Шахматные симуляторы
Содержание:
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
Chesswood
Можете сами выбрать цвет шахмат,
время на выполнение хода, длительность игры. Или сайт установит все параметры
рандомно. На этой площадке – шахматы Фишера и классика. Сражайтесь с
компьютером или онлайн – в окне показываются и доступные «живые» игры.
Есть раздел с тренировками, новостями
шахматного спорта, статьи о шахматах, известных тренерах. В инструментах найдете
таблицы Налимова, с ними можно узнать, кто выиграет в партию (на доске – 4-6
фигур, включая королей). Для новичков – хорошая база с тренировками:
одноходовки, задачи на тактику, тренажер игры вслепую. Подобрали и видеоролики с
реальных турниров.
The chess game
The page with the chess game itself is divided
similarly:
- the chessboard with the game
-
the block with game info (game
clock, captured pieces, chat, scoresheet etc.) -
buttons with in-game commands
-
Resign – by clicking this button
you resign your game -
Draw – with this button you can
offer your opponent a draw, accept a draw offer from your
opponent or claim a draw (e.g. on threefold repetition
rule) -
Cancel – the game can be cancelled
if both players did not make their move yet -
Undo – here you can ask your
opponent to take back your move -
More time – adds 10 seconds to
your opponent’s clock -
Hint – when playing against
computer, you can ask for a hint
-
Resign – by clicking this button
-
announcement area (or the event
ticker) – above the buttons with in-game commands, various
information is displayed to the user (e.g. draw offer etc.).
All important functions are free and do not require
registration. Registration is free and brings advantages such
as the possibility to earn rating points, to save the games in
user’s profile or advanced appearance settings.
Homepage
Homepage is divided into the following parts:
-
the chessboard – on the chessboard
you can see randomly chosen live game -
the games offer list – on the right
from the chessboard, there is the list of games which the
players join or to which they can also publish their own game
offer by using the button Create game -
control buttons
-
PLAY NOW – after clicking this
button, a game from the games offer list is randomly
chosen. In case there is no game offer available, the
system creates and publishes the game offer for the user. -
Invite a friend – this serves for
inviting friends via e-mail or social networks. It is
possible to choose between standard variant or chess 960
(Fischer random chess), whether the game will be timed and
what the tempo will be, color of the pieces and whether the
game will be rated or not (rated game influences the rating
of the user. Please note, that rated games can be played
only by registered users. After setting the parameters by
clicking the button Create game a menu with unique
link to the game will appear, and the first person to visit
this link will play the game against you. -
Create game – once the game
parameters are chosen (these are the same as in Invite a
friend) the game offer will be published in games offer
list and other users of the page will be able to accept the
challenge by clicking the corresponding game offer. -
Play against computer – in case
you do not want to play against human opponent, you have
the option to play chess against computer. In addition to
the settings described earlier (e.g. piece color, game
clocks etc.) there is one more setting which allows you to
choose from 8 predefined levels of AI strength (1 being the
easiest, 8 the hardest).
-
PLAY NOW – after clicking this
-
announcement area (or the event
ticker) – above the control buttons, there is a stripe in
which various information (e.g. challenges from other users,
draw offers etc.) is displayed to the user.
Как научить правилам игры в шахматы
Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:
- На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
- Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
- Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.
Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:
- Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
- Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
- Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
- Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
- Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
- Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
- Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
- Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.
Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.
Общие правила
Игроки должны придерживаться установленных правил.
Основные из них:
- шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
- белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
- начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
- ходят игроки по очереди;
- за 1 ход передвигается 1 фигура;
- если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
- к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
- если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
- необходимо контролировать время для раздумья;
- перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.
Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:
- 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
- белая и черная основные диагонали;
- 6 белых и 6 черных диагоналей;
- большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
- центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.
Расположение фигур на поле
Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:
- в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
- второй ряд занимают 8 пешек.
Тонкости нападения
Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.
Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.
В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.
В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.
Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов
При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой
Ход пешкой по диагонали
Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.
Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.
Атака пешки.
Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:
- пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
- белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
- соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Chess-samara
Разработчики обещают десятки онлайн-турниров каждый день, персональную статистику и отслеживание прогресса игрока, а еще автоматический анализ партии и описание ошибок. Регистрацию для случайных игр не требуют, можно выбрать удобные параметры и цвет фигур, классический тип или шахматы Фишера.
Тоже доступна трансляция текущих игр, просмотр сыгранных и лучших партий, комментариев к ним. Есть возможность присоединиться к турнирам, решать шахматные задачи и играть с роботом. Или просмотреть пользователей онлайн и подобрать себе соперника.
Сайт работает уже 13 лет, на нем в среднем собирается в среднем 500-800 игроков.
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
- 2 ладьи;
- 2 слона;
- 2 коня;
- Его величество с королевой (ферзем);
- 8 пешек.
Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.
Атака и защита
Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:
- пешка равна пешке;
- слон равен коню;
- конь или слон = трём пешкам;
- ладья = слону и двум пешкам;
- ферзь = двум ладьям.
Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.
Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.
Шахматная стратегия
Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:
- анализ и оценка позиции;
- составление дальнейшего плана игры;
- постоянный расчёт вариантов.
Как быстро победить в шахматах
Watch this video on YouTube
Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:
- создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
- захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
- создание максимальных трудностей сопернику;
- овладение пространством (особенно в центре);
- гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.
Быстрый способ выиграть
Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.
Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.
Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.
Бесплатные уроки
Для первичного ознакомления подойдут и бесплатные уроки. Если вы просто хотите научиться играть и вам не нужно углубляться в особенности игры, стратегию и тактические приемы, то бесплатные видеоматериалы и текстовые лекции станут отличным выбором.
Советую также ознакомиться с книгами по шахматам, из которых можно почерпнуть много полезного и интересного.
Пора играть – Chess.com
Пора играть – это сборник из 12 уроков и 60 заданий для начинающих шахматистов. Студентов обучают основам и правилам, рассказывают о фигурах, их ценности, расстановке и возможностях.
Вы узнаете:
- что такое шах и мат, в чем разница между этими понятиями;
- что такое пат;
- основы стратегии и тактики;
- как делать рокировку, взятие на проходе и т. д.
Другие онлайн-программы от Chess.com:
- Как ходят фигуры
- Введение в теорию дебютов
- Стратегия для продолжающих
Шахматы для малышей – YouTube-канал “Шахматная Страна”
Шахматы для малышей – это небольшие видеоуроки для самых маленьких. Лекции проводит анимированная пешка, чтобы ребенку было интересно смотреть и учиться. Она все объясняет и показывает на экране.
За 8 уроков можно узнать самые базовые понятия и правила: знакомство с шахматной доской, какие есть фигуры, как они ходят, в чем их ценность, как их расставлять, что такое шах, мат и пат.
Лекции в среднем длятся 5 минут. Все рассказано понятным языком, так что разобраться ребенок сможет и сам.
Уроки по шахматам для начинающих на YouTube-канале “Шахматы. Уроки. Обучение”
Уроки по шахматам для начинающих – это сборник видеоуроков для шахматистов-новичков.
Какие темы разбираются лектором:
- основные правила;
- рокировка;
- как сделать ничью;
- как и какими фигурами ставить мат;
- дебютные правила;
- шахматные ловушки;
- миттельшпиль;
- эндшпиль;
- связка в шахматах.
На канале есть и видеоуроки для более опытных игроков. Там раскрыты секреты стратегии и тактики, которые помогут выиграть на соревнованиях. Можно стать спонсором канала и получить доступ к дополнительным урокам по шахматам.
Интерактивные уроки шахмат – Chess Lessons
Интерактивные уроки шахмат будут интересны и взрослым, и детям. Все занятия разбиты на группы:
- знакомство с шахматной доской, фигурами и правилами;
- уроки для начинающих;
- игры для игроков с небольшим опытом;
- занятия для уверенных шахматистов.
Во время обучения студенты играют с другими участниками онлайн-программы и при выигрыше получают баллы. Они нужны, чтобы открыть самые последние уроки для продвинутых игроков.
Шахматные онлайн-уроки – ChessDeti.Ru
Шахматные онлайн-уроки подойдут взрослым и маленьким начинающим шахматистам. Это книга, удобно разделенная на 30 уроков. К тексту прилагаются иллюстрации, наглядно показывающие о чем говорилось в лекции.
Темы, рассматриваемые в главах:
- базовые правила;
- шахматная доска и шахматная нотация;
- разбор каждой фигуры;
- шах, мат и пат;
- начало шахматной партии;
- что такое рокировка;
- законы дебюта;
- ловушки;
- как поставить мат;
- шахматные комбинации;
- связка и ее виды;
- история появления шахмат на Руси.
Chess.com
На Chess играют 20 000 000 пользователей (обычно онлайн около 70 тысяч), доступны партии на 4 игрока. Можно соревноваться и с компьютером. В этом случае активны кнопки «назад” и «вперед”, доступны подсказки. Всегда в боковой панели фиксируется каждый ход обоих игроков.
В статьях на сайте – от основы, как расположить фигуры на доске, до советов, как поставить мат за 4 хода. Можно учиться шахматам, играя с сильными оппонентами, или повышать мастерство – на каждый ход прилагаются отзывы экспертов. Уроки разбиты на уровни, правда, дальше все прописано на английском. Зато будет повод прокачать еще и иностранный язык.
А вот в разделе «Тренировки” все на русском. Ко всем урокам открыт доступ только зарегистрированным пользователям. Есть и мобильная версия сайта, приложение для iOS, Android. Тут вбито 50 тысяч задач, которые подстраиваются под уровень игрока.
Где и как учиться шахматам
С возрастом учиться шахматам, возможно, сложнее, так как труднее концентрироваться, могут быть проблемы со зрением и так далее. Но все возможно. Одно из огромных преимуществ шахмат — это борьба против традиционных болезней, старости, например, Альцгеймера. Можно решать математические задачи, но это может быть скучно. В игре будешь меньше уставать, больше удовольствия получать, потому что это просто кайф, на самом деле. И для кого-то процесс важнее результата. Хотя профессиональный шахматист ставит только одну цель — выиграть. Он так воспитан с детства. Это его ДНК.
Для людей, для которых шахматы не являются профессией, целей может быть несколько. Первая — это, опять же, некое погружение в другой мир своих мыслей, эмоций, фантазий и нахождение в этой какой-то такой немного замудренной, другой реальности, так скажем. Это развитие определенных способностей, о которых я сказал уже. Это получение удовольствия от процесса игры, от факта победы в партии, от спасения тяжелых позиций.
В шахматы можно учиться играть, только играя. Для того, чтобы становиться лучше, нужно анализировать свои ошибки, и это должно стать навыком. Вне зависимости от того, выиграл ты, проиграл или ничья, вы ее анализируете. Сейчас это достаточно просто сделать, потому что очень мощные компьютеры, которые сразу показывают тебе, где ты ошибся. И ты начинаешь понимать, что надо улучшить.
Для начинающих есть замечательная книга Бейлина и Авербаха. Это советская классика, написанная отличным языком. Она абсолютно не потеряла своей уникальности. По этому учебнику учились все русскоязычные топ-шахматисты, начиная где-то с 70-х гг.
Есть еще такие традиционные заблуждения, что надо с самого начала изучать дебют — как развивать фигуры. Я считаю, что это неправильный подход, потому что это похоже на научную работу. Начинать надо с малого количества фигур, с эндшпиля, с конца игры, чтобы понимать, как ходит король, пешка, какие есть свойства этих фигур, как вообще взаимодействуют фигуры.
Шахматы — это все-таки игра, где нужно понимать и чувствовать, как взаимодействуют и твои фигуры, и фигуры противника. Чувствовать некую гармонию игры. Это возможно, только играя и анализируя. Поэтому мой совет — это книга Авербаха и Бейлина, посмотреть наши лекции, играть и найти того, с кем ты будешь анализировать свои партии.
Самое главное — это поначалу не играть с быстрыми контролями. То есть выделять не 5–10 минут на партию — вдумчиво играть 2–3 часа и анализировать. Это можно делать и на интернет-платформах: chess.com, lichess и chess24. Играйте с людьми, которые чуть выше вас рейтингом. Да, вы будете больше проигрывать, но в каждой партии станете чему-то учиться.