Как вести учет транспортно-заготовительных расходов
Содержание:
- Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
- Понятие транспортных расходов
- Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
- Способы списания ТЗР
- Бухучет: списание ТЗР в расходы
- Бухгалтерский и налоговый учет
- Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?
- Особенности учета транспортировки основных средств
- Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
- Что включают в себя транспортные расходы?
- Заключение
Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).
Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.
Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.
При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:
Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:
стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;
таможенные пошлины — на дату их уплаты;
вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).
Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:
Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).
Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.
Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Понятие транспортных расходов
Передавая товар, поставщик предъявляет организации определенный пакет документов, в которых транспортные затраты могут быть либо включены в стоимость товара, либо выделено отдельно. Каким образом организация должна учитывать эти затраты?
Транспортные расходы включаются в себестоимость товара, причем они могут быть учтены двумя способами:
- на счете учета товаров (то есть включаются в себестоимость),
- выделены на отдельный счет учета расходов на продажу.
Транспортные расходы включаются в стоимость товара
При этом товарные ценности принимаются к учету на 41 счет вместе с ТЗР (транспортно-заготовительными расходами). Не самый удобный способ, но, тем не менее, организация вправе его выбрать.
Проводки по учету товаров и транспортных расходов имеют вид:
- Д41.1 К60 – отражена стоимость товаров по документам поставщика.
- Д19 К60 – выделен НДС, предъявленный поставщиком.
- Д41.1 К60 – отражена стоимость ТЗР.
- Д19 К60 – выделен НДС, относящийся к ТЗР.
Цена за единицу товара будет включать стоимость доставки.
Если получаемый товар имеет несколько различных партий, то затраты по доставке пропорционально распределяются по полученным партиям.
Пример:
Получены товары общей стоимостью 200 000 руб.:
- партия подушек в количестве 1000 шт. по 80 руб. за штуку, всего на 80 000,
- партия одеял в количестве 1000 шт. по 120 руб. за штуку, всего на 120 000.
Общая сумма транспортных расходов составила 20 000 руб.
Если организация включает ТЗР в стоимость товара, то необходимо рассчитать транспортные расходы, относящиеся к каждой партии. Для этого в отношении каждой партии необходимо умножить общую сумму ТЗР на стоимость партии и разделить на общую сумму транспортных затрат.
Расходы по доставке подушек = 20 000 * 80 000 / 200 000 = 8 000.
Стоимость подушек с учетом расходов по доставке = 88 000.
Цена единицы партии с ТЗР = 88 000 / 1000 шт. = 88.
Расходы на доставку одеял = 20 000 * 120 000 / 200 000 = 12 000.
Стоимость одеял с ТЗР = 132 000.
Цена единицы с ТЗР = 132 000 / 1000 шт. = 132.
Таким образом, подушки будут оприходованы по 88 000 руб., а одеяла по 132 000 руб.
Транспортные расходы отражаются в составе расходов на продажу
В этом случае в бухгалтерском учете ТЗР отражаются отдельно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего открывается отдельный субсчет (проводка по учету транспортных расходов Д44.ТР К60). О 44 счете читайте здесь.
В течение месяца транспортные затраты копятся по дебету 44 счета, в конце месяца накопленная сумма списывается пропорционально стоимости проданных товаров.
Пример:
В течение месяца организация получала товар от поставщика дважды:
- 1 партия: 1000 подушек по 80 руб. общей стоимостью 80 000, доставка 8 000 руб.
- 2 партия: 1000 подушек по 120 руб. общей стоимостью 120 000, доставка 12 000 руб.
Помимо этого, организация самостоятельно ездила к поставщику за подушками, приобрела 500 подушек по 80 руб. на 40 000. При этом ТЗР организации составили:
- расходы на бензин – 1000.
- зарплата водителя – 800.
- страховые взносы с зарплаты водителя – 240.
- амортизация автомобиля – 500.
Какие проводки необходимо отразить в бухгалтерском учете?
Проводки:
Таким образом, за месяц по дебету 44.ТР накопилась сумма ТЗР, равная 22540.
На счет 41.1 за месяц к учету приняты товары на сумму 240 000.
За месяц с 41 счета на продажу был списан товар на сумму 150 000.
Какую сумму ТЗР нужно списать в конце месяца со счета 44.ТР?
Предположим, что на начало месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10 000, 41.1 имел дебетовое сальдо 80 000.
Дебетовое сальдо 44.ТР = начальное сальдо + оборот по дебету за месяц = 10 000 + 22 540 = 32 540.
Дебетовое сальдо 41.1 = 80 000 + 240 000 = 320 000.
В конце месяца с 44 счета нужно списать транспортные расходы:
ТЗР = 32540 * 150000 / 320000 = 15253.
Проводка по списанию транспортных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР.
Общая формула для списания транспортных расходов в конце месяца:
Мы рассмотрели два способа учета транспортных расходов в бухгалтерском учете: включать их в стоимость ТМЦ и включать в расходы на продажу. Руководство организации может выбрать для себя любой удобный способ учета ТЗР и закрепить свой выбор в учетной политике.
Учет транспортно-заготовительных расходов при продаже ТМЦ
Здесь возможны три варианта:
- покупатель забирает товар самостоятельно (самовывоз);
- доставка покупателю осуществляется за счет покупателя;
- доставка осуществляется за счет продавца.
В первых двух случаях организация – продавец затрат не несет, во втором случае ТЗР могут быть включены в цену продаваемых ТМЦ либо учтены отдельно на счете 44. В конце месяца накопленные за месяц транспортные расходы полностью списываются в дебет счета 90 (проводка Д90.2 К44).
Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?
Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).
Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.
Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной
В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.
Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.
Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.
Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.
Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.
Способы списания ТЗР
Когда ТЗР учитываются отдельно от стоимости самих МПЗ (все способы учета, кроме третьего), встает вопрос, в каком размере их списывать при использовании или продаже запасов, к которым относятся эти сопутствующие расходы. Для целей бухучета способ распределения ТЗР между использованными/проданными материалами/товарами и оставшимися на складе организация выбирает самостоятельно и закрепляет в учетной политике.
Для первых двух способов учета ТЗР целесообразно воспользоваться рекомендацией п. 87 Методических указаний. Тогда отклонения или ТЗР списываются в пропорции к учетной стоимости материалов, с использованием указанных ниже формул.
К = (ТЗР0 + ТЗР1) / (МПЗ0 + МПЗ1) × 100,
ТЗР2 = К × МПЗ2,
где:
К — процент списания отклонения;
ТЗР0 — остаток суммы отклонения на начало месяца;
ТЗР1 — сумма отклонения за месяц;
МПЗ0 — остаток материалов на начало месяца по учетной стоимости;
МПЗ1 — сумма поступивших материалов за месяц по учетной стоимости;
ТЗР2 — сумма отклонений, списываемых на затраты;
МПЗ2 — сумма материалов по учетной цене, списываемая на затраты.
Для рассмотренных выше примеров покажем списание ТЗР по этому методу.
Пример 1 (продолжение)
На начало августа остаток материалов равен 880 000 руб., остаток отклонений — 46 000 руб. Списано в производство 140 т сталепроката. Списание сталепроката и соответствующих ТЗР в составе отклонений в учете будет отражено следующими проводками:
Описание | Дт | Кт | Сумма, руб. |
Списан сталепрокат в производство по учетной цене | 20 | 10 | 3 780 000 (140 × 27 000) |
Списано отклонение по переданным в производство 140 т сталепроката | 20 | 16 | 253 260 |
К = (46 000 + 230 339) / (880 000 + 3 240 000) × 100 = 6,7%.
Сумма отклонений, списываемых на затраты:
ТЗР2 = 6,7% × 3 780 000 = 253 260 руб.
Для третьего способа учета ТЗР их распределение неактуально, поскольку эти расходы уже включены в стоимость материалов. А вот при четвертом способе учета ТЗР (в составе расходов на продажу) организация может выбрать один из путей их списания:
- полностью списывать на себестоимость;
- распределять между проданными товарами и оставшимися на складе.
Такой выбор дан в инструкции к Плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (правила использования 44-го счета). При распределении можно воспользоваться, например, формулами, приведенными в ст. 320 НК РФ:
К = (Р0 + Р1) / (Т1 + Т2) × 100,
Р2 = К × Т2,
где:
К — % расходов на продажу, которые приходятся на остаток товаров в конце месяца;
Р0 — расходы на продажу, относящиеся к остатку товаров на начало месяца;
Р1 — расходы на продажу текущего месяца;
Т1 — стоимость приобретения товаров, проданных в текущем месяце;
Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца;
Р2 — расходы на продажу, относящиеся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;
Т2 — стоимость приобретения товаров, не реализованных на конец месяца.
Пример 4 (продолжение)
Себестоимость товаров, проданных за август, равна 1 830 000 руб. Остаток товаров на начало месяца насчитывал 540 000 руб., на 44-м счете входящее сальдо составляло 13 400 руб.
Стоимость приобретения товаров, не реализованных на 31 августа:
540 000 + 1 398 305 – 1 830 000 = 108 305 руб.
К = (13 400 + 48 305) / (1 830 000 + 108 305) × 100 = 3,18%.
Коммерческие расходы, относящиеся к остатку нереализованных товаров на 31 августа:
108 305 × 3,18% = 3 444 руб.
Коммерческие расходы, списанные на себестоимость:
13 400 + 48 305 – 3 444 = 58 261 руб.
Описание | Дт | Кт | Сумма, руб. |
Отражена себестоимость реализованных товаров | 90.2 | 41 | 1 830 000 |
Списаны транспортные расходы за месяц | 90-й субсчет «Коммерческие расходы» | 44 | 58 261 |
Для списания расходов на продажу целесообразно выделить отдельный субсчет, это облегчит заполнение отчетности.
Бухучет: списание ТЗР в расходы
Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов | = | Остаток ТЗР на начало отчетного периода | + | Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде | Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) | + | Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) | × | 100% |
Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:
Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода | = | Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов | × | Учетная стоимость израсходованных материалов |
Такой порядок предусмотрен в пункте 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Пример отражения в бухучете ТЗР с использованием счетов 15 и 16
ООО «Производственная фирма «Мастер»» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.
На 1 февраля в учете организации числилось:
- на счете 10 – металл в количестве 10 т по учетной цене 2800 руб./т на общую сумму 28 000 руб.;
- на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.
В течение месяца «Мастером» было приобретено 50 т металла на сумму 168 150 руб. (в т. ч. НДС – 25 650 руб.). Сумма ТЗР по этим материалам составила 17 700 руб. (в т. ч. НДС – 2700 руб.).
В феврале в производство было передано 35 т металла.
Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:
Дебет 15 Кредит 60
– 142 500 руб. (168 150 руб. – 25 650 руб.) – отражено поступление металла;
Дебет 19 Кредит 60
– 25 650 руб. – учтен НДС по приобретенному металлу;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 25 650 руб. – принят к вычету НДС по приобретенным материалам (при наличии счета-фактуры поставщика);
Дебет 10 Кредит 15
– 140 000 руб. (50 т × 2800 руб.) – оприходован металл по учетным ценам;
Дебет 15 Кредит 60
– 15 000 руб. (17 700 руб. – 2700 руб.) – отражены ТЗР;
Дебет 19 Кредит 60
– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;
Дебет 16 Кредит 15
– 17 500 руб. (142 500 руб. + 15 000 руб. – 140 000 руб.) – списана разница между учетной ценой и фактической себестоимостью поступившего металла;
Дебет 20 Кредит 10
– 98 000 руб. (35 т × 2800 руб.) – списана учетная стоимость металла, переданного в производство.
Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер «Мастера» рассчитал так.
Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:
2800 руб. × 10 т + 2800 руб. × 50 т = 168 000 руб.
Сумма ТЗР в феврале с учетом остатка на начало месяца равна:
3000 руб. + 17 500 руб. = 20 500 руб.
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, составил:
20 500 руб. : 168 000 руб. × 100% = 12,2%.
Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, равна:
98 000 руб. × 12,2% = 11 956 руб.
Дебет 20 Кредит 16
– 11 956 руб. – списаны ТЗР за апрель.
В качестве документа, подтверждающего расчет суммы ТЗР, используйте справку бухгалтера.
Бухгалтерский и налоговый учет
Для бухгалтерского учета ТЗР характерна возможность реализовывать учетные операции двумя методами:
- Включение расходов напрямую в стоимость материалов.
- Раздельное отображение стоимостной оценки материальных ценностей и размера ТЗР.
В первом случае актуальна бухгалтерская проводка Д10 – К60. Этот способ подходит для сделок по поставке однотипной продукции при условии, что ценовые колебания отсутствуют или являются несущественными. Например, в одной партии поставки были однородные активы, стоимость транспортных услуг полностью отнесена на цену материалов.
При раздельном учете стоимости перевозимых материальных ценностей и расходов по их транспортировке и заготовке возможны такие варианты:
- применение комбинации 15 и 16 счетов, последний из которых предназначается для фиксации стоимостных отклонений;
- путем введения в рабочий план счетов дополнительного субсчета к 10 или 41 счету для обозначения ТЗР;
- отнесением величины затрат к стоимости товаров, которая аккумулируется на 44 счете (это правило актуально для торговых организаций и может применяться только по отношению к товарам).
Списание осуществляется пропорционально стоимости материалов, переданных в производственные отделения. Например, ТЗР на протяжении месяца аккумулируются на 15 счете, по истечении каждого месячного интервала производится распределение расходов на использованные в производственных целях материалы (или по реализованным ценностям).
ВАЖНО! Предприятие может применять только один из указанных методов, выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике. В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе
В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:
В отчетной документации величина транспортно-заготовительных трат находит свое отражение в балансе. В этом документе затраты включаются в состав запасов и отражаются в сумме по строке 1210. Применительно к отчету о финансовых результатах издержки транспортно-заготовительного характера могут быть обозначены несколькими способами:
- при полном отнесении напрямую на стоимость материалов расходы показываются в графе 2120;
- при ведении обособленного учета с последующим распределением – в ячейке под кодом 2120 или 2210.
Субъектам хозяйствования, которые уполномочены вести учет в упрощенном виде, предоставлено право включать весь объем ТЗР напрямую в затраты по обычным видам осуществляемой деятельности. Они могут отнести сразу на расходы не только сумму ТЗР, но и стоимость самих материалов. Правило распространяется и на ценности, которые предполагается использовать для административных нужд.
Налоговым учетом предусмотрено, как и бухгалтерским, два варианта действий:
- прямое зачисление величины ТЗР на стоимость перевозимых материальных ценностей;
- обособленное отражение операций по доставке.
В последнем случае сумма транспортно-заготовительных издержек накапливается в течение месяца, а по его завершении распределяется между отпущенными в производственные цеха товарами, реализованными изделиями и оставшимися на складах единицами. Для каждого номенклатурного наименования материалов расчет ТЗР осуществляется при помощи формулы:
ТЗР по отпущенным со склада ценностям = Стоимостная оценка выданных ценностей за рассматриваемый период * (ТЗР, которые были зафиксированы по отношению к остатку материалов на начало периода + Суммарное значение ТЗР за отчетный интервал) / (Стоимостная оценка материальных активов, выданных за отчетный срок + Стоимостное выражение остатков ценностей в расчете на конец периода).
Для целей налогового учета по товарам применяется метод единовременного отнесения ТЗР к прочим расходам (исключение делается только для транспортных издержек, образовавшихся в связи с доставкой до склада). Страховые затраты учитываются датой перечисления страховой премии, днем фактической уплаты включаются таможенные пошлины, а возмещения посредникам признаются датой подписания отчета или акта оказанных услуг.
Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?
Оптимизация расходов во многом зависит от квалификации и внимательности бухгалтера, который знает, как правильно распределить их, и способен вовремя сообщить руководителю об увеличившихся тратах. К сожалению, очень многие рядовые бухгалтера не имеют достаточного опыта или свободного времени для этого. Поэтому чаще они сами делают ошибки в учете, чем реально помогают делать эффективнее бизнес-процессы в компании.
В качестве выхода мы предлагаем вам обращаться к профессиональным организациям, занимающимся бухгалтерской и налоговой отчетностью. Именно к таким относится ООО “ПРОГРАММЫ 93”.
Особенности учета транспортировки основных средств
Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):
- созданные предприятием;
- купленные по соответствующему договору;
- купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
- объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).
Вопрос: Можно ли признать для целей налога на прибыль расходы на транспортные услуги сторонних организаций, если путевые листы у налогоплательщика отсутствуют или составлены с нарушениями (п. 1 ст. 252, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ)?Посмотреть ответ
Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.
Однако перечисленные правила актуальны не для всех случаев.
Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.
К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее. Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники. Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.
Вопрос: Нужна ли транспортная накладная (товарно-транспортная накладная) для обоснования в целях налога на прибыль расходов на транспортные услуги сторонних организаций (п. 1 ст. 252, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ)?Посмотреть ответ
Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов
Налоговый учет затрат, относящихся к заготовке и транспортировке ресурсов, может несколько отличаться от способа, принятого в бухучете. Вследствие чего возникают требующие особого контроля разницы. Рассмотрим основные варианты налогового контроля таких издержек.
Включение ТЗР в стоимость товаров
В некоторых случаях целесообразно относить затраты транспортно-заготовительного характера напрямую на стоимость продукции. Это самый простой способ, который возможен к применению далеко не всегда. Ведь для использования такого варианта необходимо, чтобы вся величина ТЗР относилась к одному и тому же типу изделий.
К примеру, если один грузовик доставил в организацию партию одноименной продукции, то вся стоимость перевозки будет отнесена на эту партию.
Если же на том же самом грузовике были привезены продукты иного наименования, то издержки по доставке распределяются между партиями пропорционально базе – стоимости партий.
Очевидно, что такой способ целесообразно применять лишь если имеет место ограниченное число товарных позиций.
Учет ТЗР отдельно от покупной стоимости материалов/товаров
Этот вариант предполагает обособленный учет затрат, относящихся к заготовке и доставке. В течении принятого за отчетный временного отрезка они собираются отдельно. А затем по истечении периода в определённой пропорции относятся на находящиеся в производстве либо реализованные ценности, а также на ресурсы, остающиеся в складских помещениях.
Сумма расходов по доставке и заготовке считается по отдельности для каждого вида продукта. Для этого используется такая формула:
СтОтпМЦотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/СтОтпМЦотч + СтМЦкон), где
СтОтпМЦотч – цена овеществленных ценностей, выданных в производство или покупателям в течение временного отрезка, принятого за отчетный период;
ТЗРнач – величина затрат на заготовку и доставку, относящаяся к ресурсам, которые находятся в складских помещениях на начало периода;
ТЗРотч – величина издержек на заготовку и доставку по поступившим в течение отчетного периода овеществленным ресурсам;
СтМЦкон – стоимость овеществленных ресурсов, оставшихся в складских помещениях к концу временного отрезка, принятого за отчетный период.
Дополнительный способ налогового учета ТЗР (только для товаров)
Следующий метод оформления издержек на заготовку и доставку в налоговом учете применим только для торговых предприятий в отношении товаров. Он предполагает единовременный учет всех понесенных ТЗР в структуре иных издержек. Однако это не касается стоимости именно доставки. Транспортные траты здесь оформляются иным способом.
В том числе, срочному списанию на иные затраты подлежат следующие статьи ТЗР:
- Цена страховки (списывается по дате выплаты вознаграждения страховщику);
- Сборы на таможне (списываются по дате оплаты);
- Оплата посреднических услуг (списываются в момент проставления подписей на оформляющих сделку документах).
Величина же расходов, связанных с транспортировкой грузов, относится на расходы лишь в части проданных в течение месяца продуктов. Для расчета их величины применяется следующая формула:
СтРТовотч * (ТЗРнач + ТЗРотч/ СтРТовотч + СтТовкон), где
СтРТовотч – цена товаров, которые удалось реализовать в отчетном периоде;
ТЗРнач – величина расходов по доставке, относящаяся к товарам, находящимся в складских помещениях к началу месяца;
ТЗРотч – величина расходов по доставке, имеющая отношения к товарам, поступившим в организацию в ходе отчетного периода;
СтТовкон – стоимость товаров, которые остаются в складских помещениях к концу месяца (нереализованные продукты).
Избранный способ «обращения» с ТЗР стоит закрепить в Учетной политике (в разделе, предусмотренном для налогового учета). Причем для организаций, имеющих дело с товарами, выбранный вариант должен использоваться не менее двух лет.
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Транспортные расходы могут быть очень большими
В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой
ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы
Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.
К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.
Вопрос: Требуется ли для подтверждения транспортных расходов в налоговом учете транспортная накладная, если покупатель для доставки груза заключил договор с экспедитором?Посмотреть ответ
Заключение
Издержки на доставку и заготовку в большинстве организаций составляют наиболее значимую часть себестоимости продукции. К ним относятся затраты, связанные с транспортировкой, подготовкой, обеспечением сохранности овеществленных ресурсов. Списки таких издержек для разных организаций могут значительно различаться. Важный момент – в любом случае принятые в конкретной фирме статьи ТЗР должны быть зафиксированы в учетной политике.
В редких случаях такого рода траты могут быть сразу включены в цену овеществлённых ресурсов. Обычно такой способ выбирают малые субъекты хозяйствования, имеющие дело с ограниченной номенклатурой (и, как правило, практикующие упрощенную систему налогообложения).
Чаще всего на практике приходится распределять ТЗР между реализованными (отданными в производство) ресурсами и ресурсами, хранящимися на складских территориях.
Существует несколько методологий разделения трат на доставку и заготовку. Свои особые способы разработаны для торговых организаций.
Один из самых часто применяемых ввиду своей объективности вариантов – это аккумуляция расходов по заготовке и транспортировке ценностей на отдельном счете. А затем расчет процента распределения ТЗР по специальной формуле и списание их на производственные счета.
Оценка стоимости бизнеса | Финансовый анализ по МСФО | Финансовый анализ по РСБУ |
Расчет NPV, IRR в Excel | Оценка акций и облигаций |