Что такое транспортная логистика и зачем она нужна

Маршрутизация

Для оптимизации транспортных перевозок большое значение имеет правильно составленный маршрут перевозки.

Рациональные маршруты:

  • оптимизируют грузопотоки в логистических схемах;
  • обеспечивают загруженность транспортного парка;
  • снижают себестоимость транспортировки товаров.

Особенно важна маршрутизация в автомобильных перевозках. Мобильность автотранспорта и приоритет этого вида перевозок требует четкого построения задачи и точного выполнения. Выбор способов маршрутизации способствует построению оптимальных путей передвижения при перевозке однородных грузов. Ориентация перевозчиков на определенную группу клиентов поможет комплектовать рациональные маршруты с целью минимизировать нулевые пробеги.

Задачи маршрутизации:

  1. Организация перевозки.
  2. Сокращение до минимума сроков доставки.
  3. Соблюдение безопасности.
  4. Результативное использование разновидностей транспорта.
  5. Соблюдение графика перевозок.

При составлении маршрута требуется учитывать все – от состояния дорожного покрытия и наличия организованных стоянок автотранспорта, и до требований по нормам проезда мостов и переправ.

История развития

Впервые с понятием логистики человечество познакомилось в период развития Римской империи, когда на должность регулировщика перевозки продовольственных продуктов принимался логист. Транспортная логистика широко стала развиваться в период Второй мировой войны.
Этот термин часто использовали военные американской армии, что вели свои действие боевые на территории Европы. Солдаты хорошо были оснащены продуктами, оружием и всем необходимым. Такие запасы характеризуют хорошую налаженную систему поставки транспортом. Сейчас сферу логистики всходят все аспекты, кроме производства товара. Основная цель, это доставить груз в пункт назначения с минимальными затратами денежных средств и времени. Расходы на перевозки происходят с учетом расстояния между точкой назначения и конечным пунктом доставки, а также с учетом труднодоступности конечного пункта.

Назначения и обязанности логистики

Доставка транспортом выступает частью материального изготовления. Грузоперевозки помогают из сырья получить пригодную продукцию и доставить ее в точку назначения. При грузоперевозке первоначальная цена на товар увеличивается. Это связано с тем, что логисты учитывают не только финансовый аспект, но и время перевозки.
Также в момент транспортировки содержимого багажа, товар не только доставляется от грузоотправителя к получателю, а и в этот период храниться в автотранспортном средстве. В этот момент не занимается территория складского помещения. К основным обязанностям транспортной логистики относят:

  1. Правильно сформировать маршрут, разработать схемы доставки, учесть коридоры транспортные и цепи.
  2. Правильно подобрать маршрут при смешанном виде перевозки.
  3. Сохранность товара. Транспортное средство исполняет роль не только транспортировщика, а и несет ответственность за сохранность товара, как в складском помещении.
  4. Правильно сформировать маршрут при производственных особенностях.
  5. Подбор транспортного средства и способов перевозки.
  6. Правильный выбор маршрута доставки багажа.

Транспортный коридор – применяется при международных перевозках ил доставке в отдельные регионы.

Транспортная цепь – доставка товара на четко определенные расстояния, с правильным подбором временного промежутка и с использованием разных видов транспортных средств.

Работа логиста состоит в обеспечении транспортных коридоров при международных грузоперевозках

Воздушный транспорт.

Грузовая авиация — новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество — скорость доставки, главный недостаток — высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.
Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.
Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного. Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, — либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Какие виды транспорта применяются в грузоперевозках

В зависимости от вида перевозимого товара и дальности маршрута выбираются разные виды автомобильного транспорта:

  • бортовые грузовики для стройматериалов и грузов, не требующих особых условий транспортировки;
  • фургоны с закрытыми кузовами для мебели, товаров продуктового и не продуктового типа;
  • рефрижераторы для продуктов и других товаров, которые требуют особых температурных условий;
  • цистерны для горюче-смазочных материалов или жидких сред;
  • самосвалы, если требуется автоматическая выгрузка (щебень, песок, кирпич);
  • платформы для негабаритных грузов и спецтехники.

Железнодорожные перевозки осуществляется при использовании наливных цистерн для жидких сред, насыпных или навалочных вагонов (перевозятся товары без учета мест) вагонов. Водный транспорт с платформами для погрузки контейнеров, загрузкой в трюмы или наличием наливных цистерн. Авиаперевозки позволяют транспортировать товары с ограниченной массой. Конечный вес зависит от вида воздушного транспорта.

Классификация грузоперевозок по типу используемого транспорта и категориям

Все перевозимые грузы классифицируются в соответствии с общепринятыми нормативами. Товары разделяют на:

Опасные, транспортировка которых может нанести вред окружающей среде или здоровью/жизни человека. Данная категория перевозится при строжайшем соблюдении мер безопасности.
Скоропортящиеся, требующие особых условий хранения: температура, влажность

При их доставке важно учитывать сроки годности.
Негабаритные и сверхтяжелые с нестандартными размерами и весом. Такие товары зачастую невозможно перевезти стандартным путем, требуется выбирать специальные маршруты и виды транспорта.
Живые, например, домашняя птица, крупный рогатый скот и др

При их транспортировке важно обеспечить удобство, хороший воздухообмен, возможность подачи воды, питания и многое другое.
Тяжеловесные, требующие особых средств для погрузки и разгрузки.

Каждый тип доставляется с учетом уникальных требований.

Основы транспортной логистики — определения, сущность и цели

Современный рынок транспортных услуг изобилует большим количеством предложений. В условиях созданной конкуренции транспортные логистические компании стараются предложить наиболее выгодные условия сотрудничество для клиентов.

Но как же человеку, который не знаком с организацией работы транспортных компаний, выбрать надежного исполнителя? Кто способен обеспечить максимальную продуктивность при минимуме издержек? Давайте попробуем разобраться. О том, что такое логистика, мы уже писали в предыдущей статье.

Для начала следует немного ближе ознакомиться с основными терминами. Что такое транспортная логистика?

Своими словами такое понятие можно объяснить как механизм управления перевозкой грузов. Транспортировка готовой продукции или необходимых компонентов для обеспечения производственного процесса является составляющим фактором коммерческого успеха.

Транспортная логистика бывает внутренней и внешней. Первая обеспечивает внутрипроизводственные перевозки, а вторая — снабжение предприятий и сбыт готовой продукции.

Основная цель логистики заключается в максимальном использовании потенциала грузоподъемности подвижного состава и организации регулярных поставок без складов.

Транспортная логистика тесно связана со складской логистикой, о которой шла речь в одной из предыдущих статей.

Грузовая логистика подразумевает реализацию нескольких различных этапов:

  • подбор наиболее подходящего транспортного средства;
  • подсчет необходимых расходов;
  • подготовку документации;
  • погрузку транспортируемого груза;
  • процесс транспортировки;
  • разгрузку на конечном пункте.

В случае необходимости доставки продукции за границу транспортная логистика должна дополнительно учитывать таможенные услуги. При этом проводится таможенная очистка. Оформление груза в этом случае осуществляется по особому принципу.

Выбор транспорта

Поиск подходящего подвижного состава не может не учитывать описанный выше принцип логистической системы. Транспортировка товара должна максимально приближаться к каждому из них, но не стоит забывать в то же время и о предпочтениях заказчика.

Расходы на подвижной состав следует рассчитать так, чтобы они были оптимальными. Это позволит снизить стоимость общих издержек логистической системы. Достигнуть такого положения дел можно при установлении равенства между качеством грузоперевозки и расходами на используемый подвижной состав.

Выбор транспортного средства должен опираться на его соответствие определенным критериям. При этом необходима аренда такого подвижного состава, который обладал бы набором определенных свойств. Критериев для выбора того или иного транспортного средства существует множество. Однако самыми популярными из них являются:

  • вместимость;
  • грузоподъемность;
  • возможность сохранности продукции;
  • экономия финансовых вложений на перевозках.

При этом при составлении логистических схем должны решаться и другие задачи. В их перечень входит создание, а также поддержание необходимого уровня запасов, выбор упаковочного материала и т. д.

Организация транспортной логистики начинается с подбора информации о характерных особенностях того или иного подвижного состава. Так, основным преимуществом автомобильного транспорта является его высокая маневренность. Использование этого средства перемещения позволяет производить доставку груза с максимально высокой степенью точности и «от дверей до дверей». При помощи данного вида транспорта обеспечивается регулярность поставок, возникают менее жесткие требования к качеству упаковки товара. К недостаткам автомобильных перевозок можно отнести их высокую себестоимость, срочность разгрузки, вероятность хищения груза, малую грузоподъемность и риск угона.

При помощи железнодорожного транспорта товар можно возить различными партиями при любых погодных условиях. Этот подвижной состав для логистической схемы подбирается в том случае, когда груз нужно доставлять регулярно и на большие расстояния. При этом железнодорожный транспорт отличается сравнительно низкой себестоимостью и возможностью эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.

Какой подвижной состав логистика предпочитает выбирать для международных перевозок? Для них наиболее подходящим является морской транспорт. Он обладает низкими грузовыми тарифами и достаточно высокой провозной способностью. К недостаткам морского транспорта можно отнести его очень низкую скорость, нерегулярность отправок, а также жесткие требования, предъявляемые к упаковке и креплению грузов.

При разработке логистической схемы могут быть использованы и воздушные суда. Они позволят доставить груз с высокой скоростью в самые удаленные районы. Однако стоимость таких перевозок достаточно высока и зависит от сложившихся метеоусловий.

Нередко из всех видов транспорта логистика выбирает внутренний водный. Это самый дешевый подвижной состав, который используется для перевозки грузов. Однако выбор на водный транспорт падает только тогда, когда не требуется высокая скорость доставки товара, и склад потребителя находится вблизи существующих водных путей.

Выбор вида транспорта и его особенности

Перевозка может осуществляться следующими видами транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный (речной) и трубопроводный.
В процессе планирования и организации перевозок должны учитываться конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможность его использования в системе распределения продукции (рис. 1).
Выбор конкретного транспортного средства осуществляется в рамках определенного вида транспорта. Например, если при построении системы транспортировки в распределении остановились на автомобильном транспорте, то дальше необходимо ответить на вопросы:

  • Какой грузоподъемности необходим автомобиль?
  • Какого объема необходим автомобиль?
  • Для перевозки какого вида грузов необходим автомобиль?
  • Для какого вида сообщений будет использоваться автомобильное транспортное средство (городском, пригородном, междугородном или международном сообщениях)?
  • С какими конструктивными особенностями необходим автомобиль (например, с боковой или задней или вертикальной погрузкой, длинна, ширина и высота кузова)?

Т.е. выбор транспортного средства осуществляется с учетом требований, предъявляемых к транспортировке конкретного вида распределяемой продукции.

5 главных задач транспортной логистики

Наиболее значимая задача транспортной логистики заключается в создании транспортных цепей, по которым затем перевозка грузов будет осуществляться.

Кроме того, важен анализ конечных пунктов, выбора транспортного средства и построения наилучшего маршрута доставки. Перевозимые грузы должны быть максимально защищены во время транспортировки для обеспечения их сохранности.

  1. Анализ конечных пунктов

На этом этапе прокладывается предварительный маршрут, обращая внимание на расстояние между пунктами. Также здесь нужно уделить внимание выбранному отрезку пути и его особенностям, чтобы на основе этого выбрать самое подходящее транспортное средство

СПРАВКА! Бывает также такие ситуации, что возникнет необходимость использовать на разных участках одного и тоже пути разные виды транспорта.

  1. Анализ свойств груза

На этом этапе должен быть проведен детальный анализ технических и эксплуатационных характеристик перевозимого груза. На основании этого выбирается самое подходящее транспортное средство и создается наиболее удобный маршрут.

  1. Выбор подходящего транспорта

Вся суть транспортной логистики в том, чтобы обеспечить своевременную доставку грузов. Это невозможно без выбора самого подходящего к каждому конкретному случаю транспорта. Доставка грузов может быть выполнена разными транспортными средствами.

Виды транспорта в логистике

По скорости доставки самый быстрый, конечно, воздушный транспорт. Кроме того, у него большой грузоподъемный потенциал, высокая мобильность и максимально высокий уровень сохранности груза при перевозках. Минус у логистики воздушного транспорта только один — очень высокие тарифы.

Самый медленный по скорости доставки морской транспорт. Кроме того, он имеет низкий уровень мобильности и высокие тарифы. Преимущества морского транспорта логистики в очень высоком грузоподъемном потенциале и высокой сохранности груза при перевозках.

Железнодорожный транспорт имеет среднюю скорость доставки. Минусом ж/д транспорта является низкая мобильность. Плюсами такого транспорта являются низкие тарифы, высокий грузоподъемный потенциал и высокий уровень сохранности грузов.

На автомобильном транспорте скорость доставки тоже средняя. Минусами перевозки грузов с помощью автомобилей является очень низкий грузоподъемный потенциал и средний уровень сохранности грузов при перевозке. Из плюсов можно выделить низкие тарифы и высокую мобильность.

  1. Составление оптимального маршрута

Также принимается во внимание положение на карте всех точек маршрута и специфика перевозимого груза. Перед тем, как прийти к положительному результату, возможно создание нескольких способов доставки

После того, как малоперспективные маршруты уберутся, останется самый лучший вариант, включающий в себя минимальные временные и денежные затраты

Перед тем, как прийти к положительному результату, возможно создание нескольких способов доставки. После того, как малоперспективные маршруты уберутся, останется самый лучший вариант, включающий в себя минимальные временные и денежные затраты.

СПРАВКА! По ходу работы в маршрут могут быть внесены корректировки, в зависимости от климатических и других факторов внешней среды.

  1. Контроль груза во время перевозки

Процесс передвижения груза должен тщательно отслеживаться для выполнения установленных временных рамок. Если в этом есть необходимость, то в маршрут следует вносить некоторые изменения.

К изменению сроков доставки может привести поломка транспорта, задержка во время погрузки или разгрузки и так далее. Следить за перемещением груза можно с помощью современных навигационных устройств.

Преимущества и недостатки видов транспорта в службе доставки

Центральными критериями с точки зрения транспортной логистики являются в первую очередь скорость и время доставки груза, а в качестве второго важного момента – непосредственно цена доставки. Но помимо этих критериев, требуемый транспорт выбирают исходя из таких параметров, как объём и ценность груза, задуманное количества партий и частота отправлений, расстояние до пункта назначения

По факту существует масса различных классификаций транспорта, но наибольший интерес представляет деление именно по среде перемещения, где можно наглядно сравнить плюсы и минусы каждого варианта:

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84
Вид транспорта Достоинства Недостатки
Железнодорожный высокая провозная и пропускная способность, независимость от климатических условий, времени года и суток, высокая регулярность перевозок, низкие тарифы, скидки для транзитных отправок ограниченное кол-во перевозчиков, большие капитальные вложения в производственно-техническую базу, высокая энергоёмкость, недоступен в конечных точках продаж, низкая сохранность груза
Межконтинентальный дешёвая себестоимость перевозок на дальние расстояния, высокая провозная и пропускная способность, заниженная капиталоёмкость ограниченная география перевозок, плохая скорость доставки, прямая зависимость от географических, навигационных и погодных условий, малая частота отправок, жёсткие требования к упаковке и креплению грузов, необходимость в создании сложной портовой инфраструктуры
Внутренний водный (речной) высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах, низкая себестоимость перевозок ограниченность географии, малая скорость, сезонность, недостаточная надёжность перевозок и сохранности груза
Автомобильный хорошая доступность, высокая маневренность, гибкость, динамичность, скорость, возможность использовать различные маршруты и схемы, отличная сохранность груза, возможность отправки мелкими партиями, широкие возможности выбора подходящего кандидата низкая эффективность, зависимость от погодных и дорожных условий, высокая себестоимость перевозок на большие расстояния, недостаточная экологическая чистота, невозможность длительного ожидания разгрузки, риск хищения товара и угона машины
Воздушный максимальная скорость доставки груза, высокие гарантии, наивысшая сохранность груза, самые короткие маршруты перевозок завышенные тарифы и себестоимость, капиталоёмкость, тесная зависимость от погодных условий, ограниченная географическая доступность
Трубопроводный низкая себестоимость, высокая производительность, отличная сохранность груза и экономная капиталоёмкость допустимы лишь особые виды грузов (газ, нефть, эмульсии сырьевых материалов) и приём только больших объёмов

Транспортная логистика – серьёзная сфера организации бизнеса, без которой теперь не обходится ни одна компания. Но здесь нельзя вывести единую идеальную схему, которая будет максимально эффективной и экономной

Всё рассчитывается сугубо индивидуально, поэтому так важно уделить данному вопросу отдельное внимание, если желаете сохранить время и деньги

Основные и важные задачи транспортной логистики

Как уже стало понятно, транспортная логистика отвечает за организацию своевременной доставки грузов при минимальных финансовых и временных затратах. То есть это основные задачи, которые решает такой вид логистики.

Однако, чтобы достигнуть желаемого результатов, выраженных все в тех же минимизациях затрат, нужно выполнить несколько обязательных действий:

  • Проанализировать надежность пунктов доставки.
  • Проанализировать груз (его свойства, особенности, требования к транспортировке и т. д.).
  • Определить наиболее подходящий вид транспорта (наземный, воздушный, водный).
  • Выбрать перевозчика (транспортную компанию).
  • Определить менее затратный по времени маршрут грузоперевозки.
  • Обеспечить контроль груза во время его транспортировки.
  • Оптимизировать все процессы, от которых зависит качество и скорость перевозки.

Стоит внести ясность в некоторые пункты.

Анализ пункта доставки надо проводить для того, чтобы определить какое количество и какие виды транспорта придется задействовать для перевозки груза и есть ли необходимость в промежуточных пунктах.

Анализ груза также нужен для определения подходящего транспорта. Учитывать надо его вес, габариты, хрупкость, требования к хранению, безопасность и другие параметры.

Выбирать транспорт нужно опираясь на данные, полученные из предыдущих анализов

Обращать внимание также надо на скорость доставки и ее стоимость, так как у разного вида транспорта разные технические возможности, от которых зависит качество и время транспортировки

Если у компании нет собственного автомобильного парка, то целесообразно обратиться в транспортную компанию. При этом надо рассматривать сразу несколько вариантов, из которых выбрать наиболее подходящий по качеству и цене.

Логисты, в свою очередь, определяют точку A, точку B, и потом продумывают оптимальный маршрут движения транспорта.

Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

создание транспортных систем;

совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

выбор способа транспортировки и транспортного средства;

определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector