9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно
Содержание:
- Как легко выучить стихотворение – не учив его
- Техники эффективного запоминания
- Мнемонические техники запоминания
- Важные моменты
- Логическое запоминание
- Запоминание списка слов
- Мнемоника
- Тренировка памяти
- Дворец памяти (чертоги разума)
- Метод Фейнмана
- Запоминание иностранных слов
- Какие еще существуют способы запоминания в мнемонике
Как легко выучить стихотворение – не учив его
Выучить стихи за 5 минут – миссия невыполнимая, но если очень лень читать длинное произведение, можно воспользоваться проверенными годами лайфхаками. Не одно поколение школьников проделывало эти фокусы, только чтобы избежать гневного взгляда учителя.
Напевайте
Читайте стих нараспев, представляя, что вы поете песню. Особенно, этот лайфхак работает на больших стихах. Возможно, уже существует песня, основанная на том произведении, которое необходимо выучить, например, известные исполнители включали в свой репертуар песню на стих Маяковского «Лиличка», это произошло и со стихом Марины Цветаевой «Мне нравится…», Есенина «Заметался пожар голубой», Пастернак «Свеча горела на столе» и многих других.
Подставьте музыкальный бит
Представьте, что перед вами рэп песня или хит в вашем любимом жанре, найдите подходящую музыку и попробуйте петь или зачитать, как будто вы готовитесь выйти на сцену и зажечь зал. Многим действительно проще подбирать ритм и изучать произведение таким образом.
Прочитайте стих на диктофон
В каждом гаджете есть функция диктофона, в этот раз она точно пригодится. Прочитайте стихотворение на диктофон, а после просто слушайте. Через несколько повторений в голове начнут откладываться слова, а после 10-15 минут сложится общая картина и последовательность строк.
Также попробуйте перед сном слушать стих в наушниках и постепенно засыпать под него. Во время сна наш мозг работает активнее, ему не мешают внешние факторы и посторонние мысли. Наутро, вы должны знать произведение в совершенстве.
Метод снежного кома
Начните с прочтения первой строки. После повторите ее несколько раз, если удалось что-то запомнить, начинаете изучать вторую и постепенно связываете первую и вторую строчку между собой. Повторите изученное несколько раз: сначала первая строка, затем вторая, после переходите сразу к третьей, и так пока не изучите всё произведение. Конечно, в этом случае потратить на заучивание придётся больше времени, но начиная воспроизводить первую строфу, все образы возникнут в вашей памяти автоматически и вам останется только продекламировать.
Положить книгу под подушку
Как рассказать стих, не учив его? Воспользуйтесь старым методом и положите учебник с произведением под подушку. Правда, для начала необходимо несколько раз прочитать стих, а после сразу ложиться спать с учебником под подушкой. Метод очень древний и им пользуются не только школьники, но и студенты. На первый взгляд, такой подход кажется провальным, но не одно поколение учеников именно так сдавало стихи в школе.
Активизируйте все органы чувств
Во время чтения стиха, держите в руках маленький шарик, который необходимо перекладывать из руки в руку
Такой метод используют не только дети, но и взрослые, когда готовятся к важному выступлению или изучают текст перед лекцией
Метод ассоциаций
Ни для кого не секрет, что наш мозг лучше запоминает визуальную информацию и образы, поэтому мы всегда узнаем человека, даже если забыли его имя. Прочитайте стихотворение, а после для каждой строфы придумайте запоминающиеся образы. Не нужно думать или прикладывать для этого усилия, они должны возникать сами по себе.
Например, какие ассоциации возникают у вас при прочтении четверостишия Сергея Есенина «Пороша»:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Наверняка, раннее утро, безлюдная заснеженная дорога, скрип снега, грациозные лошади и характерный крик ворон, который ни с чем не спутаешь. Придумав ассоциации, строки, словно, сами запоминаются. К слову, такой метод рекомендуют при изучении иностранных слов.
Воспользуйтесь шпаргалкой
Существуют люди, которые, не изучая стихотворение, умеют мастерски пользоваться шпаргалками. Если вы не относитесь к этой категории людей, лучше не начинайте, тут нужна сноровка и практика, а у вас есть риск попасться.
Воспользуйтесь технологиями
Беспроводные наушники позволяют незаметно передавать информацию, почему же ими не воспользоваться при декларировании стихов? Для этого вам понадобится друг с книгой, который в указанное время позвонит на телефон и построчно начнет читать произведение, а вы повторять услышанное.
В этом деле главное конспирация, чтобы никто не заметил вашу технологическую шпаргалку. Правда, в такой ситуации полезно хотя бы иметь общее представление о произведении, которые вы будете рассказывать.
Техники эффективного запоминания
Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.
Ключевые слова
Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.
По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится
Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте
Логические цепочки
Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.
Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.
Рифмы
Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.
Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.
Смотреть, обидеть, видеть.
Держать и ненавидеть.
Зависеть, слышать, гнать.
Вертеть, терпеть, дышать.
Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.
Аббревиатуры
Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.
Мнемонические фразы
Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:
- “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
- “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).
Эффект края
Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.
Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.
Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.
А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.
Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.
Ошибайтесь
Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.
В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.
Мнемонические техники запоминания
Что такое мнемоника? Это понятие определяют как сочетание различных техник и приемов, которые призваны облегчить запоминание и увеличить общий объем памяти за счет создания искусственных ассоциаций. На этом приеме основаны все самые известные мировые техники запоминания.
Наиболее простым, но самым эффективным в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими в одну цепочку.
Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом.
Выбор наиболее подходящего образа
Разные предметы можно запомнить по-разному: какие-то остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.
Критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:
-
Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.
-
Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.
-
Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.
-
Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.
-
Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются.
Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изученны.
Создание образной картинки
Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:
-
Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.
-
Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.
-
Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.
-
Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина.
Запоминание абстрактных понятий при помощи мнемоники
Существуют такие слова, которые невозможно облечь в визуальную форму – власть, доброта, гнев, боль и т.д. Но ассоциативный метод и богатое воображение помогут и в этом случае.
Представить боль можно в виде лекарств или больничной палаты, любовь – как сердце, власть – в виде трона или короны. Это довольно распространенные образы, поэтому здесь не должно возникнуть затруднений.
Когда необходимо запоминать термины, мнемоника предлагает сделать это следующим способом. Образ придумается не только для самого слова (с чем оно созвучно), но и для его значения. При правильном и удачном подборе образных картинок все они легко связываются в общую цепь.
Важные моменты
Для того чтобы заучивание стиха прошло быстро и легко, нужно создать условия для работы:
- Обстановка. Лучше всего учить стихотворение в тишине и одиночестве. Включенный телевизор, музыка, разговоры будут мешать запоминанию.
- Настрой. Не стоит начинать заучивание в состоянии гнева или раздражительности. Работа пойдет быстрее, если отнестись к ней спокойно и с удовольствием. Запоминание стихов тренирует память, поэтому нужно воспринимать его как утреннюю пробежку или зарядку для мозга.
- Время. Запомнить большой стих за короткий срок возможно, но начинать учить лучше заранее, за 1–2 дня, периодически повторяя произведение. Когда сжатые сроки не висят над головой дамокловым мечом, заучивание проходит быстрее и легче. Многие предпочитают тренировать память перед сном, а это неправильно. По возможности лучше учить стих утром или днем, когда мозг наиболее активен, а вечером повторить материал.
- Смысл и ритм. Нелегко учить текст, смысл которого непонятен. Необходимо внимательно прочитать стихотворение, разобрать сложные для понимания и произношения слова, прочувствовать ритм. Если ритмичность произведения вызывает затруднение, то нужно найти темп чтения, расставить ударения, выявить мелодию стиха.
- Память. Выделяют разные виды памяти, в том числе зрительную, звуковую, моторную. Как правило, у каждого человека какой-то один из перечисленных типов памяти развит лучше остальных. Эту особенность можно использовать для ускорения запоминания стиха. Людям, у которых лучше развита зрительная память, легче выучить стихи, многократно читая текст, рассматривая его, представляя произведение в образах. Тем, у кого преобладает звуковая память, проще читать стих вслух, слушать запись или чужую декламацию. Для моторной памяти подходит переписывание произведения своей рукой, рисование картинок. Для лучшего усвоения материала нужно объединить 3 способа.
- Отдых. Необходимо чередовать работу и отдых: заучивание в течение 15–20 минут должно сменяться покоем такой же продолжительности.
Для того чтобы рассказать стих, недостаточно только запомнить его. Иногда боязнь публичных выступлений мешает быстро выучить стихотворение наизусть. Необходимо потренироваться произносить его вслух, попробовать продекламировать произведение перед другими людьми.
Логическое запоминание
И снова о «крючочках». Но теперь они будут не визуальными, а логическими.
Возможно, для кого-то этот способ окажется ближе, чем визуальные методы, а кто-то сможет использовать оба способа.
Вам следует просто задать несколько вопросов о том материале, который требуется запомнить. Обычно этот способ совершенствования памяти используется для текстов, хотя можно попробовать и с другой информацией.
Полезна ли мне данная информация?
Где я могу применить данную информацию?
Что наиболее важно для меня?
До какой степени точности необходимо запомнить?
Какие есть закономерности в данной информации?
Что хотел донести автор?
Как можно проще объяснить эти данные?
Какие выводы я могу сделать из этой информации?
Согласитесь, что используя эту технику запоминания текста, требуется также поработать над информацией, но чем больше мы вложимся в нее, тем ценнее она будет для нас, тем вернее запомним и сможем использовать ее в нужный момент.
Запоминание списка слов
Представим, что вы идете по магазинам и должны купить 10 вещей. Достаточно небольшой список, но нам нужен лишь пример.
Поэтому воспользуемся нашими опорными точками из дворца памяти в виде дороги к магазину.
Вот список покупок:
- Хлеб.
- Помидоры.
- Сладкий перец.
- Мясо.
- Масло.
- Огурцы.
- Зубная щетка.
- Мыло.
- Средство для мытья посуды.
- Кастрюля.
Воображаем и с ходу записываем образы:
- Выхожу из подъезда и вижу лавку, которая состоит из хлебных буханок. Вокруг лавки несколько бомжей пьют и периодически закусывают кусками хлебной лавки.
- На стоянке несколько водителей поссорились и играют в перестрелку помидорами.
- По дорожке через двор идут крупные бабули с телами из красных перцев.
- Сильно пахнет жареным мясом, и оказывается, что прямо на лавке какой-то деловитый кавказец жарит шашлык.
- Рядом с мусорными баками детишки устроили каток. Несколько ребят из больших бутылей разливают масло и с удовольствием катаются по нему, периодически забавно падая.
- У парикмахерской вместо колонны оказался большой огурец, который издает характерный треск, так как с трудом выдерживает вес балконов.
- Стоянку перед магазином драит своей зубной щеткой новобранец.
- Половину крыльца магазина теперь сдают под рукомойник, в котором можно попробовать разные сорта пахучего мыла.
- Ну а на двери в магазине красуется большая реклама с домохозяйкой, рекламирующей столь натуральное средство для мытья посуды, что его можно даже пить (это женщина и демонстрирует).
- Между входными дверями в магазине сидит попрошайка с большой кастрюлей и громко стучит по ней, пока ему не подадут мелочь.
Таким образом, мы совмещаем предмет из памяти с предметом, который необходимо запомнить, используя все те же 10 принципов запоминания.
Мнемоника
Впервые интерес к памяти возник у древних греков. Они системно подошли к этому вопросу и выявили закономерности запоминания.
Впоследствии полученные закономерности были сведены в науку, которая называется мнемоника или мнемотехника – техника запоминания, основанная на повторении и практике.
Какими бы методами вы не пользовались, вам обязательно следует включать свои знания в дело.
Поэтому прежде, чем браться за запоминание, отбросьте все ненужное, малозначимое, то, что, возможно, не пригодится
Оставьте самое важное, без чего нельзя обойтись в вашей задаче
Это касается и языков, и учебных предметов, и телефонов, и профессиональных знаний.
Если же вы будете запоминать все подряд, то просто потеряетесь в потоке малозначимых деталей, так и не добравшись до сути.
К тому же, запоминая самое главное, вы будете чувствовать больше мотивации, ставить данную задачу как более приоритетную, а значит, запоминание пойдет легче и качественнее.
Когда вы только приступаете к изучению, повторяйте чаще.
Примерные границы такие: повтор сразу после принятия материала, через 10-20 минут после последнего повтора, повтор через 8-15 часов, повтор через 2-3 дня, повтор через 5-7 дней, повтор через 20-30 дней, повтор через 60-90 дней, повтор через 180-365 дней.
Но в любом случае не отходите далеко от предложенной схемы мнемонической техники запоминания. А также учтите, что информация может и не перейти в долговременную память, если не использовать хотя бы шестой повтор на 30-й день.
Тренировка памяти
Каждодневные тренировки необходимы не только мышцам, но и памяти. Чем интенсивнее напрягать мозг, заставляя его работать, тем больше повышается способность к анализу и запоминанию информации. Такие упражнения разрушают умственную рутину, стимулируют возникновение, развитие новых путей.
Основные требования к упражнениям для тренировки мозга и памяти:
-
Сложность. Задание должно давать новые знания и вызывать умственное усилие. Можно начать изучение иностранного языка, осваивать игру на музыкальном инструменте или научиться решать судоку.
-
Новизна. Если занятие привычно и уже отработано, то толку от него не будет, даже если оно сложное и изматывает интеллектуально. Чтобы память и ум развивались, необходимо выйти из привычного круга и занять себя чем-то новым и неизведанным.
-
Интерес. Задания рекомендуется выбирать увлекательные, чтобы не возникло желания забросить их спустя пару дней. Тренировки стоит проводить сложные, но охота заниматься ими дальше пропасть не должна.
Дворец памяти (чертоги разума)
Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.
Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.
Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:
Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.
Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами»
Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.
Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.
Рассмотрим, как работает метод, на примере.
Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):
- бублик;
- сахар;
- молоко;
- бананы;
- картофель;
- куриное филе;
- яйца;
- зеленый лук;
- печенье;
- кофе.
Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:
- дверь;
- обеденный стол;
- ваза с фруктами на обеденном столе;
- стул;
- подоконник;
- холодильник;
- столешница;
- хлебница;
- раковина для мытья посуды;
- плита.
Приступаем к созданию ассоциативных связей:
- Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
- Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
- Из вазы с фруктами течет молоко.
- На стуле лежит кожура от банана.
- На подоконнике растет картофель, как на грядках.
- Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
- На столешнице видим разбитые яйца.
- Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
- В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
- А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.
Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.
Метод Фейнмана
Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.
Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.
Суть методики можно свести к трем простым пунктам:
- Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
- Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
- Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.
Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.
Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.
Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.
Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.
Запоминание иностранных слов
Вы можете свободно использовать любой метод из предыдущих, однако существует еще один интересный способ запоминания иностранных слов.
Это очень удобно, поскольку изучение слов в иностранных языках обычно происходит по темам.
Поэтому если вы хорошо знаете свой город и легко можете вспомнить нужные места, остается только прикрепить к местам, предметам, людям, животным и другим объектам необходимые ярлыки в виде слов.
Так выглядит алгоритм техники, которая способствует запоминанию иностранных слов:
- Поскольку не имеет смысла учить все-все слова, выбирайте только 20% самых важных, которые встречаются чаще всего в нужной вам теме. Найдите какой-либо список часто встречающихся слов по теме. Например, для поддержания разговора вполне может хватить 2-3 тысяч слов, а специфические слова нужны, если вы желаете читать профессиональную литературу по теме.
- Ставим сроки, в которые нам необходимо выучить эти слова. По данной методике вполне можно учить 30-50 слов в день. Для 100 слов уже придется попотеть.
- Создаем яркий образ для слова на русском языке.
- Ищем русское слово, наиболее созвучное, к примеру, английскому слову. Чтобы уточнить звучание, можно использовать сервисы от Google или Яндекса, в которых есть аудио с произношением слов.
- Совмещаем опорный образ из дворца или города памяти с образом перевода и образом иностранного слова. Все это должно быть в одной картинке в голове.
- Берем листочек для заметок, например 7,5 х 7,5 см, и вносим в него с одной стороны слово, с другой стороны — перевод.
- Пробуем написать иностранное слово. Сначала подсматриваем. Второй раз меньше подсматриваем. Третий раз пишем не глядя. Можно добавить еще три проверочных этапа записи: пишем, снова подсматривая, затем не глядя, а затем с последней буквы до первой (справа налево), чтобы получилось слово, которое можно прочесть обычным способом слева направо.
- Если переводов у слова несколько, то добавляем себе в образ каждый вариант.
После прохождения всех этапов можно перейти к следующему слову.
Карточек со временем становится очень много, поэтому важно сразу раскладывать их по выбранным тематикам. Повтор с карточки производится в двух видах: по русскому слову вспоминаем английское слово, затем по английскому слову вспоминаем русский перевод
Повтор с карточки производится в двух видах: по русскому слову вспоминаем английское слово, затем по английскому слову вспоминаем русский перевод.
Естественно, колоду с карточками важно каждый раз перетасовывать. Только не спешите подглядывать, дайте памяти попробовать вспомнить самой
Какие еще существуют способы запоминания в мнемонике
Помимо визуальных ассоциаций есть еще несколько вариантов:
-
Рифмы. Таким способом можно запоминать не слишком увлекательные факты или цифры.
-
Акростих (предложение). Необходимо сочинить предложение или стихотворение, где первая буква каждого из слов является началом того, что требуется запомнить. Пример – знакомая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
-
Фрагментация. Большой информационный пласт стоит разбивать на несколько фрагментов – так будет легче запоминать.
-
Акроним. Это слово, образованное при помощи первых букв главных слов (идей), необходимых для запоминания.
-
Метод мест. Можно мысленно размещать элементы информации в каких-то конкретных местах: в хорошо знакомом помещении или вдоль изученного маршрута.
Это довольно простые способы запоминания необходимых сведений, понятные любому человеку и способны помочь усваивать и закреплять в памяти большие пласты информации.
Пользуясь методом мнемоники, лучше всего использовать образы и ассоциации, которые первыми приходят в голову. Не стоит создавать несколько вариантов, чтобы потом выбрать подходящий – это ошибочная стратегия, которая не приведет к успеху.
Многие считают, что мнемонические правила запоминания несерьезны и не могут дать хорошего результата. Взрослые люди подвержены различным стереотипам, и простое решение трудной проблемы может не найти отклика среди них. Зато студентам и школьникам мнемоника помогает запомнить множество сведений, определений и дат, ведь они с радостью увлекаются этой «игрой».
Никакая другая методика не даст таких впечатляющих результатов. Поэтому стоит отбросить предрассудки, отнестись к этому серьезно и чаще тренироваться.