Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства
Содержание:
- Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий
- Льготы для субъектов малого предпринимательства
- Распространяется ли на микропредприятия новый Федеральный закон от 03.07.2016 г. №272-ФЗ?
- Средние предприятия
- Нюансы малого и среднего предпринимательства
- Сторонние проверки малых предприятий
- Как найти компанию или ИП
- Как попасть в реестр СМСП
- Льготы для МСП в 2020 году
- Основные критерии малого предприятия
- Кого считают работниками в малом предприятии
- Какие предприятия считают коммерческими
- Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
- В чем отличие микропредприятием от малого предприятия
Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий
Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.
Обязательная отчетность включает в себя:
- Баланс.
- Отчет о финансовых показателях.
- Приложения.
В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.
Налоги
Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться УСН и патентной системой оплаты налогов. Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по ЕНВД существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
-
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
-
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
-
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
-
Минимум кадровой документации;
-
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
- Право на субсидии и гранты;
-
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).
Распространяется ли на микропредприятия новый Федеральный закон от 03.07.2016 г. №272-ФЗ?
«Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,
«Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.»
Нигде не говорится о том, что требования данного закона не относятся к микропредприятиям. То есть на микропредприятия данный ФЗ по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда, распространяется в полной мере.
Средние предприятия
В ст. 4 209-ФЗ закреплено, что относится к среднему бизнесу: это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры среднего бизнеса в России:
- ОАО «Удмуртнефтепродукт» — нефтяная промышленность;
- ОАО «Мостостроительный отряд №19» — строительство;
- ОАО «Щекиноазот» — химическая промышленность;
- ОАО «Мурманское морское пароходство» — морской транспорт;
- ОАО «Уральский трубный завод» — черная металлургия.
Нюансы малого и среднего предпринимательства
При соответствии малого предприятия критериям 2020 — 2021 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:
- среднесписочная численность работников;
- данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- налоговые декларации.
Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:
- Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
- Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
- Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
- Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
- Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.
Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:
- «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»;
- «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий за 2020 год».
Сторонние проверки малых предприятий
Активно развивающиеся малые предприятия могут периодически попадать в поле зрения контролирующих и правоохранительных органов, в чьи обязанности входит выявление «серых» схем предпринимательской деятельности и фактов сокрытия доходов в целях занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
В таких случаях востребован профессиональный анализ финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями Министерства финансов или иных контролирующих органов.
Есть правила, по которым осуществляются соответствующие проверки.
Наиболее эффективными считаются внезапные проверки, позволяющие вскрыть двойной бухгалтерский учет, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, факты выплаты заработной платы «в конвертах» и прочие махинации нечистых на руку предпринимателей.
Совокупный срок всех проверок не должен составлять более 50 часов в год. При выявлении на малом предприятии серьезных нарушений этот срок может быть увеличен.
В зависимости от тяжести выявленных нарушений контролирующие органы вправе принудить предпринимателей к их исправлению (под угрозой наложения штрафных санкций и привлечения к административной, дисциплинарной или иной ответственности).
Нарушения, сопряженные с причинением государству ущерба в крупном или особо крупном размере, подлежать оценке правоохранительными органами в рамках уголовного судопроизводства.
В последнем случае незаконная предпринимательская деятельность малых предприятий приостанавливается либо прекращается.
При рассмотрении хозяйственных споров или дел о ликвидации или банкротстве малого предприятия судебные органы заинтересованы в объективной оценке кредитоспособности малого предприятия.
С этой целью субъект хозяйствования может подвергаться аудиту со стороны профессиональных аудиторов по назначению суда. Малое предприятие вправе провести внутренний аудит для получения данных о своем финансовом положении.
На этапе становления предприятия – в течение первых двух лет – владельцам малых предприятий опасаться проверок не стоит.
Государство дает время субъекту хозяйствования встать на ноги, набрать «нужную высоту», достичь значимых денежных оборотов. Этот период в предпринимательской среде получил название надзорных каникул.
Как найти компанию или ИП
Самый простой способ ориентироваться в реестре – проверить контрагента по ИНН. Этот номер для каждого налогоплательщика индивидуален, тогда как, например, наименования организаций или ФИО ИП могут повторяться.
Чтобы найти субъект в реестре МСП по ИНН, необходимо:
- открыть страницу по адресу ofd.nalog.ru;
- в строке поиска ввести ИНН коммерческого субъекта:
На последнем изображении видны сведения из реестра СМП по ИНН. В нашем случае найдено ООО из Москвы. Можно увидеть его название, категорию и дату включения в реестр. Если нажать на наименование фирмы, будет скачан документ «Сведения из реестра МСП».
В нем, помимо приведенной выше информации, будут перечислены коды видов деятельности с указанием основного, отметка о том, является ли компания социальной, и некоторая другая информация (при наличии). В том числе и та, которую субъект самостоятельно внес в реестр, например, о своей продукции.
Как попасть в реестр СМСП
Чтобы бизнес включили в реестр СМСП, не требуется подавать какие-либо заявления. Налоговая самостоятельно вносит информацию о предпринимателях и компаниях на основании данных:
- о доходе — из бухгалтерской отчётности;
- о составе участников — из ЕГРЮЛ;
- о численности сотрудников — из расчёта по страховым взносам. Его раз в квартал сдают ИП с работниками и все организации.
До ноября 2020 года реестр СМСП обновлялся 1 раз в год — 10 августа на основании данных, которые были у налоговой службы на 1 июля текущего года.
Из-за этого предприниматели, исключённые из реестра СМСП или по разным причинам не попавшие в него, могли восстановить свой статус не раньше следующего года. Особенно остро эта проблема встала в период пандемии коронавируса, когда многие меры господдержки распространялись только на малый и средний бизнес.
Чтобы преодолеть это формальное правило, в мае 2020 года налоговой даже пришлось вне графика присваивать статус МСП тем, кто соответствовал критериям.
После ноября 2020 года правила изменились. Чтобы предприниматели могли быстрее попадать в реестр СМСП, информация о них корректируется ежемесячно.
Как это работает?Компания А не включена в реестр СМСП, потому что 50% её уставного капитала принадлежит крупной организации «Рубльпром». В ноябре 2020 года этот участник продаёт свою долю гражданину Иванову Ивану, и теперь компания А соответствует всем критериям малого бизнеса. Раньше она попала бы в реестр СМСП только в августе 2021 года — практически через год. Но по новым правилам организацию включают в реестр СМСП уже 10 декабря того же года.
Исключить налогоплательщика из реестра могут 1 раз в год — 10 июля:
- если он перестал соответствовать критериям малого бизнеса, например, его годовая выручка превысила 800 млн рублей;
- если он не предоставил отчётность за прошедший год.
С помощью онлайн-сервиса можно дополнить реестр СМСП сведениями о своей продукции и о заключённых госконтрактах. Эта информация помогает потенциальным заказчикам выбирать партнёров из представителей малого бизнеса.
Когда в реестре появляются данные о новой организации
Если вы зарегистрировались как ИП, то данные о вас автоматически появятся в реестре 10 числа следующего месяца. Новые организации попадают в реестр в такие же сроки, если соответствуют требованиям к составу участников. Численность работников и размер дохода в этих случаях не учитываются, потому что компания или ИП ещё не сдавали никаких отчётностей.
Льготы для МСП в 2020 году
Попадающие под перечисленные критерии предприятия малого бизнеса в 2020 пользуются определенными льготами:
ВАЖНО!
Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
- освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное);
- вправе обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество;
- имеют преференции в системе госзакупок;
- микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т. д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена постановлением правительства от 27.08.2016 №585. Но при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев обязан восстановить все локальные нормативные акты.
О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.
Основные критерии малого предприятия
К субъектам малого бизнеса, согласно статье 4 закона №209, могут относиться:
- ИП.
- Хозяйственные субъекты.
- Производственные кооперативы.
- Акционерные общества, если ценные бумаги относятся к инновационному сегменту.
- ЮЛ, занятые в проектах интеллектуального характера.
Какие существуют виды нематериальных административно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства?
Эти формы будут относиться к малым субъектам только тогда, когда они соответствуют заданным критериям. Последние установлены ФЗ от 24.07.2007 №209. Критериями считаются основные характеристики хозяйствующего субъекта: численность, доходность, состав уставного капитала.
Могут ли заменить административный штраф на предупреждение субъектам малого и среднего предпринимательства?
Нормативные акты
В 2016 году было принято Постановление Правительства от 04.04.20016 г. №265. Оно определило новый критерий для малого предпринимательства. В частности, теперь критерием вместо выручки от основной деятельности (продажа товаров, услуг) является доход за текущий календарный год, полученный от всех форм деятельности. Максимальная доходность теперь составляет 800 000 000 рублей. Если доходность предприятия превышает названную цифру, оно будет считаться средним. Нововведения вывели некоторые предприятия за рамки малого бизнеса. Это значит, что эти субъекты не смогут воспользоваться сопутствующими льготами. Прочие критерии остались неизменными.
Основные и добавочные критерии
Среднесписочная численность сотрудников равна 16-100 человек. Определяется она следующим образом:
- Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях полной занятости.
- Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях частичной занятости.
Добавочным критерием является общий процент членства прочих хозяйственных субъектов РФ в уставном фонде. Максимальный процент составляет 25%. Прочими субъектами могут являться муниципальные и общественные учреждения, благотворительные фонды. В фонде не должно быть более 49% общего процента участия прочих ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, и иностранных компаний.
Порядок определения статуса предприятия
Рассмотрим этапы определения статуса компании:
- Определение среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Для вычислений выполняются расчеты на основании данных, направляемых в налоговую инспекцию. Для малого бизнеса среднесписочный показатель варьируется от 16 до 100 сотрудников.
- Определение дохода от всей деятельности предприятия за прошедший год. Расчеты производятся на основании сведений, подаваемых в целях налогообложения. Если предприятие совмещает режимы, суммируется доход по всем декларациям. Максимальная доходность для субъектов малого бизнеса – 800 000 000 рублей.
- Определение процента участия прочих субъектов в уставном фонде. Максимальный процент участия государственных структур, ЮЛ РФ, которые относятся к малому бизнесу, составляет 25%. Максимальный процент участия для иностранных компаний и ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, составляет 49%.
От статуса предприятия зависит отчетность и налогообложение. Субъектам малого бизнеса предоставляются некоторые льготы.
Кого считают работниками в малом предприятии
Как было отмечено выше, Законом №88-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. При этом пункт 2 статьи 3 данного Закона о поддержке малого предпринимательства, предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Какие предприятия считают коммерческими
Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:
хозяйственных товариществ и обществ;
производственных кооперативов;
государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:
хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:
а) полного товарищества;
б) товарищества на вере;
хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:
а) общества с ограниченной ответственностью;
б) акционерного общества;
в) общества с дополнительной ответственностью.
В соответствии с положением пункт 1 статьи 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (пункт 6 статьи 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.
Производственным кооперативом в соответствии с пункт 1 статьи 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Согласно пункту 3 статьи 109 ГК РФ кооператив не вправе выпускать акции.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (пункт 1 статьи 113 ГК РФ).
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 ГК РФ).
Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.
Шаг |
Алгоритм |
1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год |
Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек |
2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности |
Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб. |
3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании |
1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%. 2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49% |
В чем отличие микропредприятием от малого предприятия
Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.
Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.
Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.
Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).
Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:
Тип субьекта среднего и малого предпринимательства |
Среднесписочная численность работников |
Предельная величина дохода |
Микропредприятие |
До 15 человек включительно |
120 млн. рублей |
Малое предприятие |
От 16 до 100 человек включительно |
800 млн. рублей |
Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.
Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.
Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:
-
стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;
-
у нее нет филиалов;
-
другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.
Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.
Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:
-
правила внутреннего трудового распорядка;
-
положение об оплате труда;
-
графики отпусков и пр.
Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.