Расширяем словарный запас

Содержание:

Исторические фразеологизмы

С помощью фразеологизмов можно проследить, как менялась история русского народа, какие предметы были в быту.

  • Вольный казак — свободный человек. Выражение зародилось в России 15-17 вв. Так назывались люди, которые сбегали из городов на окраины, спасаясь от крепостного права.
  • Варфоломеевская ночь — нечестная расправа над противником с применением подлых способов. В день святого Варфоломея 23 августа 1572 г. солдаты убили всех гугенотов по приказу папы Римского, потому что он объявил их отступниками.
  • Кисейная барышня — изнеженная, неприспособленная к жизни. Этот фразеологизм появился в 19 веке от слова “кисея”, что означает “тонкая ткань”.

Науки о лексике

Словарный запас языков изучается несколькими науками:

  1. Лексикология (изучает слово). Лингвистический раздел, конкретно посвященный лексике. Разделяется дополнительно на две категории – общую и частную. Лексика изучает слова и их значения, историю формирования современного словарного запаса, взаимоотношения различных понятий, функциональные отличия слов.
  2. Семантика. Еще один лингвистический раздел, изучающий смысловое значение отдельных языковых единиц. Основной инструмент – семантический анализ. Семасиология – устаревшее название этого направления.
  3. Ономасиология. Характеризуется как теория номинации или наука об именах. Считается одним из ответвлений семантики с той разницей, что противопоставляется семасиологии. В ономасиологии ход исследований от конкретной вещи к мысли о ней, обозначению данного предмета своим именем.

Если говорить кратко, лексика – это наука, изучающая слово.

Как пополнять активный и пассивный словарный запас

Пополнение активного и пассивного запаса неразрывно связаны между собой. Скажем, если вы много читаете, смотрите фильмы на изучаемом языке и слушаете большое количество

«качество» перейдет в «количество»

С другой стороны, почти для всех учащихся характерна ситуация: лексика заучивается, часто употребляется в какой-то промежуток времени, а после надобность в ней фактически отпадает. Значительная часть таких слов из активного запаса уйдет в пассивный запас – так устроена наша память. Например, вы изучаете тему «медицина» или «мебель» и используете соответствующую лексику на нескольких занятиях, а после переходите к другим темам. Некоторые слова остаются в активном запасе (обычно те, что вы так или иначе продолжаете использовать), некоторые переходят в пассивный, а некоторые – забываются совсем. Именно поэтому важную роль в изучении языка играет повторение.

Советы по пополнению активного и пассивного лексического запаса

Существует несколько правил, как пополнять активный и пассивный словарный запасы.

С пассивным все достаточно просто.

много читать и слушатьслушать песни и смотреть фильмы

Перевести слова из пассивного словаря в активный – задача более сложная. Но и она вполне разрешима, особенно если будете придерживаться следующих советов.

1. Как можно больше пишите на иностранном языке

Пишите тексты – любые, самого разного плана и характера. Их выбор целесообразно связать с тем, для чего вы изучаете язык. Если вы планируете сдавать экзамен, пишите эссе и сочинения со структурой, которая требуется для сдачи именно вашего экзамена. Если вы уделяете больше внимания разговорной речи, попробуйте, к примеру, вести личный дневник на иностранном языке.

3. Подбирайте ассоциации к словам и фразам, которые хотите перевести в активный запас

Для того чтобы построить ассоциацию с иностранным словом или выражением, можно воспользоваться несколькими приемами:

  1. Ассоциировать слово на иностранном со словом на родном языке по звучанию.
    Например, английское слово «clever» похоже по звучанию на русское слово «клевер», «tree» на «три» и.т.д.

Ассоциировать слово (или фразу) на иностранном с определенной ситуацией, придавая ему эмоциональную окраску.
Например, слово «Angst» («страх» с нем.) можно связать с ситуацией, когда вы вам было действительно страшно и вы испытали сильные эмоции.

Ассоциировать новое слово с каким-либо определенным человеком или персонажем
Особенно эффективным этот метод может быть, если вы изучаете слова, связанные с внешностью или характером. Например, если представить себе Золушку, то нетрудно запомнить ряд ассоциативных характеристик: добрая, сирота, красивая, трудолюбивая и.т.д. Изучая слова и ассоциируя их с определенной картинкой (в данном случае с ярким образом сказочной героини), вы сможете без труда их вспомнить и употребить в речи.

поговорить или переписыватьсяПишите постыкомментируйте чужие высказывания

6. Играйте в игры

Для запоминания новых слов и умения использовать их в речи можно отгадывать кроссворды или играть в офлайн- и онлайн-игры. Например, эффективной будет такая игра, как «Табу» – объяснить слово, не используя его и однокоренные слова.

7. Повторяйте слова интервально

При изучении новых слов используйте метод интервальных повторений, чтобы они не «уходили» из активного запаса в пассивный.

И в заключение обратите внимание на следующий совет: не нужно переводить из пассивного словарного запаса в активный те слова, которые вы, скорее всего, не будете использовать в письменной или устной речи

Что следует сперва сделать

Люди, цепляющиеся за слова-паразиты или шаблонные фразы, обычно не создают у слушателя положительное впечатление о себе.

Самое ходовое среди филологов определение слов-паразитов: звуки и слова, засоряющие устную речь. В основном это слова со слабым лексическим значением:

Чтобы начать развитие словарного запаса, следует сперва избавиться от лишних слов и звуков, сделав свою речь чистой. Процесс изъятия слов-паразитов из лексикона может занять несколько месяцев. Для начала запишите свою речь на диктофон или видеокамеру, а затем проанализируйте.

Если есть возможность, попросите людей вокруг выполнять некое условленное действие (например, хлопок) каждый раз, когда вы употребляете лишнее слово. Такой способ более показателен, поскольку человек обычно использует слова-паразиты при глубоком погружении в мыслительный процесс, а при самостоятельной записи мы немного контролируем себя.

Не стоит полностью избавляться от лишних слов, достаточно выбросить из лексикона около 90%. Остальная часть поможет вам поддерживать неформальную беседу с друзьями или коллегами.

Упражнения для развития словарного запаса

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».

Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. Десяточка

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.

Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.

У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».

Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».

4. Игра «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.

Часто задают вопрос, как увеличить словарный запас? Как увеличить запас слов? В чем дело? Почему слова заканчиваются?

Ниже по тексту будет подробно изложено, что нужно сделать, чтобы увеличить словарный запас слов.

Индивидуальный словарь

Любой язык чрезвычайно многообразен, и знать язык — это не значит знать все его слова и выражения. Это просто невозможно, ведь даже в родном языке иногда диву даешься, сколько еще неизведанного, и это не говоря уже о специфических названиях и терминах, касающихся определенных профессий, названий птиц, цветов, медицинских терминов и так далее.

Знать язык — значит владеть определенным словарным запасом, достаточным для общения в разных ситуациях. Это сугубо индивидуальная вещь, которая зависит от потребностей каждого отдельного человека, но и, конечно же, от разного уровня.

Можно знать немного слов, но мастерски ими пользоваться и создавать сложные лексические конструкции. А можно и при огромном словарном запасе не суметь донести свои мысли. Если говорить о сухом количестве, то вот приблизительные требования к тому, сколько слов человек должен знать на определенном уровне владения английским языком:

  • Starter — 500–600 слов
  • Elementary — 1000–1300 слов
  • Pre-Intermediate — 1400–1800 слов
  • Intermediate — 2000–2500 слов
  • Upper-Intermediate — 3000–4000 слов
  • Advanced — 4000–7000 слов
  • Proficiency — 7000–12000 слов

И еще один интересный момент. Десять тысяч слов — это не в два раза лучше, чем пять тысяч. А две тысячи — не вдвое лучше одной. Ведь слова не равны между собой по ценности. Одни употребляются чаще, а другие реже. Выучив несколько тысяч слов, вы уже будете понимать до 80% написанного в текстах на английском. И за пределами 10 тысяч слов каждое слово все еще расширяет ваш словарный запас, но уже не так сильно, как слова из первой тысячи. Подробнее об этом мы писали в статье 1000 самых важных английских слов.

Синонимы

Синонимы — это слова со схожим или одинаковым значением, но с разным написанием. Выделяют три группы синонимов:

  • лексические
  • стилистические
  • синтаксические

Лексические синонимы называют одно понятие и схожи или близки по значению. Примеры: красный – алый – пурпурный — багряный. Всё это оттенки красного цвета, очень похожие внешне.

Стилистические синонимы — это слова, которые одинаковы по значению, но различаются по употреблению в стилях речи. Например, отменить (нейтр.) упразднить (книжн.) умереть (нейтр.) сыграть в ящик (жаргон.) почить (книжн.)

Синтаксические синонимы — это сложения из слов, которые близки по значению и взаимозаменяемы. Например, мальчик, который живёт в доме напротив, — мой друг. Сравните: мальчик, живущий в доме напротив, —  мой друг.

Как расширить свой лексикон

Нет универсальных способов для увеличения слов в лексиконе родного языка. Каждый человек выбирает то, что подходить только ему. Для пополнения словарного запаса поможет несколько методов, разработанными полиглотами для изучения иностранного языка.

Для увеличения пассивного словарного запаса:

Чтение литературы.

Чем больше и чаще читает человек книг, тем богаче и интереснее звучит его речь. С начитанными людьми приятно общаться и проводить время. Это универсальный способ обогащения запаса новых слов. Качество выбираемой литературы имеет не последнее значение. Предпочтение в выборе лучше отдавать научно-популярным книгам, классической литературе, избегая современных «мыльных» романов или детективов в них, точно не найти новых слов в правильном применении.

Интересоваться значением непонятных слов.

Всегда интересуйтесь значением непонятных слов или новых терминов у собеседника, не нужно пропускайте их мимо ушей. В ходе общения намного легче усвоится новая информация и можно быстрее восстановить при необходимости в памяти. Если новое интересное слово прозвучало от дикторов на радио, то его значение можно подсмотреть в специальном словаре.

Словари.

У каждого грамотного человека должен присутствовать дома набор словарей, которыми нужно периодически пользоваться. Это толковый словарь В. И. Даля, Ожегова, а также «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Он поможет восстановить пробелы в постановки ударений и содержит много интересных слов.

«Словарь ударений для работников радио и телевидения» выпускается с 1960 года. Его авторами являются М. В. Зарва и Ф. Л. Агеенко. История создания словаря ударений для работников радио и телевидения началась с выпуска в 1951 справочника диктора, а уже через 3 года выпущен «Словарь ударений. В помощь диктору».

В основу всех словарей для работников радио и телевидения легли запасы «тяжелых» слов, накопленных в картотеке в период образования первого радио в эпоху СССР. Пополнение картотеки радио и телевидения происходило постоянно. Многие слова так и не вошли в словари. «Словарь радио и телевидения» содержит название географических названий, названия произведений искусства, фамилии и имена людей.

Баланс активного и пассивного словаря, или зачем развивать речь?

Пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и, в целом, реализовывать себя.

Что делать, если ребёнок не говорит? Читайте про признаки, которые должны насторожить родителей. 

Поделитесь вашей историей: когда ваш ребенок начал говорить и какое было его первое слово? 

Эксперты:

Ольга Иванова

Основные понятия лексики

Лексема – это то же самое, что и слово. Только более солидно и «по-научному».

Лексическое значение – что означает то или иное слово. Лексическое значение есть только у самостоятельных слов, служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его не имеют.

Пример – что такое «храм»? Сразу представляется величественное здание, где происходят богослужения, например православный храм, буддийский храм и т. д.

Что такое «наслаждение»? Уже более сложно определить, но все равно вы понимаете, что это слово значит, можете его описать. Например, это когда «Оох, как же круто-то… Оох, наконец-то, ммм». Вот что-то типа такого.

А что такое «чтобы»? Ничего. В голове ничего не рисуется, значения никакого нет. Потому что это союз, служебная часть речи.

Слова редко бывают «однозначными». Большинство лексем в русском языке – многозначные, то есть у них несколько значений. Например, слово «предмет» – это может быть какая-то «штука» типа стола или кастрюли, а может быть «учебный предмет» – тот же русский или биология.

Синонимы – слова, у которых значение близкое, но написание разное. Например, дом, хата. Полностью одинаковых значений не бывает, всегда есть какое-то различие.

Антонимы – слова с противоположным значением: добрый – злой, да – нет.

Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, а обозначают разные вещи: ключ может быть скрипичным, а может быть от двери. Есть тонкая разница между омонимами и многозначными словами, разберем ее в отдельной статье.

Паронимы – близкие по звучанию слова. Короче, такие, которые вы постоянно путаете. Например, адресат и адресант.

Варваризмы – от слова «варвар», то есть чужеземец. Это слова, которые в наш язык еще не вошли. Например, во фразе «какой месседж хочешь послать?» – «какое сообщение хочешь послать», «месседж» – варваризм.

Историзмы – слова, которые называют что-то, что существовало раньше. Например, боярин, холоп – сейчас нет ни тех, ни других.

Архаизмы – слова, которые использовались раньше для называния каких-то предметов, а сейчас заменились на другие. Мы сейчас говорим «жизнь», а раньше говорили «живот», сейчас говорим «глаз», раньше говорили «око».

Неологизмы – новые слова, которые кто-то выдумал, а другие еще не особо подхватили. Совсем недавно слово «лайкнуть» было неологизмом, да и «твитнуть» тоже. Сейчас они уже достаточно популярные.

Есть еще интересное понятие – концепт. Оно сложное, в школе о нем не говорят. Концепт – не совсем лексика, это то, что связывает слово и все наши мысли, воспоминания, ассоциации, которые «просыпаются» в голове, когда мы его слышим. У меня была дипломная работа по концепту «город» в творчестве Дины Рубиной, поэтому я обязательно напишу про него отдельный текст.

Методы, способы и приемы увеличения словарного запаса

  1. Подумайте о том, какие из банальных, избитых, заезженных слов и выражений вы привыкли ежедневно употреблять в стандартных ситуациях общения. Запишите их на листке бумаги. Записали? Теперь возьмите с полки толковый словарь или словарь синонимов. Найдите эти слова, которые вам самим уже режут слух и которые надоело слышать изо дня в день. Изучите длинный список альтернативных вариантов и произнесите каждое из этих слов вслух. Какое из них отражает вашу индивидуальность? Какое подходит лично вам? Попробуйте употребить каждое из них, как вы примеряете костюм, и посмотрите, какие из них покажутся вам удобными и уютными. Выберите несколько таких слов и поупражняйтесь, произнося их вслух, пока они не станут естественной частью вашего словарного запаса;

Общение — это основной источник пополнения словарного запаса человека. Во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника, происходит словообмен между ними. Как можно больше говорите с друзьями, знакомыми, родными. Употребляйте новые в вашем лексиконе слова, знание о слове ничто без его использования;
Читайте, чтение книг полезно. Начните с тех авторов, которые более понятны и близки Вашим интересам. Постепенно добавляйте литературу сложнее. Текст где встречаются интересные слова и выражения, которые вы хотите запомнить и в дальнейшем применить, перечитайте вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, — произносим, поэтому лучше запоминаем);
Когда замечаете новое слово, не просто смотрите на его определение в словаре. Обратите внимание, в каком обороте речи используется это слово, попробуйте заменить его для себя соответствующим синонимом. Пробуйте рифмовать, придумывать как можно больше подходящих словосочетаний. Чем больше знаешь о слове — тем быстрее научишься пользоваться им, не затрудняя при этом свою память. Это незамедлительно отразится на красоте и индивидуальности вашей речи;
Пишите. Переписывайте чужие статьи и ваши любимые литературные произведения по примеру Демосфена, который переписал «Историю» Фукидида целых восемь раз подряд.
Кроссворды — это не просто развлечение, но и способ развития словарного запаса. Используйте эту возможность в дороге, на отдыхе. Выбирайте кроссворды в известных изданиях или тех, что имеют хорошую репутацию;
Для тех, кто проводит много времени в дороге, за рулем или совершенно не имеет свободного времени, чтобы пользоваться книгами и словарями есть уникальная возможность развить свою речь и увеличить словарный запас с помощью аудиокниг. Подобный способ будет так же приемлем для аудитории, которая воспринимает лучше на слух. В любом случае, коротать время в пробках под чтение хорошей литературы много полезнее и эффективнее для Вашего развития.

Способы запоминания новых слов

  • Используйте новые слова ежедневно, привыкая к ним и вживляя их в свою жизнь;
  • Пользуйтесь блокнотом или электронной записной книжкой. Записывайте туда интересное услышанное слово, фразу, пришедшую на ум или просто красивое выражение своей мысли;
  • Изучая значение нового слова, визуализируйте его в своём уме, добавляйте образы, связанные с этим словом, сделайте картинку в вашем воображении максимально насыщенной. Сделайте её незабываемой;
  • Учить наизусть стихи и прозу, цитаты, афоризмы, пословицы и т.д.

Конечно, данная статья не содержит все способы и приемы увеличения и развития словарного запаса. Но и они вполне достаточны для появления в вашем лексиконе новых слов и обогащения словарного запаса.

Сначала история, с которой всё началось

А потом будет и о том, как увеличить словарный запас разговорных слов и многое другое.

Ко мне привели девочку старших классов, чтобы я развил ее словарный запас и научил ее хорошо выступать. Родители настаивали, чтобы я обучал ее индивидуально, а не в группе, оплатив стоимость недешевого обучения.

Словарный запас (разговорный) у девочки был почти нулевой.

Зато присутствовали «Э…» «Типа…», «Ну…», «Вобщем…», «Вы поняли…», «Короче…». Этими словами она оперировала  легко и непринужденно: «Слушайте прикол…», «Щас расскажу…».

А дальше — тупик. Запас слов закончился.

Я достаю сборник притч. Выбираю самую короткую. Прошу пересказать своими словами.

И вот тут девочка меня сильно удивила.

Девочка запомнила все-все слова до середины рассказа. И выпалила их пулеметом. Один в один к тексту. То есть, память чудесная. Потом запнулась, забыла какое-то слово. И потянулась к листику подглядеть.

Я забираю листик: «Теперь — своими словами».

Она так и не смогла до конца рассказать самую простую притчу из этого сборника. Не было запаса слов? (Запас слов был, ведь она эти слова только что прочитала.)

Даю следующую притчу. Задание то же: пересказать своими словами. Но притча была побольше. «Оперативная память» девочки перегрузилась. Она не смогла рассказать простой рассказ и до середины. Замолчала. Так и смогла подобрать нужные слова, чтобы закончить свой рассказ.

И стало понятно, с чем придется работать в первую очередь. Не с жестами и не с паузами. А научить старшеклассницу говорить своими словами, а не запоминать слова из текста.

По сути — НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОВОРИТЬ.

Обогатить не столько словарный запас, сколько «разговорный словарный запас».

Кстати, надо отметить, девочка не глупая, в школе училась очень хорошо. 

Для эксперимента дал другое задание — написать притчу, которую она прочитала, но не смогла рассказать. Ученица справилась с заданием быстро, за несколько минут. Причем написала почти дословно. Значит — проблема с разговорной речью. (Не с речью проблема, и не словарным запасом, проблема — с РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ)

Мы начали работать. Через несколько уроков, после сотни притч… моя ученица с легкостью начала пересказывать любые притчи. И другие, даже сложные, тексты. Она начала легко философствовать на «свободные темы». Слова «Э…», «Типа…» исчезли из ее речи, потому что стали не нужны.

Прошло время. Девочка поступила в институт и прислала мне благодарственное письмо, что здесь она лучше всех выступает на семинарах.

А теперь перейдем к нашей теме

Меня зовут Болсунов Олег. Я тренер по ораторскому искусству, каждый день обучаю онлайн и офлайн взрослых и детей. И, согласитесь, словарный запас — одна из важный тем в ораторском искусстве.

Нет времени читать статью целиком? Смотри укороченную версию в нашем видеоролике:

Некоторые пытаются обогатить свой лексикон, чтобы быть интересными собеседниками, обзаводиться полезными связями и производить благоприятное впечатление на людей. Другим улучшенный словарный запас необходим в профессиональных и творческих целях — от придумывания стихов и музыкальных текстов до написания научных диссертаций.

У тебя тоже должна быть понятная цель, пусть и не обязательно конкретная. Например, ты можешь спокойно заняться изучением новых слов и речевых конструкций для общего развития. И не сомневайся, тебе это обязательно пригодится.

Итак, приступим к практическим советам.

Словарный запас на разных уровнях знания английского

Считается, что в английском языке около 470 тысяч слов. Это число не учитывает еще не вошедшие в словари неологизмы и слова, которые используются в экзотичных региональных версиях английского – например, в Китае.

Англоязычный ребенок к 5 годам знает примерно 5 тысяч слов, а к 10 годам овладевает 10 тысячами. Взрослый носитель английского языка в среднем использует примерно 20-35 тысяч слов, а знает от 40 до 100 тысяч. Этот показатель зависит от уровня образования, коэффициента интеллекта, привычки читать книги, возраста, профессии.

Иностранец с великолепным владением английского может похвастаться активным словарным запасом примерно в 10-13 тысяч, пассивным – несколько больше. Разница с носителями языка кажется существенной, но на практике ее сложно заметить. Иностранец с таким словарным запасом будет понимать почти 100% устной и письменной речи. При правильном и беглом произношении никто не заметит, что его активный вокабуляр чуть меньше, чем у носителей языка.

Нас больше интересуют более «приземленные» уровни английского как иностранного – например, какой словарный запас на уровне Intermediate или сколько слов нужно знать, чтобы читать книги в оригинале. Вот примерные соответствия между количеством знакомой лексики, навыками речи и уровнями владения английским:

  • 350-700 слов: уровень A1 или Beginner, можно частично понимать простую речь в бытовых ситуациях;
  • 700-1300 слов: уровень А2 или Elementary, можно объясниться с иностранцем или читать базовые тексты;
  • 1300-2800 слов: уровень В1 или Intermediate, можно общаться на простые темы или бегло читать несложные тексты;
  • 2800-5500 слов: уровень В2 или Upper Intermediate, обеспечивает 95% понимания любых текстов и любой речи, можно не испытывать сложностей в любых повседневных ситуациях, без особых затруднений читать книги в оригинале, в том числе научную литературу с помощью словаря;
  • 8000 слов: уровень С1 или Advanced, обеспечивает полноценное общение с носителями языка на равных, почти полное понимание любой литературы;
  • 13000 слов: уровень С2 или Proficiency, наилучшее возможное знание иностранного языка.

Важно понимать, что вокабуляр не является показателем уровня языка. Все наоборот – при определенном уровне владения английским у человека есть определенный словарный запас

Также нужно помнить, что все эти цифры и оценки очень приблизительны. Во-первых, невозможно точно посчитать словарный запас человека, и трактовать его можно по-разному. Во-вторых, словарный запас ничего не стоит без других аспектов владения английским языком. Без знания грамматики даже с тысячами знакомых слов будет сложно читать. И наоборот, с хорошей грамматической базой, большой практикой и развитой языковой интуицией можно обходиться меньшим количеством слов.

Как расширить словарный запас

На лексикон огромное влияние оказывают сфера деятельности, круг общения, бытовые условия. Словарный запас увеличивается, если выйти за границы своего окружения, изменить круг общения, место жительства или работу. Увеличение именно активного словарного запаса полезно для общего развития. Для увеличения активного словарного запаса необходимо выполнять следующие рекомендации, разработанные специалистами.

Больше общаться

Важно как устное общение, так и письменное, ведь лексикон — это инструмент любого общения. Развивая навык общения, мы невольно развиваем и сам инструмент. Срабатывают два приема

Мы перенимаем новые слова от своих собеседников и сами стараемся чаще применять новые слова, чтобы максимально точно передать информацию. Так активный словарный запас пополняется словами из пассивного «архива»

Срабатывают два приема. Мы перенимаем новые слова от своих собеседников и сами стараемся чаще применять новые слова, чтобы максимально точно передать информацию. Так активный словарный запас пополняется словами из пассивного «архива».

Больше читать. Не лучшего источника информации, а значит, потенциала для роста словарного запаса, чем письменный текст. В зависимости от того, каких слов не хватает в лексиконе, следует читать классическую литературу или специальные справочники. Классика хороша для обогащения словарного запаса словами, пригодными для общения в любой ситуации. Классическая литература — настоящая сокровищница для того, чтобы пополнить свой словарный запас лексическими единицами, с помощью которых не стыдно будет общаться и с королевой. Если доведется, конечно.

Современная российская проза дает возможность пополнить словарный запас современным сленгом. Читая криминальное чтиво от многих дам-писательниц, легко расширить границы активного словарного запаса из тезауруса Эллочки-людоедки. Небесполезный навык, если учесть, как разговаривают некоторые современные дамы.

Научная фантастика обогатит словарный запас для бесед с людьми из околонаучного окружения, либо для того, чтобы с легкостью производить впечатление на неискушенных собеседников своими «глубокими» знаниями научного предмета. Чтобы действительно разбираться в каком-либо вопросе или хотя бы расширить свой словарный запас для общения с действительно знающими людьми, следует читать научную литературу, специализированные журналы и справочники.

Чтобы увидеть реальный результат, необходимо читать не менее часа ежедневно. В этом смысле чтение работает по тому же принципу, что и тренировка в спортзале.

Чтение вслух, проговаривание усиливает эффект, способствует более быстрому запоминанию новых слов.

Внимательно слушать собеседников, или радио — еще одно полезное занятие для расширения активного словарного запаса. Это особенно актуально для так называемых «аудиалов» — людей, кто лучше всего воспринимает и запоминает информацию на слух.

Важно не только узнавать новые слова, но и запоминать их. А лучший способ запомнить — пересказать самому. Нужно пересказывать все, что было прочитано или услышано, стараясь максимально близко сохранить лексикон источника информации

Многие жалуются на «плохую память», но эта проблема решаемая. Тренирует память заучивание стихов. К слову, стихи отлично пополняют словарный запас не хуже, а иногда и лучше прозы

Нужно пересказывать все, что было прочитано или услышано, стараясь максимально близко сохранить лексикон источника информации. Многие жалуются на «плохую память», но эта проблема решаемая. Тренирует память заучивание стихов. К слову, стихи отлично пополняют словарный запас не хуже, а иногда и лучше прозы.

Активный словарный запас не должен ограничиваться только одним языком. Знание иностранного языка позволяет существенно расширить границы своего родного. Русский язык содержит около полумиллиона слов, примерно десятая часть из них — заимствованные из других языков. А если выучить еще и английский, например, то можно существенно увеличить свой словарный запас. В английском языке около четверти миллиона слов, и иметь богатый английский тезаурус почти вдвое легче, чем русский!

Хороший способ пополнить свой активный словарный запас — вести дневник. Это отличная альтернатива переписке с живыми людьми или активной жизни в соцсетях и на форумах. Специалисты отмечают, что это не самый эффективный способ увеличения активного словарного запаса, но он работает значительно лучше, чем вообще ничего.

В обычной жизни многие люди с пренебрежением относятся к кроссвордам, головоломкам, сканвордам и другим лингвистическим играм. Однако они отлично тренируют память и позволяют расширить словарный запас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector