Трудовая инспекция

Содержание:

Как минимизировать отрицательные последствия проверки?

Безусловно, итоги любой проверки трудовым инспектором напрямую будут зависеть от того, добросовестно ли работодатель осуществляет свою деятельность. Однако современная практика позволяет выделить несколько важных советов, соблюдение которых позволит сократить негативные последствия до минимума:

  1. Прежде всего, желательно идти с инспектором на контакт. Не нужно пытаться установить для него препятствия для проведения проверки. Такое поведение работодателя только усугубит ситуацию и настроит инспектора против него.
  2. Во время общения с инспектором нужно быть максимально сдержанным, не грубить и, тем более, не пытаться запугать его. Все это обернется лишь дополнительными проблемами для директора.
  3. Кроме этого, необходимо быстро и качественно исполнять все требования уполномоченного лица. Например, инспектор может потребовать представить некоторые дополнительные документы компании для их внимательного изучения и т.д.
  4. После получения соответствующего заключения о результатах проверки не нужно пытаться оспорить указанные в документе нарушения. Если работодатель действительно считает их несправедливыми, оспаривание решения трудового инспектора необходимо будет производить в судебном порядке.

Комментарий к статье 356 ТК РФ

1. Для реализации возложенных на нее задач федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий.

Задача обеспечения применения положений законодательства о труде, реализации трудовых прав и свобод человека и гражданина выполняется посредством осуществления органами федеральной инспекции труда следующих полномочий: проведение надзорной деятельности; принятие мер по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан, устранению причин нарушений законодательства о труде; рассмотрение дел об административных правонарушениях; выработка заключений по проектам нормативных документов; рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав.

При реализации задачи распространения информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует причины выявленных нарушений законодательства о труде; осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства; ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников; информирует общественность о выявленных нарушениях. Анализ действующего законодательства осуществляется посредством обобщения практики применения законодательства о труде; подготовки предложений по его совершенствованию. Ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства представляются Президенту РФ, в Правительство РФ и подлежат опубликованию.

2. Для выполнения возложенных задач федеральная инспекция труда вправе привлекать квалифицированных экспертов (прежде всего в области медицины, механики, электричества и химии). Условия привлечения экспертов определяются соглашением между органами федеральной инспекции труда с одной стороны и экспертом либо соответствующим органом исполнительной власти, организацией, с которой эксперт состоит в трудовых отношениях, с другой стороны.

3. Должностные лица федеральной инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. ст. 5.29 — 5.34, 15.34 КоАП.

Что необходимо предоставить инспектору?

Согласно норме ст. 357 Трудового кодекса РФ инспекторы вправе:

  • требовать у работодателей и бесплатно получать от них все то, что проверяет инспекция по труду, т.е. любые документы, информацию, объяснения, которые необходимы для выполнения контрольных (надзорных) функций;
  • изымать образцы обрабатываемых или используемых веществ и материалов с целью проведения их анализа.

По ходу проведения проверки Инспекция имеет право направить работодателю запрос с просьбой предоставить документы. Они предоставляются в форме копий, удостоверенных печатью (при ее наличии) и подписью предпринимателя (его представителя) или уполномоченного должностного лица организации.

Закон запрещает инспекторам:

  • запрашивать информацию, документы, получать образцы, пробы, если они не относятся к тому, что проверяет трудовая инспекция;
  • изымать оригиналы документов.

Оформление результата проверки

По результату проведенной проверки соответствующие должностные лица Инспекции составляют акт (два экземпляра). Приложением к акту могут являться (в случае наличия):

  • протоколы отбора образцов производимой продукции, проб, полученных при обследовании объектов производственной и окружающей среды;
  • заключения или протоколы проведенных испытаний, исследований и экспертиз;
  • предписания с требованием об устранении нарушений;
  • объяснения работников;
  • иные документы, которые связаны с результатами проверки, либо их копии.

Ниже Вы можете ознакомиться с планом проверок государственной трудовой инспекции на 2013 год:

Ежегодный план проведения плановых проверок трудовой инспекции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей г. Москвы — скачать и  г. Санкт-Петербурга скачать

На что чаще всего жалуются работники?

В процессе осуществления профессиональной деятельности у сотрудников могут появляться самые различные претензии в адрес начальства. Однако современная практика показывает, что наиболее распространенными из них являются следующие:

  1. Задержка заработной платы либо неправомерный отказ работодателя от исполнения своих финансовых обязательств. Зарплата является главной причиной и стимулом для качественного исполнения регулярных профессиональных обязательств сотрудниками. На работодателя, в свою очередь, возлагается серьезная ответственность в отношении осуществления регулярных выплат.
    В соответствии с установленными правилами, денежные средства должны выдаваться современным работникам не реже, чем два раза за один календарный месяц. Именно поэтому во многих компаниях действует следующее правило: сначала служащие получают аванс и уже потом – оставшуюся часть своего заработка. Несоблюдение этого правила является серьезным нарушением со стороны работодателя.
    Помимо этого, положенные сотрудникам денежные средства должны выдаваться им в строго определенные даты. Эти даты фиксируются в соответствующем разделе каждого трудового договора, а также в иных внутренних документах компании. Нарушение существующего графика выплат работодателем так же дает сотрудникам законное право на предъявление официальных претензий в адрес начальства.
  2. Незаконное произведенное увольнение. Как известно, каждый сотрудник может быть уволен из организации на основании собственного желания, по соглашению сторон, а также по одностороннему решению руководителя. Именно в последнем случае у работников, чаще всего, возникают претензии в адрес начальства.
  3. Нарушение работодателем законных прав служащих на регулярное получение оплачиваемого отпуска. В соответствии со стандартными правилами период отдыха должен предоставляться сотрудникам каждый год. Его продолжительность, в большинстве случаев, составляет ровно 28 дней. Уход сотрудников в законный отпуск осуществляется на основании заранее составленного графика. При этом служащий может принимать самостоятельное решение о том, возьмет ли он отпуск целиком либо разделит данный период на несколько частей. Работодатель, в свою очередь, обязан исполнить требования служащего. В противном случае у сотрудника будут иметься все основания для обращения в уполномоченную инстанцию и предъявления официальных претензий.
  4. Незаконное проведение работодателем сокращения. Право на сокращение у руководителя имеется, однако такие действия должны быть обоснованы с точки зрения законодательных норм. Более того, действующими правилами был установлен перечень особых категорий сотрудников, которые не могут подлежать сокращению ни при каких обстоятельствах. Следовательно, если работодатель все-таки примет решение сократить таких служащих, они смогут признать данное решение незаконным.

Функции трудовой инспекции

В соответствии с действующей нормативной базой в области регулирования трудовых отношений ГИТ наделена рядом следующих полномочий:• контроль исполнения работодателем норм трудового права, выявление фактов его нарушения, выдача предписаний по устранению установленных недочетов;• рассмотрение входящих в компетенцию ГИТ дел об административных правонарушениях, наложение штрафов на работодателя в случае выявления несоблюдения им трудового законодательства;• временная приостановка деятельности учреждения при установлении факта нарушений трудовых прав сотрудников;• расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;• подготовка материалов для суда и правоохранительных органов в целях привлечения к ответственности работодателя по факту нарушений трудового законодательства, оповещение органов власти об их свершении.

Помимо этого, в обязанности ГИТ входит осуществление следующих функций:• контроль органов опеки и попечительства, а также организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность несовершеннолетние и недееспособные, либо ограниченно дееспособные лица;• урегулирование коллективных трудовых споров в организациях, относящихся к государственной собственности;• контроль обеспечения в организации условий безопасности труда, соответствующих нормам действующего законодательства;• оценка соблюдения работодателем требований охраны труда.В обязанности органов ГИТ также входит предоставление юридических консультаций гражданам и участие в судебных заседаниях в качестве специалиста по трудовым вопросам.

Формы реализации основных функций трудовой инспекции

При осуществлении вышеперечисленных функций и задач трудовая инспекция уполномочена проводить камеральные или выездные проверки. Камеральные (документальные) проверки обычно предшествуют выездным – целью их проведения является установление фактов нарушений трудовых прав сотрудников учреждения. Осуществление выездных проверок считается целесообразным при наличии веских оснований полагать, что в организации такие прецеденты действительно имели место и требуют урегулирования. Выездные проверки проводятся в случаях, когда документальный контроль не дает возможности составить полную картину для оценки фактов соблюдения/несоблюдения работодателем трудовых прав работников.Плановые проверки ГИТ не могут осуществляться чаще, чем раз в три года. Правительством установлен перечень организаций, которых это правило не касается – образовательных, медицинских, социальных учреждений, сферы тепло-, электро- и энергоснабжения.В случаях ущемления работодателем прав работника, последний вправе обратиться за их защитой как в органы трудовой инспекции, так и в судебные органы по месту нахождения организации. Жалобы граждан в ГИТ являются законным поводом для осуществления внеплановых проверок.

Адрес трудовой инспекции в Екатеринбурге: улица Мельковская, дом 12. 

Возможно вам будет интересно:

Если вам нужна более подробная консультация, то вы можете обратиться к нашему юристу по трудовым вопросам. 

Записаться на консультацию

Как получить консультацию трудовой инспекции

Существует два способа обращения:

  1. Устный, носит консультационный характер. При вербальном общении сотрудники инспекции разъяснят работнику алгоритм действий и проанализируют конфликтную ситуацию в соответствии с законодательными нормами.
  2. Письменный. Подается на рассмотрение в виде заявления или жалобы. В тексте документа должна быть указана следующая информация:
  • Наименование территориального органа, которому адресовано заявление.
  • ФИО работника и название предприятия, на котором он работает.
  • Описательная часть (содержит информацию о допущенных работодателем нарушений).
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов.
  • Дата и подпись заявителя.

Жалоба, которая соответствует требованиям делопроизводства, в обязательном порядке будет рассмотрена членами комиссии.

Стоит отметить, что анонимные обращения не принимаются к рассмотрению. В тексте обращения в обязательном порядке должны быть указаны реквизиты заявителя: его ФИО, должность, табельный номер (при наличии) и контактный телефон.

Однако, если по личным соображениям заявитель не желает озвучивать работодателю свои данные, он вправе указать в тексте обращения просьбу о неразглашении этой информации.

Все ли стерпит бумага?

Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.

Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.

Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.

В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:

  • устав;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
  • трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
  • положение о премиальных надбавках;
  • график отпусков;
  • книги приказов;
  • трудовые книжки.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК, также как и деятельность всей системы инспекций.

О том, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке читайте здесь.

Комментарий к статье 355 ТК РФ

Одним из важнейших принципов международного права является принцип защиты прав и свобод человека, основанный на Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) <1>, Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), Международном пакте «О гражданских и политических правах» (1966 г.) <2> и других международно-правовых документах.

———————————
<1> РГ. 1998. 10 дек.
<2> БВС РФ. 1994. N 12.

В Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда» большое внимание уделено вопросам обеспечения гласности в деятельности государственной инспекции труда. Так, в соответствии со ст

19 данной Конвенции инспекторы труда или местные инспекционные бюро представляют центральному органу инспекционной службы периодические доклады общего характера о результатах своей деятельности. Эти доклады составляются согласно предписаниям центрального органа; охватывают вопросы, периодически указываемые этим органом; представляются так часто, как этого требует центральный орган инспекции, но не реже одного раза в год. Статья 20 указанной Конвенции предусматривает, что центральный орган инспекции публикует ежегодные доклады общего характера о деятельности инспекционных служб, находящихся под его контролем. Эти доклады публикуются в разумный срок, но не позже 12 месяцев по истечении года, к которому они относятся.

Принцип гласности в деятельности органов федеральной инспекции труда реализуется, в частности, при осуществлении ими предоставленных ст. 356 ТК полномочий (подробнее см. коммент. к этой статье).

Часть 2 комментируемой статьи определяет задачи органов федеральной инспекции труда, которая в своей деятельности призвана проводить работу по четырем основным направлениям:

а) обеспечивать соблюдение законодательно установленных прав граждан в сфере занятости, включая вопросы обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте;

б) обеспечивать соблюдение работодателями положений нормативных правовых актов о труде;

в) обеспечивать информацией представителей обеих участвующих в заключении трудового договора сторон о том, что необходимо предпринимать для более рационального применения существующего трудового законодательства;

г) анализировать и обобщать существующую правоприменительную практику работодателей в сфере труда с целью совершенствования действующего трудового законодательства и правового регулирования отношений в этой сфере.

Закрепленные в комментируемой статье основные направления функционирования федеральной инспекции труда всецело соответствуют положениям ст. 3 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда» и включают в себя обеспечение применения положений законодательства о труде, реализацию трудовых прав и свобод человека и гражданина, распространение информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства и анализ законодательства и практики его применения с целью устранения пробелов в правовом регулировании трудовых отношений.

Поручение инспекторам труда иных функций не должно препятствовать реализации ими указанных основных задач и наносить каким-либо образом ущерб авторитету, беспристрастности, объективности, необходимых инспекторам в их отношениях с работодателями и работниками.

Сроки проведения проверки

 Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов. 

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

На что можно пожаловаться в Гоструд?

Каждый, чьи трудовые права нарушили на работе, может пожаловаться в инспекцию для исправления ситуации.

Одно из направлений деятельности – рассмотрение жалоб о фактах нарушения трудовых прав, принятие мер для устранения возникших нарушений и восстановления законности. Список полномочий инспекции труда довольно обширен и определяется статьей 356 ТК.

Жалоба в государственную инспекцию труда подается любым гражданином:

  • при наличии у него действующего трудового договора;
  • который расторг трудовые правоотношения;
  • которого работодатель незаконно отказался брать на работу.

Обращение вправе направить не только один сотрудник. Допускается и коллективная жалоба о нарушении прав нескольких или отдельной группы сотрудников.

Споры по заработной плате

Порядок выдачи сотрудникам заработной платы и сроки определены статьей 136 ТК. Выплата обязательно должна выполняться дважды в месяц. Одна часть каждую половину месяца. Срок – не позже 15 дней от последнего дня оплачиваемого периода. Точную дату определяют условия трудового договора, колдоговора или правила распорядка.

Работнику статьей 142 ТК гарантируется право приостановления рабочей деятельности, если зарплату ему не начисляют на продолжении свыше 15 дней. Единственное условие – предварительное письменное сообщение руководства о намерении не выходить на работу.

Сотрудник вправе получить компенсацию за задержку зарплаты до момента полной выплаты. Нарушениями считаются даже не полные выплаты – меньше половины положенной суммы.

Любое из нарушений указанных трудовых прав приведет к ответственности руководства. Длительные невыплаты – к административной и даже уголовной ответственности.

Нарушение порядка приема на работу

Поводом для обращения в трудинспекцию также служат и нарушения, допущенные при приеме сотрудника на работу:

  1. Не подписывают письменный трудовой договор. Документ подписывается всегда до того, как специалист приступил к работе. Одна копия остается у него.
  2. Безосновательное оформление срочного соглашения. Случаи подписания такого соглашения прописываются в ТК РФ.
  3. При необоснованности отказа в трудоустройстве.

Дискриминация со стороны руководства

Закон запрещает дискриминацию по любому признаку.

Нарушение может проявляться как во время трудоустройства, так в ходе трудовой деятельности. Дискриминация предполагает принятие администрацией неправомерных решений на основании пола, возраста, национальности и прочего, без оценки профессиональных качеств сотрудника. Или к примеру, при отказе в приеме на работу на основании одного из признаков.

В ходе работы дискриминация может проявляться в таком виде:

  • при равноценных условиях труда отдельной категории сотрудников назначают меньшие выплаты;
  • права конкретной категории работников необоснованно ограничиваются;
  • определенной категории специалистов изменяют без их ведома трудовые условия.

Нарушения в процессе или после увольнения

Процедура увольнения в различных ситуациях определяется нормами Трудового кодекса. Однако бывают ситуации, когда работодатель допускает нарушения по отношению к работнику:

  • безосновательно увольняя;
  • заставляя оформить заявление по собственному;
  • не начисляя компенсацию и другие полагающиеся по закону выплаты.

Работодатель обязан не только полностью рассчитаться с сотрудником перед его уходом, но и возвратить его трудовую книжку с соответствующими записями. Удерживать документ неправомерно.

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 МАРТА 1999 Г. N 279

1. Абзацы третий, одиннадцатый, девятнадцатый и двадцать пятый изложить в следующей редакции:

«в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)».

2. Абзац первый изложить в следующей редакции:

«7. О несчастных случаях на производстве со смертельным исходом соответствующая государственная инспекция труда (государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональная государственная инспекция труда) направляет сообщение в Министерство труда и социального развития Российской Федерации».

3. В абзаце восьмом слова: «Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» заменить словами: «федеральной инспекции труда», а слова: «главный государственный инспектор по охране труда по субъекту Российской Федерации» заменить словами: «главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда (государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональной государственной инспекции труда)».

4. В последнем абзаце слова: «государственным инспектором по охране труда по субъекту Российской Федерации» заменить словами: «государственным инспектором по охране труда соответствующей государственной инспекции труда (государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональной государственной инспекции труда)».

5. В :

в абзаце первом слова: «в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации» заменить словами: «в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)»;

в абзаце втором слова: «в Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» заменить словами: «в Министерство труда и социального развития Российской Федерации».

6. В пунктах слова: «в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации» заменить словами: «в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)».

7. В слова: «государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации, Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» заменить словами: «соответствующими государственными инспекциями труда (государственными инспекциями труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональными государственными инспекциями труда), Министерством труда и социального развития Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector