Методика чтения по вертикали. обучаемся быстрому чтению самостоятельно

Содержание:

Как научиться скорочтению в домашних условиях?

Многие курсы скорочтения в своих программах отталкиваются от одних и тех же методов (что не удивительно, ведь в школе или до нее нам всем прививают один и тот же метод чтения, который и тормозит процесс). Приведем основные способы, которые помогут увеличить скорость чтения без потери в эффективности. Обучение технике скорочтения можно разделить на две группы: сначала надо избавиться от того, что мешает читать быстрее, а потом учиться наращивать скорость (это достигается в основном практикой). Рассмотрим базовые упражнения для развития навыка скорочтения.

Приобретаем нужные для скорочтения навыки и избавляемся от ненужных

1. Одним из основных препятствий на пути к быстрому чтению является субвокализация , т.е. привычка мысленно проговаривать текст про себя. В результате наш мозг, помимо зрительной, вынужден обрабатывать еще и речевую информацию,

Если субвокализация сопровождается бубнением вслух или движением губ (артикуляцией), избавиться от нее можно, зажав между зубами какой-либо предмет или аккуратно прикусив язык. Если же проговаривание происходит на уровне связок (но без выраженного произнесения звуков) и мозга, наилучшим способом подавления субвокализации станут специальные упражнения. Во время чтения человеку предлагается отбивать карандашом или пальцем определенный такт, произносить про себя скороговорки и стишки, напевать, считать до 20 — словом, делать то, что мешает произносить про себя текст. Развить навыки скорочтения поможет даже метроном (его можно купить или скачать в Интернете программу-метроном) и читать под стук механизма, периодически меняя частоту его ритма.

2. Другим «тормозом» в освоении навыка скорочтения выступают так называемые регрессии — возвратные движения глаз и перечитывание абзацев и предложений. Подсчитано, что в силу невнимательности или наличия трудных для понимания отрывков текста человек возвращается к прочитанному до 10-11 раз! Устранить проблему можно с помощью картонной закладки или, например, листа бумаги, которыми необходимо закрывать уже усвоенный материал.

3. Еще одной причиной небольшой скорости чтения является плохо развитое периферическое зрение, не позволяющее охватить одним взглядом объемные участки текста. В этом случае рекомендуется обучение вертикальному чтению, при котором, глядя в центр строки, человек будет видеть ее целиком и сможет переходить на следующую строчку как бы по вертикальной линии.

Тренироваться лучше всего на узких текстах (к примеру, газетных колонках) или таблицах Шульге, представляющих собой квадраты из 25 ячеек. В каждую ячейку вразброс вписывают цифры от 1 до 25, а затем с расстояния около 30 см, сосредоточив взгляд на центральной цифре, пытаются отыскать остальные по порядку.

Чтобы не привыкать к одной таблице, стоит нарисовать несколько или вместо цифр использовать буквы алфавита. Если таблица 5х5 станет для вас слишком легкой, количество ячеек всегда можно увеличить.

Увеличиваем скорость

Когда вы успешно избавитесь от привитых с детства тормозов, вы уже будете читать быстрее, чем раньше. Однако нет пределов совершенству, и техника скорочтения — не исключение. Так, чтобы дополнительно повысить

поверхностного чтенияусидчивость и непрерывность тренировок

Тренируясь, обязательно следите за тем, чтобы вы понимали смысл прочитанного. Если смысл стал от вас ускользать — немного сбавьте скорость, ведь от 100 добросовестно прочитанных, но не понятых страниц практической пользы немного.

Кстати, часто многие специалисты рекомендуют сочетать тренировки скорочтения с тренировками памяти. Некоторые упражнения мы приводим в статье, посвященной тому, как развить эйдетическую память.

Зачем читать быстро?

С каждым классом
возрастает объем информации, который нужно усвоить школьнику. Без умения быстро
читать это будет сделать с каждым разом все сложнее. Скорочтение и развитие
памяти
тесно связаны между собой. Когда ребенок хорошо читает, ему легче
запомнить текст и пересказать его содержание. От этого зависят его успехи в
обучении любым предметам.

Те дети, которые читают
медленно и без желания, не могут справиться с большим потоком информации. И
соответственно, начинают проигрывать в знаниях своим сверстникам, которые умеют
это делать быстро. Нельзя упускать из внимания значимость умения быстро читать
для эффективного овладевания знаниями на протяжении всей жизни.

Важно понимать, что дает скорочтение ребенку. Этот полезный и нужный навык помогает:. на ментальном уровне понять любой текст, проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное;

на ментальном уровне понять любой текст, проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное;

быстро запоминать любые полученные знания;

развивать способность мозга усваивать большие объемы информации;

увеличить скорость чтения в 5-10 раз;

привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий;

развить навык грамотного письма;

стать увереннее в себе.

Способность быстро читать
закладывает в человеке успешность с самого детства. Овладев техникой быстрого
чтения, она остается навсегда и с годами утратить ее невозможно.

Чтобы занятия по обучению
скорочтению принесли пользу, важно не перегружать мозг ребенка и не заставлять
это делать. Самым лучшим решением будет начать занятия тогда, когда дети хотят
заниматься и сами понимают, зачем им это нужно

При этом необходимо давать для
чтения и изучения тексты соответствующей возрасту сложности.

Что мешает быстрому чтению?

Проговаривание «про себя»

Одна из самых распространенных проблем заключается в том, что ребёнок читает про себя: то есть он не просто шевелит губами и языком, но ещё и воспроизводит слова у себя в голове, при этом его глаза могут оставаться на одной точке. Такое явление существенно снижает скорость восприятия информации и прочтения.

Ограниченное поле зрения

С такой проблемой в основном сталкиваются дети. Дело в том, что детский глаз, в сравнении со взрослым, имеет относительно небольшое поле зрения, то есть ребёнок может видеть только картинку перед собой.

Возврат к прочитанному

Проблемой для детей и подростков в момент чтения зачастую становится эффект регрессии. В этом случае глаза постоянно возвращаются к материалу, который уже был прочитан ранее — это считается недопустимым. Скажем больше: такой дефект искореняется с большим трудом

Очень важно не путать регрессию с рецепцией, последняя представляет собой ту же самую регрессию, но она возникает с целью переосмысления прочитанного текста либо его лучшего усвоения. Она может быть оправдана, если у ребёнка возникают вопросы по материалу

Отвлечение от текста

Немаловажным фактором является то, что словарный запас и общий багаж знаний у детей невелики. Получается, что малыш пытается мысленно понять суть какого-то слова, значение которого ему не известно, таким образом, скорость чтения понижается

В этой ситуации очень важно сокращать путь между самим текстом и его анализом, для этого очень важно тренировать восприятие информации не через слух, а зрительно. Ну и, наконец, многие дети страдают дефицитом внимания либо гиперактивностью

Читать без регресса

Прочитал слово — снова перечитал. Прочитал предложение — снова возвращаешься в начало строки. Знакомо? Это и есть регресс в чтении. Обычно такое происходит, если возникают какие-то вопросы по тексту или отдельным словам. А некоторые незаметно для себя даже лёгкий текст читают дважды, как будто для верности. Когда возвраты обоснованы, то есть у нас, к примеру, возникают новые мысли, их считают обоснованными и называют реципациями. Но и реципации, и регрессии сильно уменьшает скорость чтения.

И всё же почему мы читаем с регрессами? Самая часта причина — это привычка. Порой так получается из-за невнимательности, а не оттого, что текст требует какого-то дополнительного осмысления. Отказавшись от чтения с регрессами мы будем читать в два раза быстрее.

Методика быстрого чтения рекомендует перечитывать текст только после первого законченного чтения.

Упражнения для первоклашек

Классическое скорочтение рассчитано на детей старше десяти лет. Они содержат занятия на устранение проговаривания. Есть ряд приемов, которые разработаны для первоклассников, которые могут увеличить скорость чтения, улучшить память и внимательность ребенка.

Автоматизированное чтение слогов

Ребенок, не умеющий складывать слоги, пытается просто угадать правильный вариант, используя в помощь смысловой контекст. Это вдет к большому количеству ошибок и тормозит развитие чтения. Чтобы этого не происходило, использовать необходимо слоговый материал для учебе чтению. Так угадать слог невозможно.

Постепенно развивается умение читать по-сложно слова. Такой метод применяется для детей, страдающие дислексией. В этом случае обучить классическими методами чтения крайне сложно. Для этого существуют слоговые таблицы, выглядящие таким образом:

Родитель или педагог случайным образом указывает на слога, а ребенок должен его прочитать. Вначале используют таблицы из девяти клеток, постепенно она становится больше – 24, 36, 48. Таким образом чтение слогов становится автоматическим.

Хоровое чтение

Эта методика давно вошла в инструментарий русской классической школы. Ушинский К.Д. рекомендовал хоровое чтение для оживления класса и снятия усталости.

Хоровое чтение – активная и действенная форма научить читать с выражением. Чтение поэзии влияет на качество речи, появляется правильное произношение, развивается слух. В такой форме лучше запоминаются стихи или песни. Это влияет на память в целом и помогает правильно проговаривать слова и отдельные звуки.

Задание «буксир»

Это задание используется для повышения скорости чтения. Ведущим становится взрослый или учащийся, с высокой скоростью чтения. Он читает текст, остальные должны успеть за ним. Такое упражнение проводится в начальных классах и группах детских садов.

Можно делать внезапные остановки, которые не ожидают другие читающие. Ведущие может специально допускать ошибки, на которые должны указать другие читающие.

Прыжок-остановка

С командой «прыжок», ребенок должен начать читать, пока не услышит команду «остановка». Он прекращает чтение и отводит глаза от книги или закрывает ее. При следующем «прыжке», он должен начать с того места, на котором остановился.

Половинка

На экране монитора или бумажных карточках показывается слово, обрезанное на половину, и ребенок должен догадаться что за слово изображено на этой картин.

Визуализируйте и придумывайте ассоциации

Первый способ улучшить этот навык – читать предложение или абзац, а потом пересказывать. Когда мы пересказываем текст своими словами, то используем самый надежный способ повторения информации – активное воспроизведение.

Еще одна рекомендация – визуализируйте прочитанное. Старайтесь представлять яркий эмоциональный образ на каждую подробность и соединять их в цепочку. Для тренировки попробуйте упражнение. – Возьмите список слов (например, попугай, собака, абрикос, елка, облако, вилка). Представьте образ на каждое слово и придумайте историю с этими образами, например:

  • Попугай. Представить его легко. Можно вспомнить персонажа из мультика “Алладин” – красного попугая Ара “Яго” или любого другого попугая, который всплывает у вас в “голове” при слове попугай. Такую операцию. проделайте со всеми словами.
  • Второе слово – собака (пусть это будет обычная дворняга, чтобы случайно не запомнить овчарку или мопса вместо собаки). Соединим эти 2 образа. Пусть попугай летит, а сверху на него вдруг прыгнула собака. Она боится упасть и из-за всех сил держится за попугая, провоцируя полет зигзагами. И попугай и собака должны быть большими.
  • Теперь нужно связать собаку и абрикос. Пусть из ушей пса вдруг посыплются на землю абрикосы (не спутайте с персиками – сохраните размер и цвет).
  • Абрикосы, в свою очередь, падают на елку и остаются висеть, как новогодние игрушки.
  • Елка очень высокая. Настолько, что облако, проплывающее над ней, зацепилось за верхушку.
  • Вдруг сверху облако протыкается огромной вилкой, которая воткнулась в землю.
  • Теперь вспомните образы и повторите слова по порядку. Это упражнение называется цепочки.

Повышение темпа

Начать необходимо с повышения темпа чтения. При этом нужно усваивать информацию, запоминать прочитанный текст. Есть несколько способов ускорения:

  • ежедневная практика;
  • переход от легкого материала к сложному;
  • использование закладки;
  • изменение отношения к чтению.

Уделять чтению время нужно каждый день. Даже 15−20 минут будет достаточно для того, чтобы ускорить свой темп. Не стоит отчаиваться, если за несколько недель не получилось добиться желаемого результата. Курс скорочтения рассчитан на месяцы и даже годы. Регулярно нужно замерять свой темп. Для этого можно с помощью таймера определить, сколько слов в минуту удается читать.

Обязательно нужно использовать закладку или палец для перемещения по строкам по мере чтения книги. С помощью инструмента можно задать темп, ведь глаза будут передвигаться вслед за линейкой. Указатель в этом случае действует на взгляд, как магнит.

КАК Читать 50 Слов в Секунду? УЗНАЙ 8 Секретов!

Watch this video on YouTube

Важно также изменить свое отношение к чтению. Это занятие должно рассматриваться не как тяжкий труд, а как отдых от всех обязанностей

Книги позволяют узнать что-то новое, расширить кругозор. Не стоит пересиливать себя и заставлять читать. Занятие должно приносить положительные эмоции, поэтому лучше делать перерывы и не ускорять темп, когда устали глаза или болит голова.

Эффективные приемы

Научиться быстро читать можно с помощью традиционных упражнений для развития скорочтения, описанных в различных методиках. Увеличить поле зрения во время процесса прочитывания книг позволяет специальная гимнастика для глаз. Она способствует эффективному использованию зрительной системы. Сокращение времени и количества фиксаций на строке увеличивает скорость чтения. Неподвижность глаз в момент просмотра текста помогает увидеть большую его часть. Существуют различные техники синхронизации полушарий, которые способствуют развитию скорочтения.

На начальном этапе обучения скорочтению можно пользоваться указкой или любой другой палочкой. Указка скользит по строчкам, и человек не возвращается к прочитанному материалу. Через какое-то время повышается быстрота прочитывания, и палочка больше не нужна. Пристрелочный способ диагонального чтения предполагает восприятие материала без его прочтения. Нужно просмотреть конкретный фрагмент, не читая его. Затем надо закрыть глаза и подумать, о чём он был. Дальше следует просмотреть информацию ещё раз и понять, какие новые сведения вы извлекли. Большой популярностью пользуются и другие эффективные методы.

Расширение угла зрения таблицами Шульте

Таблицы представляют собой цифры, расположенные случайным образом. Нужно мысленно беззвучным способом расставить их по порядку. Хаотично разбросанные цифры в сетке заставляют человека воспользоваться периферийным зрением. При поиске чисел необходимо сосредоточить свой взгляд на центральной части таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Если не получается отыскать все числа, не отрывая взгляд от центральной ячейки, то можно быстро глянуть вверх и вниз. Целью является обозрение всей сетки с одновременной фиксацией центральной цифры с левыми, правыми, нижними, верхними числами. Важен не столько поиск цифр, сколько концентрация внимания и одномоментное видение всей зоны.

Интегральный алгоритм чтения

Книгу нужно не просто прочесть, но и понять, осмыслить, запомнить. Данная методика подразумевает извлечение нужных сведений из текста без полного его прочтения. Лучше всего в этот момент воспользоваться образным мышлением. Можно применить готовую схему или самостоятельно её придумать. Для этого надо информацию разделить на отдельные блоки. Например, название статьи, автор, тема, основное содержание, интересные факты, новизна материала, спорные моменты. Интегральный метод чтения подходит для изучения различных публикаций.

Выделение смысловых опорных пунктов

Данный способ предполагает вычленение главной мысли. Содержание сокращают до сжатых фраз, освещающих основную идею книги. Опорой могут служить ассоциативные ряды. Выбирайте яркие и запоминающиеся ассоциации.

Антиципация и реципация

Читатель может опираться на смысл большого фрагмента. Он по нескольким предложениям способен понять весь текст. Понимание происходит за счёт накопленных смысловых стереотипов и текстовых штампов. Обработка прочитанных сведений доходит до автоматизма. Человеку достаточно увидеть несколько слов для полного восприятия всего содержимого. Такая смысловая догадка называется антиципацией. Человек по каким-то косвенным признакам произведения предугадывает развитие событий.

Реципация означает мысленный возврат к прочитанному материалу с целью более глубокого понимания текста. В отличие от регрессии, которая представляет собой непроизвольный возврат к прочитанным фразам, реципация представляет собой осознанное возвращение к конкретному фрагменту с целью уточнения непонятных моментов. Возникающее при регрессиях механическое возвращение к прочитанным отрывкам снижает эффективность чтения.

Способы, как научиться быстро читать книги и запоминать прочитанное

Задумайтесь, сколько времени можно сэкономить, если знать, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное.

Обычному человеку требуется 3-5 минут, чтобы прочесть страницу целиком. «Быстрому» читателю на это нужно меньше минуты. Получается, что 200 страниц книги он легко осилит за 200 минут, а тому, кто читает в медленном темпе, придется потратить на этот же объем 1000 минут. Разница — 13 часов!

Существуют различные способы научиться быстро читать.

Ускоренный темп

Во время поездки со скоростью 120 км/час водитель более внимательно следит за дорогой, чем при 60 км/час. Так происходит и в то время, когда вы читаете. Быстрый темп заставляет нас сосредоточиться. Регулируйте темп с помощью указки (пальца).

Продолжайте наращивать темп, прочитывая сразу несколько слов. Возможно, до вас первое время трудно будет доходить смысл, но со временем вы научитесь понимать прочитанное. Читайте с такой же скоростью, с которой перемещаете палец.

Метроном

Сначала настройте прибор на медленную скорость. Начинайте читать медленно, в соответствии с ритмом метронома. Постепенно увеличивайте скорость на приборе и во время чтения. Старайтесь достичь понимания текста.

Отбивание ритма

Способ похож на предыдущий. Одновременное чтение и отбивание ритма поможет подавить артикуляцию. Работа речевых органов (губ, языка, гортани) во время чтения текста называется «проговариванием». Почему вредна эта привычка, мы расскажем ниже.

Отбивание ритма поможет отвлечь от проговаривания. Можно взять карандаш и во время чтения выстукивать какой-то ритм. Как альтернативу можно использовать обратный счет: 10,9,8,… Вы будете следить за счетом или ритмом и не сможете проговаривать слова.

Скольжение

Специалисты считают, что это самый быстрый способ научиться читать. Старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество символов: букв, цифр, знаков — не всматривайтесь только в буквы. Сначала вы будете запоминать мало, но со временем научитесь усваивать максимум информации.

Чтение по диагонали

Читайте от верхнего левого угла страницы к нижнему правому. Основное правило: нельзя возвращаться к прочитанному и допускать движение глаз влево-вправо. Сначала вы сможете охватывать лишь несколько слов, но постепенно объем будет увеличиваться.

Такое чтение научит выделять ключевые слова и пропускать «словесный мусор».

В итоге достаточно будет только взгляда на страницу, чтобы уловить основную информацию.

Пропуск неважных слов

В каждом тексте есть слова, которые не несут никакой смысловой нагрузки — маленькие слова. Попробуйте читать текст и пропускать «если», «к», «есть», «или» и т.д. Вы увидите, что их пропуск ни на что не влияет. Практикуя такой способ чтения, со временем вы научитесь автоматически пропускать неважные слова.

Когда ребенок просит: «Хочу научиться скорочтению», предложите ему специальные тексты. Они отличаются от обычных и отлично подходят для формирования навыка. На текст может быть наложена картинка в виде паутинки или решетки, которая закрывает некоторые буквы. Текст может быть написан вверх ногами или перевернут на 90 градусов, в нем могут отсутствовать буквы и проч. Перечисленные виды текстов вы найдете в книгах по скорочтению для детей.

Лучшее решение для родителей, которые хотят научить своего ребенка хорошо и быстро читать — О.В. Узорова «Самый быстрый способ научиться читать». Книга содержит слоговые таблицы, которые помогут отработать навык чтения по принципу «от простого к сложному».

Что мешает нам быстро читать?

Причины или привычки, по которым мы медленно читаем самые разные:

  • Очень часто мы отвлекаемся и не можем смотреть сосредоточенно на текст, взгляд чаще всего рассеянный. А необходимо четко фиксировать взгляд на слова при чтении и стараться читать не словами, а фразами. Фразы могут состоять из нескольких слов. Чаще всего фразы должны состоять от 3-х слов и больше.
  • При чтении мы как бы проговариваем прочитанное про себя и тем самым замедляем процесс чтения. Так как проговаривание требует дополнительного времени и скорость от этого падает иногда до 150 слов в минуту (мы говорим именно с такой скоростью). Если мы не проговариваем про себя текст, то понимаем смысл чтения мгновенно.
  • Возврат к отдельным фрагментам текста тоже снижает нашу скорость. Мы часто возвращаемся к прочитанному, так как не уверены, что поняли написанное так как необходимо. И это тоже снижает скорость чтения.
  • Невнимательность или нежелание сосредоточиться на чтении, так как вашу голову занимают какие-то другие мысли. Лучше не читать в этот момент, пользы не будет никакой. Время будет потрачено, а то, что прочитали не запомнили.
  • Сложные и технические тексты, требующие дополнительных знаний, например, знание языков для перевода текста или профессиональных знаний.
  • Чтение «от корки до корки» тоже считается бессмысленным. Можно сократить чтение, без утраты понимания текста. Если это тех/литература, то в 2 раза, если художественная, то в 3-4 раза, причем понимание текста не пострадает.

Цель вашего чтения

Стоит задать себе всего один вопрос перед началом чтения: Какую цель вы преследуете когда читаете?

  • Обучиться чему-то
  • Повторить ранее пройденное
  • Найти новые идеи
  • Расширить кругозор
  • Отдохнуть, расслабиться и почитать что-то интересное
  • Получить новую информацию или узнать новости
  • Найти ответы на вопросы
  • Запомнить новые слова

Из этого следует, что скорочтение нам необходимо:

  • Чтобы понимать информацию, так как скорость не важна, если вы ничего не понимаете из прочитанного
  • Увеличить скорость чтения, чтобы сэкономить время

Одно условие невозможно без другого. Поэтому просто увеличение скорости бессмысленно, без понимания информации. Причем понимание и осознанность всегда должны быть в приоритете.

Чтобы развить «скорочтение» и не потерять этот навык, необходимо тренировать его каждый день!

Полезные советы для быстрого чтения:

При чтении делайте пометки карандашом или приклеивайте «липкие бумажки» Выделяйте главную мысль Читайте только тогда, когда ваш ум этого требует Не останавливайтесь по мере чтения, двигайте глазами плавно, а не скачками Не возвращайтесь глазами и мыслями к прочитанному, это сильно отвлекает внимание и отнимает время. Дочитайте до конца страницы! Возвращаться вам приходится, если в голове у вас «словомешалка», вы читаете, а думаете о своем, поэтому и не воспринимаете текст Вникайте в суть сразу при чтении, и тренируйте этот навык Фокус внимания должен быть в одном месте, например, можно взять карандаш или вести пальцем по тексту при чтении

Так у вас зрение будет фиксировать одну точку, а не весь текст сразу Делитесь прочитанным с друзьями, пересказывайте информацию. Это очень хороший навык для памяти!

Навык скорочтения состоит из трех последовательных процессов:

  1. Изучение техник скорочтения
  2. Применение техники скорочтения
  3. Чтение с пониманием материала чтения

Популярные вопросы про скорочтение

Скорочтение окутано различными мифами и домыслами. Я подготовила ответы на самые популярные вопросы, связанные с ним.

Смогу ли я читать обычным способом после того, как освою скорочтение?

Да, конечно. Навык обычного построчного чтения никуда не денется. Как и раньше, вы сможете наслаждаться любимой литературой, смакуя каждое слово. А деловые и учебные тексты проглатывать играючи.

С какого возраста можно начинать учиться скорочтению?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые специалисты не рекомендуют заниматься до 14 лет, другие советуют начинать уже в 7–8. В любом случае у ребенка должен быть сформирован навык осознанного чтения и наработана хорошая скорость построчного чтения. Упражнения из нашей статьи подойдут детям с 14 лет. Для более раннего возраста используются другие.

Нужны ли какие-то специальные навыки для освоения скорочтения?

Кроме умения читать никаких больше навыков не требуется. В скорочтении нет ничего сложного. Это всего лишь многократная отработка специальных техник и выработка определенных привычек.

Навык скорочтения остается у человека навсегда?

Здесь дело обстоит так же, как и с другими навыками. Если вы ими регулярно пользуетесь или хотя бы освежаете в памяти, то они будут служить вам до конца жизни.

Можно ли использовать скорочтение для чтения на иностранном языке?

Безусловно. При условии хорошего владения этим языком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector