Требование прокурора. фз «о прокуратуре российской федерации»
Содержание:
- Суды первой и второй инстанции
- Требования к прокурорам
- Внешнефункциональные полномочия
- Какими правами пользуется прокурор
- Чем занимается прокуратора
- Как попасть на работу в прокуратуру?
- Требования и нормы прокурорской проверки
- Обязанности прокурора
- Сколько времени есть на ответ на запросы прокуратуры
- Что представляет собой требование сотрудника прокуратуры?
- Кто такой прокурор, его права и обязанности
- Статья 25. Представление
- Недопустимый сарказм
- Адресат требования
- Взаимодействие прокуратур разного уровня
- Когда не заплатили
- Основная деятельность
- Система кадров органов прокуратуры
- Соблюдение иерархии
- Правовое положение прокурора в гражданском процессе
- Права прокурора
Суды первой и второй инстанции
В его полномочия на обеих стадиях уголовного судопроизводства входит следующее:
- участие в прениях сторон;
- реплики при необходимости;
- предъявление суду заключительного обвинительного акта перед уходом в совещательную комнату;
- требование протокола судебного заседания для изучения;
- возбуждение ходатайств в трехдневный срок после принятия решения.
Прокуратура при наличии соответствующих обстоятельств может во время заседания аргументировано изменить свою позицию. То есть частично отказаться от обвинения или полностью снять таковое. Позиция гособвинителя играет решающую роль в самом процессе и в судьбе подозреваемого.
Кроме того, участие прокурора в судебном разбирательстве направлено на защиту пострадавшей стороны. В ходе рассмотрения уголовных дел выявляются объекты преступного посягательства. В обязанности прокурора входит одновременно защита:
- госсобственности;
- имущественных и личных прав гражданина;
- общественного устройства.
То есть во время заседания представителями прокуратуры постоянно выполняется функция контроля. Они отслеживают процедурные моменты с тем, чтобы выявить неправильное применение или толкование норм. Те задачи, которые госслужащие преследовали в стадии возбуждения уголовного дела, остаются и на этапе судебного разбирательства.
Представление не подается в суд второй инстанции, если первичное решение:
- оправдывает человека;
- не предусматривает кары;
- назначает наказание без отбывания либо с условным сроком.
Сотрудники прокуратуры могут подать кассацию. Таковое мероприятие проводится, если в деле появились обстоятельства, не разобранные прежде. Кроме того, обвинитель как сторона процесса имеет полное право использовать все нормы УПК для достижения своей цели. А таковая состоит в правосудии. Если кассация подана защитой, то прокуратура в обязательном порядке делает письменное возражение.
Надзор за судебными решениями осуществляется соответствующим судом. Прокуратура плотно с ним взаимодействует. Надзорный суд пересматривает вердикты, в которых выявлено:
- отсутствие законного решения;
- нарушение сроков обжалования в совокупности с несогласием одной из сторон с его сутью.
В компетенцию прокуратуры входит надзор за уголовными делами даже после принятия по ним судебного вердикта. Сотрудник госоргана при наличии соответствующего основания истребует материалы в суде. Они проходят тщательную проверку на соответствие нормам законодательства. Если выявлено нарушение такового, то прокурорский работник направляет надзорное представление в суд.
Надзорные полномочия прокуратуры широки. Работники органа обязаны изучать всю полученную информацию и принимать законные решения. К примеру, в новом деле выявлены сведения относительно преступления, по которому суд уже вынес вердикт. Информация могла бы повлиять на последний в сторону изменения. В такой ситуации прокурор обязан истребовать материалы старого дела и изучить все последствия влияния на процедуру новой информации.
По вновь возникшим обстоятельствам сотрудник госоргана направляет требование о возбуждении уголовного преследования, если того требует ситуация. А предыдущий вердикт подвергается тщательной проверке. При выявлении в нем несоответствия законам, прокурор пишет надзорное предписание и направляет его в суд.
Требования к прокурорам
Прокурором может быть только совершеннолетний гражданин РФ. При этом у него обязательно должно быть высшее юридическое образование, которое соискатель получил в вузе, имеющем государственную аккредитацию. Все эти требования прописаны в законе. Там же сказано, что у соискателя должны быть профессиональные и моральные качества, необходимые для такой работы, правда, не уточняется какие именно.
Но, конечно, само собой разумеется, что от прокурора требуются ответственность, честность, беспристрастность, высокий уровень самодисциплины, стрессоустойчивость, хорошая память, аналитический тип мышления. Также понятно, что из агрессивного человека, который не терпит инакомыслия и склонен к конфликтам даже по пустяковым вопросам, не получится хорошего специалиста в этой области.
Зато есть целый перечень лиц, которые не имеют права занимать должность прокурора. Понятно, что туда входят соискатели с судимостью, а также те, которые по состоянию здоровья не смогут исполнять служебные обязанности. Также не смогут занимать должность те, кто состоит в близком родстве с действующими работками прокуратуры, но только при условии прямого подчинения или подконтрольности.
Профессия прокурор
Следует обратить внимание и на тот факт, что для прокуроров закрыто несколько направлений деятельности, причем для них ограничения устанавливаются даже более строгие, чем для обычных госслужащих. В частности, они не могут избираться в органы местного самоуправления или государственной власти, входить в какие-либо общественные объединения, фонды некоммерческой направленности и т.п
И, разумеется, прокуроры не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Допускаются преподавание, научная или творческая деятельность, но только в том случае, если они не финансируются за счет других государств и международных организаций. Действительно, только на этой основе можно обеспечить независимость деятельности прокуратуры.
Внешнефункциональные полномочия
Внешнефункицональные полномочия подразделяются на:
- надзорные;
- ненадзорные.
При этом к надзорным полномочиям можно отнести как формы волеизъявления прокурора, которые закреплены в Законе «О прокуратуре РФ», УПК РФ, Законе об ОРД, а также положениях ряда других нормативных актов Российской Федерации, например, Закона о противодействии экстремизму. Что касается ненадзорных полномочий, то они нашли свое отражение не только в соответствующих нормах Закона о прокуратуре, но и в ряде других федеральных законов и иных источников.
Также надзорные и ненадзорные полномочия можно разделить на такие составляющие, как процессуальные и не процессуальные.
Рассматривая надзорную деятельность, к примеру, процессуальных полномочий можно отнести право прокурора:
- проверять и истребовать обоснованность и законность решений руководителя следственного органа или следователя об отказе в приостановлении, возбуждении или прекращении уголовного дела (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- в порядке надзора опротестовать постановление, которое вступило в законную силу по делу об административном правонарушении (ст. 30.14 КоАП РФ).
Следовательно, не процессуальные полномочия содержатся в нормах законодательных актов материального права, а именно, в Законе о прокуратуре. Сюда можно отнести такие права прокурора как:
- рассмотрение и проверка жалоб, заявлений и иных сообщений о нарушении свобод и прав гражданина и человека (п. 1 ст. 27 Закона прокуратуре);
- посещение органов и учреждений, которые исполняют наказания без имеющегося специального разрешения (п. «б» ч. 1 ст. 24 УИК РФ);
К процессуальным ненадзорным полномочиям прокурора можно отнести право:
- представления доказательств, при рассмотрении дел об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ);
- вступления в процесс и дача заключений по делам о восстановлении на работе, выселении, о возмещении вреда, который был причинен жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).
К примеру не процессуальных ненадзорных полномочий прокурора можно отнести право:
- созыва координационного совещания (п. 9 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного от 18.04.1996 № 567 Указом Президента РФ);
- обращения с законодательной инициативой в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В совокупности надзорных полномочий, в качестве самостоятельной классификационной группы, стоит выделить индивидуально-определенные и универсальные.
К индивидуально-определенным полномочиям стоит отнести предусмотренное п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре исключительное право Генерального прокурора Российской Федерации давать обязательные для исполнения указания по вопросам дознания, которые не требуют законодательного регулирования. К универсальным стоит относить полномочия, которые применяются с учетом установленной компетенции прокурорами всех звеньев прокурорской системы, включая и специализированные. Но в основном, это касается полномочий по выявлению нарушений законов.
Так как характер прокурорской деятельности многофункционален, то это способствует выявлению наиболее новых классификационных подходов к полномочиям прокурора.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Какими правами пользуется прокурор
Права прокурора в гражданском процессе соответствуют правам, имеющимся у остальных участников, в частности:
- заявлять об отводе суду, секретарю;
- приобщать доказательства к материалам рассматриваемого дела;
- заявлять ходатайства об истребовании доказательств;
- направлять заявление о привлечении свидетелей;
- направлять заявление о назначении экспертизы;
- задавать вопросы эксперту, участнику дела, свидетелю;
- направлять частные жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.
Исключается возможность заключения прокурором мирового соглашения.
Надо сказать, что нормы гражданского процессуального законодательства не ущемляют прокуроров в сравнении с другими участниками.
Насколько грамотно реализуются имеющиеся возможности, определяется уровнем подготовки и личными качествами отдельно взятого сотрудника прокуратуры.
Заключение прокурора в гражданском процессе имеет равное значение с другими документами. Подача прокурором иска делает невозможным дачу заключения в этом же процессе.
Грамотно и обоснованно составленное, оно может повлиять на исход дела. Судья не вправе ссылаться на заключение, отвергая другие доказательства, тем более что заключение доказательством не является.
Чем занимается прокуратора
Условно деятельность прокуратуры допустимо рассмотреть в двух направлениях:
- Работа в суде.
Прокурору предоставляется роль обвинителя. В число его задач входит проверка сведений, полученных в результате изучения дела. В процессе судебного разбирательства он противостоит адвокату;
- Надзорная деятельность.
Прокурор рассматривает жалобы от населения и осуществляет контроль над деятельностью различных учреждений и ведомств. В случае обнаружения правонарушений, юрист вправе начать делопроизводство. Эти задачи делает сотрудник генеральной прокуратуры.
Отметим, что профессия предполагает наличие глубоких знаний в юриспруденции и аналитического склада ума. У специалиста интересные полномочия, а в будущем он может стать судьей или его заместителем.
Как попасть на работу в прокуратуру?
Согласно распространённым стереотипам, для трудоустройства в прокуратуру нужны влиятельные родственники или знакомые, а при отсутствии таких связей человеку лучше выбрать менее престижную профессию или поинтересоваться, сколько зарабатывает дизайнер одежды. Однако опыт показывает, что порой достаточно любым способом попасть в систему и заслужить репутацию хорошего и исполнительного работника, после чего рекомендации не заставят себя долго ждать. Есть множество способов решения подобной задачи, но для молодого специалиста наиболее доступным представляется следующий:
- Для начала можно устроиться в прокуратуру общественным помощником. В первые два-три месяца новичку придётся бесплатно печатать документы, работать курьером и писать отчёты, а затем ему начнут поручать более ответственные дела;
- Если показать себя толковым и ответственным работником, руководство может подать представление о включении молодого специалиста в кадровый резерв. Только из него набирают сотрудников на должности ассистентов и штатных помощников;
- Получить официальную должность можно, когда один из действительных ассистентов или помощников получит повышение или будет признан непригодным для службы. В первую очередь придётся пройти ряд собеседований и тестирований;
- Новичка обязательно направят на психодиагностическое обследование, цель которого состоит в определении наличия у него необходимых личностных качеств, составлении психологического портрета и проверке на стрессоустойчивость;
- Удачное прохождение тестирования открывает возможность попасть на собеседование с непосредственным руководством и службой безопасности. Проверять будут все — от наличия судимостей у родственников до отношений в семье и долгов по кредитам;
- Самые перспективные кандидаты направляются на второе собеседование, проводимое вышестоящими прокурорскими органами. Начальство оценивает характер, интеллект и сообразительность, сознательность и уровень подготовки кандидата;
- Наконец, претенденту придётся посетить медицинское учреждение. Врачи проведут обследование состояния его здоровья, соберут анализы и составят заключение о том, можно ли стать прокурором данному молодому специалисту;
- После поступления на работу в органы прокуратуры новичку может быть установлен шестимесячный испытательный срок. Если он докажет своё соответствие требованиям должности, его приведут к прокурорской присяге и назначат чин младшего юриста.
Требования и нормы прокурорской проверки
Нормы и правила проведения прокурорской проверки регламентируются Федеральным законом №294-ФЗ, принятым 26 декабря 2008 года. Данный документ предусматривает два вида проверок:
- плановая (с периодичностью не более одного раза в три года);
- внеплановая (при поступлении в прокуратуру информации из СМИ о допущенных фактах нанесения вреда жизни и здоровью людей, животным, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера).
ВАЖНО! Сводный план проведения плановых проверок ежегодно формируется Генпрокуратурой и публикуется на официальном сайте. О проведении проверки руководители организаций и ведомств должны быть предварительно проинформированы
При этом информация может быть направлена в тот же день, когда планируется визит прокурора
О проведении проверки руководители организаций и ведомств должны быть предварительно проинформированы. При этом информация может быть направлена в тот же день, когда планируется визит прокурора.
Срок проведения проверки не должен превышать 20 дней. Однако по решению прокурора он может быть продлен один раз и не более чем на 20 рабочих дней. Акт проверки предоставляется руководителю организации или органа в десятидневный срок.
Во время проведения проверки прокурор имеет право:
- после предъявления удостоверения беспрепятственно перемещаться по всей территории организации;
- требовать предъявления документов, относящихся к предмету проверки;
- проводить беседы с ответственными лицами и специалистами на предмет проводимой проверки;
- вызывать нужных лиц для предоставления объяснений.
ВАЖНО! Препятствие прокурору во время проведения проверки может стать причиной для уголовного преследования. Деятельность прокуратуры всегда связана с защитой прав и свобод человека, осуществляется от имени государства и не зависит ни от одной из отраслей власти
Однако принимать самостоятельные действия по устранению противозаконных действий прокуратура не имеет право, поэтому результатом ее деятельности являются акты прокурорского реагирования, направляемые полномочным органам или должностным лицам
Деятельность прокуратуры всегда связана с защитой прав и свобод человека, осуществляется от имени государства и не зависит ни от одной из отраслей власти. Однако принимать самостоятельные действия по устранению противозаконных действий прокуратура не имеет право, поэтому результатом ее деятельности являются акты прокурорского реагирования, направляемые полномочным органам или должностным лицам.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |
Обязанности прокурора
Как и во всякой службе, в прокуратуре есть разделение обязанностей. Одни сотрудники прокуратуры работают над земельным законодательством, другие курируют сферу ЖКХ, третьи – проверяют на соответствие законам деятельность индивидуальных предпринимателей.
Наконец, есть ещё одна крупная категория прокуроров – это государственные обвинители. Они участвуют в процессах в качестве стороны обвинения, оппонируя адвокатам (стороне защиты).
До недавнего времени прокуратура также занималась расследованиями тяжких и особо тяжких преступлений. Однако, начиная с 2011 года Следственный комитет при прокуратуре (СКП) выделился в самостоятельную структуру.
Так или иначе обязанности прокурорского работника в общих чертах сводятся к нескольким функциям:
-
участие в судебных разбирательствах (в уголовных и гражданских) со стороны обвинения, передача уголовных дел в суд на рассмотрение;
-
расследование административных правонарушений;
-
контрольно-надзорная деятельность.
Сколько времени есть на ответ на запросы прокуратуры
Стандартный срок, чтобы подготовить и отправить ответ в прокуратуру, — 5 рабочих дней. Если сведения запрашиваются в рамках проверки соблюдения законов — в течение двух дней. В исключительных случаях, если имеет место угроза жизни или здоровью, интересам государства или государственной собственности, — в течение суток.
Если организация не готова вовремя предоставить необходимую информацию, следует в течение срока предоставления ответить письмом с сообщением об этом
Важно аргументированно обосновать невозможность вовремя предоставить документы. Это позволит получить отсрочку
Что представляет собой требование сотрудника прокуратуры?
Согласно Закону, у прокурора на сегодняшний день имеется ряд действенных средств, с помощью которых он способен выявлять нарушения закона и прав личности со стороны инстанций предварительного расследования. Однако некоторыми полномочиями работник данной структуры не наделен до настоящего времени. Так, Генеральный орган системы прокуратуры в РФ уже несколько раз выступал с требованием о том, что членам должны быть возвращены права, позволяющие реализовывать действенный надзор за следствием. Причем носил бы такой контроль именно процессуальный характер.
Анализ теоретической составляющей обозначенной проблемы имеет свое отражение во множестве научных изысканий. Однако опираться все же следует на ФЗ «О прокуратуре». В нем содержатся все основные правила и требования к соответствующим специалистам.
Согласно норме 37 Уголовно-процессуального кодекса, требование прокурора являет собой основной способ ликвидации нарушений закона. Допущены подобные сбои следственными инстанциями в ходе реализуемого уголовного судопроизводства. Члены прокуратуры констатируют: из-за поспешной, непоследовательной и непродуманной реформы вышеупомянутого органа, требование прокурора о ликвидации нарушений закона, наряду с вынесенным им специальным постановлением, считается для работника следствия необязательным. Он имеет полное право отклонить их, не принимая к исполнению суть предлагаемых возражений.
Однако подобный тезис опровергается статистикой Генпрокуратуры. Так, за один только 2008 год было удовлетворено порядка 89 % требований об устранении нарушений. В связи с этим вряд ли можно утверждать, что следственные органы игнорируют все требования прокуроров. Напротив, они стараются делать все по закону. Далее мы разберем саму процедуру направления требования чуть подробнее.
Кто такой прокурор, его права и обязанности
Прокурор как юрист выбирает одно из двух направлений деятельности: представительство государства в суде, выступая как обвинитель, и надзор за исполнением обязанностей ведомствами и госучреждениями.
В дополнение к этому прокурор вправе:
- самостоятельно инициировать судебное разбирательство, подавая иск;
- является законным представителем государственных органов.
Отметим, что у прокурора есть и ряд обязательств-ограничений:
- не может развивать бизнес или иметь долю в нем;
- не вправе быть участником политических партий.
Указанные аспекты связаны с тем, что любое из условий может оказать влияние на беспристрастность юриста. Во многом по этой же причине заработная плата служителя закона достаточно высока, но предоставляется после долгих лет нахождения на службе и создания репутации.
Статья 25. Представление
1. Прокурор в пределах своей компетенции вносит представления:
1) об устранении нарушений законности;
2) об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений;
3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;
4) в иных случаях, установленных законом.
2. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом с обязательным принятием мер по устранению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им, в сроки, установленные прокурором, но не позднее тридцати календарных дней.
Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О времени и месте рассмотрения представления прокурор должен быть уведомлен государственным органом или должностным лицом не позднее трех календарных дней до дня рассмотрения представления.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения представления.
Недопустимый сарказм
Как следует из материалов суда, истории с погружением в загробную жизнь предшествовала банальная жалоба на председателя СНТ АО «АСЗ» Марину Ехлакову. В 2019 году один из дачников заподозрил женщину в финансовых махинациях. Проводить доследственную проверку было поручено старшему оперуполномоченному группы отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по городу Комсомольск-на-Амуре Виктору Р.
Полицейский опросил всех причастных к деятельности СНТ и, не найдя признаков преступления в действиях Ехлаковой, вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако прокуратура посчитала, что в отказном материале есть недочёты, и потребовала провести дополнительную проверку, в том числе опросить председателя товарищества Михайло Н.П., который, как выяснилось впоследствии, умер в октябре 2018 года.
«Виктор Р., исполняя неоднократные требования прокуратуры г. Комсомольска-на-Амуре, опросил председателя СНТ АО «АСЗ» Ехлакову, которая пояснила, что председатель сада Михайло Н.П. умер в октябре 2018-го. Р. были составлены справки по данным базы данных ИБД-Регион о том, что Михайло Н.П. умер», — говорится в материалах суда.
В надзорном ведомстве сочли, что составленная таким образом справка позорит честь мундира. В отношении полицейского провели служебную проверку, в ходе которой был сделан вывод, что Виктор Р. совершил «проступок, наносящий существенный ущерб… авторитету федерального органа исполнительной власти» и приобщил к материалам дела справку, «текст которой изложен с недопустимым для сотрудников органов внутренних дел сарказмом и проявлением явного неуважения к надзорному органу». В августе 2020 года полицейский был уволен из органов.
Адресат требования
В Законе нигде не сказано, кому именно должно быть адресовано уведомление работника прокуратуры. Из-за этого часть сотрудников считает, что направлять бумагу нужно самому следователю, а другая часть полагает, что адресатом является исключительно руководитель данного органа. Отсюда вытекает недопонимание в отношении роли начальника следственной структуры в оценке и принятии решения по требованию, которое поступило от прокурора.
С одной стороны, следствие предварительного характера реализуется не подразделением в целом, и даже не его руководителем, а всего лишь отдельным сотрудником. Он является, по сути, субъектом для рассмотрения всех тех нарушений, на ликвидации которых настаивает работник прокуратуры. С другой стороны, председатель следственной инстанции также несет ответственность за полноту и законность предварительного следствия.
Более того, он организационно и процессуально независим от воздействия структур межведомственного характера. Следователь, к тому же, способен более объективно оценивать суть требований прокурора. При необходимости последний правильно ориентирует работника этого органа, поддерживает его, или напротив, блокирует обжалование следователем.
Отдельно нужно также учитывать, что согласно правилам управленческой вертикали в системе прокуратуры, следователи должны согласовывать собственные акты с руководителями ведомств соответствующего уровня. Подобное условие не может игнорироваться и в применении к изучаемым отношениям.
Так или иначе, но адресаты на практике всегда разные. Рассмотрение требования прокурора когда-то реализуется руководителем следственного органа, а когда-то самим следователем. На саму работу это СК, впрочем, особо не влияет.
Сроки рассмотрения требования прокурора в Федеральном законе не прописаны. Анализ, обжалование и исполнение предъявленных пунктов возможно в те временные рамки, которые установлены локальными нормативными актами.
Взаимодействие прокуратур разного уровня
Прокуратура – иерархически подчиненная система учреждений, возглавляемая Генеральной прокуратурой, обеспечивающей руководство всей системой.
Большая часть исков от имени ведомства подаются районными прокурорами или их помощниками. Это касается дел, которые рассматриваются в первой инстанции мировыми или районными судами.
В делах, в которых первой инстанцией выступают городские (городов федерального значения) или областные суды, привлекаются изначально прокуратуры городского или областного уровня соответственно.
Если первая инстанция ВС РФ – инициатором иска со стороны надзорного ведомства может быть лишь Генеральный прокурор Российской Федерации.
Сотрудник районного уровня, сопровождавший дело с самого начала процесса, вправе продолжать его и в более высоких судебных инстанциях. Передача дела сотруднику более высокого уровня не предусмотрена.
Когда не заплатили
Начальник уволил вас, чтобы освободить место для своей протеже? Или вы сами ушли с работы полгода назад, а расчета все еще нет? Все эти, и многие другие рабочие конфликты – повод для обращения в прокуратуру.
Чаще всего прокуроры защищают в суде ваше право на оплату труда. Кстати, сюда же относятся иные выплаты, например, отпускные, пособия и т.д. При хорошей доказательной базе можно добиться обещанной, но не выплаченной зарплаты, даже при отсутствии оформленного трудового договора.
В этом пункте необходимо заметить, что просроченный долг по оплате труда или иным выплатам на работе предполагает неустойку. Её некоторые прокуроры могут полениться считать или попросить вас написать по процентам отдельное исковое заявление в суд. Не идите на поводу. Проследите, чтобы прокурор требовал все сразу, до копейки. Это побудит работодателя как можно скорее с вами рассчитаться.
Основная деятельность
Роль обвинителя в суде. Эту деятельность можно поделить на несколько этапов:
- Досудебная работа с материалами дела. Прокурор изучает документы следствия, полностью вникает в расследование преступления, делает свои выводы. Именно прокурор принимает решение об отправке дела в суд. Если улик недостаточно или выявлены нарушения в их сборе, прокурор имеет право назначить дополнительное расследование.
- Участие в судебном процессе. В период заседаний прокурор призван представлять сторону обвинения. Его правовым оппонентом во время судебного процесса является адвокат. Основная задача прокурора — не допустить, чтобы преступник остался безнаказанным. Для этого он обязан досконально изучить доказательную базу и составить подкреплённую законом точку зрения. В итоге — грамотно и аргументировано представить ее перед присяжными и судьей.
- Действия после приговора. Иногда прокурор выражает несогласие с решением суда. В таком случае он имеет право его опротестовать.
Система кадров органов прокуратуры
Определение 1
Кадры органов прокуратуры – это входящие в ее систему сотрудники.
Их назначение происходит на определенные должности органов и учреждений прокуратуры. Такие сотрудники — федеральные государственные служащие и их могут приравнивать к «прокурорским работникам» в соответствии с Законом о прокуратуре.
Отличительный аспект прокурорского сотрудника состоит в наличии классного чина, или воинского звания. В соответствии с характером выполняемой работы, объемом прав и обязанностей выделяют несколько групп работников прокуратуры:
- прокурор, включая военных прокуроров (Генеральный прокурор РФ и его подчиненные, в том числе заместители и помощники прокуроров, старшие помощники и др.);
- педагогические и научные сотрудники учреждений прокуратуры;
- прочие прокурорские работники, обладающие классными чинами или воинскими званиями.
В организации прокуратуры служат и другие лица, включая государственных гражданских лиц, которые не имеют воинских званий (классных чинов); лица, состоящие на должностях, которые нельзя отнести к должностям государственных служащих. Такие работники, хоть и относятся к персоналу прокуратуры, но не обладают правовым статусом прокурорских работников. Их трудовую деятельность регулирует исключительно законодательство нашей страны о труде.
Соблюдение иерархии
Существует еще один достаточно важный и сложный момент, который связан с организацией взаимодействия работника прокуратуры, руководителя СК и субъекта следствия. Речь идет о территориальных пределах надзорных полномочий прокурора. Чтобы лучше понимать суть поставленной проблемы, можно раскрыть несколько простых примеров. Вот случай из практики: уголовное дело было возбуждено СК при ОВД какой-то области. Чуть позже оно приостановлено, о чем было вынесено постановление старшим следователем. По рассмотрении материалом дела зам. прокурора района потребовал отменить вынесенное постановление. Причем доводы, содержащиеся в обязательном требовании прокурора, можно считать вполне легальными и обоснованными.
Возникает простой вопрос: имеет ли право зам. прокурора формулировать подобное обращение для следственного органа, если надзор за ним ведется вышестоящей инстанцией, то есть иным органом прокуратуры? Как представляется, нарушается правило субординации во взаимодействии структур правоохранительного характера. Более того, возникают сомнения в законности требования прокурора.
Перечень примеров, подобных представленному, можно продолжать бесконечно долго. Однако суть проблемы все же очевидна. Правомерны ли и обязательны требования районных прокуроров? Ведь следует полагать, что правовых оснований для таких заявлений попросту не имеется. Субъекты данной структуры явно выходят за пределы своих полномочий, а потому и обязательность исполнения требований прокурора уже ставится под вопрос. Что печально, прийти к общему знаменателю в решении этой задачи не всегда получается.
Законом отношения в подобной иерархичной системе никак не регламентированы. Однако на практике все требования прокуроров были соблюдены. Отсюда можно сделать простой вывод, что тревога об иерархичности уже считается необоснованной, а проверять все надо в эмпирическом порядке. Однако по Закону, любые легальные требования прокурора обязательны к исполнению.
Правовое положение прокурора в гражданском процессе
К лицам, участвующим в деле, ст. 34 ГПК РФ относит и прокурора.
Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Он является представителем государства и защищает публичные интересы, следит за соблюдением законов.
Замечание
Закон не наделяет прокуроров функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей (ст. 120 Конституции РФ).
Особенности участия прокурора в гражданском процессе:
- не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовую заинтересованность и на него не распространяется сила судебного решения;
- к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;
- прокурор не может быть судебным представителем стороны или третьего лица (он выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление).
Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел во второй и последующих инстанциях зависит от того, участвовал ли прокурор в суде первой инстанции. Если он не участвовал, то не может подать апелляционное, кассационное представление о пересмотре дела.
Обращение прокурора в порядке надзора о пересмотре судебных решений, определений, вступивших в законную силу, также не предусмотрено ГПК, когда его не было в суде первой инстанции (ст. 320, 336, 376). Если он участвовал в суде первой инстанции, то участие во всех последующих инстанциях обеспечивается работниками прокуратуры соответствующего звена по поручению прокуроров области, края, республики и т.д.
Права прокурора
Отдельно следует рассказать о правах и полномочиях работников прокуратуры. Сюда включаются: сбор и формирование пакета доказательств, реализация уголовного преследования, заявление отводов и прочее.
В группу иных прав входит получение ксерокопии постановления судьи. Оно может быть сформировано по-разному. Нацелено на уголовное дело по подсудности, назначение предварительного слушания, формирование судебного заседания, прекращение процесса на стадии подготовки и т. д.
Ознакомление с делом также является достаточно важным правом. Прокурор принимает участие в разбирательстве судебного характера, поддерживает перед судом обвинение, изменяет его в сторону смягчения. Также: направляет ходатайства, представляет доказательственную базу, участвует в прениях сторон, высказывает судебной инстанции предложения об исполнении уголовного закона, знакомится с протоколом судебного заседания и т. д.