Составляем стажировочный лист водителя: образец 2021
Содержание:
- Этапы стажировки
- Программа стажировки для водителя автомобиля
- Автотранспорт — правила, нормы, положения
- Как проводится наставничество и допуск
- Как проходит стажировка?
- Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения
- Охрана Труда
- Как проводится водительская стажировка?
- Документальное сопровождение
- Мастер-наставник
- Как оформить дневник производственной практики стропальщика
- Официальное обращение в Минтранс. Стажировка или испытание?
- Стажировка водителей в организации
- Особенности проведения
- Самые необходимые нормативные акты
- В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам
- Особенности проведения стажировки водителей
Этапы стажировки
Сначала кандидат на должность проходит ряд инструктажей: вводный инструктаж, по охране труда, по БДД в конкретной рабочей среде. Затем выходит на маршрут и отрабатывает стажировку за рулем.
Инструктажи проводятся привлеченными или штатными сотрудниками организации, имеющими подтвержденное соответствующими квалификационными документами право проводить их.
Обязательный вводный инструктаж для стажера включает в себя:
- Информацию об организации, в которой он собирается трудиться.
- Требования к безопасности управления ТС.
- Режим труда и отдыха в организации, его особенности.
- Прохождение предрейсового осмотра автомобиля и медицинского осмотра водителя.
- Информацию о нормах грузоподъемности автомобиля, нормах перевозки пассажиров в салоне. Работа с льготными, особыми категориями граждан при перевозке пассажиров, инвалидов.
- Информирование об аварийных участках маршрута, знакомство со статистическими данными об авариях, во избежание их повторений.
- Обучение работе с рейсовой документацией, приемами корректного заполнения путевых листов и других документов.
Теоретический разбор маршрута проводит компетентный сотрудник, как правило, водитель-наставник, на которого возложена обязанность проведения стажировки. Далее под руководством наставника осуществляется и выезд на линию.
Навыки вождения отрабатываются в различных практических ситуациях, с которыми может столкнуться водитель. Учитываются такие факторы, как:
Время суток.
Погодные условия.
Сложность (напряженность) потока на трассе в разное время дня, дни недели.
При перевозке пассажиров берется во внимание интенсивность пассажиропотока, способность соискателя работать в тех или иных ситуациях, психологическая стабильность в работе с большим количеством людей.
Важным моментом является практическая отработка проблемных моментов на маршруте:
- Аварийных ситуаций и их устранения.
- Вызова специальных спасательных служб.
- Устранения мелких поломок ТС.
- Работы с пассажирами в аварийных и нештатных ситуациях.
Здесь можно программы стажировки водителя.
Программа стажировки для водителя автомобиля
N п/п | Наименование раздела | Время проведения |
2 | Изучить и усвоить требования безопасной технической эксплуатации и обслуживания автомобиля. Требования Правил дорожного движения в РФ.
Требования к прохождению водителем предрейсового медицинского осмотра. Требования к проверке укомплектованности автомобиля запасным колесом, огнетушителем, медицинской аптечкой и буксировочным тросом. Требования к наличию исправного инструмента и приспособлений (домкрата, пусковой рукоятки, переносной лампы, насоса для накачивания шин и т.д.). Порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля. Правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин. Правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов. Правила перевозки людей. |
4 смены |
3 | Требования Правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтруда России от 06.02.2018 N 59н. Движение по территории организации, подготовка к выезду и работа на линии.
Эксплуатация автотранспортных средств в зимнее время года. Движение по ледовым дорогам, в условиях бездорожья, переправам через водоемы. Погрузка, разгрузка и перевозка грузов. |
4 смены |
4 | Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме». Первичные средства пожаротушения. Виды средств пожаротушения используемых на объекте. Правила пользования.
Тренировка по эвакуации работников из помещений в случае пожара. Порядок эвакуации. Схема эвакуации. Сигналы оповещения. |
2 смены |
5 | Мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. | 2 смены |
6 | Оценка результатов прохождения стажировки. Запись результатов прохождения стажировки. | После окончания стажировки |
ИТОГО: | 12 смен |
Не нашли нужный документ? Закажите его разработку!
Автотранспорт — правила, нормы, положения
5.1.2. Проверку знаний по теоретической части стажировки водителей после повторения и обучения осуществляет специалист субъекта транспортной деятельности, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
Программа стажировки водителей.
стажировка работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, определяется программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен.
Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.
Приказ о проведении стажировки считается внутренним правовым документом организации, являющимся частью комплексного пакета, обеспечивающего БДД. В нём оговариваются: лицо-стажер, подлежащее стажировке; водитель-наставник, в обязанности которого входит обучение по утверждённой программе и контроль за исполнением всех требований обучающимся. Могут создаваться отдельные приказы на каждого. Данный приказ действует на весь период стажировки, до момента допуска работника к самостоятельной работе, как того требует программа стажировки по охране труда для водителя автомобиля.
Правила проведения
- для водителей без опыта работы, либо имеющих рабочий стаж менее одного года, стажировка длится не менее 35 часов;
- если перерыв в водительском стаже составляет один год и более, рабочий должен стажироваться не менее 20 часов;
- в случаях, когда автомобильный транспорт требует вождения другой категории, длительность стажировки составляет не менее 20 часов;
- при переводе работника с одной марки грузового автотранспорта (автобуса) на другую, или допущенного к перевозке опасных грузов, срок стажировки не может устанавливаться менее 8 часов.
Рекомендуем прочесть: Пфр Список Заболеваний Дающих Право На Получение Инвалидности В 2020 Году
Антон help. у Вас случайно не завалялась готовая 20 — часовая программа обучения водительского состава на предприятии:?… Под рукой РД -26127100-1070-01? но там всего лишь темы обучения. Буду чрезмерно благодарна..
Как проводится наставничество и допуск
Процедура обучения новичков регламентируется двумя видами документов: законодательными актами и внутренними нормативными бумагами предприятия, поэтому в разных компаниях она может быть различной, но есть у нее и общие моменты:
- новый водитель должен пройти полную теоретическую подготовку, при которой ему объясняются особенности его будущей работы;
- затем он должен изучить маршрут, по которому ему придется ездить, и научиться самостоятельно управлять вверенным транспортным средством;
- все полученные навыки впоследствии он должен будет продемонстрировать специальной комиссии, которая и примет решения о том, можно ли допустить его до работы.
Как проходит стажировка?
21. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.
22. Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
Квалификационные требования, которые предъявляются к водителю, различаются для разных категорий транспортных средств. Они описаны в отдельном нормативном документе:
Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения
Вводный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.
Кто проводит
Сотрудник, ответственный за организацию безопасности дорожного движения.
О чем инструктировать
- Общие сведения об организации – размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок.
- Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
- Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
- Нормы загрузки транспортных средств, для пассажирских перевозок — пассажировместимость.
- Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках.
- Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП.
- Документы, необходимые для перевозок пассажиров или грузов.
Это указано в пункте 18 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
Где зафиксировать
В журнале вводного инструктажа по БДД.
Ситуация: как проходит аттестация ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
На каждом предприятии, которое осуществляет перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, назначают ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.
Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса России от 29 марта 2021 г. № 106.
Аттестация проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс России из представителей территориальных Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс».
График заседаний аттестационных комиссий утверждают на год и размещают на сайте ФБУ «Росавтотранс» в начале этого года.
Чтобы пройти аттестацию, специалист размещает на сайте ФБУ «Росавтотранс» не позднее 12 календарных дней до даты аттестации заявку, в которой указывает:
- Ф. И. О.;
- дату рождения;
- СНИЛС;
- адрес электронной почты;
- почтовый адрес;
- предполагаемые дату, время и место аттестации.
В день аттестации специалист предоставляет в комиссию:
- заявление о прохождении аттестации, которое содержит: – Ф. И. О.; – дату рождения; – место жительства; – гражданство; – место работы и должность; – номер телефона; – адрес электронной почты; – почтовый адрес; – данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; – СНИЛС; – согласие на обработку персональных данных; – подпись;
- паспорт или иной документ, который удостоверяет личность, и его копию;
- документы об образовании и квалификации в соответствии с подпунктом 16.3пункта 16 приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 и их копии.
Аттестация проходит в форме тестирования из 20 вопросов с вариантами ответов. Специалисту дают 30 минут для ответов на все вопросы. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить на 18 вопросов.
Вопросы для тестирования используют из перечня вопросов, который утверждает Минтранс России по согласованию с МВД. Перечень размещают на сайте Минтранса России.
Внимание: перечень вопросов на аттестацию еще не утвержден. Решение о том, прошел специалист аттестацию или нет, комиссия оформляет протоколом
Выписку из протокола выдают специалисту по его запросу
Решение о том, прошел специалист аттестацию или нет, комиссия оформляет протоколом. Выписку из протокола выдают специалисту по его запросу.
Если специалист не прошел аттестацию, он может повторно подать заявку на аттестацию не ранее чем через семь рабочих дней после предыдущей аттестации.
Охрана Труда
Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя автомобиля 3 класса
Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных
работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.
Работник в процессе стажировки должен выучить:
назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий «В» или «С», правила дорожного движения
основы безопасности движения
правила технической эксплуатации автомобилей (относящихся к водителям)
правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов
основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок
признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения
порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов
правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках
правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин
влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля
способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий
приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях
правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля
правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.
Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:
Управление одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной из категорий транспортных средств «В» или «С».
Для управления автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, необходим непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее трех лет.
Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим специальным оборудованием специализированных и специальных автомобилей с соблюдением правил техники безопасности.
Буксирование прицепов весом до 750 кг.
Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
Оформление путевых документов.
Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
Сдача автомобиля и постановка его на отведенное место по возвращении с работы в автохозяйство.
Подача автомобилей под погрузку грузов, а также под разгрузку грузов.
Контроль за правильностью погрузки, размещения и крепления груза в кузове автомобиля.
Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов.
Кроме этого программа стажировки включает в себя ознакомление работника;
- С рабочим местом.
- С прилегающей к рабочему месту территорией.
- С оборудованием,приспособлениями,инструментом,которые используются в работе.
- Инструкциями с требованиями безопасности заводов изготовителей оборудования на котором будет работать работник.
- Основными производственными факторами,которые возникают при данном технологическом процессе.
- Опасными зонами машин, механизмов на участке.
- Инструкциями предприятия по охране труда.
- Инструкциями предприятия с пожарной безопасности.
- Инструкциями предприятия по электробезопасности
- Наявными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Требованиями внутреннего трудового распорядка.
- Местом нахождения средств пожаротушения.
- Местом нахождения медицинской аптечки.
- Местом аварийного отключения оборудования от электросети.
- Требованиями безопасности при работе с грузоподьемным оборудованием.
Работник за время стажировки должен:
- Выучить и усвоить на практике безопасные приемы и методы подготовки рабочего места.
- Выучить и засвоить на практике безопасные методи и приемы в процессе выполнения работ.
- Выучить и засвоить на практике безопасные приемы и методы работы после окончания основной работы.
- Выучить и засвоить безопасные приемы и методы своих действий при возникновении пожара, и аварийных ситуаций.
- Выучить и усвоить безопасные методы и приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания первой медицинской помощи.
- Выучить устройство и усвоить принципы работы первичных средств пожаротушения и научиться ими пользоваться.
- Практически усвоить безопасные приемы и методы работы без нарушений требований охраны труда.
Разработал ________________
Как проводится водительская стажировка?
Процедура допуска водителя к самостоятельной работе в этом случае предусматривает несколько этапов:
- Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
- Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
- Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
- Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.
Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).
Наставником, под руководством которого проходит стажировка нового водителя, должен быть назначен один из уже работающих водителей, имеющий определенный стаж вождения:
- для автобусов — не менее 5 лет;
- для такси или грузовиков — не менее 3 лет.
Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников — по одному для каждого вида.
Документальное сопровождение
Проведение стажировки сопровождается оформлением этих документов:
- Положение о проведении мероприятия.
- Распоряжение о допуске к стажировке.
- Программа обучения.
- Распоряжение о допуске к работе без наставника.
Сотрудник допускается к стажировке на основании соответствующего приказа. В нем должны содержаться сроки мероприятия, данные о водителе и его наставнике.
Образец приказа
Приказ о прохождении стажировки №88
22 ноября 2020 года
Для обеспечения безопасной эксплуатации ТС, в соответствии с нормами п.7.2.4. ГОСТ 12.004-90, ТК, Постановления Минтруда №1/29 от 13 января 2003 года
1. Водителя Иванова Т.Л. допустить к стажировке сроком 2 смены с 24 ноября по 26 ноября под руководством наставника Громова А.Р. 2. Ответственному по БДД Зайцеву О.О. организовать стажировку в соответствии с Программой стажировок ООО «Автоцентр». 3. Итоги зафиксировать в листе прохождения стажировки. 4. Ответственность за исполнение распоряжения возложить на Зайцева О.О.
Директор Громыко О.Л. (подпись)
С приказами ознакомлены:
Иванов Т.Л. (подпись) Зайцев О.О. (подпись) Громов А.Р. (подпись)
Мастер-наставник
Наставника для новичка выбирает руководство организации из водителей, безупречно выполняющих свои обязанности длительное время.
Основные требования к нему, это:
- Безаварийная езда в течение 12 месяцев на маршруте стажировки. Аварии, возникшие не по вине наставника, в расчет не берутся.
- Стаж наставника — важнейший показатель. Для водителей грузовиков и легковых авто его срок определен в 3 года и более. Обязательный стаж наставника, если речь идет о водителе автобуса, еще выше. Не менее 5 лет потребуется сотруднику в этом случае, чтобы ему могли поручить наставничество новичка.
При проведении стажировки на право управления микроавтобусом или автобусом в ее предмаршрутной части, как правило, водитель — наставник действует не один.
Подключаются специальные сотрудники транспортных служб, на которых возложены контролирующие функции, для совместной эффективной работы.
Как оформить дневник производственной практики стропальщика
Научно-практическая конференция Рекомендуемая литература 1.
инженер .Инженер по ОТ .Отдел кадров .М.П.
Цели и задачи практики. Целями производственной практики являются закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также на формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта на основе изучения деятельности конкретной организации.
Производственная практика направлена на освоение рабочей профессии Стропальщик. Задачами производственной практики являются: — развитие профессионального мышления; — приобретение практического опыта по видам деятельности стропальщика — подготовка будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
Рекомендуем прочесть: Увольнение в кадровом делопроизводстве
Официальное обращение в Минтранс. Стажировка или испытание?
Привожу обращение в Минтранс дословно от Сергея, который любезно предоставил данный материал.
Итак.
«…Добрый день. Вопрос по новому приказу № 264 Минтранса.
Много не понятного. К примеру у меня есть положение о стажировке, в котором описан порядок действий направления на стажировку водителя: в каких случаях она проводится, кем, количество часов (предмаршрутная, маршрутная, с выездом, без выезда и т.д.)
И как приложение к положению — листок стажировки.
Который, собственно говоря, и содержит в себе всю информацию: номер листа стажировки, фамилия, имя и отчество водителя; сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства; фамилия, имя, отчество водителя-наставника; дата и время прохождения, испытательный период; заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
В чем суть требований законодателя?
Каждый водитель у меня принимается на работу с испытательным сроком 3 месяца.
Мне нужно оформить лист стажировки и точно такую же информацию продублировать в листе испытания?
Стажировку никто не отменял, она предусмотрена Трудовым Кодексом.
В каком документе теперь фиксировать ее результаты? Переименовать лист стажировки в лист испытания?
И как я могу дать положительное заключение о допуске к самостоятельной работе после стажировки, (а она у меня 3 дня предмаршрутной и 7 дней маршрутной) если срок испытания (3 месяца) не истек?
И как понимать законодателя «Оформленные листы испытания (стажировки)«?
Так как написано в Приказе — это по сути один и тот же документ.
Как тогда поступать, если в организации при трудоустройстве транспортные средства были одного типа и модели, а в процессе трудовой деятельности появились другие, а так же если появились другие маршруты стажировка не проводиться уже???
А если перерыв в трудовой деятельности, связанной с управлением авто, был 10 лет, стажировка не нужна, можно сразу допускать к управлению?
Каким теперь нормативным документом это определено? статьей 212 ТК?
В ней ничего об этом не сказано. Раньше эти позиции отображались в Приказе Минтранса №59. Где теперь?»
Замечу от себя, я полностью солидарен с Сергеем. Раньше по стажировке было более менее понятно: вот Трудовой Кодекс с общими требованиями по стажировке, а вот утративший силу Приказ Минтранса №59, где четко была детализирована стажировка.
Зачем наводить «тень на плетень»?
Теперь стажировка подвисла в воздухе, и подменяется испытанием, которое имеет совсем другое предназначение.
Об этом ниже.
Ну а теперь давайте я процитирую ответ Минтранса, который по моему мнению, вообще сути вопроса не понял и дал очень размытый (это очень мягко сказано) ответ.
У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение ответственных по БДД и контролеров технического состояния автотранспортных средств. Программы обучения скорректированы с учетом новых Законов.
Подробнее…
Стажировка водителей в организации
По нашему опыту, примерно 80% предприятий, которые обязаны проводить стажировки для водителей, этого не делают. Чаще всего — не намеренно. Люди просто не знают о том, что такое стажировки водителей, для чего они нужны и какие штрафы могут наложить за отсутствие стажировок.
Это вопрос, в котором необходимо ориентироваться любому предприятию, в штате которого есть хотя бы один водитель. Организация стажировки водителей относится к функционалу специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации.
Поэтому давайте разбираться
О том, что такое стажировка водителей, говорит Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2021 г. N 59. Он определяет, что стажировка должна:
- закрепить и усовершенствовать знания и умения водителя для безопасной работы;
- помочь ему адаптироваться к новым условиям (например, смене маршрута).
Поскольку речь идет о безопасности, то стажировку водителей контролируют сразу два органа: Транснадзор и Минтруд (Ведомство по охране труда).
Какие водители должны проходить стажировку
Сразу скажем: лучше стажировать каждого водителя, которого вы принимаете на работу.
Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:
- впервые принимаются на работу на должность водителя;
- имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
- при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
- переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).
Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному.
Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу.
И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.
Конечно, можно эти законодательные требования игнорировать, но есть же и просто здравый смысл. Вот вы приняли на работу водителя, по документам у него все нормально, и стажировку можно вроде бы и не проводить.
Но на деле: откуда вы знаете, как он ездит? Может, он права просто купил? Если он на служебном транспорте попадет в ДТП и обнаружится, что ему не хватает квалификации — отвечать будете вы, за то, что не обеспечили ему стажировку.
Не говоря о материальном ущербе и неожиданным проблемам, которые придется решать.
Надежнее проверять каждого водителя, которого вы принимаете: насколько он подготовлен? Пусть водитель-наставник поездит с ним 3-4 дня, и вам будет спокойнее, и проверок можно не бояться. Кстати, вам может пригодиться: Как правильно выбрать водителя-наставника?
Какие штрафы накладывают за отсутствие стажировки
Штрафы за отсутствие стажировки положены немаленькие. Причем привлечь вас могут по двум направлениям: как со стороны ОБДД, так и со стороны ОТ. Вот вам для наглядности небольшая табличка.
Судебная практика подтверждает такое положение дел.
Как оформляется стажировка
Правильное документальное оформление стажировки предполагает такие действия:
- Провести со стажером вводный и первичный инструктажи и внести соответствующие записи в Журнал регистрации инструктажей. Инструктажи проводят специалисты по БДД и ОТ.
- Разработать Положение о стажировке (не забудьте включить в него пункты о водителях-наставниках, чтобы не составлять потом о них отдельное положение). Издать Приказ об утверждении Положения.
- Составить Программу стажировки (для водителей автобусов нужна отдельная программа). Подробнее о том, как составляется такая программа, читайте здесь: Стажировка водителей: 5 важных вопросов.
- Издать Приказ о прохождении стажировки.
- Издать Приказ о назначении водителя-наставника и Дополнительное соглашение к трудовому договору этого водителя.
- По окончании срока стажировки подшить стажировочный лист к личному делу водителя. Этот лист должен храниться у работодателя не менее 5 лет.
- После успешного итогового испытания стажера издать Приказ о его допуске к самостоятельной работе.
- Издать Акт закрепления за новым водителем транспортного средства.
Если ваши водители проходят у нас обучение по специальности «Водитель-наставник», то шаблоны всех этих документов мы даем вам в подарок.
Особенности проведения
Стажировка подразделяется на эти этапы:
- Тестирование для проверки знания теории.
- Заезды на площадке.
- Вождение по маршруту в присутствии ответственного водителя с достаточным опытом.
- Вождение с грузом или пассажирами.
Стажировка предполагает назначение ответственного лица, которое будет проводить инструктаж водителя. К нему предъявляется ряд требований. В частности, у этого лица должен быть большой водительский стаж.
Длительность стажировки зависит от будущей работы и опыта водителя. Однако она, в отличие от испытательного срока, в любом случае будет непродолжительной. Как правило, это 4-8 часов. Стажировка является оплачиваемым временем. Размер зарплаты определяется положениями трудового договора.
Самые необходимые нормативные акты
Документ | Поможет вам |
Часть вторая ст. 212, ч. третья ст. 225 ТК РФ | Вспомнить, в каких случаях работодатель обязан проводить стажировку работников |
Часть 1 ст. 5.27, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Уточнить, какой штраф предусмотрен, если не проводить стажировку |
Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 | Уяснить, когда нужно стажировать работников рабочих профессий |
Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 | Выяснить, в каких случаях проводят стажировку в организациях, подконтрольных Ростехнадзору |
Пункт 7.2.4ГОСТ 12.0.004-90 | Уточнить продолжительность стажировки |
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 | Уяснить, как организуют стажировку (на примере водителей) |
Запомните главное
1
Требование проводить стажировку обязательное только в случаях, когда работа сотрудника связана с вредными и опасными факторами.
2
Продолжительность стажировки составляет от 2 до 14 смен.
3
Оформление стажировки необходимо, чтобы работодатель мог избежать штрафа, а также защитить себя от необоснованных требований работника при получении им травмы.
4
Положение о стажировке – один из основных документов в организации, на основании которого проводят стажировку. К его оформлению нужно подойти серьезно и скрупулезно.
5
Если не проводить стажировку, организация и ее руководитель могут быть оштрафованы.
Добрый день, уважаемый читатель.
Если человек впервые устраивается на работу водителем, то он должен пройти стажировку под руководством наставника.
При этом все организации, имеющие в штате водителей, могут столкнуться с необходимостью организовать стажировку для нового водителя.
В этой статье речь пойдет о том, в каких случаях необходима стажировка и как ее провести.
В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам
Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2021 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).
Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника (решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу № 7–5928/16).
Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.
Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.
Особенности проведения стажировки водителей
Стажировка водителей не является обязательной процедурой для всех направлений деятельности. Она назначается в таких обстоятельствах:
- В соответствии со ст. 225 ТК РФ, если водитель трудоустраивается на должность, связанную с пагубным влиянием производственных факторов на здоровье человека;
- Исходя из п. 13 Приказа Министерства транспорта № 59 от 11.03.2016г., если водитель впервые трудоустраивается на должность, либо принимается на работу спустя, как минимум, год перерыва в данном направлении деятельности;
- При переводе сотрудника с одного типа транспорта на другой.
Стажировка предполагает прохождение следующих этапов:
-
Проведение тестов для выявления начальных знаний субъекта.
- Заезды на специализированной площадке.
- Вождение автомобиля по маршруту. При этом процессе обязательно должен присутствовать наставник субъекта, имеющий достаточный опыт для обучения младших коллег.
- Вождение транспорта с грузом, а затем – с пассажирами.
Длительность стажировки может составлять различное время, исходя из начальных знаний субъекта. Практика демонстрирует, что зачастую стажировка варьируется от 4 до 8 часов.
Стажировка без наставника неправомерна. Данный субъект отбирается из трудоустроенных водителей компании, исходя из таких требований:
- Субъект не имеет за предшествующие 12 месяцев ни одного случая ДТП по своей вине;
- Лицо обладает большим стажем управления соответствующим типом транспорта. В частности, более 3-х лет управления легковым автомобилем или грузовиком, и не менее 5 лет – автобусом, трамваем, троллейбусом.
Стажировка является оплачиваемой процедурой. Она должна вознаграждаться как полноценный рабочий день, исходя из ставки, фиксируемой в трудовом соглашении с водителем.
Стажировка оформляется следующими документами:
- Положением о проведении стажировки;
- Распоряжением о допуске конкретного субъекта к стажировке;
- Программа прохождения обучения;
- Стажировочный лист водителя;
- Приказ о допуске к самостоятельной работе.