Формы мышления

Развитие (упражнения для тренировки)

Развитие мышление начинается с раннего возраста. При рождении младенец не обладает способностью мыслить, однако уже к году формируется начало мыслительных процессов. Для развития мышления необходимы знания, опыт, память. В процессе развития ребенок накапливает необходимые компоненты через познание окружающего мира и у него начинает проявляться простейшее мышление.

Скорость и качество становления мыслительных процессов зависит от того, насколько этому вопросу уделяют внимание родители. С ребенком необходимо постоянно заниматься для быстрого формирования и закрепления навыков мыслить

Способность формировать мысли побуждает к самообучению и познанию. Развитие мышления происходит непрерывно от рождения до полного угасания в процессе общения. Деятельности, освоении нового в быту формирует подсознание человека. На каждом жизненном этапе оно имеет свои особенности:

  • Для детей раннего возраста мышление наглядно-действенное. Все процессы, направленные на выполнение простейших задач (взять игрушку, открыть коробочку, принести что-то или достать). Ребенок думает, действует, развивается. Этот непрерывный процесс познается в повседневности как через игру, так и через необходимость достижения определенных действий.
  • При овладении речью ребенок учится обобщению и постепенно его мыслительный процесс выходит за рамки наглядно-действенного. Мышление и речь находятся в тесной связи, речь человека способствует развитию абстрактного мышления, способности обобщать предметы и явления, выявлять суть на основе полученных знаний. Речь у взрослых является главным способом передачи опыта и навыков, что значительно облегчает обучение.
  • Расширение речи позволяет выражаться словами, ребенок больше уходит в сторону образного и абстрактного мышления. На этом этапе формируется фантазия. Развиваются творческие способности.
  • Школьники учатся оперировать знаниями, полученными словесно (предметы общего образования). Практическое закрепление опытом отсутствует. Этот этап учит делать выводы на основании логической связи и накопленных знаний о предметах и явлениях. Различные методики школьной программы повышают эффективность и скорость оперирования понятиями и достижения умозаключения в короткие сроки при наличии недостаточных знаний о предмете или явлении.
  • Старшие классы способствуют формированию абстрактного мышления. Изучение и разбор художественной литературы провоцирует развитие мышления и воображения.

Чем старше становится ребенок, тем больше методов мышления задействованы в ежедневном процессе. Основным средством развития мышления детей является обучение, включающее формирование речи, изучение предметов и явлений путем словесной передачи данных и формирование абстрактного мышления и воображения на основе художественной литературы, творчества (рисование, вязание, вышивка, резьба по дереву).

Этапы развития мышления напрямую зависят от освоенного раннее и уровня интеллекта. Обычно соответствует возрастным категориям.

В накоплении понятийной базы выделяется несколько уровней: чем выше уровень развития, тем легче человеку дается обобщение или анализ явлений (или предметов), проще находится решение вопроса:

  • Первый уровень характеризуется способностью обобщить простые понятия, накопленные личным опытом или усвоенные при подаче в словесной форме.
  • Вторая фаза ознаменована расширением понятийного мышления.
  • Третий уровень характеризуется возможностью дать более четкие понятия условий, определить конкретные признаки и подкрепить сказанное конкретными примерами из жизни, подходящими по смыслу и условиям задачи.
  • Четвёртый уровень — это наивысшая ступень понятийного мышления, при котором индивид обладает полными знаниями о предмете или явлении и с легкостью определяет его положение в окружающем мире, с указанием взаимосвязи и отличий.

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление является умением, позволяющим достичь желаемого результата в будущем. Все мы в той или иной степени стратеги, поскольку строим планы и предполагаем, как достичь целей. Но некоторые люди планируют не интуитивно и причинно-следственно, опираясь на опыт, а владеют важными техниками и инструментами мышления. Именно таких людей называют стратегами.

Стратеги знают, как вести себя сейчас, чтобы получить желаемое потом, даже если оно маловероятно, стратеги будут мыслительно просчитывать возможные варианты достижения цели. Таким образом они строят тактику.

Поэтому тактическое и стратегическое мышление тесно взаимосвязаны: стратегия – это долгосрочные цели, а тактика – это конкретные и понятные действия, которые должны привести к желаемым долгосрочным целям. Стратегия обычно отвечает на вопрос «Что?», а тактика – на вопрос «Как?».

Стратегическое мышление – это нечто больше, чем быть на два шага впереди противника, это возможность просчитать не один исход событий, а несколько – будь это пути к соперничеству или сотрудничеству. Поэтому из-за множества возможных вариантов и при невысоком проценте осуществления каждого из них профессора экономики и бизнес-тренеры Барри Нейлбафф и Авинаш Диксит, считают стратегию больше искусством, нежели строгим познавательным процессом, которому свойственны четкие шаги для достижения цели .

Таким образом, мыслить стратегически – это не столько познание мира, сколько умение реализовать свои мысли и идеи даже при не высокой определенности. Знание стратегических принципов помогает принимать решения и действовать наиболее эффективно, стать сильнее и достичь преимущества. Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике.

Чтобы освоить данный тип мышления, вы можете почитать наши статьи «Как развить стратегическое мышление», «Советы как думать стратегически», «Семь столпов стратегического мышления» и «Как стать стратегическим гением». А мы подводим итог статье, и хотим дать еще несколько полезных советов.

Кратко о развитии форм мышления: психология мысли

Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:

  • знакомство с определенными вещами и явлениями;
  • определение признаков предметов;
  • отбор наиболее существенных свойств;
  • обозначение их конкретным словом.

Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть).  В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).

Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:

  • Недостаток знаний и отсутствие опыта.
  • Замена незнакомых условий задач на знакомые.
  • Непоследовательное выражение мыслей.

Способы правильного построения умозаключений:

  • поиск целесообразности в реальности;
  • определение назначения и сущности окружающих вещей;
  • нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.

Виды мышления

В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно — действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.
У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку не обязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. 
Характерной особенностью мышления ребенка является наглядность.
У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). 
С помощью данного вида мышления индивид устанавливает  общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Словестно — логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Виды

Исходя из того, что доминирует в процессе — образ, действие или слово, как они взаимодействуют друг с другом, в психологии выделяют следующие основные виды мышления:

  1. Абстрактное.
  2. Конкретно – действенное.
  3. Конкретно – образное.

Абстрактный или словесно-логический вид характеризуется быстрыми и последовательными логическими манипуляциями с понятиями. Когда человек пытается решить какую-то задачу с помощью , он, в сущности, опирается только на готовые знания и выводы, которые уже доказаны другими и не требуют логических размышлений. Такие люди прекрасно справляются с теорией, где нужно быстро и красиво оперировать понятиями, приводить доводы, опираясь на чужой опыт. Яркими представителями такого вида мышления являются философы, ученые-теоретики, литераторы.

Конкретно-действенное или наглядно-действенные мыслительные операции предполагают то, что человек совершает какие-то действия с предметами, а не только с понятиями о них. Этот вид максимально проявляется при повседневной деятельности людей, когда им приходится сталкиваться и решать конкретные задачи. Они бывают бытовой или производственной направленности. Конкретно-действенное мышление характеризуется пониманием человеком технических деталей, чертежей, проектов и возможностью самостоятельно решать подобного рода задачи, на основании уже имеющегося опыта окружающих и самого человека. Этот вид мышления, в сущности, объединяет умение людей не только мыслить, но и совершать практические действия. Отличительными чертами таких людей является:

особая наблюдательность;
внимание к мелочам.

Они могут не только абстрактно представить себе какой-то предмет, но и разложить его по полочкам, мысленно разобрать и собрать обратно, найти поломку, не нарушая всю конструкцию, и устранить ее.

Такой человек не только быстро мыслит, но и так же быстро действует, его действия уверенны и напористы, так как он уже все обдумал.

Наибольшее количество людей, обладающих этим видом мышления, являются представителями производственных профессий, потому что лучше всего у них получается что-то создавать, строить, приводить в действие.

Основные виды мышления также отображают и пути решения задач, которые возникают в течение всей жизни человека. Задачи разделяют на теоретические и практические.

Конкретно-образный или наглядно-образный вид в своей сущности полагается на преобразование отдельных образов, идей и размышлений в конкретные формы. Также характерным для этого вида мышления является привязка к настоящему времени. Именно из него такие люди черпают идеи и вдохновение, в то время как абстрактно мыслящий человек берет идеи из долгосрочной памяти. Мыслящие конкретными образами люди находят свои замыслы не только на основе полученных понятий и знаний, но также важную роль в их деятельности играют эмоции и чувства, которые они испытывают от всего происходящего.

Конечно же, у каждого человека превалирует один из видов мышления, однако это совсем не значит, что другие два отсутствуют. В своей повседневной жизни люди используют все виды мышления, некоторые чаще, другие реже. В зависимости от того, какой вид характерен для индивида, он чаще к нему прибегает. Однако при желании и постоянной практике можно развивать и тренировать любой из видов мышления. Но подобные исследования вряд ли принесут ощутимые плоды, и человек все равно подсознательно будет решать поставленные задачи с помощью превалирующего вида мышления.

Типы абстракций

Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:

  • Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
  • Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
  • Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
  • Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
  • Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
  • Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.

Помимо этого, существует классификация по задачам:

  • Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
  • Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.

Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.

Формы мышления в психологии

Мышление – это психический процесс, в результате которого формируются выводы.

К процессам мышления относятся:

  1. Понятие. Это представление, отраженное мышлением, единство важных свойств, связей, предметов и явлений, обобщенных по классам и признакам. Создается на основании жизненного опыта и приобретенных знаний.
  2. Суждение. Представляет собой реализацию логической формы мышления на основе понятий.
  3. Умозаключение. Это вывод, который логически формируется из объединенных суждений.
  4. Индукция. Это метод умозаключения, который приводит к выводам путем перехода от частных суждений к общим.
  5. Дедукция. Это метод умозаключения, который приводит к выводам путем перехода от общих суждений к частным.

Классификация

Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.

Виды

Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.

Практические виды мышления в психологии:

  1. Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
  2. Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.

Теории

Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:

  1. Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
  2. Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
  3. Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
  4. Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
  5. Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.

Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.

Формы

Существует несколько форм мышления:

  1. Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
  2. Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
  3. Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.

При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.

Уровни

Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:

  1. Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
  2. Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
  3. Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.

Что такое мышление

Понятие «мышление» имеет множество определений, в зависимости от того, какая конкретно философская, психологическая или иная дисциплина освещает данную тему.

Вот несколько психологических определений:

  1. Психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.
  2. Высший этап обработки информации человеком.
  3. Процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.
  4. Процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. 
  5. Высшая психическая функция, которая имеет мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
  6. Высшая ступень человеческого познания.
  7. Процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений. 

Мышление включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений), позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Из всех этих определений можно сделать вывод, что мышление — это процесс функционирования сознания, который включает в себя познавательную деятельность и способность анализировать и сопоставлять образы, понятия и прочие явления окружающего и внутреннего мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector