Фрахтование

Договор транспортной экспедиции

  Договор транспортной экспедиции (Скачать образец)     Пример подготовки договора транспортной экспедиции (Скачать)

Этот транспортный договор заключают, когда дополнительно к перевозке требуется оформление перевозочных и таможенных документов, сопровождение, хранение и охрана груза, обеспечение погрузки-выгрузки, другие дополнительные услуги. Правовые нормы экспедиторской услуги, кроме главы 41 ГК РФ, регулирует закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и специальные Правила ТЭД (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Обратите внимание, что экспедиторская услуга — это не услуга самой перевозки, при этом оказывать ее может как специальный экспедитор, так и перевозчик (статья 801 ГК РФ). Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель

Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера

Клиентом экспедитора может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель. Клиент не обязательно должен быть собственником груза, поэтому такую услугу может заказывать и лицо, действующее в качестве агента или комиссионера.

Транспортный договор об оказании экспедиторских услуг не могут заменить такие документы как: доверенность, счета-фактуры, заявки на перевозку груза, товарно-транспортные накладные и прочее. Сторонам надо обязательно составить договор в виде отдельного документа.

Законодательство не устанавливает жесткий перечень и описание всех возможных экспедиторских услуг, поэтому при согласовании предмета договора стороны должны подробно и полно прописать все обязанности экспедитора в каждом конкретном случае. Указание общей формулировки типа «экспедиторские услуги» или «услуги по сопровождению груза» может привести к тому, что договор будет признан судом незаключенным.

Исполнение договора экспедиции сопровождается следующими документами (формы документов утверждены приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23):

  • поручение экспедитору — определяет перечень услуг экспедитора;
  • экспедиторская расписка — подтверждает факт получения груза экспедитором;
  • складская расписка — подтверждает принятие экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Кроме этого, клиент должен предоставить экспедитору документы и информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Если это условие не выполнено, а без таких документов экспедитор не может выполнить свои договорные обязанности, то клиент несет ответственность за возможные убытки, причиненные им экспедитору.

Ответственность экспедитора по договору достаточно серьезна. Как минимум, он отвечает:

  • за нарушение сроков исполнения своих обязательств (если не докажет, что просрочка вызвана виной клиента или форс-мажором);
  • за утрату, порчу, недостачу груза (если не докажет, что это произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить).

В договоре могут быть прописаны и другие виды ответственности сторон, например, право экспедитора удерживать груз до момента полной оплаты его услуг.

От чего зависит стоимость фрахта?

Стоимость фрахта нефиксированная. Она зависит от следующих факторов:

  • Протяженность маршрута. Чем дальше находится пункт отгрузки, тем дороже доставка;
  • Безопасность маршрута. Если судну приходится пересекать зоны боевых действий, стоимость доставки возрастет;
  • Маршрут через Босфорский либо Панамский каналы. За переход грузовых судов взимается пошлина;
  • Необходимость проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • Перевозка опасных грузов.

На итоговую стоимость также влияет необходимость платить дополнительные внутренние или внешние пошлины.

Как рассчитывается ставка фрахта?

Если речь идет о регулярных поставках, ставка фрахта рассчитывается с учетом габаритов и типа груза. При трамповых грузоперевозках ставку определяет договор: судно перемещается не по заданному маршруту и владельцу корабля неизвестно, сколько времени он потратит на заплыв в порты, погрузочно-разгрузочные работы. Тарифы трамповой перевозки обычно выше, чем линейной. Стоимость и условия транспортировки товаров оговариваются в каждом случае отдельно.

Ставка фрахта состоит из базовой платы за грузоперевозку и платежей за дополнительные услуги. Базовая плата зависит от габаритов и типа груза, продолжительности маршрута. Дополнительно предусматриваются платежи для возмещения затрат судовладельца. Сюда относятся следующие виды доплат:

  • BAF – за топливо. Корректируется каждый месяц с учетом колебания мировых цен;
  • ТНС – компенсация портовых расходов. Выплачивается в терминалах портов за погрузку, разгрузку, обработку;
  • DOCS – плата за оформление документов в портах отправления и прибытия.

Перечень дополнительных платных услуг включает поддержание температурного режима для определенной категории товаров, создание условий для негабарита или опасных грузов.

Налогообложение

Для налогообложения, в отличие от ведения бухгалтерского учета, нет норм, обязывающих рассматривать операцию исходя из ее экономической, а не правовой сущности. Поэтому чиновники и налоговики не без оснований опираются на правовую характеристику факта хозяйственной жизни. Неудивительно, что чиновники разделяют перевозку грузов и (или) пассажиров и фрахтование ТС.

Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности по передаче в аренду транспортного средства (в том числе с экипажем), осуществляется в рамках иных режимов налогообложения, а не по «вмененке» при перевозке пассажиров и (или) грузов (Письмо Минфина России от 18.11.2013 N 03-11-11/49499). По договору аренды (фрахтования на время) ТС с экипажем арендодатель предоставляет арендатору ТС за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Исходя из сущности такого договора на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Поэтому данный вид деятельности не относится к сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов (пассажиров) автотранспортом и не переводится ни на спецрежим в виде уплаты ЕНВД (Письмо Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002), ни на патентную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03-11-12/02).

Но есть и другое определение, которое чиновники почему-то не принимают во внимание. По договору фрахтования (чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст

787 ГК РФ). На основе этого определения сложилась положительная для налогоплательщика арбитражная практика.

Постановление ФАС ВВО от 20.09.2012 N А82-9164/2011. Стороны заключили договоры аренды транспортного средства с экипажем, но фактически ТС не переданы перевозчиком во временное владение и пользование заказчику (арендатору). Последний самостоятельных решений о порядке использования ТС не принимал. Транспортные средства в спорный период могли использоваться перевозчиком и использовались им для осуществления других перевозок, не связанных с рассматриваемыми отношениями. Поэтому уплата ЕНВД с доходов, полученных от предоставления в пользование ТС заказчику для перевозки пассажиров, правомерна.

Постановление ФАС ПО от 12.09.2013 N А06-8814/2012. Арендная плата оценивалась сторонами как среднемесячная стоимость полного отработанного месяца и составляет ориентировочно какую-либо сумму. В итоге плата за выполненные услуги по каждому автомобилю производилась в зависимости от объема оказанных услуг, который определялся с учетом пробега автомобиля. В договорах отсутствуют указания на конкретную сумму оплаты пользования каждым транспортным средством. В то же время такой способ определения цены не свойственен при предоставлении ТС во владение и пользование арендатора, поскольку время простоя в этом случае не может учитываться. Изменяющаяся стоимость услуг характерна не для аренды, а для перевозки. Если фактически автотранспортные услуги по перевозке пассажиров оказывались исполнителем от своего имени, то организация вправе пользоваться преимуществами «вмененки».

Ответственность сторон

Ответственность – это важнейших пункт рассматриваемого документа. Условия принято брать из статей ГК РФ, но в каждом случае стороны могут добавить собственные условия.

Так, например, статья 795 регламентирует то, что за задержку ТС, на котором будет осуществляться групповая перевозка, или за не предоставление фраховщик и его компания обязуются выплатить штраф за неустойку организаторам детской экскурсии.

Освободиться от такого взыскания можно в тех случаях, если автобус был неисправным и мог угрожать жизни и здоровью детей, или у назначенного водителя были проблемы со здоровьем, не позволяющие руководить автотранспортом.

В статье 800 (этот же кодекс) указанно, что перевозчик несет ответственность за сохранность жизни и здоровья транспортируемых пассажиров кроме тех случаев, когда в договоре эта ответственность не снимается.

Методология учета

Выделим основные объекты бухгалтерского учета фрахтования ТС:

  • предоставление вместимости транспортного средства фрахтователю для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
  • получение доходов, связанных с оказанием данных услуг фрахтователю;
  • несение затрат на содержание, ремонт и техническое обслуживание ТС, включая расходы на приобретение ГСМ, уплату сборов за право проезда, транспортный налог.

Итак, транспортное средство находится в собственности фрахтовщика и не передается в собственность фрахтователя. Предоставляется лишь во временное пользование вместимость (ее часть) грузового и (или) пассажирского автотранспорта, причем происходит это фактически с оказанием услуг по управлению и технической эксплуатации, тем самым фрахтование с экономической точки зрения аналогично предоставлению ТС в аренду с экипажем. Если с этим согласиться, то нужно вспомнить, что большинство обязательств ложатся на арендодателя (фрахтовщика). Он же получает основные доходы от использования ТС. За фрахтование в течение непродолжительного периода времени фрахтователь не получит основных экономических выгод от использования автотранспорта. Для получения выгоды нужно как минимум эксплуатировать автомобиль годами, а это уже другие взаимоотношения — лизинговые. Поэтому в нашей ситуации актив отражается на балансе фрахтователя (арендодателя) в составе ОС согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Возникает вопрос: нужно ли отражать стоимость ТС в обычном порядке, то есть на счете 01 «Основные средства», или же для этого нужно использовать счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности»? Согласно Инструкции по применению Плана счетов на последнем названном счете обобщается информация о вложениях организации в часть имущества (материальные ценности), предоставляемую организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. В случае с фрахтованием предоставляется вместимость ТС, а не сам актив. Хотя это правовые нюансы, в сущности же, предоставляется автомобиль для перевозки грузов, пассажиров, багажа, детей. И опять же исходя из экономического содержания ТС не просто предоставляется во временное владение и пользование, а на нем еще оказываются транспортные услуги. Все это говорит в пользу того, что ТС в учете фрахтователя отражается как обычное ОС, а не как доходные вложения в материальные ценности.

Перейдем к отражению доходов и расходов, полученных и понесенных в результате предоставления ТС для перевозки по договору фрахтования. Нужно ли в учете и отчетности обособлять данные доходы и расходы от аналогичных показателей, связанных с традиционными перевозками пассажиров и грузов? С одной стороны, в этом может возникнуть необходимость, если транспортное предприятие является многопрофильным и работает в разных направлениях. С другой стороны, в Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте не выделены доходы, полученные от предоставления ТС по договору фрахтования. В качестве выручки поименованы доходы, полученные от перевозок пассажиров, грузов в легковых и (или) грузовых таксомоторах, предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций, сдачи имущества в аренду и т.д. В силу такого разделения доходы, полученные от фрахтования ТС, логично считать выручкой, полученной от перевозок грузов, пассажиров и багажа. Соответственно, в таком же качестве их следует отражать в финансовой отчетности, а точнее, в отчете о финансовых результатах, в котором отражаются совокупная стоимость и себестоимость, формирующие валовую прибыль (см. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н)

При желании бухгалтер может детализировать доходы и расходы по направлениям деятельности, если сочтет, что это важно для оценки финансовых результатов работы транспортной компании

<3> Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Разновидности

С учетом того, какое ТС будет зафрахтовано, договора разделяют на:

  • перевозки автомобилем;
  • перевозка ЖД транспортом;
  • чартерное соглашение на осуществление перевозки ТС воздушного плана;
  • чартерное соглашение на осуществление перевозки ТС морского плана.

В зависимости от тайм-чартера — времени фрахтования ТС и круга лиц, для управления им, такие договоры делят на следующие виды:

  • ТС на тайм-чартер предоставляется с водителем и командой обслуживания;
  • ТС на тайм-чартер предоставляется без водителя и команды обслуживания;
  • переход сотрудников, управляющих ТС в организацию фрахтователя.

Сопровождение детей автомобилем ГИБДД

В первую очередь изменения затронули перечень документов, необходимых для организованной перевозки группы детей:

в) решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — подразделение Госавтоинспекции) или уведомление о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;

в) копия решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — подразделение Госавтоинспекции) или копия уведомления об организованной перевозке группы детей;

До 10 июля 2020 года для перевозки детей требовался оригинал решения о назначении сопровождения или оригинала отказа от сопровождения. Начиная с 10 июля требуется копия решения о назначении сопровождения или копия уведомления ГИБДД.

Рассмотрим связанный пункт правил перевозки:

10. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает в установленном порядке подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции.

10. Руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивают в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов.

Подача уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции осуществляется не позднее 2 дней до дня начала перевозки.

До 10 июля 2020 года руководитель группы должен был подать в ГИБДД заявку на сопровождение автобусов автомобилями ГИБДД.

Начиная с 10 июля заявка на сопровождение подается только в том случае, если перевозка осуществляется тремя или более автобусами. В этом случае ГИБДД присылает машину сопровождения.

Если же дети едут в одном или двух автобусах, то в ГИБДД подается другой документ — уведомление об организованной перевозке группы детей. В этом случае машина сопровождения не выделяется.

Документы подаются не позднее, чем за 2 дня до начала путешествия.

Внимание! Срок подачи уведомления в ГИБДД изменен с 1 октября 2020 года. Он составляет 24 часа для городских и пригородных поездок и 48 часов для междугородних поездок

Этот вопрос рассмотрен в отдельной статье.

В любом случае руководитель группы должен иметь при себе либо копию заявки на сопровождение, либо копию уведомления об организованной перевозке.

Договор фрахтования ТС для перевозки пассажиров

Между кем заключается договор?

  1. Фрахтовщиком, который в собственную очередь, обязуется дать автотранспорт в полном объеме или же отчасти для способности реализовать перевозку;
  2. Фрахтователем, который возлагает на себя ответственность абсолютной оплаты предложения по предоставлению фрахтовальщиком перевозки.

Особенности предоставленного контракта

  1. Вероятность применить транспортное средство, обозначенное в договоре. Вполне вероятно, по неожиданным происшествиям обозначенное транспортное средство не подлежит эксплуатации, к примеру, произошла непредвидимая неисправность, или же автотранспорт не возвратился с предшествующего рейса. То поменять транспортное средством считается вероятным лишь только впоследствии поощрения и согласия клиента, для сего, пишется отдельное дополнение к соглашению, которое преждевременное было заключено.
  2. Фрахтовальщик содержит абсолютное право при составлении контракта ставить собственную дату и адрес загрузки автотранспорта, но и например же сам определяет маршрут, по которому ему комфортно следовать и время, отведенное на выполнение перевозки. Данными пунктами заключается различие фрахтования от других видов и способов аренды транспорта для перевозок.
  3. В случае, если фрахтователь берёт в аренду лишь только подходящую ему долю всякого автотранспорта, то фрахтовщик имеет абсолютное право остальное свободное пространство наполнить другим грузом/товаром/пассажирами. Но все случается лишь только впоследствии согласования и извещения клиента.

Кто вправе заключать данный контракт?

  • Каждая организация, персональный бизнесмен и физические лица, при условии, собственно, что они в роли заказчиков;
  • Транспортные фирмы, персональные бизнесмены и физическое лицо, которое считается перевозчиком или же содержит личный автотранспорт для перевоза пассажиров. При данном контракте, в обязательном порядке необходимо присутствие лицензии на пассажирские перевозки. Для осуществления интернациональной перевозки по фрахтованию, у клиента должны быть все нужные разрешающие бумаги.

Необходимые документы

Перечень клиента:

  1. Документ, подтверждающий название организации, юридический адрес и всю определенную исчерпывающую информацию;
  2. Целый детальный перечень пассажиров;
  3. Перечень мест, или же указать места, откуда вам нужно забрать пассажиров.

Перечень исполнителя контракта:

  1. Копии регламента организации и бумаги на право собственности;
  2. Копию и чудак лицензии на пассажирскую перевозку;
  3. Все реквизиты организации;
  4. Описание все имеющихся транспортных средств;
  5. Удостоверения водителя и копии трудовых книжек людей, которые имеют допуск к управлению автотранспорта.

Обязанность сторон

Во время решения фрахтования в неотъемлемом порядке прописывается обязанность обеих сторон.

Ответственность перевозчика:

  1. Препроводить пассажиров своевременно к месту прибытия. Но, в случае если случается кратковременная задержка в пути следования по вине клиента, то обязанность с перевозчика снимается;
  2. Причинение вреда здоровью перевозимых пассажиров во время пути.

Ответственность клиента:

  1. Осуществление посадки пассажиров в строго обозначенное время отправки, также касается и прибытие людей на место назначения;
  2. Культурное и адекватное поведение пассажиров во время перевозки;
  3. Плата услуг в строго обозначенное время.

В случае если обстоятельства контракта не были соблюдены, то обязанность, касающаяся обеих сторон, несет в себе:

  • Штрафы, предусмотренные законами РФ;
  • Аннулирование лицензии пассажирской перевозки;
  • Расторжение фрахтования до назначенного срока;
  • Сокращение суммы оплаты обозначенной в начале заключения контракта.

Всевозможные пререкания и неоднозначные факторы, образовавшиеся меж сторонами, составившими фрахтование, решаются в судебном порядке.

Административная ответственность за перегруз

Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

*допустимые значения определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

За каждое единичное нарушение к ответственности будут привлечены водитель, перевозчик и грузоотправитель. Последний вправе при рассмотрении административного материала представить документы, подтверждающие, что погрузку осуществил не он (к примеру, есть договор со специализированной организацией или погрузку осуществлял перевозчик собственными силами). Во всех остальных случаях после уплаты штрафа перевозчик/грузоотправитель могут предпринять попытку взыскать убытки (размер штрафа) с контрагента по договору перевозки. К убыткам могут быть отнесены и суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда дорогам РФ на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».

Каким образом снизить штраф:

  • найти процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении или контрольном взвешивании;
  • доказать, что осуществляло погрузку груза иное лицо;
  • оплатить штраф в течение 20 дней со скидкой 50% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ);
  • собрать доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица (п. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Итак, все проблемы грузоотправителей и перевозчиков возникают из-за неправильного или легкомысленного оформления документов: договора, заявки на перевозку, транспортной и товарной накладной.

Просчитывайте возможные последствия заранее. Проверяйте свой документооборот в перевозках. Для грамотного и безрискового выстраивания отношений с участниками автоперевозок обращайтесь к квалифицированным юристам.

Подведем небольшой итог о договоре фрахтования.

  1. Договор фрахтования нужен только при оказании услуг (коммерческие перевозки).
  2. Перевозки для собственных нужд автобусами осуществляются без договора фрахтования.

Оставляйте комментарии. Делитесь мнением, опытом, отвечайте другим на их комментарии, не стесняемся.

Если вы не прослушали подкаст (аудио) о новом порядке профессионального отбора и профессионального обучения работников (Приказ Минтранса 264), то прослушать можно здесь>>>

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.

Подробнее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector