Как составлять план текста: супер-шпаргалка по русскому

Содержание:

Каким может быть план

План не дает копирайтеру запутаться, помогает формулировать свои мысли четко и доступно. Существуют разные виды планов, решающие какие-то определенные задачи.

Тезисный

Все разделы этого плана представлены тезисами. Тезис — это основная мысль нескольких абзацев, сформулированная в одном предложении. Его отличительная черта — обилие глаголов. Подлежащее называет тему, а сказуемое ее раскрывает. Соответственно, без сказуемого основную мысль не донести.

Как определить тезис? Для новичка сложно выделить в тексте главное и отбросить детали. Поэтому иногда подзаголовки растягиваются до 10–15 слов, что неприемлемо. Задайте вопрос к каждому абзацу. Ответ не может быть длиннее 8 слов, а лучше остановиться на 4–6.

Как выглядит тезисный план:

1. SEO в одиночку больше не работает: пользователи теперь — за качественный контент.
2. Алгоритмы поисковых машин выдают только уникальный и полезный контент.
3. Экспертные лонгриды вошли в моду.
4. Грамотный контент-маркетинг способствует увеличению конверсии и узнаваемости бренда.

Вопросный

Структура основана на вопросах, которые задаются к каждому смысловому блоку текста. Вопросный план упрощает проработку статьи, потому что вопросы к тексту возникают уже во время сбора материала и обдумывания темы. Больше всего подходит для написания обучающих статей и инструкций.

Как выглядит вопросный план:

1. Зачем нужен план статьи?
2. Каким он бывает?
3. Как его составить?

План — опорная схема

«Опора» — это важные слова или части предложений, по которым можно восстановить полный текст. Строится так, как хочет автор. Такая структура показывает наибольшую эффективность при живых выступлениях.

Может помочь копирайтеру при написании коротких текстов: новостей, анонсов и т. д. В опорную схему можно включить основные факты и цифры.

Как выглядит опорная схема:

1. SEO-продвижение.
2. Рост позиций, индексация страниц, анализ.
3. Продвижение за деньги.
4. Бесплатное продвижение.

Простой и сложный

Подумайте: насколько в вашем тексте важны детали? Ответ на этот вопрос поможет определиться со сложностью плана

Если в тексте важно описать каждую деталь, то план должен быть развернутым. Если для аудитории будет достаточно общей информации, то можно использовать простую структуру

Как выглядит сложный план:

1. Принцип работы СМС-рассылок.1.1. Виды рассылок.1.2. Задачи, которые решают СМС-рассылки.

2. Выбор инструмента для создания СМС-рассылок. 2.1. Операторы связи.2.2. Частные сервисы.

3. Как запустить эффективную рассылку.3.1. Постановка задачи.3.2. Формирование базы для рассылки.3.3. Написание текста.3.4. Мониторинг результатов.

4. Нюансы и подводные камни.

Пример составления тезисного плана

Для того, чтобы создать хороший тезисный план, который будет оказывать помощь в последующей работе, необходимо знать, как правильно структурировать тезисный план, а также знать, какие именно абзацы нужно превращать в тезисы.

Пример тезисного плана текста по теме «контекстная реклама»:

  1. Понятие контекстной рекламы: плюсы и минусы.
  2. Коэффициент результативности контекстной рекламы.
  3. Формулы, позволяющие рассчитать ориентиры для оценки.
  4. Условия, при которых реклама будет эффективна.
  5. Анкетирование на тему «Нужна ли людям контекстная реклама».
  6. Результаты тестирования.

Умение составлять общий и тезисный план текста — это огромный плюс, который поможет человеку в его деятельности, так как правильно сформированный и продуманный тезисный план считается залогом успеха в написании любого текста.

Особенно необходимо данное умение в написании сочинений и при подготовке обширных научных текстов, в которых, как правило, предусмотрен план.

В этом видео вы узнаете, как составить план к сочинению:

↑ «Общение как форма межличностных взаимодействий».

а)   обмен информацией, её уточнение, обогащение;
б)   обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;
в)   восприятие и понимание партнёра, его поведения и психологических особенностей.
3.  Типы субъектов общения:
а)   реально существующие субъекты;
б)   иллюзорные партнёры;
в)   воображаемые партнёры.
4. Виды общения (по цели и содержанию):
а)   познавательное;
б)   деловое;
в)   личностное.
5. Основные функции общения:
а)   коммуникативная (обмен информацией);
б)   перцептивная (принятие друг друга);
в)   интерактивная (взаимодействие друг с другом).
6. Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.
7. Условия конструктивного общения:
а)   готовность к сотрудничеству и компромиссу;
б)   принятие иной точки зрения при отстаивании своей;
в)   уважительное отношение к партнёру.
8. Специфика общения в сетевом сообществе:
а)   интенсивность коммуникаций;
б)   виртуальное общение;
в)   обилие и разнообразие информационных потоков.
9. Общение как особый вид человеческой деятельности.
10. Общение в игре, труде, учении.

 «Общение как форма межличностных взаимодействий». 

1. Понятие и специфические признаки общения.
2. Функции общения в формировании и развитии человека.
3. Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
4. Типы субъектов общения:
а) реально существующие субъекты
б) иллюзорные партнеры
в) воображаемые партнеры
5. Средства общения.
6. Виды общения:
а) непосредственное и опосредованное
б) прямое и косвенное
7. Факторы, способствующие успешному общению:
а) взаимопонимание
б) солидарность
в) толерантность

Правильное составление тезисного плана

Как мы говорили ранее, тезис – короткое выражение, в котором содержится главная идея текста, то есть тезис рассказывает о том, о чем идет речь во всем тексте.

Алгоритм правильного составления тезисного плана:

  1. Нужно прочесть текст и записать главную мысль автора. После необходимо сформулировать тезис, самое главное краткий, но в то же время отражающий всю многогранность идеи. Лучше избегать в тезисе уточнений, так как задача тезиса – передать суть. После того, как тезис сформулирован, необходимо еще раз перечитать и проверить соответствие составленной формулировки с главной мыслью текста. Если тезис обширный, то его лучше по возможности сократить.
  2. После первого шага нужно начать выделять подпункты плана, либо подтезисы основного тезиса. Комфортнее работать с текстом, разделенным на абзацы, так как абзацы содержат в себе определенную мысль, поэтому предложение, которое выделяет автор в абзац, служит для точности его мысли и формирования уникальной окраски. Необходимо прочесть каждый абзац и сформулировать тезисы, но возможно такое, что в одном абзаце присутствуют несколько тезисов. В таком случае необходимо выявить основной и оставить место для того, чтобы потом добавлять пункты плана. Не нужно стремиться сразу же проработать все мелочи, так как абзацы, используемые автором для уточнения мысли либо создания нужной окраски у текста, могут быть объединены с другими абзацами, именно поэтому выделение отдельного тезиса в данном случае не имеет необходимости.
  3. В конце составления тезисного плана необходимо просмотреть и проработать каждый абзац отдельно еще раз, это делается для того, чтобы выделить подпункты. Выделение подпунктов зависит от вида тезисного плана.

Существует два вида: подробный и краткий. Для подробного плана подпункты обязательны, а для краткого это зависит от темы.

↑ «Социальный конфликт и пути его разрешения».

1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а)   неблагоприятные условия работы;
б)   неудовлетворённость оплатой труда;
в)   психологическая несовместимость людей;
г)   различие существенных интересов и принципов;
д)   перераспределение влияния в группе или между группами;
е)   идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж)  несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;
г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;
д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряжённости;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

Виды плана

Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста.

Тип Особенности Пример
Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов.
  1. Три поросёнка построили себе по дому.
  2. Пришёл волк и сдул домики из соломы и хвороста.
  3. Поросята спрятались у брата, который не ленился и сделал дом из камня.
  4. Волк не смог сломать третий дом, обжёгся в дымоходе и убежал.
Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных.
  1. Дома трёх поросят.
  2. Нападение волка. Уничтожение домиков из соломы и веток.
  3. Спасение в каменном доме.
  4. Победа над волком.
Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание.
  1. Какие домики были у трёх поросят?
  2. Почему волк легко сломал два дома?
  3. Как поросятам удалось спастись?
Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста.
  1. Три поросёнка строят домики: из соломы (Ниф-Ниф), веток (Нуф-Нуф) и камня (Наф-Наф).
  2. Встреча с голодным волком в лесу, погоня.
  3. Волк ломает дома из соломы и веток (дует).
  4. Убежище в каменной “крепости” Наф-Нафа.
  5. Волк не может сломать, хочет пролезть в дымоход.
  6. Победа над волком (нагревают котёл, волк обжигается и убегает).
Комбинированный Объединяет несколько типов.
  1. Поросята строят домики (солома, хворост, камень). Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф смеялись над Наф-Нафом?
  2. Встреча с волком.
  3. Что произошло с домами Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
  4. Поросята убегают к Наф-Нафу и прячутся у него (“Никакой на свете зверь не откроет эту дверь”).
  5. Волк не может разрушить каменный дом и решает: “Проберусь в дом через трубу”.
  6. Поросята нагревают котёл. Волк обжигается, вылетает обратно и убегает в лес.

Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы.

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

Чек-лист для проверки эффективности плана статьи

Когда план готов, убедитесь, что он составлен в соответствии со всеми правилами:

  • Логичность. Структура четкая и понятная, сразу ясно, о чем пойдет речь.
  • Отсутствие повторений. В двух разных пунктах плана не должно говориться об одном и том же. Если из текста можно удалить слово, предложение или даже пункт без потери смысла, делайте это.
  • Полнота. План должен включать в себя всю информацию, которую текст должен донести до читателя.
  • Отсутствие лишних пунктов. Бывает так, что по какой-то подтеме нечего писать, кроме короткой формулировки. Если в вашем плане есть такие пункты, то объедините их с другими.
  • Краткость. Не нужно делать из плана что-то похожее на готовый текст. Написанием вы займетесь позже, а задача плана — не дать запутаться вам, а после и вашим читателям.
  • Лаконичность. В плане должно быть не более 5–7 пунктов. Совсем маленькие пункты можно объединять.

↑ «Социальный статус и социальная роль».

1. Социальный статус как характеристика положения человека в обществе.
2. Признаки социального статуса:
а)   место жительства;
б)   уровень образования и профессия;
в)   стиль поведения и одежды и т.д.
3. Основные виды социальных статусов:
а)   предписанный (заданный, врождённый);
б)   достигаемый (приобретённый).
4. Связь между социальным статусом и социальной ролью.
5. Структура ролевого набора личности:
а)   роли в семье;
б)   роли в малом социуме;
в)   роли в профессиональной деятельности;
г)   роли в гражданской деятельности и т.д.
6. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных ролей.

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

↑ «Социализация индивида».

1. Понятие социализации.
2. Задача и функция социализации.
3. Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
4. Виды социализации:
а) первичная
в) вторичная
5. Факторы, способствующие успешной социализации:
а) агенты социализации
б) социальные лифты
в) социально-экономические и политические условия

«Социализация личности».

1. Что такое социализация?
2. Функции социализации:
а)   освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б)   приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в)   усвоение моральных ценностей и идеалов;
г)   освоение практических умений и навыков.
3. Социализация на протяжении всей жизни:
а)   от младенчества до молодости;
б)   освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте;
в)   продолжается ли социализация в старости?
4. Институты (агенты) социализации:
а)   значение семьи в первичной социализации;
б)   роль образования в социализации личности;
в)   опыт сверстников;
г)   СМИ как агенты социализации.
5. Значение социализации для личности.

↑ «Основы национальной политики в РФ».

1. Что такое национальная политика?
2. Принципы государственной национальной политики в России:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещение любых форм дискриминации;
б) сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ;
в) гарантия прав коренных малочисленных народов;
г) содействие развитию национальных культур и языков народов России и др.
3. Конституция РФ о праве каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность.
а) формирование у населения установок толерантного сознания и поведения;
б) уважение национального достоинства, отказ от насилия;
в) развитие демократии и правовых начал в жизни общества и т.д.

Примерный план занятия методическая разработка на тему

Тип занятия – комбинированный

Тема урока

Задачи занятия:

  1. образовательная;
  2. коррекционно-развивающая;
  3. воспитывающая.

Оборудование занятия

I. Организационный этап

Цель – подготовка учащихся к работе на занятие. Содержание этапа (возможные варианты):

  1. по звонку найти свое место;
  2. взаимное приветствие;
  3. рапорт дежурного;
  4. артикуляционная, фонетическая или речевая гимнастика;
  5. запись числа;
  6. настрой учащихся на работу, организация внимания;
  7. проверка готовности к занятию (рабочее место, внешний вид);
  8. сообщение темы и цели занятия.

II. Повторение

Цель – установить правильность и осознанность предыдущего материала, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний, устранить обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты повторения:

  1. фронтальный опрос;
  2. индивидуальный опрос с вызовом к доске;
  3. фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
  4. индивидуальный письменный опрос;
  5. уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
  6. практическая работа;
  7. программированный контроль;
  8. технические средства обучения.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся

Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  1. загадка;
  2. ребус;
  3. кроссворд;
  4. игра «Четвертый лишний»;
  5. словарная работа (связь с новым материалом);
  6. проблемный вопрос.

IV. Сообщение нового материала

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

  1. в виде рассказа педагога (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  2. вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
  3. чередование беседы и рассказа;
  4. применение ТСО.

V. Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:

  1. беседа;
  2. работа с учебником;
  3. работа с тетрадью;
  4. практическая работа;
  5. дидактические игры;
  6. ТСО;
  7. таблицы, схемы, тесты;
  8. самостоятельная работа.

VI. Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на занятие, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на занятие.

  1. выводы;
  2. вопросы на понимание изученного материала;
  3. оценка работы учащихся.

Как составить план текста: пошаговая инструкция

Шаг №1: заголовок

Если не получается подобрать заголовок сразу же — не переживайте, это нормально.
Достаточно иметь представление о том, каким он будет. При составлении плана нужно задуматься о проблеме, которую решает текст, а также определиться с форматом заголовка исходя из целевой аудитории.

Будет ли он провокационным, кликбейтным? А может, вы зададите вопрос, на который ответите в тексте? Приведем несколько эффективных рецептов:

  • пообещайте читателю, что он получит выгоду;
  • подчеркните детали, указывающие на ценность и актуальность текста;
  • поймите, к кому вы обращаетесь;
  • вызывайте любопытство при помощи метафор, аллитераций, противоречий и неожиданных выражений;
  • сокращайте: заголовок из 2-4 слов привлекает больше внимания.

Комбинированный подход наиболее эффективен. Это значит, что при использовании сразу нескольких советов вы сможете создать действительно «огненный» заголовок, по которому пользователь кликнет.

Дальше дело за вступлением.

Шаг №2: лид-абзац

Задача копирайтера при написании вступления — озвучить проблему, которую читатель сможет решить, если прочитает текст. Следуя простой формуле, вы напишите цепляющее введение.

Первые три пункта — основные, а четвертый вводится по желанию:1

Захватить внимание. Начните с чего-то неожиданного

Можно поднять проблему или конфликт, который задевает читателя. 2. Прочитайте полученное предложение и задайте себе вопрос: почему это интересно?3. Завоевать доверие. Если вы взялись решать проблему, то читатель должен вам доверять. Почему он это делает?4. Обозначение пользы. Что текст даст читателю? Он решит проблему, которую вы подняли?5. Обозначение структуры. Читатель не должен удивляться тому, что всплывают какие-то новые темы.

Если вы каждый раз не знаете, с чего начать текст, и написание лид-абзаца вызывает у вас сложности, прочитайте нашу статью Как написать вступление: 10 фишек цепляющего лид-абзаца. В ней мы подробно рассмотрели секреты и фишки, которые помогут придумать сильное введение статьи.

Шаг №3: подзаголовки и ключевые мысли

Весь текст должен быть разделен на подзаголовки, которые отражают какую-то ключевую мысль. Пример:

1. Вступление.
2. Зачем составлять план статьи.
3. Каким может быть план.
4. Как составить план текста: пошаговая инструкция.
5. Чек-лист для проверки плана статьи.
6. Заключение.

Шаг №4: подпункты

Если подзаголовок получается слишком большим или включает в себя много подтем, то нужно выделить каждую из них. Пример:

3. Виды планов:3.1. Тезисный.3.2. Вопросный.3.3. План — опорная схема.3.4. Простой и сложный.

Выделите подпункты везде, где текст позволяет это сделать. Тяжело в планировании, легко в написании. Уже на этом этапе пора задуматься о выводах, которые вы сделаете.

Для этого нужно понимать, какие варианты решения проблемы получит читатель, как будет выглядеть структура и оформление мыслей, будете ли вы использовать таблицы и диаграммы.

Шаг №5: заключение

Заключение получится хорошим, если вы:

  • сделаете выводы из всех основных разделов;
  • коротко «пробежитесь» по всем этапам решения проблемы;
  • обозначите пользу, которую получит читатель.

↑ «Социальная мобильность».

1. Понятие социальной мобильности.
2. Факторы, влияющие на социальную мобильность.
3. Виды социальной мобильности:
а)   вертикальная и горизонтальная;
б)   индивидуальная и коллективная;
в)   межпоколенная и внутрипоколенная;
г)    организованная и структурная.
4. Социальные лифты:
а)   получение образования;
б)   вступление в брак;
в)   собственность;
г)   служба в армии и др.
5. Роль и значение социальной мобильности в современном обществе.

«Социальная мобильность и ее значение для личности и общества». 

1. Социальная мобильность — перемещение из одной социальной группы в другую.
2. Виды социальной мобильности:
а)    горизонтальная и вертикальная (нисходящая и восходящая);
б)   индивидуальная и групповая;
в)   межпоколенная и внутрипоколенная.
3. Социальная мобильность как инструмент анализа динамики общества, изменения его социальных параметров:
а)    низкая социальная мобильность — черта замкнутых обществ;
б)   высокие показатели социальной мобильности — характеристика современного общества.
4

Возможность перемещения по социальной лестнице — важное условие развития личности:
а)    мотив получения образования;
б)   профессиональной квалификации и др.
5. Свободное перемещение в социальном пространстве —фактор развития общества: 
а)   удовлетворение потребностей социально-экономического и научно-технического развития;
б)   обеспечение притока высокообразованных специалистов и профессионалов, способных «генерировать идеи», решать задачи управления общественными процессами).

Составляем план текста правильно

Для того чтобы наиболее точно и правильно составить план, достаточно следовать небольшой инструкции:

  • Внимательно и не торопясь прочитайте текст. Если встретили незнакомое слово, запишите его в черновике.
  • Во время чтения выделите карандашом основные части. Они отличаются по своему содержанию и имеют законченную мысль, сформулировав которую, вы можете её использовать для подзаголовка.
  • Прочитав текст, выделите для себя его основную тему. То, о чем и для чего написан был текст. Запишите основные моменты, которые показались вам наиболее важными.
  • Посмотрите в словаре значение незнакомых слов, возможно, они дополнят прочитанное ранее.
  • Повторно прочитайте текст по выделенным ранее частям. Каждую часть озаглавьте или задайте к ней вопрос, в зависимости от того, какого типа план вы составляете.
  • Записав все пункты на черновик, следует еще раз все перепроверить, чтобы избежать ошибок.
  • План должен быть достаточно логичным по повествованию, бывает так, что при написании путается последовательность пунктов.
  • Нет ли дублирования заголовков? Иногда одну и ту же мысль можно ошибочно сформулировать другими словами. Таким образом, план будет составлен неправильно и скорее всего работа с ним приведет к путанице.
  • Он должен соответствовать основной теме текста. В противном случае вы не выделили главное, возможно, отвлеклись на детали.
  • Обязательно должны присутствовать вступительная и заключительная часть или итог.
  • При повторном прочтении плана, возможно, вы вспомните еще важные детали, обязательно допишите их, таким образом, ваш результат будет дополненным и более подробным. Однако не следует сильно увлекаться уточнениями, иначе у вас получится уже краткое изложение.

Составляя план текста, следуйте инструкции и постарайтесь избежать возможных ошибок, и все у вас получится!

↑ «Роль семьи в жизни человека и общества».

а)   кровнородственные;
б)   брачные.
3. Особенности семьи:
а)   семья как малая группа;
б)   семья как социальный институт.
4. Свойства семьи как малой группы:
а)   наличие кровнородственных или брачных связей;
б)   совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.
5. Функции семьи:
а)   репродуктивная;
б)   досуговая;
в)   воспитательная;
г)   эмоционально-психологическая;
д)   хозяйственная;
е)   статусная и т. д.
6. Формы семьи:
а)   по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);
б)   по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнёрская (демократическая);
7. Тенденции развития семьи в современном обществе:
а)   равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
б)   изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
в)   увеличение числа ранних браков и их распад;
г)   утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;
д)   рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;
е)   увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.
8. Особенности развития семьи в современной России

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания
составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение
. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение
— это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть
посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение
(выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания
представлен заглавием
работы, аннотацией
и оглавлением
.

↑ «Социальные общности и группы».

а)   номинальные общности;
б)   массовые общности;
в)   аудитория;
г)   социальные круги.
3. Признаки социальных групп:
а)   устойчивость состава;
б)   продолжительность существования;
в)   определённость состава и границ;
г)   общая система ценностей и норм;
д)   осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом.
4. Классификация групп:
а)   по характеру связей (формальные и неформальные);
б)   по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные);
в)   по объёму (большие и малые);
г)   в зависимости от пола и возраста (демографические) и т. д.
5. Групповая сплочённость и дифференциация.
6. Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России.

↑ «Социальная стратификация и её типы».

1. Понятие социальной стратификации.
2. Функции социальной стратификации:
а)   упорядочение общественной жизни;
б)   организация людей в группы;
в)   социализация личности и её поддержка.
3. Исторические типы социальной стратификации:
а)   касты;
б)   сословия;
в)   классы.
4. Виды социальной стратификации:
а)   экономическая;
б)   политическая;
в)   социально-профессиональная.
5. Критерии социальной стратификации:
а)   доход (низший класс, средний класс, высший класс);
б)   образование (начальное, среднее, высшее);
в)   место жительства (горожане, провинциалы, селяне);
г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, учёные и пр.).
6. Принадлежность к страте:
а)   субъективная;
б)   объективная.
7. Особенности социальной стратификации в современном российском обществе.

Как правильно составить план текста

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:. Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Виды планов

Простой план

Состоит из перечня основных пунктов, в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями.

Сложный план

Представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Составление сложного плана требует от автора отличного знания материала. Причем объем материала, переработанного им, всегда превышает объем того, что войдет в текст работы или выступления.

Тезисный план

План может быть тезисным, то есть каждый его пункт представлен двусоставным предложением и передает основную мысль этой части текста. План устного выступления может быть и простым, но это возможно только в том случае, когда автор досконально знает тему. В устном выступлении такой порядок организации речи, как и само выступление, ограничен временем. Десятиминутное выступление требует использования простого плана, полуторачасовое — сложного. В набросках десятиминутного выступления не может быть более трех причин или более трех следствий — иначе речь трудно воспринимается слушателями.

↑ «Межнациональные конфликты и пути их разрешения».

1. Понятие межнационального конфликта.
2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:
а)   неравенство в уровне жизни;
б)   миграция;
в)   территориальные споры;
г)   принадлежность к разным конфессиям;
д)   различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т. д.
3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:
а)   этнический (защитный);
б)   державно-государственный (воинствующий);
в)   бытовой.
4. Формы национализма:
а)   расизм;
б)   шовинизм;
в)   геноцид;
г)   апартеид;
д)   ксенофобия.
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:
а) признание существования межнациональных проблем и решение их мирными методами;
б) взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;
в) переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;
г) использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.
6. Межнациональные конфликты на территории СНГ и РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector