Как самостоятельно стать программистом с нуля

Советы студентам

Итак, мы закончили с общими рекомендациями. Мои советы студентам будут следующими:

1. Изучайте фундаментальные вещи сразу. Не тратьте время на технологии — это успеется! Алгоритмы, структуры данных, практика решения стандартных задач — это три столпа. Переступив через эти темы сейчас, вы либо погубите свою карьеру в будущем, либо вам придётся возвращаться к этой теме и с трудом выкраивать время для изучения.

Книги для параллельного чтения:

  • Седжвик Р. Фундаментальные алгоритмы на С++
  • C. Скиена. Алгоритмы. Руководство по разработке.
  • Т. Кормен. Алгоритмы. Построение и анализ.
  • Лааксонен А. Олимпиадное программирование.
  • Скиена С., Ревилла М. Олимпиадные задачи по программированию.

Не помешает обращаться к курсам и видео, например, на платформах Stepik или просто на Youtube.

Обязательно нужно практиковаться в решении реальных задач. Для этого создано множество платформ, вот самые популярные:

  • topcoder.com
  • official.contest.yandex.ru
  • LeetCode.com

Все эти знания позволят вам проще и быстрее подготовиться к интервью в любую крупную компанию. При этом не стоит спешить. Лучше разобраться детальнее и порешать больше задач для лучшего понимания темы.

2. Постарайтесь найти несколько интересующих вас проблем и написать более-менее реальные приложения, которые:

  • Решают ясную поставленную задачу.
  • Имеют хорошо оформленный открытый исходный код на GitHub.
  • Можно описать в статье со схемами, графиками и картинками.

Если вам трудно определиться с такой темой, то вот ресурсы, где можно почерпнуть идеи:

  • Попробуйте поучаствовать в хакатоне (как онлайн, так и офлайн) и заразиться идеей оттуда. Вы сможете даже продолжить проект, начатый во время ивента.
  • Прочитайте мега-список проектов тут.
  • Посмотрите список проектов тут.

Коротко опишите свои проекты в резюме. Даже простые вещи покажут вашу активность и заинтересованность. Нанимающий руководитель лучше возьмёт неопытного, но активного разработчика, нежели пассивного “нахлебника”.

3. Начинайте проходить интервью в компании. Выбирайте работу в компании, в которую:

  • Были сложнее и интереснее интервью.
  • Есть практика обучения молодых специалистов.

Выбирайте компанию не по уровню зарплаты, а по тому, насколько много вы сможете узнать и изучить в первые два-три года карьеры. Есть компании, платящие много даже начинающим, но в них никто не будет вас обучать или заботиться о вашем росте, никто не будет просматривать ваш код и давать советы по улучшению. Вполне возможно, что вас нагрузят совершенно другой работой, в которой вы мало будете программировать. Не стоит думать, что первая работа станет вашей последней.

К тому же, высокий уровень зарплаты, пока вы начинающий специалист, затмевает разум и расслабляет. Идите туда, где вам дадут знания и опыт. Не переживайте, к хорошим деньгам вы вскоре придёте, а вот чтобы стать настоящим профессионалом нужно много времени, и не стоит его терять ради быстрой выгоды.

Как правило, чем сложнее и интереснее было интервью, тем более перспективна работа в компании. Даже если после интервью вы чувствуете себя «лузером», но компания готова вас взять «в подмастерье» — это великолепный шанс!

Все дальнейшие шаги будут определяться вами лично или с помощью ваших коллег, друзей и руководителей. Получив фундаментальные знания и первый опыт, вы легко начнёте осваивать технологии, переходить между стеками программирования и компаниями, в общем “искать себя”.

Программисты шутят

Программистские приметы:

  • Если новая программа с первого раза компилируется без ошибок, значит, она написана принципиально неправильно.
  • Если к вам перестали поступать жалобы на вашу программу, значит, ею уже никто не пользуется.
  • Чем универсальнее написана программа, тем меньше найдется мест, где можно было бы ее применить.
  • Чем точнее программист выполняет требования заказчика, тем бестолковее получается программа.
  • Чем больше заказчик понимает в программировании, тем больше он мешает работе.
  • Ошибки легче всего делаются и труднее всего обнаруживаются в самых простых местах программы.
  • Нет более живучих программ, чем заплатки, сделанные на скорую руку.
  • Чем чаще программист жалуется на чужой soft, тем хуже он делает свой.

Программист ставит себе на тумбочку перед сном два стакана. Один с водой — на случай, если захочет ночью пить. А второй пустой — на случай, если не захочет.

Разновидности программистов

Разработчиков программного продукта принято разделять на категории:

  1. Прикладные программисты, отвечающие за создание приложений для конечных пользователей (например, игры, специальные утилиты для бухгалтеров, программы для обмена сообщениями). Отдельным направлением деятельности является разработка софта, обеспечивающего работоспособность систем наблюдения или автоматического пожаротушения с подачей тревожного сигнала. Сотрудники отвечают за сбор информации от пользователей и операторов, на основе которой осуществляется доработка программ.
  2. Системные программисты отвечают за создание и поддержку операционных систем и массивов хранения информации. Работа отличается повышенной сложностью и ответственностью, требует от сотрудника знания языков программирования и тонкостей взаимодействия программ. Зарплата работников выше, чем у разработчиков прикладных приложений, но одновременно расширяется и круг задач. Например, системный программист отвечает за поддержку периферийного оборудования созданной операционной системой.
  3. Веб-программисты отвечают за работу с внешними сетями, создавая программные оболочки для сайтов. Наряду с системными инженерами являются наиболее востребованными на рынке, в список задач входит создание и усовершенствование веб-интерфейсов для работы с базами данных.

Прикладные типы

Если системное программирование предусматривает наличие инженерных навыков, что характерно для мужской части населения, то прикладное сконцентрировано в основном на владении языками программирования, знании наиболее применяемых алгоритмов и применении дизайнерской составляющей, что в равной степени подходит и для девушек.

Прикладное программирование (application programming) – разработка и отладка программных приложений, адаптированных для простого пользователя компьютером. К ним относятся практически все приложения для обеспечения конкретной деятельности (инженерные и бухгалтерские программы, текстовые, звуковые и видеоредакторы и т. д.).

По российскому классификатору профессиональной деятельности специальности программист присвоен код 25857.

Специалисты, связанные с прикладным программированием, должны иметь следующие знания и навыки:

  • владеть несколькими языками высокого уровня (С++, Python, Java и т. д.);
  • уметь составлять алгоритмы с использованием процедурного и объектно-ориентированного (ООП) подходов к программированию;
  • иметь навыки использования различных IDE (Integrated Development Environment) – интегрированная среда разработки;
  • уметь производить качественное тестирование и отладку создаваемого программного обеспечения.

Имеются следующие условные уровни оценки профессионализма прикладных программистов (по возрастанию).

  • Junior – это начальный уровень с минимальным порогом знаний и навыков для вхождения, т. е. наличие минимального практического опыта и теоретических знаний. На данном этапе программисту ставятся стандартные задачи по кодированию отдельных компонентов, позволяют осуществлять разработку (GUI) стандартных интерфейсов пользователя и web-сайтов по шаблонам. Также ему поручается вся работа, связанная с рисованием, включая front-end разработка web-ресурсов (внешний вид сайтов, как они отображаются в браузерах).
  • Middle – наиболее существенная часть всех программистов – профессионалы своего дела, имеющие огромный опыт практической работы и объемную теоретическую базу. Как правило, они знают несколько языков программирования и умеют с ловкостью манипулировать базами данных, а также с успехом отлаживать свою часть созданного кода. К данному типу относятся хорошие исполнители, умеющие писать простой и понятный код для выполнения конкретно поставленных задач. Middle-уровень предусматривает также умение back-end разработки (разработка ПО для серверной части веб-ресурса).
  • Senior – это верхняя ступень «пищевой цепочки программной среды обитания». В профессиональном плане данная разновидность совмещает в себе знания и навыки Middle-специалистов и способность генерировать идеи с использованием нестандартного подхода. Специалисты данного класса способны работать с большой командой в качестве архитекторов и программистов одновременно, создавая из кусочков кодов исполнителей единое программное целое, тестируя и дорабатывая его перед выпуском конечного продукта. Фактически данный уровень предусматривает владение рядом смежных профессий, таких как отладчик и архитектор программных продуктов.

Перспективы профессии программиста

В любом случае, в дальнейшем вас ждёт долгий и увлекательный путь по карьере, который сам по себе тоже бывает совершенно разным. Официально, науке Computer Science чуть больше 50 лет, так что она достаточно нова, и в ней есть, куда расти и развиваться ещё многие годы. Будучи неопытным разработчиком, я отовсюду слышал фразы вроде «Всё уже написано, нечего программировать». Поверьте, это сущая глупость.

При этом, за счёт всеобъемлющего проникновения во все области жизни, IT-сфера чрезвычайно широка и позволяет добиться совершенно разных целей: высоких зарплат, научных степеней в разных областях, интересных задач и нескучной работы, возможности настраивать маятник баланса жизни и работы (work-life balance) в ту или иную сторону.

Я не считаю стыдным желать высокой зарплаты или признания в области, но кратчайший путь к этим двум целям совершенно разный и требует очень разного подхода к своей карьере, о котором я могу рассказать в следующей статье.

А чтобы добиться сразу нескольких целей, кратчайшего пути, пожалуй, не знает никто. В общем, хоть большинству это и кажется банальным, но обязательно в первую очередь нужно внимательно относиться к своим истинным целям и желаниям, чтобы не потратить время зря.

Спросите себя зачем вы хотите стать программистом. Честный ответ позволит вам найти наиболее быстрый путь к мечте.

Антон Ярков – Senior Software Developer and Chief of development staff.  Инженер-программист и руководитель команды из 100 разработчиков в компании Access Softek Inc., занимающейся разработкой банковских продуктов для рынка США. Последние 8 лет играет ключевые роли в приятии инженерных и управленческих решений, работая над высоконагруженными и инновационными приложениями. 10+ лет опыта в разработке в стартапах и enterprise. LinkedIn.

Миф №3: язык программирования нужен для составления алгоритмов

— Правда, многие из нынешних языков программирования уже содержат «в себе» набор заранее составленных алгоритмов, которые разработчик может использовать в качестве готовых. Поэтому язык всё же немного облегчает процесс составления алгоритмов.
— То есть, если один программист составил какой-то алгоритм, то его тут же могут использовать другие?
— Да, и это происходит постоянно. Это одна из причин, почему отрасль IT так быстро развивается. Однако новые алгоритмы приходится составлять самому.
— А составь какой-нибудь прямо сейчас!
— Легко. Классический пример: у вас есть книга, в ней 1000 страниц. Вам нужно открыть в ней, к примеру, 875-ю страницу. Как бы вы стали это делать?
— Ну, просто пробежал от первой до 875-й, только и всего.
— Угу, и придётся тебе глядеть на номер каждой страницы. А представь, если все их уголки слиплись — сколько времени тогда пройдёт? А вот мне достаточно перебрать лишь 3 страницы!
— Как?
— Вначале я выберу страницу, которая находится посередине книги, то есть 500-ю. Потом посмотрю: в какую из образовавшихся половин должна попасть искомая страница?
— Во вторую. А дальше что?
— То же самое. Интервал с 500-й по 1000-ю я снова поделю надвое, открыв центральную страницу. Получится интервал от 750-й страницы до 1000-й, в нём я опять выберу центральную. Какой будет номер?
— 750 плюс 125… Так это же и есть 875!
— Вот видишь. Всего 3 действия! Даже если я буду не совсем точен при выборе центральной страницы, я всё равно найду нужную намного быстрее тебя. Этот алгоритм носит название «дихотомия». Хотя в реальности программисты используют куда более сложные алгоритмы.
— И ты можешь записать его на бумаге?
— Конечно. Где там моя ручка?
— Ну как, алгоритм ясен?
— Хм… Да, и впрямь ясен.
— Сейчас он записан в виде, уже слегка похожем на реальный программный код.
— А в чём отличия?
— В реальном коде все слова будут написаны на английском, а также будет заранее описана структура «книга» (помните, что я раньше рассказывал про структуры данных?). Плюс, для действий «ищем» и «удаляем» тоже будут составлены свои алгоритмы. Но в целом — всё то же самое.
— И ты занимаешься этим изо дня в день?
— В основном.
— И тебе не скучно?
— Ничуть!

Какие веб-технологии популярны в мире и зачем это новичку

Чтобы быть востребованным на рынке труда, неплохо понять, за какими технологиями будущее и что важно изучать уже сегодня. Stack Overflow ежегодно публикует отчёты о технологиях, программистах и зарплатах

На 2020 год самые распространённые веб-фреймворки — jQuery, React, Angular и ASP.NET. Причём jQuery хоть и лидирует, но каждый год теряет популярность — это уже устаревшая технология.


Самые популярные веб-фреймворки в 2020 году.

Большинство веб-разработчиков любят ASP.NET Core, React.js, Vue.js, а вот Angular.js, Drupal, WordPress и jQuery они считают просто ужасными. В ближайшее время планируют изучать React.js, Vue.js, Angular и Django. Если же говорить о серверных технологиях, то среднестатистический опытный разработчик любит и хочет изучить Linux, Docker и Kubernetes — они лидируют с большим отрывом.

Программисты очень много зарабатывают и могут работать во всех сферах, где применяют их профильные языки

Хотя Олег всю ночь провозился с макбуком, починить его так и не удалось. Напротив, как сказали в сервисном центре, благодаря его стараниям чек на ремонт вырос вдвое. Поэтому на обед Олега ждал не любимый борщ, а салат из вакансий на должность разработчика игр, на которые Олег при всём желании не мог откликнуться, несмотря на солидные зарплаты. Однако его супруга никак не могла понять, что знания нужных языков недостаточно и что веб-разработка и создание игр — две абсолютно разные профессии.

— Слушай, вообще-то это ты за сыном не уследила! — Олег впервые за всю жизнь слегка повысил голос. — Вот почему бы тебе не рисовать игры?

— Потому что я дизайнер, а не художник! И для меня нет таких крутых вакансий!

— Ну а я?

— Ну а ты же программист! Зачем работать здесь, если там можно получать больше! Вот, написано же: джа-ва-скрипт! Ты же его знаешь!

Олег с недоумением уставился на жену, совершенно потеряв дар речи. Неожиданно в коридоре раздался звонок, и жена пошла открывать. Приехал деверь. Олег хотел было, наконец, сделать глоток уже остывшего кофе, как вдруг увидел под холодильником отвёртку — она пропала прошлой ночью, когда он пытался починить ноутбук.

А как на самом деле?

В IT-сфере действительно есть высокие зарплаты, но никто не предложит ставки Кремниевой долины за простенький сайт с корявой вёрсткой — до мидлов и сеньоров нужно дорасти. На хорошие позиции нанимают профессионалов, готовых сразу влиться в процесс и показывать результат. При этом в разных специальностях используют отличающиеся подходы и ресурсы языка, из-за чего опытный кодер запросто может не подойти даже стартапу.

Должностные обязанности

Рассмотрим подробно, что входит в компетенцию инженера-программиста, на каких предприятиях он востребован и какие навыки делают его высококвалифицированным работником. Обычно должностные обязанности таких специалистов различаются в зависимости от типа компании или предприятия. В одних организациях инженер-программист создает особые управляющие программы для станков с ЧПУ (числовым программным управлением). Их разработка требует особых навыков в программной инженерии. На других предприятиях его деятельность связана с разработкой и тестированием программного обеспечения.

В целом же должностная инструкция инженера-программиста говорит о том, что этот специалист занят не только созданием новых программ, но и внедрением необходимых средств программирования. Инженер-программист также обязан вести всю сопутствующую техническую документацию.

Кроме того, данная инструкция предусматривает:

  • разработку алгоритма и программ в соответствии с поставленной задачей;
  • написание программного кода с помощью одного из языков программирования и его последующую проверку;
  • оценку работы созданного ПО в соответствии с техническим заданием;
  • исправление обнаруженных ошибок работы программного кода;
  • создание интерфейсов для программ, разработку порядка их обновления и преобразования данных;
  • выполнение поставленных задач в определенные сроки.

Конечно, в этой профессии, как и в любой другой, есть свои уровни, по которым можно судить о квалификации сотрудника компании или предприятия.

  • Самый начальный уровень – стажер, это новичок в данной профессии, который ни за что не отвечает и только учится у более опытных сотрудников.
  • Младший программист – обладает уровнем знаний, достаточным для решения несложных задач. Результат его работы также проверяется старшими коллегами.
  • Программист – имеет хороший опыт разработок, способен самостоятельно справляться практически с любым заданием. Отвечает за проверку результатов работы младших сотрудников, а также за реализацию своих проектов.
  • Старший программист, Ведущий программист – самые высокие уровни специалистов профессии «инженер-программист», оба глубоко знают несколько языков программирования, принимают ключевые решения о технологиях разработки. Однако Старший программист больше специализируется на технических моментах, например, на разработке кода, а Ведущий программист, кроме всего прочего, еще занимается управлением коллективом и общается с заказчиками.

Также существует еще одна категория квалификации программистов: Системный программист. Это человек, разрабатывающий операционные системы и комплексы программ, пишущий интерфейсы к базам данных, благодаря чему компьютер начинает работать быстро и слаженно. Системщики пользуются большим спросом на предприятиях и в компаниях всего мира.

Созданы специальные инструкции по охране труда, их основные положения таковы:

  • для того чтобы получить работу программиста, необходимо иметь возраст не моложе 18 лет и соответствующую квалификацию;
  • для работы на компьютере специалист должен ознакомиться с инструкцией по его эксплуатации, а также получить 1 группу по электробезопасности;
  • не реже одного раза в полгода человек данной профессии проходит повторный инструктаж по технике безопасности труда.

Front-end разработчик

Эти программисты специализируются на интерфейсах. Все кнопочки на экране, которые вы можете нажимать, выпадающие меню, и весь внешний вид сайта или приложения – их сфера деятельности. Т.е. Front-end – это работа над динамикой интерактивных интерфейсов. Кроме того, при отсутствии верстальщика от Front-end разработчика могут потребовать работу с HTML-кодом (верстку шаблонов).

Специальность востребована в крупных средних веб-студиях и других типах компаний, занятых в сфере сайтостроения и разработки приложений.

Необходимо знать технологии:

  • HTML и CSS;
  • Различные фреймворки;
  • препроцессоры (SASS/LESS);
  • JavaScript вместе с библиотеками;
  • Системы отладки и сборки программ.

Также важно понимать, что такое адаптивная и мобильная верстка, изучить работу популярных CMS, разбираться в серверных технологиях и принципах бэкэнда, изучить основы SEO-оптимизации, работу с веб-шрифтами, уметь пользоваться Photoshop, Illustrator, другими графическими редакторами

Получение образования программиста

Если человек намерен заниматься программированием и обладает требуемыми личностными и интеллектуальными данными, то ему следует выяснить, где получить базовые навыки или диплом о высшем образовании.

Будущему программисту можно поступить в высшее учебное заведение в котором предусмотрена кафедра обучения нюансам работы электронно-вычислительной техники и азам программирования. После получения диплома требуется начать работать стажером или джуниор-программистом, продолжая самостоятельно учиться новым языкам программирования.

Например, после окончания ВУЗа невозможно стать программистом в среде РНР. Учебные заведения не в состоянии соответствовать ритму развития языков и методик программирования, учебный процесс отстает на 5-10 лет (в провинциальных филиалах разница доходит до 15 лет).

Поэтому получение диплома о высшем образовании не означает достижение вершины развития, человек должен повышать квалификацию путем самообразования, просмотра бесплатных и платных уроков, участия в конференциях или семинарах (по собственной инициативе или по поручению работодателя).

Также можно найти курсы программистов, ниже приведено описание основных учебных заведений:

  1. Академия ШАГ, расположенная в Москве, предлагает очное обучение основам программирования, имеются группы подготовки системных инженеров. Заведение работает с 1999 г, после окончания курсов выдается диплом, позволяющий начать карьеру программиста.
  2. Академия МАЭО осуществляет учебный процесс дистанционно, через 1-3 месяца обучающемуся выдает диплом о проведенной профессиональной переподготовке. Во время прохождения курсов не требуется посещать учебный центр для сдачи экзаменов или защиты итоговой работы.
  3. Школа SkillFactory ориентирована на подготовку специалистов, работающих в среде Python. Учебный процесс происходит дистанционной, каждый обучающийся получает индивидуального наставника, который помогает освоить тонкости программирования. Предусмотрена возможность начала работы в качестве стажера (например, в составе команды, создающей сайты или пишущей простейшие приложения для мобильных устройств или стационарных компьютеров), что позволит заработать первые деньги программированием.
  4. Специализированный портал Geek Brains, преподавателями являются опытные программисты, имеющие специальное образование и опыт работы не менее 5 лет. Обучающийся выбирает требуемый курс, компания предлагает оплату услуг в рассрочку.
  5. Центр Shultais Education. Дистанционное обучение с практикой и поддержкой преподавателя. На сайте есть курсы по программированию на Python и JavaScript, базам данных и онлайн-курс по SQL, а также верстке и алгоритмам.

Прохождение курсов дает человеку общее понимание о программировании и базовые знания одного или нескольких языков. Дальнейшая карьера программиста зависит от желания начинающего специалиста развиваться и получать новые знания.

Без изучения языков программирования и алгоритмов взаимодействия программ движение вперед невозможно. Следует заранее подготовиться к зарплате 30-40 тыс. руб. на ближайшие 2-3 года, за это время человек или перейдет в категорию миддле или поймет, что лучше отказаться от занятия программированием.

Школьникам, интересующимся программированием и планирующим работать разработчиком программ, рекомендуется:

изучать математику и информатику на углубленном уровне в школе или посещать дополнительные занятия;
отдельное внимание уделить английскому языку, поскольку не вся литература для программистов переведена на русский;
читать новостные порталы, посвященные выходу новых программ и развитию языков программирования;
самостоятельно писать простые программы или разрабатывать сайты;
посещать кружки или записаться в школу юных программистов.

Субкультура программистов

Сленг и жаргон

В среде программистов можно услышать богатый компьютерный жаргон, который возникает из-за необходимости часто использовать сложные слова. Так же от программистов можно услышать «насильник» или «сионист», «астматик», «макрушник» — более специфический жаргон, непонятный остальным ИТ-специалистам. Приведённые слова значат «программист на языке Си», «программист на языке ассемблера» и «программист на макроассемблере» соответственно.

Хакером называют как талантливого программиста (изначальное значение слова), так и компьютерного взломщика. В обществе иногда хакером называют любого увлечённого ИТ специалиста. Что можно воспринимать как ошибку или очередную нагрузку значения слова хакер.

Анекдоты про программистов

Также про программистов есть много анекдотов, в которых высмеивается их оторванность от жизненных реалий, теоретический и строго логический склад ума (образ программиста во многом наследует образ физика).

Миф №2: машина умеет думать

— В общем, код любой программы представляет собой набор команд, а компьютер их тупо исполняет.
— То есть, он не понимает сути самих команд? Но как он воспринимает текст, который я ввожу на экране?
— Когда ты крутишь педали на велосипеде — понимает ли он, что ему сейчас нужно поехать вперёд?
— Нет, но ведь едет. Поскольку его цепь преобразует вращение педалей во вращение колёса.
— Именно! Также и компьютер преобразует введённый тобой текст в набор чисел.
— Каким образом?
— У каждого символа текста есть свой числовой код, который знает компьютер. Это называется кодировкой. Например, английская «a» кодируется числом 97, а знак равенства — числом 61.
— Поэтому машина и может понимать текст, который мы ей сообщаем?
— Нет, она «понимает» не смысл. А лишь то, каким образом этот текст хранить, и как к нему обращаться.
— Выходит, сначала мы вводим текст, затем компьютер разбивает его на символы, а каждый символ уже представляет в виде числа?
— Верно. Сложные структуры представляются в виде более простых, которые и «понимает» машина.
   Скажите мне, из чего состоит жилой дом?
— Ну… Из этажей.
— А из чего состоят этажи? И так далее.
— Этажи — из стен. А стены — из кирпичей. А кирпичи…
— Вот числа для компьютера — это то же, что и кирпичи для дома. Символы — это стены. Отдельные предложения — этажи. А книги — целые дома! Но у программистов есть преимущество перед строителями.
— Какое?
— Строитель не может строить целыми этажами, он вынужден всегда класть кирпичи. Даже если некий сверхмощный подъёмный кран позволит ему строить готовые этажи, он не сможет строить им целые дома или жилые кварталы. А программист сможет! Раз он уже «обучил» машину понимать конечный текст — то, по сути, он «обучил» подъёмный кран строить готовый дом за одно действие.
— То есть, программист может использовать всё более и более сложные структуры данных?
— Да. Поэтому первая из составляющих его работы — представить понятные человеку данные (текст, изображение, звук) в виде объединения более простых данных, уже понятных компьютеру. Разработчик практически «с нуля» составляет структуру, которая должна полностью описывать понятную человеку вещь — причём таким образом, чтобы эта структура была легко расширяемой и изменяемой (ведь в программу часто приходится вносить какие-то новые возможности).
— Хех! Выходит, что он строит резиновые дома из съёмных панелей!
— Примерно так. Однако, ещё ему придётся не только описать, что же ему нужно построить — но и как всё это построить. То есть, придумать алгоритм. Это вторая из составляющих его работы.
— Программист придумывает алгоритм на каждое действие?
— Именно. Поэтому алгоритмов получается очень много. Но его работу облегчает то, что одни действия могут содержать в себе другие, уже описанные им ранее.
— И здесь ему на помощь приходит язык программирования?
— Не совсем…

Как стать разработчиком игр

Что нужно знать программисту, чтобы войти в геймдев? Для начала необходимо определиться, как устроены игры. Хороший вариант для начинающих — готовые движки, такие как Unity и Unreal Engine (но последний сложнее и серьёзнее).

Далее стоит определиться с платформой, под которую вы хотите разрабатывать игры. Поэтому на вопрос, что нужно знать разработчику игр, ответить не так просто.

9.1 Игры на iOS или macOS

Поговорим о программировании игр на Swift. Для начала необходимо установить «яблочную» IDE Xcode: в ней поддерживается разработка как на iOS, так и на macOS. Среда бесплатная и функциональная. В ней создайте новый проект с шаблоном Single View Application или Game. Тут уж к чему душа лежит:

  1. Single View Application предназначен для приложения с одним экраном. Шаблон включает в себя компонент View Controller для настройки вида с конструктором Interface Builder.
  2. Это специальный игровой шаблон. В нём предусмотрены фреймворки для двумерной визуализации, 3D-графики без OpenGL и низкоуровневый API, с которым можно писать действительно высокопроизводительные игры.

Дальше следуйте инструкции по написанию простой игры с игральными костями.

9.2 Браузерные игры

Вообще, создать браузерную игру можно и на HTML/CSS/JavaScript, но мы затронем PHP.

9.2.1 PHP

PHP актуален для разработки браузерных игр, хоть и не заточен под них специально. Такие компании, как Funzio, Gameforge, Goodgame Studios и другие продолжают использовать этот язык в своих играх.

Есть исчерпывающий видеокурс по созданию браузерной игры на PHP — от настройки окружения до регистрации и авторизации:

9.2.2 JavaScript

После ухода тяжеловесной технологии Flash из браузеров у JavaScript-разработчиков появилось много возможностей. Сейчас есть сильная альтернатива — элемент Canvas в HTML5 для создания двухмерных изображений через JavaScript-команды.

Чтобы понимать принцип создания игр на JS, проанализируйте код рандомайзера с угадыванием чисел.

Как только освоите азы, попробуйте написать что-то сложнее. В этом видеоуроке как раз используются чистый JavaScript и HTML5 Canvas:

9.3 Игры на Unity

Это популярная платформа для разработки игр. Очень дружелюбна к новичкам: можно бесплатно загрузить и обучаться с помощью курсов, словарей и других материалов, которые предоставляет компания и участники сообщества. Платформа поддерживает создание 2D- и 3D-игр.

Игры на Unity пишут с использованием языков C# и JavaScript. Почитайте, как создать простую 2D-игру на Unity.

9.4 Современные большие и требовательные игры

Речь о тяжеловесных многопользовательских играх с сильной нагрузкой на сервер. Такая задача под силу языкам C и C++.

9.4.1 C++

Что нужно знать начинающему программисту о C++? Это самый популярный язык программирования для геймдева: быстрый, мощный, с большим набором полезных инструментов. C++ — практически неограниченные возможности в среде масштабных проектов, в том числе в создании 3D-игр со сложной графикой и анимацией.

Не даром ведущие разработчики многопользовательских игр, такие как Blizzard Entertainment, работают с C++. На нём написаны World of Warcraft, Diablo, StarCraft, Counter-Strike и другие популярные игры. В основе Xbox и PlayStation также лежит C++.

9.4.2 С

Да, язык не такой популярный, как «плюсы», но по-прежнему хорошо справляется с большими нагрузками — альтернатив на низком уровне нет. Когда дело доходит до компиляции, сложно представить, какой бы язык мог конкурировать с Си.

Особенности занятия

Профессия программиста предусматривает разработку программ, которые решают определенные задачи на основе математических моделей и алгоритмов. Он также изготавливает схему, по которой будет решаться задача, и переводит ее на машинный язык. Также в обязанности специалиста входит разработка макетов и схем ввода, обработка вводимой информации, ее хранение и выдача. Кроме того, профессия предполагает тестирование и отладку полученных программ.

Как и в любой другой сфере деятельности, у программирования есть свои плюсы и минусы. Преимуществами считаются:

  • хорошая зарплата;
  • относительно высокий спрос на специалистов с опытом;
  • необязательно иметь высшее образование.

Но есть и недостатки. Особенно стоит выделить следующие минусы:

  • малоподвижная работа;
  • монотонность и стрессовые ситуации.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector