Ii. санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами

Учет и контроль за движением отходов

Обращение с медотходами должно документироваться на всех этапах: от образования до утилизации. Для этого учреждения используют 3 формы заполнения журнала:

  • по передаче на аутсорсинг;
  • по вывозу;
  • по обращению в пределах медучреждения.

В журналы вносится информация по типам отходов, проведенным операциям, сотрудникам, ответственным за выполнение. Дополнительно отмечается время, соответствующее каждой операции, – за счет этого контролируется соблюдение сроков по максимальному обращению. Для идентификации отмечаются участки, на которых проводились операции или образовались отходы: инфекционное отделение, регистратура, рентген-кабинет, например.

Информация из журналов частично дублируется на таре, используемой для размещения в ней отходов. Для этого на поверхность наклеивают или прикрепляют другим способом бирки, где указываются физические параметры, класс, дата и время.

Требования к вывозу мусора

С площадки мусор забирает коммунальный спецтранспорт. Отходы должны транспортироваться в закрытом виде – недопустимы потери груза. Каждые десять дней мусоровозы моют и дезинфицируют на специализированной площадке.

Требования к обустройству места дезинфекции: водонепроницаемое покрытие, ливнесток с фильтрующей системой, наличие противопожарного инвентаря. Растворы, которые применяют для обеззараживания оговаривает СанПиН 42−128−4690−88. Комплекс мероприятий, выполняемых поэтапно, гарантирует полную очистку и эпидемиологическую безопасность бункеровозов.

Заключительные положения

Как уже было озвучено в начале настоящей статьи, медицинские отходы с каждым годом представляют собой все большую и большую эпидемиологическую и экологическую угрозу. В отношении сбора и хранения медицинских отходов, в том числе отходов класса А, санитарное законодательство в целом понятно и, казалось бы, вопросов нет. В СанПиНе есть четкие требования к процедуре обращения с такими отходами. Если качественно и своевременно обеспечивать соблюдения действующих санитарных норм и правил при проведении работ по сбору и хранению медицинских отходов, то это по-зволит МО предупредить инфицирование персонала и рас¬пространение инфекционных заболеваний среди населения, а также избежать мер административного воздействия при проведении контрольных проверок, организуе¬мых контрольно-надзорным органом в лице Роспотребнадзора.

Самое печальное, что в настоящее время в законодательной базе в отношении утилизации медицинских отходов образовался большой пробел, так же обязанность по контролю за утилизацией таких отходов не возложена ни на один контроль-надзорный орган (что не мешает многим из надзорных органов — Роспотребнадзору, Росприроднадзору, Ростехнадзору и т.д., приписывать подобные полномочия себе и находить реальные или вымышленные нарушения).

На практике получается, что после покидания территории больницы медицинские отходы оказываются вне зоны её юрисдикции, тогда как во время нахождения их на территории больницы должны выполняться жесточайшие требования по их обращению. Другими словами, по мнению законодателя – медицинские отходы, находящиеся на территории МО – это отходы опасные, а как только их вывезли за пределы МО, опасности они не представляют. Такое мнение видится ошибочным. Ведь пока в национальном законодательстве не сложится однозначного и конкретного отношения к утилизации медицинских отходов, пациенты и медицинские работники будут находится в зоне риска причинения вреда здоровью или даже жизни, поэтому организация правильной утилизации медицинских отходов остается пока на совести руководителя каждой МО.

Особенно проблема обращения медицинских отходов остро стоит в текущем году, т.к. и здесь эпидемия коронавирусной инфекции повлекла за собой ряд негативных последствий. Для примера, стоит указать на тот факт, что специализирующиеся на лечении коронавирусной инфекции МО производят за несколько дней годовую норму медицинских отходов. Это колоссальная нагрузка не только на медицинских работников, систему утилизации отходов, но и на всю экосистему планеты в целом. Не зря экологи уже на протяжении последних лет настаивают на изменении СанПиНов и, соответственно, на изменении порядка утилизации медицинских отходов. Сложности вызваны еще и тем, что вопрос утилизации разных видов медицинских отходов регулируется разными нормативно-правовыми актами. Особенно много трудностей вызывает вопрос утилизации медицинской техники, т.к. часть ряда аппаратов являются источниками ионизирующего излучения (и к ним применяются нормы атомной промышленности), почти все приборы в тех или иных количествах содержат драгметаллы. И к каждому из этих подпунктов применяются свои нормы и правила. Один и тот же медприбор в результате должен утилизироваться несколькими компаниями. На практике, руководство МО нередко принимает решение сдать такую технику обычной организации по вывозу ТБО.

Возможно введение лицензии на вывоз именно медицинских отходов и создание прозрачной системы отслеживания грузов позволит решить проблему утилизации медицинских отходов, главное, чтобы у МО после таких нововведений осталась финансовая возможность оплачивать услуги специализированным лицензированным организациям по вывозу особо опасных отходов, к которым относится большая часть медицинских отходов

Этот фактор тоже следует принимать во внимание. Нужно понимать, что многие проблемы в сфере утилизации медицинских отходов обусловлены скудными финансовыми возможностями медицинских организаций, что требует своего решения

СанПиН по пищевым отходам

Эти правила регулируют обращение с отходами, которые возникают при производстве или потреблении пищевых продуктов.

СанПиН по пищевым отходам устанавливает правила утилизации соответствующего мусора. Номер у них 42-128-4690-88. Ими определено следующее:

  1. Столовые
    оснащаются баками с крышкой, которые используются для транспортировки отходов;
  2. Контейнеры,
    в которые собираются остатки пищи, не используются для других целей, они
    выгружаются, чистятся и дезинфицируются ежедневно;
  3. В
    очистке этих контейнеров применяются только те средства, которые допускаются в
    обращении в пищевой отрасли;
  4. Собранные
    для утилизации остатки еды запрещается передавать другим лицам, независимо от
    того, являются они субъектами хозяйственной деятельности или обычными
    гражданами;
  5. Хранение
    пищевых отходов не допускается более 10 ч в летнее время и 30 ч –зимой;
  6. В
    детсадах контейнеры с пищевыми отходами разгружаются дважды в день – утром и
    вечером;
  7. Места
    для хранения пищевых отходов устанавливаются на специальных площадках;
  8. Баки
    для остатков еды должны иметь 12 сантиметровые бортики, которые не дают
    жидкостям попасть во внешнюю среду;
  9. Ответственность
    за нарушение правил лежит на руководстве организации.

Правила по вывозу пищевых отходов на предприятии, которые составляются на предприятии, должны утверждаться ветеринарным инспектором. Они записываются в журнал. Утилизация отходов проводится в строгом соответствии с этими правилами.

Требования к их хранению

На территории медицинского учреждения должны быть выделены помещения для временного хранения медотходов каждого класса. Как и при сборе, при хранении недопустимо смешивание – это связано со взаимным влиянием разных видов воздействия. В помещения должен быть ограничен доступ посторонних, туда допускаются только авторизованные сотрудники.

Кроме обособленности к помещениям, предъявляются требования по оснащению. Для хранения отходов, подверженных биологическому разложению (классы «Б» и «В»), в помещении должны быть оборудованы холодильные установки, за счет которых замедляется биореакция. Такие помещения регулярно подвергаются влажной уборке и дезинфекции, поэтому в них должен быть напольный слив и раковина. Поддержание необходимого микроклимата достигается с помощью вытяжки и вентиляционной системы.

Ответственность за нарушение правил обращения с медицинскими отходами класса «В»

Ответственность за нарушение правил обращения с медицинскими отходами предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В прошлом году законодатель выделил несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм при обращении с отходами производства и потребления в отдельную статью — ст. 6.35. КоАП РФ. Как и прежде, действует и ст. 8.2 КоАП РФ — «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления».

К административной ответственности привлекаются как медицинские организации, так и непосредственно должностные лица. К последним могут относиться руководители, главная и старшие медсестры, которые организуют обращение отходов класса «В» в своем подразделении.

Нарушение правил обращения с отходами класса «В» в виде масок и перчаток, использованных в отделениях помощи заболевшим и лицам, имеющим подозрение на COVID-19, можно квалифицировать как несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления (ч. 1 ст. 6.35 КоАп РФ). За его совершение предусматривается наказание:

  • для должностных лиц – штраф от 30 до 40 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — штраф от 50 до 60 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для медицинских организаций — юридических лиц — штраф от 250 до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При повторном совершении нарушения требований СанПин в течение года, штрафы увеличиваются до 40-50 тысяч рублей — для должностных лиц, 70-80 — для ИП и 400-550 тысяч рублей — для медицинских организаций. Кроме того, при выявлении нарушений деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Если же описанные в ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ действия (бездействие) повлекли за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии (когда они не содержат иного уголовно наказуемого деяния), ответственность будет следующей: штраф от 50 до 60 тысяч рублей для должностных лиц; от 80 до 90 тысяч рублей — для ИП; от 500 до 600 тысяч рублей — для медицинских организаций. По данном составу тоже предусматривается альтернативное приостановление деятельности медицинским организациям на срок до 90 суток (ч. 3 указанной статьи).

Таким образом, наказания достаточно серьезные. Не говоря уже о риске распространения коронавируса среди медиков и пациентов.

Безусловно, сложившаяся ситуация — это не лучшее время для текущего контроля за обращением с медицинскими отходами со стороны надзорных органов. На плановые проверки Роспотребнадзора в рамках санитарно-эпидемиологического надзора распространяется мораторий, наложенный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Однако в случае, например, массовой вспышки заболевания в рамках медучреждения, вполне может быть проведена и внеплановая проверка по выявлению факта причинения или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Анализ заключений, размещенных на официальных сайтах региональных Управлений Роспотребнадзора, показывает, что самыми распространенными нарушениями по обращению с медицинскими отходами являются:

  • отсутствие обучения ответственных лиц;
  • непроведение инструктажа;
  • отсутствие инструкций и схем по обращению с отходами, либо полной информации в них;
  • нарушение работы с тарой и ее вывозом из отделения: емкости для хранения и транспортировки отходов не соответствуют классу, на них нет маркировок, пакеты вывозятся из подразделений несвоевременно;
  • плохая организация работы участка по обращению с отходами: помещение не соответствует требованиям, не проводится ежегодный производственный контроль;
  • отсутствует необходимая документация по учету обращения с медицинскими отходами классов Б и В (технологические журналы, подтверждающие документы).

Таким образом, только точное и поэтапное следование нормам об обращении с отходами класса «В» СанПин 2.1.7.2790-10, позволяет медицинской организации предотвратить нарушения, избежать штрафов и сохранить здоровье как персонала, так населения.

СанПиН по медицинским отходам

Основной документ, регламентирующий данную область, – Санитарно-гигиенические правила и нормы 2790-10. В нем содержатся следующие требования:

  1. О правильном сборе и временном хранении (на территории медицинского учреждения) вредных веществ и отработанных материалов.
  2. О необходимости обезвреживания медицинского мусора, согласно классам его опасности.
  3. О возможных методах транспортировки мусора к месту его утилизации или захоронения.
  4. О способах переработки разных видов медицинских отходов или вариантах их уничтожения.

В документе содержится классификация медицинских отходов по их опасности и возможному негативному воздействию на здоровье человека и окружающую природу. Для каждого класса опасности предусмотрены свои технологии обращения, перевозки и утилизации.

Классы опасности медицинских отходов, согласно СанПин 2790-10:

  • класс А. Этот тип приравнивается к ТБО и определяется как безопасный, с точки зрения возможности эпидемиологического заражения. К нему относятся пришедшие в негодность предметы мебели медицинского учреждения, канцелярия, бумаги и документы, мусор с прилегающей территории и пищевые остатки с кухни. Исключения, не относящиеся к классу А, – предметы и пищевой мусор из инфекционных, венерологических и туберкулезных стационаров. Цвет обозначения этого класса – белый. Методы утилизации – по общим правилам для ТБО на полигонах;
  • класс Б. Отходы этого типа имеют потенциальную опасность заражения, с точки зрения распространения вирусов и инфекций. К этому классу относится:
    • инструмент для забора крови и других жидкостей;
    • биологический материал, полученный в результате вскрытия или проведения операции;
    • ТБО лабораторий, занимающихся микробиологией (не выше 3-4 уровня патогенности);
    • ТБО инфекционных отделений и стационаров;
    • живые вакцины, непригодные для дальнейшего использования.

Данный класс отходов обозначается желтым цветом. Для хранения его помещают в пакет и специальный контейнер. Перед утилизацией обязательно проводится процедура обеззараживания;

  • класс В. Отходы с высокой степенью опасности, с точки зрения инфекционного и бактериологического заражения. Этот класс опасен для населения и территории, поэтому, требует особого отношения к хранению и утилизации. К классу В относятся ТБО, медицинский инструмент, остатки пищи, одежда персонала и другие предметы, которые могли иметь контакт с людьми, инфицированными опасными заболеваниями. Сюда же относятся отходы лабораторий с классом патогенности 1 и 2 и отделений (стационаров), основной профиль лечения которых туберкулез. Перед утилизацией, отходы данного класса проходят обеззараживания в установках-утилизаторах. Зачастую, эти приборы находятся в стенах медицинского учреждения, так как по-другому транспортировать данные отходы нельзя;
  • класс Г. К нему относятся ядовитые, не распространяющие инфекционные заболевания, отходы. Это могут быть:
    • лекарства;
    • цитостатики для лечения онкологии;
    • ртутосодержащие предметы;
    • пришедшее в негодность медицинское оборудование;
    • транспортные средства;
    • лампы дневного света.

Этот мусор наносит вред экологии за счет высокой токсичности и содержания ядовитых веществ. Цвет для обозначения данного класса – черный. Транспортировкой и утилизацией таких отходов занимаются исключительно специалисты;

класс Д. Это радиоактивный мусор, содержащий в своем составе радионуклиды свыше допустимой безопасной нормы. Вопросами утилизации, также, занимаются специальные службы.

В СанПин 2790-10 содержатся нормы и правила по обращению с опасными вещества для предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций. Основные из них:

  1. Запрещено разбирать вручную отходы класса Б и В. Сюда относятся отработанные шприцы, инструменты, приборы для забора крови и системы внутривенного введения.
  2. После осуществления укола, медсестра не имеет права самостоятельно снять иглу и закрыть ее колпачком.
  3. Отходы Б и В класса необходимо собирать в отдельную емкость и не допускать их смешивания с другим мусором.
  4. Пакеты и контейнеры должны наполнять емкость для хранения только на ¾ объема. Запрещено уплотнять и трамбовать их.
  5. При работе с вредными отходами используется спецодежда и защита органов дыхания. По завершению, все предметы стираются и стерилизуются.
  6. Нельзя хранить острые предметы в полиэтиленовых пакетах и мешках.
  7. В случае пореза или укола потенциально инфицированным инструментом, к пострадавшему человеку должны быть предприняты экстренные меры безопасности.
  8. Все чрезвычайные ситуации фиксируются в отдельном журнале и документируются актом.

Организация системы обращения

Согласно документу СП 2790-10, система обращения с отходами медицинской практики и фармакологического производства включает в себя ряд этапов:

  1. Сбор мусора в отдельных подразделениях медицинского или фармакологического учреждения.
  2. Перемещение их из подразделений к площадкам для временного хранения.
  3. Дезинфекцию сырья, представляющих угрозу заражения, дезактивацию радиационных и токсических веществ.
  4. Транспортировку с территории учреждения к месту захоронения.
  5. Захоронение или уничтожение, в зависимости от класса опасности.

Ответственным за соблюдением правил обращения с отходами является руководитель учреждения. Он утверждает инструкцию, подробно описывающую все этапы обращения, с указанием ответственных лиц. Все лица, так или иначе привлеченные к работе с отходами, обязаны регулярно проходить предварительный и текущий инструктажи по технике безопасности. К сбору и транспортировке руководитель не имеет права привлекать сотрудников, которые не прошли соответствующий инструктаж. Все этапы по обращению с медицинскими отходами должны осуществляться в строгом соответствии с утвержденной инструкцией. В инструкции должно обязательно регламентироваться обращение с медицинскими отходами.

Она включает в себя:

  • Количество, образующихся отходов и их качественные характеристики.
  • Нормативы образования отходов, утвержденные территориальными органами надзора.
  • Потребности в специальной таре (одноразовой и многоразовой) для транспортировки и хранения, механических средствах транспортировки — лифтах, тележках, подъемниках.
  • Порядок сбора в отдельных подразделениях.
  • Оборудование и порядок работы мест временного хранения.
  • Кратность и порядок вывоза отхода к месту утилизации.
  • Методы и средства обеззараживания.
  • Действия ответственных лиц на случай чрезвычайных ситуаций.
  • Организация обучения и инструктирования персонала по обращению с отходами.

В медицинских и фармакологических учреждениях строго запрещается смешивать отходы класса Б с отходами других классов. Сбор и перемещение отходов к местам временного хранения осуществляется с применением механических средств. Руководитель учреждения подписывает договор с организациями на вывоз, которые имеют лицензию на осуществление этого вида деятельности.

Требования к площадке для ПУХТО

Организуют удобный подъездной путь, устанавливают ограждение, чтобы исключить распространение мусора за пределы площадки. Высота барьера по периметру не ниже одного метра. Для отведения дождевой, талой воды делают уклон.

Территорию покрывают асфальтом, полимербетоном, керамзитобетоном, плиткой с водонепроницаемыми свойствами. Постановление правительства Москвы №49 рекомендует размещать объекты вне зоны видимости с дорог и со стороны уличных фасадов. Территорию притеняют зелеными насаждениями, навесами, соседней застройкой.

Новые правила СанПиНа оговаривают количество накопителей – не более десяти единиц. В это число входят емкости для раздельно собранных отходов и два бункера под крупногабаритный мусор.

Введен запрет на сбор органических отходов – отправлять их на вторичную переработку нельзя.

Балансодержатель территории отвечает за санитарное состояние, исправность мусоросборников, дезинфекцию емкостей и площадки.

Медицинские отходы: утвержден новый СанПиН

С первого марта 2021 года в РФ начнут действовать новые СанПиН о санитарном содержании поселений и эксплуатации помещений (новый СанПиН будет действовать дополнительно к специальному СанПиН о требованиях к медорганизациям (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий” (вместе с “СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы…”) (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297).

В частности:

  • вводится классификация медицинских отходов, от класса “А” (практически ТКО, и требования к обращению с ними – такие же, хотя одновременно есть и специальные) до классов “Г” (очень токсичные) и “Д” (с радиоактивным загрязнением), для каждого класса описаны свои способы обращения, в том числе сбора. Кроме того, каждая медицинская и фарморганизация должна утвердить собственную Схему обращения с медотходами, назначить ответственного за обращение с ними работника и установить процедуры обращения с медотходами;
  • все работники, которые допущены к обращению медотходов, должны проходить предварительный инструктаж по безопасному обращению с ними, им также нельзя выходить за пределы рабочих помещений участка по обращению с отходами классов “Б” и “В” в специальной одежде, используемой в рабочих помещениях участка;
  • предъявляются специальные требования к способам обеззараживания отходов классов “Б” и “В”, к условиям хранения медотходов всех классов, а также к перевозке этих отходов;
  • для учета медотходов обязательно ведение специальных журналов.
  • Кроме того, Санпин предусматривает:
  • запрет на размещение медицинской организации над гаражом, паркингом, стоянкой в МКД (однако неясно, допустимо ли размещение медорганизации на втором над паркингом нежилом этаже, или же любая нежилая “прокладка” между медорганизацией вверху и паркингом внизу не спасет медорганизацию от нарушения санитарных требований);
  • обязательные лабораторные исследования качества почвы рядом с медорганизацией – сразу после ее ввода в эксплуатацию;
  • погребение умерших от COVID-19 (как от иных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и инфекций неясной этиологии) допускается в оцинкованных герметически гробах, запаянных непосредственно в патолого-анатомическом отделении медорганизации.

Медицинские отходы: юридические коллизии нового СанПиН

Отметим, однако, что к юридической силе рассматриваемого СанПиН есть серьезные вопросы:

  • СанПиН обязательны к исполнению, оценка их соблюдения будет проводиться в рамках санэпиднадзора, стало быть, они содержат обязательные требования;
  • при этом согласно ч. 1 ст. 3 Закона об обязательных требованиях, положения НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего акта.

Между тем срок в 90 дней не выдержан, следовательно, СанПиН введены в действие с нарушением требований Закона об обязательных требованиях, имеющих более высокую юридическую силу.

На это несоответствие должен был обратить внимание еще Минюст России, поскольку госрегистрация любого НПА в Минюсте России включает в себя правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ. И хотя Минюст России вправе отказать в госрегистрации акта, который не соответствует законодательству РФ, документ был зарегистрирован

Таким образом, можно ожидать некоторой судебной активности, связанной с моментом вступления новых СанПиН в силу и его действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector