Права, обязанности и ответственность банковских платежных агентов

Письмо Банка России от 25 апреля 2018 г. N 18-1-1-11/763 “Об отражении в бухгалтерском учете операций по специальным банковским счетам платежных агентов”

Департамент бухгалтерского учета и отчетности Банка России (далее — Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации Российских Банков от 13.02.2018 N А-02/5-42 (далее — обращение) и в дополнение к письму от 13.03.2018 N 18-1-1-11/364 сообщает мнение Департамента национальной платежной системы Банка России по вопросу осуществления операций по специальным банковским счетам платежных агентов.

Частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон N 103-ФЗ) установлен режим специальных банковских счетов платежных агентов.

Указанный режим не предусматривает возможности непосредственного списания денежных средств со специальных банковских счетов платежных агентов на счета, не являющиеся банковскими счетами, а также не допускает возможности зачисления на них денежных средств, переводимых со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами платежных агентов.

Также сообщаем мнение Департамента по вопросам бухгалтерского учета.

Балансовый счет N 47422 «Обязательства по прочим операциям» для отражения сумм переводов денежных средств, поступающих со специальных банковских счетов платежных агентов (счет N 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» (далее — счет N 40821), открытых в других кредитных организациях, не применяется.

Мнение Ассоциации Российских Банков о недопустимости осуществления операций по зачислению денежных средств на счет N 40821 в корреспонденции с балансовыми счетами N 40817 «Физические лица», N 40911 «Расчеты по переводам денежных средств» соответствует позиции Департамента по данному вопросу.

Применение балансового счета N 30233 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств» для отражения кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на специальный банковский счет платежного агента до момента их получения от платежного агента не соответствует его назначению и характеристике, изложенным в пункте 3.28 части II Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».

Установленный Федеральным законом N 103-ФЗ режим допускает осуществление расчетов с платежными агентами в порядке, предусматривающем предварительное зачисление денежных средств на корреспондентский счет кредитной организации с последующим их отражением на таких внутренних счетах.

В этом случае кредитная организация вправе применить балансовый счет N 30232 «Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств».

Заместитель главного бухгалтераБанка России —заместитель директора Департаментабухгалтерского учета и отчетности М.С. Волошина

Субъекты, для которых открываются расчетные счета

Расчетный счет в соответствии с действующей Инструкцией Банка России должен быть открыт для всех юридических лиц. Исключениями являются следующие случаи:

  • кредитные организации (банки);
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, которые занимаются частной практикой (нотариусы, адвокаты, которые учредили собственный кабинет, детективы, частнопрактикующие врачи и т.д.).

Помимо этого, в соответствии с действующим российским законодательством, иными субъектами, которые обязаны открыть расчетный счет для ведения своей профессиональной деятельности, выступают:

  • представительства кредитных организаций,
  • организации, которые не ставят получение прибыли в качестве основной своей цели (для них главной задачей является достижение общественно-значимых целей и результатов).

К последним можно отнести религиозные организации, профессиональные союзы, объединения инвалидов, ветеранов и т.д.

Платежные агенты

Примечание:
* Опубликован в «Российской газете», № 104, 10.06.2009.

Многие жители нашей страны уже привыкли использовать платежные терминалы, а в ряде случаев и банкоматы для оплаты услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг. Причем если 3-4 года назад через терминалы мы оплачивали в основном услуги сотовых операторов, то за последние год-два перечень оплачиваемых услуг серьезно расширился. В зависимости от региона и используемой платежной системы через платежный терминал можно оплатить, например, кредит в банке, штрафы в ГИБДД, охрану помещений, питьевую воду, положить деньги в «электронный кошелек» и т. п. В ряде случаев прием денежных средств от населения в оплату услуг сторонних организаций может осуществляться и в несколько иной форме, например, в некоторых крупных универсамах можно оплатить услуги сотовой связи на кассе. Динамика рынка таких услуг свидетельствует о существовании устойчивого спроса на данную услугу и постоянное расширение видов работ, услуг, которые могут быть оплачены через организации-посредники.

Вместе с тем в настоящее время данная сфера деятельности недостаточно урегулирована законодательно. Практически единственным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления расчетов при приеме денежных средств от физических лиц является Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями». Определенный указанием порядок предусматривает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц наличие договора между коммерческой и кредитной организациями, а также необходимость заключения коммерческой организацией договоров с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ). Данный закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Деятельность платежных агентов по приему денежных средств можно рассматривать как «усеченный» вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.

Учитывая, что принятый закон связан как с регулированием гражданско-правовых отношений в сфере наличного денежного оборота, так и с осуществлением безналичных расчетов, закономерно, что изменения затронули Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ).

Помимо данных двух законов принятие Федерального закона № 103-ФЗ повлекло за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях. А изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, предусмотрена возможность внесения платы за жилое помещение и осуществление расчетов по коммунальным услугам через платежных агентов и банковских платежных агентов.

Специальный счет для платежного агента — мнение экспертов bankir.ru

Просто удивительно, сколько вопросов и проблем может вызвать одна-единственная фраза в нормативном акте Банка России. Оказывается, так бывает, если эта фраза представляет собой характеристику нового счета.

Счет № 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» вводится в План счетов Указанием Банка России от г. № 2343-У «О внесении изменений в Положение Банка России от года № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», вступившим в силу с года.

Характеристика счета выглядит довольно лаконично. Это «отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Федеральным законом от г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и статьей 13.1. Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Кроме этого, указывается лишь, что счет – пассивный, а аналитический учет ведется на счетах, открываемых по каждому агенту.

Как ни странно, 1 января в операционных залах кредитных организаций не выстроились длинные очереди банковских и небанковских платежных агентов, желающих немедля открыть себе «отдельные банковские счета». Впрочем, их можно понять: Положение № 302-П вместе со всеми его изменениями и дополнениями их мало интересует, а в Законах № 103-ФЗ и № 395-1 указания на обязанность агентов открывать и вести эти счета выглядят довольно расплывчато. К тому же, наверное, у них были другие важные дела первого января. А также второго, третьего и далее – по тринадцатое включительно.

Ну, а банкам (и особенно – банковским бухгалтерам) деваться некуда – для них скрупулезное выполнение Положения № 302-П и других нормативно-правовых актов Банка России куда важнее, чем новогодние праздники.

Вся правда о счете №40821

N /1-217

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении п. 1 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в отношении банковских счетов, открываемых платежным агентам, и сообщается следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 86 Кодекса банк обязан сообщать в налоговые органы об открытии или о закрытии, об изменении реквизитов счетов налогоплательщиков.

Согласно п. 2 ст. 11 Кодекса счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Учитывая, что специальный банковский счет N 40821 относится к счетам, о которых указано в п. 2 ст. 11 Кодекса, банки исполняют обязанности, установленные п. 1 ст. 86 Кодекса, в том числе в отношении этого банковского счета.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Полномочия и последовательность действий работы агента

К полномочиям относится:

  • работа с приемом платежей клиента;
  • выдача денежных средств физ. лицам по средствам банкоматов и терминалов;
  • предоставление клиентам возможности перевода денежных средств путем безналичного расчета с использованием эл. средств оплаты.

Последовательность действий в работе следующая:

  1. Составляется и подписывается договор с агентом и оператором.
  2. Для возможности проведения расчетов, заводится спец. счет в банке.
  3. Полученные наличные средства сначала собираются и перевозятся между организациями, после чего – оказываются на счетах.
  4. Перечисление банком денежных средств поставщику услуг и агенту.

Платежные и банковские агенты отличаются лишь тем, что у последних гораздо обширнее функционал.

Дополнительные направления в работе

Рассмотрим другие направления в деятельности платежного агента. Денежные средства принимаются агентами исключительно в пользу 3-их лиц, без права предоставления иных услуг. Если спектр оказываемых ими услуг шире, это говорит о том, что они не имеют никакого отношения к платежным агентам.

Агентам данная рабочая деятельность приносит невысокий доход. С целью его увеличения посредники осуществляют регистрацию энного количества юр. лиц и с помощью них предоставляют в аренду терминалы.

Курьерские копании тоже не имеют никакого отношения к платежным агентам. Они производят доставку товара и прием денежных средств от заказчиков в счет оплаты. Идентично можно охарактеризовать и тур. фирмы.

Ранее Федеральная налоговая служба предъявляла им штрафы за несоблюдение закона о платежных агентах. Причина этому – перевод средств тур. агентами оператору, за оказанные услуги.

Банковский агент как участник платежной системы.

Последние, были вынуждены по средствам обращения в суд, оспаривать решение Федеральной налоговой службы, объясняя это следующими фактами:

  1. Тур. агентства осуществляют подпор и бронь оптимального клиенту тура. За что собственно и получают часть прибыли.
  2. Работа осуществляется, только при наличии подписанного с оператором договора. В данных документах нет реквизитов спец. счета, с помощью которого агентами проводятся необходимые операции.

Приведенные выше факты нарушают Федеральный Закон.

Возможные риски

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Рассмотрим фактор, способствующий снижению данного риска. Речь идет о наложенном законодательством лимите на разовую операцию в рамках не более 15 000руб., без установления личности плательщика. Законно провести операцию с крупной денежной суммой при помощи платежного терминала довольно проблематично. Так как придётся вручную производить большое количество перечисление с вашего счета денежных средств.

Риски отмывания прибыли и финансовой поддержки терроризма терминалов, которые находятся в собственности и обслуживаются кредитной организацией оцениваются как допустимые.

На порядок существеннее риск агентских операций, где банк, выступающий инициатором заключения договора лишен возможности полного контроля терминальных аппаратов.

Следовательно, зачисление денежных средств мимо терминала из стороннего источника гораздо выше. Реализация данных рисков возможна двумя способами:

  • обналиченные денежные средства передаются третьему лицу, тем самым нарушая закон;
  • операции, которые производит агент совершаются без участия реального клиента-плательщика. Это умышленно фиктивные операции.

Концепция деятельности банковского платежного агента должна полностью соответствовать прописанным в законодательстве требованиям. Организациям, находящимся в сотрудничестве с посредниками необходимо иметь спец. счет, чтобы прием поступающих средств происходил исключительно через данный транзит.

Как осуществляется учет денежных средств у платежного агента вы можете посмотреть тут:

Не забудьте добавить «FBM.ru» в источники новостей

Типы специальных счетов в банке

Специальный счет — это обособленный банковский счет, на котором хранятся и расходуются деньги, не подлежащие учету через расчетный счет. Специальный счет предназначен для того, чтобы отделить конкретный денежный поток компании от общего с целью:

  • расходовать эти средства для решения конкретных задач, например, клиринговый счет;
  • обособить суммы, которые не должны принадлежать владельцу счета, например, счет должника.

Чаще всего источником поступлений на спецсчета являются платежи физических или юридических лиц за оказанные им услуги. Функционал спецсчета такой же, как у текущего счета в банке, но все действия с ним подчиняются определенным правилам в зависимости от типа счета.

Существует много спецсчетов, и их список постоянно пополняется. Кроме 12 счетов, перечисленных в Инструкции Центробанка, к специальным счетам относятся и те, что указаны в разных законах, например, специальный счет для прохождения процедуры банкротства.

Выбрать банк для спецсчета

Как же доказать, что вы не платежный агент?

1. Закон о платежных агентах не распространяется на турагентов

Первое, на что юристы советуют обратить внимание суда, это 1 статья закона о платежных агентах, в которой указано: закон не распространяются на компании, принимающие от физлица деньги за оказание услуг. ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ст

1, ч. 2, п.1:
«Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ст. 1, ч. 2, п.1:
«Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами.

Турагенты не просто передают туроператору деньги, полученные от туриста, они оказывают клиенту услуги по подбору и бронированию тура, консультируют и оформляют необходимые документы.

2. Предоставить в суд договоры с туристами 

Все услуги, которые турагентство оказывает клиенту, указаны в договоре с туристом. Поэтому юрист Александр Байбородин рекомендует приложить эти документы к материалам дела. Так можно доказать, что деятельность компании не сводится к механической передаче денег от клиента к туроператору.

3. Защищайтесь главным туристическим законом

В суде нужно обязательно сослаться на существование ФЗ «Об основах туристской деятельности». Ольга Плещук, руководитель юридического отдела компании «Персона Грата» напоминает: «Именно «нашим» законом раскрыты понятия «турагент», «турагентская деятельность»; указано, что турагент может осуществлять свою деятельность на основании агентского договора с туроператором и, соответственно, получать вознаграждение именно от туроператора, а не от физлица, как это предусмотрено в отношении платежных агентов».

4. Заручитесь поддержкой туроператоров

Кроме того, Александр Байбородин советует предоставить в суд письма от туроператоров, в которых они подтверждают отсутствие у своей компании спецсчета

Можно также приложить агентский договор и обратить внимание судьи, что в нем отсутствуют реквизиты специализированного счета оператора

Это нужно, чтобы указать на с поставщиком услуги в случае, если агентство все-таки будет причислено судом к категории платежных агентов.

Как платёжному агенту открыть спецсчёт 40821 в банке?

Российское законодательство предписывает открывать счёт 40821 ИП и организациям, принимающим платежи, а также поставщикам услуг, работающим с платёжными агентами. Спецсчёт следует открывать в банке, обслуживающем расчётный (текущий) счёт платёжного агента или поставщика услуг. Процедура проводится в несколько этапов.

Подача пакета документов. ИП или организации нужно предоставить заявление на открытие счёта, приложив копию агентских соглашений со всеми поставщиками услуг. Если спецсчёт открывается в новом банке, нужно предоставить стандартный пакет документов, включающий устав организации, копию свидетельства о регистрации бизнеса, выписку из ЕГРЮЛ (единый реестр юридических лиц), а также анкеты сотрудников, работающих со средствами на счёте 40821. Конкретный перечень бумаг зависит от выбранного банка и организационно-правовой формы платёжного агента (ИП, ООО, АО), требования к заполнению документов можно уточнить у работника финансового учреждения.

Рассмотрение заявки. Как правило, рассмотрение документов платёжного агента в банке занимает до трёх рабочих дней, существующим клиентам счёт 40821 открывается быстрее. Для начала работы платёжному агенту нужно внести средства согласно тарифам банковского учреждения.

Начало использования специального счёта. Российское законодательство предписывает пользователям счетов 40821 своевременно сообщать о заключении новых агентских договоров на приём платежей, а также информировать банк о расторжении соглашений и прекращении деятельности в качестве платёжного агента. Средства на специальном банковском счёте не подлежат принудительному взысканию или аресту по исполнительному листу, регулярно проверяются сотрудниками ФНС и Росфинмониторинга.

Как стать платежным агентом

Для того чтобы стать платежным агентом, нужно соблюсти список требований, среди которых:

  • открытие спецсчета для приема средств. Все они расходуются отсюда на переводы поставщикам и в качестве вознаграждения юрлицу за помощь в переводе, которое может быть перечислено только после того, как расчет был закончен;
  • обязательное определение статуса плательщиков, позволяющее пресекать переводы «отмытых» средств, денег, полученных в результате финансовых махинаций, и т.д.;
  • производство зачислений всех средств по окончании рабочего дня на спецсчет;
  • для приема средств должна использоваться техника в виде контрольно-кассовых аппаратов в порядке, описанном действующим законодательством.

Также необходимо понимать, что все платежи принимаются, исходя из договоренностей с юрлицами. Если договора нет, то лицо не имеет права заниматься деятельностью. Еще одно обязательное условие — встать на учёт в Росфинмониторинг, которое предполагает соблюдение всех требований законов о противоборстве терроризму, махинациям и т.д.

Проводки агентских платежей в среде 1С

Таким образом, чтобы стать лицом по приему платежей, нужно соблюсти ряд условий и зарегистрироваться в федеральной службе по мониторингу финансов. Деятельность этих лиц весьма ограничена и регламентирована законодательством в виде федерального закона 103.

* указанные суммы актуальны на 2019 год.

Меры ответственности

В завершение необходимо напомнить, что статья 14.5 КоАП РФ дополнена новым положением, предусматривающим ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а равно применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения.

Размеры административных штрафов такие же, как и в случае неприменения ККТ или отсутствия установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ:

  • на граждан — от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Таким образом, с 2010 года вступят в действие обновленные правила осуществления деятельности платежных агентов.
Насколько изменится порядок приема денежных средств от населения, а также размер вознаграждения платежных агентов, покажет время.

*  *  *

Таким образом, рассмотренные федеральные законы определяют «законодательные рамки» осуществления деятельности платежных агентов. Можно предположить, что физические лица не почувствуют существенных изменений, оплачивая коммунальные платежи или услуги сотовой связи, в то же время для платежных агентов наступает «жаркий период». Ведь им следует провести тщательную «ревизию» осуществляемой ими деятельности и в случае выявления несоответствия новому закону внести требуемые изменения в договорные отношения, переоборудовать используемые терминалы и банкоматы, а также в необходимых случаях встать на учет в Росфинмониторинге, разработать и согласовать правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

Новости по теме

  • Стало известно, когда неклассифицированные гостевые дома окажутся вне закона
  • Зарина Догузова: государство поддержит строительство курортных отелей
  • Ростуризм готов субсидировать чартеры в любой регион, где есть аэропорты
  • Открытие Турции снова перенесли. Чем рискуют турагенты?
  • Туроператорам вернут 50% стоимости чартерных программ по России
  • Россия снимает ограничения на въезд для граждан еще пяти государств
  • Войдут ли детские экскурсии в программу кешбэка?
  • 50% стоимости уже купленных путевок в лагеря вернут после первой смены
  • Правительство увеличит турпоток на Камчатку за счет малой авиации
  • Турбизнес оценил перспективы регулирования цен на летние лагеря
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector