Понятие мотива и мотивации

Содержание:

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Мотив и мотивация – это два термина, связанных друг с другом, но они не имеют одинакового значения. Они дополняют друг друга

Таким образом, понимание разницы между двумя концепциями важно для понимания человеческих действий в целом, а так же того, как и почему человек решает сделать что-то конкретное в частности

Мотив в психологии – это причина, а мотивация — это сила, двигатель, который заставляет нас выполнять наши действия, и является продуктом наших мыслей и эмоций, это стремление к благополучию. Мы можем классифицировать мотивацию по социальным и биологическим критериям согласно классификации Халла.

Социальные причины основаны на отношениях с субъектами общества, связанные с общим ростом личности субъекта.

Выделяется три типа :

  • достижение— это то личное желание сделать что-то трудное, преодоление препятствий;
  • власть — состоит из достижения статуса , который позволяет влиять на других людей или быть проводником других;
  • принадлежность — необходимости общаться с другими членами группы, будь то, по соображениям интересов, религии и т.д.

Первичные (биологические) мотивы с врожденными характеристиками необходимы для обеспечения выживания организма или вида, среди которых выделяются основные: голод, жажда, сон и секс. Они присущи всем видам. Есть еще материнский импульс, причины температуры, выделения, кислорода, активности и избегания боли.

Вторичные мотивы (социальные) мотивы, приобретаемые в процессе обучения на протяжении всей жизни человека, важны для увеличения вероятности социального и личного роста указанного человека в обществе, к которому он принадлежит.

Первичными мотивами являются те, которые связаны с существенными потребностями для выживания индивида.

Есть много интерпретаций мотивации. Вот несколько теорий

  • Баланс: гомеостатический (по Халлу), когда организм испытывает какой-то дефицит, появляется какая-то биологическая или психическая потребность, импульсы действуют, чтобы восстановить утраченный баланс.
  • Потребности: мотивация активируется в ответ на потребности человека.
  • Когнитивные (по Толмену): мотивация побуждает поведение к выполнению ожиданий и целей, которые каждый субъект поставил в результате предыдущего обучения.
  • Поведенческие: мотивация определяется стремлением к удовольствию и бегством от боли, вызванной убеждениями.
  • Психоаналитические : наше поведение мотивировано бессознательными импульсами, сексуальными и агрессивными инстинктами.
  • Гуманистские: пирамида/иерархия потребностей Маслоу формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (нижняя часть 9, у людей развиваются более высокие потребности и желания (верхняя часть).

Пирамида Маслоу — это психологическая теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория человеческой мотивации». Он формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (внизу) у людей развиваются более высокие потребности и желания (вверху). Согласно пирамиде диспондриамов Маслоу:

  • основные физиологические факторы, поддерживающие гомеостаз (дыхание, еда, сон, избегание боли и т.д.);
  • безопасность и защита, физическая безопасность и здоровье, ресурсы и защита вашего имущества и активов;
  • общение, дружба, социальная интеграция и социальное признание;
  • уважения, высокая оценка (потребность в самоуважении, уверенности, достижениях, независимости и свободе) и низкая оценка (уважение к другим людям, потребность во внимании, признательности, признании, репутации и т.д.).
  • расстройство является тормозом некоторого поведения, направленного на достижение цели, все ситуации, в нашей жизни, когда это происходит, появляется неудовлетворенная потребность.

Чем сильнее мотив цели, тем сильнее разочарование, когда цель не достигается.

Читать далее: Интеллект — каким он бывает

Столкнувшись с неприятной ситуацией, нам удастся признать свои ошибки, мы можем начать процесс, с помощью которого мы постараемся не повторять те же ошибки прошлого еще раз.

Как ставить цели?

Часто из-за лени, личных слабостей, нежелания выходить из зоны комфорта реализуются не все желания. Чаще причина неудач заключается в неумении ставить цели. Для этого нужно усвоить несколько правил:

  1. Сократить количество желаний, потребностей. Этого можно добиться удовлетворением потребности, сменой приоритетов, переключением внимания.
  2. Выбрать ключевую цель.
  3. Подтвердить свои желания.
  4. Научиться визуализировать цель.

Мотив — психологический стимул, который побуждает человека к действиям. Мотивация может быть внутренней или внешней, зависимо от факторов, воздействующих на индивида. Для продуктивной деятельности, достижения поставленных задач можно использовать готовые методики мотивации, научиться самовнушению, использованию аффирмаций.

Виды мотивации

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации:

  • Интринсивная (внутреннеорганизованная, диспозиционная) мотивация – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т.п.
  • Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельности, обстоятельствами текущей ситуации.

В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной. Как правило, поведение человека обусловлено совокупностью внешних и внутренних причин, тесно переплетенных между собой.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой

Мотивация деятельности определяет ее эффективность: наиболее эффективной является деятельность, обусловленная внутренней и положительной мотивацией.

Время ответа и компетентность специалистов

Скорость реагирования на запрос клиента зависит от способа связи, который использует абонент. При обращении к сотрудникам компании через онлайн-чат – ответ на вопрос можно получить практически сразу.

Если человек обращается на телефон горячей линии, то многое зависит от времени суток. Скорость ответа зависит от загруженности операторов. Иногда приходится обождать. Причем во время звонка нужно учитывать промежуточное звено – автоответчик. Он срабатывает накануне соединения человека с оператором. Абонентам предлагают варианты цифровых комбинаций, по которым можно получить ответы на интересующие вопросы.

Классификация мотивов обучения

Есть различные подходы к классификации мотивов учебной деятельности подростков (Розенфельд Г., Хеннинг В., Божович Л. И. И др.).

Согласно классификации Божович Л. И., все мотивы могут быть разделены на две большие категории:

  1. мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и действием учения, методами усвоения познаний;
  2. мотивы, которые лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны только с результатами учения и др.

Мотивы второй категории могут быть разнообразны: стремление отлично окончить школу, поступить в институт, хорошо зарабатывать в будущем, а так же – получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя, выделиться среди друзей, занять определённое положение в классе.

Важно отметить, что одним из основных критерий, обеспечивающих эффективность учебного процесса, считается высокий уровень развития категории именно познавательных мотивов учения. Основой познавательных мотивов учения считается познавательный энтузиазм, который лежит в основе позитивного отношения учащегося к школе

Рассматривая энтузиазм с его содержательной стороны, Щукина Г. И. выделяет несколько значений:

  1. конкретный энтузиазм к фактам, интересным явлениям, которые фигурируют в информации (это элементарный уровень познавательного энтузиазма);
  2. энтузиазм к познанию существенных параметров предметов либо явлений, составляющих нередко невидимую их внутреннюю суть.
  3. энтузиазм к причинно – следственным связям, к раскрытию закономерностей, к установлению единых основ явлений, действующих в разных условиях.

В мотивации содержанием условно можно выделить три уровня:

  1. энтузиазм — занимательность;
  2. энтузиазм к фактам, правилам;
  3. энтузиазм к сути явлений, их происхождению.

В мотивации действием так же можно выделить три уровня:

  1. исполнительский;
  2. поисково-исполнительский;
  3. творческий (самому выдумывать задания по географии).

Познавательные мотивы учения (интерес к процессу, содержанию и методикам усвоения знаний) создаются в самом ходе активной учебной деятельности, а никак не предшествуют ей.

Любая активность проходит наиболее эффективно и даёт качественные итоги, если при этом у личности есть сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание делать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, негативные условия и остальные обстоятельства, упрямо продвигаясь к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идёт наиболее удачно, если у воспитанников сформировано позитивное отношение к учению, если у них имеется познавательный энтузиазм, потребность в получении познаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и остальные мотивы учения.

Мифы о мотивации

Мотивация человека складывается из различных факторов, из-за чего появилось множество бесполезных советов. К основным мифам можно отнести следующие:

  • Если записывать цели, это обязательно приведет к отличному результату. Считается, что проговаривание и фиксация задач стопроцентно гарантирует успех, так как это повышает сосредоточенность на планах. 
  • Нужно прикладывать все возможные усилия. Следуя такому совету, легко перегореть, не рассчитав свои возможности. И вместо планомерного выполнения задачи получается наполовину законченный проект в короткие сроки, который человек уже не в состоянии реализовать.
  • Необходимо визуализировать успех. Просто визуализация — бесполезный инструмент, если она не подкреплена действиями. Это может вдохновить человека в краткосрочной перспективе, но в целом будет неэффективным инструментом для длительного достижения поставленных целей.

Способы самомотивации

Самомотивация – искусство мотивировать себя. Она всегда строится на огромном желании человека действовать. В арсенале средств для активного действия выделяют такие способы самомотивации:

  1. Учитесь находить положительное в самом процессе.
  2. Определите цель самомотивации. Что вы хотите получить на выходе.
  3. Мысленно нарисуйте то, к чему вы стремитесь.
  4. Отмечайте каждый шаг своего движения. Заведите дневник. Описывайте в дневнике своим чувства. Научитесь слышать и понимать себя.
  5. Начните изучать биографию успешных людей.
  6. Создайте благоприятную обстановку для плодотворной работы. Приведите в порядок рабочее место. Избавьтесь от лишних вещей. Включите любимую музыку. Окружающая вас обстановка должна мотивировать к работе, а не мешать.
  7. Чередуйте разные виды деятельности. Помните, что отдых – это смена видов деятельности. Не допускайте усталости. Возьмите паузу. Переключитесь на другой проект. Глаз отдохнет и вы увидит новое решение, которое так долго искали.
  8. Не бойтесь неудач. Отрицательный опыт – это тоже опыт. Пересмотрите ваши действия. Разработайте новый план.
  9. Проанализируйте свой круг общения. Коммуникация с успешными людьми зарядит вас положительной энергией.
  10. Наведите порядок во внутреннем мире. Уберите телевизор. У вас появится свободное время для чтения книг и общения. Контролируйте свой контент.

Самомотивация и самореализация помогают человеку выстроить правильные взаимоотношения в рабочем коллективе. Руководителю для эффективной работы персонала стоит найти баланс личных интересов работника с интересами компании. Он должен грамотно мотивировать сотрудников.

А также мотивировать себя. Самомотивация и мотивация руководителя является одной из сложных задач. Обозначим способы мотивирования руководителя:

Расширение горизонтов деятельности – новый проект, встречи, переговоры.
Важность выполняемой работы. Руководитель должен понимать ценность работы для всей компании.
Положительные результаты в работе окрыляют и вселяют веру в успех.
Взаимодействие и сотрудничество.
Комфортная психологическая атмосфера в компании.. Руководитель – это лицо компании

Неуверенный и раздраженный руководитель будет сеять панику в рабочем коллективе. Рассудительный и спокойный руководитель вселяет надежду в сотрудников, настраивает на мобилизацию всех сил

Руководитель – это лицо компании. Неуверенный и раздраженный руководитель будет сеять панику в рабочем коллективе. Рассудительный и спокойный руководитель вселяет надежду в сотрудников, настраивает на мобилизацию всех сил.

Перечисленные способы самомотивации не отражают всей сути проблемы. Никто не может вас заставить делать с желанием то, к чему у вас давно пропал интерес. Поэтому главное в вопросе самомотивации является внутренний комфорт и гармония с собой.

Помните, что бездействие обходится дороже. Избегание ошибок и неудач не делает человека счастливым. Потому принимайте решение. Идите вперед. Пора действовать.

Summary

Article Name
Самомотивация как искусство. Способы мотивировать себя

Description
Как научиться мотивировать себя. Самомотивация и мотивация руководителя. Роль самомотивации в самоменеджменте. Самомотивация на позитивное начало дня.

Author

Побуждающие факторы — потребности

Наиболее широко известной является пирамида Абрахама Маслоу (рис.4). В ней группы потребностей представлены в виде иерархии — от базовых физиологических до высших духовных. Удовлетворение потребностей низшего уровня делает актуальными более высокие уровни.
Рис. 4. Пирамида МаслоуДанная иерархия не является единственной в своем роде, и другие авторы составляли собственные классификации. Однако пирамида Маслоу является одной из самых известных и признанных научным сообществом. Рассмотрим подробнее, каковы категории потребностей по Маслоу:

  • Физиологические потребности: еда, сон, другие естественные нужды организма.
  • Потребность в безопасности: психологическое стремление к защите, стабильности, порядку. Если на этом уровне есть проблемы, возникает чувство тревоги или страха различной степени.

Потребность в любви и принадлежности: социальный уровень, здесь появляется необходимость принадлежать к кругу “своих” — необходимость семьи, друзей, единомышленников. С неудовлетворенностью на этом уровне связано чувство одиночества.

Потребность в уважении и самоуважении: к этому уровню относятся потребности в признании, достижении определенного статуса, успеха.

Потребность в самоактуализации: считается высшим духовным уровнем и заключается в максимальной реализации своих способностей, в достижении всего, чего можно достичь, но не ради признания, а ради реализации себя в этой жизни, ради самовыражения.

Эта пирамида является классической моделью и объясняет многие человеческие мотивы на разных уровнях.
Мотивация соотносится с эмоциями следующим образом: эмоции связаны с потребностями, которые определяют ведущие мотивы личности и ситуационные факторы, влияющие на мотивацию к той или иной деятельности. Мотивация бывает внешней, зависящей от условий жизни и других людей, и внутренней, определяемой качествами самой личности. Еще больше познавательной информации о мотивации смотрите в предложенном видео.

Способы мотивировать себя

Важно начать с правильной мотивации, потому что хорошее начало может дать импульс, который удастся поддерживать в течение длительного времени. Вот, несколько советов:

Начните с малого

Это один из самых важных советов по мотивации. Не начинать с большого. Лучше вообще начните с нелепо легкой цели, а затем двигайтесь дальше.

Например, если вы хотите заниматься спортом, вам может показаться, что надо с первого дня устраивать интенсивные тренировки по часу и более. Нет — вместо этого делайте маленькие шаги. Просто позанимайтесь 2 минуты. Это может звучать глупо, но это работает.

Продолжайте в том же режиме в течение одной недели. Вы можете и увеличивать нагрузку, но просто придерживайтесь комфортного минимума. Это так легко, что невозможно потерпеть неудачу. Через месяц вы будете заниматься 15-20 минут, а через полгода, возможно, станете заядлым атлетом.

Ставьте одну цель

Люди начинают с избыточного количества целей и пытаются делать слишком много. Это истощает энергию и мотивацию. Это, пожалуй, самая распространенная ошибка.

Вы не можете поддерживать энергичность и сосредоточенность — две самые важные вещи — если пытаетесь достичь двух или более целей одновременно. Это под силу только главам государств и крупных корпораций. Вы должны выбрать одну цель, и сосредоточиться на ней полностью.

Делайте публичные заявления

Никто из нас не любит выглядеть неловко перед окружающими. Мы сделаем все возможное, чтобы выполнить публичные обещания.

Вам не нужно сообщать о своей цели в газеты, но вы можете поделиться ей с друзьями, семьей и коллегами, или в своем блоге, если он у вас есть. Возьмите на себя ответственность — позаботьтесь о том, чтобы каждый, кому вы поведали о планах, регулярно получал от вас новости о прогрессе.

Ощутите предвкушение

Вдохновение и лёгкое волнение — это именно тот настрой, который будет поддерживать вас в приподнятом расположении духа

Это вкус к достижению, поэтому важно ощущать предвкушение от позитивных результатов, ожидающих вас при выполнении активности, для которой вы себя мотивируете

Это может работать, может и нет, но попробуйте назначить дату начала своей трансформации, а не начинать прямо в эту минуту.

Теория мотивации в гуманистической психологии

Особая традиция понимания и исследования мотивационных процессов сложилась в гуманистической психологии, найдя отражение, прежде всего, в трудах Г. Олпорта и А. Маслоу.

По мнению Г. Олпорта, огромное число мотивов, которое предопределяет поведение человека, можно свести к некоторому количеству первоначальных мотивов, которые являются не только врожденными, но и свойственными, как правило, всему животному миру. Отдельно Г. Олпортом рассматривалось «послеинстинктивное поведение» сформировавшейся личности, которое проявляется в интересах и побуждениях, не сводимых к их более ранним архаическим и унаследованным формам (влечениям и рефлексам), но формирующихся в результате постепенной дифференциации, структурирования и интеграции индивидуального опыта, в процессах обучения и социализации.

  1. дефицитарная мотивация, которая предполагает компенсацию дефицита внутренних ресурсов и приобретение чего-то недостающего;
  2. мотивация роста, которая построена на расширении жизненного опыта и совершенствовании имеющихся способностей человека.

Потребности, которые относятся к первой подсистеме, характеризуют актуальные нужды человека и функционируют по гомеостатическому принципу («актуализация – удовлетворение (насыщение) – угасание»); потребности, относящиеся ко второй группе, не сводятся лишь к сохранению существующего, а нацелены на развитие. Последняя подсистема мотивов, рассматриваемых в единстве с высшими ценностями личности, получила обозначение – метамотивация.

Перечисленная система мотивов послужила основой для разработки А. Маслоу иерархии потребностей, получившей широкую известность.

Составляющие мотивации человека

Любая деятельность – не хаотичные действия, а движение к определенной цели. Она может быть грандиозной (например, совершить научное открытие) или самой обыденной (отремонтировать квартиру, купить машину, поехать на море). Каждое направление – мотивационное, имеет конкретный смысл.

Потребность

Человек утром встает с постели и выполняет привычные для него действия. Им движет потребность привести себя в порядок, позавтракать и отправиться на работу. Если это выходной, можно слегка изменить планы: позже встать, сходить в гости, пробежаться по магазинам или просидеть полдня у телевизора.

В каждом конкретном случае человек решает для себя, что ему более всего необходимо на данный момент. Поэтому потребность можно назвать одним из побуждающих факторов. Но самостоятельно он не обеспечивает четкого направления к действию.

Мотив

Понятие это в переводе с латыни обозначает «двигаю». Мотив не просто направляет активность человека в нужное русло, но и наделяет действия смыслом. Даже потребность поваляться весь выходной в кровати имеет разумное объяснение – организм истощился за рабочую неделю и требует пассивного отдыха.

У этого действия есть мотив

Если индивид получит в итоге от такого поведения удовлетворение, значит, цель была достигнута и вполне оправдана, а у потребности оказалась логичная мотивировка.

Цель

Базируется мотивация на 2-х описанных факторах. Если потребность – это инстинкт, предпосылка или неосознанное желание, то мотиву этого мало. Чтобы выбрать направление в исполнении задуманного, необходим еще один фактор. В психологии его именуют целью.

Иными словами, должен быть какой-то реальный или абстрактный предмет, называемый конечным результатом. В приведенном выше примере цель пассивного действия – набраться сил для последующих (более активных) мотиваций человека.

Характеристики и этапы

Основные характеристики:

  1. Сила — интенсивность, активность, которая побуждает индивида к действиям. Эта характеристика зависит от физиологических, психологических факторов. Чтобы добиться максимальной силы мотивации, нужно сделать так, чтобы она была спровоцирована изнутри, а не под воздействием внешних факторов.
  2. Устойчивость — продолжительность сохранения мотивации. Эта характеристика зависит от потребностей, особенностей личности.

Этапы формирования мотива:

  1. На первой стадии возникают потребности. Они появляются, когда индивиду чего-то не хватает. Субъект начинает искать способ устранения дискомфорта.
  2. Разработка способов удовлетворения желания.
  3. Назначение целей для начала активных действий. Чтобы удовлетворить желание, индивиду нужно подобрать способ получения необходимого.
  4. Начало действий. Удовлетворение потребностей требует от индивида физических и моральных вложений.
  5. Получение результата. Исчезают негативные эмоции, появляются позитивные.

Потребности исчезают после достижения необходимого результата, но потом появляются снова.

Историческая сводка

Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.

Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

Мотивация — социально обусловленное образование

В течение жизни она может изменяться.
Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.. Изучение психологических теорий мотивации продолжается

Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций

Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

Теории мотивации

Мотивация поведения человека изучается давно. Теории мотивации появились еще в работах древних философов. Собственно психологические теории мотивации стали возникать в XVII-XVIII веке, в дальнейшем появлялись новые. Они имели свои достоинства и недостатки. Основной минус заключается в том, что каждая теория сосредоточена на некоторых феноменах мотивации и очерчивает небольшую часть вопросов, поэтому исследования мотивационной сферы человека продолжаются до сих пор. Рассмотрим некоторые концепции.

Теория инстинктов Фрейда и Макдугалла

Предложена в конце XIX века. Объясняя социальное поведение человека, Фрейд и Макдугалл проводят аналогию с поведением животных и сводят все к врожденным инстинктам.

По Фрейду, таких инстинктов три:

  • жизни;
  • смерти;
  • агрессивности.

Макдугалл говорил о десяти инстинктах:

  • изобретательства;
  • строительства;
  • любопытства;
  • бегства;
  • стадности;
  • драчливости;
  • репродуктивном инстинкте;
  • а также инстинктах отвращения;
  • самоуничижения;
  • самоутверждения.

В более поздних работах Макдугалла список еще расширился.

Теория инстинктов критиковалась за недостаточную доказательность.

Бихевиористская (поведенческая) теория

В XX веке появилось еще несколько концепций, объясняющих поведение человека, в числе которых — бихевиористская теория мотивации. Поведение в данном случае рассматривается как реакция на внешние стимулы. Сторонниками такого подхода были Эдвард Толмен, Кларк Халл, Беррес Скиннер.

Мотивационная концепция Мюррея

В том же XX веке Генри Мюррей, учитывая список первичных (органических) потребностей Макдугалла, предложил перечень вторичных (психогенных) потребностей, возникающих в результате воспитания и обучения.

В перечне потребности:

  • достижения успехов;
  • аффилиации (стремление общаться с другими людьми);
  • агрессии независимости;
  • противодействия;
  • уважения;
  • унижения;
  • защиты;
  • доминирования;
  • привлечения внимания;
  • избегания вредных воздействий;
  • избегания неудач;
  • покровительства;
  • порядка;
  • игры;
  • неприятия;
  • осмысления;
  • сексуальных отношений;
  • помощи;
  • взаимопонимания.

Пирамида Маслоу

Известная концепция, предложенная Абрахамом Маслоу, предполагает иерархию потребностей человека. В иерархии семь классов, они проявляются последовательно и сопровождают процесс взросления

Потребности распределены по мере убывания важности. Автор теории был убежден, что человек не может испытывать потребности высокого уровня до тех пор, пока нуждается в примитивных вещах

Теория деятельности Леонтьева

Отечественные психологи тоже разрабатывали тему мотивации. Одна из известных концепций середины прошлого века — теория деятельностного происхождения мотивационной сферы Алексея Леонтьева. По Леонтьеву, психологические особенности человека, в том числе мотивационная сфера, имеют источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы возникают отношения изоморфизма (взаимного соответствия).

Леонтьев описал механизм образования мотивов — механизм сдвига мотива на цель. Цель, к которой стремится человек, во время деятельности по ее достижению сама становится побудительной силой — мотивом.

Пример: родители стараются приучить ребенка к чтению и обещают купить ему игрушку, если он прочитает книгу. В процессе деятельности (чтения) ребенок начинает уже интересовать книгой, а не наградой за интерес к литературе. Целью становится не игрушка, а книга — дочитать, узнать, чем все закончилось. Само чтение книг может впоследствии стать для ребенка потребностью.

Признаки мотивированных людей

К основным признакам людей, которые заряжены и мотивированы на работу, можно отнести:

  • оптимистичность — мотивированные люди заранее уверены, что их план исполнится, а результат получится отличным;
  • настойчивость — препятствия для них не становятся неразрешимой задачей;
  • активность — много энтузиазма, помогающего не останавливаться на пути к цели;
  • концентрация — люди не отвлекаются на мелочи, двигаясь к цели;
  • уверенность — такие люди осознают себя как целостную личность с проблемами и недостатками, умеют использовать сильные стороны и прорабатывать слабые.

В психологии

Психология — это наука, изучающая влияние мотивации на желания, потребности и состояние человека. Существуют разные концепции в психологии о возникновении мотивации. Например, бихевиоризм говорит, что потребность возникает при отклонении организма от идеала. Если человек голоден, у него появляется мотивация вернуться к идеалу, то есть к сытости, и в данном случае его главной движущей силой становится желание поесть.

Психоанализ предлагает рассматривать мотивы как часть бессознательных процессов, основанных на инстинктах и боязни смерти. Здесь значительная часть мотивации строится на страхе и его избегании.

В менеджменте

Менеджмент призван побудить людей к работе, а поэтому ищет оптимальные способы формирования мотивации для коллектива. Теории этого направления разделяются на:

  • содержательные — сфокусированы на человеческих потребностях и побуждают людей к определенным действиям;
  • процессуальные — изучают факторы, влияющие на степень мотивированности.

Формируемый с помощью этих двух направлений подход должен решать ряд задач:

  • повышать удовлетворение сотрудников от работы;
  • вырабатывать поведение для достижения необходимых результатов;
  • подбирать персональные решения для каждой категории сотрудников с целью повышения личностной мотивации.

В экономике

Экономическая теория по-разному смотрит на мотивирование человека в процессе труда. Исследование мотивации на предприятии всегда неразрывно идет с показателями вовлеченности сотрудников и степенью эффективности работы компании. Финансовое поощрение не всегда дает положительные результаты в этом направлении. С экономической точки зрения на производстве выгоднее создавать нематериальные стимулирующие положения:

  • моральное поощрение;
  • комфортную обстановку;
  • доверительную атмосферу;
  • социальные гарантии.

При использовании сразу нескольких методов сотрудники охотнее выполняют свои обязанности, чем при работе исключительно за материальное вознаграждение.  

Применение в разных сферах

Психологи выделили разные способы мотивации, которые можно эффективно использовать в работе, отношениях и т. д. К наиболее эффективным относятся методики, применяемые в психологии, менеджменте, экономике.

В психологии

Методики:

Самовнушение — процесс, с помощью которого человек самостоятельно воздействует на свою психику. Основная цель — изменение поведения, поступков, убеждений, интересов. С помощью самовнушения человек может сделать свое поведение несвойственным. Чтобы метод сработал, необходимо подготовить список установок, утверждений, которые кажутся правильными. При составлении утверждений нельзя использовать частицу «не».
Аффирмации — выражения или небольшие тексты, с помощью которых можно оказать влияние на человека на психологическом уровне. Чтобы аффирмации сработали, нужно разделить чистый лист бумаги на две части. Слева написать негативные утверждения, которые вызывают страх, тревогу, справа — положительные

Важно подробно расписать негативные утверждения, чтобы выявить скрытые страхи. После этого необходимо разрезать лист на две части, сторону с положительными аффирмациями постоянно носить с собой, зачитывая их каждый день.
Самомотивация — стремление, желание продолжать деятельность при потере естественной мотивации. Нужно постоянно искать причины, которые заставят продолжать действовать, чтобы не опускать руки.

Нужно постоянно искать причины, которые заставят продолжать действовать, чтобы не опускать руки.

В менеджменте

Методики мотивации, применяемые в менеджменте:

  1. Экономические — материальное стимулирование. К ним относятся — повышение заработной платы, материальная помощь, премии, ссуды.
  2. Неэкономические — морально-психологические или организационные. К ним относится похвала, поддержка, одобрение, доверие, уважение, порицание, перспективы к дальнейшему росту, делегирование полномочий, задач.

Разница между внешней и внутренней мотивацией

Иногда границы между двумя типами мотивации стираются. Трудно определить, где заканчивается влияние внешних факторов и начинается собственная потребность. В конце концов, личные приоритеты человека формировались под влиянием внешней среды, а значит, тоже отчасти относятся к внешним факторам.

Также сложно определить, какая из двух разновидностей более эффективна. Для каждого конкретного случая ответ может отличаться. Для одного типа личности жизнь теряет краски, если его не хвалят. Похвала и поощрение действуют на таких людей как сильнейший энергетик. Человек продолжает трудиться с удвоенной силой, только бы еще раз подтвердить положительную оценку у значимых для него экспертов. При этом внутреннего побуждения выложиться на работе на сто процентов у такого человека, как правило, нет.

Для иного чрезмерное поощрение становится поводом сбавить обороты. Если все довольны, то зачем перерабатывать

В этом случае важно, чтобы у человека была сильная внутренняя мотивация – это даст ему стимул продолжать двигаться вперед

Задача хорошего руководителя – подобрать ключик к каждому члену команды. Индивидуальный подход позволяет «расшевелить» всех сотрудников.

Многие психологи полагают, что внутренняя мотивация сильнее. Отчасти это действительно так – собственные стремления всегда значат больше, чем ожидания посторонних. Однако в жизни каждого человека бывают этапы, когда он растерян, подавлен и сам не знает, чего хочет. В этом случае на помощь приходят внешние побудительные причины, которые не дают опуститься и выпасть из реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector