Статья 105 нк рф. рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

Содержание:

Комментарий к статье 105.27 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает последовательность действий для того, чтобы проведение налогового мониторинга состоялось.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик вне рамок подачи налоговой декларации и вне рамок налоговой проверки вправе обратиться в налоговый орган с просьбой проверить правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты (перечисления).

Раздел 5.2 НК РФ устанавливает порядок проведения налогового мониторинга в отношении организации как налогоплательщика целиком.

Норм, предоставляющих возможность проведения самостоятельного налогового мониторинга в отношении конкретного (или конкретных) филиала (представительства) организации, раздел 5.2 НК РФ не содержит.

В частности, отсутствуют нормы, аналогичные указанным в пункте 7 статьи 89 НК РФ, о том, что налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Таким образом, налоговый орган не вправе проводить самостоятельный налоговый мониторинг в отношении филиала (представительства) организации на основании заявления организации.

Применительно к такой форме налогового контроля — налоговому мониторингу раздел 5.2 НК РФ прямо не содержит положений, предоставляющих организации право обжаловать решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Однако в силу статьи 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Как следует из пункта 1 статьи 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Пунктом 2 статьи 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

Следует заключить, что решение об отказе в проведении налогового мониторинга является, по сути, актом налогового органа ненормативного характера, который можно будет обжаловать в вышестоящий налоговый орган и после этого в суд.

Таким образом, организация, по результатам рассмотрения заявления которой о проведении налогового мониторинга налоговым органом будет принято решение об отказе в проведении налогового мониторинга, вправе будет обжаловать в вышестоящий налоговый орган решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

2. Физическое лицо и организация

2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 %.

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо, в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами — супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, имеет полномочия:

  • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации; 

  • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.

3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа.

5. Физические лица

5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

5.2 Взаимозависимые лица физического лица:

  • его супруг или супруга,

  • родители (в том числе усыновители),

  • дети (в том числе усыновленные),

  • полнородные и не полнородные братья и сестры,

  • опекун (попечитель),

  • подопечный.

При этом суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости.

Как отразится проверка на других участниках сделки

Если контроль, проведенный в отношении одного участника сделки, не выявил нарушений, инспекторы не вправе назначать аналогичную ревизию в отношении других участников.

В случае, когда обнаружена неуплата налогов, прочие стороны сделки имеют право на так называемые симметричные корректировки. Делают их на основании специального уведомления, оформленного сотрудниками ФНС России. Получив уведомление, участники должны запросить разрешение на корректировки, а затем самостоятельно доначислить свои налоги исходя из цен, признанных налоговиками по данной сделке. Это поможет избежать штрафов.

При корректировках не нужно вносить исправления в налоговые регистры, достаточно сдать уточненные декларации. Если потом результаты проверки будут оспорены в суде, участникам придется делать обратные корректировки.

Что значит понятие “взаимозависимые лица”?

Лица признаются таковыми, если особенности деловых взаимоотношений между ними оказывают влиятельные процессы на результативность сделок и условия их проведения, а также на финансовые результаты их труда.

Чтобы взаимная работа лиц была определена Законом, должно быть учтено влиятельное участия одного лица в капитале другого, на основании заключённых между ними прописанными условиями.

Для признания имеет место быть и другая возможность одного бизнесмена или целой компании определять основные тезисы, принимаемые другими компаниями или отдельными предпринимателями. Кроме этого влиятельная деятельность учитывается в независимости от того, оказывается она одной фирме, или с ИП, или совместно с другими людьми, которые таковыми признаются согласно Закону.

Он имеет право это сделать, если цена, которая фактически используется в сделке, не соответствует настоящей цене, действующей на рынке.

Контролируемость сделок

Обычно займы между взаимозависимыми ЮЛ являются беспроцентными или выдаются под символический процент. Целью подобных сделок является пополнение оборотных средств дебитора. Поэтому при совершении сделок встает вопрос о контролируемости.

В письмах Минфина №03-01-18/6-114 от 28 августа 2012 года и №03-1-18/5-92 от 5 июля 2012 года содержатся эти рассуждения:

  • Характеристики контролируемых сделок содержатся в статье 105.14 НК РФ. Сделки, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 1 и подпунктах 1-5 пункта 2 этой же статьи, считаются контролируемыми тогда, когда сумма доходов по ним в году превышает показатель соответствующего критерия сумм.
  • В пункте 9 статьи 105.14 НК РФ прописано, что сумма доходов по сделкам за год формируется путем сложения доходов с таких сделок с одним взаимозависимым лицом. При этом учитывается порядок признания доходов, содержащийся в главе 25 НК РФ.

В письме Минфина №03-01-18/4-67 от 23 мая 2012 года указано, что при определении суммы доходов для установления контролируемости сделки нужно учесть доходы в форме процентов, полученных по соглашению о займе. Доходы от займа (основная сумма долга) при расчетах не учитываются.

ВАЖНО! Если сделка признается контролируемой, контролироваться будут и доходы, и траты в виде процентов.

Дополнительные негативные последствия взаимозависимости

Операции между взаимозависимыми лицами — это не только предмет пристального контроля со стороны налоговых органов. Взаимозависимость может очень сильно ограничить лицо в правах. Каким образом?

Например, физическое лицо может быть ограничено в праве на имущественный налоговый вычет, если операции осуществляются между близкими родственниками.

Для юридических лиц тоже есть аналогичная норма — право на льготу не действует для взаимозависимых организаций. Например, согласно Налогового кодекса РФ нельзя применить освобождение от налога на имущество, если оно приобретено у взаимозависимой компании.

Другой пример — невозможность для налогоплательщика полностью учесть проценты по займам, выданным взаимозависимым иностранным кредитором на основании НК РФ.

В некоторых случаях налоговые органы переквалифицируют отношения из заемных в инвестиционные. Подробнее можно почитать тут и тут.

Сделки между связанными лицами

По НК РФ (ст. 40) стоимость сделки принимается как соответствующая рыночному показателю, пока не доказано иное

Практически все соглашения взаимозависимых персон находятся под пристальным вниманием налоговых структур, поскольку НК РФ определены полномочия по проверке адекватности и обоснованности ценовой политики в них

Проверяется возможное увеличение или снижение стоимости, направленное на корректировку налогооблагаемой базы для получения вычета по налогам в сторону уменьшения или увеличения, занижения размера налога к оплате.

Контракт по НК РФ (ст. 105), в котором участники являются резидентами Российской Федерации, причисляется к контролируемым по признаку взаимозависимости, если:

  1. Доход за 12 месяцев оказался больше показателя в 1 млрд.руб. по всем контрактам.
  2. По договорам между взаимозависимыми участниками годовой доход получился больше 60 млн.руб., при этом:
    • любая сторона соглашения платит НДПИ по процентной ставке (предмет контракта – налогооблагаемая добыча полезного ископаемого);
    • любой из участников не оплачивает налог с прибыли (0%), при этом у другого участника подобная льгота отсутствует;
    • лишь один участник является резидентом ОЭЗ (СЭЗ), где действительны льготы по налогообложению прибыли;
    • кто-либо из участников ведет учет доходов (расходов) и является плательщиком налога по прибыли согласно ст. 275 НК РФ, а другой таковым не является либо является без учета расхода/дохода по ст. 275 НК РФ;
    • одна или обе стороны задействованы в (региональном) проекте инвестиционного характера с отсутствующей (0%) или сниженной ставкой по налогу с прибыли;
    • кто-либо из сторон или обе стороны имеют льготы (освобождение) по уплате НДС по ст. 141 НК РФ.
  3. Годовой показатель сделок, где один из участников работает по особому режиму (ЕСХН или ЕНВД), составил от 100 млн.руб.

Кстати! Задолженности по налогу, вызванные манипулированием цен и обнаруженные по итогам проверки ФНС, подлежат взысканию по судебному решению (ст. 45 НК РФ). Причем оплате будут подлежать налоговые начисления не с фактически полученного дохода, а с того, который мог быть сформирован при отсутствии некоторых условий коммерческого или финансового плана в соглашении (ст. 105 НК РФ).

Займы между взаимозависимыми компаниями

Кредитные отношения между юридическими структурами, характеризуемыми как взаимозависимые, в некоторых случаях могут относиться к разряду контролируемых, но уведомить налоговую службу необходимо при любых договорах.

Не подлежат контролю беспроцентные соглашения между российскими предприятиями (ст

105 НК РФ, Письма МФ РК №03-03-РЗ/16846 от 23.03.2017), зарегистрированными на территории РФ, при этом не принимается во внимание дата заключения самого договора или дополнительных соглашений к нему

По иным соглашениям, по которым процентная ставка низкая, налоговые структуры могут требовать отнесения в доходы процентов, пересчитанных по рыночному показателю (ставке), как недополученного дохода (Письмо МФ РФ №03-01-18/30778, 27.05.2016). Когда ставка по займу намного превышает рыночный максимум, по отношению к заемщику могут быть уменьшены затраты в размере, превышающем среднерыночное значение ставок (ст. 269 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках — для чего, срок, форма

Налоговый орган в отчете интересует рыночный уровень цены по сделке. После сдачи отчета налоговые органы могут запросить документацию по контролируемым сделкам. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может охватывать период 3 (три) года. Штрафных санкций не будет, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

Налогоплательщики обязаны уведомить налоговые органы о контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года не позднее 20 мая следующего года ():

  • по месту нахождения;
  • (или) по месту жительства;
  • (или) по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

должно содержать следующую информацию:

1) календарный год, за который представляются сведения;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

— полное наименование организации, ИНН;

— Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;

— Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Какие лица, и при каких условиях признаются взаимозависимыми

Согласно законодательству взаимозависимыми признаются:

  1. Фирма, которая принимает участие в трудовой деятельности другой компании, фирмы или предприятия с долей не менее 25 процентов.
  2. Отдельные бизнесмены, которые участвуют в деятельности другой компании или организации с долей не менее 25 процентов.
  3. Несколько компаний, если одно и то же лицо производит участие в данных организациях с долей не менее 25 процентов.
  4. Одна компания или отдельный бизнесмен, которые наделены полномочиями на основании назначения основного рабочего органа компании или по назначению 50-ти процентного состава коллегии этих исполнительных специалистов, совета директоров или наблюдателей.
  5. Отдельные специалисты или отделы исполнительной власти в компании (не менее половины участников от всей численности коллег), которые были выбраны на собрании таковыми согласно документам.
  6. Компании, в которых более половины состава коллегии или директорского совета составляют одни и те же физлица совместно с их взаимоподопечными лицами.
  7. Фирма и отдельный бизнесмен, если он её действующий исполнительный орган.
  8. Фирмы, в которых обязанностями исполняющего органа занимается один и тот же человек.
  9. Фирмы и отдельные бизнесмены, когда их долевой процент участия (предыдущих лиц) в каждой фирме (из последующих) составляет более 1/2.
  10. Отдельные физлица, если один специалист подчиняется другому по должностным обязанностям.
  11. Отдельное физлицо, его жена (муж), мать (отец), усыновители, дети родные и усыновлённые, братья и сестры, опекуны и опекаемые.

Суд признает этот факт, если позиции фирм или отдельных бизнесменов обладают признаками, которые имеются в законодательстве относительно взаимоподопечных лиц.

Контролируемые сделки

В случае, если налогоплательщик совершает, так называемые, «контролируемые сделки», то налоговый орган вправе провести специальную проверку цен на предмет их соответствия рыночным условиям и доначислить налоги до рыночной цены. Кроме того, у налогоплательщика появляются специальные обязанности в отношении контролируемых сделок, например, представлять Уведомление о контролируемых сделках, а также готовить Документацию для целей налогового контроля.

Эта опасность касается относительно небольшого числа налогоплательщиков.

Контролируемые сделки регулируются статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Выделяют две категории контролируемых сделок:

— Контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами

— Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки между российскими взаимозависимыми лицами

В общем случае, сделки между российскими взаимозависимыми лицами контролируемыми не признаются.

Но, если хотя бы одно из взаимозависимых лиц применяет льготы по налогу на прибыль организаций или по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которые перечислены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ, то сделки между такими лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки с иностранным взаимозависимым лицом

Сделки с иностранным взаимозависимым лицом признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 1 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 105.14 НК РФ)

Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

1) Сделки с участием технических посредников (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом)

Указанная совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:. — не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

3) Сделки с налогоплательщиками из офшорных государств (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ. Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в вышеуказанный перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

П.2 ст.105.14 НК РФ

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

пп.1 стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.2 одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

пп.3 хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

пп.4 одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.5 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.6 сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

(Подпункт введен — Федеральный закон от 30.09.2013 № 268-ФЗ)

пп.7 (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

пп.8 хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса; (Подпункт введен — Федеральный закон от 28.12.2016 № 475-ФЗ; в редакции Федерального закона от 30.10.2018 № 373-ФЗ)

пп.9 хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса; (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

пп.10 хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. (Подпункт введен — Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ)

Кто такие заинтересованные лица

Аффилированность — один из возможных критериев признания за лицом статуса заинтересованного (в контексте положений п. 1 ст. 19 закона «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Вместе с тем понятие «заинтересованность» в разных правовых контекстах раскрывается еще более чем в десятке федеральных нормативных актов. Например, в таких как:

  • Таможенный кодекс ЕАЭС (вступил в силу с 01.07.2017);
  • ГК РФ;
  • КоАП РФ;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • закон 14-ФЗ;
  • закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ;
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ;
  • закон «Об антидемпинговых мерах» от 08.12.2003 № 165-ФЗ.

Рассмотрим для примера особенности статуса заинтересованного лица ООО.

Налогообложение взаимозависимых лиц

Как выше было сказано, для отнесения субъектов к рассматриваемой категории анализируется характер договоров, которые заключаются ими. Согласно ст. 105.3 (п. 1), если в соглашениях между взаимозависимыми лицами устанавливаются финансовые, коммерческие и иные условия, отличные от тех, которые свойственны сопоставимым договорам других субъектов, то любая прибыль, которая могла бы быть извлечена, но из-за указанного отличия получена не была, учитывается при расчете отчислений в бюджет. Учет по пункту первому указанной статьи осуществляется в том случае, если это не приведет к уменьшению суммы обязательного платежа.

Алгоритм определения доли участия и как правильно это сделать?

Долевой процент участия – это сумма, которая выражается в процентном соотношении при непосредственном и побочном участии. Непосредственное участие будет таковым, когда часть уставного капитала одной фирмы находится в основном фонде Устава другой.

Проценты косвенно побочного участия – это часть, которая определяется так:

  • необходимо определить все этапы участия фирмы через участие напрямую предыдущей компании в последующей;
  • необходимо определить часть участия предыдущих фирм в последующих при определённой последовательности;
  • производится суммирование частей через участие каждой фирмы на всех имеющихся этапах.

Налоговые последствия по сделкам между взаимозависимыми лицами

Каждая сделка, заключаемая между взаимозависимыми лицами подлежит тщательной проверке. Это вытекает из того, что заключая сделки на каких либо специальных условиях, взаимозависимые организации или физлица могут одной из целей преследовать сокрытие доходов, а в других ситуациях завышение расходов. Результатом этого может быть занижена налоговая база, что в первую очередь грозит потерями для госбюджета.

Чтобы такие ситуации не пропускать существуют некоторые правила, согласно которых:

  • Любой доход, который должна получить одна сторона, но не был получен в результате особых условий заключенной сделки, к налоговому учету принимаются у данной стороны;
  • Если цена сделки не соответствует рыночной, то взаимозависимые лица обязаны учесть при расчетах цену рыночную и сделать это сразу же, либо к окончанию того года, в который результат сделки был принят к налоговому учету.

Виды контролируемых сделок

3.1 Сделки между взаимозависимыми лицами-нерезидентами РФ;

3.2 По стороне сделки ():

  • Технические сделки, т.е. использованы третьи лица. Совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами с участием (при посредничестве) третьих лиц при условии, что такие третьи лица не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами, а именно с одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) которого являются государство или территория, включенные в Минфина.

3.3 По обстоятельству сделки ():

Это правило только для российских фирм, т.е. местом налогового резидентства является РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если:

  1. стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций;
  2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  3. одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  4. одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
  5. сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям: 5.1. одна из сторон сделки является налогоплательщиком с т. 275.2 НК РФ (лицензия на пользование участком недр или операторами нового морского месторождения углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ; 5.2. любая другая сторона сделки:— либо не является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ;— либо является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ;
  6. одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром в инновационных центрах («Сколково» и других);
  7. одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций ();
  8. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Штрафы по итогам проверки рыночных цен

В Налоговом кодексе появились две новые статьи, посвященные санкциям.

Одна из них — статья 129.3 НК РФ — устанавливает величину штрафа за неуплату налогов в связи с неверным применением цен при контролируемых сделках. Если налогоплательщик не обоснует свои цены, ему придется заплатить штраф в следующем размере:

по сделкам, совершенным в 2012-2013 годах — 0 рублей;

по сделкам, совершенным в 2014-2016 годов — в размере 20 % от суммы неуплаченного налога;

по сделкам 2017 года и далее — в размере 40 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 30 000 рублей.

Другая новая статья 129.4 НК РФ устанавливает штраф за неправомерное непредоставление уведомления о контролируемых сделках и за неверные сведения о них. Размер штрафа может составить до 5 000 рублей.

Что в итоге?

Взаимозависимость отнюдь не тождественна правонарушению. Как доказательство она никогда не применяется налоговыми органами «в одиночку», а всегда только в совокупности с иными фактами.

Поэтому, избегать взаимозависимости там, где это сделать сложно, не имеет смысла.

Закрепление реального участия в бизнесе невозможно без появления взаимозависимости лиц. Если модель организации бизнеса имеет не искусственное, надуманное, а реальное содержание, отражает существующее положение вещей в части распределения зон ответственности, товарных потоков и т.п., налоговому органу будет очень сложно и проблематично доказать намерение получить необоснованную налоговую выгоду и ее реальный размер. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector