвующие в проведении аттестации.
  3. Критерии оценки.
  4. Порядок проведения аттестации, в частности формы проведения аттестации, порядок уведомления работников о ней, проведения заседания аттестационной комиссии, голосования, ведения протокола заседания аттестационной комиссии, ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии.
  5. Последствия аттестации.

Положением могут быть утверждены формы соответствующих документов, например протокола комиссии, аттестационного листа. Что касается критериев оценки квалификации работников, их можно установить также отдельным локальным документом либо приложением к положению.

Положение утверждается руководителем организации путем издания приказа или проставления грифа «Утверждаю» за подписью руководителя и печатью организации. При этом на положении должна быть отметка представительного органа работников, если такой есть в организации. С утвержденным положением работников следует ознакомить под роспись.

Проведение аттестации каждый раз оформляется приказом, которым также может быть утвержден персональный состав аттестационной комиссии. Кроме этого, обязанность проходить аттестацию можно прописать в трудовых договорах.

Порядок проведения аттестации

В положении в обязательном порядке содержится раздел, регламентирующий проведение аттестационной процедуры. В первую очередь работодателю стоит определить, в каком случае возможен перенос испытания на другой день. Обычно главным условием выступает наличие кворума. То есть должны присутствовать две трети участников комиссии.

Проверка проводится только в присутствии работника. В большинстве организаций документально закрепляется необходимость обеспечения доброжелательной атмосферы. Члены комиссии задают вопросы, а работник отвечает на них. Затем экзаменуемый покидает помещение, а комиссия остается для совещания и принятия решения. После этого работника приглашают вернуться, а председатель комиссии объявляет итог.

В результате прохождения испытания принимается решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности. Если сотрудник отвечает установленным требованиям, он вправе ходатайствовать о повышении в должности. Если квалификационный уровень недостаточен, то возможны три варианта событий: работодатель направляет на учебу (на повышение квалификации), понижает в должности или увольняет.

При возникновении спорных ситуаций стоит помнить, что весь опрос и голосование фиксируются в протоколе.

Аттестация: как много в этом слове…

Определения аттестации в Трудовом кодексе мы не найдем, но если обратиться к словарям, то можно сказать, что аттестацией является оценка деловых качеств и квалификации работника с целью установления его соответствия занимаемой должности.

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом ( ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

Однако с 1 июля 2016 года вступит в силу ст. 195.3 ТК РФ, согласно ч. 1 которой соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования. Это медицинские и педагогические работники, аудиторы, работники контрактной службы и т. д., то есть те, к кому федеральные законы предъявляют квалификационные требования (в частности, к их образованию).

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Вопрос

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Аттестация может быть предусмотрена законодательными актами и быть обязательной. Например, аттестация обычно проводится в бюджетных учреждениях в отношении государственных и муниципальных служащих (педагогических работников, работников сферы искусства, медицинских работников и т. п.). А вот для коммерческих организаций, так сказать, частных компаний, аттестация необязательна, если только компания не осуществляет тот вид деятельности, где обязательность проведения аттестации установлена законами. Например, если организация или индивидуальный предприниматель выполняет (оказывает) вспомогательные работы (услуги) при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом, аттестация их работников обязательна (ст. 13 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»). А в силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие вещества), должна обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников.

Основные правила аттестации учителей в 2020 году

Новость. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, Минпросвещения издало приказ №193 от 28.04.2020. По этому приказу срок действия квалификационных категорий продлен до 31 декабря 2020 года — в случае, если действие категории должно было закончиться с 1 апреля по 1 сентября 2020 года.

По этой причине аттестация для педагогов стала обязательной с 2020 года, но полноценно проводиться будет только с начала 2021 года. Теперь учителям нужно проходить курсы повышения квалификации с последующей аттестацией раз в 5 лет.

Согласно приказу введен новый формат оценки квалификации, имеющий 2 уровня:

  1. Обязательный.

  2. Добровольный.

Первый уровень — введен для специалистов недавно окончивших вуз и впервые приступивших к работе. Результат аттестации определяет возможность работы по специальности. При первичной сдаче экзамена специалист может работать 2 года, после этого следует подтвердить компетенции снова.

Второй уровень — необходим для расширения должностных обязанностей. Экзамен добровольный, а по результатам аттестации педагогу присваивают первую или высшую квалификационную категорию.

В течение 5 лет система будет тестироваться, поэтому форма аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности выбирается специалистом самостоятельно. Переход на новый метод проверки знаний постепенно закончится в 2024 году. Поэтому ближайшее время ждать новостей об окончательном переходе на новую систему не стоит.

Нововведения при аттестации учителей 2020 года

Появится выбор карьерного роста: 

  1. Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.

  2. Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.

При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.

Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории.

Использование единых федеральных оценочных материалов

Проверка педагогов на соответствие занимаемой должности будет выполняться с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По форме ЕФОМ напоминают ЕГЭ, а единый стиль экзаменов позволит более точно сравнить навыки и знания учителей по всей России. Введение общего стандарта создает систему, в которой не будет разночтений по способам проверки компетенций преподавателей.

Часть регионов РФ уже применила новый вариант аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, но проект все еще находится на стадии обсуждения. 

Состав ЕФОМ

Для аттестации при повышении квалификации разработаны 3 блока:

  1. Письменная работа. Проводится по профилю преподавателя. В пробном варианте выполнение занимало 2 часа. Педагога проверяют на знание профильного предмета и методов преподавания дисциплины. Комиссия изучает навыки педагога в составлении плана урока и способности выявления ошибок в выполненных заданиях ученика. Этот блок помогает объективно оценить способности специалиста по профилю.

  2. Анализ профессиональной деятельности учителя. Педагог должен записать проведенный урок на видео, чтобы показать взаимодействие с учениками. Также учитель отправляет план урока комиссии. Для объективной оценки дополнительно используются результаты учеников на уроке, например, оценка за решение примеров.

  3. Педагогический кейс. Этот блок позволяет оценить морально-волевые и личностные характеристики учителя. Комиссия изучает коммуникативные и психолого-педагогические компетенции педагога. Для оценки используют ситуации, когда в сложившийся коллектив приводят нового ученика, возникает конфликт на уроке и так далее. Педагогу нужно составить план действий в предложенных условиях.

На данный момент известно, что общее время задания — не более 4 часов. Однако проверка навыков и знаний проводится в разные дни, чтобы равномерно распределить нагрузку.

После проведения экспериментальных тестов по переподготовке было решено избавиться от записи видео, которое вызывало много сложностей. Планируется заменить этот блок альтернативным заданием.

Зачем педагоги проходят аттестацию

Повышают статус

. Это основная причина, которую называют сами педагоги. Если у педагога есть квалификационная категория, ему проще устроиться на работу, его охотнее зовут выступать на конференции и другие мероприятия. Категория показывает, что у педагога есть опыт, делает его авторитетней.

Повышают зарплату

. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70 % от оклада, за высшую — 40%, в Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада. В некоторых регионах получать категорию действительно выгодно. Особенно молодым педагогам, у которых еще нет надбавок за стаж.

Считают, что так надо

. Часть педагогов аттестуется на квалификационную категорию, потому что так делают все. Но далеко не всем нужно получать категорию — есть педагоги ДОУ, у которых получается создать комфортные условия в группе, но при этом им не хочется транслировать опыт, участвовать в конкурсах или вовлекать детей в проекты.

Идут потому, что заставили

. Иногда администрация заставляет педагогов проходить аттестацию на категорию ради показателей, которые смотрят на проверках. В администрации боятся, что за малый процент аттестованных педагогов им вынесут предписание, хотя это вряд ли произойдет. Если педагог проходит аттестацию из-под палки, он может это делать формально.

Повышают знания и опыт

. Чтобы пройти аттестацию педагогу нужно участвовать в конкурсах, проходить обучение, транслировать опыт. Но далеко не все курсы можно указывать в портфолио, которое подается в аттестационную комиссию. Иногда на нелицензированных курсах педагог получает больше информации, чем на официальных. Также педагог может получить ценные знания и опыт в живом общении с педагогами-экспертами или на стажировках в других детских садах. А это сложно оформить в аттестационное портфолио. Поэтому эту причину называет меньше всего педагогов.

Порядок проведения обязательной аттестации

Для организации проведения аттестации педагогических работников образовательная организация должна предпринять следующие шаги:

  1. Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты по вопросам аттестации  педагогов в школе: Положение об аттестационной комиссии, график аттестации, форму Представления на педагога, форму распорядительного акта об аттестации, форму протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.
  2. Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации и утвердить их приказом директора.
  3. Ознакомить педагогических работников с приказом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
  4. Составить и передать в аттестационную комиссию организации представление на каждого педагогического работника. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество (при наличии); б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
  5. Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав приказом директора.
  6. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.
  7. Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

По результатам рассмотрения имеющихся сведений аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности (когда не менее половины присутствующих членов аттестационной комиссии проголосовали за решение о соответствии аттестуемого занимаемой должности);
  • не соответствует занимаемой должности.

Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый всеми членами аттестационной комиссии и сообщаются аттестуемому непосредственно после подведения итогов голосования. Протокол вместе с другими документами, относящимися к аттестации педагогических работников, хранится у работодателя.

Согласно п. 20 раздела II Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276, на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Результаты аттестации являются основанием для внесения аттестационной комиссией на рассмотрение работодателя мотивированных рекомендаций о целесообразности (нецелесообразности) назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или (и) стажа работы, но при этом обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно.

В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности».

Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81, определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Подробнее: Оценка и аттестация персонала: учимся их различать

Положение об аттестации работников

Поскольку в 2020 году аттестация работников регламентируется работодателем, в качестве основы для разработки внутреннего нормативного акта рекомендуем брать Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением Госкомитета СССР от 05.10.1973 № 267.

Действующее законодательство ничем не ограничивает категории сотрудников, в отношении которых можно провести аттестацию, а также периодичность и сам порядок проведения аттестации. Работодатель вправе устанавливать по своему усмотрению любой порядок проведения данной процедуры в отношении любых категорий сотрудников.

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Состав комиссий, цели

1 раз в 3-5 лет – минимальная периодичность, с которой организуют мероприятие. 3-6 месяцев считают оптимальным сроком для функционирования самого объединения. Оценку придется проводить поэтапно в случае сотрудничества с особо крупными предприятиями.

Среди целей можно выделить следующие направления:

  • Подготовка планов для дальнейшего развития навыков сотрудника, его профессионального роста.
  • Выявление недостатков, если они имеются.
  • Установление соответствия занимаемой должности.
  • Оценка работы сотрудника.

Руководитель организации, либо его первый заместитель назначаются председателями комиссии. Остальных членов назначают из подчиненных, обладающих достаточным уровнем квалификации. Если профсоюзная организация создана на предприятии – ее представителей тоже привлекают к проверкам.

При отсутствии сотрудника проводить оценку профпринадлежности запрещается. Специальный акт составляют, если сотрудник заранее получил информацию и поставил подпись на всех документах, но сам не явился на место. В этом случае считается, что испытание не пройдено.

Аттестация часто проводится с привлечением так называемых независимых экспертов. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector