Репатриация валютной выручки — обязательность возврата

Кто может воспользоваться репатриацией в Польшу?

После такого объема позитивных последствий репатриации, пришло время несколько охладить мечтания – рассказать о необходимых условиях. Как уже ясно, сначала необходимо получить специальную национальную визу для репатриантов (D19) и членов их семей (D17). Здесь и таятся первые сложности, отсекающие множество желающих.

Art. 9 Ustawy o repatriacji:

  1. Национальная виза с целью репатриации может быть выдана лицу, которое соответствует всем следующим условиям:
    1. имеет польское происхождение;
    2. (удалено)
    3. до вступления в силу закона постоянно проживало на территории нынешней Республики Армения, Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан или Азиатская часть Российской Федерации.

То есть только те, кто проживал в указанных странах / части РФ до 01.01.2001 может воспользоваться репатриацией. То есть даже при наличии польских корней, но при проживании, например, в Белоруссии или Украине, воспользоваться программой нельзя.

Однако если есть доказательства, что соискатель проживал на указанных территориях до 01.01.2001, а потом переехал в другие места, он может попасть под программу репатриации.

Подтверждение польских корней

Польское происхождение подтверждается абсолютно таким же образом, как и для карты поляка или карты сталего побыту по корням. Более того, законы, регулирующие эти инструменты, ссылаются как раз на Закон о репатриации в плане определения происхождения.

Мы не будем останавливаться на этом моменте, т.к. очень подробно разбирали как найти и подтвердить польские корни для карты поляка – в данном случае ситуация совпадает на 100%. Только коротко напомним, что для признания польской национальности достаточно предъявить официальный документ, выданный органами власти РП, ПНР или СССР, в котором будет прямо указано на польскую национальность хотя бы одного из родителей, бабушки или дедушки, или как минимум двоих прадедушек-прабабушек соискателя.

Кто из членов семьи репатрианта может воспользоваться программой?

Вместе с лицом, подтвердившим соответствие условиям репатриации, получить визу, а следом и гражданство, по этой программе могут члены его семьи.

В уже упомянутой Art. 9 Ustawy o repatriacji:

  1. Национальная виза с целью репатриации может быть выдана супругу(-е) и потомкам до четвертой степени лица, указанного в ч.1 (самого репатрианта — ПК), если они намерены приехать в Республику Польша с лицом, указанным в ч.1, с намерением поселиться на постоянной основе.
  2. Национальная виза с целью репатриации может быть выдана супругу потомка, указанного в ч.3, если он намеревается приехать с ним в Республику Польша с намерением поселиться на постоянной основе.

Кроме этого, интерес может представлять часть вторая статьи 1а:

Art.1a Ustawy o repatriacji:

Всякий раз, когда в нормах закона речь идет о:

2) Близкие родственники репатрианта — это супруг(а) репатрианта и несовершеннолетний ребенок или дети, находящиеся на попечении хотя бы одного из родителей, приехавших в Республику Польша вместе с репатриантом.

То есть использовать программу может и несовершеннолетний неродной ребенок репатрианта, а, например, имеющийся у его супруги от предыдущего брака (но получение статуса таким ребенком должно быть согласовано с родным отцом, при его наличии). Прямые же потомки могут быть привлечены до четвертой степени, а также их супруги. Главное – подтвердить намерение поселиться в Польше на ПМЖ.

Мнение эксперта
Дмитрий Константинович
Ведущий эксперт «Польского консультанта»

Обратите внимание, что статья 12d того же закона подразумевает, что члены семьи репатрианта (супруги, несовершеннолетние дети, в т.ч. дети супругов) имеют право не получать гражданство РП

В этом случае они всегда могут рассчитывать на сталый побыт только на основании родства с репатриантом.

Уголовная ответственность: репатриация

Вводится также несколько мер по изменению условий наступления уголовной ответственности за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств резидентами. Так, часть 1 статьи 193 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за совершение данного деяния в крупном размере.  При этом, в отличие от состава административно-правового правонарушения, данный состав преступления включает в себя только внешнеэкономические договоры, но не договоры займа.

Под крупным размером ранее понималась сумма свыше 9 000 000 рублей. Поправки к УК РФ предусматривают повышение порога крупного размера до суммы, превышающей 100 000 000 рублей.  Равным образом, для данного состава преступления был повышен и порог особо крупного размера: ранее он составлял 45 000 000 рублей, но после вступления в силу рассматриваемых поправок в УК РФ будет увеличен до 150 000 000 рублей.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности по части 1 статьи 193 УК РФ является предшествующее привлечение лица к административной ответственности за аналогичное деяние (невыполнение обязанности по репатриации) в порядке части 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ. Т.е. если лицо не обеспечило возврат денежных средств по внешнеторговому договору в российский банк, а сумма не зачисленных средств не превышает порога особо крупного размера в 150 000 000 рублей, и такое лицо не привлекалось ранее к административной ответственности за аналогичное нарушение на сумму более 100 000 000 рублей, то уголовная ответственность в отношении него не применяется. 

Сами меры уголовной ответственности по статье 193 УК РФ не были изменены и по-прежнему составляют:  

  1. для крупного размера – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей, либо штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы сроком до 3 лет, либо лишение свободы сроком до 3 лет;
  2. для особо крупного размера, а также при совершении преступления организованной группой лиц, либо с использованием подложного документа или специально созданного для совершения преступления юридического лица – лишение свободы сроком до 5 лет, в дополнение к нему может применяться штраф в размере 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет.

Как происходит?

В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.

Заключив внешнеэкономическое соглашение экономический агент должен известить уполномоченный банк о:
предельном сроке по истечении, которого на расчетный счет резидента поступят деньги от иностранного контрагента в соответствии с условиями, указанными в договоре;
предельном сроке по истечении, которого нерезидентом будут переданы товары, выполнены работы, оказаны услуги.

Далее нужно оформить в банке паспорт сделки. Порядок его оформления установлен , утвержденная ЦБ РФ.
После поступления валютной выручки на счет резидента, он должен принести соответствующую справку в уполномоченный банк для снятия с контроля данной сделки. Сроки предоставления данной справки варьируют в зависимости от вида валютной операции. Они также установлены в вышеназванной Инструкции.
Если контрагент не выполнил свои обязательства по репатриации, резидент должен обеспечить поступление на свой банковский счет страховых выплат риска репатриации по договору страхования

Только в таком случае обязательства по репатриации будут считаться выполненными резидентом.
Обязательство по репатриации может перейти к другому лицу (фактору), если ему уступлено право требования исполнения обязательств по заключенному договору.

Внимание! При поступлении финансовых средств на счет фактора из-за границы, он обязан известить об этом лицо, уступившее ему право требования в течении 5 рабочих дней.

Как проходит такая процедура


Здесь применяется следующий порядок:

  1. При подписании договора или соглашения нужно уведомить об этом факте уполномоченные органы.
  2. На основании регламентов и инструкции нужно оформить паспорт сделки.
  3. Стороны сделки должны выполнить свои обязательства.

Список денежных операций, допустимых между резидентами, дополняется операциями по уплате страховых взносов, выплате страхового возмещения по договорам страхования (определенного вида кредитов) и вложений от коммерческих рисков, политических рисков, операциям по выплате гонораров и выплате иностранных денежных единиц.

По сделкам, которые обеспечивают обещания нерезидента по внешнеторговому договору и учтены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для воплощения работы по страхованию экспортных кредитов и вложений от коммерческих рисков, политических рисков.

Исправления, внесенные законодательными нормами (№247-ФЗ) в 2018 году, дают возможность резидентам, у которых есть собственные счета, числящиеся в Федеральном казначействе, переводить зарубежную валюту со счетов в уполномоченном банке на счета Федерального казначейства, раскрытые в уполномоченных органах.

Банки (в денежной единице соответствующего счета), а еще на счета федеральных органов государственной власти, выполняющих функции в сфере уголовного судопроизводства, раскрытые в уполномоченных банках. Здесь также рекомендуется следовать специальной Инструкции №138-и, утвержденной Центральным банком РФ.

Перечень ситуаций, когда стороны сделки имеют все шансы не зачислять зарубежную валюту или же национальную валюту на личные банковские счета в специальных банках, дополняется операциями по зачету встречных притязаний по обещаниям, вытекающим из соглашений на предложение предложений интернациональной связи, охватывая критерии интернационального роуминга.

Когда не требуется?

Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

  1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
  2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
  3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
  4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
  5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.

Ставка налога на репатриацию дохода

Стоит отметить, что каких-либо универсальных международных норм, регулирующих процедуры уплаты налога на репатриацию дохода (или определяющих его размер), на данный момент не принято. Более того, внутри каждой отдельной страны может существовать весьма сложная система исчисления сумм сборов в казну по данному основанию. В Украине, например, размер сбора зависит от юрисдикции, откуда приходит инвестор. Скажем, для Кипра этот показатель равен нулю. В свою очередь, для некоторых стран ЕС налог на репатриацию может составлять 10 % и выше. Очень многое зависит от процента владения акциями дочерней компании, зарегистрированной в Украине, от условий инвестирования.

Обязанность по репатриации валютной выручки

Данная обязанность определена ст. 19 Закона и имеет два аспекта.

Первый связан с обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона).

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации. Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п

3 ст. 21 Закона). Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт. Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Данное определение подлежащей репатриации валютной выручки через основание ее получения является новеллой валютного законодательства. Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 1 ст. 5) такого признака репатриируемой выручки не предусматривал, и обязанность по репатриации по общему правилу распространялась на все виды поступлений резидента в иностранной валюте.

Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то здесь покупателем (заказчиком), несущим обязанность по оплате, является резидент.

При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации).

Ранее согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ. Таким образом, сейчас требования Закона о сроке репатриации валютной выручки более либерально для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент сегодня имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, нежели 90 дней, срок для оплаты товаров нерезидентом (с учетом, разумеется, требований ст. 7 Закона).

Формально Указ Президента N 1163 до сих пор не отменен. Однако в настоящее время он не может применяться как противоречащий Закону (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ), и суды при разрешении спора по вопросам репатриации валютной выручки должны следовать положениям нормативного акта, имеющего большую силу, — Закона, а не нормам Указа Президента РФ (ч. 2 ст. 13 АПК РФ).

Что такое закон о репатриации в Польше и кто может рассчитывать на финансовую помощь до 25 тысяч злотых

С 1 мая 2017 года в Польше вступил в силу закон о репатриации. Репатриантом признается человек, прибывший в Польшу по национальной визе. Причем эта виза получена в польском консульстве страны проживания, а цель получения визы — переезд на постоянное место жительство в Польшу.

Кто может воспользоваться?

  • Те, кто был переселен из Польши во времена Советского Союза в следующие страны: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Азиатскую часть России.
  • Наследники лиц, насильно переселенных из Польши.

Условием признания репатриантами, является то, что в момент вступления закона в силу данные лица имели постоянное место жительство в указанных странах.

Где доказывать свое польское происхождение? Перед тем как получить подобную национальную визу, человек обязан собрать документы о своем польском происхождении и обратиться с заявлением о своем намерении переехать жить в Польшу. Признание польских корней производит польский консул за границей по месту жительства заявителя. Аналогичную визу выдают и остальным близким членам семьи.

Где жить в Польше? Для приезжающего в Польшу репатрианта и его семьи предусматривается 90 суток бесплатного проживания в специально созданных для этих целей центрах. Если по истечение данного периода репатриант не найдет работу с достойным для него уровнем заработка либо не найдет другого места жительства в Польше, то на основании его заявления, проживание в центре может быть продлено еще на 90 суток.

Нематериальная помощь. Одним из коренных изменений в законе стало то, что от репатрианта не будут требовать знания польского языка. Но с целью его обучения предусмотрена помощь в виде бесплатных уроков польского языка, в период нахождения в центре для репатриантов.

Финансовая помощь.

  • Находящемуся в центре для репатриантов полагается денежная помощь в виде 200 злотых в месяц.
  • В случаях приобретения жилья в Польше репатриант имеет право получить финансовую помощь из бюджета страны размером до 25 тыс.злотых
  • На основании заявления репатрианта о необходимости ремонта квартиры ему полагается выплаты до 6 000 злотых

Обращаться за финансовой помощью можно в течение 2 лет после получения гражданства в Польше.

Фото portalsamorzadowy.pl

Цессия при ВЭД допустима

Нередко общество привлекается к ответственности при отсутствии объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.

Например, административный орган не учитывает такое обстоятельство, как прекращение всех прав и обязанностей импортера в отношении внешнеторгового контракта с момента заключения договора уступки права требования (договора цессии).

Данный договор достаточно часто применяется в практике коммерческих организаций. Рассмотрим некоторые примеры разрешения судами споров, связанных с такими договорами.

В Постановлении от 09.04.2010 N А12-23953/2009 ФАС ПО установил, что компания-импортер заключила с российской компанией договор об уступке права требования, по условиям которого цессионарию переданы права требования, вытекающие из внешнеторгового контракта на тех условиях, в которых они существуют к моменту перехода прав.

По условиям дополнительного соглашения к договору оплата по договору цессионарием должна быть произведена зачетом задолженности цедента перед цессионарием по уплате роялти согласно договору о переводе долга и иных договоров. Оставшуюся задолженность цессионарий перечисляет на расчетный счет цедента до установленного срока.

В подтверждение доказательств, свидетельствующих об исполнении обязательств по договорам, импортер-цедент представил паспорта сделок, оформленных на его имя и имя общества-цессионария. При данных обстоятельствах оставшаяся часть оплаты за отгруженный товар от нерезидента на счет импортера-цедента в уполномоченный банк не поступила.

Посчитав, что договор уступки не является достаточным основанием для закрытия в уполномоченном банке паспорта сделки и неполучения валютной выручки, административный орган пришел к выводу о его ничтожности и неисполнении резидентом требований подп. 1 ч. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, то есть не обеспечено получение от нерезидента на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты РФ.

Суды отклонили заявленный довод управления, поскольку с момента заключения договора об уступке права требования все права продавца (заявителя) по внешнеторговому контракту перешли к третьему лицу — цессионарию, а уступка была совершена до истечения сроков оплаты, предусмотренных внешнеторговым контрактом. Таким образом, с момента заключения договора уступки все права и обязанности импортера в отношении внешнеторгового контракта, в том числе по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки, прекратились.

В связи с заключением договора об уступке паспорт сделки к внешнеторговому контракту, оформленный импортером, уполномоченным банком был закрыт, а паспорт сделки открыт и оформлен надлежащим образом на имя цессионария. Следовательно, обязанность по обеспечению поступления на свой расчетный счет валютной выручки возникла не у импортера, а у цессионария.

Доводы управления о ничтожности договора об уступке права требования уплаты денежных средств суды отклонили, указав, что требования действующего законодательства России в отношении перехода прав кредитора к другому лицу изложены в параграфе 1 главы 24 ГК РФ. Статья 383 ГК РФ устанавливает закрытый перечень прав, переход которых к другим лицам не допускается. Это права, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Иные ограничения гражданское законодательство не содержит. Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» также не содержит запрета на осуществление резидентами уступки прав требования по внешнеторговым сделкам. Значит, ссылка управления на ч. 1 ст. 388 ГК РФ неправомерна, поскольку права кредитора — юридического лица, в том числе право требовать оплату по внешнеторговым сделкам и получать ее на свой расчетный счет в уполномоченном банке, могут быть переданы кредитором другому лицу. При этом согласие должника-нерезидента или каких-либо органов на уступку не требуется.

Надеемся, что проанализированные в статье вопросы помогут избежать привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и необходимости нести чрезмерные расходы по уплате штрафов.

Наказание за неисполнение закона

Так как ожидаемый срок репатриации иностранной валюты неразрывно связан с законодательством Российской Федерации, существует и уголовное наказание за неисполнение данного обязательства. Оно прописано в Уголовном кодексе РФ, в статьях 193 и 191. Степень наказания зависит от следующих факторов:

  • сумма хищения;
  • длительность невозврата валюты (степень просрочки обязательства);
  • количество лиц, которые участвовали в данном процессе;
  • причины нарушения (преднамеренное или непреднамеренное).

Самое тяжелое наказание, которое могут выдать после нарушения законодательства – это лишение свободы на срок до 4 лет. Оно ставится в том случае, если закон нарушила группа лиц по предварительному сговору.

Вместо тюремного заключения может быть назначено наказание в виде исправительных работ или же штрафа. Причем штраф будет либо равен той сумме, которая не была вовремя возвращена в РФ, либо же составит заработок осужденного за несколько месяцев или лет.

За более мелкие нарушения, например, если закон о репатриации не был соблюден всего одним человеком, а не группой лиц, может быть назначено наказание в виде тюремного заключения сроком до 3 лет, списание штрафа с банковского счета или блокировки счетов во всех банках, а вместе с ними и депозитов.

Возврат на родину культурных ценностей

В государствах, обладающих богатой национальной культурой, появляются замечательные образцы народного творчества, а также предметы искусства, полученные в ходе международного обмена. По различным причинам все эти ценности могут оказываться за рубежом. Чаще всего это обусловлено военными действиями или вольностями при колониальной политике в имперские времена. Сегодня государства, в которых были созданы культурные ценности, что оказались в других странах, активно работают над возвратом национального наследия на родину.

Их цель – репатриация культурных ценностей. Проводятся крупнейшие конференции по вопросам, связанным с практикой партнерства между разными странами по данной проблеме. Особую активность проявляют государства с историей, уходящей корнями в античность: Египет, Греция, Ливия. Не остаются в стороне страны Африки и Латинской Америки. Основная сложность переговоров в том, что государства, где культурные ценности находятся сейчас, не всегда признают правомерность тех или иных требований со стороны международного сообщества.

Что такое процесс переселения

Миграционные процессы – явление, уходящее своими истоками в далекое прошлое. И если в давние времена оно определялось внешними факторами и не подлежало контролю, то сегодня политика всех стран в мире направлена на упорядочивание этого процесса.

Переселение граждан можно подразделить на внутреннее и внешнее. Отличие одного от другого заключается в том, покидают мигранты пределы своего государства или остаются на его территории. И в том, и в другом случае процесс может происходить добровольно или вынужденно.

Если переселенцы самостоятельно принимают решение покинуть место проживания, то чаще всего это происходит по экономическим причинам – отсутствие работы или возможности реализовать себя в профессиональной сфере. Вынужденные мигранты переезжают по причинам, которые от них не зависят: спасаясь от эпидемий, чрезвычайных ситуаций, военных действий.

Начинать процесс смены места проживания лучше всего с изучения того, как проходит процесс и что сулит вам будущее переселение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector