Пбу 4/99

IV. Содержание бухгалтерского баланса

18. Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

19. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

20. Бухгалтерский баланс должен содержать следующие числовые показатели (с учетом изложенного в пунктах 6 и 11 настоящего Положения):

Раздел

1

Группа статей

2

Статьи

3

АКТИВ
Внеоборотные активы Нематериальные активы Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности
Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы
Организационные расходы
Деловая репутация организации
Основные средства Земельные участки и объекты природопользования
Здания, машины, оборудование и другие основные средства
Незавершенное строительство
Доходные вложения в материальные ценности Имущество для передачи в лизинг
Имущество, предоставляемое по договору проката
Финансовые вложения Инвестиции в дочерние общества
Инвестиции в зависимые общества
Инвестиции в другие организации
Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
Прочие финансовые вложения
Оборотные активы Запасы Сырье, материалы и другие аналогичные ценности
Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)
Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные
Расходы будущих периодов
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Дебиторская задолженность Покупатели и заказчики
Векселя к получению
Задолженность дочерних и зависимых обществ
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал
Выданные авансы
Прочие дебиторы
Финансовые вложения Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев
Собственные акции, выкупленные у акционеров
Прочие финансовые вложения
Денежныесредства Расчетные счета
Валютные счета
Прочие денежные средства
ПАССИВ
Капитал и резервы Уставныйкапитал
Добавочныйкапитал
Резервныйкапитал Резервы, образованные в соответствии с законодательством
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток вычитается)
Долгосрочные обязательства Заемныесредства Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты
Прочие обязательства
Краткосрочные обязательства Заемныесредства Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты
Кредиторская задолженность Поставщики и подрядчики
Векселя к уплате
Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами
Задолженность перед персоналом организации
Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами
Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов
Полученные авансы
Прочие кредиторы
Доходы будущих периодов
Резервы предстоящих расходов и платежей

Новые ПБУ в 2021–2023 годах

Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

№ п/п

Название проекта ПБУ

Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения

Разработка новых федеральных стандартов

1.1

Запасы

2021

1.2

Нематериальные активы

2021

1.3

ОС

2021

1.4

Незавершенные капвложения

2021

1.5

Документы и документооборот

2021

1.6

Некоммерческая деятельность

2021

1.7

Бухгалтерская отчетность

2021

1.8

Доходы

2022

1.9

Участие в зависимых организациях и совместная деятельность

2022

1.10

Финансовые инструменты

2022

1.11

Долговые затраты

2022

1.12

Расходы

2023

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020 году

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

  • ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
  • ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
  • ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
  • ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
  • ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
  • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
  • ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
  • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
  • ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
  • ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
  • ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
  • ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
  • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
  • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
  • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
  • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
  • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
  • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

Бухгалтерская отчетность по ПБУК

Рассказывать обо всей процедуре составления отчётности, которая прописана в стандарте, будет не рациональным, поскольку можно просто скачать данный стандарт и ознакомиться с его содержанием

Но хочется обратить внимание на некоторые положения, которые не всем знакомы или которые не всегда берутся во внимание бухгалтерами и руководством предприятия

Главные моменты, которые должны знать все:

  • Бухгалтерская отчетность составляется за месяц, квартал и т.д., это обязательное правило. Это не всегда используется, поскольку многие считают, что формировать баланс необходимо только тогда, когда его надо сдавать в ФНС – то есть за год. Нет, отчетность любой формы, кроме пояснительной записки и пояснений к балансу, должна составляться нарастающим итогом с начала года;
  • Датой сдачи отчётности считается не дата получения ее ФСН, а исключительно дата отправки такой отчетности по почте. Именно поэтому отчетность необходимо подавать с уведомлением, где будет проставлена дата отправки;
  • Отчетность должна быть представлена учредителям и собственникам отдельно каждому, а не в едином экземпляре. С ней каждый учредитель должен быть ознакомлен.
  • Данные, которые отражаются в форме 1 и 2 по итогам года, должны быть подтверждены не только регистрами учета, но и результатами проводимой инвентаризации.

Это основные моменты. Для более детального ознакомления, каждый бухгалтер просто обязан прочитать полностью весь ФЗ и ПБУ. И только тога может разбираться в тонкостях.

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности

39. Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:

  • динамика, важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • политика в отношении заемных средств, управления рисками;
  • деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация.

Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.
При раскрытии дополнительной информации, например природоохранных мероприятий, приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходах по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.

Дополнительные правила

Существует еще несколько специальных требований, установленных в ПБУ. В первую очередь стоит сказать, что каждый элемент финансовой документации должен содержать набор обязательных реквизитов. К ним относят:

  1. Наименование компании.
  2. Контрольный период и дату.
  3. Название документа.
  4. Информацию об организационно-правовом типе.
  5. Способ отражения показателей.

В Приказе Минфина предписывается также составлять документацию на русском, а в качестве денежной единицы использовать рубль. Отчетность должна быть заверена руководителем, гл. бухгалтером либо иным сотрудником, имеющим соответствующие полномочия.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

  • бухгалтерского баланса;

  • отчета о финансовых результатах;

  • отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

  • приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

  • бухгалтерского баланса;

  • отчета о финансовых результатах;

  • отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

  • отчета об изменениях капитала;

  • отчета о движении денежных средств;

  • приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Бухотчетность должна иметь нейтральный характер, то есть удовлетворять интересы всех групп ее пользователей (п. 7 ПБУ), которых можно разделить на внешних и внутренних.

К внутренним относятся собственники бизнеса, руководящие лица, внутренние службы и сотрудники компании. Например, топ-менеджерам важны итоговые финансовые показатели для стратегического планирования деятельности и корректировки действующего плана; специалистов отдела продаж заинтересует информация о дебиторской задолженности контрагентов с целью дальнейшего ее взыскания.

Для внутренних целей бухгалтерский баланс может:

  • составляться на определенную дату;
  • иметь сокращенную форму;
  • формироваться по каждому виду экономической деятельности фирмы;
  • предстать в виде текущего прогноза, предварительного и промежуточного отчета.

Внешним пользователям финансовая информация может быть необходима для разных целей:

  • налоговым органам — для проверки правильности и полноты уплаты налогов и сборов;
  • кредитным организациям — для оценки платежеспособности и финансовой устойчивости организации, к примеру, при принятии решения о выдаче кредита или ссуды;
  • инвесторам и спонсорам — для перспективной оценки своих финансовых вложений в коммерческое дело и получения финансовой отдачи;
  • контрагентам — для уверенности в надежности своего делового партнера по бизнесу.

Для правильного анализа показателей отчетности применяются различные методы, о которых вы узнаете из нашего материала «Правила и методы оценки статей бухгалтерского баланса».

Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

2. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:

  • типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
  • упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
  • особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
  • особенностей формирования бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового посредничества;
  • порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Что представляет собой нормативный акт ПБУ 4/99?

Рассматриваемый источник права введен в оборот Приказом Минфина РФ № 43н, который был издан 06 июля 1999 года. Данный нормативный акт классифицируется как Положение. Полное его наименование — Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Для чего нужен соответствующий источник права? Данный нормативный акт определяет структуру, а также методические основы ведения предприятиями бухгалтерской отчетности.

Юрисдикция рассматриваемого источника права распространяется на всех юридических лиц, кроме банков, а также государственных и муниципальных структур. Также ПБУ 4/99 может не применяться, если финансовая отчетность формируется предприятием для внутренних нужд, в целях предоставления статистической отчетности и бухгалтерской документации хозяйствующими субъектами для заинтересованных лиц в порядке, который прямо не регулируется Приказом Минфина № 43н.

Рассматриваемый документ не должен применяться при составлении:

  • отчетности, формируемой хозяйствущим субъектом для внутренних целей, а также составляемой для учреждений статистики;
  • информации, подготавливаемой банковской организацией в соответствии с установленными требованиями, если иное не предусмотрено отдельными правилами.

Можно отметить, что соответствующий источник норм может задействоваться непосредственно Минфином в целях:

  • определения типовых форм отчетности, а также руководств для них;
  • особого порядка отчетности для малых бизнесов и НКО;
  • установления правил создания сводной отчетности, а также документации при изменении статуса предприятия.

Таким образом, рассматриваемый норматив — универсальный, имеющий довольно широкую юрисдикцию источник.

Рассматриваемый источник права устанавливает ряд определений, которых предприятиям желательно придерживаться при формировании отчетности.

Требования к документам

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», документы, которые формируются предприятием, должны отражать достоверно и в необходимой полноте представление о состоянии дел в бизнесе, итогах хозяйственной деятельности фирмы, тенденций, характеризующих экономическое показатели компании.

Главный критерий полноты и достоверности отчетности — ее соответствие правилам, зафиксированным нормативными актами, которые принимаются компетентными органами власти. В случае если при формировании соответствующих документов выявляется недостаточность тех или иных данных, то фирма должна внести в отчетность необходимые дополнительные показатели, пояснения.

В крайнем случае ПБУ 4/99 допускает данный сценарий, предприятие может отклониться от установленных норм, если необходимые показатели получить по объективным причинам не представляется возможным.

Информация, которая собирается в ходе работы над формированием отчетности, должна быть нейтральной. Ее применение не должно влиять на решения, принимаемые компетентными лицами в ходе оценки финансовых результатов.

Важнейшее требование к бухгалтерской отчетности юридического лица — в нее должны включаться показатели, отражающие итоги хозяйственной деятельности всех его подразделений, представительств, а также иных структур, включая те, что имеют отдельные балансы.

Предприятию необходимо обеспечить важнейшее соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), которое заключается в последовательном формировании документов, с учетом преемственности структуры формы, в которой фиксируются показатели по разным отчетным периодам. Формы документов, используемые в качестве основы для составления баланса, отчета, фиксирующего прибыли и убытки, а также дополняющих их источников, должны быть, таким образом, постоянными. Изменению они подлежат в исключительных случаях. Как вариант — если меняется вид деятельности фирмы. При этом организация должна быть готовой обосновать соответствующие изменения посредством отдельных пояснений к балансу, а также отчету, отражающему прибыли и убытки.

Бухгалтерская отчетность, ее состав и содержание (Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 содержит соответствующие нормы) должны формироваться с учетом преемственности показателей по разным отчетным периодам. В случае обнаружения расхождений между соответствующими данными бухгалтер может произвести необходимую корректировку тех или иных показателей. При этом сведения о ней нужно отражать в дополнениях к балансу и отчету, отражающему прибыли и убытки предприятия.

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

  • при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

  • состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

  • состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Заключение

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать законодательным требованиям, положениям локальных актов, принятых в организации, если это необходимо, согласно политике. Документы, отражающие финансовое состояние фирмы, должны быть прозрачны и понятны пользователям. Если от применения тех или иных норм при составлении отчетности специалистам пришлось отказаться, это нужно обосновать в приложениях. Показатели, представленные в документах, должны соответствовать фактическому положению дел. В противном случае возможна ответственность за недостоверность сведений. ПБУ корреспондирует со многими нормативными актами, регламентирующими порядок формирования финансовой документации. В нормативном акте раскрыты далеко не все нюансы. Поэтому ответственные за составление отчетности специалисты должны иметь оперативный доступ ко всем прочим правовым актам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector