Что такое критическое мышление и как его развить?
Содержание:
- Soft Skills. Навыки XXI века: ищем логические связи и развиваем навыки критического мышления
- Как развить критическое мышление у подростка?
- Мои рекомендации
- Критическое мышление, как развить. Как развить Критическое мышление?
- Особенности критического мышления
- Что такое критическое мышление?
- Как научиться критическому мышлению
- Понятие критическое мышление
- Что такое критическое мышление
- Когнитивные искажения
- Стратегии критического мышления
- Вывод
Soft Skills. Навыки XXI века: ищем логические связи и развиваем навыки критического мышления
Критическое мышление – один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Именно поэтому 16 июня 2020 года команда психологической службы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» в рамках цикла онлайн-тренингов «Soft skills. Навыки 21 века» провела интерактивное занятие, тематика которого была посвящена именно этому. В мероприятии приняли участие 18 обучающихся из городов Ростова-на-Дону, Таганрога, Гуково, Орловского и Зимовниковского районов.
Программа мероприятия была направлена на развитие у подростка интеллектуальных качеств, базирующихся на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии. Теоретические знания в области психологии о критическом мышлении утверждают, что способности к логическому, аналитическому и абстрактному мышлению можно развивать при помощи специальных упражнений, главной задачей которых служит уход от привычного анализа получаемой информации: именно поэтому на занятии ребята искали общее между молоком и ежом, ботинком и карандашом, а также устраивали дебаты, описывая плюсы и минусы дождя и кофе.
«Данная тема очень важна и нужна в учебе — критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, дает возможность видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Сегодня специалисты любой сферы должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Да и просто в повседневной жизни человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения зачастую на основе неполной информации. И эти решения касаются не только учебы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный способ и вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления, а также способствует креативному мышлению, позволяет развиваться и быть более деятельным» — поделилась Людмила Владимировна Пархоменко, руководитель психологической службы Центра.
Согласно Декарту критическое мышление – это способность обнаруживать то «в чем логически возможно сомневаться». Учитесь находить критерии достоверности полученной информации, накапливайте новые знания и прислушивайтесь к стороннему мнению, не забывая о критическом мышлении.
Напоминаем, что ближайшие онлайн-тренинги состоятся:
24 июня в 12.00 – Онлайн-тренинг для подростков «Soft Skills. Навыки XXI века: вперед, к цели!»
25 июня в 12.00 – Онлайн-тренинг для подростков «Soft Skills. Навыки XXI века: предпринимательские навыки».
26 июня в 12.00 – Онлайн-тренинг для подростков «Soft Skills. Навыки XXI века: развитие социальных навыков».
Подать заявку на участие может любой желающий (рекомендуемый возраст 13-17 лет). Для этого необходимо прислать свои данные (ФИО, возраст, класс) на почту: psiholog_stupeni_uspeha@mail.ru
Как развить критическое мышление у подростка?
Действие критического мышления
Для детей критическое мышление тоже можно развить, но только несколько иначе. Давайте рассмотрим несколько способов, как это можно сделать.
Обратите внимание на объяснение действий. Такой метод подходит для детей старше трех лет, потому что они уже лучше могут объяснить что и почему они делают
Лучше заняться рисованием. Часто родители в рисунках ничего не видят, может это просто пятна. Либо из конструктора построено что-то непонятно. Но именно так можно увидеть, как мыслит ребенок. Особенно, когда он начнет объяснять, что это.
Помогайте креативить и учите презентовать. Обычно дома у ребенка не так много пространства для творчества, потому что ему приходится делать одно и то же. Попробуйте разнообразить игру ребенка. Например, он строит дом, а вы предложите подумать, кто там будет жить
Важно, чтобы ребенок мог представить то, что он сделал. Вам может показаться идея непривлекательной, но правильная презентация сделает ее интереснее
Учтите, что не все дети любят выступать на публике. Задача родителя — сделать так, чтобы ребенок преодолел застенчивость.
Учите задавать вопросы и спрашивайте сами. Критическое мышление можно развить за счет любознательности, то есть задавая вопросы и находя ответы. Не бойтесь спрашивать о чем-то ребенка. Это очень хорошо, если он научится рассказывать о том, что сделал. Даже в простом рисунке есть смысл. Учите и ребенка спрашивать. Так он понимает, что имеет право сомневаться в том, что он уже знает.
Помните об эмоциях и красоте. Детей принято делить на гуманитариев и технарей. Первые чаще рациональные и безэмоциональные. На самом деле, дети должны уметь определять и выражать любые эмоции. Предложите нарисовать человечка, и попросите описать его эмоции. Всегда спрашивайте об эмоциях ребенка. Даже в точном мире есть понятие о красоте.
Давайте ребенку свободно играть. Так ребенок социализируется и развивается. Никогда нельзя навязывать, нужно просто предлагать и при необходимости организовать, но не руководить. Кроме того, важно показать, а не сделать за ребенка и не стараться добиваться своего под давлением. Может сегодня ему не особо интересно играть, а завтра он сам попросит.
Учите робототехнике еще с дошкольного возраста. При программировании каждый думает о математике и кодах. На самом деле, уже в 6 лет дети способны осваивать простое программирование. Ведь открывается способность к чтению, а буквы — это тоже символы. Так, в этом возрасте дети могут собрать модель лягушки и заставить ее прыгать. При этом, они узнают, как именно она это делает.
Кстати, все эти принципы будут полезны и во взрослой жизни.
Мои рекомендации
Однажды на тренинге личностного роста один из подростков своими словами объяснил, что такое критическое мышление: это способность личности иметь собственное мнение относительно всего, что происходит вокруг. Наблюдение за групповой работой подростков позволило мне понять, как развить в себе критическое мышление. Свои соображения на этот счет я оформила в виде памятки, которую даю подросткам, когда меня приглашают на тематические классные часы в школы.
- Нужно постоянно заниматься саморазвитием: смотреть документальные фильмы и обсуждать их с друзьями или родственниками, читать книги разных жанров, осваивать новые виды деятельности и пробовать себя в различных направлениях декоративно-прикладного и технического творчества. Для критического мышление характерно всестороннее изучение вопроса, которое требует наличия у личности знаний в самых разных областях науки. В ходе обработки поступающей в мозг информации происходит развитие разных составляющих элементов критического мышления.
- При изучении какого-либо теоретического вопроса используйте не только рекомендованные преподавателем книги и статьи, но и альтернативные источники информации: тематические форумы в сети интернет, вебинары и интервью с известными людьми. Критическое мышление развивается в ходе формулирования своего совокупного определения того или иного термина на основе трактовок данного понятия разными исследователями.
- Анализируйте поведение людей в разных ситуациях. Критическое мышление включает в себя не только способность к рефлексии, но и понимание причин тех или иных поведенческих реакций окружающих людей. Знания в области социальной психологии помогают выстроить эффективное взаимодействие практически с любым человеком. Конечно, для успеха в этом деле понадобятся еще и развитые коммуникативные навыки.
- Как у взрослого человека можно развивать критическое мышление? Помочь развить ему навыки самоконтроля. Примером критического мышления в жизни человека можно считать привычку думать о последствиях своих действий.
- Столкнувшись с проблемной ситуацией, постарайтесь придумать несколько вариантов ее разрешения, которые вас полностью устраивают. Умение выбрать из нескольких вариантов самый оптимальный – показатель развитого аналитического ума.
- Извлекайте максимальную пользу из ошибок. Признаком отсутствия у человека критического мышления является его отказ от продолжения деятельности при первой же неудаче. В психологии ошибки – это факторы и движущие силы развития. Ошибки совершают все, но далеко не каждый умеет правильно к ним относиться. Чтобы извлечь максимальную пользу из ошибки, ее нужно тщательно проанализировать, установить причины ее возникновения, продумать способы ее исключения в будущем.
- Не нужно стесняться спросить что-то у незнакомого человека. Неумение задавать вопросы – это признак отсутствия критического мышления. Можно устроить самопроверку: сможете ли вы придумать 50 вопросов собеседнику о его любимой книге?
- Упражнения и игры со словами. Чтобы развить у себя навыки критического мышления, можно организовать игры со словами в компании друзей, так как все сложное в игре осуществляется легче. Например, можно выбрать предмет в комнате (к примеру, расческу или линейку) и постараться придумать как можно больше способов нестандартного использования этой вещи. Или сформулировать вопрос, а затем связать с ним случайное слово, найденное на странице в книге.
Критическое мышление, как развить. Как развить Критическое мышление?
Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.
Что значит критическое мышление?
По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее развитие, то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.
Психология критического мышления
Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.
Как развить критическое мышление?
Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.
Для развития критического мышления можно использовать следующие приемы:
- ежедневный самоанализ – осмысление событий дня;
- действие от противного – размышления на тему «что было бы, если бы я сделал это по-другому»;
- множество почему – постоянная постановка данного вопроса с целью выявления истинной подоплеки явления;
- проблема дня – ежедневно ставит себе небольшую задачу или цель, чтобы решить ее к вечеру;
- ведение дневника самоанализа;
- регулярная постановка творческих и креативных задач.
Особенности критического мышления
Отметим некоторые особенности, присущие критическому мышлению:
- Прежде всего такая форма работы с информацией – это умение задавать вопросы в ответ на поступающие данные. Иными словами, если вы читаете некую новость или статью, вам нужно не просто следить за мыслью автора, а анализировать текст – зачем приведены эти данные? Точны ли они? Что из них следует?
-
Данный тип мышления тесно связан с логикой. Порой выводы и суждения, с которыми мы так или иначе сталкиваемся, выглядят логичными только на первый взгляд: если присмотреться к ним внимательнее, их нелогичность становится очевидной. Среди частых вариантов нарушения логики: подмена понятий; выдача частного за общее, общего за частное; игнорирование части данных, меняющих картину; ограничение выбора (например, попытка представить только две альтернативы, хотя их может быть гораздо больше); связывание в логическую цепочку не связанных вещей; уход от темы и возвращение к ней; ее сужение и расширение; сравнение несравнимых вещей/понятий и т.д.
Нарушения логики в рассуждениях происходят как сознательно, так и бессознательно. Иногда мы просто не замечаем, как сами делаем нелогичные выводы или сравниваем несравнимое. Поэтому, если вы увидите в чьих-то суждениях нелогичности, не спешите сразу обвинять его во вранье.
Если вы хотите проверить, насколько развито ваше мышление с точки зрения формальной логики, пройдите тест на логичность суждений. Также попробуйте опросник на рациональный и интуитивный тип мышления Эпштайна
- Критическое мышление не подразумевает позицию «Я всегда прав». Напротив, такой тип работы с информацией характеризуется открытостью к диалогу, к поиску новых фактов и сведений, к их анализу. А кроме того, это гибкость, позволяющая перестраивать свою точку зрения в зависимости от развития ситуации, при появлении ранее неизвестных фактов и т.д.
- В рамках критического мышления строить теории необходимо на основе фактов, логики и аргументации, а не личностных установок, эмоций, предубеждений и т.д. Большинство людей не доказывают теорию вообще, а доказывают ту теорию, которая им близка, поэтому они находят соответствующие аргументы и отбрасывают то, что им не нравится. Подобный подход прямо противоположен критическому мышлению.
Но, пожалуй, самая важная особенность такого способа работы с информацией в том, что ему можно научиться. Фактически критическое мышление развивается так же, как и любой навык: сначала нужно освоить саму технологию и ее теорию, а затем – как можно чаще тренироваться на практике.
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление предполагает применение способности рассуждать. Его суть состоит в том, чтобы активно учиться, а не просто быть пассивным получателем информации.
Вы хотите проверить способности своего мозга? Пройдите Общий когнитивный тест CogniFit прямо сейчас!
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.
Люди, которые имеют развитое критическое мышление, зачастую ставят идеи и факты под сомнение, вместо того, чтобы принять их в первоначальном варианте. Они также стараются выяснить, соответствуют ли их идеи, аргументы и выводы общей системе ценностей, сохраняя открытость для возражений и дискуссий.
Как научиться критическому мышлению
В первую очередь, необходимо научиться отслеживать предлагаемые автором логические цепочки и оценивать их правдивость и логичность. Задавайте вопросы: точно ли Б следует из А? Есть ли прямая причинно-следственная связь? Не исключены ли из цепочки важные звенья? Возможны ли другие варианты? Какие еще сведения необходимы, чтобы понять связь между А и Б?
Старайтесь проанализировать несколько источников информации и сопоставить факты, чтобы получить наиболее полную картину.
Не верьте на слово – приучите себя всегда перепроверять все значимые факты или то, в чем вы сомневаетесь
Иногда важно проверять себя даже в том, в чем вы уверены на 101% – порой память нас подводит, а на смену старым данным приходят новые. Иногда уверенность в чем-то оборачивается удивлением от того, что на самом деле все иначе
Опирайтесь на достоверные источники данных, проверяйте их актуальность и авторитетность. Например, советские справочники считаются очень авторитетными изданиями, но некоторые сведения в них уже устарели. С другой стороны, современные издания не всегда скрупулезно подходят к проверке данных.
Помните: не всегда стоит верить авторитетам или тем, кого за них выдают. Например, в новости вы видите цитату некоего академика. Может быть, это видный ученый РАН, а может быть – президент и единственный член им самим же учрежденной академии. Вес заявлений у таких специалистов будет различен. Кроме того, не стоит в принципе слепо верить чьим-то цитатам (в том числе потому что они могут быть вырваны из контекста). Важно всегда анализировать и перепроверять приводимые сведения.
На восприятие информации влияет выбор слов. Фактически слишком яркие эмоциональные слова или их большое количество должны стать триггером – если кто-то давит на эмоции, значит, он хочет, чтобы вы отключили логику. А если кто-то хочет, чтобы вы отключили логику, значит, скорее всего, он вами манипулирует. Аналогично действует искусственный дефицит времени. Иными словами: если кто-то подает факты слишком эмоционально или торопит вас, велика вероятность, что доказательств и аргументов у него нет, и он надеется, что вы этого не заметите.
Важно и самому оставить в стороне эмоции, предубеждения и иные установки. В каком-то роде логическое мышление противоположно эмоциональному.
На основе проанализированной информации и полученных данных сделайте собственные выводы. Не забудьте проследить за логичностью собственных умозаключений и отсутствию в них логических ошибок. Полученные выводы помогут вам составить свою точку зрения на тот или иной вопрос, решить проблему, аргументировать сделанный вами выбор и т.д.
Понятие критическое мышление
В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении» . Одно из распространенных определений — «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать» . Более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия».
Сам термин «критическое мышление» берет свое начало у философа Дж
Дьюи, который чаще всего использовал термин как «рефлективное мышление»: «активное, последовательное и осторожное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые поддерживают его и следствия, к которым оно приводит»
Для дополнительного прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Ричард Пол (1995) предложил подразделение критического мышления на слабое и сильное. Он определяет критическое мышление в слабом смысле как мышление высококвалифицированного, но имеющего эгоистичную мотивацию псевдоинтеллектуала, занятого собственным благом и всерьез не думающего об этических последствиях своих действий. Носитель такого мышления часто высоко образован, но применяет свои знания для следования несправедливым и эгоистичным целям . С другой стороны, критическое мышление в сильном смысле — мышление личности, проникающей в логику проблем с целью их объективного изучения без эгоцентрического или социоцентрического уклона. В этом смысле критическое мышление направлено на чистосердечное преодоление препятствий на пути к истине.
Дайана Халперн (англ. Diane F. Halpern) рассматривает критическое мышление как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Эти методы используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений и требуют навыков, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи . Она дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи.
Что такое критическое мышление
Критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.
Проверьте свое критическое мышление, решив задачу:
Некоторые считают, что соискатели должны прикладывать фотографию к своему резюме. Такой подход критикуют за то, что более привлекательным людям якобы проще получить работу. Одно исследование показало, что это не так, — работодатели, наоборот, считают красивых женщин глупее. Автор исследования полагает, что такое отношение связано с «гипотезой глупой блондинки», и рекомендует компаниям применять подход бельгийского государственного сектора — проверять резюме без имени, пола и фотографии. Так можно выбрать подходящего кандидата исходя из его опыта и навыков.
Правдиво ли утверждение, что подход анонимного отбора кандидатов помог устранить дискриминацию в бельгийском государственном секторе?
- Правда.
- Скорее правда.
- Нужно больше информации.
- Скорее ложь.
- Ложь.
Правильный ответ смотрите в конце материала.
Современный информационный поток — бесконечная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть. Например, в новостях пишут, что, по данным анонимного источника, акции такой-то компании скоро упадут в цене. Если новость окажется недостоверной, а вы продадите акции, — потеряете деньги. Вся информация не может быть правдивой. Критическое мышление помогает распознавать ложь, разделять факты и мнения.
Технологии усложняют ситуацию. Алгоритмы и персонализация контента помещают нас в информационные пузыри. Это состояние, в котором пользователь видит только тот контент, который ему нравится.
Алгоритмы соцсетей, поисковых систем и приложений анализируют предпочтения, историю запросов, местоположение и другие данные пользователей. Вокруг нас появляется пузырь контента, который не противоречит нашей точке зрения. Так мы попадаем в интеллектуальную изоляцию.
Социальная экономика
Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok
Так, журналисты канадской газеты Toronto Star летом 2018 года проверили 1,3 млн слов, публично сказанных и написанных Дональдом Трампом за первые полтора года его президентства. Сотрудники газеты обнаружили 1972 ложных утверждения и 68 928 неправдивых слов. В 2017 году Дональд Трамп выдавал в среднем по три ложных утверждения в день. Такие утверждения помогают политикам получить голоса избирателей, но выбор народа будет неосознанным и необоснованным. Если избирателей что-то не устроит, с последствиями выбора придется разбираться им самим.
Когнитивные искажения
Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».
Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:
«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».
Систематическая ошибка внимания — зависимость нашего восприятия от повторяющихся мыслей. Мы чаще замечаем то, что встречали или запоминали раньше, игнорируя другие варианты.
Пример
Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее
Соответствие эмоциям — способность вспоминать факты и события, испытывая определенные эмоции. Эмоциональные паттерны вызывают разные значимые ассоциации, связанные с нашим предыдущим опытом.
Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.
Недооценка бездействия — склонность недооценивать последствия бездействия, сравнивая его с результатом действия. Выбирая между действием и бездействием с аналогичными последствиями, люди чаще выбирают бездействие.
Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.
Иллюзия частотности, или феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, при которой недавно изученная информация кажется слишком часто повторяющейся, если появляется снова в течение короткого периода времени.
Пример
Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться
Эффект иллюзии правды — склонность доверять сообщению после его многократного повторения. Людям проще воспринимать знакомую информацию, чем анализировать новую.
Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.
Экономика образования
Как использовать критическое мышление в информационном потоке
Стратегии критического мышления
Существует несколько стратегий критического мышления. Их можно сформулировать в виде полезных советов, которые в общих чертах, несомненно, Вам знакомы:
- Управляйте своим временем.
Старайтесь не плыть по течению, а направлять усилия на действительно важные вещи, которые лучше спланировать заранее
Если убрать то, что не столь важно – высвободится ресурс времени и сил, которые можно направить на решение важных задач. От чего избавиться – решать Вам: от серфинга по сайтам, или от бесполезной внутренней и внешней болтовни, или от сожалений о так и не сделанном, или от бесплодных переживаний о будущем (переживания отнимают много сил и времени)
- Сосредоточьтесь на одной теме.
Помимо ежедневных (текущих, необходимых к выполнению) дел, в свободное время постарайтесь сосредоточиться на какой-либо одной, важной для Вас, теме. Начиная работать над ней, постарайтесь сформулировать проблему в виде утверждения или вопроса
Задумайтесь о том, как она повлияет на Вашу жизнь, Ваши цели, потребности. Постарайтесь углубиться в тему, рассмотреть все «за» и «против», учесть разные точки зрения и сформировать свою собственную. Критическое мышление предполагает стремление к получению максимально объективного знания. Стратегия критического мышления выглядит в виде цепочки: нахождение проблемы –> анализ –> поиск вариантов решения –> выбор окончательного варианта и пути выполнения –> действие.
- Формируйте собственные интеллектуальные стандарты.
Определите для себя те, которых будете стараться придерживаться. Для каждой из недель выберите какую-либо цель, и в каждый из дней недели старайтесь её выполнять
Например, одну неделю можно стараться целенаправленно концентрировать внимание на краткости и точности, формулируя свои мысли и высказывания. Другую можно посвятить ежедневному неукоснительному наведению порядка на рабочем столе (недаром говорят, что каков порядок на столе – таков и в голове)
И т.д.
- Изучайте разные точки зрения.
Старайтесь рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, не зацикливаясь на том, что уже известно Вам. Изучите разные точки зрения, составьте свое мнение. Задумайтесь, какие ошибки допускали, в чем заблуждались, какими открытиями обогатились.
Человек, владеющий критическим мышлением, не принимает информацию на веру, а старается проверить её, узнать о предмете изучения как можно больше, глубже. Это выручает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Много интересной информации можно найти в книге Дайаны Халперн «Психология критического мышления». Автор (американский психолог и преподаватель) убеждена, что критическое мышление можно и необходимо развивать.
Вывод
- Необходимость разработки теории обусловлена тремя основными факторами:
- происходит интеллектуализация труда, поэтому основное требование рынка труда к человеку — это умение ставить и решать неординарные задачи;
- учебно-воспитательный процесс должен соответствовать потребностям ребенка и отталкиваться от них, поскольку в противном случае воспитывать невротиков;
- организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать основным психолого-педагогическим закономерностям, а также закономерностям нефизиологического деятельности мозга, лежащих в основе психического развития.
Из этих трех факторов ключевое место занимает первый, потому что будущее зависит от деятельности людей, а именно: от интеллектуальной деятельности. Будущее человечества и планеты в целом будет зависеть от уровня развития умственного потенциала человечества. Интеллектуальная деятельность человека обеспечивает технический и общественный прогресс, развитие отдельных стран и всего мира. Поэтому главная задача для школ и высших учебных заведений — это научить учеников находить и решать неординарные творческие и сложные задачи, научить их самостоятельно мыслить, а не воспитать будущих манипуляторов, безосновательно подчиняться требованиям других.
- Методика развития критического мышления должна опираться на положения теории, а именно:
- создавать проблемные ситуации в процессе обучения; предлагать проблемные задачи;
- знакомить учащихся с принципами, стратегиями и процедурами критического мышления;
- регулярно создавать ситуации выбора;
- организовывать диалог в процессе решения проблемных задач (интерактивные формы обучения);
- предусматривать письменное изложение размышлений учащихся с последующей рефлексией;
- предоставлять ученикам право на ошибку и моделировать ситуации исправления ошибок.
При таких условиях обучения мышление учащихся приобретать осознанности, самостоятельности, рефлексивности, обоснованности, контролируемости и самоорганизованности, то есть развиваться мышления второго порядка (или высокого порядка), которое называют критическим мышлением.