Статья 129. основные понятия и определения
Содержание:
Прожиточный минимум и МРОТ в Москве и Московской области в 2021 году
С 1 января 2021 года федеральный МРОТ составляет 9489 рубля. См. «МРОТ с 1 января 2021 года». Однако «минималка» Московской области больше федеральной. Ведь регионы вправе устанавливать свой МРОТ, но не меньше общефедерального (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).
Минимальный размер заработной платы в Московской области напрямую зависит от прожиточного минимума для трудоспособного населения, проживающего в этом регионе. Поэтому такая сумма и продолжает действовать с 1 января 2021 года:
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Московская область | 50 | 13 750* |
* Размер минимальной зарплаты включает доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, кроме выплат в соответствии со статьями 147, 151–154 ТК.
С 1 мая 2021 года МРОТ в Нижегородской области, как и во всех регионах РФ, повышен до федерального уровня минимальной зарплаты. В связи с этим работодателям необходимо увеличить выплаты работникам и пересчитать пособия.
МРОТ в Нижегородской области с 1 мая 2021 года — 11 163 рубля.
Каждый субъект РФ вправе устанавливать свой размер минимальной зарплаты, единственное ограничение — он должен быть не менее федерального МРОТ. Нижегородская область относится к числу тех регионов, которые устанавливают свою минималку. С 2013 года в области применяются дифференцированный подход к утверждению минимального заработка в бюджетных и внебюджетных организациях. Согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2021 год от 09.01.18 № 1-П/2/А-9, на территории Нижегородской области с 1 января 2021 года размер МРОТ для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности составляет: Реклама 17 для организаций внебюджетного сектора экономики — 10 000 руб.; для учреждений бюджетной сферы на уровне — 9 489 руб. (не ниже МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.06.00 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2021 год (от 09.01.18 № 1-П/2/А-9) С 1 мая 2021 года МРОТ в Нижегородской области для всех организаций (бюджетных и небюджетных) составит 11 163 рубля согласно статье 1 Федерального закона от 19.06.00 № 82-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.03.18 № 41-ФЗ). Пока региональным соглашением не утверждена минимальная зарплаты выше федерального МРОТ.
Работодатели Московской области (организации и ИП) должны установить зарплату не меньше подмосконого МРОТ (13 750 р.), только если они присоединились к московскому региональному соглашению. Автоматически присоединяются к нему те работодатели, которые в течение 30 календарных дней после публикации соглашения не направили в орган по труду субъекта РФ письменный мотивированный отказ присоединиться. Если такой отказ был отправлен, то зарплату в Московской области с 1 января 2021 года можно сравнивать с федеральным МРОТ (9489 р). Если отказа не было, то с 1 января 2018 года опирайтесь на МРОТ Московской области – 13 750 р.
МРОТ Московской области, применяемый с 1 января 2021 года, уже включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат:
- за работу во вредной вреде и опасных условиях;
- совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы;
- ночную и сверхурочную работу, труд в выходные и праздники.
Иными словами, за сверхурочную работу, нужно платить сверх подмосковного МРОТ.
С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть на руки человек может получить и меньше минимальной оплаты.
Включайте в МРОТ все премии и вознаграждения, входящие в систему оплаты труда. Исключение – районные коэффициенты и надбавки, их начисляйте сверх минимальной оплаты.
За зарплату ниже МРОТ без надлежащего обоснования вменяют штрафы. Компании, если нарушение первое, грозит штраф от 30 000 – до 50 000 руб. Если нарушение повторное – от 50 000 до 70 000 руб. Для должностного лица санкции соответственно: штраф от 1000 до 5000 руб. и от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. В отношении предпринимателя действуют те же нормы, что и для должностного лица, только к ИП не может быть применена дисквалификация (п. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Варианты оформления стимулирующих выплат
Если потребовалось законным образом оформить доплаты к основной части заработка, предстоит разобраться в формах стимулирующих выплат и их правильном назначении.
- Доплата. Они связаны с непосредственным выполнением обязанностей по должностной инструкции и дополнительным обязательствам. Доплатой не считают сверхурочные, графики с ночными сменами и другие варианты трудовой деятельности, требующие повышения оплаты труда.
- Надбавки. С целью стимулирования иногда руководство дополнительно к окладу или ставке по тарифу добавляет свою систему оплаты, при которой сотрудники вправе рассчитывать на увеличение трудового дохода. Характер действия надбавок, период их применения определяется предприятием самостоятельно, согласно принятому нормативному акту
- Премии. К премированию прибегают чаще всего. Руководство, намеренное поощрить отличившихся сотрудников, чаще прибегает к системе премирования, самостоятельно определяя параметры заслуг, по которым можно назначить премии. К схожим вариантам относится премирование в натуральной форме, однако по закону сумма таких премий не должна быть выше пятой части от зарплаты.
На разных предприятиях своя специфика деятельности, и администрация вправе разрабатывать собственные механизмы поощрений работников, стимулируя персонал к продолжению труда и достижению высоких результатов, поскольку прямого запрета на разработку индивидуальных систем премирования со стороны закона нет.
Какие законы регулируют МРОТ
Размер минимального размера оплаты труда регулируется несколькими правовыми актами.
1 Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» (№82-ФЗ от 19.06.2000).
Изрядно устаревший документ, главная ценность которого – определение сферы действия МРОТ: для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Для других целей этот показатель применяться не может.
2 Статья 133 Трудового Кодекса РФ.
В ней указывается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Этот пункт долгое время не выполнялся, но с мая 2018 года реальность приводится в соответствие с законом. Также в ст.133 расписано, за счет каких средств должен выплачиваться минимальный размер зарплаты:
- частными компаниями – за счет собственных средств;
- бюджетными компаниями – за счет средств из соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного, в зависимости от подведомственности организации) и внебюджетных денег (например, за счет доходов от платных услуг, добровольных пожертвований, грантов и т.д.).
Кроме того, отмечается, что МРОТ полагается любому работнику, выполнившему месячную норму труда, установленную для его должности.
3 Статья 133.1 Трудового Кодекса РФ
Ей регулируется установка МРОТ в регионах. Текст почти полностью повторяет ст.133 с той разницей, что в областях, краях и республиках заработные платы работников не могут быть ниже регионального уровня минимальной оплаты труда. Региональный МРОТ не распространяется на сотрудников организаций, финансируемых из федеральной казны.
4 Статья 129 Трудового Кодекса РФ
Здесь определяется, что заработная плата – это оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Применительно к МРОТ эта формулировка важна тем, что теоретически у работника зарплата может быть и меньше минимальной, если он не выполняет требования, влекущие получение премии. Это входит в противоречие со статьей 133 ТК РФ («Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда»). Выход из такой правовой коллизии был найден в увеличении компенсационной части: даже если сотруднику в данном месяце по каким-то причинам не полагается премия, ему делается доплата до уровня МРОТ.
5 Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П
Документ с сухим названием «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации» крайне важен для миллионов россиян. В нем КС РФ поставил точку в обсуждениях того, входят ли в состав МРОТ районные коэффициенты (РК). Дело в том, что в ст.129 ТК РФ до 2007 года был пункт о том, что МРОТ – это минимальный размер оплаты за неквалифицированный труд в обычных условиях (соответственно, любые надбавки за квалификацию и особые условия должны идти сверх «минималки»). В Интернете до сих пор ходит множество статей, в которых этот пункт цитируется как действующий. Однако еще в апреле 2007-го депутаты Госдумы исключили его из закона. Этим не преминули воспользоваться в регионах, где установлены повышающие коэффициенты за сложные условия труда – на Крайнем Севере, например.
В результате получилось, что регион устанавливал МРОТ несколько выше, чем федеральный, однако разрешал включать в него «северные» надбавки. Конституционный суд пояснил, что МРОТ должен обеспечиваться всем работникам, независимо от условий работы. Значит, «северные» к нему отношения не имеют. Соответственно, работодатели обязаны уплачивать сотрудникам не «МРОТ, включая РК», а «МРОТ плюс РК».
6 Федеральные законы № 41-ФЗ от 07.03.2018 и № 421-ФЗ от 28.12.2017.
Эти правовые акты устанавливают сумму минимального размера оплаты труда на 1 мая 2018 года и правила изменения МРОТ впоследствии (подробнее об этом – в разделе часто задаваемых вопросов).
Порядок стимулирования бюджетников
Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2021 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13. В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:
- доплаты за: непрерывный стаж и выслугу;
- качество работы;
премирование:
- по результатам трудовой деятельности;
за интенсивность и достижения.
Скачать для просмотра и печати: Письмо Минобрнауки России №АП-1073-02 от 20 июня 2013 года
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 (ред. от 1)
Единые рекомендации по установлению на 2021 год
Важно: для подтверждения некоторых показателей для назначения СВ разрабатываются критерии. На их основании в ОУ проводится оценка деятельности педработников
Внимание! С 2021 г. появился новый вид премии ко Дню учителя
Ежегодно будут награждать 1000 лучших учителей за достижения в педагогической деятельности премией в размере 200.000 р. Требование к претендентам – педагогический стаж от 3-х лет. Выплаты будут осуществляться из федерального бюджета.
О критериях оценивания достижений в профессиональном труде
Порядок разработки критериев в ОУ также регулируется ведомственными актами. Так, в Приказе Минтруда содержится рекомендация об установлении перечня требований каждому специалисту индивидуально (№ 167 от 26.04.13). А примерный список для педагогов приведен в разъяснении Минобрнауки (реквизиты указаны выше). Алгоритм действий ОУ таков:
- Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит:
- разработка критериев;
- применение их на практике для установления СВ каждому педагогу.
- Проведение заседаний комиссии ежемесячно.
- Оформление работы коллегиального органа протоколами.
Скачать для просмотра и печати: Приказ Минтруда России от 26.04.2013 N 167н
Деятельность комиссий рекомендуется обеспечивать на таких принципах:
- равноправного взаимодействия трудовых коллективов с руководителями и профсоюзными органами;
- общедоступности информации о критериях оценивания;
- оповещения коллектива и широкого круга общественности о результатах деятельности (итогах оценивания).
Подсказка: выдержки из протоколов заседания комиссии, касающиеся СВ, рекомендуется публиковать на официальных сайтах ОУ в интернете.
Особенности начисления СВ педагогам
Сутью начисления допвыплат учителям является улучшение качества работы всего учреждения в целом. Достигается это путем повышения заинтересованности каждого члена трудового коллектива в результатах работы (общей и индивидуальной). Поэтому на членов комиссии возлагаются такие задачи:
- определение перечня показателей эффективности;
- утверждение количественной системы их оценки;
- выработка общего алгоритма учета показателей в системе начислений.
Внимание: при разработке принципов стимулирования необходимо учесть:
категории работников;
разнообразие задач, стоящих перед педагогами;
условия трудовой деятельности каждого.
Самим труженикам необходимо обеспечить:
- доступность информации о работе коллегиального органа;
- возможность вносить предложения, касающиеся критериев;
- понятность и объективность предъявляемых требований.
Коллегиальному органу ОУ предоставлен широкий круг полномочий. Однако решения его не могут выходить за рамки действующего законодательства и указаний Министерств и ведомств.
Подсказка: критерии оценивания необходимо довести до каждого учителя под подпись. Причем закон требует получения его согласия на исполнение выдвинутых требований.
Стимулирующие выплаты в 2018 году
В 2018 году в действующие правила относительно порядка и особенностей утверждения стимулирующих выплат не было внесено никаких серьезных изменений. Данная процедура по-прежнему должна быть инициирована работодателем. Предварительно ему необходимо будет продумать дальнейшую схему стимулирования своих сотрудников.
Современная практика показывает, что введение стимулирующих выплат действительно приносит положительные результаты достаточно часто. Такой жест со стороны начальника оказывает положительное влияние на весь рабочий процесс, помогает повысить показатели эффективности и регулярную прибыль фирмы. Однако здесь работодателю нужно помнить и о том, что за достижениями и результатами необходимо постоянно наблюдать. Если в определенный момент времени стимулирующие выплаты перестанут приносить свои результаты, руководителю, возможно, нужно будет позаботиться о внесении дополнительных изменений в текущий рабочий процесс. Если этого вовремя не сделать – единственным результатом назначения стимулирующих выплат могут стать постоянные расходы предприятия при отсутствии увеличения других показателей.
Порядок расчета
Сразу необходимо уточнить, что рассчитать величину стимулирующей выплаты невозможно, поскольку она зависит от стоимости одного балла.
Сама методика расчета стоимости 1 балла заключается в следующем:
- Определяется общая сумма, выделенная для данных выплат.
- Определяется суммарное количество набранных баллов всеми сотрудниками, которые претендуют на получение этой надбавки.
- Определяется стоимость по формуле: общая сумма делится на общее число набранных баллов сотрудников.
Полученное число и является стоимостью 1 балла.
Сами же баллы начисляются сотруднику за определенные достижения. Размер баллов за то или иное достижение определяется конкретно по отдельно взятому учреждению либо предприятию, и точно указать, за что и сколько баллов начисляется невозможно.
К примеру, если стоимость 1 балла составляет 100 рублей, а сотрудник набрал их за определенный период 100, сумма выплаты будет составлять 10 тысяч рублей.
Виды стимулирующих выплат
Стимулирующие выплаты регламентируются трудовым законодательством, в котором отображаются базовые нормы профессиональных отношений между нанимателем и подчиненным. Основным положениями, регулирующими правила предоставления дополнительных средств, считаются такие позиции:
- ст. 57 ТК РФ, в которой приводятся базовые принципы формирования трудовых соглашений с кадрами, учитывая необходимость отражения в документе условий оплаты. В данном разделе соглашения также уместно раскрыть порядок предоставления стимулирующих сумм;
- ст. 129 ТК РФ детализирует, какие элементы входят в состав заработной платы сотрудника;
- ст. 135 ТК РФ определяет обязанность нанимателя касательно фиксирования условий оплаты труда, а также любых дополнительных средств в локальных нормативах. Например, уместно опубликовать соответствующий приказ, коллективное соглашение или создать отдельное Положение о премировании;
- ст. 191 ТК РФ раскрывает правила проведения процедуры выплаты стимулирующих сумм персоналу.
Стимулирующие выплаты – это поощрение, которое увеличивает ценность нанимателя. Более того – управленцы вправе самостоятельно разрабатывать локальные нормативы и вводить дополнительные, не оговоренные в ТК РФ, суммы вознаграждения.
Доплаты
Доплаты определяются законодательством и назначаются трудоустроенным гражданам за получение званий, ученых степеней, особых классов и т.д. Право на получение таких средств предоставляется всем сотрудникам – как государственных учреждений, так и коммерческих компаний. Источником средств, которые фактически выдаются работникам, является фонд заработной платы организации.
Надбавки
Данная категория стимулирующих выплат назначается на локальном уровне, исходя из распоряжения управленца компании. Например, существуют надбавки за материнство, за профессионализм, за особые заслуги перед предприятием или высокий уровень производительности.
Чтобы правомерно предоставлять персоналу подобные выплаты единоразово, вместо публикации отдельного локального норматива, руководителю коммерческой организации достаточно издать соответствующее распоряжение. Также уместна отметка о порядке начисления регулярных надбавок в Положении об оплате труда, в индивидуальных контрактах, а также в коллективных соглашениях.
Премии
Премии зачастую носят регулярный характер и являются частью основной зарплаты персонала. Они исчисляются и предоставляются с определенной периодичностью и в установленном размере
В данном вопросе важно учитывать мнение профсоюзного образования. Такие выплаты принимаются к расчету среднего дохода
Если премия носит единоразовый характер, то к расчету среднего заработка она не относится.
Премиальные поощрения могут предоставляться за такие заслуги:
- высокое качество производимых товаров;
- субъект осуществляет трудовую деятельность в конкретной компании на протяжении длительного периода времени;
- лицо сделало новаторское предложение или имеет иные подобные заслуги.
Поощрения в натуральной форме
В случае предоставления выплаты стимулирующего характера в натуральном выражении следует учитывать, является ли рассматриваемое вознаграждение частью основной зарплаты или нет. Это позволяет определить, относятся ли средства к налогооблагаемым суммам. Если премия относится к зарплате, то вознаграждение в натуральной форме не может превышать 20% от общего объема дохода субъекта, если иное не предусмотрено трудовым соглашением.
Если премия фиксируется в локальном нормативе в натуральном выражении, то она не может быть признана частью заработной платы субъекта.
Вознаграждения
Вознаграждения за труд подразделяются на следующие выплаты:
- централизованная сумма, выдаваемая один раз по завершению календарного года всему персоналу компании (13-я зарплата);
- средства, предоставляемые каждый месяц, в качестве дополнительной суммы к основной зарплате.
На что влияет минимальная заработная плата
Выше говорилось, что с позиции законодательства, МРОТ является нижним порогом выплат для работника, но не эталоном для определения через него других начислений (например, если написать в трудовом договоре, что должностной оклад равен удвоенной МЗП, это будет серьезным нарушением). В соответствии с этим, минимальный размер оплаты труда может влиять на весьма ограниченное количество показателей. К ним относятся:
- величина зарплаты;
- размер пособий (больничного, декретного, по уходу за ребенком).
Распространенным стереотипом является считать, что через МРОТ может определяться размер других начислений, и этому есть несколько причин. Такое происходит потому, что:
- Эта величина определена государством и проходит периодическую индексацию для противодействия процессам инфляции в экономике (т.е. хорошо подходит на роль эталона).
- До принятия в 2000 году закона № 82-ФЗ минималка использовалась для расчета фискальных отчислений, сборов и штрафов (но сейчас для этого применяется иная схема с фиксированной суммой).
Регулирование оплаты труда
Не обладая свойствами эталона для определения размера разных выплат, МРОТ может иметь значение только для очень ограниченного круга людей – тех, у кого очень низкий размер зарплаты. В этом случае регулирующее качество минималки проявляется в том, что она задает границу, ниже которой заработок понижаться не должен. Если сумма всех видов трудового вознаграждения (оклад, премия и др.) меньше величины МРОТ, то выплата работнику должна вырасти за счет компенсации. Для всех остальных работников значение минимального уровня оплаты труда никак не влияет на величину заработка.
МРОТ при расчете социальных пособий и доплат
Для этого случая тоже минималка имеет очень ограниченное применение (т.е. большинство трудящихся лиц с этим никогда не сталкивались). Ее используют в особых ситуациях при расчетах выплат, которые будет получать работник:
- по временной нетрудоспособности (при болезнях, травмах и др.);
- за декретный отпуск;
- по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Стандартный алгоритм калькуляции для такой оплаты требует рассчитать среднемесячный заработок (СМЗ) получателя. В некоторых случаях для этого показателя используют минималку, где она выступает как нижний порог допустимого заработка:
- если величина СМЗ меньше МРОТ;
- при оплате листа нетрудоспособности, вызванного алкогольным или наркотическим опьянением, попыткой суицида или нарушением больничного режима;
- при отсутствии официальной работы в течение 2-х последних лет;
- в случае недостаточного (менее 6 месяцев) стажа страховых выплат.
Размер штрафов, пеней и неустоек
Распространенным стереотипом является мнение, что величина санкций административного и уголовного характера может рассчитываться в МРОТ. Такой порядок был установлен до 2000 года, когда размер штрафов, пени и неустоек рассчитывался пропорционально МРОТ, но принятие закона № 82-ФЗ изменило положение дел. Статья 5 этого нормативно-правового документа устанавливает для таких расчетов базовую сумму в размере 100 рублей. Дальнейшие законодательные изменения внесли коррективы в текст самих кодексов:
- Уголовного. Это было сделано в 2003 году – например, для статьи 140 («Отказ в предоставлении гражданину информации»), предусматривавшей наказание в 200-500 МРОТ, эта санкция сменилась штрафом с максимальным размером в 200 000 р.
- Об административных правонарушениях. Изменения в этом кодексе были произведены в 2007 году.
Страховые взносы и МРОТ для ИП
В соответствии с требованиями законодательства, до 2021 года индивидуальный предприниматель должен был осуществлять социальные отчисления с использованием размера нижнего уровня заработка. При величине дохода до 300 000 р. формула расчета подразумевала ежемесячные страховые и пенсионные взносы с величины минималки, в 2018 году эта схема заменилась фиксированными выплатами. Если сравнивать эти два вида отчислений, то прежний вариант был выгоднее для занимающихся предпринимательской деятельностью.