Техника чтения в начальной школе: нормативы и требования

Содержание:

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Как научить ребёнка быстро читать?

Не стоит заставлять ребёнка читать. Постарайтесь вызвать у него искренний интерес к этому занятию. Для этого создайте дружественную, позитивную атмосферу и читайте с ребёнком примерно по 20 минут каждый день. Начните чтение столбиков слов в три-четыре буквы. Это может быть таблица на листе формата А5, с 20−24 шрифтом.

Читайте отрывки текста, объем которого будет на 20 слов больше скорости чтения ребёнка. Пусть ребёнок прочитывает отрывок три раза подряд. Выбирайте отрывки из рассказов Носова, Драгунского, Успенского. Они написаны естественным и живым языком, поэтому воспринимать текст будет проще.

Переходя к более длинным текстам, предложите ребёнку прочитать отрывок вслух и пересказать. Для детей, читающих в пределах 50 слов в минуту, достаточно одной-двух страниц. При более высокой скорости чтения, постепенно увеличивайте объем текста.

Помните, что искренний интерес к книгам улучшает навык чтения более естественно. Ранее мы рассказывали, как увлечь ребёнка чтением . Пользуйтесь нашими практическими советами.

Выделение доминанты или главного значения прочтенного текста

Проблема восприятия прочитанного текстового материала может быть связана с трудностью восстановления связующих составляющих предметов и имеющимися о них знаниями. Читая несложный текст, мы получаем восприятие на основании уже имеющегося багажа знаний, понимаем уже известный смысл и значение слов, ассоциируя их с собственным восприятием. С текстами трудными для восприятия, несущими поток новой информации, дело обстоит сложнее, здесь требуется установка новой логической цепочки, выстроенной в пространстве и времени.

Процесс осмысления прочитанного материала в такой ситуации требует концентрации внимания, достаточного багажа знаний и навыков их применения, а также должного владения некоторыми приемами мышления. Стремление запомнить текст вызывает естественное желание его понять, для чего используются следующие приемы. Выделяются ключевые опорные пункты в тексте, а также используется антиципация.

Принцип выявление опорных пунктов в смысловой цепочке происходит следующим образом. Весь текст делится на части, в каждой из них выделяется свой смысл, что улучшает восприятие прочитанного и способствует запоминанию. В качестве опорного элемента текста может быть любое понятие, связанное с ним. В их качестве могут выступать какие-либо второстепенные детали, термины или ассоциации, облегчающие запоминание.

В качестве опоры может служить любая ассоциация, сжатая информация несущая в себе общую смысловую нагрузку. Смысл данного метода сводится к необходимости понимания главной идеи написанного, выделения важных и значимых фраз. Таким образом, из текста выделяется центральное понятие и главная идея, что в итоге позволяет собрать ассоциированные понятия в одну общую идею, что является главным принципом общего понимания текста. Данный прием позволяет получить общее понимание текста без потери его смысловой нагрузки.

Другим важным приемом увеличения скорости чтения является антиципация или предвосхищение дальнейшего текста на основании смысловой догадки. Также можно определить это понятие как психологическое предвидение текста расположенного в дальнейшем. В основе лежат приемы определения логического развития событий, за счет результата анализа предыдущих событий. Антиципация обеспечивает ожидание процесса, еще в те моменты, когда предпосылок для этого не существует.

Практиковать такое явление возможно лишь в случае продуктивной работы мышления, для чего следует развить определенные навыки

Здесь читатель сосредотачивает свое внимание на целостном содержании написанного текста, а не на его конкретных частях. Основой применения метода является понимание общего содержания прочитанного, но не его частей отдельно

Что такое средняя скорость чтения и от чего она зависит

Сколько слов вы способны прочитать за минуту? Это и есть ваша примерная скорость чтения. Среднестатистический взрослый человек читает около 180 слов, то есть 1 книжную страницу за полторы-две минуты.Это немного. И свидетельствует о том, что техника у многих страдает.

Для примера обратимся к прошлому: раньше люди читали гораздо быстрее, и скорочтению учились самостоятельно. Например, Наполеон за минуту мог прочесть 2000 слов, а Бальзаку для того, чтобы полноценно насладиться 200-страничным романом, хватало получаса. Да что я все о зарубежных мастерах! Максим Горький в минуту читал 4000 тысячи слов!

Правда, стремясь увеличить уровень образования, многие стали возвращаться к изучению печатных изданий и стараются повысить скорость восприятия текста.

От чего же зависит, насколько быстро вы усваиваете полученную информацию? В первую очередь, конечно, от мастерства, попросту говоря, от того, насколько часто вы этим занимаетесь и пытаетесь ли совершенствовать технику. Второе – характер текста: научные труды какого-нибудь ученого, пусть даже очень увлекательные, вы вряд ли прочтете так же быстро, как и новую книгу о любимом Гарри Поттере.

Тренировка скорочтения

В начальной школе крайне важно развитие навыка чтения

Беглое и осмысленное прочтение литературы не только вызывает уважение у окружающих и гордость за себя, но и влияет на память, внимание, активизирует мыслительные процессы

Улучшить скорость и качество чтения позволяют специальные упражнения и игры. Для малышей, которые уже знакомы с буквами алфавита, создана настольная обучающая игра-тренажер «Чтение по слогам». Игра помогает быстро научиться читать и превращает процесс обучения в развлечение. Игровое поле с дорожками облегчает задачу слитного прочтения букв в слоге, а картинки выполняют роль подсказок.

Для более опытных читателей подойдёт набор упражнений, предназначенный для развития скорочтения:

  • Упражнение «Бросок-засечка». Чтобы повысить зрительные способности к ориентации в тексте, применяют эту методику. Суть её в следующем: учитель подаёт сигнал, после которого ребёнок начинает читать произведение вслух, при этом руки находятся на коленях. Как только звучит слово «засечка», ученик прекращает читать, поднимает голову, закрывает глаза и таким образом отдыхает некоторое время. Затем звучит команда «бросок», в этот момент школьник возвращается к книге, находит место прерывания и продолжает читать вслух. Длится упражнение около 5 минут.
  • Многократное перечитывание. Школьник читает произведение первый раз в течение 1 минуты, отмечает место, до которого дочитал, затем опять читает тот же отрывок, заново отмечает место остановки. Конечно же, во втором случае объём прочитанного увеличится на 2, 5, 10 слов. Увеличение количества текста вызывает у ребёнка положительную реакцию, ему хочется продолжить упражнение, но не рекомендуется перечитывать текст более трёх раз. Желательно закрепить успех, похвалив ребёнка за хороший результат.
  • Упражнение «Молния». По методике необходимо чередовать чтение в умеренном, комфортном режиме с переключением на ускоренный темп, когда читать нужно на максимальной скорости. Динамический переход происходит по команде учителя «молния» и длится сначала 20 секунд, затем время увеличивается до двух минут. Тренировку можно выполнять несколько раз.
  • Упражнение «Буксир». Участвуют два человека: взрослый (родитель или учитель) и ребёнок. Первый читает про себя, при этом пальцем двигает по книге, в это время ребёнок читает за ним вслух, стараясь не отставать от пальца взрослого, это помогает ему увеличить темп чтения.
  • Прочтение слов методом наоборот. Упражнение заключается в том, что все слова читаются не слева направо, а справа налево. Метод тренирует и помогает правильно сливать буквы и без напряжения читать слова.
  • Повышает внимательность упражнение на поиск нужного слова из множества других. Учитель пишет на доске много разных слов, а ученики должны найти слово, которое он озвучил.
  • Развить навык помогает упражнение с линейкой. Школьник должен закрыть верхнюю или нижнюю половину букв непрозрачной линейкой и попытаться прочитать предложение.
  • Чтение произведений «вверх ногами». Дети обожают читать перевёрнутые книги, это интересно, развивает и способствует повышению скорости чтения.
  • «Искажённое слово». Во время чтения взрослый специально произносит неправильно слово. В это время ребёнок прерывает чтеца и старается правильно произнести искажённое слово. Возможность поправить взрослого поднимает уважение ребёнка к себе и увеличивает веру в свои силы.

Учиться скорочтению нужно регулярно. Около 5 минут ежедневного чтения вполголоса заметно подтягивает навык. Можно это делать как на уроке, так и дома. Обязательно нужно читать перед сном.

Что такое скорочтение?

Ответ1 «Что такое скорочтение?»

Уже в слове скорочтение заложена часть смысла этого слова, скоро читать. Здесь
подразумевается скорость чтения выше средней. Те или иные методики дают различные
показатели скорости чтения. Заставляют мозг в определенный момент времени больше
напрягаться.

Утверждается что средняя скорость чтения приблизительно следующая:
200 слов за минуту,
1 страница за 1-1,5минуты
40 страниц за час,
стандартная книга средней сложности размером 300 страниц за 8 часов
если в ней 200 страниц, то за 5 часов.
В некоторых источниках утверждается скорость ещё меньше. Например 175 слов в минуту.

Так читают большинство людей. Издатели книг говорят, что 90% купленных книг
читают не далее первой главы.

В чем же суть скорочтения?

Может, стоит просто, не изучая скорочтения, тратить каждый день на чтение один
час и за год набежит 50 книг, или 2 часа и тогда будет 100.
Стоит учитывать и время на конспектирование и пересмотр конспектов, как сказал Козаренко
«Представьте себе, что вы прочитали книжку «300 приемов понравиться другому человеку».
Через неделю-другую от трехсот приемов в вашей памяти останется не более пяти. А
еще через месяц вам придется читать эту книгу заново. Через год вам будет казаться,
что вы читаете эту книгу в первый раз». Ну и в некоторых случаях надо тратить время
на запоминание.
И так, скорочтение это взятие планки 100 книг в год при 2 часах чтения ежедневно,
и чем больше книг, тем более высоко развит навык.

Ответ 2 «Что такое скорочтение?»

Думаю, скорочтение похоже на быструю печать. И там и там есть свои рекорды и
рекордсмены, большинство печатает медленно, а те кто часто использует этот навык
без всяких соло начинают печатать быстрее. Если этот навык действительно нужен,
например программистам, писателям, то они повысят его с помощью обучающих программ
и практики. Быстрое чтение подразумевает прочесть как можно больше текста за меньшее
время. Все методики сводятся к тому как быстрее воспринимать текст. А что
если пойти от другой величины — времени.
Зачем быстро читать? — чтобы сэкономить время. А может можно сэкономить время другими
способами и уделять чтению, например, в 2 раза больше времени. И получится, что
мы читаем в 2 раза «быстрее»

«В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие-нибудь
развить»
Н. Элькельман

Вывод такой — если хочешь добиться серьезных и качественных успехов, готовься
заниматься этим достаточно долго. Если не способен, то лучше и не берись.

Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»

Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?

Для проверки скорости чтения не подойдет любая литература, которая оказалась в данный момент под рукой. Прежде всего, нужно учесть степень подготовки ребенка, его возраст. Для младших школьников текст не должен быть слишком «заумным», содержать какие-то технические характеристики бытовой техники, например, или фрагменты художественной литературы, которую ребенок просто не поймет в силу своего возраста. Но и любимую, зачитанную «до дыр» книжку тоже не стоит брать в качестве пособия для проверки – ребенок и так знает ее наизусть. Для более старших учеников текст можно взять и посложнее.

Вот общие рекомендации по подбору тестовой литературы для младших школьников:

  • Текст должен быть незнакомым, но понятным.
  • Без обилия знаков препинания.
  • Без иллюстраций.
  • Не содержать сложных слов.
  • Помещаться на странице.
  • Шрифт – крупный и разборчивый.

Нормы техники чтения для учеников начальной школы

Техника чтения напрямую связана с общей успеваемостью ученика по школьным предметам. Умение читать в хорошем темпе и понимать прочитанное необходимо для того, чтобы в полной мере усваивать необходимую информацию.

В белорусских школах проверка техники чтения проводится с первого по четвертый классы два раза в год. Учитель оценивает:

способ чтения — умение читать по буквам, отрывисто или плавно по слогам, слогами и словами, словами с прочтением по слогам трудных слов, целыми словами;

темп чтения — быстрота прочтения текста, которая соотносится с индивидуальным темпом разговорной речи;

правильность чтения — наличие или отсутствие ошибок и их характер. Например, искажение и пропуск слов, ошибки в ударении;

осознанность — понимание слов, предложений и общего смысла прочитанного.

Осознанность и выразительность чтения

Под осознанностью чтения подразумевается, насколько понял или не понял ученик прочитанный текст. Не всегда темп чтения важен: намного важнее, чтобы школьник осознанно понимал смысл и значение каждого слова, фразы в тексте, как и текст в целом. Понимание и вникание в смысл прочитанного базируются на словарном запасе, соответствующим возрасту ребенка, и умении строить правильные грамматические конструкции. Из этого следует, что понимание читаемого текста зависит как от скорости, способа чтения, так и от развития речи. Чем развитей речь у ребенка, тем глубже он вникает в читаемые страницы. И чем больше читает, тем лучше развивается речь. Это две взаимосвязанные стороны одной медали.

Понимание читаемого текста зависит как от скорости, способа чтения, так и от развития речи

Осознанию текста способствует выразительность прочтения. Проявление эмоциональности помогает более детальному вниканию в слова, фразы и осознанию прочитанного в целом. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка расставлять смысловые ударения, паузы, находить нужные по смыслу интонации.

Детская литература

Курсы скорочтения

Представленные выше упражнения рассчитаны на самостоятельное обучение скорочтению. Если самодисциплина у вас хромает, подумайте над тем, чтобы записаться на специальные курсы. Под руководством опытного тренера процесс будет идти в разы быстрее. Он и ошибки исправит, и советом поделится, и поможет не потерять мотивацию.

Сегодня в каждом большом городе есть курсы скорочтения, где вы можете заниматься в группах и индивидуально. Если не хотите тратить время на дорогу туда и обратно, советую присмотреться к онлайн-курсам. Они, помимо всего прочего, еще и дешевле.

Скорочтение – Викиум

Скорочтение – курс на популярной платформе для развития мозга. Он состоит из 21 занятия, которые включают в себя теоретическую информацию и отработку упражнений на специальных тренажерах.

Курс поможет вам:

научиться включать концентрацию на максимум;
развить навык эффективного управления вниманием;
улучшить восприятие прочитанного материала;
увеличить объем памяти;
и, конечно, увеличить скорость чтения в несколько раз.

Стоимость курса – 1 490 руб.

Эффективное чтение – Advance

Курс Эффективное чтение разработан специалистами известного на всю Россию центра образовательных технологий Advance. Центр славится своими авторскими методиками эффективного обучения, основанными на инновационных разработках в области педагогики, психологии и нейрофизиологии.

Программа состоит из 16 занятий, продолжительностью 80–120 минут. В ходе обучения упор делается на развитие концентрации внимания, синхронизацию работы двух полушарий мозга, тренировку памяти, пополнение словарного запаса. Вишенкой на торте является работа над чтением вслух и развитием дикции.

Стоимость обучения – 14 900 руб. Пробный урок можно пройти бесплатно.

Быстрое чтение и эффективное усвоение информации – 4brain

Быстрое чтение и эффективное усвоение информации – курс, разработанный командой сервиса 4brain. Он создан специально для людей, которые взаимодействуют с большими объемами текстовой информации. Ну и для тех, кто стремится к постоянному развитию и росту.

Как проходит обучение:

  1. Вы проходите специальный тест, который распознает все факторы, тормозящие процесс чтения.
  2. В соответствии с результатами теста программа составляет для вас индивидуальную программу обучения.
  3. Каждый день вам будет предложено пройти несколько заданий на развитие навыка быстрого чтения. Они займут 20–30 минут.
  4. В ходе обучения вам также нужно будет проходить промежуточные тесты, чтобы оценить динамику и при необходимости скорректировать программу.
  5. В конце вам предстоит пройти большой финальный тест. На него будет выделено несколько дней.

Общая продолжительность курса – 4 недели. По окончании выдается диплом, в котором будут указаны результаты финального теста. Стоимость обучения – 1 990 руб. После оплаты у вас будет неделя, чтобы протестировать курс. Если вы пройдете не более двух занятий и решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.

Больше обучающих программ ищите в нашей подборке онлайн-курсов по скорочтению.

Сколько страниц в день нужно читать

Увлеченность литературой несет в себе огромное количество преимуществ. Регулярно читающий человек лучше анализирует текстовую информацию, продуктивнее знакомится с ней. К тому же, чтение книг развивает интуитивную грамотность, что очень полезно для школьников. Возможность знать на уровне подсознания как пишется то или иное слово пригодится как в детстве, так и во взрослой жизни.

Нет определенного норматива, который регулирует сколько книжных страниц в день должен читать ребенок. Это связано с тем, что скорость чтения у детей различается в зависимости от их возраста, поэтому у первоклассника и пятиклассника объем прочитанного в течение дня будет различаться

Но, чтобы увлеченность литературой приносила только пользу, важно следовать общим рекомендациям:

нужно следить за тем, чтобы ребенок читал при хорошем освещении. Текст книги должен быть крупным, чтобы не портить зрение

Здоровье глаз очень важно, поэтому медицинские работники советуют уделять не более одного часа в день на дополнительное чтение для учеников первого–четвертого класса. Также важно следить за осанкой и расстоянием от глаз до текста, так удастся избежать всяческих негативных последствий.
важно не заставить ребенка читать, а привить ему любовь к литературе

Родители должны помнить, что дополнительное чтение не относится к изучению школьной программы, поэтому нужно учитывать вкусы и интересы детей при выборе книг.
чтобы дополнительное чтение приносило видимые результаты, оно должно быть регулярным. Но школьная нагрузка и количество домашних заданий у ребенка меняется день ото дня. Если ученик устал, то приоритетнее дать ему отдохнуть.

Когда учащиеся читают вне школьной программы это очень полезно для развития их навыков. Но существуют и другие, более продвинутые методики, которые позволяют научиться знакомиться с текстом намного быстрее.

Тексты для проверки в 1 классе

Текст №1. 1 класс (апрель)

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

(31 слово. Л. Толстой)

Текст №2. Дедушка

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

(23 слова)

Текст №3

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

(18 слов. Л. Толстой)

Текст №4 Игрушки

У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи.

(23 слова)

Текст №5 Как Алик напугал маму и папу

Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки.

А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну!

(37 слов)  

Текст №6 Галка

Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

(38 слов. Г. Скребицкий)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector