Функции и методы развития интеллекта в психологии

Содержание:

Первичные умственные способности

Данные способности составляют основополагающие элементы интеллекта и всей человеческой деятельности. Количество таких первичных умственных способностей довольно велико. К примеру, известный исследователь интеллекта Дж. Гилфорд обнаружил 120 подобных элементарных факторов, благодаря развитию которых повышается качество умственной деятельности любого индивида.

Некоторые первичные умственные способности можно разделить на ряд категорий, перечисленных ниже.

  1. Умение выполнять мыслительные операции. Включает в себя анализ, синтезирование и сравнение объектов и явлений. Сюда же относится создание сложных мыслительных конструкций и умение составлять грамотные выводы.
  2. Вербальные способности. Определяют возможности понимания речи и использования речевых единиц как в ходе собственных измышлений и рассуждений, так и для коммуникации с другими людьми.
  3. Память. Подразумевает максимальные объемы хранимой информации, скорость усвоения и длительного запоминания, а также продолжительность ее доступности для использования в любое время.
  4. Способность к элементарным арифметическим операциям, устному и письменному счету в приемлемо быстрые сроки.
  5. Умение ориентироваться в пространстве, а также визуально определять размеры, объемы и формы различных объектов.

Совокупность данных способностей подразумевает наличие определенного интеллектуального уровня развития индивида. Тем не менее стоит отметить, что все приведенные первичные характеристики редко бывают развиты в равной высокой степени, на что несомненное влияет в определенной степени и наследственный фактор.

Игра в шахматы

Знаменитый Deep Blue был крут, но в первом матче проиграл Гарри Каспарову со счётом 2 : 4, а во втором – выиграл с результатом 3.5 : 2.5. Но он изначально был «накачан» знаниями.

А новая система AlphaZero до турнира знала лишь как ходят фигуры и какова цель игры. Но она обучилась и за четыре часа победила программу по игре в шахматы Stockfish 8, которая считалась лучшей в мире.

AlphaZero – улучшенная версия AlphaGo Zero. Она 100 раз подряд обыграла знаменитую систему AlphaGo, которой удалось одержать победу над сильнейшим из игроков-людей.

Итак, у AlphaZero была информация о том, как ходят фигуры, и обучающий нейросетевой алгоритм с подкреплением. Когда турнир начался, AlphaZero стал играть сам с собой, обрабатывая до 800 тыс. позиций в секунду.

По человеческим меркам, AlphaZero провел за игрой в шахматы около 1400 лет. И достиг уровня абсолютного чемпиона мира по шахматам. По крайней мере, среди компьютеров.

После этого AlphaZero потратил восемь часов и превзошел AlphaGo в го. А потом ещё ща два часа разгромил программу Elmo, которая раньше считалась неоспоримым чемпионом по игре в сёги (японскую стратегическую настольную игру).

Виды интеллекта

Вербальный интеллект, ему отводится роль отвечать за основные процессы: письменность (умение писать), чтение, речь и общение. Вербальный интеллект развивается следующим образом:

  • Изучение иностранных языков,
  • Чтение книг различных жанров и содержания,
  • Общение с другими людьми.

Логический интеллект отвечает за умение считать, рассуждать, умение логически мыслить. Развивать можно при помощи:

  • Решение математический задач,
  • Решение ситуационных задач,
  • Построение логических цепочек для разрешения ситуации,
  • Решение головоломок,
  • Решение ребусов,
  • Отгадывание кроссвордов.

Пространственный интеллект – это всё, что связано с визуализацией. Создание каких-либо образов, манипулирование свои воображением. Для развития необходимо:

  • Самовыражение посредством творчества: написание картин, раскраски, лепка.
  • Решение задач с поиском выхода.
  • Расширение кругозора,
  • Совершенствование навыка отслеживания чего-либо.

Физический интеллект отвечает за ловкость, координацию движений, мелкой и крупной моторики. Развивается при помощи:

  • Занятий спортом,
  • Хореография,
  • Йога,
  • Физические нагрузки: аэробика, гимнастика.

Музыкальный интеллект заключает в себе понимание музыкальных произведение, умение прочувствовать ритм, ощущать его. Развить можно при помощи:

  • Прослушивания музыки разных направлений и стилей,
  • Танцевальные кружки – обучение танцам,
  • Хоровое или сольное пение,
  • Обучение игре на музыкальном инструменте.

Социальный интеллект умение адекватно воспринимать поведение и поступки других людей, приспособление к ситуациям и обстоятельствам, построение взаимных отношений, создание семьи. Развивать стоит следующим образом:

  • Групповые игры,
  • Тренинги,
  • Семинары,
  • Беседы, как в группе, так и между двумя людьми,
  • Ролевые игры.

Эмоциональный интеллект отвечает за эмоциональную сторону, способствует рождению мыслей. Развитие:

Осознание, принятие и анализ собственных мыслей и чувств.
Принятие своих потребностей, градация их по важности.
Расстановка сил и обозначение сильных и слабых сторон, как своих, так и других людей.
Обучение принимать себя и людей такими, какие они есть, обучайтесь понимать себя и людей,
Периодически составлять свою собственную характеристику.

Духовный интеллект – это самосовершенствование, самопознание и мотивация. Развитие:

  • Медитации,
  • Очищение сознания,
  • Размышления на различные тематики,
  • Прочтение молитв, обращение к Всевышнему.

Творческий интеллект позволяет открыть талант к творчеству, раскрывает потенциал к созданию чего-либо нового. Развитие:

  • Обучение танцам,
  • Театральное искусство, актерская игра,
  • Пение,
  • Разучивание стихов, возможность написания стихов самостоятельно.

Формирование речевого аппарата

Именно по нарушениям речи можно определить степень умственной отсталости у детей. Легкая форма предполагает довольно большой словарный запас, хотя используется он с нарушением смысловой нагрузки. Разговор состоит из коротких, односложных фраз, которые ребенок наиболее часто слышит в своем окружении. Возможно употребление отдельных слов и выражений лишь по привычке, невпопад.

Запоминание новых слов и определений должно обязательно сопровождаться визуальным либо тактильным подтверждением. Но всё равно, это происходит медленно и не в полной мере.

Развитие речи напрямую зависит от степени умственной отсталости ребенка. Для легкой формы характерно неправильное произношение некоторых букв алфавита. Не исключается присутствие таких дефектов речи, как:

  • дизартрия;
  • заикание;
  • косноязычие.


При подобных проблемах занятия с логопедом имеют положительную динамику, но процесс восстановления очень трудный и продолжительный.

Кто ввёл понятие интеллект?

Умственные способности людей были предметом изучения многих учёных, в том числе знаменитых мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Однако понятие интеллекта впервые было введено только в конце XIX века, то есть чуть больше ста лет назад.

Термин «интеллект» ввёл в обиход британский учёный-антрополог Фрэнсис Гальтон. Он вдохновлялся работами Чарльза Дарвина и был сторонником дарвиновской теории эволюции. Кстати, предметом интереса Фрэнсиса Гальтона были не только интеллектуальные способности людей, но и их геном.

Фрэнсис Гальтон

В стремлении принести человечеству пользу, учёный стал основоположником евгеники – учения, направленного на борьбу с вырождением. Это учение позже было использовано Адольфом Гитлером для объяснения целей и пользы нацизма.

Впрочем, сам Фрэнсис Гальтон не стремился к уничтожению ущербных людей. По его мнению, интеллектуальный человек должен быть всесторонне развит, в том числе духовно. Сам учёный вполне соответствовал этому описанию, сделав существенный вклад в развитие психологии, генетики, криминалистики и физики. Позже его взгляды на сущность интеллекта были подтверждены другими исследователями, классифицировавшими интеллектуальные способности людей.

Лидерство людей с высоким IQ

Уровень IQ определяется знанием 5 основных принципов социального взаимодействия среди работников:

  1. морали;
  2. этики;
  3. возможности или невозможности проявления эмоций в той или иной ситуации;
  4. способностью адекватно реагировать на то или иное событие;
  5. способностью понимать свои поступки, а значит и умело управлять ими.

Основой интеллекта есть определенные группы способностей человека:

  • когнитивных,
  • эмоциональных,
  • адаптационных,
  • социальных.

Именно такие способности формируют лидерские навыки, способствуют созданию положительного климата в коллективе и предотвращают возникновение в нем организационных конфликтов. Опыт показывает, что на 50-70% создание климата в организации зависит от руководителя предприятия, управленческого лидера. Именно интеллектуальное состояние руководителя является самым важным фактором, влияющим на климат в коллективе и тем самым – на эффективность работы сотрудников.

Эмпирическими исследованиями доказано, что чем выше ранг работника, чем выше уровень ответственности за выполнение конечной цели, тем выше должен быть и уровень интеллекта. Люди с высоким уровнем умственных способностей могут выбрать поведение и действия, которые помогут им не только выйти из сложной ситуации, но и решить ее – как внутри себя, так и по отношению к другим. Для таких людей преодоления неудач и сложностей есть опыт, шанс, чтобы улучшить себя и свои отношения с окружающими, препятствия их не останавливают, а помогают развить свой потенциал.

Влияние искусственного интеллекта

Внедрение ИИ неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, и сферы применения расширяются с каждым годом. Мы сталкиваемся с этим каждый день в жизни, когда крупная розничная сеть в интернете рекомендует нам какой-то товар или, только открыв компьютер, мы видим рекламу фильма, который как раз хотели посмотреть. Эти рекомендации основаны на алгоритмах, анализирующих то, что купил или смотрел потребитель. За этими алгоритмами стоит искусственный интеллект.

Риск для развития человеческой цивилизации — есть ли он?

Илон Маск считает, что развитие ИИ может угрожать человечеству и результаты могут оказаться страшнее, чем применение ядерного оружия. Стивен Хокинг, британский ученый, опасается, что люди могут создать искусственный интеллект, обладающий сверхразумом, который может нанести вред человеку.

На экономику и бизнес

Проникновение технологии ИИ во все сферы экономики увеличит к 2030 году объем глобального рынка услуг и товаров на 15,7 трлн долларов. США и Китай пока лидеры с точки зрения всевозможных проектов в сфере ИИ. Развитые страны — Германия, Япония, Канада, Сингапур — также стремятся реализовать все возможности. Многие страны, экономика которых растет умеренными темпами, такие как Италия, Индия, Малайзия, развивают сильные стороны в конкретных областях применения ИИ.

Глобальное влияние ИИ на рынок труда будет идти по двум сценариям. Во-первых, распространение некоторых технологий будет приводить к увольнению большого количества людей, так как выполнение многих задач возьмут на себя компьютеры. Во-вторых, в связи с развитием технического прогресса специалисты в сфере ИИ будут очень востребованы во многих отраслях.

Умные люди умеют себя контролировать

По слухам, царь Соломон любил говорить, что человек, не умеющий держать себя в руках, похож на город с разрушенными стенами. За давностью лет за точность цитаты ручаться нельзя, но саму идею подтвердили вполне современные психологи, проведя в середине ХХ века знаменитый «зефирный тест». Группе маленьких детей предложили съесть один зефир прямо сейчас — или, подождав пару минут, получить сразу два зефира. Дальнейшие наблюдения показали, что дети, сумевшие утерпеть ради получения большего количества лакомства, в дальнейшем демонстрировали не только более высокий интеллект, но и были более успешны в жизни.

Они также более восприимчивы к ошибкам игрока.

По сути, заблуждение игрока — это убеждение или утверждение, вызванное необоснованными доводами. Это происходит, когда человек полагает, что шансы на что-либо менее вероятны в будущем из-за частоты, с которой они произошли в прошлом. Например, если игра в кости выпадет «7» три раза подряд, то человек верит, что этого не произойдет в четвертый раз.

Другой пример: если команда выиграла жеребьевку за последние три игры, человек считает, что команда определенно проиграет четвертую жеребьевку. Хотя неясно, почему заблуждение игрока происходит с очень умными людьми, группа китайских исследователей пришла к выводу, что это происходит с теми, кто обладает высокими когнитивными способностями.

Особенности строения мозга усатых

В среднем на мозг усатого питомца приходится около 1% от массы тела. У человека этот показатель в 2 раза больше, но зато физическое строение органа у нас практически идентично. Кошачий мозг тоже снабжен двумя полушариями, мозжечком, стволом и пятью отделами:

  • продолговатым; 

  • задним; 

  • средним; 

  • промежуточным; 

  • передним. 

Каждый из отделов взаимосвязан друг с другом, но выполняет разные задачи. Связь поддерживается за счет нейронной сети – скопления нейронов коры головного мозга. Поступающие через нее импульсы отвечают за восприятие окружающего мира и реакцию на происходящие события. 

По способности восприятия визуальной информации усатые любимцы превосходят большинство млекопитающих – и даже своих хозяев. Основная часть их нервных клеток приходится на зрительную кору. Она отвечает за принятие решений, восприятие разных языков, планирование и память. 

Основная функция

Ценность умственных способностей в том, что они помогают продуктивно мыслить. Благодаря им люди:

  • самореализуются и самоутверждаются;
  • достигают успеха и проявляют таланты;
  • осваивают новые умения и получают знания;
  • занимают положение в обществе.

Список может быть продолжен тем, что разум и прозорливость с давних времен до сегодняшних дней помогают выжить, устроиться, создать семью и воспитать детей. Поэтому главное из того, за что они отвечают – это умение встроиться в общество, адаптироваться и найти свое место, причем сделать это выгодно и быстро. Разум защищает нас от опасностей. Уровни интеллекта в психологии делят на:

  • Низкий. Люди, находящиеся в этой категории слабые и зависимые, пассивные и покорные. Им обязательно нужна опека и поддержка, окружающий мир кажется им сложным и агрессивным, а проявление инициативы и собственных талантов бессмысленным и трудоемким делом.
  • Средний. Свойственен тем, кто обладает хорошими умственными способностями, самостоятельностью и активностью. Они легко адаптируются в обществе, не боятся житейских проблем, применяют свои знания и навыки, находят круг общения и возможность самовыражения.
  • Высокий. Особенная каста «революционеров и волшебников», которая выше того, чтобы приспосабливаться к миру. Для них проще и понятнее изменить среду обитания под себя, чем поменять собственные ценности. Безусловно, их меньшинство.

Рынок технологий искусственного интеллекта

Ожидается, что рынок к 2025 году вырастет до 190,61 млрд долларов, при ежегодном темпе прироста — 36,62%. На рост рынка влияют такие факторы, как внедрение облачных приложений и сервисов, появление больших массивов данных и активный спрос на интеллектуальных виртуальных помощников. Однако экспертов, разрабатывающих и внедряющих технологии ИИ, пока немного, и это сдерживает рост рынка. Системам, созданным на основе ИИ, необходима интеграция и техническая поддержка при обслуживании.

Процессоры для ИИ

Современные задачи ИИ требуют мощных процессоров, которые могут обрабатывать огромные массивы данных. Процессоры должны иметь доступ к большим объемам памяти, также устройству необходимы высокоскоростные каналы передачи данных.

В России

В конце 2018 года в России запустили серию серверов «Эльбрус-804», показывающих высокую производительность. Каждый из компьютеров оснащен четырьмя восьмиядерными процессорами. С помощью данных устройств можно выстроить вычислительные кластеры, они позволяют работать с приложениями и базами данных.

Драйверами и лидерами рынка являются две корпорации — Intel и AMD, производители самых мощных процессоров. Intel традиционно концентрируется на выпуске машин с более высокой тактовой частотой, AMD ориентирована на постоянное увеличение числа ядер и обеспечение многопоточной производительности.

Сергей Ширкин

Технологии искусственного интеллекта в таком виде, в каком они применяются сейчас, существуют около 5–10 лет, но для того, чтобы их применить, как это ни странно, требуется большое количество людей. Соответственно, основные расходы в сфере искусственного интеллекта — это расходы на специалистов. Тем более что почти все базовые технологии искусственного интеллекта (библиотеки, фреймворки, алгоритмы) бесплатны и находятся в открытом доступе. Одно время найти специалистов по машинному обучению было практически невозможным делом. Но сейчас, во многом благодаря развитию MOOC (англ. Massive Open Online Course, массовый открытый онлайн-курс) их становится больше. Высшие образовательные учреждения тоже поставляют специалистов, но и им часто приходится доучиваться на онлайн-курсах.

Сейчас искусственный интеллект вполне может распознать, что человек задумал сменить работу, и может предложить ему соответствующие онлайн-курсы, многие из которых можно проходить, имея в наличии лишь смартфон. А это означает, что заниматься можно даже находясь в пути — например, по дороге на работу. Одним из первых таких проектов был онлайн-ресурс Coursera, но позже появилось много подобных образовательных проектов, каждый из которых занимает определенную нишу в онлайн-образовании.

Нужно понимать, что ИИ, как и любая программа, — это прежде всего код, то есть определенным образом оформленный текст. Этот код нуждается в развитии, обслуживании и совершенствовании. К сожалению, само собой это не происходит, без программиста код не может «ожить». Поэтому все страхи о всемогуществе ИИ не имеют оснований. Программы создаются под строго определенные задачи, они не обладают чувствами и устремлениями подобно человеку, они не совершают действий, которые в них не заложил программист.

Можно сказать, что в наше время ИИ обладает лишь отдельными навыками человека, хотя и может в быстроте их применения опережать среднестатистического человека. Правда, на выработку каждого такого навыка тратятся многочасовые усилия тысяч программистов. Самое большое, на что пока способен ИИ — автоматизировать некоторые физические и умственные операции, освобождая тем самым людей от рутины.

Интеллект: составляющие и важные функции

Как и самого определения, что такое интеллект, также и не существует единой структуры. О работах Спирмена и Кэттела упоминалось раньше, а потому будем основываться именно на их учениях. Основные составляющие человеческого интеллекта:

  • объём активной, а именно рабочей памяти, которая даёт возможность логически мыслить, а также прогнозировать;
  • наличие многоуровневой иерархии системного отбора нужной или полезной информации;
  • память;
  • наличие сознания.

Исходя из этого, можно понять, что у людей по-разному развит интеллект, а именно его компоненты. Всё это обусловлено не только жизненным опытом, но и генотипом. Интеллект имеет важные функции:

  • возможность познавать окружающий мир целостно;
  • интеллект позволяет формировать цели, а также преодолевать препятствия и решать задачи для достижения тех или иных целей;
  • возможность предсказывать будущие события с помощью прогнозирования, а также видеть условные результаты собственных действий;
  • интеллект имеет важную функцию и это видоизменение и управление окружающим миром для создания новых реалий;
  • познавательный опыт накапливается и передаётся другим людям, чтобы они могли на практике его использовать в различных сферах деятельности.

Интеллект даёт человеку возможность манипулировать предметами, а также явлениями внешнего мира. Например, адаптация к различным условиям и улучшение качества жизни, а также минимизация рисков и катастроф для будущего поколения.

Методы развития

Развить интеллект можно, но для этого нужно регулярно стараться, не останавливаться на достигнутых результатах, заниматься самосовершенствованием. Существуют разные методы развития интеллекта у детей и взрослых.

У детей

В развитии интеллектуальных способностей помогут:

  1. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Формирование четкого распорядка дня, в котором будет достаточно время для сна, отдыха, обучения, активных игр.
  3. Совместное чтение, которое лучше выполнять перед сном.
  4. Отсутствие жесткой психики, разработка системы похвал за достижения.
  5. Постановка ежедневных задач, их распределение по значимости.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от воспитания родителей, учителей в школе. При применении методик обучения нужно сводить их к игре. Так легче заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения простым и веселым. В противном случае можно развить у него ненависть к образовательному процессу, что в будущем приведет к проблемам.

У взрослых

Для развития интеллекта нужно:

  1. Играть в шахматы, шашки, решать кроссворды, логические задачи.
  2. Каждый день читать. Необязательно выбирать научную литературу. Лучше, чтобы это были художественные произведения, которые при прочтении вызывают приятные чувства.
  3. Спать не менее 8 часов за сутки. Правильно питаться. Отказаться от вредных привычек.
  4. Развивать познания в интересующих сферах деятельности.
  5. Каждый день тренировать память. Необходимо запоминать имена и фамилии знакомых, их мобильные номера. Можно каждую неделю заучивать по одному стиху наизусть.
  6. Проводить время в размышлении над сложными вопросами, жизненными ситуациями. Стараться придумать разные способы решения проблемы.
  7. Регулярно заниматься математикой.
  8. Выделить свободное время для обучения игре на музыкальном инструменте.
  9. Учиться мыслить нестандартно. В разных жизненных ситуациях не нужно смотреть на других. Рекомендуется разрабатывать собственные подходы.
  10. Заняться изучением иностранных языков. Это поможет развить умственные способности, пригодится в карьере.
  11. Сочинять разные истории. Лучше записывать их на лист бумаги.

Нельзя забывать про здоровый образ жизни. Рекомендуется заняться спортом, а если это невозможно, делать ежедневную зарядку, а по вечерам гулять по улице.

Интеллект — возможность использования собственного потенциала для адаптации, выживания, развития в условиях окружающего мира. На уровень умственных способностей влияют разные факторы. Если он остался на низкой отметке, его можно развить до нормального уровня и даже выше

Важно подобрать подходящие методики, не останавливаться в саморазвитии

Как общение с человеком влияет на уровень интеллекта кошек?

Продолжительное общение с человеком расширяет кошачьи способности. Животное привыкает к распорядку дня своего хозяина, запоминает важные ритуалы и звук открывания любимых консервов, разучивает различные трюки и учится понимать настроение своих домочадцев. Все это положительно сказывается на его IQ. 

Приручение и воспитание 

В отличие от собак, кошки гораздо тяжелее поддаются дрессировке, но это совершенно не зависит от их ума. Процесс обучения замедляют 2 факта: 

  1. Независимость. При неудачах питомец не просит помощи у хозяина. Вместо этого он либо продолжает пытаться, либо начинает скучать и терять интерес. 

  2. Рациональность. Кот выполняет трюки только при условии получения какой-то выгоды. 

Самые хорошие результаты дает дрессировка, развивающая уже имеющиеся способности. Потенциальные возможности питомца зависят от его психотипа: 

  1. «Вьюн». Обожает мельтешить у хозяйских ног. Способен сделать цирковую «восьмерку» 

  2. «Липучка». Ходит по пятам за хозяином и всегда устраивается сверху или рядом. Осваивает прыжки на грудь или плечо. 

  3. «Интеллектуал». Крайне брезглив и высокомерен. Быстро обучается переключению каналов, хождению на унитаз и открыванию холодильника. 

  4. «Тактильный». Самый преданный человеку психотип. Проявляет свою любовь периодическим вылизыванием и топтанием хозяина. Возможности практически безграничны. 

Нельзя забывать и про подражание. Котята и взрослые животные копируют поведение не только своей матери, но и хозяев. В результате комбинации поощрений и наказаний питомца можно легко приучить к спальному месту и туалету. 

Понимают ли питомцы речь? 

Усатые любимцы не понимают нашу речь дословно, но вполне распознают разные интонации и привлекательные для них слов. Лучше всего им дается запоминание собственной клички и слова «кушать», так как в большинстве случаев за каждым из них следует положительное подкрепление: ласка или вкусная еда. По этой причине команды «фу» и «нельзя» очень часто игнорируются. 

«Происхождение личности и интеллекта человека»

Такое название получила весьма популярная в широких массах книга Александра Глебовича Невзорова, который является членов Всероссийского научного общества анатомов, гистологов и эмбриологов, а также режиссером, писателем и сценаристом.

В данном труде автор поднимает вопрос о том, что такое интеллект человека, предлагает развернутые трактовки понятий разума, сознания, личности и мышления. В основе работы Невзорова лежат исследования классических школ нейрофизиологии, а в расчет принимается естественнонаучная трактовка всех процессов, протекающих в головном мозге или какого-либо млекопитающего животного.

В книге «Происхождение личности и интеллекта человека» подробно рассматриваются вопросы о мышлении отдельно взятых индивидов. Сам автор добавляет, что в данном труде отражается опыт обобщения данных классической нейрофизиологии.

Как стать умнее, кристаллизуя мысль

Обычно наше мышление (а порой и наша речь) напоминает какой-то балаган, или оркестр, где каждый инструмент играет, что хочет, на свой лад. Ум в таких условиях лениво мечется от одной идеи – к другой, постоянно отвлекаясь на что-то, механически грезит то об одном, то о другом. В таких условиях работать и действовать эффективно нелегко. Ментальная деятельность напоминает какую-то размытую картину, по которой хаотично разбросаны разноцветные пятна. И понять, что конкретно на этой картине хотел изобразить «автор», порой просто невозможно.

Настоящая проблема – не  в том, что в нашем уме не хватает умных мыслей, а в том, что эти умные мысли  размыты и сливаются со всеми остальными грезами ума, как пар в тумане. Чтобы стать умнее, необходимо обучать свой ум наведению «резкости» на конкретных идеях, улавливать их суть, удерживать и проявлять в четкие, точные мысли. Этот процесс я называю кристаллизацией мысли. Процесс мышления при этом становится внятным, отточенным и управляемым, и тогда посреди общей «мешанины», постепенно начнет проявляться суть. А когда в голове каша, человек действительно кажется глупым, речь становится бессвязной, а идеи размытыми.

Кристаллизованная мысль становится гениально простой и понятной. Если это мысль о проблеме, вы начинаете четко понимать суть проблемы. Понять в чем конкретно состоит проблема – означает сделать первый, важный шаг к ее решению.

Чтобы кристаллизовать мышление, необходимо тренироваться. Никаких специальных условий для этого не нужно. Просто всякий раз, когда вы обдумываете что-либо, пробуйте формулировать обдуманную идею максимально точной внятной и краткой фразой. Приоритет стоит отдавать точности, тому насколько метко мысль выражает идею. Если чувствуете, что фраза где-то звучит «мутно», продолжайте кристаллизовать эту фразу, пока не почувствуете, что она стала идеально отточенной. По мере таких тренировок, спустя время, вы сможете вернуться к этой фразе и кристаллизовать ее снова на еще более тонком уровне. Формирование кристаллизованных мыслей – мощный метод для того, чтобы стать умнее.

Вы можете совмещать эту технику с эмпатией и внимательным выслушиванием, о котором я говорил выше. Выслушивая собеседника, вы можете пробовать формулировать сказанное им более простыми и понятными словами.

Вы можете оттачивать мысль во время чтения книги, выражая размытые идеи в более четкие, ограненные «кристаллы», обнажающие суть происходящего. Сам процесс чтения при этом может замедлиться в два раза, но его эффективность увеличится примерно в пять раз. Чтение книг само по себе является одним из лучших инструментов развития интеллекта. Что читать, чтобы стать умнее? Это могут быть любые книги, которые побуждают задуматься.

Также, вы можете вести дневник, и практиковать выражение кристаллизованных мыслей на его страницах. Ведение дневника помимо прочего развивает память и творческое воображение. Здесь, на progressman.ru я тоже пробую кристаллизовать мысли, выражаясь максимально простым и понятным языком.

Возможно, вы слышали о принципе «бритвы Оккама», призывающем прекратить «множить сущности», если в этом нет необходимости. Для кристаллизации мысли важна краткость. Чем более лаконично и емко изложена мысль, тем проще ее понять. Причем краткость не означает поверхностность. Мысль может быть глубокой, и даже озаряющей.

Известный скульптор Донателло говорил, что «скульптура – это искусство убрать с камня все лишнее, сводя его к той форме, которую замыслил художник». Кристаллизованная идея – это самая суть, в которой нет ничего лишнего – только так «картина» становится шедевром. Кристаллизация мысли упорядочивает внутренний хаос, воспитывает ясность, «кристальность» ума, развивает интуицию и сам процесс мышления, позволяет формулировать и доносить идеи четким и простым языком, делает спутанную речь простой и ясной.

В этом деле я не мастер и продолжаю учиться, и поэтому с большим интересом почитаю ваши идеи о том, как кристаллизовать свое мышление наилучшим образом. Также, вы можете оставлять примеры кристаллизованных идей. Например, вы можете выбрать абзац из любого текста, или книги, и выразить его суть по-своему. Сам я чувствую, что эта сфера моей жизни до сих пор нуждается в дальнейшем прояснении. Иными словами мне не хватает осознанности в процессе кристаллизации собственных мыслей. Но я вижу перспективу, в направлении которой с интересом продолжаю двигаться.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • Статья о том, как писать статьи
  • Перспективы развития личности
  • Развитие способностей
  • Повышение эффективности личности

Национальная концепция развития

Национальные стратегии развития ИИ уже утвердили три десятка стран. В октябре 2019 года проект Национальной стратегии развития ИИ должен быть принят в России. Предполагается, что в Москве будет введен правовой режим, облегчающий разработку и внедрение технологий ИИ.

Исследования в сфере ИИ

Вопросы, что такое искусственный интеллект и как он работает, волнуют ученых разных стран уже не одно десятилетие. Госбюджет США ежегодно направляет 200 млн долларов на исследования. В России за 10 лет — с 2007-го по 2017-й — было выделено около 23 млрд рублей

Разделы по поддержке исследований в сфере ИИ станут важной частью концепции национальной стратегии. В скором времени в России откроются новые научные центры, а также будет продолжена разработка инновационного ПО для ИИ

Стандартизация в области ИИ

Нормы и правила в области ИИ в России находятся в процессе постоянной доработки. Предполагается, что в конце 2019 — начале 2020 года будут утверждены национальные стандарты, которые сейчас разрабатывают лидеры рынка. Параллельно формируется План национальной стандартизации на 2020 год и далее. В мире работает стандарт «Искусственный интеллект. Концепция и терминология», и в 2019 году эксперты начали разрабатывать его русифицированную версию. Документ должен быть утвержден в 2021 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector