Принятие и вступление в силу федеральных законов
Содержание:
- Главные признаки ФЗ
- Когда вступают в силу постановления Правительства РФ
- Наложение вето президентом РФ
- Порядок принятия закона в РФ
- Общая информация по ФЗ
- Порядок принятия ФЗ
- ФЗ и Кодексы
- Об авторе проекта: Ирина Яровая
- Акты Правительства РФ: общие положения
- Чем грозит закон гражданам РФ
- Опубликование и вступление в силу НПА
- Когда вступает в силу «закон Яровой»?
- Особенности вступления в силу отдельных актов Правительства РФ
- Кто разрабатывает законопроект
- Сферы современного законодательства
- С момента наступления какого события закон вступает в силу
- Отличия ФЗ и ФКЗ
- Сложности в определении даты публикации
- Специфика действия правовых актов во времени
Главные признаки ФЗ
Чтобы понять и разобраться с тем, что такое ФЗ, стоит изучить характеристики и особенности установленных нормативных актов. Вот самые главные признаки:
- Наличие четкой юридической силы.
- Оказание прямого влияния на отношения в обществе через специальные координированные методы.
- ФЗ — это продукт нормотворческого вида деятельности, он имеет особую структуру.
- Каждый отдельный закон имеет четкое название.
- В общей части присутствуют специальные систематизированные нормы.
- Каждый ФЗ касается строго одной конкретной общественной области или ее определенной части.
- В одном законе не могут сочетаться две юридические сферы.
Когда вступают в силу постановления Правительства РФ
Когда вступают в силу постановления Правительства РФ? Это связано с характером акта (о чем он), датой принятия и опубликования.
Ч. 7 ст. 5 закона № 4-ФКЗ, определяет порядок вступления в силу постановлений Правительства РФ. Она указывает: постановления, касающиеся прав личности, не могут вступить в силу ранее даты их опубликования. Остальные ПП вступают в силу с даты подписания. При этом само Правительство может установить иной порядок вступления в силу постановлений, не связанных с правами человека.
Согласно п. 6 указа № 763 постановления, связанные с правовым статусом личности, а также определяющие статус федеральных органов исполнительной власти и организаций, вступают в силу после 7 дней с момента их официального опубликования.
Хотите точно знать, когда нужное постановление вступило в силу? КонсультантПлюс обеспечивает такую возможность — к каждому документу есть справка, где указана точная дата вступления в силу постановления, а также его последней редакции. Оформляйте бесплатный доступ в КонсультантПлюс на 2 дня, чтобы лучше познакомиться с возможностями системы. Если хотите пользоваться ею на постоянной основе, закажите прайс-лист.
Согласно п. 2 указа № 763 опубликование является официальным, если оно осуществлено в одном из следующих изданий:
- «Российской газете»;
- Собрании законодательства РФ;
- на сайте www.pravo.gov.ru.
П. 2 указа № 763 уточняет, что постановления Правительства РФ публикуются в течение 10 дней с момента подписания. При этом согласно ст. 6 указа № 763 для исчисления даты вступления в силу берется дата первого опубликования в одном из перечисленных выше изданий.
Наложение вето президентом РФ
Внимание! Вето считают инструментом сохранения прочного баланса государственной власти. При его применении отклоняют различные абсурдные законопроекты, принятые Парламентом РФ.. При наложении вето президент не ставит личную подпись на ФЗ
Соответственно, документ не вступает в юридическую силу. Отклоненный законопроект возвращают федеральным законодателям на повторное парламентское рассмотрение и внесение необходимых поправок
При наложении вето президент не ставит личную подпись на ФЗ. Соответственно, документ не вступает в юридическую силу. Отклоненный законопроект возвращают федеральным законодателям на повторное парламентское рассмотрение и внесение необходимых поправок.
Важно! Согласно ч. 3 ст. Конституции РФ, вето преодолевают в том случае, если за ФЗ в 1 редакции голосует более 2/3 депутатов нижней палаты Парламента РФ и более 67% сенаторов Совфеда.. В этой ситуации глава государства подписывает новый ФЗ за 1 неделю
В этой ситуации глава государства подписывает новый ФЗ за 1 неделю.
Порядок принятия закона в РФ
Порядок принятия Федеральных законов в РФ регулируется и регламентируется Правительством Российской Федерации и Федеральным собранием. Принятие происходит при помощи голосования в Государственной Думе. В случае, если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, он будет принят. Проекты Федерального масштаба должны быть одобрены Советом Федерации. Так вступил в силу закон о госслужбе. Подробности
Схема принятия законов в РФ:
- Первым делом закон составляется. Он может быть составлен Президентом России, Верховным, Конституционным или Высшим судом, депутатами Гос. Думы, Правительством России или Советом Федерации. (ФЗ о конституционном суде в РФ читайте );
- Затем в трех этапах ФЗ анализируется депутатами Гос. Думы. Во время первого этапа депутаты рассматривают общие положения, основные принципы, цели и задачи. Во время второго этапа рассматриваются дополнительные положения, вносятся дополнительные нюансы и детали, корректировки. Во время третьего этапа проходит голосование и законопроект одобряется или не одобряется Правительством РФ или Гос. Думой;
- Обязательно при принятии каждого закона проходит голосование депутатов в Гос. Думе. Депутаты голосуют «за» или «против» него. Если большинство депутатов проголосовало «за» принятие, то он передается на рассмотрение Совету Федерации. В случае срочных Федеральных законов достаточно голосов трех или четырех человек «за» и он будет принят;
- ФЗ принят в случае, если голосов на заседании Совета Федерации больше половины. В случае Федеральных конституционных законов количество голосов во время голосования должно превысить 70% для вступления в силу. Совет Федерации одобряет или отклоняет законопроект в течение 14 дней. В случае, если он был отклонен, его отправляют обратно в Гос. Думу для повторного рассмотрения или внесения поправок;
- Когда закон прошел все инстанции и каждый совет принял его, он передается Президенту Российской Федерации. Президент в течение 14 дней проверяет его, рассматривает и в конце подписывает или отклоняет и отправляет обратно. Документ снова должен пройти через Государственную Думу для повторного голосования и внесения необходимых изменений. Если повторно закон набрал более 66% голосов в Гос. Думе, то он принимается без согласия Президента, он обязан подписать его в течение семи дней;
- Президент ставит подпись на документах законопроекта и в течение недели он должен быть открыто опубликован и передан в СМИ. А в течение десяти дней ФЗ вступает в силу.
При публикации и принятии Федерального закона ему присваивается идентификационный номер, буквы «ФЗ» и дата его подписания Президентом. Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ №324
О ФЗ 25 в последней редакции читайте
Кто разрабатывает проект закона?
Проекты законов РФ рассматриваются и разрабатываются Правительством Российской Федерации. После разработки проекта он отправляется вместе со всей документацией в Государственную Думу для проведения голосования.
Среди необходимых бумаг, отправляющихся вместе с ФЗ в Гос. Думу:
- Отчет экономической и финансовой составляющей вместе с предварительной информацией о социальной стороне, прогнозами и анализом;
- Дополнительные бумаги, в которых составлены сведения об изменениях или поправках, необходимых для принятия или положениях, анализ и изменения которых нужно произвести;
- Бумаги с оформленными отчетами и информацией о финансовой составляющей государства в будущем году;
- Документы с исполненным или подлежащим исполнению минимумом бюджета за прошлые кварталы.
Согласно Конституции Российской Федерации объекты законодательных инициатив имеют право предлагать и подавать документы на рассмотрение для внесения изменений в определенные положения Федеральных законов. В случае, если по предоставленным документам социальная статистика и предполагаемый бюджет на будущий год выше, чем есть на самом деле, то есть социальная и экономическая составляющая снижаются, проводится анализ примерного дохода на будущее по Федеральному бюджету.
О последних изменениях в ФЗ 220 читайте
Когда законодательный акт вступает в силу?
Согласно последовательности принятия закона в РФ по Федеральному закону номер 5 о публикации и вступления в силу федеральных конституционных проектов, ФЗ и актам палат Федерального Собрания, он вступает в силу в момент одобрения его Государственной Думой. Но по настоящему положению вещей закон вступает в силу только через 10 дней после подписания бумаг Президентом России.
Согласно ФЗ номер 5, Конституционные проекты считаются принятыми и вступают в силу после одобрения его членами Парламентом России. В этот момент законопроект получает юридическую силу.
Общая информация по ФЗ
Россия – это страна, которая имеет романо-германский тип правовой семьи. Говоря иными словами, главная роль в государстве отведена постановлениями официальной исполнительной и законодательной власти.
Максимальной юридической силой наделена Конституция современного государства. Она состоит из главных девяти глав. Из них восемь регулируют основные политические и общественные области деятельности человека. Каждая из глав формируется на базе установленных нормативов и конституционных законов.
Далее по значимости идут обычные ФЗ. По сути это принятые на государственном уровне нормативные акты, которые издаются представительными органами. Они всегда очень тщательно проверяются судами и официально подписываются главой страны.
Что касается области действия и распространения, то ФЗ регулируют самые главные сферы деятельности. Речь идет о таких областях:
- Образование;
- Медицина;
- Отдельные правовые отношения граждан.
Порядок принятия ФЗ
Суть законотворческой операции регулируется Конституцией. Здесь прописано, что издавать ФЗ имеет право только определенный представительский орган. Речь идет о Парламенте или Федеральном собрании. После издания каждый новый закон проходит такой путь:
- Идея о принятии и формировании определенных законов выдвигается в специальной нижней палате Парламента. Это всем известная Государственная Дума.
- Если выдвинутая идея одобрена, формируется первый законодательный проект. Его в обязательном порядке рассматриваются в трех последовательных чтениях.
- В первом и втором чтении выявляются проблемные участки и возможные ошибки.
- В третьем чтении проводится голосование за реализацию закона или его неприятие.
- Если две трети ответственных лиц голосуют за то, чтобы принять закон, проект отправляется в Совет Федерации для рассмотрение.
Именно Совет Федерации или верховная палата парламента принимают окончательное решение по закону.
Совет Федерации и его роль
В данной палате сенаторы принимают решение по дальнейшей судьбе нового законного положения. Если в голосовании проект принимается, его отправляют в Верховный и Конституционный суд. Здесь новый закон проверяется на предмет соответствия установленным нормам.
В завершении новый принятый закон подписывается главой страны. Президент имеет полное право отклонить его, наложить вето. Подобный запрет можно аннулировать повторными чтениями и проведением голосования. При этом должно присутствовать большее число парламентариев, голосующих за реализацию нового акта.
ФЗ и Кодексы
Рассматривая вопрос о ФЗ, нельзя не упомянуть о кодексах. Это нормативные акты, каждый из которых идеально регулируют определенную общественную область. Сегодня присутствует несколько кодексов:
- Уголовный;
- Гражданский;
- Семейный;
- Трудовой;
- Налоговый;
- Бюджетный.
Чтобы понять суть действия и формирования кодекса, можно рассмотреть Гражданский. Это достаточно серьезный продукт юридического труда. Он состоит из отдельных четырех частей. Каждая из них принимается строго по отдельным ФЗ.
Например, четвертая часть была официально принята в 2006 г. Она регламентирует нормы, связанные с интеллектуальным правом. То есть в середине декабря ответственные лица рассмотрели и подписали ФЗ No 230. Именно он послужил официальным началом применения 4-ой части ГК.
Об авторе проекта: Ирина Яровая
До начала политической карьеры она была сотрудником органов прокуратуры, в которых работала до 1997 года, пока не получила место в совете народных депутатов на Камчатке. До 2007 года она перешла из партии «Яблоко», в «Единую Россию». В ней она входит в Генеральный Совет.
В Госдуме ее деятельность началась в 2007 году. Она стала автором и соавтором большого количества законопроектов, в том числе знаменитого «пакета».
Сейчас Ирина Яровая занимает должность заместителя председателя Государственной думы.
За все время нахождения в Государственной думе Яровая являлась инициатором более 100 законопроектов, но известность из них получило только несколько, в том числе и закон о противодействии терроризму, который был разработан совместно с сенатором Виктором Озеровым.
Акты Правительства РФ: общие положения
Акты Правительства РФ нормативного характера — подзаконные. Однко это не единственные акты, которые издает Правительство.
Место актов Правительства в иерархии нормативных актов в РФ, их виды и особенности, а также специфика вступления в силу определены, в частности, в следующих документах:
- законе «О Правительстве РФ» от 06.11.2020 № 4-ФКЗ (далее — закон № 4-ФКЗ);
- Указе Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу…» от 23.05.1996 № 763 (далее — указ № 763).
Согласно ч. 1 ст. 5 закона № 4-ФКЗ Правительство РФ издает свои акты во исполнение документов вышестоящего значения, таких как законы и указы Президента. После издания акта Правительство обеспечивает его исполнение.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 закона № 4-ФКЗ акты Правительства подразделяются на 2 основных вида:
- Постановления Правительства РФ — акты нормативного характера.
- Распоряжения Правительства РФ — акты оперативного, текущего, иного ненормативного характера.
Акты Правительства характеризуются следующим:
- порядок их принятия определен Регламентом, утв. постановлением Правительства от 01.06.2004 № 260;
- они обязательны для исполнения (ч. 6 ст. 5 закона № 4-ФКЗ);
- они подписываются председателем Правительства (ч. 4 ст. 5 закона № 4-ФКЗ);
- они могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 8 ст. 5 закона № 4-ФКЗ).
О классификации полномочий Правительства РФ читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Чем грозит закон гражданам РФ
- ряд религиозных верований и организаций не запрещен, но при этом распространять информацию о них лицам, которые не желают ее узнавать нельзя. Единственным вариантом считается наличие специального разрешения. Штраф составляет 50000 рублей для физического лица и 500000 рублей для юридического;
- операторы обязаны сохранять данные по клиентам, в том числе историю звонков и переписок, которые хранятся полгода, а также списки контактов до трех лет. Это влечет за собой лишние затраты, которые связаны с необходимостью накопления информации. В этом случае происходит повышение цен. Особого внимания удостоены провайдеры, которые должны полностью сохранять на указанные сроки всю историю клиентов, что также ведет за собой повышение цен на интернет;
- любая телекоммуникационная компания обязана расшифровать личную информацию пользователя для ФСБ. С помощью таких операций органы получают доступ к личным перепискам и всем процедурам с денежными средствами.
Совет по правам человека считает законопроект нарушением свобод, которые гарантированы Конституцией РФ. Кроме того, необходим дополнительный комплекс мер, который позволит устранить возможность взломов и доступа к личным данным клиентов третьих лиц по методу операторов и провайдеров.
Еще одним нововведением стал просмотр почтовых отправлений, то есть посылки должны быть досмотрены. Это влечет за собой расходы на почтовую связь для Почты России и ее клиентов, так как затраты будут частично переложены на них.
По закону подростки при достижении 14-летнего возраста могут быть привлечены к ответственности уголовного типа по 32 статьям. Ранее было всего 22. Добавился угон самолета, участие в массовых беспорядках и любые формы разжигания расовой или межнациональной ненависти в соцсети.
Дополнительно произошло ужесточение УК РФ по ряду статей, которые относятся к терроризму и экстремизму.
При вступлении в силу всех пунктов пакета законопроектов часть личных свобод граждан была ущемлена в целях безопасности общества и государства.
Опубликование и вступление в силу НПА
Требование об обязательной публикации нового принятого Госдумой федерального закона обусловлено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая прямо запрещает применять законы, официально не опубликованные для всеобщего сведения. Об этом же гласит ст. 1 закона № 5.
ВАЖНО! Федеральные законы вступают в силу с момента публикации их текста, который должен быть размещен на официальных ресурсах только в полном объеме. Усеченная или сокращенная публикация нового НПА не будет основанием для его вступления в силу
Специальный порядок вступления в силу, как правило, довольно прост для определения времени, с которого начинает действовать нормативный акт. Так, если в тексте нового закона указана конкретная дата, с которой закон подлежит применению, то с этой даты он и обретет силу. Также будет несложно определить начало применения закона, если в нем расписан порядок его вступления в силу. Но и при установлении специального порядка могут возникнуть затруднения с определением даты отсчета, как и в общем порядке.
Когда вступает в силу «закон Яровой»?
С 1.06.2018 вступила вторая часть законопроектов, которые связаны с хранением данных операторами. Но в этом случае большинству операторов дали подготовиться к постепенному переходу к хранению данных, так как этот процесс требует очень больших вложений.
В дальнейшем планируется рассмотреть ряд спорных моментов и изменить их. Это позволит устранить все недочеты и снизить нагрузку на операторов и провайдеров.
Пакет Яровой считается совокупностью двух законов, которые относятся к улучшению антитеррористической деятельности в стране. Все поправки уже вступили в силу, но ряд нововведений могут быть пересмотрены из-за высокого уровня экономической нагрузки на различные компании, которые предоставляют свои услуги.
https://youtube.com/watch?v=CkA-wy7C2-E%3F
Особенности вступления в силу отдельных актов Правительства РФ
В предыдущем разделе было рассмотрено вступление в силу постановлений. Другой вид правительственных актов (распоряжения), затрагивающие права и свободы гражданина, также вступают в силу не ранее дня их публикации.
При этом отдельные акты Правительства, не связанные с правами человека, как было отмечено, могут предусматривать специальные сроки для вступления в силу, обусловленные спецификой документа, например:
Согласно ст. 6 закона «О таможенном регулировании в РФ» от 03.08.2018 № 289-ФЗ акты о таможенном деле вступают в силу не ранее 30 дней после официального опубликования.
Особые сроки с 01.02.2021 установлены для вступления в силу положений нормативно-правовых актов Правительства РФ, устанавливающих обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью. Такие положения должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором (ст
3 закона «Об обязательных требованиях в РФ» от 31.07.2020 № 247-ФЗ).
Обратите внимание! Исключение из данного правила установлено для актов, принимаемых в целях предупреждения террористических актов, в период введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
***
Итак, Постановления Правительства РФ по общему правилу вступают в силу в момент принятия, за исключением тех, которые касаются прав человека, статуса органов госвласти и организаций. Для их вступления в силу установлен 7-дневный срок после опубликования.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Кто разрабатывает законопроект
Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:
- Финансовый краткий отчет;
- Социальный прогноз;
- Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года;
- Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году;
- Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.
Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ. Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.
Сферы современного законодательства
В настоящее время существует достаточно много федеральных законов. Не получится назвать точное их количество. Более того, каждый год принимается множество новых актов. Кроме того, назвать цифру сложно, так как многие законы постоянно ликвидируются, меняются, проходит их объединение и преобразование. По этой причине стоит упомянуть не только непосредственно про законы, но про определенные общественные регулируемые области.
Сегодня самым основным нормативным актом выступает Уголовный кодекс. Он регламентирует уголовные нормативы и дополняется всевозможными ФЗ. Например, изменения 2017 г были связаны с принятием ФЗ No 250.
В нем была прописана информация относительно устранения или дополнения определенных норм. Такие действия регулярно проводятся и области ГК. Например, в ФЗ No 147 ведется речь об изменениях отдельных статей Гражданского кодекса.
На основании данной информации можно сделать вывод, что современные ФЗ разделяются на две отдельные группы:
- Общие.
- Узконаправленные.
Первые напрямую касаются отдельной общественной сферы. Вторые представляют собой особые институциональные законы. Они предназначены для эффективного регулирования определенной узкой сферы. В качестве примера можно привести область образования.
Данная сфера регулируется ФЗ «Об образовании» РФ
При рассмотрении закона особое внимание уделяется наименованию, а особенно дате принятия
Число имеет более важное значение, так как номер мог уже учитываться ранее. Итак, аббревиатура закона по образованию выглядит таким образом — No 273-ФЗ от 29.12.2012
В качестве даты может быть не только число принятия, но последнего изменения
Итак, аббревиатура закона по образованию выглядит таким образом — No 273-ФЗ от 29.12.2012. В качестве даты может быть не только число принятия, но последнего изменения.
Структура ФЗ
Современные ФЗ состоят из глав, параграфов и отдельных статей. В каждой главе присутствует особая информация:
- Первая глава содержит общие положения – суть и предмет закона, варианты регулирования, общие принципы и основные понятия.
- В следующих главах описан объект общего повествования и связанные с ним факторы.
- В последней главе присутствуют окончательные положения, говорящие о принятии установленных нормативов. Также здесь прописаны даты принятия закона Государственной Думой и Советом Федерации.
С момента наступления какого события закон вступает в силу
Вступлению в силу федеральных законов предшествует наступление определенных условий:
- принятие их Госдумой;
- подписание главой государства;
- официальная публикация.
Чтобы понять, с какого момента можно применять нормативный правовой акт (НПА), необходимо проверить, когда закон вступает в силу и в каком порядке ее приобретает:
- по общим правилам;
- в специальном порядке.
В первом случае федеральный закон будет иметь силу по истечении 10 дней со дня опубликования в изданиях, признанных официальными источниками. Их перечень дан в ст. 4 закона «О порядке опубликования…» № 5-ФЗ (далее — закон № 5). Это:
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- Собрание законодательства РФ;
- «Российская газета»;
- «Парламентская газета».
Другой источник, где может быть размещен новый закон, — специальный интернет-ресурс «Официальный интернет-портал правовой информации».
Отличия ФЗ и ФКЗ
Многие путают данные два понятия. Федеральный закон достаточно существенно отличается от положений специального конституционного плана. ФКЗ в отличие от ФЗ закрепляют только общие устройства страны.
Все без исключения главы были сформированы после того, как в государстве приняли соответствующие ФКЗ. В них прописаны и закреплены следующие положения:
- Общее государственное устройство.
- Принятый политический режим.
- Вопросы, связанные с государственной атрибутикой.
Что касается федеральных законов, то они базируются исключительно на установленных конституционных нормах. Ни одно подобное положение не должно серьезно противоречить тем правилам, которые установлены в главном законодательстве страны и основных, закрепленных в государстве актах.
Еще одно отличие заключается в порядке принятия ФЗ и ФКЗ. Для принятия второго установлена достаточно сложная и многогранная процедура регистрации.
Сложности в определении даты публикации
Одним из оснований противоречий в определении даты, когда федеральный закон вступил в силу, может быть публикация нового НПА сразу в нескольких источниках.
Учитывая то, что «Российская газета» издается ежедневно, а журнал «Собрание законодательства РФ» — только раз в неделю, может возникнуть следующий вопрос. Дата выхода газеты соответствует дате ее поступления в продажу, а дата, проставленная на журнале, не соответствует, так как является датой поступления в печать, в продажу он попадает значительно позже. По какому источнику определять вступление в силу нового закона, если раньше он напечатан в журнале?
Однозначный ответ на этот вопрос был дан в постановлении Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П, смысл которого в том, что дата, указанная на журнале «Собрание законодательства РФ», не может быть принята для отсчета срока на вступление закона в силу ввиду того, что эта дата не является днем обнародования документа и адресаты в этот день реально не могут ознакомиться с текстом нового НПА.
Дни публикации закона в «Российской газете» и «Парламентской газете» обычно совпадают.
***
Опубликование и вступление в силу федеральных законов тесно взаимосвязано: при отсутствии первого второе невозможно. Однако даже публикация не всегда является гарантией вступления в силу закона, если для этого предусмотрены какие-либо специальные условия.
Специфика действия правовых актов во времени
После того как процедура принятия закона завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается – с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.