Мышление

Содержание:

Математическое мышление

Математическое мышление – это абстрактное теоретическое мышление, объекты которого лишены вещественности, но при этом они могут быть интерпретированы любым произвольным образом с одним лишь условием – должны сохраняться заданные между объектами отношения. Учитывая то, что математика – это наука не только об уравнениях и формулах, но и о структурах, порядке и отношениях, главное отличие математического мышления от обычного (повседневного) состоит в том, что оно прививает и развивает у человека навык критического восприятия окружающего мира, желание и умение «копнуть глубже» и найти истину, понять причины и суть самых разных понятий и явлений. Поговорим о нем подробнее. Читать подробнее…

2

Особенности этого процесса


функций человека.

  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления — отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Основные типы и их характеристика

Специалисты из разных областей психологии не могут сойтись в едином мнении не только относительно определения данного термина, но и его классификации. Здесь я расскажу о самых популярных видах мышления.

По содержанию

Выделяют следующие виды:

  1. Наглядно-действенное. Основывается на непосредственном взаимодействии с предметом в целях его изучения. Развивается у ребенка с рождения и примерно до 1,5 лет. Например, чтобы изучить устройство игрушки, ребенок может ее сломать, разгрызть, попробовать на вкус.
  2. Наглядно-образное. Предполагает восприятие мира через образы. Примеры: модельер придумывает новую коллекцию одежды, стилист создает новый образ, дизайнер работает над проектом. Такой тип преобладает у художников, поэтов, музыкантов.
  3. Абстрактное (словесно-логическое). Оперирование понятиями, которые человек не может потрогать, увидеть или услышать. При изучении какого-то предмета или явления человек берет за основу прошлый опыт и добавляет к нему свою фантазию.

По характеру решаемых задач

По характеру поставленных целей и выполняемых задач выделяют:

  1. Теоретическое (эмпирическое). Позволяет сравнивать, анализировать и классифицировать накопленные знания и представления, выражая их в форме норм, правил, законов, концепций.
  2. Практическое. Когда все теории проверяются на практике. Любые схемы, чертежи, проекты, планы преобразуют теоретические понятия в реальную действительность. Бестелесная мысль обретает физическую форму.

По степени развернутости

Выделяют такие типы:

  1. Дискурсивное (аналитическое). Мышление на основе логики и рассуждений. Оно максимально осознанно, растянуто во времени и имеет четкие этапы.
  2. Интуитивное. Основано на чувственном восприятии. Протекает быстро, минимально осознанно и не имеет выраженных этапов.

По степени новизны и оригинальности

По этому критерию выделяют:

  • Репродуктивное. Базируется на уже готовых решениях, источниках и шаблонах. Направлено исключительно на воспроизведение полученных ранее знаний и образов.
  • Продуктивное (творческое). Противоположно репродуктивному. Предполагает проявление собственной фантазии, воображения. Человек здесь выступает творцом, создает собственные оригинальные идеи и проекты.

По функциям

На основе выполняемых функций выделяют следующие виды:

  • Критическое. Направлено на выявление недостатков в мышлении других людей.
  • Творческое. Предполагает генерацию собственных идей, а не оценку чужих мыслей.

По степени рефлексии

Рефлексия – это взгляд внутрь себя самого, вглубь своего сознания, а также на результат собственных действий и их переосмысление.

Взяв за основу данное понятие, психологи выделили еще одну классификацию типов мышления:

Аналитическое. Позволяет нам разделять предметы, явления и ситуации на части и рассматривать их более подробно

Находить причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, делать выводы и находить важное. Как правило, протекает долго и последовательно.

Интуитивное

Скоротечное по времени и неосознаваемое. В момент, когда интуиция делает свои выводы, не задействована ни логика, ни анализ.

Реалистическое. Делает выводы исключительно на основе доказуемых фактов. Благодаря ему человек может мыслить здраво, трезво и логично.

Аутистическое. Основывается на личных иллюзиях и ожиданиях. Часто встречается у людей искусства.

Эгоцентрическое. Как правило, развито у детей и взрослых людей с завышенной самооценкой. Для ребенка нормально считать себя центром мира, вокруг которого вращаются все события. У взрослых такое восприятие себя считается психологической проблемой или чертой характера.

По произвольности

Выделяют такие типы:

  1. Произвольное. Управляется сознанием и волей человека. Мыслительный процесс находится под контролем.
  2. Непроизвольное. Мыслительный процесс происходит сам по себе и не подчиняется усилиям воли человека.

Другие типы

Специалисты выделяют много типов и подкатегорий мышления. Чтобы не лезть в дебри узких классификаций, я приведу здесь лишь некоторые из них.

Помимо вышеперечисленных выделяют следующие типы:

  • алгоритмическое,
  • альтернативное,
  • групповое,
  • дивергентное,
  • инновационное,
  • комбинаторное,
  • символическое,
  • эмоциональное,
  • математическое,
  • проактивное,
  • реактивное,
  • клиповое,
  • рациональное,
  • количественное,
  • научное,
  • фиксированное,
  • вербальное,
  • нестандартное.

Если вам интересно, здесь можно посмотреть техники мышления.

Каким бывает мышление: основные виды и их характеристики

Главную роль в зарождении мыслей играют нейронные связи. Нейроны обмениваются различными электрохимическими импульсами, обрабатывая информацию определенным образом.

Знания, получаемые нами в процессе жизни, необходимы лишь в качестве основы для протекания мыслительной деятельности. По-настоящему умным человек становится, когда осмысляет новую информацию, анализирует и синтезирует ее.

Мозг работает с полученными данными в двух направлениях:

Правое полушарие обращает внимание на сенсорные и эмоциональные образы. То есть для него внешний мир – это набор звуков, изображений, ощущений, запахов, вкусов

Это яркие и чувственные фрагменты.
Левое обрабатывает абстрактные знаки: числа, слова, тексты, формулы.

Наглядно-действенное

Производя обработку информации таким образом, человек подключает не только понятия об объектах, но и совершает с ними ряд действий, основанных на существующих у него знаниях и опыте. Например, дети часто ломают игрушки, желая узнать, что у них внутри.

Наглядно-образное

Мыслительная деятельность осуществляется посредством конкретных образов. В основе лежат понятия, поступки, ощущения и эмоции. Пример: стилисты придумывают новый имидж, а модельеры конструируют одежду, взглянув на определенного человека.

Этот вид мышления начинает развиваться еще в дошкольном возрасте. Тогда объекты и явления мира получают особые свойства, часто довольно нестандартные, что достигается благодаря воображению. Именно этот вид мыслительной активности преобладает у творческих личностей: писателей, музыкантов, художников, дизайнеров.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Абстрактное (словесно-логическое)

В его основе лежат уже имеющиеся, логически доказанные теории. Другими словами, это можно назвать манипулированием существующими понятиями с помощью их классифицирования, упорядочивания. Этот образ мысли свойственен философам и научным деятелям. Так, например, электрон изучают без осуществления практических опытов.

Перечисленные разновидности развиваются у человека последовательно. На ранних этапах (во младенчестве) ребенок начинает исследовать предметы, формируя наглядно-действенный образ мысли. Позже, в дошкольном возрасте, когда он уже умеет разглядывать картинки, воспринимать тексты песен и сказок, смотреть мультики, возникает фундамент для становления наглядно-образного способа осуществления мыслительной деятельности. Уже придя в школу или начав серьезное обучение чтению, вычислениям и письму, дети эффективно работают с абстракциями.

Особенности

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

Образы и опыт

В работах Выготского, посвященных связи языка и мышления, можно найти сравнение процесса создания нового высказывания с облаком, из которого рано или поздно начинается словесный дождь

Одновременно ученый обращал внимание на совершение мысли, а не ее воплощение в словесной форме. Рубинштейн, еще один известный специалист в сфере психологии, предлагал оценивать речь как вариант формулировки мысли, причем процесс сопровождается формированием. Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека

Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь

Сходные изречения можно видеть у классиков марксизма, предлагавших рассматривать язык как материю, отягощающую человека. Энгельс сравнивал ее с проклятием человечества. Впрочем, из опыта повседневности человек может заключить: зачастую осознанные действия не требуют оформления в слова. Совершая простейшие манипуляции, человек не произносит их вслух. Далеко не всегда удается ощутить внутреннюю речь.

Изучая язык, функции языка и мышление, ученые пришли к выводу, что словесная – это не единственная доступная человеку форма мыслительного процесса. Она относится к одному из ключевых типов, но наравне с ней есть и практическое действенное, а также наглядное образное, техническое. Практическое действенное считается первичным вариантом, поскольку именно так человек впервые смог успешно выйти на охоту. Лишь затем появилось образное, наглядное мышление. В примерах это можно описать воспоминанием об успешной охоте с применением образа в будущем для оценки возможных выгод от повторения набора действий. Лишь на базе этих двух типов сформировалось логическое словесное мышление. Если проводить параллель примеров, то его можно иллюстрировать как передачу сведений об успешной охоте и получаемых через нее выгодах новому поколению.

Другие психологические классификации видов мышления

Ниже опишу иные варианты выделения разновидностей мыслительной деятельности.

По характеру задач

В зависимости от цели мысль человека может быть направлена на выстраивание теорий или получение наглядного, практического итога.

Теоретическое

Предполагает изучение законов и правил, которое проводится на базе существующих знаний. Человек производит анализ предмета, выявляя основу, на которой формируются все проявления этого объекта. После этого проводится сопоставление признаков изучаемого элемента и их классификация. В результате такого анализирования информации формируются обобщенные представления о сущности вещей и явлений. На этом базируются физика, математика, психология и философия.

Практическое

В этом формате мышления важно применение теории на практике. На основе теоретических мыслей возникают конкретные способы преображения действительности

Они могут иметь форму проекта или схемы. Характерной чертой является отсутствие достаточного количества времени для проверки предположений, а также наличие риска в случае ошибки.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Здесь нет цели – создать ряд правил и законов. Главной задачей является как можно более скорый переход от мысли к действию.

По степени рефлексии

Аналитический тип основывается на логике. Он протекает поэтапно и растянут во времени. Каждый последующий шаг проистекает из предыдущего. Интуитивный мыслительный процесс, наоборот, проходит быстро, порой даже неосознанно. Это простой импульс без логически выстроенных стадий.

По предмету

Реалистическое формируется на основе адекватной, рациональной оценки окружающего мира. Индивид, прибегающий к такому типу, стремится исходить из существующего положения дел, ограничивая влияние своих ожиданий и желаний на образ мысли. Главное для него – истина, какой бы она ни была. Как правило, людям такого склада ума свойственна повышенная критичность. Им требуется доказательство для каждого утверждения.

Аутистическое мышление формируется на основе внутренних потребностей человека, которые могут и не иметь ничего общего с действительностью. Главная задача – найти иллюзию, которая будет устраивать его в данный момент. Здесь нет места логической критичности: все, что не соответствует желаемому, просто отметается.

Эгоцентрический тип присущ несформированным личностям, например, детям. Для них в центре всего располагается собственное эго

Окружающий мир воспринимается исключительно через призму «Я-образа», а переживания других людей во внимание не берутся

По степени новизны

Творчество предполагает участие воображения, которое использует все, что однажды  было воспринято разумом, и выдает абсолютно новый, уникальный образ и идею. Индивид может посмотреть на ситуацию под разными углами.

Репродуктивное – познание целиком опирается на уже имеющиеся шаблоны, полученные ранее из тех или иных источников. Однако задачу необходимо соотнести с существующими правилами решения, что также требует некоторой самостоятельности. Нацелено на воспроизведение прошлых знаний и их практическое применение.

По степени произвольности

Произвольное рождается благодаря воле и сознанию личности. Оно полностью контролируется разумом. Непроизвольное осуществляется без приложения дополнительных усилий. Оно проявляется в ситуациях, когда действия совершаются неосознанно или под влиянием внешних факторов.

Определение термина

​Психология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.

Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.

Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:

  • понимание разных людей друг друга;
  • средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.

Открытия последних исследований

Исследования последнего десятилетия под руководством лингвиста Стивена Пинкера доказывают, что зависимость мышления от языка не является обоснованной. В своей книге «Язык как инстинкт» Пинкер рассматривает аргументы ученых в пользу как языка, так и мышления, и объясняет, почему именно мышление – более сложный феномен.

Используя рассуждения изобретателя Алана Тьюринга, Стивен Пинкер переносит его терминологию о «мыслекоде» в когнитивистику и доказывает, что язык менее универсален, чем мышление. На примере английского языка Пинкер показывает, что слова менее обширны, чем их смысл, который чаще можно понять только из контекста. Поэтому, вслед за Тьюрингом, он развивает базовые шаги «образной теории мышления»:

  1. Образ (материальный объект), он хранится в мозгу.
  2. Мнемонический инструмент (возникает при помощи языка).
  3. Процессор (рефлексы).

Стивен Пинкер доказывает, что большая часть информации (образы, абстракции, родственные связи, логические рассуждения) не является выраженной словами – это результат более сложных процессов, которые происходят в мозгу. Он доказывает, что, например, английский язык, как и любой другой, не может передать полностью суть информации, которая хранится в нашей голове (это относится к области психолингвистики). Согласно интерпретации Пинкера, эти образы в нашей голове не обязаны выглядеть так же, как фраза на любом языке. Например, заголовки газет могут быть двусмысленными, поскольку понятий существует больше, чем слов, и поэтому нужно подключать еще и логические операции, чтобы понять, о чем в статье будет идти речь:

  • Stud Tires Out – «Жеребец выбился из сил» или «Шины жеребца оказались снаружи».
  • Drunk Gets Nine Months in Violin Case – «Пьянице дали девять месяцев по делу о скрипке» или «Пьяница сел на девять месяцев в скрипичный футляр».
  • Iraqi Head Seeks Arms – «Глава Ирака в поисках оружия» или «Иракская голова ищет руки».

Поэтому психологи-когнитивисты и нейрофизиологи сейчас пытаются понять, какие именно образы и процессоры для переработки информации имеются в человеческом мозгу.

Стивен Пинкер дает свое объяснение, почему, по мнению многих, язык превалирует над мышлением. Все кроется в когнитивном искажении современного мира – убеждение, что слова определяют образ мышления, не учитывает многих лингвистических и смысловых особенностей значений самих слов, которые часто нужно уточнять. Такая переоценка роли языка вполне объяснима: слова и тексты – вокруг нас, а мысли всегда заперты в голове.

Свои аргументы о возможности мышления без использования языка Стивен Пинкер укрепляет несколькими примерами, когда мышление не зависит от языка:

  • Афазия или глухие дети – люди с такими нарушениями обходятся без языка, но они также приспосабливаются к миру и по-своему различают животных, числа, время, пространство.
  • Обезьяны и другие говорящие животные не способны развить язык, хотя могут повторять некоторые слова и фразы.
  • Многие творческие люди утверждают, что они думают не словами, а мыслеобразами.
  • Ученые-естественники еще настойчивее утверждают, что их мышление пространственное, а не словесное.

Подкрепить аргументы Пинкера можно при помощи аргументов когнитивиста Роджера Шепарда. Его исследования относятся к изучению зрительных и ментальных образов, а также звуковых иллюзий у людей. Его научные заключения касательно человеческого восприятия доказывают, что познание происходит не только при помощи словесного очертания мира, образов и предметов, а требует более сложного ментального воздействия .

Таким образом, за последние годы многие ученые отошли от концепции взаимозависимости языка и мышления, доказывая, что мышление – более сложное явление, которое использует язык как один из источников для получения информации

Более того, уже возникают новые научные вопросы о важности зрительного восприятия, а также оптической иллюзии и психологического воздействия в процессе мышления и обработки информации

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования

  • Наглядно-действенное мышление . Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление . Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление . Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.

Что такое аналитическое мышление и как его развивать

Каждый из нас в своем роде индивидуален и по причине личностных особенностей тяготеет к конкретному типу мышления. Подобные предрасположенности определить очень просто, т.к. проявляются они в поведении, стратегии действий, мировосприятии, отношении к происходящему и окружающим людям. Нет людей, принадлежащих к какому-то одному типу, но у каждого какой-то один всегда преобладает. Установить ведущий тип сегодня помогают различные методики, тесты и прочее. Мы же в представленной статье хотим поговорить конкретно о том, что такое аналитический тип мышления и как происходит формирование аналитического мышления, а также представить несколько упражнений и рекомендаций на эту тему. Читать подробнее…

3

5 образов мышления

Мышление играет ключевую роль в любом успехе. Оно определяет наше поведение, мировоззрение и психическое здоровье. Мышление целиком и полностью определяет человека, его цели и ценности. От его образа зависит то, как мы относимся к риску и справляемся с ним, будем ли мы поддаваться страху или преодолевать его, как реагируем на вызовы и неудачи и многое другое. Но что, если в своей жизни руководствоваться несколькими образами мышления? Тогда мы будем иметь более широкий набор инструментов для решения возникающих задач. Давайте посмотрим, какие бывают образы мышления и как их развить. Читать подробнее…

10

Развитие разных видов мышления

Для полноценного самостоятельного развития можно, даже не разбираясь в том, каким бывает мышление, его совершенствовать. Для этого нужно отслеживать причинно-следственные связи во всем, пытаться расследовать каждую ситуацию, заслуживающую внимания.

Интересно. Проводить сравнение аналогичных ситуаций. К примеру, растения на одном подоконнике цветут, а на другом такие же – нет

Важно сравнить: одновременно ли происходит полив, какова освещенность помещения, бывают ли сквозняки, из чего сделан горшок, одинаков ли состав земли

Как можно больше задавать самому себе вопросы, подобно детям младшего возраста. Многие вещи для взрослых являются очевидными, незаметными, не достойными внимания. Но когда в доме появляется ребенок, способный говорить, он задает родителям много вопросов, немалый процент которых зачастую ставит взрослых людей в тупик. Дети видят все иначе, их мозг не ограничен общепринятыми устоями, они способны мыслить широко и очень творчески

Всем взрослым важно научиться думать как дети, не ограничивать себя обычаями, привычками и опытом

Вид творческого мышления, с одной стороны, самый простой – главное применить фантазию. С другой стороны, он один из самых сложных, ему трудно научиться. Если творчество – не самая сильная сторона личности, можно воспользоваться готовым списком заданий для развития. Примеры тренировки мышления:

  1. Представить, как выглядит самое обычное зеленое дерево, если его вывернуть наизнанку.
  2. Перечислить способы применения круглого камня, диаметром 15 см (назвать не менее 15 вариантов использования).
  3. Перечислить все, что в природе бывает белого цвета (или любого другого естественного оттенка). Как правило, первыми на ум приходят облака, снег и полярный медведь. Только на пятой минуте рассуждений испытуемый назовет яичный белок, соль и сахар, а морской пены и известняка можно дождаться лишь после двадцатой минуты упражнений.
  4. Перед сном уделять 30 минут на различные тесты. Со временем, благодаря тренировкам, результаты будут улучшаться. Не стоит игнорировать тесты на уровень интеллекта. Первая полученная характеристика не должна расстраивать, ее задача – стать мотивом для начала работы над собой.

Тест IQ

  1. Читать специфическую литературу, не привлекательную ранее, в списке должны быть произведения фантастики, которые помогут научить мечтать.
  2. Еще на уроках обществознания школьникам предлагают написать работу на тему «если бы я был…» и называют профессию. Взрослому тоже полезно использовать такой прием один-два раза в неделю, размышляя на тему того, каким бы специалистом он мог стать, проявление каких личных качеств можно было бы наблюдать при объявившихся обстоятельствах.

Человеческая сущность склонна к лени, поэтому больше развит мозг у того, кто подвержен ежедневным жизненным трудностям, в отличие от тех, чья жизнь течет размеренно, не требуя силы характера и хитрости. Яркий пример – сравнение деревенского жителя и горожанина. Первый знает, как устроена его собственная канализация, способен самостоятельно и в короткий срок определить причину неисправности, используя дедукцию, анализ, критический тип мышления. Горожанин, исходя из рефлекторного мышления, перекроет воду, заткнет отверстие слива и вызовет специалиста, не вдаваясь в подробности.

Таблица классификации мышления в психологии

Критерий классификации Вид мышления Область применения
По функциональному различию Творческий искусство, реклама, PR-деятельность
Критический медицина, военная служба, транспорт
По новизне Репродуктивный педагогика, строительство
Продуктивный дизайн, моделирование, инженерные разработки
По типу решаемых задач Практический материально-технические области
Теоретический философия, анализ, среднее образование
По степени развернутости Аналитический военно-стратегическое направление, бухгалтерия, аудит
Интуитивный в быту, при знакомстве с чем-то новым

Приведенными областями применения использование того или иного типа мышления не ограничивается, это лишь краткий список, к которому относится каждый тип. Зачастую сложно выделить из мыслительного процесса какой-то один вид. Очень часто они применяются в совокупности, дополняя друг друга, расширяя возможности.

Чтение

Ежедневный учебный процесс, самостоятельно используемый для своей мозговой деятельности, способен развить типологию мышления в полной мере. Тренировать разум самостоятельно под силу людям с крепкой силой воли, потому как этот процесс не из легких. Если этим заниматься с постоянной периодичностью, можно много добиться в жизни, а также сильно снизить риск развития склероза и слабоумия в преклонном возрасте.

Мужское и женское мышление

Особенности работы мозга

Гендерные (лат. genus «род») различия в мышлении обусловлены разницей путей циркуляции электрических сигналов в работе мозга мужчины и женщины. Как известно, левое и правое полушария отвечают за разные способности человека: первое обеспечивает абстрактное, аналитическое, вербальное, дискретное мышление и логику, а второе — пространственно-образное, синтетическое, невербальное, симультанное (одновременное), ассоциативное мышление и интуицию. В большинстве случаев процессы в полушариях среднестатистического мужчины более изолированы, чем у женщины, то есть в первом случае полушария работают «отдельно», а во втором — «вместе» (утрированный образ, так как любой мыслительный процесс оперируется обоими полушариями). Соответственно, мужчина использует логику и интуицию отдельно, в то время как у женщины эти понятия всегда взаимосвязаны.

Основные различия

В отличие от мужчин, женская часть населения Земли чувствует и думает одновременно. Мужчинам легче сохранять холодный расчет и судить беспристрастно при выполнении каких-либо действий.

Кроме того, женщин отличает многозадачность и универсальность

Однако, из-за того, что женский мозг «распыляется», долго сохранять внимание на каком-то одном действии проблематично. Мужчины же выполняют всю работу постепенно, так как концентрируются на каждой задаче отдельно (это также обусловлено изолированностью полушарий)

Именно поэтому среди мужского населения более распространено упорное достижение целей и наивысшего мастерства.

Достоинства и недостатки мужского мышления

Качества со знаком «плюс»:

умение фокусироваться на задаче, выполнять ее тщательно;
высокая результативность;
логическое мышление без лишних ассоциаций и эмоций;
пространственное и абстрактное мышление;
расстановка приоритетов;
запоминание важной информации;
хорошая координация движений.

Качества со знаком «минус»:

затруднения в выполнении нескольких одинаково важных задач одновременно;
эмоциональная ненасыщенность и косноязычность;
долгое обдумывание поступков не позволяет быстро принимать решение;
риск провала и достижения бездарности, так как концентрация может быть направлена на бесполезное дело;
невнимание к деталям.

Достоинства и недостатки женского мышления

Положительные качества:

  • мультизадачность;
  • баланс при выполнении нескольких дел одновременно;
  • низкий риск провалиться;
  • высокая скорость мышления и принятия решений;
  • хорошая память;
  • развитая речь;
  • высокий уровень социального развития.

Отрицательные качества:

  • плохая концентрация;
  • пик результативности редко достигается;
  • ассоциации и эмоции часто подменяют логику;
  • совершение необдуманных поступков;
  • поверхностное отношение к серьезным вопросам и наоборот.
     
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector