Обучение скорочтению: основные возможности

Как читать быстрее?

Скорочтение, — упражнения самостоятельно. Как правило тому кто читает много тот уже упражняется. Остается только оптимизировать этот процесс. Вот 7 пунктов по которым Вы сможете увеличить скорость своего чтения и восприятия информации.

Бывают такие моменты когда нужно срочно воспринять много информации. Но есть и другой вариант, например это Ваша профессия, — поглощать, вытягивать, собирать информацию из больших источников. Воспользовавшись хотя бы 3-мя способами из 7-ми, Вы увеличите скорость своего чтения на 20%-40%.

Конечно есть разные цели чтения, одна цель просто для развлечения, другая цель вытянуть из книги или прочего ресурса, — нужную информацию. Мои способы направлены на практическое применение книги, т.е. взять от ресурса информацию к применению. 

Обучение методике скорочтения: оффлайн программы

Отличный и (в противоположность самостоятельному) очень действенный результат — это обучение методике скорочтения на живых групповых курсах. Когда вы приходите и в интенсивном режиме вживую обучаетесь у квалифицированного тренера. Что хорошего в данном способе?

  • Высокая вероятность хорошего результата. Опытный тренер способен довести вас действительно до хорошего результата и реально увеличить вашу скорость чтения и понимания текста. Время и деньги в этом случае будут потрачены не зря.
  • У вас будет отличная внешняя стимуляция. Вам нужно будет успевать работать с группой, выполнять задания, упражнения. В компании всегда легче найти силы на упражнения и сложнее найти себе оправдания. Многим нужны небольшие пинки, чтобы двигаться вперед.
  • Раздаточные материалы живых курсов — это безусловный плюс. Большинству людей гораздо удобнее иметь на руках тетради, методики, таблицы и прочие печатные материалы, чем читать все с экрана монитора. После курсов часто остается множество материалов, с помощью которых можно тренироваться самостоятельно дома.

Минусы у такого варианта обучения, безусловно, есть.

  • Высокая стоимость. У живых курсов в стоимость помимо работы самого тренера, его команды входят и стоимость материалов, стоимость аренды зала, оборудования и тп. Безусловно, это значительно увеличивает стоимость  участия.
  • Негибкость режима обучения. Вам необходимо приезжать в определенное время, в определенное место. В случае, если вы пропускаете занятие, как правило, его нельзя  заново провести или перенести.
  • Негибкость программы. Поскольку на живых мероприятиях занятия проходят в группе, то индивидуальная корректировка под ваш темп практически невозможна. Тренер не может также изменить программу под вас, подобрать индивидуальные упражнения или убрать разделы, мало подходящие для вас.

Что мешает нам быстро читать?

Причины или привычки, по которым мы медленно читаем самые разные:

  • Очень часто мы отвлекаемся и не можем смотреть сосредоточенно на текст, взгляд чаще всего рассеянный. А необходимо четко фиксировать взгляд на слова при чтении и стараться читать не словами, а фразами. Фразы могут состоять из нескольких слов. Чаще всего фразы должны состоять от 3-х слов и больше.
  • При чтении мы как бы проговариваем прочитанное про себя и тем самым замедляем процесс чтения. Так как проговаривание требует дополнительного времени и скорость от этого падает иногда до 150 слов в минуту (мы говорим именно с такой скоростью). Если мы не проговариваем про себя текст, то понимаем смысл чтения мгновенно.
  • Возврат к отдельным фрагментам текста тоже снижает нашу скорость. Мы часто возвращаемся к прочитанному, так как не уверены, что поняли написанное так как необходимо. И это тоже снижает скорость чтения.
  • Невнимательность или нежелание сосредоточиться на чтении, так как вашу голову занимают какие-то другие мысли. Лучше не читать в этот момент, пользы не будет никакой. Время будет потрачено, а то, что прочитали не запомнили.
  • Сложные и технические тексты, требующие дополнительных знаний, например, знание языков для перевода текста или профессиональных знаний.
  • Чтение «от корки до корки» тоже считается бессмысленным. Можно сократить чтение, без утраты понимания текста. Если это тех/литература, то в 2 раза, если художественная, то в 3-4 раза, причем понимание текста не пострадает.

Цель вашего чтения

Стоит задать себе всего один вопрос перед началом чтения: Какую цель вы преследуете когда читаете?

  • Обучиться чему-то
  • Повторить ранее пройденное
  • Найти новые идеи
  • Расширить кругозор
  • Отдохнуть, расслабиться и почитать что-то интересное
  • Получить новую информацию или узнать новости
  • Найти ответы на вопросы
  • Запомнить новые слова

Из этого следует, что скорочтение нам необходимо:

  • Чтобы понимать информацию, так как скорость не важна, если вы ничего не понимаете из прочитанного
  • Увеличить скорость чтения, чтобы сэкономить время

Одно условие невозможно без другого. Поэтому просто увеличение скорости бессмысленно, без понимания информации. Причем понимание и осознанность всегда должны быть в приоритете.

Чтобы развить «скорочтение» и не потерять этот навык, необходимо тренировать его каждый день!

Полезные советы для быстрого чтения:

При чтении делайте пометки карандашом или приклеивайте «липкие бумажки» Выделяйте главную мысль Читайте только тогда, когда ваш ум этого требует Не останавливайтесь по мере чтения, двигайте глазами плавно, а не скачками Не возвращайтесь глазами и мыслями к прочитанному, это сильно отвлекает внимание и отнимает время. Дочитайте до конца страницы! Возвращаться вам приходится, если в голове у вас «словомешалка», вы читаете, а думаете о своем, поэтому и не воспринимаете текст Вникайте в суть сразу при чтении, и тренируйте этот навык Фокус внимания должен быть в одном месте, например, можно взять карандаш или вести пальцем по тексту при чтении

Так у вас зрение будет фиксировать одну точку, а не весь текст сразу Делитесь прочитанным с друзьями, пересказывайте информацию. Это очень хороший навык для памяти!

Навык скорочтения состоит из трех последовательных процессов:

  1. Изучение техник скорочтения
  2. Применение техники скорочтения
  3. Чтение с пониманием материала чтения

Никогда не возвращайся назад

Когда мы читаем художественную литературу, какой-то фрагмент может вызвать в нас яркие эмоции, поэтому мы возвращаемся и перечитываем абзац. Можем даже переписать его в блокнот или поделиться цитатой с другом.

Но представьте, если вы будете так же останавливаться при чтении научной или профессиональной литературы? Такие книги, как правило, усыпаны полезной информацией. Такими темпами изучить много за короткий отрезок времени у вас не получится.

Привычка бегать взглядом к уже прочитанным фразам — проблема многих людей. Они прочитывают первое слово, второе, третье, а затем снова возвращаются к первому. В процессе чтения их глаза постоянно движутся то вперед, то назад. Наверняка, вы замечали то же самое за собой.

Почему так происходит? Читая бегло, Вы опасаетесь, что не усвоите информацию, поэтому как только вам попадается незнакомое слово, Вы возвращаетесь назад. Чтобы искоренить у себя эту привычку, сделайте следующее:

  • Используйте метод указки, который описан выше. С его помощью Вы зададите нужный темп чтения и не позволите себе возвращаться к предыдущим фразам.
  • Поймите, что если Вы проскочили через одно или несколько слов, то логически поймете его смысл из последующих фраз. Как правило, автор никогда не ограничивается одним предложением и подробно описывает мысль в нескольких абзацах. Возможность понять текст Вам однозначно еще представится.

Не расстраивайтесь, если сразу у вас не будет получаться следовать советам, которые описаны выше. Эти привычки нарабатываются годами и длительной практикой. Но уже после двух-трех тренировок вы начнете тратить на чтение в разы меньше времени.

Память ребенка и умение читать

Память – одно из уникальнейших свойств нашего мозга, позволяющее не только ориентироваться в пространстве и добывать ресурсы, но и передавать знания из поколения в поколение. Формироваться она начинает еще в младенческом возрасте, помогая малышу осваивать мир. В первую очередь она возникает как отпечаток сенсорной информации, именно поэтому события, связанные с сильными эмоциями, запоминаются лучше.

Постепенно происходит освоение других видов памяти и, в том числе, словесно-логической. Во многом формирование памяти зависит от ее развития в детском возрасте. Если родители периодически занимаются с ребенком, выполняют с ним различные упражнения, то и возможности к запоминанию у него будут выше. Такому дитя легче будет учиться в школе, а в дальнейшем оперировать большими объемами информации, что необходимо в любой престижной профессии.

Для большинства из нас он связан с уроками чтения, на которых учителя проверяли способности прочитать текст вслух на время, однако, при этом не учитывалось восприятие представленной информации. В то же время реальные методы развития памяти и скорочтения связаны между собой напрямую, поскольку предполагают умение не только прочитать текст, но и запомнить его.

Несмотря на то, что основные процессы закладываются в детстве и во взрослом возрасте можно освоить методики скорочтения.

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами

Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс. 

Скорочтение для взрослых: как проверить свою скорость

Скорочтение для взрослых начинается с расчета своих индивидуальных показателей. И уже затем, отталкиваясь от них, можно определиться с тем, на сколько слов предпочтительно увеличить свою норму чтения. А может быть, ускорять чтение и вовсе не придется.

Специалисты рекомендуют воспользоваться следующей формулой: V = (Q/T) x K. В ней V символизирует скорость, Q – текстовый объем, T – время чтения, K – коэффициент, отвечающий за понимание сути текста.

Можно проверить свой показатель еще одним способом:

  • Запускается секундомер и одновременно с этим начинается ознакомление с текстом. Устанавливается секундомер на минуту.
  • Как только секундомер подаст сигнал, чтение необходимо завершить.
  • Затем нужно ответить на вопросы, составленные на основе содержания искомого текста. Их можно заранее составить самому, но лучше заручиться помощью другого человека. О том, как развить память, предлагаем узнать из этой нашей статьи.
  • Остается подсчитать, сколько слов удалось прочитать в течение отведенной секундомером минуты.


Секундомер — верный помощник в освоении скорочтения

Как развить этот навык?

Некоторые люди способны научиться скоростному чтению самостоятельно, не посещая специальные курсы и тренинги. Целеустремлённость, вера в успех, ежедневные тренировки по специальным методикам непременно приведут к успеху. От начала тренировок до приобретения устойчивых навыков пройдет какое-то время. Психологи советуют в течение 21 дня выполнять специальные упражнения по 40-60 минут каждый день.

Понимание слов и значений в их взаимосвязи, умение систематизировать словесную информацию, развитый вербальный интеллект находятся в тесном взаимодействии с высокоскоростным чтением. Для более успешного освоения скорочтения неплохо ознакомиться с основами лингвистики и стилистики, иметь хорошее воображение, чтобы правильно домысливать сказанное автором текста.

На скорость чтения напрямую влияют несколько факторов:

  • субвокализация (проговаривание текста в уме);
  • регрессия – возврат к отдельным фрагментам текста и их перечитывание;
  • ограниченное поле зрения – область охвата текста за одну остановку взгляда;
  • степень концентрации внимания, умение читать без отвлечения;
  • поверхностное чтение – способность быстро найти в тексте ключевые слова и тезисы.

Обойти эти преграды можно только с применением специальных навыков, отточенных внушительной практикой. Такие навыки приобретаются систематическими тренировками по специальным методикам с помощью разработанных упражнений. Приведем некоторые рабочие советы по освоению скорочтения.

  • Подавление артикуляции (работы органов речи). Позволяет избавиться от субвокализации (мысленного проговаривания текста). Этот естественный процесс значительно замедляет чтение. От субвокализации хорошо отвлекают ритмичное постукивание по столу, негромкий обратный счет, проговаривание скороговорок, чтение простеньких стишков, напев мелодий без слов. Выполнять что-то из этого и одновременно в уме проговаривать текст не получится, привычка исчезнет.
  • Чтение с указкой. Помогает избавиться от регрессного чтения. Указкой может стать карандаш, палочка или просто палец – кому как удобно. Взгляд должен непрерывно скользить по строке, не отрываясь от движения указки, чтобы повторно не возвращаться к прочитанному тексту.
  • Метод «зеленой точки». Тренирует восприятие информации в поле периферического зрения. На странице с текстом в центре надо изобразить зелёную точку и 10 минут внимательно смотреть на неё. Через две недели таких упражнений можно начать рассматривать текст вверх, вниз и в стороны от точки, охватывая взглядом как можно большую зону. Слова надо просто видеть не читая.
  • Чтение по диагонали. Развивает умение увидеть в тексте ключевые фразы и отсеять несущественную информацию. Нужно скользить взглядом по диагонали сверху вниз, при этом не возвращаясь к прочитанному и не поворачивая взгляд по сторонам. Вначале удастся охватить немного слов, но пройдёт время, и постоянные тренировки позволят значительно увеличить восприятие. Хорошо натренированному человеку достаточно взглянуть на страницу с текстом, чтобы понять суть написанного.
  • Чтение перевернутого текста. Сначала прочитывается абзац на перевернутой «вверх ногами» странице, потом книга возвращается в нормальное положение и абзац прочитывается повторно. Это тренировка для увеличения скорости чтения.
  • Метод «тик-так». Существенно увеличивает скорость чтения. Взгляд захватывает начала и концы строк, а не все слова в них, этого бывает достаточно, чтобы понять смысл прочитанного.
  • Тренировка тарабарщины. Чтение справа налево (тарабарское чтение) развивает концентрацию внимания. Начинать тренировки надо с выражений, которые прочитываются без разницы как слева направо, так и наоборот (палиндромы). Примеры: «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. (в наше время такие тексты найти несложно), затем тренироваться на обычных текстах.

Время для занятий надо продумать заранее. Место должно быть удобным. Бесполезно тренироваться в местах, где нельзя сосредоточиться. Ознакомившись с основными принципами, можно приступить к обучению на курсах или попробовать самостоятельно научиться быстро читать. Существуют разработки зарубежных и отечественных авторов по освоению скорочтения, учебники и видеоматериалы, специальные курсы и тренинги.

Дополнительные материалы

Курсы хороши тем, что в них есть структурированная информация, фиксация результатов до и после обучения, практические упражнения, которые проверяют, поддержка кураторов, общение с сокурсниками. Все это помогает быстрее осваивать новые навыки, не “слиться” и не растянуть обучение на долгие месяцы. К тому же платная основа большинства курсов стимулирует работать с полной отдачей.

Дополнить курсы и продолжить учиться самостоятельно помогут такие книги:

  1. “Скорочтение” Питер Камп.
  2. “Скорочтение на практике” Павел Палагин.
  3. “Учебник быстрого чтения” Тони Бьюзен.
  4. “Как читать, запоминать и никогда не забывать” Марк Тигелаар.
  5. “Быстрое чтение за 10 дней” Эбби Маркс-Бил.
  6. “Фоточтение” Пауль Шелли.
  7. “Как читать книги” Мортимер Адлер.
  8. “Помнить все” Артур Думчев.

Также предлагаю посмотреть несколько полезных видео и применить на практике советы специалистов.

10 упражнений от Advance club

Упражнения с таблицей Шульте

Интегральный алгоритм чтения для запоминания информации

Неочевидные способы увеличить скорость чтения – работа с психологическими установками

Оптимизировать работу с информацией также помогут курсы слепого метода печати. Быстро набирая текст, вы ускорите написание статей, отчетов, составление конспектов, перевод информации из аудиоформата в текстовый. Я давно печатаю вслепую и вам советую.

Когда метод скорочтения будет полезен?

Суть скорочтения заключается как раз в том, чтобы повысить скорость чтения, сохранив понимание и запоминаемость прочитанного на прежнем уровне. Проблема в том, что на практике это удается далеко не всем.

Тренировки и создание идеальных условий позволяют довести скорость чтения примерно до 500-600 слов в минуту, не теряя при этом в качестве восприятия. Однако более высокие показатели неизбежно отразятся на полноте понимания и запоминания информации.

Полезно скорочтение будет в первую очередь студентам, которым приходиться перечитывать объемные тексты, и научным сотрудникам, обрабатывающим большие объемы информации. Также это касается представителей бизнеса, например, готовящимся к переговорам с партнерами или работающим над новым проектом.

В таких случаях часто стоит цель вычленить из большого объема текста нужную информацию, уловить основную мысль, и скорочтение подходит для этого идеально.

Слоговая таблица

Слоговая таблица помогает тренировать чтение в любом возрасте. Ниже представлена простая таблица на русском языке.

А О У Е И
Б БА БО БУ БЕ БИ
В ВА ВО ВУ ВЕ ВИ
Г ГА ГО ГУ ГЕ ГИ
Д ДА ДО ДУ ДЕ ДИ
З ЗА ЗО ЗУ ЗЕ ЗИ

Для улучшения навыка читайте вслух все строки таблицы вправо и влево. Постепенно ускоряйте темп чтения. Затем можно переходить к слогам, состоящим из 2 согласных и 1 гласной буквы.

А О У Е И
НС НСА НСО НСУ НСЕ НСИ
МК МКА МКО МКУ МКЕ МКИ
ВБ ВБА ВБО ВБУ ВБЕ ВБИ
ПР ПРА ПРО ПРУ ПРЕ ПРИ
СТ СТА СТО СТУ СТЕ СТИ

Техника тренировки тут такая же. Старайтесь достигать своего максимума в темпе чтения. Необходимо читать вслух и взрослому человеку, чтобы нарабатывать быстрое чтение.

Ребенку в 7 лет при обучении чтению тоже можно давать эти слоговые таблицы. Это будет своего рода стимуляцией к чтению для его головного мозга и зрительного анализатора.

Пользуясь этой методикой, уже в 10 лет ребенок будет отличаться от сверстников. Ведь в этом возрасте мозг детей особенно пластичен и восприимчив к обучающим программам

Это нам взрослым нужно думать, как развивать память и внимание, чтобы эффективнее работать

«Юниум» (весь город)

Курсы по скорочтению и развитию памяти – это эффективная программа, которая помогает значительно расширить возможности человеческой памяти и скорость обработки информации. Наши преподаватели ведут обучение по нескольким техникам – их подбирают индивидуально, учитывая особенности каждого отдельного ученика.

Система методик вырабатывает у школьников автоматическую привычку быстро читать и запоминать. При этом для запоминания им не потребуется возвращаться к прочитанному материалу, проговаривать его вслух, напряженно и вдумчиво анализировать. В ходе занятий преподаватели доступно объясняют техники эффективного запоминания информации и наращивания темпа чтения. Полученную теорию учащиеся успешно отрабатывают на практике.

Курсы по скорочтению и развитию памяти – особенности методики:

  • Уроки в виде интересных тренингов, включающие игры и практические задания.
  • Повышение мыслительных способностей, навыков чтения и запоминания.
  • Увеличение концентрации внимания.
  • Замена шаблонного мышления образным для непроизвольной визуализации прочитанного текста.
  • Использование школьного материала для освоения техники скорочтения.

Скорочтение для взрослых: эффективные упражнения

Освоить скорочтение для взрослых помогут следующие упражнения:

«Ключевое слово». Суть метода заключается в том, что во время чтения необходимо сделать упор на ключевых словах и связанном с ним тексте

А остальное можно быстро пробежать взглядом, не акцентируя внимание. Например, если необходимо узнать о полезных свойствах яблок, взгляд должен цепляться только за слово «яблоко»

О грушах либо дынях нет нужды особо читать. Этот метод отлично позволит сэкономить время.

«Прыжки по словам». Во время выполнения такого упражнения нужно акцентировать внимание только на тех словах, которые расположены через одно друг от друга.


Субвокализация при скорочтении действительно сильно мешает

  • «Вычеркиваем буквы». Перед чтением необходимо заранее зачеркнуть карандашом определенные буквы – только согласные, к примеру. Благодаря этому во время тренировки человек не станет отвлекаться на мелочи и сможет шире охватить текст.
  • «Мозговой штурм». Суть этого метода заключается в том, что нужно за 30 секунд ознакомиться с текстом. Как только время выйдет, потребуется пересказать то, что удалось запомнить. Причем максимально подробно.
  • «Гонка». Нужно постараться задерживать взгляд на каждой строчке буквально на секунду-две. Конечно, на первых порах мало что будет понятно. Однако со временем мозг научится выуживать основную мысль из замеченной информации.
  • «Шерлок Холмс». Пусть читатель поставит перед собой задачу найти определенное слово. Причем сделать это нужно за небольшой промежуток времени. Человек и сам не заметит, как станет читать ускоренно.


Поиск определенных слов — очень действенное упражнение для скорочтения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector