Стоимость зарядки электромобиля в различных условиях

Сколько стоит зарядить электромобиль

Многие автолюбители задаются вопросом: «оправдана ли покупка электрокара?». Для ежедневной эксплуатации такому транспортному средству нужна электроэнергия. Хотя содержать электромобиль выгоднее, чем его дизельные или бензиновые аналоги, его эксплуатация целесообразна не во всех странах. Всё зависит от цен на 1 кВт/ч. Государства с самым дорогим электричеством и оптимальной стоимостью топлива – Дания, Германия, Италия и прочие европейские государства. Им лучше использовать обычные автомобили. В странах СНГ – ситуация противоположная: при низкой стоимости электроэнергии цены на бензин и дизель постоянно растут. Так что ездить на электрокаре в России, Украине, Казахстане и т. д. – экономически выгодно.

Другое дело – покупка самого электрокара. Все знают, что он стоит немало. Если цена традиционной модели Nissan Tiida начинается в районе 639 тысяч рублей, то электромобиль Nissan Leaf обойдётся в 1,7 миллиона рублей. Такое приобретение окупится экономией на топливо. Произойдёт это через 5 лет пользования им, при условии, что ежегодный пробег машины будет составлять от 25 000 км.

Электрические транспортные средства расходуют примерно 30 кВт-ч. на 160 км. Столько же потребляет Nissan Leaf. Чуть больше – 35 кВт – ч. за это же расстояние тратит нашумевшая Tesla Model S. Это превышение нормы объясняется тем, что данная машина тяжелее и мощнее прочих электрокаров. Меньше обычного – 28 кВт – ч. за тот же пробег потребляет электроверсия Chevrolet Spark.

Эксперты уверены, что лучшим в плане практичности станет высокотехнологичный BMW i3. Расчёты показали, что этот электромобиль будет тратить только 26 кВт – ч на 160 км.

Согласно тарифу на электроэнергию для жителей Москвы 1 кВт – ч стоит 5,38 руб. (данные 2018 года). Так как в среднем электромашина потребляет 30 кВт-ч. на 160 км, то расход на 1 км. равен 0,19 кВт – ч. Ежегодный пробег в 25 000 км. расходует 4750 кВт. Помножив эту величину на ваш местный тариф, вы выясните стоимость зарядки электромобиля в год. В Москве она составит 25555 рублей. Вот сколько стоит зарядить электромобиль от своей сети. Если заправляться на станции, расходы на зарядку электрокара возрастут в 2,5 раза.

Здесь имеется одно исключение – Linkoln MKZ. Его гибридная и традиционная версия продаются в США по одинаковой цене. За счёт этого и малого расхода топлива комбинированная модель выигрывает.

В ходе исследования выявили и наименее выгодный гибрид. Им стал BMW Active 3. Каждый сэкономленный им литр топлива повышал его цену на 6400 $ в сравнении с бензиновым аналогом. Чтобы нивелировать эту разницу, нужно проехать на этом авто целых 2 млн. километров!

Расчет базовой стоимости

Поскольку цена во многом зависит от тарифа за электроэнергию, то в каждом государстве она разная.

Россия

В нашей стране стоимость будет отличаться по регионам. Для примера рассмотрим автомобиль Tesla модель S, укомплектованный батареей емкостью 70 кВт/ч. Этого хватит на 610 км автономного пробега.

Справка! Курс евро в статье взят по состоянию на 21.08.2020: 1 € = 88,18 руб.

Зарядка в собственном гараже

Чтобы сравнение было корректным, возьмем цены на электроэнергию с 01.07.2020 для домов с электроплитами и двухтарифными счетчиками, для зоны Т2 (с 23:00 до 07:00).

Подобный выбор обусловлен тем, что днем владельцы машины находятся на работе, а ночью могут ее заряжать.

Таблица 1. Стоимость киловатта

Город 1 кВт/ч, руб.
Москва 1,63
Екатеринбург 1,92
Ставрополь 2,71

Таким образом, стоимость заряда электрокара Tesla S в собственном гараже в разных городах составит:

  • Москва: 1,63 × 70 = 114,10 руб.;
  • Ставрополь: 2,71 × 70 = 189,70 руб.;
  • Екатеринбург: 1,92 × 70 = 134,40 руб.

От редактора! Если заряжать авто при установленном однотарифном счетчике или в пиковое время, цифры будут на порядок выше. Например, в той же Москве в период с 7:00 до 10:00 цена 1 кВт/ч – 6,79 руб., соответственно, заправка обойдется в: 6,79 × 70 = 475,3 руб. Учитывая, что заряд от однофазной евророзетки может длиться до 23 часов, нужно учитывать стоимость электричества в разные периоды при многотарифном учете.

Компания Tesla предлагает зарядные станции для установки дома. Цена – 530 €, или 46 735,40 руб. Конечно, можно заправлять авто при помощи обыкновенной розетки, но скорость будет в разы меньше.

Зарядка в городе

В этом случае стоимость зависит исключительно от политики владельцев станции. В России существует множество бесплатных заправок для электрокаров.

Местонахождение и актуальные цены на зарядных станциях всего мира можно узнать посредством специального приложения Plugshare. Только в Москве встречаются совершенно разные цифры.

Например, за полный заряд Tesla Model S в Столице придется заплатить:

  • Ауди Цент Запад – 15 руб./кВт/ч × 70 = 1 050 руб.;
  • АЗС Нефтьмагистраль – 18 руб./кВт/ч × 70 = 1 260 руб.;
  • ЭЗС Русгидро – 100 руб. Мощность зарядного устройства ‒ 24 кВт/ч. Для рассматриваемого автомобиля понадобится 3 часа. Плата взимается, начиная со второго часа по тарифу 50 руб./ч.

Рассмотрим другие два города:

  1. Казань:
    • ТЦ Сувар Плаза и аэропорт – бесплатно;
    • АЗС Татнефть – 10 руб./мин., мощность – 42 кВт/ч. Для Tesla S понадобится 100 минут, следовательно, сумма будет равна: 10 × 100 = 1 000 руб.
  2. Ставрополь: бесплатно.

В Вашем городе есть возможность заправить электромобиль?

Да, есть несколько станций
Нет, можно только дома

Италия

Стоимость также определяется местом. Цена 1 кВт электроэнергии в среднем по стране, в зависимости от поставщика, составляет 0,20–0,25 €, или 17,64–22,04 руб.

Следовательно, зарядка авто Tesla S в домашних условиях обойдётся от 0,20 × 70 = 14 €, или 1 234,48 руб., до 0,25 × 70 = 17,5 €, или 1 543,11 руб.

На парковках торговых и развлекательных центров, магазинов и т.д. подзарядить автомобиль можно бесплатно.

Стоимость заправки электрокара в Италии на станциях в городах и трассах в среднем равна 0,45 €, или 39,68 руб. Соответственно, для Tesla S понадобится 0,45 × 70 = 31,5 €, или 2 777,59 руб.

Несколько дешевле можно заряжать автомобиль, воспользовавшись JuicePass от компании Enel – основного поставщика электроэнергии в стране. Цена карты – 45 €, или 3 967,99 руб., и включает 120 кВт, что равно 0,375 €, или 33,07 руб. за 1 кВт.

Это интересно! Максимальная емкость батареи, устанавливаемой сегодня на автомобили, составляет 100 кВт. Увидеть ее можно только в электрокарах компании Tesla.

Таким образом, в России зарядить электромобиль дома дешевле, чем в Италии, в среднем на 850%. На станциях в обеих странах можно сделать это бесплатно, но если рассматривать вариант с оплатой, то в РФ стоимость также ниже.

Зарядка EV: как подготовиться и что вам необходимо знать

Начало работы с подключаемыми машинами может показаться пугающим, особенно когда есть так много факторов, которые входят в зарядку вашего автомобиля. Вот несколько способов избежать распространенных ошибок когда вы будете использовать зарядные станции EV:

Узнайте о субсидиях перед покупкой. Этот совет относится к скидкам на покупку авто. Знание вашей окончательной (пост-стимулирующей) цены упростит ваше решение. Фактор сокращения затрат на топливо и техническое обслуживание, а также для прогнозирования стоимости владения в предстоящие годы. Убедитесь, что ваша электрическая система готова. Сила тока важна при установке зарядной станции, поэтому убедитесь, что область, в которой вы планируете поставить станцию, сможет обрабатывать необходимые мощности. Общайтесь с электриками в вашем районе, чтобы узнать, сколько будет стоить установка станции. Найдите станции рядом с работой и другими регулярными остановками. Зная, что у вас есть варианты зарядки рядом с вашей работой, любимый парк или другая регулярная остановка, вы легко сможете получить мощность 2-го уровня, когда будете заниматься своей рутиной. Знайте, где бесплатные зарядные устройства. В дополнение ко многим платным общественным станциям доступно множество бесплатных опций. Узнайте, где они находятся в вашем районе, и воспользуйтесь преимуществами, когда обстоятельства имеют смысл. В некоторых случаях дилеры, продающие вашу модель EV, позволяют клиентам бесплатно заряжать транспортное средство

Обратите внимание на удобные быстрые зарядные устройства. Быстрая зарядка рядом с вашим домом вам пригодится, когда вам понадобится полная батарея

Исследуйте экономию в нерабочее время. Пиковые затраты на электроэнергию могут составлять в три раза больше стоимости во время вне пиковых периодов. Узнайте, предлагает ли ваш поставщик коммунальных услуг какие-либо программы для водителей EV, чтобы использовать самые низкие тарифы.

Что такое Smart Charging?

Чтобы справиться с потреблением больших сетей, не превращаясь в дорогостоящие, грязные источники электроэнергии, многие коммунальные предприятия начали использовать стоимость времени (TOU) для деловых и бытовых клиентов. Идея заключается в том, чтобы взимать более высокие ставки за пиковые периоды, чтобы побудить пользователей переводить потребности в мощности с высоким спросом в часы без пика.

Интеллектуальная зарядка идет еще на один шаг, поскольку позволяет использовать переменную мощность в пиковые и непиковые времена. Некоторые пилотные программы уже начались для владельцев EV, которые хотят заряжать свои автомобили по самой низкой цене. Используя такую ​​программу, поставщик услуг замедляет заряд, когда спрос становится высоким, а затем возвращается к обычной зарядке, когда спрос в сети ослабевает.

Какова стоимость зарядки электромобиля

Общественные зарядные станции пока не получили существенного развития в географии регионов стран бывшего СНГ. Поэтому восстановление заряда батареи в условиях дома является актуальным в настоящее время. Такой способ не исчезнет никогда, поскольку является достаточно удобным.

Приведенные в статье расчеты применимы для любой модели электромобиля. Зная его технические характеристики, можно определить затраты на зарядку по текущим тарифам на электрическую энергию. Для примера используем данные по наиболее популярному на сегодня электрокару – Nissan Leaf.

Определяем затраты

Стоимость зарядки электромобиля зависит от длительности этого процесса. Если в качестве точки подключения используется однофазная сеть, то время зарядки больше, чем при трехфазном варианте.

Аккумуляторная батарея электромобиля Nussan Leaf

Вспомним физику – мощность (P) равна силе тока (16 ампер), умноженной на напряжение (220 вольт). В этом случае: 16 х 220 = 3,520 кВт. Скидываем на потери в проводке и нелинейность скорости зарядки батареи. В случае с однофазной сетью количество пропускаемой энергии через розетку составит примерно 3 кВт в час.

Трехфазная сеть (380 вольт) пропустит большую мощность: 380 х 16 х 1,72 (cos = 10,46 кВт. В этом случае нужно учесть действующее территориальное ограничение по возможности распределительной электрической сети. Для домов частного сектора оно составляет от 7 до 10 кВт. Принимаем для расчета 7 кВт.

Емкость аккумулятора Nissan Leaf (2017 года выпуска) равна 30 кВт-час. Тогда при его зарядке от трехфазной сети понадобится примерно 4 часа времени (30/7 = 4,2 часа).

Стоимость

Например, в Украине сегодня за один киловатт электроэнергии нужно заплатить 1,68 гривны. Тогда стоимость зарядки электромобиля Nissan Leaf будет равна 50,4 грн (30 х 1,68 =50,4). При каждодневном полном использовании заряда (пробег примерно 150 километров), зарядку придется выполнять ежесуточно. Тогда в месяц затраты составят 50,4 х 30 = 1512 грн. Сравните с бензином – выигрыш явный.

Батарея Tesla Model S

Экономить можно за счет использования ночного тарифа (при двухтарифном исчислении оплаты и наличии такого счетчика). С 23:00 часов до 7:00 электроэнергия стоит вдвое дешевле

Важно, чтобы зарядка произошла именно в это время. В первую очередь это касается электромобилей с более мощным аккумулятором, чем у Nissan Leaf

У них время зарядки будет большим и можно не попасть в указанный диапазон. Это касается, например, Tesla Model S P85D с батареей емкостью 85 кВт-час.

Тогда стоимость зарядки электромобиля рассчитывается аналогично с учетом цены электроэнергии по дневному и ночному тарифам.

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения

Сколько времени заряжается электрокар?

Ответить однозначно на данный вопрос довольно сложно. Поскольку время зарядки электромобиля зависит от многих факторов:

  • мощность зарядной станции (доступное напряжение: 220/380 В)
  • тип зарядного устройства (обычный/быстрый)
  • емкость батареи автомобиля

Однако в среднем электрокар заряжается 4-6 часов от обычной розетки. При этом в зависимости от времени года и дорожных условий рассчетный пробег составит примерно 200 км. Но на деле это будет скорее всего от 120 до 160 км.

Способы зарядки электрокар

Электрокары постепенно внедряются в нашу жизнь и не так распространены, как их дизельные и бензиновые собратья. «Заправка», то есть зарядка таких авто важный аспект, без которого не возможна его эксплуатация. Поэтому производители постоянно работают над совершенствованием способов зарядки электрокар. Так, чтобы данный процесс тоже стал привычным и не занимал много времени у потребителей. На данный момнет существуют следующие способы зарядки электрокар:

Зарядка электрокары

  1. Обычная розетки с напряжением 220 В. Однако, такой способ используется не часто в связи с недостаточной надежности.
  2. Бытовая электросеть с переменным током. Данный вариант более предпочтителен, чем предыдущий, поскольку кабель, входящий в комплектацию электрокар имеет внутри специальную защиту.
  3. Трехфазная зарядка, преимущественный способ зарядки электрокар. Поскольку является самым безопасным. Так как есть возможность полного контроля над процессом. Однако для установки в жилом доме такой розетки потребуется специальное разрешение, согласованный проект и проложенные кабели.
  4. Быстрая зарядка электрокара. Специальные зарядные станции. Они позволяют за небольшой промежуток времени (около 30 минут) подзарядить батарею. У данного способа зарядки есть свои плюсы и минусы. Например, у некоторых моделей (Nissan Leaf) аккумулятор можно зарядить на 80% за 30 минут, однако последующая полная зарядка в таком случае займет уже больше времени, чем обычно.

Что представляет собой зарядное устройство для электрокара?

В принципе, в распоряжении электромобиля такой же накопитель, как и у ноутбука или мобильного устройства. Отличаются они только объёмом и показателем мощности. Для зарядки автомобильной аккумуляторной батареи, применяется такое же зарядное устройство, как и для любого другого девайса, только имеет место разница между некоторыми характеристиками: мощностью, силой зарядного тока, а также габаритами, поэтому ясное дело, автомобильную зарядку в карман не положишь. Кроме того, разработчики электромобилей используют свои уникальные разъёмы.

Зарядное устройство для электрокара — это приспособление, отвечающее за преобразование переменного тока высокого напряжения (220-380 V) в постоянный ток с напряжением соответствующим напряжению аккумуляторной батареи электрического автомобиля. Эти зарядные системы могут быть как стационарными, так и портативными. К первой разновидности относятся настенные шкафы, стойки и т. д., а вот портативные можно возить с собой в багажном отделении электромашины.

Если говорить простыми словами, то портативный девайс подключается к традиционной бытовой розетке либо к спецразъёму, в зависимости от того, каким именно способом владелец решил подзарядить свой экологически чистый транспорт. На другом же конце, находится соответствующий разъём для подсоединения к машине.

Не имеет значения, какого типа зарядное устройство и как оно выглядит, его суть всё равно неизменна: преобразование одного вида электричества в другой, в тот, который подходит электромобилю.

Ниже на изображении, приведено портативное зарядное устройство:

Стационарное оборудование подключается к электросети с помощью 1-фазной либо 3-фазной цепи. Здесь нужно учитывать то обстоятельство, что трёхфазная цепь предлагает больше мощности, а это в свою очередь повышает скорость зарядки аккумулятора. Такая стационарная станция устанавливается, как правило, в гараже, но её также можно обнаружить на электрозаправках и парковках для электромобилей. Зарядная система всегда подсоединена к электроцепи, а для того, чтобы подключится к самому автомобилю, нужно применить ответствующий кабель, подключённый в свою очередь к станции.

Вот так это всё выглядит:

В самом транспортном средстве также имеет место специальное оборудование, предназначенное для зарядки накопителя. Если делать акцент на цепи находящейся между разъёмом для подсоединения зарядного устройства и аккумуляторной батареей, та самую важную роль в ней играет контроллер силы тока и уровня заряда АКБ. Данный элемент пропускает определённую максимальную силу тока и когда батарея будет заряжена на 100%, он автоматически прекратит подачу напряжения на накопитель. Кроме того, контроллер отвечает за регулировку уровня заряда между секциями аккумулятора и таким образом, достигается одинаковый уровень заряда каждого элемента АКБ, нейтрализуется перегрев, закипание, а также выход из строя аккумуляторной батареи.

Интересные факты об электромобилях

Электромобиль – сравнительно недавняя новинка. Такие машины по-прежнему волнуют умы и вызывают много вопросов. Любителям электрокаров и тем, кто собирается их приобрести, будут интересны следующие факты:

  1. Сердце электромобиля – батарея аккумулятора – словно человек, любит температуру в 21 градус по Цельсию. Жара или сильный мороз уменьшают срок её службы. К тому же, высокие или низкие температуры требуют работы кондиционера или печки, забирающих треть вырабатываемой электроэнергии (см. Устройство и принцип работы электромобиля. Плюсы и минусы электрокаров).
  2. TeslaMotors установила во всех штатах Америки удобные станции для заправки. Там можно поменять исчерпавшую себя батарею на уже заряженную. Эта услуга стоит от 60 до 80 $. Когда требуется быстрая зарядка аккумулятора электромобиля, здесь можно зарядить свои машины за 20 минут абсолютно бесплатно. Показатель прекрасный, если вспомнить сколько времени заряжается электромобиль домашним способом.
  3. Срок службы стандартной батареи электромобиля – 8 лет. Затем происходит её замена на новую. Так как литий-ионные батареи выкидывать на свалку запрещено, с увеличением выпуска автомобилей будет расти количество заводов по их утилизации.
  4. Как зарядить электромобиль без стресса для него? Во-первых, прямо перед отправлением в путь. Пребывание в покое со 100% – но заряженным аккумулятором губительно для состояния данного вида машины. Во-вторых, литий-ионные батареи стоит заряжать лишь для 80 -90%, выше – для них перегрузка. Именно поэтому в электрокарах есть опция «нормальной» зарядки.
  5. Необходимость избегать периодов длительной разряженности батареи тоже относится к вопросу о том, как заряжать электрокары. В перспективе абсолютный разряд делает из батареи бесполезный кирпич. Даже 30% заполненности – это низкий уровень. При отсутствии движения такой заряд будет забираться электромобилем, по 1 % в день.

Где заряжать?

Хотя количество уличных электрических заправочных станций растет с каждым годом. Однако они установлены далеко не во всех российских городах. Поэтому стоит заранее предусмотреть возможные способы «заправки» электрокар.

«Заправка» электрокар

В комплекте с авто есть соединительный кабель. Очень часто изготовители электромобилей укомплектовывают свои модели адаптером как для обычной, так и для трехфазной розеток.

Естествевно, преимущество следует отдавать трехфазным розеткам. Поскольку от розетки на 220 В время зарядки увеличится. Так, к примеру, аккумулятор 85 кВт/ч от обычной розетки будет заряжаться более 30 часов, от трехфазной – в 4 раза быстрее.

Зарядные станции для электрокар

Можно, конечно, приобрести зарядные станции, которые бывают:

  • настенные, такие модели очень удобно монтировать в гаражах
  • стационарные, в виде столба, такие варианты чаще устанавливают на улице.

В комплект подобных установок станций входят:

  1. зарядка с силовым кабелем
  2. защитный кожух
  3. элементы крепления
  4. дисплей (с его помощью можно получить информацию о процессе зарядки)
  5. некоторые другие элементы, в зависимости от изготовителя и модели устройства. Часто такие станции бывают универсальными. И подходят большинству существующих моделей электрокаров.

Сколько заряжается электрокар

Само мероприятие зарядки очень простое: следует вставить соединительный кабель одним концом в розетку, а другим – в автомобильный специальный разъем для «заправки»

Цена вопроса

Понятно, что для любого автолюбителя важна цена не только самого транспортного средства, но и стоимость расходов на его эксплуатацию. Цена «заправки» электрокар напрямую зависит от стоимости электроэнергии в каждом конкретном регионе и специфики конкретной модели авто. Расход электроэнергии в электрических автомобилях измеряется в кВт-часах на километр пробега. В среднем, существующие на данный момент электрокары расходуют около 30 кВт/ч на 160 км пройденного расстояния.

Между тем, следует понимать, что не существует зарядного устройства с коэффициентом полезного действия (кпд) 100%. К тому же, для увеличения срока службы аккумуляторной батареи, она заряжается не на все 100%, а примерно на 90 %. Поэтому, получается, что для зарядки аккумулятора на 85 кВт/ч потребуется 100 кВт/ч энергии. Итак, на каждые 100 км пути понадобится примерно 30 кВт/ч. Принимая среднюю цену за 1кВт/ч 5-6 рублей, получаем затраты 150-180 рублей.

Сложности при открытии электрозаправки

В последнее время в сети все больше восторженных отзывов о том, как выгодно открыть электрозаправку и какое это перспективное направление в бизнесе. Правда на поверку выясняется, что многие из отзывов генерируют сами поставщики оборудования. В любом случае быстро открыть электрозаправку и начать «рубить капусту» не получится. Начнем с юридических аспектов. 

Впрочем, есть определенные лазейки, позволяющие обойти эти ограничения. Можно, к примеру, сдавать в аренду парковочное место возле заправки. Другой вариант – выпустить абонемент, владелец которого сможет в любое время при необходимости пользоваться заправочным терминалом. 

Финансовые показатели электрозаправки

Рассмотрим основные финансовые показатели при открытии электрозаправки. Основные затраты придутся на закупку непосредственно самого оборудования, в нашем варианте рекомендуем отталкиваться от стоимости 3 терминалов модели Nature одного из самых известных поставщиков оборудования в стране – компании EVA. Каждая из таких установок будет иметь 2 разъема популярного стандарта Type 2 и чуть менее распространенный — Schuko.

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость 

1

Аренда площадки

50 000

Оборудование

2

Оборудование для электрозаправки (3 терминала)

1 500 000

3

Платежный терминал

20 000

4

Система видеонаблюдения

20 000

5

Оборудование и оргтехника для удаленного офиса

50 000

Нематериальные активы

6

Специализированное программное обеспечение 

30 000

Итого:

1 670 000

Коротко о персонале: обслуживать электрозаправку можно силами 2-3 человек. Примерные расходы на ФОТ представлены ниже:

ДОЛЖНОСТЬ


ФОТ, руб.

Административный

1

Специалисты контактного центра (2 человека) 

60 000

Производственный

Электрик (сервисный специалист)

35 000

Вспомогательный

3

Охрана (аутсорс)

15 000

Итого:

110 000   

Социальные отчисления:

33 000

Итого с отчислениями:

143 000   

Для расчетов рентабельности электрозаправки необходимо исходить из многих параметров. Например, из стоимости электроэнергии для юрлиц в том регионе, где вы планируете открывать свой проект. Например, в Ростовской области одноставочный тариф дифференцируется в диапазоне от 3,89 до 5,53 руб. в час. 

Как мы уже ранее говорили, официально «перепродавать» электроэнергию в России нельзя, а потому прибыль можно генерировать путем сдачи в аренду сопутствующего парковочного места либо абонемента.

Станции зарядки электромобилей востребованы не все сутки напролет – показатели по загрузке колеблются от 5 до 35%. Возьмем усредненное значение, в таком случае электрозарядка будет отдавать энергии примерно на 200 кВт. Разница между закупкой и перепродажей энергии – примерно в 3 раза. 

По примерным подсчетам период окупаемости электрозарядки составляет примерно 3 года. Средний доход, который способно генерировать предприятие в текущих реалиях – 40-50 000 рублей ежемесячно. 

Так стоит ли игра свеч?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector