Гигиенические требования: описание, классификация, виды
Содержание:
- Санитарно-гигиенические условия работы водителей
- Перечень производств
- Ультразвук
- Ультрафиолетовое излучение
- Вибрация
- Общие сведения
- 4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах
- 5. Требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест
- ПДК и ПДУ
- Расстановка ученических парт в классе
- Требования
- Санитарно-гигиенические условия работы водителей
- Электрические, магнитные, электромагнитные поля
- Работа с компьютером
- Другие неблагоприятные условия трудового процесса
- Общие требования к помещению образовательного учреждения
- Допустимые уровни электромагнитного излучения
- По каким критериям выбирать школьный ранец
- С 1 января 2021 г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи
Санитарно-гигиенические условия работы водителей
Поскольку основной рабочей зоной водителя является кабина автомобиля, важно поддерживать оптимальные параметры ее микроклимата
Например, важное внимание уделяется системам вентиляции, обогрева и кондиционирования воздуха. Максимально допустимый перепад температуры воздуха по высоте кабины составляет 3 °С
Автотранспортные предприятия обязаны предоставлять санитарно-бытовые и лечебно-профилактические помещения для водителей, которые участвуют в междугородних и международных перевозках. В пунктах выдачи и приема путевых листов городских и пригородных автостанций, расположенных за пределами территории автопредприятия, водители должны иметь доступ к санитарно-бытовым помещениям.
При составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда водителей учитывается отсутствие постоянного водоснабжения. С целью соблюдения правил личной гигиены водителю рекомендуется иметь в кабине моющие средства с учетом специфики транспортного средства типа топлива, разновидности перевозок. В соответствии с нынешними отраслевыми нормативами рекомендуется использование поверхностно-активных, пригодных к применению на кожных покровах моющих составов, щеток для мытья рук, чистых салфеток или полотенца.
Если водитель имеет контакт со смазочно-охлаждающими жидкостями, красками, лаками и прочими химикатами, помимо ветоши для вытирания рук, следует использовать защитные мази и крема. По ГОСТу 12.4.068-79, в России выпускаются специальные дерматологические средства с защитой от воздействия на эпидермис горюче-смазочных материалов.
В обязанности администрации автотранспортного предприятия входит обеспечение санитарно-гигиенических условий труда и питания водителей. Кроме того, организация, в штате которой числятся водители, должна организовывать и предоставлять возможность шоферам для прохождения регулярных обязательных медосмотров, проводить совместно с представителями бюджетных учреждений здравоохранения инструктажи по санитарно-гигиеническим нормам.
Профессиональными заболеваниями водителей являются патологии опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы. В большинстве случаев причина кроется в недостатке двигательной активности.
Перечень производств
Оптимальные микроклиматические показатели должны устанавливаться на рабочих местах в производственных помещениях, где выполняется работа операторского типа, связанная с нервно-эмоциональным перенапряжением. Речь, в частности, идет о постах, пультах и кабинах управления технологическими циклами, залах вычислительного оборудования и так далее. Перечень прочих рабочих мест и видов деятельности, для которых необходимо обеспечить оптимальные микроклиматические показатели, устанавливаются действующими Санитарными правилами по конкретным промышленным отраслям и прочими правовыми актами, согласованными с органами Госсанэпиднадзора в установленном порядке.
Ультразвук
По способу воздействия на человека ультразвук классифицируется на воздушный (воздействует через воздушную среду) и контактный (воздействует при соприкосновении рук или других частей тела человека с источником ультразвука) (п. 6.1.1 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Нормируемыми параметрами воздушного ультразвука являются эквивалентные уровни звукового давления в децибелах в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами 12,5; 16; 20; 25; 31,5; 40; 50; 63; 80; 100 кГц, измеренные на заданном интервале времени при работе источника ультразвука, контактного — максимальные значения усредненной во времени пик-пространственной интенсивности — Ispta контактного ультразвука, распространяющегося от источника в водоподобной гелиевой среде (п. 6.2.1, 6.2.2 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Предельно допустимые уровни данных видов ультразвука на рабочих местах представлены в табл. 6.1, 6.2 СанПиН 2.2.4.3359-16.
Измеряется ультразвук шумометром-анализатором спектра не ниже 1 класса, а максимальная интенсивность определяется согласно требованиям ГОСТ Р МЭК 61161-2009 ГСИ (п. 6.3.4, 6.3.5 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Важно!
Непосредственный контакт человека с рабочей поверхностью источника ультразвука и с контактной средой во время возбуждения в ней ультразвуковых колебаний запрещен (п. 6.4.1 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Чтобы исключить контакт с источником ультразвука, применяют (п. 6.4.2, 6.4.3 СанПиН 2.2.4.3359-16):
- дистанционное управление источниками ультразвука;
- автоблокировку, то есть автоматическое отключение источников ультразвука при выполнении вспомогательных операций (загрузка и выгрузка продукции, белья, медицинского инструментария, нанесения контактных смазок и т. д.);
- приспособления для удержания источника ультразвука или предметов, которые могут служить в качестве твердой контактной среды.
Для защиты рук от неблагоприятного воздействия контактного ультразвука в твердых, жидких, газообразных средах, а также от контактных смазок необходимо применять нарукавники, рукавицы или перчатки (наружные резиновые и внутренние хлопчатобумажные).
Ультрафиолетовое излучение
Требования раздела 9 Правил распространяются на излучение, создаваемое источниками с температурой выше 2000 °C (например, расплавленный металл, кварцевое стекло), люминесцентными источниками, используемыми в полиграфии, химическом и деревообрабатывающем производстве, сельском хозяйстве, при кино- и телесъемках, дефектоскопии и других отраслях производства, а также в здравоохранении (п. 9.1.1).
К сведению
Требования не применяются к ультрафиолетовому излучению, генерируемому лазерами, используемыми для обеззараживания сред при отсутствии обслуживающего персонала, а также применяемыми в лечебных и профилактических целях (п. 9.1.2 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Нормативы интенсивности излучения установлены с учетом продолжительности воздействия на работающих, обязательного ношения защитной спецодежды, головных уборов, средств защиты глаз (п. 9.1.3 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Если допустимые показатели, определенные п. 9.2.1–9.2.5 Правил, превышаются, нужно предусмотреть мероприятия по их уменьшению или защите рабочего места от облучения (экранирование), а также по дополнительной защите кожных покровов работающих (п. 9.2.6 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Измерения проводят на рабочем месте на высоте 0,5–1,0 и 1,5 м от пола. Приемник размещают перпендикулярно максимуму излучения источника. Если таких источников несколько, измеряют излучения от каждого из них или через каждые 45° по окружности в горизонтальной плоскости (п. 9.3.1 СанПиН 2.2.4.3359-16).
При этом следует использовать средства измерения, не подверженные влиянию оптического излучения за пределами диапазона по п. 9.2.1 (п. 9.3.3 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Вибрация
Различают вибрацию (п. 4.1.1, 4.1.2 СанПиН 2.2.4.3359-16):
по способу передачи на человека:
– общую, передаваемую на тело через опорные поверхности;
– локальную, передающуюся через руки, ступни ног сидящего человека и на предплечья, контактирующие с вибрирующими рабочими поверхностями;
по источнику возникновения:
– локальную вибрацию, передающуюся человеку от ручного механизированного инструмента (с двигателями), органов ручного управления машинами и оборудованием;
– локальную вибрацию, передающуюся человеку от ручного немеханизированного инструмента (например, рихтовочных молотков), приспособлений и обрабатываемых деталей;
– общую вибрацию 1 категории (транспортную вибрацию);
– общую вибрацию 2 категории (транспортно-технологическую вибрацию);
– общую вибрацию 3 категории (технологическую вибрацию).
В гигиеническом нормировании вибрации на рабочих местах используются следующие термины и определения (п. 4.1.3 СанПиН 2.2.4.3359-16):
- корректированное виброускорение;
- корректированный уровень виброускорения;
- эквивалентное виброускорение;
- эквивалентный уровень виброускорения;
- текущее корректированное виброускорение.
Нормируемым показателем вибрации на рабочем месте является эквивалентное корректированное виброускорение за рабочую смену (эквивалентный корректированный уровень виброускорения за рабочую смену) (п. 4.2.1 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Вибрация, воздействующая на человека, оценивается методом интегральной оценки по эквивалентному корректированному уровню виброускорения с учетом времени вибрационного воздействия (п. 4.2.2 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Предельно допустимые величины эквивалентного корректированного виброускорения за рабочую смену производственной вибрации приведены в табл. 4.1 4.2.3 СанПиН 2.2.4.3359-16.
Обратите внимание!
При воздействии локальной вибрации с текущими среднеквадратичными уровнями, превышающими санитарные нормы более чем на 12 дБ (в 4 раза) по интегральной оценке, работать нельзя. Также нельзя работать в условиях воздействия общей вибрации с текущими среднеквадратичными уровнями, превышающими санитарные нормы более чем на 24 дБ (в 8 раз) по интегральной оценке.
Уровень вибрации измеряется в соответствии с утвержденными и аттестованными в установленном порядке методиками, виброметрами, удовлетворяющими требованиям межгосударственного стандарта и оснащенными октавными и третьоктавными фильтрами класса 1 по ГОСТ Р 8.714-2010 (МЭК 61260:1995).
Общие сведения
Санитарно-гигиенические правила и нормы представляют собой специальные акты, в соответствии с которыми установлены критерии безвредности или безопасности факторов среды для людей. Они также определяют условия обеспечения благоприятной атмосферы для жизнедеятельности. Санитарно-гигиенические нормы обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, учреждениями, предприятиями и прочими хозяйствующими субъектами. Выполнение предписаний должно осуществляться всеми юрлицами вне зависимости от их форм собственности и подчиненности. Соблюдение санитарных норм обязательно и для физических лиц, независимо от должности и статуса.
4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах
4.2.1. Предельно допустимые
выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются
территориальными органами специально уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам
и согласованного с органами и учреждениями государственной
санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
4.2.2. При разработке
предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника
учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих,
определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов
рассматриваемого объекта.
Существующее загрязнение
атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению
предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или
определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке.
Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем,
и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном
порядке.
4.2.3. Проекты нормативов
предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный
том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти
санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их
санитарным правилам.
4.2.4. Для проведения
экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:
· инвентаризационный перечень стационарных
источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из
них;
· предложения по нормативам предельно
допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;
· план мероприятий по достижению предельно
допустимых выбросов;
· способ учета фоновых концентраций;
· результаты прогнозных расчетов (при
необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения
предельно допустимого выброса;
· ситуационный план с изолиниями концентраций
на каждый этап достижения ПДВ.
4.2.5. Проекты нормативов
ПДВ по отдельным объектам могут быть включены в сводный том только после
доработки материалов в соответствии с замечаниями санитарно-эпидемиологического
заключения.
4.2.6. В случае
невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры
и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем
изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования
предприятия.
4.2.7. В плане мероприятий
по достижению ПДВ запрещается превышение существующего выброса вредных веществ
на отдельных этапах достижения ПДВ.
4.2.8. При наличии данных о
неблагоприятном влиянии выбросов объекта, в период достижения ПДВ, на здоровье
населения, проживающего в зоне его влияния, юридическое лицо обязано возместить
ущерб, причиненный этим влиянием здоровью населения (ст. 57 Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
5. Требования к организации производственного лабораторного
контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест
ПДК и ПДУ
Качество окружающей среды видоизменяется за счет негативно влияющих производственных факторов. Подвергается им и человек. В рабочей сфере имеются понятия предельно допустимых концентраций и уровней, которые, хоть и подвергают человеческий организм некоторой токсичности, ограничивают это влияние.
ПДК – предельно допустимая концентрация. Под ней понимается максимальная величина воздействия вредного вещества, которая за некоторое продолжительное время не действует губительно на здоровье человека или природу.
ПДУ – предельно допустимый уровень. Предполагает максимальный уровень вредоносного физического фактора (в виде радиации, вибрации), при котором на организм человека или природу не будет оказано разрушительного действия.
ПДД – предельно допустимая доза. Предельное значение вредных агентов, которые, попадая в организм человека, не несут опасности.
Так, ПДК опасных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать 0,1 мг/м3.
Во избежание ухудшения показателей здоровья, каждый работник должен получить соответствующую информацию о видовой принадлежности работы и особенностях воздействия ее вредных факторов на условия труда, уровне вредности, рисках развития неблагоприятных состояний, хронических заболеваний и их осложнений, медико-профилактической работе, проводимой на данном предприятии и т.д.
Расстановка ученических парт в классе
Комплект, состоящий из стула и стола с наклонной поверхностью рабочей плоскости (с углом 7-17°), является основной ученической мебелью. Кабинеты, в которых проводятся учебные занятия, должны быть оборудованы мебелью, соответствующей возрастной группе и росту школьников. Если стол или стул слишком высок, рекомендуется использовать подставку для ног с возможностью ее регулировки по высоте.
В системе гигиенических требований имеют место и рекомендации по выбору учебных досок. Рабочая поверхность должна иметь высокоадгезивное покрытие для контакта с мелом, фломастером, легко очищаться влажной или сухой губкой
При выборе школьной доски, используемой для письма, необходимо обращать внимание на ее износостойкость, наличие антибликового покрытия
Сам процесс расстановки мебели в учебном кабинете также должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. При работе в классе каждый учащийся должен иметь визуальный доступ к школьной доске. Исходя из этого действуют следующие правила:
- минимальное расстояние между рядами парт – 60 см;
- расстояние от учительского стола до учебной доски – не менее одного метра;
- расстояние от первого стола в ряду до письменной доски не менее 240 см;
- максимальная удаленность от учебной доски ученика, сидящего за последней партой – не более 860 см.
Требования
В соответствии со статьей 223 Трудового Кодекса РФ, работодатель, в целях санитарно-бытового и медицинского обеспечения работающих, должен оборудовать следующие помещения:
- помещения для приема пищи;
- помещения для оказания медицинской помощи;
- комнаты для отдыха в рабочее время и комната психологической разгрузки.
В перечень мер по охране труда также входят:
- Обеспечение питьевой воды для работников горячих цехов.
- Перевозка пострадавшего на производстве сотрудника в лечебное учреждение или домой.
- Проведение профилактических мероприятий.
- Размещение на предприятии аптечек первой медицинской помощи.
- Обеспечение противопожарной безопасности.
- В случае наличия на предприятии задействованного транспорта, необходимой мерой охраны труда является проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей.
В случае невозможности обеспечения каких-либо условий на предприятии, сотрудники должны быть извещены об этом в момент трудоустройства, а также этот пункт должен быть указан в трудовом договоре.
Санитарно-гигиенические условия работы водителей
Поскольку основной рабочей зоной водителя является кабина автомобиля, важно поддерживать оптимальные параметры ее микроклимата
Например, важное внимание уделяется системам вентиляции, обогрева и кондиционирования воздуха. Максимально допустимый перепад температуры воздуха по высоте кабины составляет 3 °С
Автотранспортные предприятия обязаны предоставлять санитарно-бытовые и лечебно-профилактические помещения для водителей, которые участвуют в междугородних и международных перевозках. В пунктах выдачи и приема путевых листов городских и пригородных автостанций, расположенных за пределами территории автопредприятия, водители должны иметь доступ к санитарно-бытовым помещениям.
При составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда водителей учитывается отсутствие постоянного водоснабжения. С целью соблюдения правил личной гигиены водителю рекомендуется иметь в кабине моющие средства с учетом специфики транспортного средства типа топлива, разновидности перевозок. В соответствии с нынешними отраслевыми нормативами рекомендуется использование поверхностно-активных, пригодных к применению на кожных покровах моющих составов, щеток для мытья рук, чистых салфеток или полотенца.
Если водитель имеет контакт со смазочно-охлаждающими жидкостями, красками, лаками и прочими химикатами, помимо ветоши для вытирания рук, следует использовать защитные мази и крема. По ГОСТу 12.4.068-79, в России выпускаются специальные дерматологические средства с защитой от воздействия на эпидермис горюче-смазочных материалов.
В обязанности администрации автотранспортного предприятия входит обеспечение санитарно-гигиенических условий труда и питания водителей. Кроме того, организация, в штате которой числятся водители, должна организовывать и предоставлять возможность шоферам для прохождения регулярных обязательных медосмотров, проводить совместно с представителями бюджетных учреждений здравоохранения инструктажи по санитарно-гигиеническим нормам.
Профессиональными заболеваниями водителей являются патологии опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы. В большинстве случаев причина кроется в недостатке двигательной активности.
Электрические, магнитные, электромагнитные поля
Если производство связано с воздействием электромагнитного поля на работающих, все изолированные от земли крупногабаритные металлоконструкции, машины, механизмы и другие объекты должны быть заземлены (п. 7.1.1 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Нормируемые показатели и параметры (п. 7.2.1–7.2.7 СанПиН 2.2.4.3359-16):
- электростатическое поле;
- постоянное магнитное поле;
- электрические поля промышленной частоты (50 Гц);
- магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);
- электромагнитные поля диапазона частот 10 кГц–30 кГц;
- электромагнитные поля диапазона частот 30 кГц–300 ГГц;
- электромагнитные поля на рабочих местах пользователей персональными компьютерами (ПК) и другими средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Оценка и организация измерений уровня ослабления геомагнитного поля на рабочих местах проводятся в соответствии с приложением 11 к СанПиН 2.2.4.3359-16.
Уровни электрических, магнитных, электромагнитных полей на рабочих местах измеряются в соответствии с утвержденными и аттестованными в установленном порядке методиками (п. 7.3.1 СанПиН 2.2.4.3359-16).
Требования к организации и проведения контроля уровней полей установлены также п. 7.3.2–7.3.7 СанПиН 2.2.4.3359-16.
Работа с компьютером
Электронно-вычислительные машины для учебных занятий могут быть установлены только в кабинетах информатики. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, компьютер устанавливается на одно рабочее место. На каждого ученика полагается не менее 6 м2 при использовании мониторов старого типа (устроенных с электронно-лучевой трубкой) и 4,5 м2, если подключены современные жидкокристаллические экраны
При подготовке к функционированию кабинета информатики пристальное внимание уделяется оборудованию защитного заземления, в соответствии с требованиями пожарной безопасности
Расстановка рабочих мест предполагает обеспечение безвредного воздействия электромагнитных полей. Учащиеся должны сидеть за компьютерами таким образом, чтобы преподаватель имел возможность свободно подойти к каждому рабочему месту. В школьных кабинетах информатики используются только стационарные компьютеры. Эксплуатация ноутбуков, принадлежащих учащимся, недопустима.
Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером предполагают ограничение непрерывной продолжительности работы при условии фиксации взгляда непосредственно на экране монитора не более чем на 20-25 минут. Данный норматив разработан для учащихся старших классов.
Удобочитаемость текстов на экране монитора является не менее важным гигиеническим требованием к компьютеру, которое может быть выполнено за счет:
- увеличения размера шрифта в сравнении с традиционными книжными изданиями;
- регулировки яркостных показателей;
- цветового сочетания фона экрана и символов.
При соблюдении санитарно-гигиенических норм при работе за персональным компьютером риск перенапряжения зрительной системы в течение урока отсутствует.
Другие неблагоприятные условия трудового процесса
В любом образце санитарно-гигиенической характеристики условий труда указывается показатель, который отражает силовую нагрузку на организм и его отдельные системы (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную деятельность). Он называется тяжестью труда. Для определения тяжести труда учитывают значения динамической нагрузки, массу поднимаемых и перемещаемых грузов, общее количество рабочих монотонных движений, время, на протяжении которого тело работника находится в статично обездвиженном положении и другие нюансы.
К неудовлетворительным санитарно-гигиеническим факторам условий труда относят также напряженность, возникающую при исполнении профессиональных обязанностей. В этом случае повышенная нагрузка отражается на центральной нервной системе, органах чувств, сенсорике, психоэмоциональном фоне работников.
Общие требования к помещению образовательного учреждения
Первое, на что следует обратить внимание – это вместимость. В городских школах она не должна превышать 1 000 учеников, в сельских – 500
При этом в каждом классе рекомендуемая наполняемость составляет 25 человек. Гигиенические требования к помещению предполагают зонирование на классы и кабинеты исходя из расчета не менее 2,5 м2 на одного ученика. Главными принципами структуры школьного здания являются:
- обеспечение максимального разделения школьного контингента на возрастные группы;
- разделение помещения на несколько блоков и разграничение учебных кабинетов и классов от общешкольных пространств (фойе, спортивный и актовый залы, столовая, административно-хозяйственный сектор);
- близость учебных классов к санитарным узлам и рекреационным помещениям;
- возможность изоляции отдельных групп в случае возникновения очага инфекционных заболеваний.
Система гигиенических требований нацелена на обеспечение организации регулярной уборки и дезинфекции помещений. Школьные стены должны быть гладкими. В качестве отделочных материалов допускается использование безопасных и водостойких покрытий. Гигиеническими требованиями СанПиН даются рекомендации по выбору цвета краски для стен. Например, для кабинетов, которые выходят на северо-восточную или северо-западную стороны, желательно использовать отделочные материалы теплых тонов (бежевый, бледно-розовый, бледно-желтый), а для южных аудиторий – краску холодных оттенков (бледно-голубой, бледно-зеленый). Стены спортзала рекомендуется окрашивать в светлые тона.
Гигиенические требования касаются и напольного покрытия в учебном заведении. Полы не должны быть скользкими, иметь щели и дефекты. В качестве поверхностного материала для пола разрешено использовать дощатый или паркетный настил, синтетический линолеум. Места для санитарно-гигиенических процедур обязательно выстилают керамической или мозаичной плиткой.
Допустимые уровни электромагнитного излучения
Допустимые уровни электромагнитного излучения радиочастотного диапазона (30 кГц-300 ГГц)
электромагнитного излучения
En (ППЭn) — напряженность электрического поля (плотность потока энергии), создаваемая в данной точке каждым источником ЭМИ РЧ; EПДУ (ППЭПДУ)— допустимая напряженность электрического поля (плотность потока энергии).В случаях, когда для излучения всех источников ЭМИ РЧ установлены разные ПДУ:
6.4.1.3. При установке антенн передающих радиотехнических объектов на жилых зданиях интенсивность ЭМИ РЧ непосредственно на крышах жилых зданий может превышать допустимые уровни, установленные для населения, при условии недопущения пребывания лиц, профессионально не связанных с воздействием ЭМИ РЧ на крышах при работающих передатчиках. На крышах, где установлены передающие антенны, должна иметься соответствующая маркировка с обозначением границы, где пребывание людей при работающих передатчиках запрещено. 6.4.1.4. Измерения уровня излучения следует производить при условии работы источника ЭМИ на полной мощности в точках помещения, наиболее приближенных к источнику (на балконах, лоджиях, у окон), а также у металлических изделий, находящихся в помещениях, которые могут являться пассивными ретрансляторами ЭМИ и при полностью отключенных изделиях бытовой техники, являющихся источниками ЭМИ РЧ. Минимальное расстояние до металлических предметов определяется инструкцией по эксплуатации средства измерения. Измерения ЭМИ РЧ в жилых помещениях от внешних источников целесообразно проводить при открытых окнах. 6.4.1.5. Требования настоящих санитарных правил не распространяются на электромагнитное воздействие случайного характера, а также создаваемое передвижными передающими радиотехническими объектами. 6.4.1.6. Размещение всех передающих радиотехнических объектов, расположенных на жилых зданиях, в том числе и радиолюбительских радиостанций и радиостанций, работающих в диапазоне 27 МГц, производится в соответствии с гигиеническими требованиями к размещению и эксплуатации сухопутной подвижной радиосвязи.
6.4.2. Допустимые уровни электромагнитного излучения промышленной частоты 50 Гц 6.4.2.1. Напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц в жилых помещениях на расстоянии от 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5-1,8 м от пола не должна превышать 0,5 кВ/м. 6.4.2.2. Индукция магнитного поля промышленной частоты 50 Гц в жилых помещениях на расстоянии от 0,2 м от стен и окон и на высоте 0,5-1,5м от пола и не должна превышать 5 мкТл (4 А/м). 6.4.2.3. Электрическое и магнитное поля промышленной частоты 50 Гц в жилых помещениях оцениваются при полностью отключенных изделиях бытовой техники, включая устройства местного освещения. Электрическое поле оценивается при полностью выключенном общем освещении, а магнитное поле — при полностью включенном общем освещении. 6.4.2.4. Напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц на территории жилой застройки от воздушных линий электропередачи переменного тока и других объектов не должна превышать 1 кВ/м на высоте 1,8 м от поверхности земли.
Допустимые уровни ионизирующего излучения
6.5.1. Мощность эффективной дозы гамма-излучения внутри зданий не должна превышать мощности дозы на открытой местности более чем на 0,2 мкЗв/час. 6.5.2. Среднегодовая эквивалентная равновесная объемная активность дочерних продуктов радона и торона в воздухе помещений ЭРОАRn +4,6ЭРОАTn не должна превышать 100 Бк/м3 для строящихся и реконструируемых зданий и 200 Бк/м3 для эксплуатируемых.
7.1. Выделение вредных химических веществ из строительных и отделочных материалов, а также из материалов, используемых для изготовления встроенной мебели, не должно создавать в жилых помещениях концентраций, превышающих нормативные уровни, установленные для атмосферного воздуха населенных мест. 7.2. Уровень напряженности электростатического поля на поверхности строительных и отделочных материалов не должен превышать 15 кВ/м (при относительной влажности воздуха 30-60%). 7.3. Эффективная удельная активность природных радионуклидов в строительных материалах, используемых в строящихся и реконструируемых зданиях, не должна превышать 370 Бк/кг. 7.4. Коэффициент тепловой активности полов должен быть не более 10 ккал/кв. м час град.
По каким критериям выбирать школьный ранец
В первую очередь необходимо обратить внимание на вес пустого портфеля – он не должен быть более 700 г. Предпочтение следует отдавать каркасным школьным ранцам, устойчивая форма которых предусмотрена конструкцией
Спинка портфеля должна быть полужесткой или оснащенной массажным профилем.
Чтобы плечевые ремни не врезались в кожу ребенка, их ширина должна быть не менее 40 мм. Причем сам материал, из которого они изготовлены, может быть эластичным и мягким на ощупь. Более практичным вариантом являются ранцы с жесткими плечевыми ремнями, однако их использовать можно лишь при наличии специальных смягчающих накладок.
Основную часть школьных сумок обычно изготавливают из прочного и практичного материала, обладающего водоотталкивающими свойствами. Ранец должен быть удобен для регулярной чистки или стирки. Предпочтение желательно отдавать ярким и красочным рюкзакам, имеющим сертификаты качества.
Максимальный вес школьного портфеля, рекомендуемый санитарно-гигиеническими нормами для учеников старших классов, находится в пределах 3,7-4,2 кг. Взвешивание рюкзака проводят вместе с учебными комплектами (тетрадями, книгами, пособиями) и канцелярскими принадлежностями в течение одной недели в каждой четверти.
С 1 января 2021 г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи
С 1 января 2021 г. вступают в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.
Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Упомянутые правила распространяются на:
- дошкольные образовательные организации;
- дошкольные группы, размещённые в жилых помещениях жилищного фонда;
- образовательные организации (школы, организации среднего профессионального, высшего образования);
- детские игровые комнаты, расположенные в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения;
- стационарные организации отдыха и оздоровления детей;
- общежития для учащихся образовательных организаций;
- организаций, которые проводят спортивные, художественные и культурно-массовые мероприятия с участием детей и молодёжи.
Новыми санитарными правилами утверждаются требования к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, а также определяются санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Предусмотрены требования к обеспечению доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. к мебели, которая должна быть приспособлена к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья; к расположению парт (столов) при организации обучения; к предельной наполняемости класса (группы) и расписанию урочной и внеурочной деятельности.
Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов
Важно отметить, что занятия с использованием ЭСО не проводятся в возрастных группах до 5 лет. Введены требования для дистанционного обучения
Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 Для образовательных целей мобильные средства связи не используются
Введены требования для дистанционного обучения. Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Предусмотрены требования к проведению итоговой аттестации, в т.ч. ЕГЭ, регламентируются перерывы между экзаменами, время ожидания начала экзамена в классе и др.
Новыми санитарными правилами запрещено размещение в подвальных и цокольных этажах помещений для детей и молодежи. Исключения предусмотрены для гардеробов, туалета, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых и туалетов, помещений для стирки и сушки белья, других подсобных помещений.
Не допускается использовать в одном учебном помещении разные типы ламп, а также лампы с разным светоизучением.
В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений, образовательная организация в течение 2 часов должна проинформировать об этом территориальные органы Роспотребнадзора и обеспечить проведение профилактических мероприятий.
Правила являются обязательными для исполнения как гражданами, так и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.