Что делать, чтобы прокачать креативное мышление, и как ему помогает критическое

Содержание:

Признаки креативности

Гилфорд выделяет четыре признака.

1. Беглость

Беглость – количество разных идей, выдаваемых человеком за небольшой промежуток времени по одному и тому же поводу. Например, человеку говорят: назови как можно больше профессий на букву «П» за одну минуту. Чем больше названо, тем выше беглость.

2. Гибкость

Гибкость – способность выдавать по одной проблеме разные непохожие идеи.

Проведём экспресс-исследование. Пример. Я назову 2 слова «газета» и «верблюд» и засеку 3 минуты. Вы за эти 3 минуты запишете как можно больше вопросов, включающих оба этих слова.

  • Что написано в газете про верблюда?
  • Сколько потребуется газет, чтобы упаковать верблюда для пересылки?
  • Почему читая газету ты сутулишься как верблюд? И т. д.

А теперь само исследование. Я даю слова «река» и «банка» В течение трёх минут пишутся ответы.

Проанализируем вопросы. Предположим: они все время начинаются с «можно ли». Вопросов может быть много, но это будет одна и та же вопросительная форма. То есть беглость будет высокая, а гибкость низкая, потому что используется один шаблон. Гибкость выше, чем больше разных вопросительных форм используется человеком: что, почему, зачем, можно ли, когда, куда, откуда.

С помощью этого простенького задания мы можем (на глазок, конечно) оценить беглость и гибкость креативного мышления подростка, к примеру. Количественные показатели беглости разные для разных возрастных групп. Но в целом за 3 минуты люди придумывают порядка 12 вопросов. А вот признак хорошей гибкости более конкретен. Человек умудрился придумать вопросы, используя 5 и более вопросительных форм – это высокий показатель гибкости креативного мышления.

3. Оригинальность

Оригинальность – новизна, что-то, чего не делают все остальные. Иногда думают, что именно оригинальность – главное качество креативности. На самом деле это не так. потому что всегда возникает вопрос: это твоя оригинальность или показатель определённой «ненормальности»?

Пример. В эксперименте по развитию дошкольников 6 лет был задан вопрос: на что похож воздушный шарик. Самый банальный ответ: на мячик. Но появятся и оригинальные ответы, встречающиеся очень редко. Есть такая норма- в 95 случаях из 100 они не встретятся. Примеры ответов: воздушный шарик похож на барабан, змею, крокодила и др.

Механически их можно было бы отнести к оригинальным ответам. Как узнать, эти ответы на самом деле оригинальные или это проявление патологический отклонений в области мышления? Для проверки ребёнка просят аргументировать утверждение. Если он говорит, например, что шарик похож на барабан потому что внутри его тоже воздух, то это оригинальное сравнение

Ребёнок обратил внимание на те вещи в шарике (объём), оставшиеся за пределами внимания других детей. Если он отвечает: не знаю, мне так показалось, ответ признают случайным

Серия таких ответов должна насторожить. Именно поэтому оригинальность никогда не может рассматриваться как самостоятельный и главный признак креативного мышления. Она всегда выступает в тандеме с разработанностью.

4. Разработанность

Разработанность – выбор из множества идей. Как говорил Пуанкаре: идей много, но ни одна из них не работает. Селекция на работоспособность идей.

Уважайте других

Неважно каким талантливыми вы будете. Если вы не будете уважать своих коллег, то у вас никогда не получиться завоевать их доверие и уважение.
Если же вы будете проявлять уважение к каждому сотруднику, то ваш авторитет возрастет

Джейн Даттон, профессор бизнес школы имени Стивена Росса, которая провела исследование на тему влияния взаимного уважения на креативность, утверждает:

“Наши исследования доказывают, что уважение не только способствует общению, но и развивает креативность.”

Создав дружественную атмосферу на работе не только вы, но и все сотрудники начнут мыслить более креативно.

Креативное мышление и лидерские качества – это как раз то, что работодатели хотят видеть в своих сотрудниках. Начните использовать эти 19 советов в своей работе и вы увидите изменения не только в себе, но и в своих коллегах.

Автор — Christina Sanders

Перевод статьи  — 19 Ways to Use Creative Thinking in the Workplace to Up Your Credibility via Клубер

Фото — sabtrends.com

10 заданий на развитие творческого мышления

  1. Опишите свою работу (семью, подругу, любимый сериал) в 100 словах.
  2. Возьмите свой любимый афоризм и на его основе напишите собственное произведение (в стихах или прозе не имеет значения).
  3. Напишите небольшую сказку (8-10 предложений) о пустом графине.
  4. Придумайте 20 причин научиться языку жестов.
  5. Перечислите 5 вещей, на которые вам не жалко потратить последние 1000 рублей.
  6. Дайте инструкцию в письменном виде любимой собаке (попугаю, кошке), как нужно танцевать румбу.
  7. Вы возвращаетесь домой с работы, дверь вашего дома нараспашку. Назовите 20 (включая самых невероятных) причин, почему это произошло.
  8. Напишите меню на день для своего злейшего врага.
  9. В 200 словах опишите идеальное место для отдыха.
  10. Напишите письмо себе в прошлое (например, когда вам было 5 лет) и письмо в будущее (себе, 60 летнему).

Творческое мышление необходимо человеку. Нужно лишь немного времени и желания, чтобы развить это качество.

5 2 votes

Рейтинг статьи

Развитие креативного мышления — 8 способов

Креативное мышление – навык, который пригодится любому человеку, вне зависимости от возраста и занимаемой должности. При желании его можно развить и улучшить, выполняя определенные упражнения.

1 — Откажитесь от шаблонов

Для начала откажитесь от решения проблемы стандартным методом. Если хорошо подумать, наверняка, можно найти множество способов выхода из ситуации, в число которых будет входить наиболее легкий и оптимальный.

2 — Избавьтесь от ограничений

Неудачники не могут генерировать новые творческие идеи. Наличие страхов, сомнений, негативных подсознательных установок никак не способствуют творческому началу. Необходимо проанализировать, что блокирует креатив именно у вас. Не исключено, что негативные установки и страхи берут свое начало в детском возрасте.

3 — Восстановите настрой

Постарайтесь достигнуть позитивного настроя, внутреннего спокойствия, повысить самооценку. Вспоминайте только успехи и достижения, концентрируйтесь на положительных моментах в жизни. Можно применять медитативные практики, заняться йогой или даже посетить психолога.

5 — Нестандартное применение

Найдите нестандартное применение любому предмету. Например, из обычного полиэтиленового пакета можно сделать бахилы или плавательную шапочку.

6 — Чтение наоборот

Попробуйте читать слова не слева направо, а наоборот, справа налево или книгу с конца, начните изучать иностранные языки.

7 — Рисование

Нарисуйте одинаковые крестики, кружочки, треугольники, квадраты и попробуйте превратить это в осмысленную картинку.

8 — Поиск образов

Находите в предметах образы. Что вам напоминает найденная
веточка или проплывающее на небе облако? Проявляйте фантазию.

Что такое творческое мышление

Творческое мышление — это разновидность мышления, позволяющая создавать качественно новый продукт или принимать оригинальные решения. Творческое мышление связано со способностью человека видеть мир немного по другому, различать возможности и перспективы там, где другие бы ничего не заметили.

Важным компонентом творческого мышления является воображение — умение фантазировать, придумывать. Также значительную роль играет и образное мышление – умение визуализировать свои мысли, чувства, эмоции.

Психология творческого мышления несколько отличается от привычного восприятия реальности. Там, где обычные люди видят облака, кто-то обнаружит «белогривых лошадок». Но именно благодаря этим «чудакам» в нашем мире появляются очередные Мона Лиза и Евгений Онегин, на смену пирамидам приходит Эйфелева башня, а космические корабли начинают бороздить просторы Вселенной.

Природа творческого мышления досконально не изучена. Возможно, эти способности закладываются еще на генетическом уровне и передаются от предков. Нельзя отрицать и влияния информационного поля нашей планеты. Вполне вероятно мозг человека построен по принципу радиоприемника, улавливая определенную частоту сигналов из космоса. В данном случае психология творческого мышления плавно перетекает в эзотерику, открывая духовную сферу человека.

Как бы там ни было, творческое мышление можно развивать и усиливать. Об этом и поговорим далее.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Хотя основоположник теории — советский ученый Генрих Альтшуллер — разрабатывал ее для решения технических задач, она отлично подходит для любого креатива.

ТРИЗ утверждает (а жизнь не опровергает), что развитие любых систем постоянно утыкается в тупики — противоречия, которые на первый взгляд кажутся неустранимыми. Допустим, мы хотим разработать систему, которая позволит людям передавать развернутые текстовые сообщения в ситуации, когда у них в буквальном смысле заняты руки. Противоречие? В ТРИЗ для такого случая есть несколько приемов.

Например, прием экранирования предлагает использовать вариативность во времени. На срочные запросы можно отвечать готовыми текстовыми шаблонами, а подробности излагать позже.

Но идеальное конечное решение (ИКР) — это когда системы вообще нет, а ее функция выполняется. Например:

  • системы образования нет, а люди образованны — p2p-обучение;

  • такси нет, а пассажиры доставлены — шеринговые сервисы;

  • программистов нет, а игра написана — готовые игровые движки.

Для этого существует прием свертывания — совмещение функций нескольких систем в одной. В нашем примере это система распознавания голоса, которая делает так, что сообщение как бы печатает (и отправляет) себя само.

О принципах

Вам может показаться, что я какой-то необычный художник, и это неудивительно: свое первое образование я получил в области компьютерных технологий и вычислительной техники в Барселоне. Я не сразу обратился к тому, чем занимаюсь сейчас, но хочу порассуждать на тему того, что люди очень часто не уделяют достаточно внимания процессной части своей работы.

У нас в Production Club есть особые принципы, которые я сам в какой-то момент сформулировал, и о них мы сегодня будем много говорить.

Во-первых, я утверждаю, что искусству и технологиям полезно пересекаться друг с другом чаще. Есть люди, которые говорят: «Я человек искусства, все эти технологические штуки не для меня». Или, наоборот, другие: «Я человек инженерного склада ума, поэтому все эти художества мне непонятны». Конечно, это какое-то совершенно неживое разделение. Мне кажется очень важным сначала придумать концепцию и только потом продумать возможный вариант ее реализации, не отталкиваться от конкретных технологических решений.

У Миядзаки был прекрасный фильм пару лет назад, где та же самая мысль была сформулирована примерно следующим образом: вдохновение открывает перед нами будущее, а технология в какой-то момент догоняет вдохновение. Наш опыт показывает, что мы всегда находим способ реализовать свои фантазии.

Дальше — принцип мультидисциплинарности: у нас в компании есть и архитекторы, и дизайнеры, и графические дизайнеры, и продюсеры. Также мы работаем в очень мультикультурной среде, и это дает нам массу преимуществ.

Наконец, мы стараемся не просто думать, но думать лучше, критичнее, креативнее и латеральнее. Я не утверждаю, что мы успешно решаем какие-то важные проблемы современного мира, но утверждаю, что большинство людей вообще плохо думает, и мы пытаемся этот недостаток исправить хотя бы в своей работе.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку

Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Упражнения для развития креативного мышления у взрослых

В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:

  • нестандартный подход;
  • онлайн тренажеры мозга;
  • игры.

Нестандартный подход

Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.

Онлайн тренажеры мозга

При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:

  1. Таблица Шульте;
  2. Анаграммы;
  3. Пятнашки;
  4. Таблицы Горбова и т.д.

Таблица Шульте

Игра «Белогривые лошадки»

Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.

Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.

Методы создания креативной среды

В целом, для создания креативной среды нами использовались следующие основные подходы:

  1. методы выявления мнений работников предприятия (интервью, анкетирование, выборочные опросы, экспертиза);
  2. тренинг генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловая игра «Инновации» и игровые ситуации по диффузии нововведений);
  3. методы оценки (оценка продукта, оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок, оценка организационно-технического уровня производства, оценка потенциальных затрат предлагаемых проектов, метод деревьев значимости, оценка порога рентабельности, диагностика риска и шансов, оценка эффективности инноваций);
  4. аналитические тренинги (навыки системного анализа, написание сценариев, примеры сетевого планирования, функционально-стоимостной анализ, игра «Экономический анализ»);
  5. техники принятия решений (экономико-математические модели, таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив, деловая игра «Креативность»);
  6. технологии прогнозирования (экспертные подходы, метод экстраполяции, средства аналогии, метод Дельфи, регрессионный анализ, эконометрические и имитационные модели);
  7. способы наглядного представления идей и проектов (графические модели, физические модели, должностные описания и инструкции, игровые символы и метафоры);
  8. развитие способностей аргументации (игровые презентации, ведение условных переговоров, тренинг «Коммуникативность» и др.).

В рамках вышеописанной программы «Высота» с персоналом работали как свои, так и приглашённые тренеры. Лучшие идеи поощрялись не только морально, но и материально (премии «за лучшую идею», «за лучшую презентацию», «за нестандартное решение проблемы» и т.д.).

В ходе реализации программы были сформированы банки данных по новым возможным продуктам предприятия, современным бизнес-технологиям, моделям продаж и т.д.

Применение вышеописанных подходов позволило вооружить персонал предприятия необходимыми современными знаниями и навыками, проявить их инновационный потенциал, создать условия для успешного развития инновационной активности фирмы.

Таким образом, направление развития креативных способностей персонала предприятия можно признать перспективным и интересным направлением совершенствования бизнеса, реальным способом капитализации современной компании.

А вы хотите создать креативную среду на предприятии? Тогда мы идём к вам!

Поделиться с друзьями

Этапы развития креативного мышления

Каковы основные этапы развития креативного мышления в жизни человека?

  1. Этап «первичной креативности». Он изначально заложен в человеке с рождения как способность жить, не ограничивая себя рамками. Максимум развития в 3-5 лет.

Взрослые наблюдают в этом возрасте проявления первичной креативности: огромное количество рисунков, сочинение сказок, продолжение их, придумывание сюжетных игр и т. д. к школьному возрасту и в начале его следует закономерный спад креативных возможностей детей, обусловленный их пониманием, что жизнь ставит рамки, взрослые требуют поведения в этих рамках. Например, ребёнок рисует не так как хотел, а по технологии, данной взрослыми. Не нужно изобретать, уже есть готовое. Чем точнее я ему следую, тем выше меня оценят. Спад продолжается всю начальную школу.

2. Этап «вторичной креативности» — осознанная, воспитанная в себе способность к созданию чего-то нового – проявляется только в подростковом возрасте, когда ребёнок осознаёт свою индивидуальность, отличие от других.

Механизмы первичной креативности ребёнка – ощущение свободы выбора способа и результата той деятельности, которой он занимается. По первичной креативности дети не сильно друг от друга отличаются. Она примерно одинакова у всех. Различия начинают проявлять в школе, когда дети начинают контролировать свою креативность, как не нужную, бесполезную, порой осуждаемую сверстниками. Ребёнок осознаёт: моё креативное действие может иметь последствия, давай-ка я не буду его осуществлять.

Есть несколько примеров, когда спад креативности к школе пытались преодолеть искусственно, специально развивая перечисленные выше качества. Обследовали ребёнка. Делали вывод: недостаточно креативность развита. Давайте преодолеем возрастную закономерность и будем развивать его. Результат-то был. Но процесс сопровождался невротизацией ребёнка. Ему самому было тяжело, потому что это не было его собственной потребностью. Ему было просто не интересно.

Если самому ребёнку в младшей школе не интересно, как можно одно и тоже дело делать разными способами, то заставлять его учиться этому скорее путь к невротизации, чем развитию креативности. Ему можно показать. Но необязательно ждать, что младший школьник будет вам следовать, и тем более заставлять его.

Психолог Микляева А.В. приводит пример из практики. Учительница привела к ней первоклассника, утверждая, что он боится классной доски. У психолога возникают гипотезы. Первая: может быть ребёнок боится отвечать у доски? Проверка показывает- это не так. Вторая: может он стесняется, когда все смотрят на него у доски? Опять нет.

Ситуацию прояснила мать мальчика. Оказалось, что мальчик одарён способностью к рисованию (по мнению мамы), но в последнее время она стала как-то затухать. Тогда мама придумала, как можно стимулировать процесс. Она купила несколько альбомчиков по 10 листов. Ежедневно мама выдавало сыну один альбом. Ребёнок был обязан нарисовать 10 рисунков, хотел он этого или нет. Мальчик стал бояться этих альбомов. Более того произошёл перенос: чистая классная доска стала восприниматься также: сколько на ней могут заставить нарисовать. Вместо развития творческих способностей мама получила невроз у сына.

Итак

Развитие креативности до подросткового возраста заключается в том, чтобы ребёнку можно и нужно показывать, что есть разные способы выполнения одной и той же задачи. Знакомить, что поведение бывает гибким. Но это должно быть на уровне демонстрации показывающей: разнообразие — это не страшно. Так бывает, и это нормально.

А вот применительно к подростковому возрасту начинают работать закономерности другого порядка, обусловленные появлением возможности понять, чем он отличается от других людей, и чем его способы деятельности отличаются от всех остальных. Креативность как черта личности появляется только у подростков.

Но как же все-таки развивать так необходимое по жизни креативное мышление Продолжение следует…

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления

Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре

Этих характеристик всего четыре.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Упражнения для развития креативности

Каждый человек способен развить креативное мышление. Способность воспринимать жизнь творчески благоприятно сказывается на работоспособности, профессиональной успешности, улучшает личную жизнь, способствует скорому разрешению конфликтов, является залогом личностного роста.

Креативность мышления развивается если:

развивать восприятие, внимание, воображение, память;
заниматься творчеством;
загружать работой правое полушарие головного мозга.

Также существует множество специальных упражнений, развивающих креативность.

Упражнения, развивающие креативность:

  1. Упражнение «5+5». Придумать любое слово (существительное) и написать пять прилагательных, описывающих его. Теперь нужно придумать пять других прилагательных, которые, напротив, никак не должны подходить к выбранному существительному.
  2. Упражнение «Безумный дом». Выбрать десять случайных слов (существительных). Теперь нужно представить себя архитектором, которому заказали создание проекта дома, который бы включал все характеристики десяти предметов (выбирается одна характеристика для каждого предмета). Эти предметы – придуманные в начале упражнения слова. Нарисовать свой шедевр на бумаге.
  3. Упражнение «Клипмейкер». Слушая музыку, песню или просто прислушиваясь к окружающим звукам, представить себя клипмейкером, то есть придумать по ходу звучания композиции клип. Картинки, возникающие в воображении, должны быть не логически спроектированными, а основанными на сиюминутно возникающих ассоциациях и эмоциях.

Чтобы развить способность креативно мыслить, нужно ежедневно учиться видеть новое в привычном старом, быть готовым и открытым к неожиданностям, внимательным и любознательным.

Создавать нечто свое, уникальное, авторское в воображении, а потом воплощать задуманное в жизни – приятное и полезное занятие.

Ждем Вашей оценки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector