Основные сферы жизни общества: список, описание, таблица, значение
Содержание:
- Экономические связи
- Неудовлетворенность в жизни
- Типы жизненных целей
- Что такое цели в жизни
- Как понять, что цель достигнута
- Общественная жизнь в школе и ВУЗе
- Духовная жизнь
- Социальная сфера и благосостояние граждан страны
- Влияние общественной жизни на развитие человека
- Колесо жизненного баланса
- Социальная сфера
- Что такое духовность?
- Задачи и планы. Когда начинать работать?
- Основы
- Структура целеполагания
- Политическая среда
Экономические связи
Экономической сферой можно назвать все отношения между людьми, когда их объектом становятся некие материальные блага.
Всё это состоит из нескольких основных процессов:
- изготовления;
- обмена;
- распределения.
Слово «экономика» появилось в Древней Греции. Тогда оно означало умение вести домашнее хозяйство. В современном мире общество можно разделить на две категории — работников и предпринимателей.
На более ранних этапах истории человечества отношение к собственности регулировалось на основе традиций, знатности происхождения и религиозных норм. На сегодняшний день принято полагаться на правовые нормы. Важную роль также играет наука, ведь благодаря новым открытиям можно модернизировать процесс производства и сделать его более продуктивным.
Собственность может быть частной, личной, общественной и государственной. Её наличие порождает ответственность, которая закрепляется законодательно. Уровень жизни населения страны напрямую зависит от её экономических успехов. Здесь не последнюю роль играет уровень технологического прогресса, в противном случае экономика не сможет обеспечивать высокую производительность и благосостояние граждан. Помимо этого, важны разделение труда и социальная мобильность в профессиональной сфере.
Развитость страны зачастую определяется отношением к незащищённым слоям населения. Во многих странах имеет место перераспределение средств — от богатых к более бедным (пособия, дотации). В большинстве современных государств действуют рыночные механизмы, основанные на конкуренции между производителями товаров и услуг. Власть выполняет охранительные функции, обеспечивая отсутствие монополий и насильственных мер борьбы.
Неудовлетворенность в жизни
Человек чувствует себя несчастным, когда у него есть единственная цель, находящаяся в одной области жизни. Тогда он проигрывает, независимо от ее достижения. Если у человека есть успехи в какой-то сфере, другие страдают. Если успехов нет, ему не на что опереться. Построивший хорошую карьеру и имеющий много хороших друзей человек меньше будет переживать по поводу неудач в личной жизни, даже если такие будут. Если вся жизнь подчинена тому, чтобы улучшать отношения со второй половинкой, в случае неудачи возникнет глубинный кризис.
Таким образом, баланс между разными сферами жизни является залогом удовлетворенности ею.
Типы жизненных целей
По своей сути жизненные цели должны быть осмысленными, а смысл — субъективным. В этом отношении, вероятно, более полезно подумать о типах жизненных целей, прежде чем раскрывать потенциальные цели.
Таким образом, согласно Кассеру и Райану, существуют два типа жизненных целей, которые по-разному относятся к нашему благополучию:
- Внутренние цели касаются эмоциональной близости, личностного роста и помощи другим. Считается, что они согласуются с нашими потребностями, отражая наше врожденное стремление к самопознанию и более удовлетворяющим отношениям.
- Внешние цели более культурно определены и в меньшей степени относятся к нашей природе как к людям, это наша внешность, социальное положение, символы статуса и богатство.
Но в конце концов, факты также показывают, что содержание наших целей может быть менее важным для нашего благополучия, чем наши причины для их достижения. Было установлено, что наличие «правильной» причины для достижения цели — независимо от самого стремления — способствует нашему благополучию.
Внутренние жизненные цели
Они удовлетворяют потребности человека, включая наши психологические потребности и потребности в самореализации, как показано ниже в «Иерархии Маслоу».
Жизненные цели, основанные на первом, могут включать:
- Брак или доверительные отношения с партнером.
- Нахождение и поддержание здорового баланса между работой и личной жизнью, со временем для друзей и семьи.
- Жить честно, быть честным и открытым с другими.
- Вдохновлять других своими убеждениями и действиями.
- Быть отличным слушателем, чтобы другие могли обращаться к вами.
- Стать экспертом в своей области и помогать другим.
Цели, основанные на самореализации потребностей, могут повлечь за собой:
- Придумать новое изобретение, отражающее ваши творческие способности.
- Стать успешным предпринимателем и вести собственный бизнес.
- Создание собственного личного бренда.
- Изучение нового языка.
- Освоение трудного навыка.
Внешние жизненные цели
Внешние цели не обязательно материальны, но, поскольку они, как правило, являются потребностями, их легче придумать. Например:
- Владение самой последней Теслой.
- Стать миллионером.
- Получение большого продвижения по службе или работе на руководящей должности.
- Наличие собственной мастерской или студии.
- Посещение каждой страны в Европе.
Что такое цели в жизни
Цели в жизни — это те задачи, которые наполняют ее смыслом и помогают человеку найти свой путь. Условно их можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные определяют суть личности, формируют индивидуальность. Они отличаются у разных людей. Для кого-то масштабная цель в жизни – построить дом. Для другого – основать бизнес. Для третьего – написать бестселлер. Локальные цели возникают регулярно, они сменяют друг друга, создавая круговорот бытовой и рабочей рутины.
Также, цели в жизни человека делятся на конечные и промежуточные. Первые определяют саму жизнь, становясь пределом мечтаний, а вторые возникают регулярно, следуя одна за одной. Любая масштабная цель состоит из промежуточных, реализуя которые человек постепенно приближается к своей мечте. Но это происходит сугубо в психике. Природой конечные цели не заложены. С биологической точки зрения цель жизни в самой жизни. Поэтому стоит понимать разницу между этим словосочетанием и целью в жизни. Первая – это суть, а вторая – только очередная задача.
Определяя глобальную (конечную) цель, желательно быть осмотрительным, поскольку можно потерять мотивацию к жизни, после реализации планов. Например, цель и смысл жизни спортсмена – олимпийское золото. Допустим его мечта сбылась, и он стал чемпионом. Или другой вариант – атлет получил травму и перестал заниматься спортом. Что дальше? Если он не строил планов на будущее, то это станет тяжелой психологической травмой, которая надолго вгонит его в депрессию, а возможно и доведет до суицида. Вывод один – не стоит зацикливаться на единственной цели в жизни. Сколько же их должно быть? Да хоть пятьдесят. Об этом и поговорим в следующем разделе.
Как понять, что цель достигнута
Цели мотивируют и направляют деятельность человека. Мы получаем окончательный результат, завершая то, на что направлялись усилия. Понимаем: все созданные нами условия и состояния питали образ данного действия, позволяющий достигать задуманное. Цель — это источник мотивации и стимул для процессов мобилизации ресурсов. Она может быть как состоянием, так и результатом. Постановка и реализация проводятся в тех областях, которые включены в систему ценностей человека, важны ему. Поскольку последствия достижения результата должны заведомо привлекать человека, критерием того, что он пришел к осуществлению задуманного, может являться удовлетворение.
Общественная жизнь в школе и ВУЗе
На каждом из этапов социализации человек так или иначе становится участником тех или иных проявлений общественной жизни, кроме того он может быть даже инициатором их функционирования.
К примеру, будучи школьником, помимо образовательной деятельности ребенок может успешно заниматься в нескольких кружках, посещать секции.
Участие в олимпиадах, научных конференциях, конкурсах, организация дежурства, волонтерская деятельность, участие в школьном ученическом самоуправлении на уровне класса и школы — все это примеры общественной жизни современного школьника.
У студентов множество возможностей проявить себя на общественном поприще
Удивительно, но зачастую школьник может иметь более обширное поле общественной деятельности, чем его родители, хотя вторые обладают большими правами и возможностями.
Будучи в статусе студента, человек получает еще больше возможностей задействовать себя на общественном поприще.
Можно стать участником профсоюзной организации, членом общественной молодежной палаты, задействовать себя в числе участников трудового отряда.
Если есть желание, можно собственными силами организовать кружковую занятость других студентов, стать активистом и участвовать в культурно-массовых мероприятиях учебного заведения.
Можно легко продолжить, возможно начатую еще в школе, научно-исследовательскую деятельность, но здесь — в ВУЗе, заявить о себе не только на региональных площадках, но и на более высоком уровне, к примеру, на всероссийских и международных форумах.
Деятельность в составе спортивной команды, факультета, ВУЗа или СУЗа, членство в студенческой газете — все это принесет не только массу приятных впечатлений, полезной информации, но и неплохие дивиденды, так необходимые современным студентам, а главное в полной мере поспособствует социализации индивидуума.
Духовная жизнь
К духовной сфере относятся все нравственные и интеллектуальные аспекты жизни общества. Сюда можно причислить научную деятельность, религию, искусство и мораль. Между собой они могут различаться по времени возникновения, способам реализации и содержанию. На основе морали базируются взаимоотношения людей, а порой и правовые нормы в разных государствах.
Обществу присущи постоянное развитие и смена способов познания. Когда-то главенствующей была религия, в современном мире её место прочно заняла наука. Экономические кризисы и политические потрясения всегда отражаются на духовной жизни населения. В качестве примера можно вспомнить революции, происходившие в различных государствах. После слома старых порядков зачастую наступала деградация нравственных ценностей.
Если индивиды создают или обмениваются какими-то идеями или нематериальными ценностями, такие процессы называют духовным производством. Совокупность подобных частностей именуют культурой. Последняя может иметь самобытные черты конкретного государства или этноса.
Важным духовным институтом считается образование. Только благодаря ему индивид или группа сможет получить знания, накопленные предыдущими поколениями и по возможности приумножить полученный опыт. Процесс может носить характер передачи знаний или самостоятельного погружения в дискурс (самообразование).
Духовную жизнь невозможно представить без религии. Этот социальный институт задаёт вектор поведения большинству жителей планеты Земля. Именно религия определяет, что есть добро и зло, как стоит поступать в разных ситуациях. Кроме того, она создаёт общинную организацию. Примером такой структуры можно считать церковь, которая базируется на вере в Бога и следовании учению Иисуса Христа. Любой желающий может пройти через таинство крещения и стать частью этой общности.
Ещё один важный элемент духовной составляющей общества — это наука. Главной задачей учёных становится наблюдение за окружающим миром, систематизация полученной информации и её преобразование. Науки могут разделяться на точные, естественные и гуманитарные. Возможны дискуссии внутри академического сообщества о том, что можно считать наукой, а что нельзя.
В таблице отражены главные функции, которые выполняют общественные сферы.
Социальная | Отношения между различными объединениями людей, классами, сословиями или профессиональными группами |
Экономическая | Владение и распоряжение собственностью. Обмен и потребление материальных благ |
Политическая | Борьба за рычаги управления. Создание политических партий. Влияние на общество при помощи законодательной и исполнительной власти |
Духовная | Создание и распространение моральных ценностей. Научные открытия и систематизация знаний |
Социальная сфера и благосостояние граждан страны
В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.
Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:
здравоохранение
Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;
образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
социальное обеспечение
Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям
культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.
Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.
Влияние общественной жизни на развитие человека
Любому человеку крайне важно находиться в социуме, это является залогом его психологического, а зачастую и физического здоровья. Всем нам известен пример того, что происходит с человеком, который вырастает вне общества, по книге «Маугли»
А современные материалы, собранные о подобных людях-маугли, лишний раз доказывают то, что навыки, приобретаемые с младенчества в процессе постепенной социализации, крайне трудно, а порой и вовсе невозможно привить человеку, ранее с ними незнакомому.
С самого рождения человека окружает общество, изначально оно представлено близким кругом людей — семьей. Именно в этом кругу, за счет вербального и невербального общения он учится языку, поведенческим нормам, мыслительной деятельности.
Позднее он попадает в детский сад, школу, университет, начинает вращаться в разнообразных кругах с точки зрения человеческих представителей (разные национальности, разное социальное положение, различные нормы поведения, различные религиозные предпочтения и т.д.).
Именно этот постоянный круговорот человеческих взаимоотношений и дает каждому индивиду стабильное развитие и социальный рост по мере приобретения новой информации.
Вспомните, ведь даже Робинзон Крузо, оказавшись на острове, стал нуждаться в обществе, и он имитировал его наличие, создав куклу, с которой делился своими мыслями и впечатлениями. Вы, бесспорно, можете сказать, что это пример из прошлого!
Тогда обратимся к сегодняшнему миропониманию, которое частенько предстает перед нами в формате фильмов-катастроф. И, заметьте, какой бы апокалиптической не была ситуация на планете, главный герой фильма обязательно находит себе друга, соратника.
Им может стать другой, случайно выживший человек, робот, собака и т.д.. Одним словом, человек, выпав из общественной жизни, теряет самого себя и начинает создавать элементы прежних социальных связей, тем самым стараясь восстановить свой статус социального существа.
В заключение отметим следующее: именно общественные отношения делают нас людьми, прививая понятия милосердия, доброты, совестливости, героизма, любви и гуманности.
Человек и общество связаны неразрывной связью, благодаря которой мы обладаем столь обширными дарами науки, техники и знаниями о бескрайних просторах вселенной.
В этом видео вы узнаете о детях, которые выросли в дикой природе без контактов с людьми:
https://youtube.com/watch?v=iRDcWmU2e4Q
Колесо жизненного баланса
Для понимания картины в целом, структурирования и улучшения качества жизни психологи предлагают визуализировать личные сферы деятельности с помощью такого понятия как «колесо баланса». Подход заключается в следующем. Круг делят на сегменты-сферы, которые заполняют исходя из глубины «прокачки» выбранного направления.
Получившееся колесо не может быть идеально круглым – невозможно одинаково преуспеть во всех областях. Но оно должно выполнять свою непосредственную функцию – способность двигаться вперед, катиться
Модель наглядно показывает, на какие сферы человеку нужно обратить особое внимание, чтобы сбалансировать свою жизнь, избежать возможных кризисов
Социальная сфера
Не стоит считать общество обыкновенной совокупностью людей, проживающих на одной территории или планете. Здесь имеют место системы и подсистемы, которые образуются в результате взаимодействия индивидов и различных групп. Центральное место в этой сфере занимает непосредственно социум, составленный из связей и отношений людей. Такое положение вещей было достигнуто в ходе исторического процесса и постоянной эволюции общества.
У любого члена социума есть потребности, которые необходимо удовлетворять. Так возникает взаимодействие и деятельность сообща.
Главной целью всех индивидов становится осуществление основных функций:
- защитных;
- лечебных;
- торговых;
- научных;
- творческих;
- управленческих.
На этой основе естественным образом создаются целые общественные институты, закрепляющие нормы, принципы и верования.
Не всякая деятельность может лечь в основу социальной сферы. Например, экономические процессы необязательны для этого. Без них вполне допустимы отношения людей и общественное взаимодействие.
Что такое духовность?
Вопросами духовности занимаются такие науки, как философия, теология, религиоведение и обществознание. В чем состоит духовная жизнь человека? Дать определение ей очень сложно. Это формирование внутреннего мира, который включает в себя знания, чувства, веру и «высокие» (с морально-этической точки зрения) цели. В чем состоит духовная жизнь человека? Образование, семья, походы в церковь и редкие подачки милостыни? Нет, это все неверно. Духовная жизнь – это достижения чувств и разума, объединенные в так называемые духовные ценности, которые ведут к построению еще более высоких целей.
https://youtube.com/watch?v=rmGZ4hmTkn4
Задачи и планы. Когда начинать работать?
Жизнь обусловлена не только внутренней сущностью (организм человека, душа, интеллект, интуиция), но и внешними факторами: ресурсами, отражающими возможности. Полная реализация того и другого наиболее эффективно формирует личность. Наполняя свое бытие деятельностью, мы стремимся обрести ценности, а также сохранить их. Именно они наряду с призванием определяют истинные жизненные задачи. Так что является отправной точкой? Осознав свое предназначение, следует сформировать собственный список целей в жизни. А также проверить, что данный перечень значит для смысла жизни и приступить к реализации.
Основы
Основа целеполагания – это мотивы и потребности личности. Рассмотрим оба элемента немного подробнее.
Потребность – это сильное влечение к чему-либо и желание обладать этим, ощущение внутреннего психологического или физического дискомфорта из-за нехватки чего-то. Потребности бывают базовыми (физиологическими) и духовными. Переход на новый, более высокий уровень возможен только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Всего принято выделять 6 уровней потребностей (по пирамиде А. Маслоу):
физиологические (пища, вода, сон, секс);
потребность в безопасности (защищенность, уверенность, стабильность, комфорт);
социальные потребности (общение, внимание, забота, поддержка);
потребность в уважении и признании (нужность, значимость);
творческие потребности (созидание, познание, открытие);
эстетические потребности (любовь, радость, гармония, красота);
духовные потребности (самореализация, самоактуализация, саморазвитие и другие «само»).
Все цели, которые мы выбираем, имеют отношение к этим потребностям.
Мотив – это внутренний импульс, побуждающий к действию. В качестве целей мы выбираем то, что не только значимо, актуально для нас именно сейчас, но и то, что побуждает к активности.
Мотивы бывают разных видов:
- внутренние (самоудовлетворение) и внешние (похвала от других людей);
- устойчивые (связаны с мировоззрением личности, ценностями, нуждами) и неустойчивые (связаны с окружающей средой);
- положительные (в основе лежат позитивные чувства и эмоции) и отрицательные (в основе лежат негативные чувства и эмоции).
Иногда мотивы входят в противоречие друг с другом. Это усложняет целеполагание, но в то же время оно помогает разрешить конфликт мотивов. В процессе разработки плана и расстановки приоритетов личность понимает, что для нее все-таки важнее, какой мотив стоит оставить.
Отдельно стоит указать требования, предъявляемые к целям в целеполагании:
- конкретность;
- измеримость;
- реальность;
- достижимость;
- гибкость;
- проверяемость;
- прозрачность;
- однозначность.
Это тоже относится к основам системы целеполагания.
Структура целеполагания
Мы уже узнали, что такое целеполагание и чем оно характеризуется. Немного научно получилось, но без этого никуда.
Структура этого процесса имеет значение для психологов, коучей и управленцев. Попробую для вас описать ее понятным языком в виде списка:
Осознание главных целей в своей жизни, к которым человек стремится и которые опираются на ценности человека. Определение своих возможностей – здесь важны все ресурсы, какие только есть у человека. Подбор механизмов мотивации – того, что будет стимулировать к достижению результата, даже когда ничего не хочется и смысл жизни найти сложно. Осознанный анализ, проблематизация, потребности и возможности – это и есть “разбор” целей на мелкие шажки. Представление идеального результата – практическое достижение цели, что вы почувствуете после ее достижения, какие “плюшки” у вас появятся. Планирование – регулирование представленных маленьких шажков. Поиск ресурсов – это и материальные, и моральные источники силы, финансов для результата. Реализация. Здесь дело за малым – деятельность с помощью найденных ресурсов. Контроль или самоконтроль
Обращаю внимание на этот пункт, так как для любого эффективного выполнения дела нужна подотчетность. С самоконтролем сложнее – если вы сами себе подотчетны, то нужны немалые усилия воли для контроля себя же
Достижение цели. И вот долгожданная награда – результат!
Вот такая модель целеполагания, его костяк. Используется на всех консультациях и тренингах, тренировках руководителей предприятий.
Политическая среда
Все сегменты общественной жизни тесно взаимосвязаны с политической сферой. Кратко политику можно охарактеризовать как борьбу за власть. Несмотря на идеологические предпочтения, силы, получившие в свои руки рычаги управления, должны обеспечивать защиту всех сфер социума. Не каждая вещь имеет политический характер, но любая из них может иметь значение для политических процессов.
Политическая сфера пронизывает всё общество. Любой индивид стремится влиять на своё положение и состояние группы, к которой принадлежит.
По этой причине граждане часто:
- выступают на митингах;
- приходят на выборы;
- избираются сами.
На сегодняшний день не существует примеров успешных обществ, где отсутствовала бы политическая власть и борьба за неё. Иначе жизнь превратится в череду интересов частных лиц или групп, которые останутся совершенно без контроля. Для этого во всех государствах имеется легальный аппарат принуждения — структуры, которые могут применять насилие по отношению к нарушителям спокойствия, преступникам.
Политика неотделима от такого понятия, как идеология. Это мировоззренческая позиция, представленная в виде политической теории. Благодаря идеологии политические силы взаимодействуют с сознанием населения, стараясь привлечь наибольшее количество сторонников. Примеры идеологий: либерализм, коммунизм, фашизм, анархизм.