Реестр недобросовестных поставщиков

Причины занесения в «черный список поставщиков» и присвоения статуса «недобросовестный поставщик».

Далее мы перечислим причины, по которым можно угодить в этот список и как их не допустить. Даже если вам уже грозит возможность записи вашей компании в данном реестре, мы так же рассмотрим варианты дальнейших действий.

Бывает, что проект договора направлен заказчиком после истечения срока его подписания либо бумажный вариант контракта пришел после этого срока. Так как в подобных случаях суд как правило на стороне организации являющейся поставщиком, то в этом случае рекомендуется отправлять скан-копию на электронную почту, с дублированием оригиналов на бумажном носителе, если в документации не написано иное.

Если подписать госконтракт не удалось в регламентируемые сроки по причине технического сбоя или же отсутствием интернета или электроэнергии, то у поставщика есть реальный шанс доказать, что не делал это непреднамеренно, а следовательно избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого необходимо предоставить доказательства сбоя (например чек о ремонте компьютера) или справку Интернет-провайдера о технических неполадках и прочее. Опять же причина должна быть веской, т.к. на подписание дается минимум 5 дней и если вы взялись в последний момент подписывать и случился форс-мажор, доказать свою непричастность будет сложнее.

Если в госконтракте есть пункт об обеспечительных мерах (обязательств) по контракту и поставщик не предоставил банковскую гарантию или денежные средства под обеспечение заказчику в срок предусмотренный тендерной документацией, то поставщик заносится в «черный список». Если с денежным обеспечение контракта все понятно, то с банковской гарантией посложнее, в случае если она была предоставлена, а текст ее не устроил заказчика, то шанс доказать что это произошло не по вине поставщика тоже есть.

Следующий вариант: заказчик подал иск в суд о расторжении договора по причине его ненадлежащего исполнения. Если решение будет в пользу заказчика и вступит в законную силу, реестра недобросовестных поставщиков 44-ФЗ возможно избежать лишь если договор был не типовой и в нем была третейская оговорка. Расторжение в этом случае все равно будет, но оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет. Так как арбитражные суды считают что для этого договор должен быть расторгнут государственным судом, а не третейским.

И еще один вариант: односторонний отказ от контракта. Этот вариант для заказчика достаточно трудозатратный, так как необходимо доказывать причины этого отказа в суде. Так ч.12 ст. 95 обязывает заказчикам правильно оформлять данную процедуру, такое решение необходимо отправить поставщику и получить подтверждение доставки, без этого контракт не может быть расторгнут, данное решение вступает в законную силу только через десять дней как поставщик получил уведомление. Если поставщик в течении этого времени устраняет нарушения исполнения контракта и удовлетворяет претензионные требования, то заказчик отменяет данное решение, как указано в ч.14 ст. 95. На повторное нарушение данный пункт не распространяется.

Правило 1. Тщательно изучите документацию о закупке до подачи заявки

В документации содержатся все условия планируемой сделки.

Если вы не понимаете некоторые из описанных в документации условий закупки или сомневаетесь в них, следует сразу уточнить все неоднозначные моменты у заказчика. Обратиться к нему через интерфейс электронной площадки за объяснениями можно не позже, чем за 5 календарных дней (для конкурса) или 3 календарных дня (для аукциона) до конечного срока подачи заявок на участие.

У заказчика есть два календарных дня на рассмотрение запроса и ответ на него. Ответ будет размещён в системе ЕИС. (Также см. “Правила регистрации в ЕИС и аккредитации на ЭТП в 2020 году“)

На какие условия следует обратить особое внимание, читая документацию о закупке?

Предмет контракта

Составьте для себя чёткое представление о товаре, который будете поставлять или об услугах, которые будете оказывать. Практика показывает, что заказчик далеко не всегда корректно описывают объект будущего контракта.

Допустим, в описании закупки на проектные работы заказчик пишет, что ему требуются «проектная работа по подготовке рабочей документации для капитального ремонта». На самом деле именно такого вида работ не бывает. Выделяется 2 стадии: разработка проектной документации и разработка рабочей документации. Если нашему клиенту требуются оба этапа разработки, то он должен был написать в техзадании о «разработке проектной и рабочей документации». Когда необходим только один из этапов, то следует указывать только его без упоминаний другого.

Таким образом, подрядчик понял указанный предмет контракта как запрос на подготовку только рабочей документации. Он не запрашивал у заказчика уточнений и начал готовить рабочую документацию без проектной. Результат — расторжение контракта заказчиком на основании ненадлежащего исполнения работ и включение подрядчика в РНП. Дошло до судебного разбирательства, но суд не вникал в тонкости формулировок и принял позицию заказчика. Подрядчик поработал в убыток: во-первых, ему не заплатили за подготовленные документы, а во-вторых, безвозвратно потерял деньги, потраченные на банковскую гарантию.

Срок выполнения требуемых работ

Нередки случаи, когда взаимонепонимание и последующие проблемы связаны именно со сроками.

Допустим, вам требуется поставить некий товар. В документации по закупке заявлен четырёхдневный срок поставки, а заказчик находится на другом конце страны. Уточните, удастся ли вам всего за 4 дня обеспечить доставку товара транспортной компанией на расстояние в несколько тысяч километров. Если вы сами не производите нужный товар, то его за этот срок ещё необходимо успеть закупить.

Похожие проблемы возникают и с контрактами, связанными с исполнением работ. Во всех видах договоров подряда следует принимать в расчёт различные условия, способные помешать своевременному выполнению контракта.

Рассмотрим в качестве примера контракты на уже знакомые проектные работы. Установите реальное время, за которое компания сможет справиться со всеми необходимыми работами. При расчётах не забывайте о том, что работа третьих лиц также может повлиять на сроки, например, при сборе исходных технических данных или экспертной оценке проектной документации и т.д. Кроме того, учтите особенности местности, в которой заказчик планирует вести строительство или ремонт объекта, проект которого готовите, то есть рельеф и климат, если в вашу задачу входят инженерно-геологические изыскания.

Если вы недостаточно внимательно прочтёте документацию по закупке, проигнорируете прописанные там условия и не запросите пояснения у заказчика, то в дальнейшем вам грозит отказ от выполнения контракта со стороны заказчика, после чего будет очень сложно избежать попадания в РНП, а получить деньги за свою работу – ещё сложнее.

Будьте осторожны и после торгов! Изучая контракт, размещённый по результатам тендера, следует проверить, что он действительно соответствует закупочной документации и созданной на её основе заявке. Если при проверке обнаружились расхождения, то вы вправе разместить на электронной площадке протокол разногласий в течение 5 дней (ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Процедура внесения данных в РНП

Рассмотрим отдельные аспекты процедуры внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ более подробно.

Основания для внесения в РНП

Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и по 44-ФЗ схожи:

  • уклонение участника организованных торгов от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком по решению суда;
  • односторонний отказ организатора закупочной процедуры (заказчика) от выполнения своей части договора в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта (только по 44-ФЗ).

Заявление в ФАС

Занесение информации в РНП производится на основании соответствующего заявления, которое подается заказчиком-организатором торгов в территориальные органы ФАС по результатам неудачного взаимодействия с контрагентом. В заявлении (обращении для внесения поставщика в реестр) требуется изложить обстоятельства взаимодействия заказчика с недобросовестным контрагентом (все этапы с датами) в привязке к опубликованным условиям организованных торгов. К заявлению следует приложить экземпляры документов, сопровождающих процедуру закупки и копию протокола подведения итогов.

Также следует указать следующие данные:

  • наименование поставщика, допустившего нарушение (претендующего на «звание» недобросовестного);
  • дату проведения закупочных мероприятий (торгов).

Образец данного заявления можно скачать на нашем сайте в форматах docx и rtf.

Сроки предоставления заявления в ФАС для законов 44-ФЗ и 223-ФЗ различаются.

Для 44-ФЗ это:

  1. 3 рабочих дня с даты заключения контракта со вторым участником конкурса.
  2. 5 рабочих дней с даты истечения указанного в условиях закупки срока подписания контракта с единственным участником тендера.
  3. 3 рабочих дня с даты расторжения контракта по решению суда или одностороннего отказа заказчика.

Для 223-ФЗ:

  1. 30 календарных дней с даты заключения договора со вторым участником или со дня истечения срока подписания договора, указанного в условиях закупки.
  2. 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в условиях закупки, с единственным участником тендера.
  3. 10 рабочих дней с даты расторжения договора по решению суда.

Ответственность за неподачу заявления

Следует помнить, что в случае выявления фактов недобросовестного отношения к выполнению обязанностей по поставкам в рамках организованных торгов с государственным участием, у заказчика возникает ответственность в обязательном порядке проинформировать об этом органы ФАС (чтобы любой другой государственный орган с помощью реестра в дальнейшем был предупрежден о безответственных лицах).

За ненаправление и несвоевременное направление документов для включения контрагента в РНП согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 14.05.2018) на должностных лиц предусмотрено наложение административного штрафа в размере 15 тыс. рублей, на юридических лиц – 100 тыс.

Закон суров, но данная мера необходима чтобы заинтересованный субъект имел возможность проверить на официальном сайте РНП интересующего его потенциального поставщика.

Сроки рассмотрения

Предоставляемая информация (обращение) рассматривается территориальным органом ФАС в течение 10 календарных суток. За это время комиссия по контролю в сфере закупок анализирует все предоставленные документы и выносит решение о включении данного поставщика в РНП, либо же отказывает в этом на основании указанных выше причин.

Если же предоставленные сведения о недобросовестном поставщике неполны, то территориальный орган ФАС в срок, не позднее 3 рабочих дней, возвращает этот комплект документов заказчику с перечислением оснований возврата. Заказчик обязан исправить указанные недочеты и заново предоставить документы в ФАС (иначе наступят штрафные санкции). Все это время сведения о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся.

Порядок проведения сертификации

Чтобы пройти экспертную оценку деловой репутации организация, которая хочет пройти сертификацию, направляет заявку и анкету в центральный орган сертификации.

При проведении сертификации субъекта предпринимательской деятельности оценка проводится по следующему алгоритму:

  1. Подача документов на прохождение сертификации.
  2. Изучение и анализ запроса.
  3. Отправка извещения о результате рассмотрения запроса.
  4. Составление и подписание договора о проведении сертификации.
  5. Исследование учредительных и других документов, предоставленных компанией-заявителем.
  6. Подготовка и утверждение программы сертификации.
  7. Фиксирование результатов проверки в протоколе регистрации несоответствий (если таковые будут обнаружены).
  8. Составление акта по результатам проверки.
  9. Рассмотрение результатов руководством органа сертификации и принятие решения о выдаче или невыдаче соответствующего сертификата.

Если по факту проверки были обнаружены несоответствия, то выдача сертификата возможна только в том случае, если компания-заявитель устранит все несоответствия, а также причины, которые их спровоцировали. Если же после корректировки комиссия признает проблему нерешенной, то в выдаче сертификата будет отказано.

«Выход» из РНП

Существует только 2 способа «выхода» из РНП:

• По истечении 2 лет после внесения информации в РНП, все сведения оттуда удаляются.

• Обжалование внесение в РНП в суде и доказывание своей правоты. В случае, если суд примет соответствующее решение, информации о поставщике из РНП удаляется.

Таким образом, для того, чтобы не попасть в РНП, поставщикам следует соблюдать следующие условия:

1. Добросовестно исполнять свои обязательства. Нужно к каждому контракту относиться добросовестно.

2. Внимательно прочитать аукционную документацию.

3

Изучая аукционную документацию, следует обращать внимание на условия по НДС: допустимо ли работать без НДС или нет, какой процент НДС допустим. Сюда же следует относить просчет технического задания и себестоимости

4. Обжаловать решения заказчика (в случае, если это необходимо). Зачастую сами заказчики подают необоснованные жалобы в ФАС для того, чтобы не заключать контракт с неугодным поставщиком, который выиграл тендер.

5. Обязательно принимать участие в заседаниях комиссий в УФАС. Следует опираться на существующую практику ФАС по подобным делам, подкреплять все сносками на гражданское законодательство, законодательство в области закупок, аукционную документацию. В случае вынесения решения ФАС о включении поставщика в РНП, следует обратиться в суд.

Таким образом, РНП является своеобразным барьером, ограждающим государственных заказчиков от недобросовестных участников государственных закупок, обеспечивая, тем самым, реализацию основных принципов осуществления таких закупок: эффективность, результативность проведения закупочных процедур, равная, справедливая конкуренция.

Недобросовестное поведение хозяйствующих субъектов при их участии в государственных торгах не только не способствует реализации вышеуказанных принципов, но и влечет за собой необоснованное, дополнительное расходование бюджетных средств.

Негативное воздействие недобросовестного лица при проведении закупок проявляется не только в дополнительных расходах, связанных с вынужденным увеличением сроков фактического проведения закупки ввиду необходимости заключения договора/контракта с иным участником, а также и с необходимостью проведения повторной процедуры (как в настоящем случае), также и в фактическом неполучении заказчиком результатов работ/услуг/товаров в определенных объеме и сроки, на которые тот изначально рассчитывал.

Тем самым, недобросовестное поведение участников во время проведения одной закупки создает угрозу столкновения других заказчиков с аналогичными действиями таких лиц при проведении иных закупок.

Именно во избежание подобных негативных действий, в целях их предупреждения существует РНП, ведение и реализация функций которого обеспечивается антимонопольными органами посредством изучения и оценки действий участника закупки на предмет недобросовестности.

Встречаются ситуации, когда и добросовестный поставщик может оказаться в РНП из-за своей юридической неграмотности. В любом случае, все свои значимые действия по исполнению контрактов, фактическом затруднении исполнения контрактов, срыве сроков со стороны заказчиков следует фиксировать документально, для того, чтобы при возникновении судебных споров на руках были весомые доказательства своей невиновности. При этом, до участия в закупке рекомендуется позаботиться об изучении всех особенностей и оснований для включения в РНП, во избежание негативных последствий, указанных в настоящей статье.

________________________

1 Обзор судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

2 Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2018 № 303-КГ17-21571 по делу № А04-398/2017. 

3 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2018 № Ф05-21082/2017 по делу № А40-69514/17.

4 Решение Арбитражного суда Магаданской области от 01.12.2016 № А37-854/2015.

5 Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015.

6 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15.

7 Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-118176/2017 от 19.10.2017.

8 Решение Арбитражного Суда Камчатского края от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.

9 Решение Мурманского УФАС России № 06-13/17-05.

10 Заключение Московского УФАС России от 11.07.2016 по делу № 2-19-6873/77-16.

11 Решение Арбитражного Суда Владимирской области от 9 июня 2018 г. по делу № А11-6816/2017.

12 Решение Камчатского арбитражного суда от 6 февраля 2019 г. по делу № А24-7337/2018.

6 августа 2019 г.

Правило 3. Переписывайтесь с заказчиком официально

Возможны случаи, когда исполнитель не справляется с работой по причинам, которые не зависят от него самого (неблагоприятная погода или действия третьих лиц). Бывает также, когда возможность поставщика сделать свою работу зависит от определённых действий заказчика. Согласно статьям 328, 716 и 719 ГК РФ, в подобных ситуациях вы обязаны на время остановить работу и обязательно уведомить заказчика об этом. Вернуться к работе можно будет, когда вышеописанные проблемы отпадут, и об этом тоже потребуется уведомить заказчика письменно. Если работа не была приостановлена, то суд впоследствии откажется защищать вашу точку зрения, ссылаясь на то, что делать ту работу, за которую сейчас требуете оплату, вы не должны были.

Уведомлять обязательно нужно письменно! Отправляйте письмо заказчику путём, прописанным в контракте, при этом сохраняйте на будущее доказательство отправки.

Официальная приостановка выполнения контракта убережёт вас от просрочки, так как течение сроков в этом случае прерывается. Учтите, что если работы не будут выполнены в оговорённый срок, заказчик будет вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, а вашу организацию включить в РНП.

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  1. Заказчик передает сведения о поставщике.
  2. ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  3. Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.

ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:

  1. Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  2. Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.
  3. Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  4. Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.

В практике есть примеры таких уважительных причин:

  • письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  • вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  • на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  • победитель закупки был госпитализирован;
  • у поставщика менялся директор;
  • в офисе не было интернета.

В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.

Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.

При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков в ЕИС?

Точного определения «реестра недобросовестных поставщиков» в законодательстве нет. Но из названия понятно, что это некий упорядоченный список исполнителей, которых в установленном законом порядке признали недобросовестными.

Целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться, и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.

Существует четкий регламент, в связи с какими обстоятельствами то или иное юридическое лицо может быть внесено в список недобросовестных компаний.

Кто попадает в РНП?

В реестры недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ включаются фирмы, выигравшие конкурс (тендер) на поставку товаров, либо исполнение работ/услуг, но при этом уклонившиеся от заключения соответствующих договоров.

Также включение в РПН грозит тем подрядчикам и исполнителям, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда, а также, если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за имеющих место существенных нарушений его условий исполнителем.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков и где его найти?

Ведение реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Официальным сайтом РНП, где публикуются названия юридических лиц, является rnp.fas.gov.ru, однако, посетитель в автоматическом режиме сразу же будет перенаправлен на соответствующую страницу сайта zakupki.gov.ru.

В соответствии с разъяснениями к Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» реестр недобросовестных поставщиков на rnp.fas.gov.ru не публикуется в связи с непрофильностью данной информации для антимонопольного ведомства. Поэтому получается коллизия: ответственность за РНП на ФАС, а публикуются данные реестра недобросовестных поставщиков на сайте госзакупок. Впрочем, на сайте fas.gov.ru, разумеется, есть соответствующий раздел (который также содержит ссылку на сайт госзакупок).

Какая информация включается в РНП?

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация:

  1. Полное наименование юридического лица или ФИО лица физического.
  2. ИНН недобросовестного поставщика (для иностранного лица – документ, его (ИНН) заменяющий).
  3. ФИО или же наименования юридических лиц-учредителей недобросовестного поставщика с указанием их ИНН (если же среди учредителей значится одно или несколько иностранных юридических лиц, то требуется указать их аналоги ИНН).
  4. Даты: электронного аукциона; опубликования итогов открытого конкурса, либо раскрытия итогов конкурса с ограниченным участием; раскрытия результатов двухэтапного конкурса; осуществления запроса котировок, либо запроса предложений. Это даты только тех итогов, по результатам которых произошло нарушение контрагентами последующей процедуры контрактации.
  5. Предмет договора.
  6. Цена договора.
  7. Срок исполнения договора.
  8. Фактические причины и дата расторжения договора при условии наличия судебного решения или же в том случае, если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
  9. И, конечно же, дата публикации всего комплекса данной информации на сайте недобросовестных поставщиков.

Какие последствия включения в РНП?

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков автоматически означает для компании запрет на участие в любых процедурах (будь то открытый аукцион или сбор котировок) по закупкам в интересах государственных органов. В настоящее время внесение в РНП осуществляется сроком на 2 года.

Все чаще в договорах между контрагентами (даже если оба они не имеют никакого отношения к государству) встречается требование (друг к другу) об обязательном отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Все больше и больше крупных (и не очень) игроков требуют от своих потенциальных контрагентов справку (декларацию) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков для регистрации их в организованных торгах. Это говорит о востребованности РНП, как централизованной системы мониторинга деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector