Статья 1 нк рф. законодательство российской федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов российской федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
Содержание:
Описание закона о налогах и налогообложении
Актуальный Налоговый Кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации на следующий день. Президент РФ подписал действительный закон 31 июля того же года. Рассматриваемый Кодекс состоит из двух частей (общей и специальной), 7 разделов, 20 глав и 1142 статей.
Общая часть Налогового Кодекса РФ вступила в силу 1 января 1999 года. Данная часть регламентирует и систематизирует налоги и процесс налогооблажения. В этом фрагменте кодекса устанавливаются нормативы таких элементов налогооблажения, как:
- Подвиды налогов и налогоисчисления на территории Российской Федерации;
- Основания для назначения налога;
- Порядок осуществления налоговых сборов и выплат;
- Нормативы внедрения и упразднения введённых ранее форм налогов;
- Обязанности и юридические права налоговых служб, налогоплательщиков и налоговых агентов;
- Способы осуществления ревизии в сфере налогов;
- Наложение ответственности за неуплату налогов;
- Обжалование постановлений, вынесенных должностными лицами в сфере налогообложения.
Специальная часть действительного Налогового Кодекса вступила в силу 1 января 2001 года. Данной частью НК РФ регламентируются отдельные процессы каждого вида взимаемых налогов, определяются составляющие налогообложения, такие как:
- Объект, облагаемый данным типом налогов;
- Налоговая база;
- Период расчёта налога;
- Ставка;
- Система исчисления налога;
- Система и сроки осуществления налоговых выплат.
На данный момент ч. 2 НК РФ определены следующие налоги Федерального масштаба:
- На добавленную стоимость (НДС);
- На доходы физических лиц (НДФЛ);
- На прибыль;
- На добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- Сборы за эксплуатацию флоры, фауны и водных ресурсов;
- Вводный;
- Государственная пошлина.
Так же рассматриваемым отрывком кодекса предусматриваются следующие налоги регионального значения:
- Транспортный;
- Игорный;
- Земельный;
- Имущественный.
Налоговые системы, определённые ч. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации:
- Налогооблагательный режим для сельскохозяйственных предприятий (ЕСХН);
- УСН;
- ЕНВД.
Последние изменения
Как и другие законы Федерального значения, Налоговый Кодекс Российской Федерации регулярно претерпевает необходимые изменения. Последние существенные поправки в НК РФ внесены 28 декабря 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» N 475-ФЗ.
Согласно введённым поправкам, статья 105.14 претерпела ряд следующих изменений:
- Пункт 2 дополнился подпунктом 8, согласно тексту которого сделка, осуществлённая взаимосвязанными лицами признаётся подвластной контролю, если одна из сторон является исследовательским корпоративным центром, представленным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково»;
- В абзаце 1 пункта 3 цифры «4-7» заменены на «4-8».
В статье 145 действительного кодекса появился пункт 2.1, утверждающий, что право исследовательского центра на освобождение от уплаты налогов упраздняется в случаях:
- Потери статуса проектного участника;
- Общая прибыль центра превысила 1 миллиард рублей с первого числа начала нового налогового периода;
- Доходы с 1 числа налогового периода составляют менее 50 процентов в общей совокупности доходов;
- Налог, постановленный в период выхода из числа участников проекта, восстанавливается и определяется к уплате с учётом набежавших пеней.
Положения, внесённые ФЗ-475, действительны до 31 декабря 2021 года включительно.
Комментарий к Статье 2 НК РФ
Статья 2 НК РФ говорит о том, какие отношения подпадают под действие налогового законодательства. Согласно данной статье «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Статья 2 настоящего Кодекса дает определение налоговым отношениям, то есть отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах.
Налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, связанные с налогами, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Властные отношения складываются между государством в лице его органов и должностных лиц и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц.
Иными словами, государство создает властные предписания, подлежащие обязательному применению налогоплательщиками: устанавливает, вводит в действие и взимает налоги и сборы, в связи с чем осуществляет налоговый контроль и привлекает к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако такие акты налоговых органов, действие (бездействие) их должностных лиц можно обжаловать.
Установить налог можно только единственным способом — внести в настоящий Кодекс соответствующие поправки (ст. 1 НК РФ).
Введением налога и сбора является принятие соответствующего нормативного правового акта, подробно устанавливающего порядок, условия и процедуру взимания того или иного налога и сбора в бюджет, что может проходить на федеральном, региональном и местном уровне. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.
Властные предписания государства о взимании налогов и сборов касаются исполнения обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов по уплате налогов и сборов (общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержатся в разд. IV настоящего Кодекса).
Налоговый контроль, то есть проведение налоговых проверок, получение объяснительных, осмотров и т.п., необходим для реализации системы налогов и сборов, установленной настоящим Кодексом, регулирования исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Формы и методы налогового контроля изложены в разд. V НК РФ.
В случае нарушения налогового законодательства (совершения налоговых правонарушений) устанавливаются меры по привлечению к ответственности нарушителей.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; к таким отношениям применяются нормы Таможенного кодекса РФ.
Нормы Таможенного кодекса РФ регулируют установление, введение и взимание таможенных платежей, проведение контроля за уплатой таможенных платежей, регулируют привлечение к ответственности лиц, виновных в уклонении от уплаты таможенных платежей, и обжалование актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
Классификация налоговых систем:
1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:
- либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской
- Америки;
- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
- жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.
2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:
- подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
- умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
- косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.
3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:
- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
- умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
- децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.
4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:
- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
- нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.
Часть вторая Налогового кодекса РФ
Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.
Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса.
Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.
С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:
-
Налог на добавленную стоимость;
-
Акцизы;
-
Налог на доходы физических лиц;
-
Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования);
С 1 января 2002 года введены главы:
-
Налог на прибыль организаций;
-
Налог на добычу полезных ископаемых;
-
Налог с продаж;
-
Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим);
С 1 января 2003 года введены также главы:
-
Транспортный налог;
-
Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим);
-
Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим);
В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).
С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
-
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
-
Налог на игорный бизнес;
-
Налог на имущество организаций;
С 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
-
Водный налог;
-
Государственная пошлина;
-
Земельный налог.
Список налогов для физических лиц
Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие типы налогов для частных лиц:
- Транспортный;
- Подоходный;
- Имущественный;
- Земельный налог для пенсионеров и работающих граждан;
- Государственная пошлина.
Подоходный налог определяет:
- 9% дивидендной ставки для резидентов РФ;
- 13% ставка налоговой резидентуры РФ от результатов трудовой деятельности;
- 35% налог на получение азартных выигрышей.
Виды налоговых вычетов у граждан Российской Федерации бывают следующими:
- Социальные;
- Имущественные;
- Стандартные;
- Связанные с профессиональной деятельностью.
Порядок вычетов регламентируется действительным кодексом.
Транспортная ставка исчисляется при учёте лошадиных сил. Валюта, в которой принимаются выплаты — российский рубль. Выплаты по транспортному налогу взимаются ежегодно с владельцев:
- Автомобилей;
- Мотоциклов и байков;
- Автобусов;
- Самолётов;
- Яхт;
- Снегоходов;
- Остальных зарегистрированных на территории России транспортных единиц.
Наиболее распространён среди граждан Российской Федерации налог на имущество физических лиц. Он налагается на россиян и иностранных резидентов РФ в случае владения ими недвижимым имуществом. Размер налоговых обязательств предоставляется в НК РФ и производится в примерном исчислении по отношению:
- К недостроенным строениям, гаражам, сараям, погребам — 0,1%;
- К зданиям, кадастровая цена которых превышает 300 0000 рублей — 2 %;
- К другим постройкам, в том числе и жилым — 0,5%.
Если стоимость недвижимости в кадастровом реестре не указана, проводится инвентарная оценка. Полученная стоимость умножается на индекс роста цен.
Более детально налоги на физических лиц рассматриваются в гл.36 НК РФ.
Кому полагаются льготы?
Согласно действительным положениям НК РФ, существуют отдельные категории граждан, для которых предусмотрены определённые льготы в сфере налогообложения. Таким образом, от налоговой уплаты за имущество, согласно действительному кодексу, освобождаются:
- Герои Советского Союза и Российской Федерации, обладатели Ордена Славы первой, второй и третьей степени;
- Инвалиды первой и второй группы;
- Ветераны военных действий;
- Военнослужащие в отставке со стажем более 20 лет;
- Граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, определённой Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 124Д-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- Члены семей погибших военнослужащих;
- Пенсионеры по возрасту или инвалидности;
Транспортные налоговые льготы с иным размером соответствующего налога предоставляются исключительно на один транспортный объект мощностью не более 100 лошадиных сил. Правом на указанные льготы обладают:
- Герои Труда, Герои Советского Союза и Российской Федерации, кавалеры Ордена Славы — льготы относятся к небольшим автомобилям и мотоциклам;
- Ветераны ВОВ и других военных действий;
- Инвалиды первой и второй групп;
- Жители Волгоградской и Ленинградской областей, причисленные к награде «Блокадный Ленинград»;
- Другие категории граждан, определённые настоящим кодексом.
Уполномоченные региональные налоговые органы вправе определять дополнительные льготы для граждан определённого региона.