Коучинг

Коучинг и образование

Основная цель коучинга в образовании — создавать такие условия для учеников, чтобы познавательный процесс проходил с максимальной заинтересованностью.

Специалист должен помочь учащимся раскрыть внутренний потенциал. При этом необходимо постоянное совершенствование навыков и умений, что позволит эффективно усваивать программу и справляться с поставленными задачами.

Многие методы из коучинга нашли широкое применение в педагогике. Благодаря этому современному подходу ученику намного легче осознать смысл обучения.

Грамотные технологии позволяют развивать мотивационный фактор и чувствовать ответственность за конечный результат. Современные педагогические подходы помогают ученикам активно участвовать в образовательном процессе.

Основные принципы коучинга в образовании:

  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • учащийся — это прежде всего личность;
  • ориентация на успех;
  • выявление сильных сторон личности;
  • полное осознание полученных знаний;
  • ответственность за конечный результат.

Каждое из этих условий формирует у ученика собственную мотивацию, которая основана на личных целях.

Если педагог будет активно использовать приемы коучинга, то ребенку будет легче осмыслить собственные возможности и ресурсы, что позволит четко сформулировать цели и превратить проблемы в задачи.

Можно вспомнить традиционный подход к обучению. Сознание сразу рисует строгую учительницу, которая заставляет зубрить все правила и понятия. После этого для получения отличной оценки заученный материал достаточно просто воспроизвести. В противном случае, в дневнике школьника появится двойка.

Согласитесь, мотивационный фактор довольно слабо выражен. При этом вряд ли заучивание сможет развить умственные способности ученика. Современный мир не стоит на месте. Каждый день появляются новые изобретения. Соответственно, ученик должен заранее учиться адаптироваться под различные изменения.

Поэтому зубрежка вряд ли этому поспособствует.

В связи с этим в современную педагогику активно внедряются коуч-технологии. Именно они помогут ученикам выйти за рамки традиционной модели образования. Дети научатся размышлять, а не выдавать отдельно заученные фрагменты текста из учебников.

Современные преподаватели практикуют с учениками создание проектных групп. В ходе такой формы обучения можно проводить исследования различных явлений. Благодаря таким проектам у учеников развиваются коммуникативные и лидерские навыки.

На каких специальностях лучше учиться

Стать коучем с нуля (то есть сразу после школы) вряд ли получится. Наставник должен быть зрелой, многогранной личностью, обладающей глубокими познаниями в ряде предметов. Хорошей базой для дальнейшего освоения профессии коуча могут быть такие специальности высшего образования:

  • психология управления;
  • психологическое консультирование;
  • управление человеческими ресурсами;
  • психология служебной деятельности;
  • управление персоналом;
  • психология и др.

Для поступления в вуз потребуется предоставить приемной комиссии результаты сдачи ЕГЭ, чаще всего по математике, русскому языку, биологии, обществознанию, иностранному.

Коуч Мэрилин Аткинсон

Marilyn Atkinson

«Наша способность изменяться — это то, что делает нас людьми»

 Мэрилин Аткинсон — ученица уникального Мастера Милтона Эриксона, последовательница его идей, а также основатель и президент Международного Эриксоновского университета (Канада). Является автором нескольких системных коучинговых навыков и стратегий. Наибольшей популярностью пользуются концепции ориентированного на решения коучинга и трансформационный коучинг.

Мэрилин Аткинсон учит, что у каждого уже есть все необходимые ресурсы для того, чтобы реализовать задуманное. Нужно лишь правильно эти ресурсы освободить. Это можно сделать как при помощи профессионального коуча, так и самостоятельно. Так, у каждого человека есть внутренняя система, организованный внутренний диалог. Она ежеминутно накапливает сообщения, события, комментарии, поступающие из внешней среды. И когда человек начинает понимать, чего бы он действительно хотел в жизни, внутренняя система часто заглушает это ограничивающими убеждениями, являющимися результатом прошлого программирования. По мнению Мэрилин Аткинсон, чтобы вернуть открытую рамку и перестроить свои способности, необходимы трансформационные коучинговые разговоры. Трансформация происходит тогда, когда людям задают открытые вопросы, вместо того чтобы говорить, что делать. В коучинге Аткинсон предлагает использовать именно силу глубоких вопросов, вместо того чтобы полагаться на предположения, суждения или советы.

Следующий способ достичь результатов — концентрировать внимание и ощущения на том, кем становится человек, а не на том, что человек преодолевает. В этом главная особенность эриксоновского коучинга, или коучинга, ориентированного на решение

Руководствуясь этим подходом, человек обнаруживает свою ответственность за результат и то, что решение задачи находится внутри самого человека. Следуя за Милтоном Эриксоном, Мэрилин Аткинсон утверждает, что самая большая проблема, которую мы обнаруживаем внутри себя, и есть та дверь, которая ведет к нашим самым большим способностям. Поэтому коучинг, направленный на результат, может помочь в решении проблемы, а также в нахождении своих истинных ценностей. Особенностью такого коучинга также является то, что действие происходит быстро, фокусируясь на цели и приводя к той точке, куда нужно попасть. Коуч лишь должен создавать формат, в рамках которого люди могут тестировать получаемый результат. Люди могут измерять, как что-то для них меняется, они могут сказать: «Да, я сделал, у меня получилось сделать то, что необходимо» — и этот результат измерим. Такой коучинг помогает прояснить, к той ли цели мы двигаемся, доходим ли мы до сути своей собственной жизни, до подлинно нашей сути.

Трансформационного подхода придерживается также известный коуч Марша Рейнольдс.

Отличие коучинга от смежных видов деятельности

  • Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам без учета индивидуальных особенностей каждого.
  • Тренинг предусматривает получение стандартного решения конкретной задачи, например, приобретение определенного навыка. Коучинг используют тогда, когда готового решения задачи нет. Цель коуча — организовать процесс и задавать нужные вопросы, чтобы клиент нашел тот результат, который будет подходить конкретно ему для решения его задачи.
  • Наставничество или менторство — это метод обучения, при котором более опытный и мудрый коллега (ментор) передает свой профессиональный опыт и знания молодому специалисту, оказывает ему помощь и поддержку в адаптации к профессиональной деятельности, дает советы и показывает личный пример. Коучинг же направлен на развитие навыков, повышение эффективности за счет развития осознанности, мотивации и ответственности.
  • Психотерапия нацелена на прошлое человека, пережитые им психологические травмы и использует их в качестве ресурса для выявления источников уже существующих проблем. В центре внимания коуча настоящее и будущее человека как целостной личности.
    Коучинг обращается к прошлому человека лишь для напоминания о прошлых успехах, дающих ощущение уверенности в собственных силах. Коучинг не решает проблему, а превращает ее в жизненную задачу, решаемую с помощью личных ресурсов. В терапии клиент задается вопросом «Почему это произошло?», а в коучинге «Как я могу это решить?»
  • В консультировании предполагается, что клиент не знает и занимает роль ученика, а консультант знает и занимает роль эксперта. Консультант занимает ведущую роль в проектировании будущего клиента, контролирует и корректирует его проект. Коуч же не дает советов, наоборот, он верит в безграничные возможности человека и помогает ему раскрыть собственный потенциал.

Этапы развития коучинга

Согласно одной из легенд, прародителем коучинга был древнегреческий философ Сократ.

Именно благодаря Майевтике — методу задавания вопросов, его относят к одному из первых коучей. предполагает извлечение скрытых в каждом человеке знаний с помощью наводящих вопросов.

На самом деле основоположником современного коучинга считают Тимоти Голви — преподавателя Гарвардского университета и тренера по теннису.

В 1974 году он издал книгу «Внутренняя игра в теннис», в которой использовал слово «внутренний» при описании внутреннего состояния игроков. По словам Т. Голви: «Соперник в собственной голове куда страшнее того, что находится рядом на гольф-поле».

Он разработал революционную методику обучения игре в теннис, когда тренер помогает игроку избавиться от внутренней неуверенности и выпустив свои скрытые возможности, самостоятельно найти собственный, лучший путь развития своих способностей для достижения результата. Вследствие такой деятельности у человека появляется естественная способность эффективно учиться на собственном опыте и достигать поставленных целей.

Цель «внутренней игры» — уменьшить любое вмешательство со стороны, что ограничивает полное раскрытие потенциала человека. Этот метод стал применяться в разных сферах деятельности человека. Позже Голви перенес эту методику в бизнес. Она стала называться коучингом. Применение метода внутренней игры в бизнесе заключалась в поиске лучших способов управления изменениями.

Финансовый аналитик Томас Дж. Леонард считается создателем и основателем лайф-коучинга, так как начал использовать коучинг при работе с личностью.

В конце 80-х годов он объединил бизнес, психологические, философские, спортивные и духовные концепции для создания процесса развития людей в личной и в профессиональной сфере.

Джон Уитмор — ученик Т. Голви. Он основал школу тенниса и лыжную школу в Альпах, обучение в которых базировалось на принципах «внутренней игры» Т. Голви.

Джон Уитмор развил идеи Т. Голви в применении к бизнесу и менеджменту, ввел термин «коучинг» в бизнес-менеджмент и разработал одну из наиболее часто используемых и известных моделей в коучинге — GROW.

Таким образом, Т. Голви, Томас Дж. Леонард и Джон Уитмор считаются ключевыми фигурам в истории коучинга. Коучинг стал популярен в США и затем во всем мире именно благодаря им. Также, весомый вклад в развитие коучинга внесли Маршалл Голдсмит — один из наиболее известных коучей, топ-руководителей в мире и Мэрилин Аткинсон — основательница и президент Международного Эриксоновского Университета.

Где обучиться коучингу как профессии

Пройти обучение коучингу можно бесплатно онлайн, и даже получить цифровой сертификат, доказывающий это. Но я сомневаюсь в качестве полученных знаний и в том, что они реально могут в дальнейшем приносить солидный доход. Существуют профессиональные школы по коучингу, среди них:

  • Первая национальная академия по коучингу (Россия).
  • Эриксоновский университет.
  • Школа нейрокоучинга Энрике Хименеса (Испания, есть возможность прохождения курсов онлайн).
  • Международный центр коучинга.

Это далеко не полный список курсов по коучингу, и в выборе подходящей школы необходимо ссылаться на отзывы, опыт работы, форму обучение, темы, структуру образования, выдается ли сертификат и его престиж на рынке.

В дальнейшем вы сможете расширять список клиентов, становиться корпоративным или индивидуальным бизнес-наставником, предлагать коучинг для подростков. Последние помогают в формировании здорового эмоционального интеллекта и определении того, кем ребенок хочет стать. Если вы думаете над тем, чтобы пройти обучение и в дальнейшем делиться своими знаниями, наперед узнайте, какая программа коучинга вам подходит наилучшим образом.

Некоторые тренеры продолжают свое направление, например, если вы успешный менеджер или семейный психолог, то стоит выбирать курсы именно с этой специализацией. А если вы бизнесмен или уже даже миллионер, то наилучшим выбор станет коммерческий аспект — сможете не только показывать, как строить эффективную команду и взаимодействовать с клиентом, но и объяснять, что такое воронка продаж и как ее выстроить под свое дело.

Подводя итог, подчеркну: коучинг — это сложная система образования, в которой главнее всего Личность, а для достижения поставленных целей используются открытые ответы. Многие тренеры практикуют публичные выступления, готовят книги, которые становятся бестселлерами, а билеты на их выступления раскупаются за полгода до анонсированной даты. Остается пожелать каждому читателю или найти отличного, эмоционального и профессионального подкованного коуча для саморазвития, или самому достичь такого статуса, увеличивая доход.

Профессиональный инвестор с опытом работы 5 лет с разными финансовыми инструментами, ведет свой блог и консультирует вкладчиков. Собственные эффективные методики и информационное сопровождение инвестиций.

Основные определения

Коучинг – это искусство создания особых условий, которые облегчают движение клиента к его целям и способствуют всестороннему развитию личности и потенциала клиента.

Коуч (не коучер, как можно часто услышать) – это сертифицированный специалист, владеющий технологиями и инструментами, который содействует клиенту в достижении цели. Это происходит через использование специальных коучинговых техник и профессиональное использование специальных вопросов. Основные вещи, которые делает коуч:

  • Испытывает искренний интерес к клиенту
  • Создает атмосферу, в которой Клиенту легко и он раскрывается
  • Исходит из того, что перед нами взрослый, здоровый, ответственный человек
  • Применяет наилучшие инструменты из своего арсенала, которые позволяют человеку посмотреть на свою ситуацию c разных сторон и точек зрения разных людей
  • Верит в человека
  • Осознает процессы, которые происходят в поле сессии

КоучИ/Клиент/Чемпион/Герой – так в коучинговой среде принято называть клиентов коуча.

На просторах интернета можно встретить такие формулировки: «коуч обучает эффективности», или «коуч проконсультирует по путям развития вашего бизнеса». Конечно же, сертифицированные коучи, читая это, немножко подхихикивают. Но клиенты, как говорится, коучинговых университетов не кончали, поэтому считаю своим долгом просветить вас о том, кем не является коуч:

  • Бывает, что новые клиенты пишут мне «когда вам было бы удобно провести тренинг для меня». Это происходит из-за путаницы в словах: так как по-английски тренер (в основном в спорте) – coach, то люди разумно думают, что коуч = тренер. Но это не так, коуч не обучает клиентов. В компетенцию человека, занимающегося коучингом, может входить проведение тренингов, но в этот момент он становится тренером.
  • Коуч – не консультант. Вообще, одной из важных составляющих коучингового состояния является состояние не-знания. То есть коуч совершенно не должен понимать индустрию, в которой работает его клиент, задача коуча – прекрасно ориентироваться в коучинговых техниках, чувствовать клиента и ход сессии, чтобы предложить клиенту лучшее из своего арсенала.
  • Коуч – не психиатр, не психотерапевт и даже не психолог. Принципиальное отличие от классической психотерапии заключается в том, что психотерапия зачастую фокусируется на проблеме и месте ее возникновения в прошлом. А коучинг – напротив, фокусируется на будущем.
  • Коуч – не наставник. Наставник делится своим конкретным опытом по принципу «Делай как Я». Коуч работает с клиентом по принципу «Делай как ТЫ».
  • Коуч – не друг. Одной из важных составляющих этики коуча является то, что коуч не может работать со своими близкими друзьями, с их супругами и детьми. Также не рекомендуется работать в коучинговой рамке с подчиненными и коллегами. Это связано с тем, что у вас уже выстроены определенные отношения с этими людьми, и они будут очень сильно мешать в коучинговой работе.
  • Коуч – не контролер. Я сталкивалась, особенно в корпоративной среде, с таким ожиданием от коуча: «Вы мне задавайте задания, проверяйте их выполнение, напоминайте о них между сессиями и ругайте, если я их не выполняю». Нет и еще раз нет. Ответственность за результат работы всегда лежит на клиенте. Ответственность коуча заключается в том, чтобы подобрать максимально правильную технику/комбинацию техник и провести эффективную коуч-сессию для удовлетворения запроса клиента.

Работа коуча: сочетание теории и практики

Обычно работа с клиентом начинается с оценки его готовности ко взаимодействию в коучинговом формате  и анализа текущего положения вещей.

Дело в том, что не каждый человек, пришедший на консультацию, готов к тому, чтобы работать над собой и брать ответственность за результат в свои руки. К примеру, случается, что на сессию приходит «жалобщик», который привык жаловаться на жизнь и изливать свою душу, но при этом ничего не делать. Так он ходит от одного специалиста к другому в ожидании чуда, «волшебной таблетки» или супер-совета, способного разрешить все его проблемы, но ничего в его жизни не меняется. И коучинг здесь, к сожалению, тоже бессилен.

Таким образом, данный метод будет эффективен только для людей, настроенных решительно и готовых действовать и меняться, а не ждущих, готовых решений, которые за них примет кто-то другой и свято верящих в то, что все проблемы в их жизни из-за других людей.

Итак, первая сессия даёт возможность специалисту понять — готов ли клиент к работе над собой в коучинговом формате. Кроме того и человек, обратившийся за помощью, и коуч определяются на сколько они подходят друг другу для дальнейшего совместного партнёрства. Часто такое понимание приходит интуитивно, на уровне «химии» и ценностных совпадений/несовпадений.

Второй важный аспект начала совместной работы — это понимание запроса клиента и определение желаемого результата. Казалось бы, ну что тут непонятного? Действительно, всё довольно очевидно, когда человек приходит с конкретным запросом, например: «Хочу выйти замуж», «Хочу стать уверенным в себе», «Хочу улучшить отношения в семье», «Хочу открыть своё дело» и т.д.

Но даже при «прямом» запросе, если копнуть глубже, может оказаться, что желание «хочу выйти замуж» — вовсе не моё, а мамино

Что цель «купить машину» — не потому что хочу или необходимо, а потому, что у всех есть… В общем, после ответа на незамысловатый вопрос коуча: «А почему это для вас так важно?», человек вдруг понимает, что вовсе не этого он хочет. И тогда совместно с коучем запрос переформулируется на тот, который действительно будет вдохновлять и иметь ценность и истинный смысл для человека

Однако, очень часто люди приходят к коучу в состоянии неопределённости. И обычно это выглядит так: «Я понимаю, что что-то нужно в жизни менять, но не знаю, что?» или «Вроде всё хорошо, но нет удовлетворённости в жизни…» или «Я больше не могу делать то, что я делаю и хочу найти дело по душе… Но я не знаю, что это?»

Тогда на помощь приходит специальная техника «Колесо жизненного баланса» которая позволяет определить «точку отсчёта». Благодаря этой технике клиент понимает, и видит отправную точку-сферу своей жизни, с которой стоит начать работу для получения желаемых изменений.

Подводя итог особенностей работы в коуч-формате, невольно вспоминается фраза: «Никто не сможет сделать зарядку вместо тебя». Как бы ни был хорош коуч, только сам клиент может делать все шаги по направлению к желаемым результатам. Часто эта работа человека над собой не сводится к какому-то одному действию (возьми да сделай/скажи так-то). Она сопряжена с изменением мировоззрения, с формированием нового восприятия себя, с преодолением эмоциональных и ментальных барьеров (неосознаваемых ограничивающих установок).

Помощь в прохождении этих препятствий и грамотная работа по их устранению, неоспоримая вера в возможности человека, видение его потенциала и его раскрытие, обеспечивают поддержку и сохранение мотивации клиента на пути к изменениям, что является основной задачей коуча.

ХОТИТЕ СТАТЬ ЛАЙФ-КОУЧЕМ ЗАПИШИТЕСЬ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Происхождение понятия коучинг (coaching)

В ХIХ веке коучами называли репетиторов. Коучинг как направление возникло в 80-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Его основоположниками принято считать Тимоти Голлви, Томаса Дж. Леонарда, Джона Уитмора. Изначально данное понятие применялось в спортивной среде, но со временем получило широкое распространение на другие сферы деятельности.

Тимоти Голлви разработал методику для спортсменов, которая избавляет от психологических барьеров на пути к достижению целей. Он подробно описал ее в книге «Внутренняя игра». Голлви уверял, что когда тренер поможет спортсмену избавиться от неуверенности в собственных силах и применить его скрытые возможности, активизировать потенциал, то подопечный самостоятельно добьется поставленных целей. Голлви дал следующее определение: «Коучинг – это искусство с помощью беседы и поведения создавать среду, которая облегчает движение человека к целям, при этом человек получает удовлетворение».

Томас Леонард продолжал изучать эту методику и развил коучинг в сфере бизнеса. Он основал университет коучей, где обучал бизнесменов и предпринимателей. Томас объединил бизнес и психологию.

Джон Уитмор написал книгу «Коучинг высокой эффективности» и продолжал развивать это направление. Он утверждал, что основная задача коучинга заключается в развитии осознания и ответственности за последствия, а суть коучинга – это «раскрытие потенциала личности или группы совместно работающих людей, чтобы повысить уровень призводительности и продуктивности».

Коучинг не дает четких указаний, не подсказывает решение. Основа метода заключается в том, что все ответы, решения и возможности скрыты в подсознании каждого человека, и необходимо лишь создать определенные условия для того, чтобы их найти, осознать и реализовать. Осознание является основополагающим критерием коучинга

Оно дает способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя степень их важности. Ответственность за последствия — ещё один ключевой фактор

Коуч – человек, который помогает понять и применить эту методику

Он не подсказывает решение, а направляет внимание обучаемого на осознание ситуации, акцентирует его внимание на проблеме таким образом, чтобы подопечный сам понял суть проблемы и нашел решение. Ученик обретает способность и стимул анализировать и самообучаться, реализовывая собственный потенциал

Коуч мотивирует и придает уверенности в собственных силах для достижения цели.

Школа коучинга помогает выделить первостепенные цели и задачи, показывает путь к их достижению.

Современный коучинг подразделяется на:

  • Индивидуальный коучинг – способствует личностному росту.
  • Бизнес-коучинг – это коллективный труд коучей над улучшением профессиональных качеств и карьерного роста клиента в рамках его бизнеса.
  • Корпоративный коучинг – достижение поставленной цели в интересах компании. Сотрудники получают возможность самореализации, карьерного роста, а руководитель профессиональных и мотивированных работников. Как следствие рост прибыли.

По количеству участников коучинг делится на индивидуальный или групповой. По форме обучения бывает очный (личное присутствие) и заочный (не предполагает личного присутствия, осуществляется по телефону или через интернет).

Персональный коучинг необходим современным людям

О работе

Я подбираю индивидуальное направление, выстраиваю программу, вдохновляю и поддерживаю клиента на всем пути. Всегда корректирую и помогаю.

Главные навыки для грамотного коуча по питанию:

— выстраивать клиентоориентированную консультацию

— применять коучинговые техники для более эффективного взаимодействия с клиентом и мотивирования его на действия

— сделать консультацию структурированной и результативной, чтобы клиент осознавал, какие первые шаги делать и зачем.

Ко мне обращаются люди, которые имеют определенные проблемы со здоровьем, хотят улучшить качество жизни, внешность, повысить энергию, либидо, улучшить внешность через изменение привычек, образа жизни, питание.

О заработке

Трудно в начале. Потом помогают отзывы, сарафанное радио.

Коуч должен пробиваться, искать возможности и не бояться любой работы. С развитием приходит заработок.

О преимуществах и недостатках

Коуч может работать на себя, онлайн из любой точки планеты. Мне это нравится, так как я люблю путешествовать.

Последнее время активно занялась раскруткой Instagram. Могу творить, креативить и придумывать какие-то новые сюжеты для видео или фото, снимать рецепты. Коуч постоянно должен развивать свой бренд.

О планах

Проводить ретриты в России и за границей совместно с другими коучами. Внедрять биохакинг для сотрудников в крупные бизнес-компании. Я два года жила в ОАЭ и Швейцарии, знаю, как это эффективно работает и может приносить прибыль владельцам бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector