Особые экономические зоны россии: описание, классификация

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах. 

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны. 

Европа

(Член Европейского Союза )

  • Линц (порт на реке Дунай )
  • Вена (порт на реке Дунай )

(Член Европейского Союза )

  • Риека , 1723 г.
  • Задар , 1922-1947 (Porto Franco della città di Zara)

(Член Европейского Союза )

Свободный порт Копенгагена ( Københavns Frihavn ), Копенгаген

Финляндия

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Лаппеенранты ( Lappeenrannan Vapaa-alue )
  • Фрипорт Ханко ( Hangon Vapaasatama )

(Член Европейского Союза )

Свободная зона Ле Вердон — Порт-де- Бордо ( Zone franche du Verdon — Порт-де-Бордо )

Германия

(член Европейского Союза )

  • Фрипорт Бремерхафен ( Freihafen Bremerhaven )
  • Фрипорт Куксхафен ( Freihafen Cuxhaven ), с 1896 г.
  • Фрипорт Деггендорф ( Freihafen Deggendorf ), с 1989 г.
  • Свободный порт Дуйсбурга ( Freihafen Duisburg ), с 1989 г.
  • Speicherstadt , Гамбург

(Часть Соединенного Королевства)

Порт Гибралтара

Греция

(Член Европейского Союза )

  • Свободная зона Эвроса (Дебзос)
  • Свободная зона Ираклиона
  • Свободная зона Пирей
  • Свободная зона Салоников

(Член Европейского Союза )

  • Порт Корк Свободный порт
  • Свободная зона Шеннон (1959 — 2003)

Италия

(член Европейского Союза )

  • Валле-д’Аоста
  • Кампионе д’Италия
  • Ливиньо
  • Ливорно , 1675–1860 гг.
  • Порт Триеста
  • Свободная зона Венеции ( Порто-Франко-ди-Венеция )

(Член Европейского Союза )

  • Свободный порт Риги
  • Свободный порт Вентспилс

Литва

  • Акменская свободная экономическая зона
  • Каунасская свободная экономическая зона
  • Кедайняйская свободная экономическая зона
  • Клайпедская свободная экономическая зона
  • Свободная экономическая зона Мариямполе
  • Паневежская свободная экономическая зона
  • Шяуляйская свободная экономическая зона

(член Европейского Союза )

Мальта Фрипорт

Португалия

(член Европейского Союза )

  • Зона свободной торговли Мадейры , в которую входят следующие налоговые льготы:
    • Свободная индустриальная зона Канисал
    • Международный бизнес-центр Мадейры
    • Международный судовой регистр Мадейры

(член Европейского Союза )

Порт Констанца , январь 2007 г.

Россия

  • Находка
  • Одесса , Русско-турецкая война, 1768–1774 гг. Во время правления Екатерины Великой ее указом 1794 г. в Черноморском регионе были основаны несколько новых городов, в том числе Одесса. С 1819 по 1858 г. Одесса была свободным торговым портом. Это был также самый важный торговый порт во времена Советского Союза.
  • Владивосток , 1861–1909, 2015 ( Свободный порт Владивосток )

Сербия

По состоянию на сентябрь 2017 года в Сербии насчитывается 14 свободных экономических зон; эти:

  • Свободная зона Апатин
  • Свободная зона FAS — Крагуевац
  • Свободная зона Крушевац
  • Свободная зона Ниш — Юг
  • Свободная зона Нови-Сад
  • Свободная зона Пирот
  • Свободная зона Прибой
  • Свободная зона Шабац
  • Свободная зона Смедерево
  • Свободная зона Суботица
  • Свободная зона Свилайнац
  • Свободная зона Ужице
  • Свободная зона Вранье
  • Свободная зона Зренянин

Испания

(член Европейского Союза )

  • Свободная зона Барселоны ( Zona franca de Barcelona )
  • Свободная зона Кадиса ( Zona franca de Cádiz )
  • Свободная зона Виго ( Zona franca de Vigo )
  • Свободная зона Лас-Пальмас-де-Гран-Канария ( Zona franca de Las Palmas de Gran Canaria )
  • Свободная зона Санта-Крус-де-Тенерифе ( Zona franca de Tenerife )
  • ( Сеута и Мелилья не являются свободными портами или свободными зонами, потому что они являются частью Испании, но не являются частью Европейского союза в отношении таможенных и акцизных сборов)

Швеция

(член Европейского Союза )

  • Свободный порт Марстранд , 18 век
  • Сен-Бартелеми , 1785–1878 гг.
  • Стокгольм фрихамн, 1919–1995
  • Фрихамнен, Гетеборг, 1922-

Швейцария

  • Женевский фрипорт, Ла-Прай, Женева
  • Свободный порт женевского международного аэропорта Куантрен, Женева
  • Magazzini Generali con Punto Franco SA, Кьяссо и Стабио, свободный порт и таможенный склад, Кьяссо
  • PESA — Port-Franc et Entrepôts de Lausanne-Chavornay SA, свободный порт и таможенный склад, Chavornay (Vaud)
  • SEV — Société des Entrepôts Vevey SA, свободный порт и таможенный склад, Веве

(член Европейского Союза)

  • Свободная зона Лимассола
  • Свободная зона Ларнаки

Украина

  • Свободный порт и свободная экономическая зона Одесса
    • 1819–1858
    • Одесский морской торговый порт , 1 января 2000 г. на 25 лет.

Великобритания

  • Свободная зона Ливерпуля
  • Свободная зона аэропорта Прествик
  • Свободная зона Саутгемптона
  • Свободная зона Тилбери
  • Свободная зона Port of Sheerness
  • Свободная зона Тиссайд

Особые экономические зоны в России

В России работа особых экономических зон регулируется соответствующим федеральным законом, принятым еще в 2005 году. Всего в стране работают 25 ОЭЗ, которые призваны развивать отдельные направления экономики:

  • высокотехнологичное производство и инновации (те самые нанотехнологии);
  • производства в рамках импортозамещения (актуально в период санкций);
  • транспорт и логистика;
  • курорты и туризм.

Суть деятельности ОЭЗ в России заключается в предоставлении им права на особый режим ведения бизнеса. Это создание инфраструктуры за счет бюджета; таможенные льготы и налоговые преференции; более простой порядок взаимодействия с государственными органами.

В 25 российских ОЭЗ работают 656 резидентов, что на первый взгляд не так много. Там создано более 28 тысяч рабочих мест. Правда, если отнять от них автомобильные заводы, остальной бизнес окажется представлен не так широко.

Особые экономические зоны в России могут быть 5 видов:

  • промышленно-производственные (их 10) – Тольятти, Елабуга, Ступино и другие;
  • туристско-рекреационные (их тоже 9) – Северный Кавказ, Алтай, Бурятия, и другие;
  • технико-внедренческие (их 5) – Иннополис, Томск, Москва, Санкт-Петербург и другие;
  • портовые (их 1) – аэропорт Ульяновска;
  • с иным статусом – Магаданская область, Калининград, Крым и Севастополь. Они оговариваются отдельными законами и в общем перечне не учитываются.

Самая известная в России ОЭЗ – это зона «Алабуга», расположенная недалеко от города Елабуга Республики Татарстан. Она приносит 59% выручки всех ОЭЗ и 34% от налоговых поступлений.

Крупнейший резидент «Алабуги» – это компания «Форд Соллерс Елабуга», которая до недавнего времени выпускала десятки тысяч автомобилей Ford каждый год. Сейчас компания решила покинуть рынок легковых автомобилей и сосредоточиться на производстве коммерческой техники.

Еще в «Алабуге» производят стройматериалы Rockwool, инструменты «Интерскол», потолки «Армстронг», клейкую ленту 3M, а также стекло, одноразовую посуду, стекловолокно, бетон, аккумуляторы и множество другой продукции.

Промышленно-производственные ОЭЗ созданы в Липецке, Тольятти (не включает сам АвтоВАЗ), в Тульской области (там работает новый завод Haval), в Свердловской области («Титановая долина») и т.д.

Инновационные ОЭЗ создавались на волне «нанотехнологий», им открыли доступ не только к инвестициям, но и к кадровым ресурсам. Основными направлениями работы 6 инновационных ОЭЗ стали биотехнологии, электроника, IT, ядерная физика, медицинские технологии. Зоны расположены в Татарстане, Томске, Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Фрязино.

Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, с ними все достаточно понятно – располагаются они в местах, которые имеют благоприятные условия для развития туризма. Больше всего территорий расположены в регионах Северного Кавказа, также ОЭЗ открыты в Иркутской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Бурятии, Калининградской области, и в некоторых других регионах.

Портовая ОЭЗ в России только одна и расположена она на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Резиденты зоны занимаются преимущественно ремонтом и модернизацией авиационной техники, а также оказывают сопутствующие услуги.

Закон об ОЭЗ в России действует с 2005 года, но некоторые зоны создавались и ранее, с самого 1991 года. Но в 2016 году оказалось, что большая часть ОЭЗ в России работает неэффективно, несмотря на наличие определенных преференций со стороны государства.

Льготы

В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.

  1. Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
  2. Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
  3. Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
  4. Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.

Климатические условия

Особенности местного климата и почвы помогают агропромышленным проектам реализовывать свой потенциал. В регионе мягкая зима, теплые лето и осень, высокая влажность, преобладает торфяная почва. Благодаря этому в регионе хорошо растут влаголюбивые огурцы, помидоры, фрукты, ягоды и грибы.

«В этом году сложились благоприятные погодные условия для перезимовки, вегетации и уборки сельскохозяйственных культур, что способствовало формированию высокого и качественного урожая: 700 тыс. т зерна, 150 тыс. т масличных культур, 125 тыс. т картофеля, 71 тыс. т овощей», — говорит Наталья Шевцова.

Большое количество осадков и теплая зима позволяют заготавливать много корма для скота. Это одно из самых перспективных направлений в АПК региона. Среди резидентов калининградской ОЭЗ — более 20 скотоводческих и мясоперерабатывающих предприятий, в том числе компаний «Мираторг» и «Черкизово», ГК «Продукты питания», агрохолдинга «Долгов Групп». Новый крупнейший проект в мясном скотоводстве — ферму на 76,3 тыс. голов крупного рогатого скота — реализует Калининградская мясная компания. Компания «Мираторг Запад» в данный момент реконструирует и расширяет свои мощности, вкладывая 5,7 млрд руб. «Правдинское Свино Производство-2» строит в Правдинском районе свинокомплекс полного цикла мощностью 220 тыс. голов в год стоимостью более 4 млрд руб.

За январь—июль 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в регионе на 15% выросло производство мясных полуфабрикатов и на 14% увеличился выпуск мясных и мясосодержащих консервов.

Из-за мягкого климата и обилия корма Калининградская область занимает третье место по надою молока на одну корову в год — 8764 кг. Это на 40% выше общероссийского показателя. По данным Министерства сельского хозяйства России, за девять месяцев этого года производство молока в области составило 165,7 тыс. т, что на 13,7% больше уровня аналогичного периода 2019 года. Поддерживать высокую продуктивность скота помогает селекция, инновационные технологии содержания и кормления и высокая культура производства.

Эта сфера выглядит перспективной. «Благодаря введению в действие новых комплексов, увеличению поголовья крупного рогатого скота и свиней в отрасли животноводства наблюдается значительный рост объемов производства. До конца года планируется увеличить производство молока до 200 тыс. т (+13% к уровню 2019-го), мяса — до 105 тыс. т (+12%)», — говорит Наталья Шевцова.

Крупнейший новый проект в молочной сфере — ферму на 6,8 тыс. голов — сейчас реализует компания «Молочная фабрика». В 2018 году в число резидентов ОЭЗ вошел инвестиционный проект «Каштановка». В его рамках уже открыт самый большой в Европе доильный зал карусельного типа — здесь одновременно помещаются 110 коров. Предприятие будет выращивать телят и производить до 25 тыс. т молока ежегодно. В дальнейшем «Каштановка» планирует продавать племенной молодняк голштинской породы фермерам по всей России.

Выпуск готовой молочной продукции тоже растет. В январе—июле 2020 года производство сыра и творога в регионе увеличилось на 75%. Твердые, мягкие и плавленые сыры выпускают, например, компании «Плавит», «Залесский фермер», «Молоко», «Мануфактура старого пасечника», «Гусевмолоко», «Сыроварня региона Тильзит-Рагнит». В последние годы ассортимент дополнили моцарелла и крафтовые сыры, изготавливаемые по швейцарским, голландским и итальянским технологиям. Местные сыры получают высокую оценку на всероссийских конкурсах, а небольшие сыроварни активно развивают туристическое направление бизнеса: проводят дегустации и мастер-классы по приготовлению сыров.

Бизнес в Калининградской ОЭЗ, по официальным данным, ведут 253 резидента (38 709 рабочих мест). Общий объем инвестиций в первые три года реализации инвестиционных проектов — 129,7 млрд руб. Почти треть — 72 резидента — представляют агропромышленный комплекс и пищевую промышленность. Они производят самые разные продукты — от молока, мяса и сыров до грибов, ягод и шоколадных конфет. Режим ОЭЗ будет действовать на территории области до 2045 года.

Северная и Южная Америка

Канада

Зоны внешней торговли:

  • Внутренний порт региона Калгари
  • Кейп-Бретон, региональный муниципалитет
  • CentrePort Canada
  • Управление глобального транспортного узла
  • Галифакс шлюз
  • Порт Альберта
  • Квебек
  • Ниагара
  • Виндзор – Эссекс

Уругвай

  • Международный аэропорт Карраско (свободный аэропорт)
  • Зона Франка Колония
  • Зона Франка де Монтевидео
  • Пуэрто-де-Монтевидео (Свободный порт)
  • Зона Франка Ривера

Венесуэла

  • Свободный порт Исла Маргарита ( Пуэрто Либре де Маргарита )
  • Свободная зона полуострова Парагуана ( Zona Franca de la Península de Paraguaná )
  • Свободная зона Санта-Элена-де-Уайрен ( Zona Franca de Santa Elena de Uairén )

Понятие

На данных территориях созданы условия, облегчающие ведение бизнеса, предоставляются налоговые, таможенные, административные льготы и финансовая поддержка. Осуществлять предпринимательскую деятельность могут как граждане РФ, так и иностранные бизнесмены, готовые инвестировать в российскую экономику.

Первые попытки создать специализированные территории в России были предприняты в 1994 году, но это привело к несоответствиям с действующим законодательством, и проекты были свернуты. Полноценное развитие ОЭЗ в нашей стране началось с 2005 года, принят первый Федеральный закон об особенных экономических зонах.

Важно не путать это понятие с зоной свободной торговли. К последней относятся изолированные территории, на которых ведется торговля без таможенных пошлин

ОЭЗ подразумевают не только торговлю, но и производство, оказание услуг на особых условиях и не всегда или не в полной мере освобождаются от таможенных сборов.

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Список СЭЗ в России

Сейчас в России насчитывается больше двух десятков работающих технопарков, производств, курортов и портов.

Промышленно-производственные, ППТ:

  • «Липецк»;
  • «Калуга»
  • «Моглино»;
  • «Алабуга»;
  • «Узловая»;
  • «Тольятти»;
  • «Титановая долина»;
  • «Лотос».

Технико-внедренческие, ТВТ:

  • «Технополис Москва»;
  • «Исток»;
  • «Иннополис»
  • «Санкт-Петербург»;
  • «Дубна»;
  • «Томск».

Туристско-рекреационные, ТРТ:

  • «Завидово»;
  • «Бирюзовая Катунь»;
  • «Ворота Байкала»;
  • «Байкальская гавань»;
  • «Курорты Северного Кавказа».

Прочие:

  • ТОСЭР «Хабаровск»;
  • ПТ «Мурманск»;
  • ПТ «Советская гавань»;
  • «Ступино Квадрат».

В Крыму с 2014 года также формально создана ОЭЗ. Интересно, что она появилась дважды: в России (которая включила территорию в свой состав по итогам референдума) и на Украине (которая считает полуостров аннексированным). Со стороны России для инвесторов предусматривается льготное налогообложение в ближайшие 25 лет, со стороны Украины — отсутствие общегосударственных налогов и сборов. Сложная политическая обстановка мешает нормальному развитию полуострова, отталкивает инвесторов и фактически делает статус ОЭЗ бесполезным. Крупный бизнес, отечественный и зарубежный, не рискует вкладывать деньги в спорную территорию, не желая оказаться под санкциями международного сообщества.

Обыкновенная пиар-кампания

Эксперты уверены, что Зеленский внес этот вопрос в список исключительно для того, чтобы в бюллетене было упоминание Донбасса, не касающееся Минских соглашений. 

“Вся эта дискуссия нужна для того, чтобы ввести в этот опрос тему Донбасса, но не трогать Минск. Ведь ключевой фактор этого опроса — это то, что никакой юридической силы он не несет. К тому же, даже в рамках одного этого вопроса непонятно до конца, о чем идет речь”, — рассказал Якубин. 

Такие вопросы не обсуждаются на подобных платформах. СЭЗ — это тема для большой, долгой дискуссии, а не прописанный на листочке вопрос, который появился в повестке за несколько дней до местных выборов. 

К слову, ранее предполагалось, что этот опрос будет репетицией большого референдума, который обещал провести Зеленский. Вопрос о создании СЭЗ в случае, если бы это был все же референдум, противоречил бы Конституции — вопросы о налогообложении не могут быть вынесены на голосование на подобных платформах. 

“Вызывает вопросы и концепция власти о том, что, сделав подконтрольную территорию привлекательной экономически, жители “ДНР” захотят вернуться обратно. Это недееспособная теория. Идея о СЭЗ заманчивая, однако о ней нужно говорить в широком контексте… Чтобы ее оживить, нужно иметь хороший политический план реинтеграции. План, а не набор несбыточных фантазий, — заявил Менендес. 

Преимущества ОЭЗ в Санкт-Петербурге

01

Выгодное геополитическое положение

Обладая огромным промышленным потенциалом, город является крупнейшим экономическим и научным центром России и Европы.

В Санкт-Петербурге сходятся стратегические европейские воздушные, сухопутные, морские пути.

02

Высокий кадровый потенциал

В современном мегаполисе с населением 5,4 млн человек сконцентрировано 10% научного потенциала страны.

  • 80 государственных высших учебных заведений
  • 120 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования
  • 674 государственных общеобразовательных учреждений

03

Развитая транспортная инфраструктура

Санкт-Петербург – крупнейший транспортный узел Балтийского региона.
«Большой порт Санкт-Петербург» обеспечивает более 10% экспортных и 50% импортных морских грузоперевозок России.
Аэропорт «Пулково» ежегодно обрабатывает около 27,50 тыс. тонн грузов.
Западный скоростной диаметр соединяет кратчайшим путем север и юг города.
Кольцевая автомобильная дорога имеет развязки со всеми основными магистралями европейской части России.
Железнодорожный узел Санкт-Петербурга включает в себя 5 вокзалов и более 420 км железных дорог.

04

Перспективный рост

Постоянная работа по созданию и улучшению благоприятных условий для ведения деятельности резидентов. В 2021 году:

  • Закончится строительство инновационного центра с дополнительными административными и производственными помещениями для резидентов
  • Закончится строительство инженерной инфраструктуры на участке 52,9 га, присоединенном к площадке «Новоорловская» в 2017 году
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector