Необходимость проведения трасологической экспертизы

Содержание:

Исследование полимерных материалов и резин

В рамках данной экспертизы устанавливается природа полимера (пластмассы) из которого изготовлено то или иное изделие или полимерный материал в гранулах, соответствует ли его химический состав, составу, указанному в документах производителя, установить природу наслоений на различных объектах после совершения ДТП (н-р, на автомобилях, на одежде, на заборах, столбах и т.д.). Установление происхождения пятен полимера (или частиц изделий из полимеров), находящихся на различных предметах-носителях, в каком виде они попали на объект-носитель (в расплавленном виде после термического воздействия). Так же возможно сравнить материалы изделий из резины или пластмассы, которые могли быть использованы для поджога при осмотре места пожара и в других ситуациях.

Спектр предметов изготовленных из полимеров очень разнообразен. Это товары хозяйственно-бытового назначения (полимерные пленки, хозяйственные веревки, шнуры, клеи, различные клеящие ленты (скотч, изоляционные ленты, мешки), пластилин. В настоящее время широкое распространение получили полимеры в обувной промышленности (материалы из которых изготавливается обувь), изготовление искусственных кож из которых шьют различные изделия — сумки, ремни, куртки, чехлы различного назначения, швейная фурнитура (пуговицы, пряжки и т.д.). В машиностроении используют полимерные материалы для изготовления различных деталей автомобиля (крылья кузова автомобиля, арки автомобильных колес, бампера, корпус зеркал, автомобильные фары и т.д.).

В ходе назначения данной экспертизы так же исследуются резиновые изделия – это различные уплотнительные детали (манжеты, сальники), автомобильные шины, печати и штампы, резиновая обувь, лодки, изделия из губчатых резин (мочалки, различные подушки, оконные уплотнители и др.)

Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов

Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.

Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза

Это изучение различных по происхождению следов человека.

Например:

  • отпечатков пальцев;
  • зубов;
  • следов ног;
  • следов обуви;
  • различных частей тела;
  • следов перчаток и других элементов одежды.

Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.

Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.

Вид 2. Механоскопическая экспертиза

Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.

Категории и объекты механоскопической экспертизы:

Категория Объекты и раскрываемые вопросы
1 Орудия и инструменты Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д.
2 Механические повреждения одежды Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д.
3 Узлы и петли Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д.

Вид 3. Экспертиза замков

При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:

  • можно ли считать замок исправным;
  • пригоден ли он для отпирания и запирания;
  • имеются ли на нем признаки взлома;
  • если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).

Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.

Вид 4. Изучение пломб

Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.

В этом виде исследования рассматриваются вопросы:

  1. Пытались ли сорвать пломбу?
  2. Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
  3. Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
  4. Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
  5. Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?

Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах

Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.

Здесь перед экспертом встают такие вопросы:

  1. На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
  2. Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
  3. Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
  4. Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.

Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.

Вид 6. Транспортная экспертиза

Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.

Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.

Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.

Вид 7. Исследование отпечатков животных

Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.

В ходе этого исследования решаются задачи:

  • какое животное оставило следы;
  • было ли это одно существо или несколько;
  • в каком направлении двигалось животное.

Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.

Исследование волокон и волокнистых материалов

Многообразие предметов, выполненных из текстильных волокон велико. Это в первую очередь одежда, выполненная из различных видов материалов (ткани или трикотажа), автомобильные чехлы, обивка мягкой мебели, постельное белье, искусственный мех, из которого изготавливают шапки, воротники, варежки и другие изделия или детали одежды, крученые изделия (нитки различного назначения, шнуры, веревки, канаты, пряжа для вязания и т.д.). Кроме того, объектами экспертизы волокон и волокнистых материалов могут быть фрагменты швейных или трикотажных изделий для установления общего источника происхождения. В ходе вышеуказанной экспертизы, возможно, установить волокнистый состав одежды и его соответствие составу, заявленному на этикетке. От этого может зависеть качество изделия и соответственно его стоимость.

  1. Соответствует ли состав по волокну одежды, представленной на экспертизу, составу, указанному на этикетке (упаковке)?
  2. Однородны ли по волокнистому составу пряжа и шарф, представленные на экспертизу?
  3. Однородны ли между собой фрагменты изделия по своим физико-химическим, технологическим свойствам (цвету, рисунку, характеру переплетения и т.д.) и волокнистому составу?

Постановление о назначении трасологической экспертизы по следам транспортных средств

Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств

  • III Исследование функционального развития чувствительности 2 страница
  • II. Виды следов.
  • I. Цели расследования.
  • II. Обследование
  • III Исследование функционального развития чувствительности 3 страница
  • II. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • I. Определение терминов и предмет исследования
  • A)Криминалистическое исследование почерка (судебное почерковедение).
  • III Исследование функционального развития чувствительности 1 страница
  • II. Исследовательская фотография
  • I. Предмет исследования
  • HR-бенчмаркинг исследование AXES Monitor, проводимое компанией AXES Management

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение? Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом. Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие: 1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы?

Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением?

Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера: 1.

Оставлены ли следы данным транспортным средством? 2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: • транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.

); • одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре.

Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.

); • слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств; • ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах; • протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются: • колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани; • осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия; • транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски. При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

Как оспорить результаты трасологической экспертизы — 4 полезных совета

Такая процедура возможна, хотя и не так уж проста. Проводят ее через суд.

Совет 1. Объективно оцените деятельность эксперта

Посмотрите, достигнуты ли при экспертизе поставленные цели. Убедитесь, что специалист не превышал своих полномочий.

Читая экспертное заключение, обязательно прослеживайте логические цепочки. В них не должно быть противоречий и формулировок, которые можно истолковать двояко.

Если вы нашли хоть малейшие ошибки, настаивайте на том, чтобы результаты судебно-трасологической экспертизы признали недействительными.

Совет 2. Внимательно изучите отчет о проделанной работе

В заключении, составленном экспертом, не должно быть отклонения от реальных данных. Потому что даже небольшие неточности могут изменить ход судебного процесса.

Правильно составленный отчет об экспертизе содержит:

  • описание обстоятельств, при которых случилось ДТП;
  • показания свидетелей;
  • сведения об участниках аварии;
  • изложение информации, содержащейся в документах ГИБДД;
  • сведения из протокола осмотра места ДТП.

Отсутствие любого из перечисленных пунктов — законный повод для оспаривания экспертизы.

Совет 3. Настаивайте на приглашении эксперта в зал суда

Так проще доказать, что проведенная экспертиза необъективна, так как проводилась с нарушениями. Это будет хорошим основанием для требования провести исследование еще раз.

Прямо в суде вы можете предъявить эксперту все нарушения, допущенные в экспертизе. Если он не даст объяснений, вы докажете его некомпетентность и получите разрешение на повторное исследование.

Совет 4. Пользуйтесь услугами квалифицированных юристов

Если вы уверены, что ошибки эксперта очевидны, и вы сможете это доказать, можете выступать в суде самостоятельно. Но чтобы гарантированно выиграть процесс, лучше пригласить в качестве представителя профессионального юриста.

Специалист без труда найдет недочеты в работе эксперта и поможет вам успешно оспорить результаты экспертизы. Тогда вы сможете найти более компетентного трасолога и получить объективное исследование.

О том, в каких случаях назначается «Судебная экспертиза», предлагаем почитать отдельную публикацию.

По теме трудностей, которые поможет избежать трасологическая экспертиза, смотрите видеоролик.

Что говорится в законе

Правила проведения судебно-трасологической экспертизы закреплены в ГОСТе Р 57428-2017. Нормативный акт дает понятие этого вида экспертной оценки и описывает случаи, когда обойтись без такого исследования нельзя. В соответствии с законодательными нормами РФ, эксперты обязаны изучить ситуацию и дать заключения, по требованию любой из участвующих сторон.

Стать инициаторами проверки могут сотрудники правоохранительных органов, представители судебной инстанции, адвокаты потерпевшего или виновника, сотрудники страховой компании.

Зачастую назначение экспертизы выполняется в случаях, когда серьезно пострадало одно или более транспортное средство, а также в случаях получения травм разной тяжести участников ДТП. По результатам исследований могут квалифицироваться действия виновного, на основании чего присуждается размер наказания.

При проведении транспортно-трасологической экспертизы специалисты опираются не только на ГОСТ Р 57428-2017, но также на:

  • Статьи 195-207 главы 27 УПК РФ;
  • Статьи 79-87 ГПК РФ;
  • Федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г.;
  • Статьи 82-87 АПК РФ;
  • Статьи 26.4-26.5 КоАП РФ.

Каждый из указанных документов регулирует ряд вопросов по назначению, порядку проведения и вынесения заключения о проведенном исследовании.

Что это и когда она необходима

Трасологическая экспертиза – это специфическое исследование, направленное на изучение следов на месте ДТП, с целью всесторонней оценки ситуации. В ходе работы эксперты определяют откуда взялись отпечатки, кому они принадлежат и в результате каких действий были сделаны.

Специалисты могут также понять порядок возникновения следов, что позволяет восстановить картину произошедшего и с большой долей вероятности выяснить степень виновности всех участников дорожно-транспортного происшествия.

Необходимость в проведении экспертной оценки произошедшего возникает в следующих случаях:

  1. Водители дают разные показания о случившемся, из-за чего невозможно понять, как обстояло дело на самом деле. Такие ситуации не редкость, а разность версий не дает возможности правильно оценить ДТП, а значит может привести к применению мер наказания невиновного лица. Только эксперты могут расставить все акценты и описать случившееся максимально непредвзято.
  2. Требуется определить кому принадлежат те или иные следы и как они были оставлены. Этот пункт чаще всего используется страховыми компаниями, когда они сомневаются, что в аварии участвовали заявленные авто. Трасологическая экспертиза поможет исключить мошеннические схемы.
  3. Требуется установить виновника аварии. Сопоставление следов и отпечатков помогает отмотать ленту событий назад и понять кто или что спровоцировало дорожно-транспортное происшествие.

Грамотное проведение экспертной оценки позволяет установить правду и влияет на ход судебного производства.

Какие вопросы решает

Специалисты, высказывающие свое экспертное мнение, выполняют идентификацию следов и их диагностику. В результате проведения транспортно-трасологической экспертизы решается ряд важных вопросов. В частности, исследование определяет:

  • какие есть следы и отпечатки;
  • когда они появились – до аварии, после нее или в результате ДТП;
  • что и как их образовало;
  • насколько отпечатки пригодны к идентификации;
  • в какой последовательности они появлялись;
  • насколько технически исправным было состояние транспортных средств, участвующих в аварии;
  • какие причинно-следственные связи повлекли зафиксированные последствия.

Все эти вопросы обязательно выясняются в ходе стандартной процедуры. В некоторых случаях специалистам приходится идти еще дальше, чтобы распутать весьма неоднозначные случаи.

Качественное исследование подразумевает фиксацию огромного количества данных с места аварии и/или объектов ДТП. Эксперты учитывают также показания как самих участников, так и свидетелей произошедшего.

Методика проведения экспертизы по трасологии

Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.

Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.

Как проводится трасологическая экспертиза

Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:

  1. предварительное изучение;
  2. детальное расследование;
  3. оценка полученных результатов;
  4. оформление.

Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.

В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.

В исследовании используются в том числе и современные компьютерные технологии

В случае необходимости исследуется место происшествия. Исследуются различные следы, которые транспортными средствами оставили на дороге и окружающих предметах. В некоторых случаях применяется компьютерное моделирование.

После обследования объектов эксперт должен сделать выводы, по полученным результатам и сформулировать ответы на заданные ему вопросы. Результаты экспертизы обязательно оформляются письменно. Прилагаются фотоматериалы, схемы и т. д.

Можно ли провести транспортно-трасологическое исследование по фотографии

Да, возможно проведение такой экспертизы только по фотографиям, но результаты такого исследования будут неточны, и, скорее всего, однозначных ответов дано не будет. Точно сказать достаточны ли фотоматериалы для расследования может только эксперт после рассмотрения особенностей конкретного дела и представленных фото.

Примечание. Именно поэтому не следует ремонтировать автомобиль после аварии, если существует такая возможность, до полного получения возмещения.

Почерковедческая экспертиза

Один из наиболее распространенных и востребованных видов экспертиз, которая проводится с целью установления исполнителя рукописных текстов, подписей, условий и давности их выполнения, а также определения пола и возраста исполнителя.

Почерковедческая экспертиза проводится в рамках уголовного, гражданского, арбитражного и административного процессов. При расследовании уголовных преступлений почерковедческая экспертиза назначается преимущественно по делам, связанным с расследованием мошенничества, экономических преступлений и т.д. Объектами почерковедческой экспертизы в гражданском процессе в последнее время все чаще и чаще выступают документы, связанные с имуществом (завещания, договора, доверенности и др.), с долговыми обязательствами (расписки, кредитные договоры, договоры поручительства и т.д.). К услугам почерковедческой экспертизы в рамках арбитражного процесса прибегают при необходимости исследования документов, обеспечивающих хозяйственную деятельность юридических лиц. В рамках административного процесса на почерковедческую экспертизу присылаются документы, связанные с нарушениями правил дорожного движения.

Несмотря на то, что круг объектов почерковедческой экспертизы весьма разнообразен, их можно объединить в две большие группы:

— подписи;

— рукописные записи.

Рукописные записи, в свою очередь, могут быть классифицированы в зависимости от их объема и содержания:

— рукописные записи большого и среднего объема;

— краткие рукописные записи;

— цифровые записи.

В процессе решения задач идентификационного характера проводится установление исполнителя записей, подписей, установление факта выполнения нескольких записей, подписей одним или разными исполнителями и т.д.

Наиболее разработанными на сегодняшний день являются методики установления пола исполнителя записей, установления факта выполнения записей, подписей под воздействием «сбивающих» факторов, установления факта выполнения подписей, записей с подражанием и некоторые другие. Несмотря на достаточно большой объем изданий по этой теме, проблема диагностических исследований пока остается весьма и весьма актуальной и требует дальнейшего изучения.

Профессия: трасолог, эксперт трасологической экспертизы

Чем занимается?

Эксперт-трасполог – это специалист, занимающийся исследованием следов, а также следовоспринимающих и следообразующих объектов с целью сбора фактов для последующего раскрытия преступления. В ходе трасологического исследования специалист определяет механизм следообразования, устанавливает групповую принадлежность следов и их идентификацию.

Какие навыки нужны и где учиться?

Для работы на должности эксперта-трасолога необходимы такие качества, как:

  • эрудированность;
  • наблюдательность;
  • логическое мышление;
  • аналитический склад ума;
  • тщательность;
  • любознательность;
  • усидчивость;
  • умение концентрироваться;
  • хорошая память.

Для получения профессии эксперта-трасолога необходимо получить высшее образование по специальности «Судебная экспертиза» и квалификацию «Эксперт-криминалист»

Сколько можно зарабатывать?

В государственных учреждениях заработная плата эксперта-трасолога находится в пределах 20-25 тысяч рублей. В то же время частные фирмы оценивают труд трасологов значительно выше и предлагают начинающим сотрудникам, как минимум, 35 тысяч рублей.

Источники

  • https://criminal-expert.ru/trasologicheskaya-ekspertiza/
  • https://biz-faq.ru/baza-znanij/ekspertiza/trasologicheskaya-ekspertiza.html
  • https://homeurist.com/auto/dtp/trasologicheskaya-ekspertiza.html
  • https://jurkom74.ru/ucheba/trasologiya-ee-zadachi-i-znachenie-obekti-issledovaniya
  • https://sodx.ru/expert/kriminalisticheskie-ekspertizy/trasologicheskaya-ekspertiza/
  • https://volan-m.ru/trasologicheskaya-ehkspertiza
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector