Управление дебиторской задолженностью: практическая система контроля

Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой.

Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

Недостатки формулы расчета ОДЗ

Формула, применяемая для расчета ОДЗ, не совсем корректная. При ее использовании могут возникать ошибки в расчетах. Например, при расчете в данную формулу берут показатели чистой выручки отчета о прибылях и убытках компании. Этот показатель представляет собой выручку без учета косвенных налогов (то есть без НДС и акциза). Но в составе дебиторки есть косвенные налоги, а значит при расчете возникнет несопоставимость показателей. Расчет с использованием таких показателей покажет худший результат, чем есть в действительности. Особенно это скажется на тех компаниях, которые являются плательщиками акцизов (

Дебиторская задолженность — это

Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками.

Проще говоря, дебиторка — это все деньги, которые по документам уже принадлежат компании, но в реальности находятся у других людей или фирм.

Главным источником дебиторской задолженности является отсрочка платежей. Ни для кого не секрет, что в мире бизнеса принята постоплата. Сначала поставляются товары или оказываются услуги, затем покупателю выставляется счет, затем происходит оплата. С точки зрения бухгалтера фирма получила доход в момент выставления счета. Эта разница во времени приводит к кассовым разрывам — несоответствии бухгалтерских доходов и реального денежного потока. Прибыльные фирмы могут постоянно испытывать проблемы с текущими выплатами, если у них не налажено управление дебиторской задолженностью.

Пример: допустим я — ИП, делающий сайты. В декабре получаю заказ на 100 тысяч рублей, выполняю работу и выставляю счет покупателю. С точки зрения бухгалтера (а главное — налоговой инспекции) я уже получил доход. Заказчик тянет с оплатой, а налоговая требует заплатить налог на прибыль. Платить мне пока нечем, и на сумму неуплаченного налога начисляются пени… Чтобы штрафов не было, мне приходится занимать деньги. Точно такие же ситуации могут происходить с оплатой аренды офиса, выплатой зарплат сотрудникам и т.п.

ВОЗМОЖНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ ФОРМУЛ

Чтобы повысить точность расчета периодов оборота дебиторской и кредиторской задолженности и более объективно оценить условия расчетов с покупателями и поставщиками, можно внести в традиционные расчетные формулы следующие корректировки:

  • рассмотреть отдельно авансирование, поставки на условиях отсрочки платежа, прочие составляющие задолженностей;
  • исключить НДС из дебиторской задолженности (в части расчетов с покупателями и заказчиками, строка 12302) и кредиторской задолженности (в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, строка 15201);
  • при расчете периода оборота кредиторской задолженности вместо выручки или себестоимости продаж (в знаменателе формулы) использовать совокупную величину производственных затрат периода, определив ее с учетом изменения стоимости запасов в балансе; учесть только те издержки, которые приводят к реальным выплатам (в частности, исключить из рассмотрения амортизационные отчисления);
  • определяя отдельный период оборота расчетов с поставщиками и подрядчиками, исключить из состава производственных затрат заработную плату персонала и отчисления на социальные нужды как составляющие, которые не имеют отношения к взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками;
  • исключить из расчетов безнадежную дебиторскую задолженность.

Анализируем показатель ПОДЗ

Очередной важный шаг, который должны сделать после того, как были выяснены средние сроки оборота дебиторской задолженности – правильно их проанализировать. Для анализа используются средние показатели, с которыми сравнивают результаты.

На ПОДЗ могут повлиять следующие факторы:

  • какое ДЗ было сначала анализируемого времени;
  • сколько финансов поступило;
  • начисленная прибыль за указанное время;
  • количество суток в отчётном периоде.

Нужно выяснить фактический и плановый доход. Эти показатели демонстрируют, насколько эффективна политика руководства.

Интересно, что плановый доход может и отличаться от установленного норматива:

  • отклонение фактического от планового;
  • разница планового от нормативного.

Такой расчет позволит избежать ошибок в составлении документации.

Оборачиваемость собственного капитала

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала — показатель характеризующий скорость использования собственного капитала и отражает эффективность управления ресурсами предприятия.

Показатель оборачиваемости собственного капитала используется для оценки различных аспектов функционирования предприятия:

  • Коммерческий аспект — эффективность системы продаж;
  • Финансовый аспект — зависимость от заемных средств предприятия;
  • Экономический аспект — интенсивность использования собственного капитала.

Рассматриваемый коэффициент может иметь значение для действующих и потенциальных инвесторов, партнеров, кредиторов, а также играть важную роль с точки зрения процедур внутрикорпоративной оценки качества менеджмента и анализа бизнес -модели.

Формула оборачиваемости собственного капитала:

Оборачиваемость оборотных средств = Выручка /Среднегодовая стоимость капитала

Оборачиваемость собственного капитала по балансу:

Данный показатель относится к группе коэффициентов деловой активности и для него не существует однозначно принятого нормативного значения.

Значение коэффициента оборачиваемости собственного капитала от 10 и выше показывает, что собственный капитал предприятия используется эффективно и дела у компании в общем случае идут хорошо.

Низкие значения показателя (менее 10) отражают то, что собственный капитал предприятия недостаточно эффективно используется, и имеют место возможные проблемы в бизнесе.

Как рассчитывать период оборота

Если говорить простыми словами, ПОДЗ, это срок погашения долга. С её помощью можно узнать среднее время отсрочки платежа. То есть, период оборота дебиторской задолженности определяется, отношением между количеством дней, когда долг не был погашен в оцениваемом времени и значением ОДЗ.

Чтобы в точности просчитать рассматриваемый период:

ПОДЗ = продолжительность периода/ОДЗ

Для наглядности каждое значение необходимо дополнительно разобрать. Например, ДЗ — это дебиторская задолженность. Её оборачиваемость – это скорость возвращения долга. Она равняется отношению выручки от продаж к усредненному объёму вырученных средств за период, что подвергается анализу.

Считается формулой:

Оборачиваемость ДЗ в днях = Выручка/((ДЗ вначале— ДЗ в конце)/2)

Данная формула позволяет определить сколько раз, и в каком объёме компания получила выручку за оказанные услуги. Оцениваемое время может быть разным. Например, от месяца до квартала или года. В качестве источника информации могут использоваться бухгалтерские балансы. Также можно использовать отчет о прибыли и убытках, что были у компании.

Правда есть нюансы зависимо от страны, где данная практика используется. Например, в западных странах действует другая технология определения рассматриваемого периода. В частности:

  • применяют сумму задолженности, которая образовалась в конце исследуемого периода;
  • из общего значения высчитывают сомнительную задолженность, чтобы получить более объективные результаты.

В итоге получается такая формула:

ОДЗ = (ДЗ — сомнительная ДЗ)/В*365 суток

В отечественной практике подобная формула используется редко.

Показатель оборачиваемости активов (Asset Turnover). Пример расчета для ОАО «Мегафон»

Разберем показатель оборачиваемости активов. Коэффициент относится к группе финансовых показателей «Оборачиваемости (деловой активности)». Остальные три группы финансовых показателей – «Ликвидность», «Рентабельность», «Финансовая устойчивость».

Коэффициенты из ликвидности и финансовой устойчивости показывают платежеспособность предприятия, а рентабельность его эффективность. Коэффициенты оборачиваемости показывают интенсивность (скорость оборота) использования активов или обязательств.

Они определяют, как предприятие активно ведет свою деятельность.

Показатель оборачиваемости активов. Экономический смысл

Сначала определим экономический смысл коэффициента. Показатель оборачиваемости активов отражает то, как предприятие использует (как интенсивно) свои имеющиеся активы. Коэффициент определяет эффективность использования собственных средств (как собственных, так и заемных) в производстве и реализации продукции.

Читать данный коэффициент следует следующим образом. К примеру, коэффициент оборачиваемости активов равен 4 (анализируемый период год). На основе этого можно сделать вывод, что предприятие получило за год выручку (суммарно), которая в 4 раза больше стоимости активов. Говорят, активы предприятия оборачиваются 4 раза за год.

Чем больше значение данного показателя, тем более эффективно предприятие работает. Коэффициент оборачиваемости активов прямо пропорционален объему продаж (в формуле у него в числителе стоит “Выручка”).

Увеличение данного коэффициента говорит о том, что продажи тоже увеличились. Чем меньше оборачиваемость, тем большая зависимость предприятия в финансировании своего производственного процесса.

В таблице ниже представлены причины изменения показателя.

Зачастую в различной экономической литературе данный коэффициент называется по-разному. Чтобы у вас не было путаницы в его трактовке приведем наиболее часто используемые синонимы оборачиваемости активов.

Показатель оборачиваемости активов. Формула расчета

Формула расчета оборачиваемости активов выглядит следующим образом:

Чтобы рассчитать “Среднегодовую стоимость активов” необходимо сложить стоимость активов на начало года и на конец года и разделить на 2.

По формам бухгалтерского баланса показатель рассчитывается по формуле:

Коэффициент оборачиваемости активов = стр.2110/(стр.1600нг.+стр.1600кг./2)

Нг. – значение строки 1600 на начало года. Кг. – значение строки 1600 на конец года.

Не забудьте еще поделить на 2 для нахождения средней стоимости активов за год. Отчетный период может быть не год, а месяц.

Период оборота активов

Коэффициент оборачиваемости активов легко трансформировать в показатель период оборота активов. Данный показатель лучше отражает эффективность использования активов и представляет собой количество дней необходимых для превращения активов в денежную массу. Формула расчета периода оборота активов (одного оборота)

Расчет оборачиваемости активов для ОАО “Мегафон”. Баланс

Расчет оборачиваемости активов для ОАО “Мегафон”. Отчет о прибылях и убытках

Для расчета показателя необходимо взять данные бухгалтерского баланса с официального сайта компании ОАО “Мегафон”.

Показатель оборачиваемости активов 2014-1 = 68316/(449985+466559)/2 = 0,14 Показатель оборачиваемости активов 2014-2 = 139153/(466559+458365)/2 = 0,30 Показатель оборачиваемости активов 2014-3 = 213539/(458365+413815)/2 = 0,48

Не забывайте, что необходимо брать среднее значение активов за период. Поэтому мы делили на 2 в знаменателе сумму активов на начало периода и на конец. У ОАО «Мегафон» значение коэффициента оборачиваемости активов увеличивалось. Можно сделать вывод, что предприятие увеличивало свои продажи, так как именно продажи напрямую влияют на данный коэффициент.

Показатель оборачиваемости активов. Норматив

Определенного нормативного значения у коэффициента нет. Анализировать его стоит, как и все показатели оборачиваемости: в динамике. Поэтому если наблюдается понижающийся тренд – неэффективном использовании активов, и аналогично наоборот при повышающимся росте – увеличение качества управления активами.

В реальности при оценке предприятий, в высокотехнологических и капиталоемких отраслях данный коэффициент имеет небольшие значения. Это обусловлено это тем, что в таких отраслях компании имеют большие активы. И на оборот в предприятиях торговли коэффициент будет иметь большие значения, так как интенсивность оборачиваемости денежных средств у таких выше.

Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность – денежные обязательства предприятий и физических лиц нашему предприятию. К примеру, мы оказали услугу, отгрузили товары, а деньги еще нам в кассу не поступили. Дебиторская задолженность сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия. Объясняется это тем, что живые деньги у нашего предприятия от оказанных услуг и отгруженных товаров еще не появились и не могут быть направлены в оборот.

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Помимо дебиторской задолженности, которую можно получить существует еще задолженность, которую получить нельзя. Возникает она из-за:

  • ликвидации должника,
  • банкротства должника.

Именно поэтому, когда предприятие дает деньги (кредитует) другим предприятиям у него возникает кредитный риск (риск не возврата дебиторской задолженности). Чтобы его уменьшить, необходимо оценивать финансовую устойчивость и ликвидность нашего контрагента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector