От ясной мысли

Содержание:

Развитие дикции у детей и подростков

Чтобы исправить дикцию подростку, можно воспользоваться методикой развития четкой речи у взрослых. Выполняя те же упражнения для четкой речи, можно уже в этом возрасте постепенно выработать хорошую дикцию и развить речь.

Плохая дикция у ребенка мешает ему общаться со сверстниками, не лучшим образом сказывается на успеваемости в школе. Чтобы помочь ему преодолеть резкость, нервозность, отчуждение, занятия следует проводить в легкой, непринужденной обстановке, в игровой форме.

Сначала разминаем язык и губы:

  1. Улыбаемся широко как солнышко, стараемся не открывать рот.
  2. Сохраняем улыбку и показываем свои красивые зубки.
  3. Складываем губы в трубочку и воем как волк “ууу”.
  4. Из этого положения постепенно открываем рот и произносим “ооо”.
  5. Широко открываем рот для звука “ааа”, точно так, как просит доктор, чтобы вылечить больное горлышко.
  6. Высовываем язык как лопатку, пытаемся дотянуться им до подбородка.
  7. Облизываемся, как волк, совершая круговые движения высунутым языком.
  8. Упираемся языком в щеки с закрытым ртом, как будто перекатываем леденец.
  9. Открываем широко рот и языком считаем верхние зубки.
  10. Пытаемся изобразить, как цокает лошадка.

После неторопливой разминки переходим к скороговоркам:

  1. Считаем вместе с ребенком “раз, два, три”.
  2. Добавляем слово “раз сушка, два сушка, три сушка”.
  3. Усложняем “Саша сосала сушку раз, Саша сосала сушку два, Саша сосала сушку три”.
  4. Изучаем и пробуем воспроизвести длинную скороговорку “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.

Проговаривание и заучивание смешных стишков с проблемными звуками принесут и пользу, и хорошее настроение:

Темп занятий выбираем индивидуально. Каждое занятие начинаем с повторения предыдущего. Смех, раскованность, усердие ребенка подскажут вам, что ему нравится с вами заниматься. А это значит, что положительный результат — не за горами!

Тренировка артикуляции

Необходима для правильного и четкого произношения букв и сочетаний. Избавляет от дефектов речи: запинок, оговорок и «каши во рту». Упражняться необходимо каждый день не менее часа. Рекомендуется вести диктофонную запись, чтобы проверять ошибки и выявлять слабые места.
 

1. Пары слов для тренировок

• «Ж» и «Ш»:
«Жить – Шить»; «Шапка – Жабка»; «Ширь – Жир»; «Шар – Жар»; «Жаль – Шаль»; «Наживка – Нашивка»; «Кружиться – Крушиться»; «Обжарить – Обшарить»; «Жест – Шест»; «Пажи – Паши».
• «К» и «Г»:
«Куст – Густ»; «Крот – Грот»; «Кости – Гости»; «Кнут – Гнут»; «Кот – Год»; «Кит – Гид»; «Шагал – Шакал»; «Гора – Кора»; «Глаз – Класс»; «Гол – Кол».
• «Д» и «Т»:
«Дом – Том»; «Дам – Там»; «Доска – Тоска»; «Дело – Тело»; «Удочка – Уточка»; «Дочка – Точка»; «Дик – Тик»; «Плоды – Плоты»; «Дворец – Творец»; «Душ–Тушь».
• «П» и «Б»:
«Бочка – Почка»; «Баба – Папа»; «Бах – Пах»; «Бомба – Помпа»; «Бил – Пил»; «Балка – Палка»; «Банты – Панты»; «Оборки – Опорки»; «Быль – Пыль»; «Былинка – Пылинка».
• С – «Ц»:
«Сабля – Цапля»; «Сок – Цок»; «Сорить – Царить»; «Матрос – Матрац»; «Присел– Прицел»; «Сенник – Ценник»; «Колесо – кольцо»; «Цокотать – Стрекотать»; «Цирк – Сыр»; «Осенить – Оценить».

2. «Сложные» слова

Проговариваем:

  • вестибулярный; 
  • пергидрофенантрен; 
  • сомнамбулический; 
  • постскриптум; 
  • бодрствовать; 
  • бесперспективный; 
  • арьергардный; 
  • трансконтинентальный.

3. «Неудобные» сочетания

  • к Гоше;
  • без шапки;
  • без звезд;
  • к городу;
  • без шалостей;
  • ссориться – сорить;
  • введение – видение;
  • вводный – водный;
  • тянуть – оттянуть;
  • бежать – отбежать.

Нужен ли врач при проблемах с дикцией

В большинстве случаев при нарушении дикции обращаются к логопеду. Однако стоит также проконсультироваться со стоматологом и лицевым хирургом. Последний исключит патологию костных тканей, назначив при необходимости операцию. Причиной нечеткой дикции может стать анкилоглоссия – врожденная аномалия, при которой уздечка языка недоразвита. Если дефект не исчезает самостоятельно в дошкольном возрасте, необходимо хирургическое вмешательство.

Стоматолог проведет санацию ротовой полости, оценит зубные протезы. Установка слишком тугого или маленького протеза изменяет анатомию челюсти, ухудшая дикцию.

Не всегда осмотра достаточно для обнаружения патологии, спровоцировавшей нарушение дикции. Для уточнения диагноза врач направляет пациента на клинические и инструментальные исследования:

  • КТ (компьютерную томографию) или МРТ (магнитно-резонансную томографию);
  • рентгенологическое исследование черепа;
  • общий анализ крови и мочи;
  • обследование слуха и фонетического восприятия устной речи.

Дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога и отоларинголога. Последний исключит нарушения со стороны слуха и ЛОР-органов. А невролог проверит, не связано ли нарушение дикции с неправильной работой головного мозга.

Как развить дикцию

Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. Это большая работа над собой, ведь для достижения результата необходимо регулярно заниматься. Чтобы улучшить артикуляцию, достаточно тренироваться 15-20 минут в день. Прогресс можно наблюдать уже через 1-2 месяца систематических занятий. Хотите?

1. Разминка

Перед началом упражнений для улучшения характеристик своей речи необходимо провести разминку артикуляционного аппарата.

Пример:

  • Высунуть язык как можно дальше изо рта, вернуть обратно максимально глубоко. 5-7 повторений.
  • Касаться кончиком языка поочередно правой и левой щеки изнутри. По 10 раз для каждой из сторон.
  • С закрытым ртом выполнять круговые движения языком по внутренней поверхности нижних и верхних зубов. По 20 раз в каждую сторону (по часовой стрелке и против).
  • Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против часовой стрелки.
  • Вытянуть губы трубочкой, сохранять это положение 3-5 секунд. Затем растянуть их в улыбку и задержаться на 3-5 сек. 7-10 повторений.
  • Максимально надуть щеки и перекатывать воздух по кругу. Совершить 5-7 кругов в каждую сторону.
  • Провести легкую разминку мимических мышц лица (гримасничать, изображать грустное и веселое лицо, выпучивать глаза и т.п.).

2. Произношение отдельных звуков

  • Произносим поочередно разные парные взрывные согласные буквы: сочетания «б-п», «д-т», «г-к». Проговариваем их сначала отдельно, потом с добавлением мягкого знака, затем присоединяем любой гласный звук.
  • Четкое, «взрывное» произнесение конечных согласных. Ба-ба-бапп, гу-гу-гукк. Чередуем все парные согласные с каждой гласной.
  • Произносим отдельные гласные, следя за правильным положением артикуляционного аппарата, затем в комбинации с любыми другими гласными (о-а, о-у, а-и, у-и, о-ы, э-о и т.д.). Это упражнение удобно выполнять перед зеркалом.
  • Тренируем сложные буквенные комбинации (лрда, лря, шра, чру, лри, мфо и т.п.).
  • Проговариваем различные звуковые ряды (трка-трко-трки-трку-тркэ-тркы и т.п.).

3. Постановка дыхания

Открываем рот, вдох и выдох делаем носом. 10 повторений.
Кладем руку на живот, делаем спокойный вдох носом. Выдох производим ртом через едва открытые губы

Тут важно почувствовать подвижность живота и ритм. Сделать 5-7 повторений.
Зажимаем одну ноздрю пальцем, делаем небольшой вдох и выдох через другую

5 повторений с каждой ноздрей.
Вдыхаем через нос, создав сопротивление воздуху нажатием пальцами на крылья носа.
Делаем вдох, а при резком выдохе втягиваем живот.

4. Скороговорки

Существуют два типа скороговорок:

  • для мозга – выговаривать легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы)
  • для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).

Это эффективный метод для улучшения качества произношения. Не старайтесь сразу произносить скороговорки быстро. Начать стоит с медленного и качественного проговаривания, постепенно увеличивая темп. Скороговорки могут быть как на русском, так и иностранных языках. Также полезным упражнением является проговаривание скороговорок с орешками или конфетами за щеками, можно использовать зажатый между зубов карандаш. Максимальная нагрузка на артикуляционные мышцы при выполнении такой работы позволяет быстрее прийти к поставленной цели.

5. Тренировка диафрагмы

Во время публичных выступлений многие люди ощущают нехватку дыхания. Особенно это заметно при использовании длинных и витиеватых фраз. Договорить или допеть фразу до конца позволит натренированная диафрагма. Эффективные упражнения:

  • На выдохе тяните любой гласный звук максимально долго. При регулярных тренировках это время увеличивается до 25-30 сек, когда по началу будет получаться только 5-8 сек.
  • Надувание воздушных шариков, резиновых мячей, кругов, матрасов.

Собственный голос всегда кажется лучше, чем он есть на самом деле

Большинство людей, однако, довольны своей речью, даже если она явно нуждается в корректировке. Люди очень редко по-настоящему задумываются об этом. А поскольку мы так привыкли к своему собственному звуку голоса, то, что мы слышим, когда говорим, кажется нам правильным. Но собеседник может воспринимать это совершенно по-другому. Пока мы говорим, мы слышим звук, который вибрирует и резонирует между костными поверхностями нашей головы и лица. Слушатель же слышит проецируемый звук. Тем не менее для большинства людей становится шоком, когда они впервые слышат собственный голос на записи. Даже автор этих строк был очень разочарован, когда впервые услышал свой настоящий голос. После этого он тут же начал интересоваться, как развить дикцию и четкость речи, и результат этого сперва дилетантского интереса, а также кропотливых усилий описан в этой статье.

Еще одно преимущество, которое мы имеем перед слушателем, это образ слов, которые проходят через наш мыслительный процесс. Другие не могут заглянуть нам в голову, и делают вывод о наших мыслях, чувствах и идеях лишь с оглядкой на слова

Потому в современном мире очень важно знать, как развивать дикцию и речь

Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга

Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).

Подойдет людям, у которых:

  • тихий невыразительный неубедительный голос;
  • возникает непонимание со стороны коллег и родных;
  • трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
  • не складываются отношения с противоположным полом;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • не слушают, перебивают, не дают слова в компании.

После занятий опросили 1 273 ученика. Из них:

  1. 100% стали уверенней в себе.
  2. 84% стали больше зарабатывать.
  3. 100% усилили лидерские качества.
  4. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
  5. 88% перестали бояться сцены.

Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.

Как проходит обучение:

  1. Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
  2. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
  3. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
  4. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.

За 249 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения (3 500–26 900 руб.). Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.

Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.

Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.

Также вы можете получить доступ на 5 дней к бесплатному пробному уроку.

Проблемы с дикцией у детей

Дефектом произношения у детей считается несоответствие речи возрастным нормам. Нарушением считается:

0-1 месяц жизни: малыш не кричит, даже если чувствует дискомфорт;
1-4 месяца: грудничок не реагирует на обращенную к нему речь;
4-6 месяцев: не отслеживает глазами игрушку, не произносит сочетания фонем (не гулит, не агукает);
6-7 месяцев: не старается привлечь внимание взрослых, произнося что-либо;
7-9 месяцев: произношение простых фонем затруднено или полностью отсутствует;
9-10 месяцев: малыш не говорит слоги и не отвечает на жесты взрослых, не выполняет просьбы помахать ручкой, кивнуть или покачать головой;
12-18 месяцев: не говорит простые слова: папа, мама, дай, мяч, пить;
2 года: отсутствует осмысленная спонтанная речь.

У детей-дошкольников фиксируют такие нарушения дикции, как неразборчивость речи, неумение произносить отдельные звуки: шипящие, свистящие или сонорные.

Надо ли для развития дикции читать вслух?

Чтение вслух

Каждый логопед вам скажет, что одним из лучших упражнений для дикции является чтение вслух

При этом, важно не количество прочитанных слов, а артикуляция и четкость произношения звуков

При использовании этого приема не стоит забывать и о том, что чтение имеет и другие полезные качества. Приятным «бонусом» такого приема улучшения дикции станет увеличение словарного запаса, улучшение воображения, развитие памяти.

Многие люди любят читать, и при этом их дикция оставляет желать лучшего. Именно поэтому, читать нужно вслух. Стараться внятно и с выражением произносить написанные в книги буквы и слова, окрашивать своею речь в эмоциональные краски.

Регулярное чтение вслух поможет избавиться от косноязычия, оговорок, запинок и других вещей, которые негативно сказываются на дикции.

Так как текст книг, особенно в классической литературе, сильно отличается от того, как мы разговариваем в повседневной жизни, поможет вам не только красиво выражаться, но и формировать свою речь согласно литературному языку.

Читая вслух не стоит спешить. Сядьте в удобное кресло и возьмите книгу. Желательно, чтобы это была одна из ваших любимых книг. Конечно боевики или российские «детективы» для такой практики не подходят. Сложная научная литература тоже.

Очень красивый слог у Льва Николаевича Толстого. Но, в его главном произведение «Война и мир» слишком много французского языка. Поэтому это произведения вам не подойдет. Практикуйтесь на его более ранних рассказах.

Очень хорошо для чтения вслух подойдет советская фантастика. Особенно произведения братьев Стругацких. К сожалению их современные последователи слишком упростили жанр и вряд ли подойдут для чтения вслух.

Читайте выбранное произведение выразительно, обозначая ударения и делая необходимые паузы. Если возвращаться к Стругацким, то послушайте аудиокниги этих авторов, записанные Владимиром Левашовым. Возьмите его дикцию за эталон и попробуйте повторить.

Можно пойти дальше и добавить в свое чтение вслух немного артистизма. Постарайтесь представить героев произведения, их внешность и характер. После чего внесите в их реплики индивидуальные нотки. Но, конечно не стоит забывать о самом главном – тренировки дикции. Перебарщивать с артистизмом не стоит.

Когда вы станете читать вслух уверенно, можно немного увеличить скорость чтения

Но, важно четко и внятно произносить звуки и слова. При увеличении скорости чтения нельзя сбиваться монотонность и излишнему ускорению

Даже если на следующей странице книги вы узнаете развязку события.

Для того, чтобы чтение вслух дало эффект, важно читать не менее 30 минут в день. И уже через месяц вы сможете добиться заметных успехов

А для того, чтобы быть точно уверенным в том, что ваша дикция прогрессирует, запишите на диктофон то, как вы начинали читать вслух и то, как читаете через некоторое время таких регулярных тренировок.

Как развивать артикуляцию

Для развития артикуляции необходимо снять «зажимы» и укрепить необходимые мышцы. «Зажимы» снимаются с челюсти, чтобы рот свободно открывался. Далее мы укрепляем мышцы губ, щек и языка.

Чтобы снять зажимы, нужно применять упражнения для опускания челюсти и укладывания языка. В начале пения язык может подниматься и топорщиться, напрягаться и зажимать гортань. Язык, по сути, нужен нам только для извлечения согласных звуков, на гласных же он свободно лежит за нижними зубами.

Упражнение для расслабления языка

Берем палочку (это может быть палочка для суши, ручка, ложка), открываем рот и высовываем язык. Язык укладываем палочкой, прижимаем его слегка и пробуем тянуть в таком положении гласные звуки.

Упражнение для расслабления челюсти

Для опускания челюсти следует вертикально поставить два пальца между зубами. При этом верхняя губа должна быть поднята. В таком положении нужно пытаться извлекать гласные «а» и «э».

Добивайтесь определенной жесткости в произнесении звуков. Здесь помогут распевки «я-я», «на-на», «ди-да-до-ду» и т. д. Для тренировки губ – сочетания глухих и звонких согласных «п-б». Для гортани – «к-г». Нужно добиваться четкого и одновременно «взрывного» звучания при работе с согласными.

Скороговорки

Для работы с согласными звуками, а также над подвижностью всего артикуляционного аппарата хорошо походят скороговорки. Проговаривать их нужно ритмично, утрируя звуки и удерживая вокальную маску. Можно усложнить задачу, заложив за щеки два грецких ореха или зажав зубами фломастер. Это создает дополнительную тренировку и делает вашу речь очень четкой. Уже после одного такого занятия вы заметите результат и друзья в телефонном разговоре скорее всего тоже отметят улучшение вашей дикции. В любом разговоре вы будете звучать более убедительно, к вам будут прислушиваться.

Обратите внимание, как четко и выразительно говорят специально обученные менеджеры, когда они вам что-то продают. Это связано с тем, что четкая речь имеет сильное влияние на слушателя, в том числе и в вокале

Артикуляционная гимнастика

Очень полезна артикуляционная гимнастика – движения губ и языка без звука.

Можно выполнять следующие упражнения: 

  • кручение в обоих направлениях и вытягивание языка вверх и вниз,
  • вытягивание в дудочку и растягивание губ,
  • вращение сомкнутых губ по кругу,
  • приведение языка в форму «лодочки», высунуть, делать его плоским, узким, приподнятым, напряженным.

Артикуляция тесно связана с произношением. В иностранных языках звуки артикулируются по-другому, некоторых звуков в русском языке нет. С этим нужно работать отдельно. 

Артикуляция связана с ритмом: четкая акцентировка согласных дает дополнительную «подкачку» ритма – именно поэтому так ритмично звучит рэп. Чтобы его исполнять, нужно владеть отличной дикцией и чувством ритма. 

Важно не глотать и не зажевывать концовки слов: додерживать звук до конца и своевременно снимать. Это признак высокого мастерства исполнителя

Длина каждого слова и звука должна быть заранее определена, некоторые слова могут быть более короткими, а другие – более длинными. Все это нужно учитывать.

Развитие дикции

Правильное построение предложений – основа . Умение излагать мысли и доносить смысл – бесценный навык. Говорить красиво и со смыслом можно научиться. Уделяя всего до одного часа в день необходимым тренировкам, уже через месяц можно наблюдать первые успехи.

Неправильно построенные предложения ухудшают качество речи. В ходе общения или долгого разговора возникают затяжные паузы, спикер пытается подбирать слова или составляет неправильные речевые конструкции. Для соблюдения логики своего рассказа нужно соблюдать порядок мысли и логически конструировать фразу.

Некоторые советы для устранения проблемы:
Ведите дневник. Ежедневно записывайте в него события дня, описывая все детали и эмоции

Важно излагать мысли в том виде, в котором они приходят в голову. Перечитав написанное, отметьте лишнее
В следующий день старайтесь обращать на это внимание и не допускать подобных ошибок.

Заведите журнал афоризмов

Записывайте цитаты великих людей, интересные фразы и высказывания
Перечитывайте их. Таким образом вы будете их запоминать и использовать в разговорах. Афоризмы разнообразят речь и научат составлять правильные предложения.

Слушайте аудиокниги. Красиво построенная устная речь вырабатывает привычку правильно формулировать свои мысли.

Увеличение словарного запаса

Ограниченный словарный запас делает речь некрасивой и однообразной. Она непривлекательна для собеседника, так как демонстрирует ограниченность и банальность. Увеличить словарный запас можно с помощью несложных рекомендаций:

  • Каждое незнакомое слово ищите в толковом словаре. Составляйте с ним предложения, чтобы лучше запомнить значение.
  • Разгадывайте кроссворды.
  • Подбирайте синонимы. Они оживляют дикцию.

Избавление от слов-паразитов

Использование слов-паразитов «замусоривают» речь. «Ну», «как бы», «это самое», «короче», «в общем», «на самом деле» и т.д. вы заполняете паузы, пока подбираете нужное слово. Справиться с таким недугом можно. Достаточно использовать следующие приемы:

  • Останавливайте рассказ вместо использования слов-паразитов.
  • Заменяйте ненужное слово глубоким вдохом.
  • Пересказывайте знакомым книги или фильмы. При каждом употреблении слова-паразита они должны вас останавливать. Делайте паузу и продолжайте повествование.
  • Практика. Ее должно быть много. Рассказы, выступления, разговоры по скайпу.

Упражнения для дикции и артикуляции


Артикуляция

Так как в четком произношении очень активно «работает» кончик языка, есть несколько упражнений, которые помогут улучшить его активность.

1.Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да-да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».

2.Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.

3.Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.

4.Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом

Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

При регулярном декларировании текста с увеличенной громкостью вы в скором времени сможете контролировать необходимо количество воздуха и сможете с успехом выступать перед большой аудиторией.

5.Есть еще одно упражнение для улучшения артикуляции. Возьмите несколько строк из вашего любимого стихотворения. После чего исключите из этих строк согласные звуки и пропойте только гласные. Затем вставьте согласные и звонко произнесите их не изменяя стиль произношения гласных.

Также артикуляцию можно улучшить с помощью таких упражнений:


дикция


дикция

Если вы заметили у себя проглатывание окончания слов, то прочтите любой текст, подчеркивая окончания написанных в нем слов. Делать это нужно ежедневно, и через некоторое время можно будет забыть о такой проблеме своей дикции.

При проблеме с произношением какой-либо отдельной буквы, возьмите толковый словарь русского языка и четко прочтите все слова на эту букву. Делайте это регулярно. При желании запишите это упражнение на диктофон.

Упражнения для улучшения дикции

Существует много полезных упражнений, которые могут улучшить дикцию и четкость речи за короткие сроки. Вот некоторые из них:

Упражнение №1. Артикуляционная зарядка.
  • широко откройте рот и не спеша перемещайте челюстью вперед, а потом назад;
  • стойте ровно и, держа руки на груди, наклоняйтесь вперед, на выдохе говорите низким голосом протяжно гласные «о» , «у», «ы»;
  • с закрытым и открытым ртом, напрягая кончик языка, поочередно упирайтесь им в правую и левую щеки;
  • в улыбке с открытым ртом проведите языком по нижним и верхним зубам, и, не двигая челюстью, пересчитайте каждый из них.
Упражнение №2. Скороговорки для развития дикции.

Как улучшить дикцию быстро? Для этого прекрасно подойдут скороговорки. В них сочетаются разные звуки. Припомните дроворубов, которые рубили дубы, или четырех черепашек с четырьмя черепашками. Для улучшения дикции можно произносить скороговорки, положив в рот орехи (из фильма » Карнавал»). Достаточно 5 скороговорок с различными созвучиями, чтобы избавиться от дефектов речи.

Упражнение №3. Слушание своего голоса по диктофонным записям.

Звучание нашего голоса совсем не такое, как мы думаем. Нужно прочитать любое стихотворение, записывая его на диктофон. Полученную запись нужно прослушать. Услышанные изъяны постарайтесь исправить в следующий раз. Записывать нужно, пока не получите идеальный эффект.

Видео — Как улучшить речь и дикцию

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.


Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.


Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Упражнения для развития дикции

Итак, с советами разобрались. Надеюсь, вы не будете пренебрегать ими и внедрите хотя бы парочку в свою повседневную жизнь. Теперь перейдем к конкретным практическим упражнениям. Они подойдут взрослым и детям с 7–8 лет. Выполнять их можно в домашних условиях.

Скороговорки

Скороговорки отлично тренируют произношение звуков и четкость речи. Как правило, каждая скороговорка направлена на отработку какого-то конкретного звука или сочетания звуков. Поэтому я рекомендую вам сначала поработать с теми звуками, в произношении которых есть проблемы, а затем тренировать все остальные.

Вот вам несколько коротких скороговорок:

  1. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  3. У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  4. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Разговор с препятствиями

Сожмите крепко зубами карандаш и проговорите 10–15 фраз. Старайтесь говорить как можно более отчетливо, насколько это возможно.

Также вместо карандаша можно использовать неочищенные грецкие орехи или пробки от шампанского. Положите по одному ореху за каждую щеку и попробуйте проговорить небольшую речь. Можно продекламировать любимое стихотворение или прочитать отрывок из книги.

После этого упражнения вы сразу же почувствуете эффект. Говорить со свободным ртом станет гораздо проще.

Озвучка

Актеры, озвучивающие героев фильмов и мультфильмов обладают превосходной дикцией. Попробуйте и вы себя в этой интересной роли. Возьмите небольшой отрывок фильма и выучите реплики героев. Затем включите этот отрывок без звука и озвучьте его. Обязательно запишите озвучку на диктофон.

Вряд ли у вас получится нормально озвучить с первого раза. Пробуйте до тех пор, пока не добьетесь идеального произношения и выразительности.

Произнесение сложных слов

Под сложными словами я подразумеваю слова с труднопроизносимым сочетанием букв. Столкнувшись с ними впервые, вам будет очень сложно прочесть их без ошибок сразу. Зато хорошенько отработав произношение однажды, вы больше не будете испытывать проблем с этими словами. Произносите их сначала медленно, а потом как можно быстрее.

Вот вам список слов для примера:

  • воспользовавшемуся,
  • постскриптум,
  • проиллюстрировала,
  • фантасмагорический,
  • всклокочен,
  • ревербератор,
  • сверхвстревоженный,
  • контрпрорыв.

Начните с этого списка. Когда сможете четко и красиво произносить все слова без единой запинки, составьте новый список.

Отработка звуков Ж и Ш

Как можно четче произнесите следующие пары слов: “жир – ширь”, “жар – шар”, “жабка – шапка”, “жить – шить”, “жутко – шутка”. Затем прочитайте скороговорку: “На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры”.

Отработка звуков К и Г

Повторяйте следующие пары слов, пока не сможете произносить их быстро и четко: “год – кот”, “Геша – Кеша”, “гол – кол”, “гость – кость”, “гнут – кнут”, “гол – кол”. Затем прочитайте скороговорку: “Приготовила Клуша Глаше кашу с грушей. А Глаша Клушу угостила простоквашей”.

Отработка звуков З и С

Прочитайте следующие слова: “взор – сор”, “зуб – суп”, “зев – сев”, “зеленый – соленый”, “Зойка – сойка”. Затем проговорите скороговорку: “Змея змеилась, змея смеялась, смеясь змеилась, змеясь смеялась”.

Отработка звуков Б и П

Прочитайте следующие пары слов: “бар – пар”, “бал – упал”, “боли – поле”, “браво – право”, “борт – порт”, “бел – пел”. Прочитайте скороговорку: “Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа”.

Отработка звука Ц

Повторяйте пары слов: “цапля – сабля”, “улица – лиса”, “цвет – свет”, “цок – сок”, “цирк – сыр”, “цель – сель”. Прочитайте скороговорку: “Цены на ценности бесценны на ценности из древности”.

Предлоги

Сочетание предлогов, оканчивающихся на согласную букву, со словами, начинающимися на согласную букву, – это слабое место для многих. Нужно учиться произносить их четко и членораздельно.

Читайте вслух следующие словосочетания до тех пор, пока произношение не будет идеальным:

  • к Борису, к Макару, к Гордею, к Кате, к Галине, к Трофиму, к Глаше;
  • от дороги, от тротуара, от Бродвея, от платформы, от дерева, от птичьего рынка;
  • над деревней, над дровами, над травой, над кручиной, над братом, над пробиркой, над дверью;
  • под блоком, под Тверью, под Торжком, под шпалами, под шлемом, под дрелью, под зданием;
  • в вороньем гнезде, в фонаре, в тревожное время, в продаже, в зрелом возрасте, в вазе, в физике.

Окончания

Еще одна распространенная проблема у носителей русского языка – проглатывание окончаний. Учитесь произносить окончания так же четко, как и остальные части слова. Во время чтения вслух специально делайте акцент на них. Можете даже слегка повышать голос, так как чаще всего окончания мы произносим тише, чем нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector