Простыми словами о бюрократии

Разновидности бюрократии

Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:

  1. Классическая;
  2. Профессиональная;
  3. Адхократия;

3.1. Классический тип

В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.

  • Деятельность происходит в соответствии с унифицированными правилами и процедурами.
  • Организация работы с течением времени не меняется.
  • Управление осуществляется централизованно.
  • Каждый участник системы действует на основе разделения труда и имеет свои чётко определённые функции.

Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.

  • Люди, которые трудятся в составе этой системы имеют слабую мотивацию, что существенно снижает эффективность работы.
  • Поскольку в большинстве случаев обязанности являются простыми и чётко определёнными, профессиональные и творческие способности играют незначительную роль. В такой деятельности им трудно найти какое-либо применение.
  • Слабым местом в функционировании классической бюрократии является возникновение сложных и непредвиденных ситуаций, требующих нестандартного подхода. Часто в таких условиях действия не являются эффективными, так как они не предусмотрены установленными правилами и требуют нестандартных подходов и решений.

Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.

3.2. Профессиональные бюрократические структуры

Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.

Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:

  1. При определении конкретного способа организации работы и функций отдельных сотрудников основную роль играют стоящие перед бюрократической структурой задачи.
  2. При этом походе к управлению распределение обязанностей между сотрудниками менее формально по сравнению с классическим типом.
  3. Каждому начальнику на участке, за который он отвечает даётся большая степень самостоятельности в принятии решений.
  4. Для сотрудников является характерным высокий уровень компетентности.
  • Профессиональная бюрократическая система способна эффективно решать различные типы задач, в том числе нестандартного типа.
  • Высокая степень мотивации не только отдельных сотрудников, но и организации в целом.
  • Организация работы такова, что сотрудникам даётся возможность в своей работе применять творческий подход.

В этой структуре власть предоставляется не только посредством административных методов, но и на основе способностей, уровня экспертности

Здесь осуществление руководства требует высокого уровня компетенции, что не всегда является достижимым.
В такой организации особенно важно найти подходящих сотрудников, у которых имеется соответствующий уровень профессионализма. Однако это не всегда осуществимо в полной мере — не всегда есть возможность найти профессионала.
Если отсутствуют перспективы развития, то это приводит к снижению уровня мотивации.

Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.

3.3. Использование адхократии

Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.

При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.

Сущность бюрократии и бюрократизма

Бюрократия – сложное социальное явление. Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Бюрократия в сознании многих имеет отрицательный смысл. Но буквальный перевод слова бюрократия с французского и греческого означает господство канцелярии. Главная черта бюрократии и бюрократа (лица, принадлежащего к бюрократии, т.е. канцелярии), в частности — формализм.

Вопрос о формализме в государственной службе, следовательно о бюрократии, является весьма актуальным. Не быть формальным — значит открыть путь к нарушениям буквы и духа закона, его сути. Поэтому формализм, ведущий к четкому следованию закону, есть позитивный формализм. Отсюда и бюрократия, как объективно необходимая государственная служба, в определенной мере должна быть терпимой обществом.

Феномен бюрократии был исследован в начале нашего века М. Вебером, в концепции которого эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. 

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

    1. как концентрация в корыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;
    2. как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;
    3. как стиль управления.

Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.

Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.

Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.

Из массы противоречий, существующих в управлении, необходимо выделить главное:

Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.

Поскольку инструкции создаются на базе прецедента, документы, отражающие прошлый человеческий опыт, становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. Поэтому, даже ясная, как день, действительность, кажется чиновнику иллюзорной по сравнению с действительностью, засвидетельствованной в актах.

Производными обозначенных выше противоречий являются такие характеризующие бюрократизм черты, как некомпетентность и бумажный фетишизм.

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления.

Не секрет, что решения различных звеньев управления отражаются в первую очередь на положении членов общества, которые их реализуют. Негативные социальные последствия неэффективных управленческих решений компенсируются также за счет масс, что встречает их естественное противодействие. Отсюда исконное стремление чиновничества не допустить реальных социальных оценок управления и вмешательства в эту сферу широких масс, так как это может привести к разрушению самой системы.

Обозначенные выше противоречивость, внутренняя нестабильность процесса управления вообще, являются, по мере развития, нарастания того или иного противоречия источником повышенной конфликтности социального управления, его бюрократизации.

Российский бюрократизм и общество потребления

В настоящее время в России предпринимаются попытки сделать бюрократическую систему более эффективной. Для этой цели широко применяются информационные технологии, которые предполагают облегчение доступа населения к госуслугам, уменьшение бумажной волокиты.

Однако на деле, при все увеличивающейся компьютеризации процесса управления, почему-то происходит рост числа чиновников, а вал отчетности, бумажной работы только возрастает. Это особенно хорошо наблюдается в сферах образования и здравоохранения, где новые методы управления настолько уже формализовали процесс общения с клиентом, что страдает качество обслуживания. Например, на прием пациента выделяется 15 минут, в течение которых врач должен успеть внести все его данные в электронную карту, так что на осмотр времени уже не остается. Контроль каждого шага, необходимость заполнения огромного количества отчетных документов делают из специалистов бюрократов. Бюрократизм проникает в профессиональные области, качество услуг в которых очень от этого страдает.

Конечно, подобные побочные эффекты бюрократии наблюдаются и на Западе, но у нас они вызывают особое неприятие. Ментально нам ближе, когда в центре наших устремлений находится человек, его нужды и потребности. Для нас общее важнее личного, а все эти нормативные проволочки вызывают лишь раздражение.

Вот почему, когда мы берем на вооружение новейшие западные технологии управления, они у нас не работают. Тотальный контроль за качественным выполнением работ, наказание рублем не вызывают у нас желание следовать закону. На русского человека можно воздействовать, лишь пробуждая в нем ответственность за других. Только это находит отклик в его сердце и желание действовать на благо общества.

Поэтому усилия по достижению эффективного управления надо прикладывать не в сфере применения новейших западных технологий управления, а в психологической сфере, раскрывая нашему народу правду о его менталитете и огромном потенциале, заложенном в его психическом.

В поздние советские времена, когда архетипичная бюрократическая номенклатура разлагалась, народ продолжал жить жизнью общества, делая свою работу на совесть, на благо целого, без всяких западных технологий эффективного управления. Правильно выстроенная идеология, оказавшаяся созвучной нашему менталитету, помогла нам создать сильное и экономически развитое государство при слабой и неэффективной бюрократической системе. Это уроки прошлого, к которым мы могли бы обратиться сейчас.

Но гораздо важнее для нас сегодня, основываясь на новом системно-векторном понимании себя и своего места в историческом процессе, выйти из затяжного стресса следования чужому западному пути и обрести наконец точку опоры для уретрального рывка «за флажки» — в общество будущего… Вместе со всем миром.

Корректор: Наталья Коновалова

Почему бывают злоупотребления

Хотя обществу необходимо наличие лиц, которые выполняют управленческие задачи, тем не менее в этой сфере присутствуют злоупотребления. Они могут быть обусловлены различными причинами:

  1. Иногда действующие законы таковы, что некоторые юридические понятия и процедуры недостаточно детализированы. В таких случаях для принятия решения чиновнику приходится самому делать выбор. Такая ситуация фактически даёт ему некоторую власть над просителем.
  2. Законодательство представляет собой очень сложную систему. Различные законы могут быть приняты таким образом, что их положения в каких-то деталях могут противоречить друг другу. В таком случае перед чиновником возникает два варианта действий, среди которых он должен выбрать.
  3. Иногда закон чётко формулирует правила, но они расходятся с житейским здравым смыслом. Примером такой ситуации является необходимость ежегодно подтверждать инвалидность одноногому калеке. В таком случае бюрократ, требующий выполнения закона, выглядит жестоким, но на самом деле он просто выполняет свои обязанности.
  4. Среди бюрократов, как и среди других людей, существуют преступники, которые совершают злоупотребления. Борьба с ними является задачей правоохранительных органов.

Для того, чтобы устранить проблемы в деятельности, нужно бороться с теми, кто совершает нарушения

Кроме того, важно совершенствовать действующие нормативные акты, устраняя неоднозначности и приводя их в соответствие с сегодняшними требованиями

Что такое бюрократия простыми словами

Бюрократия (от французского слова «bureau» — канцелярия и «кратос» — власть) — это способ управления обществом структурой стоящей выше.

Таким образом речь идёт о власти тех людей, которые являются частью механизма управления. Обычно речь идёт об обществе, хотя иногда этот термин может употребляться по отношению к сотрудникам фирм или организаций.

Бюрократия часто используют в тех случаях, когда считают, что соблюдение формальных правил в деятельности должностного лица считается более важным, чем фактическое исполнение своих обязанностей. Однако для правильного понимания этого явления необходимо понимать, что государству для управления гражданами необходим аппарат, который его реализует. Без существования таких людей общество существовать не может.

Негативный оттенок в восприятии бюрократии связан с тем, что, хотя представители этого слоя общества должны выполнять свои обязанности, но иногда, благодаря своему месту в механизме управления, присваивают себе властные полномочия.

Слово «бюрократия» используют для обозначения формализованного порядка действий и тех людей, которые его реализуют.

Три вида бюрократии

Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.

Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».

Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.

Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.

Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.

Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.

Что представляет собой бюрократия?

Понятие бюрократия пришло к нам из иностранных языков. Слово состоит из двух основ: французской части bureaucratic, в переводе — господство письма, бумаг, канцелярии, а также греческой kratos — власть. В современном понимании бюрократия подразумевает любую форму организаций общества, контролирующих социальные отношения, экономические, идеологические и политические. При этом субъекты исполнительной власти отрываются от воли и решений общества, создавшего бюрократические структуры. При такой системе форма начинает превалировать над содержанием деятельности, а главной задачей бюрократии становится поддержание существования самой себя. Зачастую бюрократическая система правления ведет к возникновению привилегированных классов в обществе.

Более простое «техническое» значение слова бюрократия — это сама организация, которая на профессиональной основе при помощи государственных служащих выполняет функции исполнения общественной политики. 

В общих чертах можно назвать четыре значения слова «бюрократия»:

  • собственно организация процесса управления страной и разграничения обязанностей чиновников;
  • создание иерархии власти и обеспечение контроля по вертикали властных структур;
  • формализация и обеспечение системности правил управления, норм и инструкций;
  • специализированный обезличенный и в идеале беспристрастный характер отношений внутри системы. 

Где узнать, что такое бюрократия

Прочитать, что такое бюрократия, можно прежде всего в трудах экономистов и политологов, однако эти работы так длинно и сложно написаны, что проще будет обратиться к словарям и энциклопедиям. Определение бюрократии дают:

  • Философский энциклопедический словарь;
  • Словарь иностранных слов русского языка;
  • Новая философская энциклопедия;
  • Большая советская энциклопедия. 

Когда возникла бюрократия

Философские работы об институте и явлении бюрократии стали появляться только в восемнадцатом веке. Однако сама бюрократия появилась как инструмент управления гораздо раньше, почти одновременно с обретением письменности древними цивилизациями.

Первые структуры, помогавшие управлять народами, создавались еще в Древнем Шумере, о котором нам известно не так много. Более подробно можно рассмотреть зачатки бюрократической системы, действовавшей в Древнем Египте. Относительно Древнего Китая известен даже автор создания местной бюрократии — философ Конфуций. Он старался сделать систему управления благом для государства и населения. Но не всегда бывает именно так. В Древнем Риме разросшийся до гигантских размеров бюрократический аппарат во времена императора Диоклетиана задавил экономику страны.

Как термин слово «бюрократия» появилось в XVIII веке в Европе.

О вреде и пользе бюрократии

Как только люди придумали, как назвать бюрократию, они начали ее критиковать. Первым отрицательные стороны этого явления раскрыл в своих работах Карл Маркс. Он утверждал, что современный ему бюрократический аппарат потерял свои функции, стал причиной того, что государственные организации теряют смысл и цель своей деятельности, подчиняя все функции задаче самосохранения, роста и укрепления своего положения в обществе. Государственные нужды заменяются канцелярскими.

Многие в изучении бюрократии и ее влияния на экономику и общество в целом опираются на работы социолога, историка и философа Макса Вебера. Он не зацикливался на вреде бюрократии, а изучал ее структуры, функции и возможности рационального управления обществом. Он разработал принципы, соблюдая которые бюрократия приносит пользу государству и народу:

  • строгая иерархия;
  • разделение областей компетенций;
  • назначение, а не выбор кандидатов на должности;
  • получение чиновниками зарплаты;
  • создание понятия профессии «чиновник», а не работа на общественных началах;
  • запрет на владение учреждением, в котором работает чиновник;
  • дисциплина и контроль за деятельностью чиновников;
  • наличие вышестоящих инстанций и перемещение или смещение с должности их решением. 

Главное условие получения пользы от существования бюрократического аппарата — его беспристрастность. Макс Вебер считал, что чиновники-бюрократы станут людьми «духовного труда», обладающими компетенциями и профессиональной честью, однако, как показывает опыт, он сильно заблуждался в этом отношении. При этом он понимал, что без высоких нравственных ориентиров и рамок профессиональной гордости бюрократия станет источником всеобъемлющей коррупции. Он особенно подчеркивал, что сферой деятельности чиновника не может быть политика.

Недостатки бюрократии

Их несколько.

  1. Во-первых, это то самое «форма ради формы». Бумаг бывает слишком много. Иногда такая волокита создается только для имитации активной деятельности тех или иных работников. Верхи отчитываются еще более крупным верхам о том, что они трудятся в поте лица своего и передают кучу отчетностей, которые чаще всего готовят мелкие сотрудники. Яркий пример – рядовые врачи и учителя. Вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности, они заполняют бумажки для отчетностей.
  2. Второе – необходимость долго и муторно ходить по инстанциям, собирать кипу документов, стоять в очереди, ждать, пока будут готовы предыдущие документы, чтобы заказать на их основании следующие. В итоге проблемы, которые требуют немедленного решения, затягиваются надолго. Иногда бюрократические препоны доходят до абсурда: к примеру, до сих пор есть такая практика, где инвалиды ежегодно обязаны доказывать, что они инвалиды, чтобы им не отменили пенсию и выдачу лекарств. Вряд ли люди с ампутацией конечности или страдающие сахарным диабетом в восторге от данной стороны бюрократии.
  3. Еще один недостаток – коррупция. Порой нам предлагают заплатить за более оперативное реагирование. Да что скрывать, часто нам самим проще заплатить за ту или иную бумажку, нежели стоять в очереди или ждать неделями изготовления документа. Из-за такой строгой иерархии бывает сложно решать вопросы: низы не вправе действовать, поскольку не уполномочены в этом, а до верхов не достучаться.

Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы бюрократии носят условный характер: для кого-то плюсы являются явными минусами, а минусы – плюсами. Рассмотрим преимущества и недостатки бюрократии, которые затрагивают интересы всего общества.

Преимущества:

  1. Четко построенная иерархия органов управления, которая корректирует их деятельность, предписывает строгий порядок во всем, ведет общество или организацию к более высокому уровню развития;
  2. Строгое распределение обязанностей, когда каждый отвечает за свой участок работы и не лезет в чужой, что ведет к повышению эффективности и производительности труда;
  3. Обеспечение принципа единства правил для всех граждан, независимо от их статуса и уровня жизни, что ведет к ощущению чувства справедливости и равенства всех перед законом;
  4. Осуществление координации на основе принципа сверху, что ведет к снижению текучести кадров.

Недостатки:

  1. Жесткость в необходимости принятия норм и стандартов поведения, невозможность в решении насущных вопросов коллективным голосованием, все решения принимаются сверху, навязываются, большинство должно придерживаться мнения меньшинства, которое является истиной последней инстанции;
  2. Односторонний подход к поиску вариантов решения вопросов, отсутствие выбора альтернативы в качестве нахождения наилучшего решения;
  3. Отсутствие искренности, открытости, доброжелательности в человеческих отношениях, поскольку сфера управления регламентируется строго установленными правилами поведения, из-за чего люди приходят к выводу, что с ними обращаются плохо, невнимательно и не по-человечески;
  4. Неприветствие выдвижения новых идей и новаторства в целом, неприятие тех, кто стремится к чему-то новому и более совершенному;
  5. Попытка контролировать всех сотрудников с помощью жесткой дисциплины.

Можно сделать вывод, что минусов больше, поэтому бюрократия и вызывает всегда негативную реакцию со стороны населения. Тем не менее она неизбежна и вряд ли сойдет на нет в ближайшей перспективе, ведь ее основная цель – подчинить себе общество.

Причины бюрократизма. Анальный ступор

Бюрократия — довольно громоздкая система, имеющая много уровней, которая, конечно же, не обойдется без исполнителей, которые бы выполняли довольно рутинную бумажную и канцелярскую работу, требующую внимательности, точности, усидчивости, скрупулезности. Для такой работы лучше всего подходят представители анального вектора. Именно они занимаются делопроизводством, документооборотом, составлением отчетов. И именно в их свойствах находятся причины таких проблем, как ритуализм и инерция бюрократической системы.

Склонные к накоплению прошлого опыта, следованию традициям, сопротивляющиеся нововведениям, они привыкают к определенной системе ведения дел, налаженной годами, и очень трудно перестраиваются на новые рельсы. Стремление любой ценой сохранить заведенный в учреждении порядок, усложненность, детализация, прохождение многочисленных инстанций и делают бюрократическую систему такой инерционной, с трудом реагирующей на быстрые перемены в обществе, особенно в нынешней стремительной кожной фазе развития человечества. Существует даже специальный термин — «бюрократический ритуализм», поглощенность правилами и установлениями в ущерб достижению цели, ради которой затевалось дело.

Напористые кожные командиры требуют от своих исполнителей быстрой реакции, мгновенной перестройки, но неповоротливые анальники в такой ситуации впадают в стресс, который выражается ступором, потерей способности мыслить. Это приводит к многочисленным ошибкам, переделкам и чувству глубокой неудовлетворенности у анальных профессионалов, которые привыкли все делать совершенно.

Бюрократизм и бюрократия в России

Несмотря на распространенное мнение, что Россия — это страна бюрократов, количество чиновников у нас гораздо ниже, чем в развитых странах Европы. По сообщению РИА «Новости», «слухи о высоком уровне бюрократизации в России сильно преувеличены» (www.ria.ru). Согласно исследованию экспертов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», самый низкий уровень бюрократизации наблюдается, как ни странно, в Москве и Санкт-Петербурге, где на 10 тысяч населения приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих. Это при среднероссийском показателе в 67 чиновников. Не правда ли, удивительное открытие?

Сравнивая с западными странами, мы имеем на те же 10 тысяч населения в Румынии примерно 250 госслужащих, в Германии и Норвегии — около 300, в США — порядка 350, во Франции — около 400 человек, занятых в госслужбе (то есть чиновников во Франции в 6 раз больше, чем в России, относительно населения, конечно).

Кроме того, что в некоторых районах нашей страны действительно не хватает работников госслужб, у нас в стране существует и проблема неэффективной работы бюрократической системы, бюрократизма. С чем это связано? Опять же с тем, что по своей сути бюрократия — это порождение кожной меры, противоположной нашему уретральному менталитету. Мы не ограничены ментально и не любим подчиняться закону. Четкое следование правилам, которое подразумевается в бюрократической системе, нам чуждо. Вот почему бюрократия в России всегда отличалась от западной.

В 1920–1930-е годы в СССР сформировался новый тип чиновничества, отличающийся от европейский бюрократии, — номенклатура, — который тем не менее вобрал в себя все качества бюрократии российской. Во время правления обонятельного Сталина карьера чиновника зависела не от деловых качеств, а от политической лояльности чиновника, его приверженности партии. А во времена его преемников — от личных связей, что, конечно же, не способствовало качеству управления.

Русским свойственно создавать неформальные отношения, даже во власти. Базой для российского кумовства является комплементарность уретрального менталитета анальным ценностям семьи и дружбы. Вот почему, принимая на работу в аппарат власти, в России чаще всего смотрят не на профессионализм, а на наличие связей. О причинах российской коррупции мы уже говорили.

Виды

В зависимости от специфики организации деятельности принято выделять 3 вида бюрократии:

  1. Классическая. Подразумевает, что управленческие функции строго выполняются, а во главе аппарата стоит грамотный управленец. Примером такой формы является организация в каком-нибудь министерстве, где есть министр, ниже стоят его заместители, далее – рядовые сотрудники. Чтобы решить тот или иной вопрос, необходимо пройти все иерархические стадии его одобрения. Минус такого администрирования – соблюдение формы ради формы. Пока служащий отправляет запрос вышестоящему лицу, а тот – еще более вышестоящему, изначальная задача может стать неактуальной.
  2. Профессиональная. Данная форма предполагает, что во главе стоит все же профессионал своего дела, который может не только хорошо перенаправлять полномочия, но и решать конкретные вопросы в рамках своей компетенции. Пример данной формы – медицинское или образовательное учреждение. Директор школы является профессионалом своего дела, он может компетентно контролировать работу преподавателей, а также решать ряд определенных вопросов самостоятельно. Минус такой формы бюрократии — в высоких затратах на обучение профподготовки кадров.
  3. Адхократия. Гибкая система, обычно создается специально для конкретного единичного проекта узкой специализации. Здесь нет четкой иерархии, низы могут также успешно решать вопросы не хуже своих верхов. Формализм присутствует минимальный, а потому поставленные задачи решаются оперативно, реакция на внешние изменения происходит быстро. Пример такой формы бюрократии – научно-исследовательский институт или юридическая фирма.

Типы бюрократии

Классическая или аппаратная

Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.

Аппаратная бюрократия характерна для:

  • министерств и ведомств;
  • учреждений государственного или муниципального управления;
  • организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.

Основные достоинства:

  • Стабильность и отсутствие хаоса;
  • Четкая специализация;
  • Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
  • Гарантия надежности управления;
  • Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.

Недостатки:

  • Ведет к бюрократизму;
  • Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
  • Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
  • Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Профессиональная

Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.

По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:

  • Имеет более высокую степень компетентности;
  • Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
  • Обладает меньшей формализованностью;
  • Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
  • Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.

Преимущества:

  • Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
  • Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
  • Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.

Недостатки:

  • Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
  • Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
  • Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.

Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)

Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.

Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:

  • Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
  • Обладает минимальной формализацией деятельности;
  • Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.

Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам

Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.

Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.

Основные признаки бюрократии:

  • Противоречие между объективно общественным характером управления и субъективным методом его осуществления. Управление должно отражать волевое желание всего общества, а не локальной группы профессионалов-управленцев;
  • Монополизация власти и управления;
  • Нетерпимость контроля над чиновниками;
  • Реализация и защита монопольного осуществления властных функций;
  • Паразитическая сущность, поскольку это труд, который не создает никакого товара, но является оплачиваемым.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector