Как разделить обязанности отдела кадров и службы охраны труда
Права
Чтобы эффективно справляться с поставленными задачами, кадровики предприятия должны обладать определенным набором прав. В тексте положения указываются следующие их правомочия:
- получать от других отделов компании необходимую информацию;
- давать указания другим департаментам в рамках полномочий отдела кадров;
- контролировать трудовую дисциплину на предприятии;
- обращаться к руководству с предложениями о проведении мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников, укрепление корпоративной культуры;
- контролировать соблюдение трудового законодательства в компании и т.д.
Фирма формирует список правомочий с учетом задач и непосредственных обязанностей hr-департамента.
Функции
Отдел кадров выполняет следующие функции:
4.1. Обеспечение разработки кадровой политики и стратегии предприятия.
4.2. Разработка прогнозов, определение текущей потребности в кадрах и источниках ее удовлетворения на основе изучения рынка труда.
4.3. Обеспечение предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности. Формирование и ведение банка данных о количественном и качественном составе кадров.
4.4. Совместно с руководителями заинтересованных подразделений подбор и отбор работников и внесение соответствующих предложений об их назначении на должности, оформление приказов о приеме на работу и другой необходимой кадровой документации.
4.5. Разработка условий приема на работу по конкурсу, подготовка и организация работы конкурсной комиссии.
4.6. Информирование работников предприятия об имеющихся вакансиях, использование средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников.
4.7. Установление прямых связей с соответствующими учебными заведениями, службами занятости и кадровыми агентствами.
4.8. Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия.
4.9. Обеспечение учета личного состава.
4.10. Прием, заполнение, хранение и выдача трудовых книжек. Ведение установленной документации по кадрам.
4.11. Подготовка материалов для представления персонала к поощрениям.
4.12. Подготовка соответствующих материалов по привлечению работников к материальной и дисциплинарной ответственности.
4.13. Расстановка кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств. Контроль за правильностью расстановки работников и использования их труда в структурных подразделениях предприятия. Изучение профессиональных, деловых и моральных качеств работников в процессе их трудовой деятельности.
4.14. Организация аттестации работников предприятия, ее методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, осуществление постоянного контроля за ходом выполнения решений аттестационной комиссии.
4.15. Участие в подготовке необходимых материалов для рассмотрения на комиссии по установлению выслуги лет.
4.16. Подготовка соответствующих документов по пенсионному страхованию и представление их в органы социального обеспечения.
4.17. Выдача справок о работе на предприятии, занимаемой должности и размере заработной платы.
4.18. Обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций.
4.19. Составление графиков отпусков, учет использования работниками отпусков, оформление очередных отпусков в соответствии с утвержденными графиками и дополнительных отпусков.
4.20. Оформление и учет командировок.
4.21. Табельный учет.
4.22. Контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего распорядка.
4.23. Анализ текучести кадров.
4.24. Обеспечение разработки мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контроль за их выполнением.
4.25. Рассмотрение жалоб и заявлений работников по вопросам приема, перемещения и увольнения, нарушения трудового законодательства.
4.26. Принятие мер к выявлению и устранению причин, порождающих жалобы работников.
4.27. .
назад к оглавлению
Структура департамента
Количество hr-специалистов компании зависит от численности сотрудников предприятия. В больших организациях, где трудится от 100 человек, для выполнения поставленных задач нужны усилия 5-6 работников. В малых фирмах функции возлагаются на 1-2 менеджеров по персоналу.
В структуре отдела могут выделяться сотрудники, занятые следующими направлениями:
- поиск и подбор персонала;
- ведение кадрового документооборота;
- организация адаптации новых работников, повышения квалификации «старых»;
- ведение табеля учета рабочего времени и т.д.
Предполагаемая структура кадрового отдела разрабатывается его руководителем, а затем утверждается генеральным директором компании.
Документы отдела кадров
Как и любое структурное подразделение, описываемое, имеет собственную специфику. Во первую очередь, необходимо написать и утвердить положение о кадровой службе. В нем детально прописываются все его функции, права и обязанности. Если отдел небольшой, то пишется инструкция отдела кадров. В принципе, содержание у нее то же, что и у положения. Кроме того, необходимо составлять планы работы. Перспективный содержит мероприятия с длительным сроком исполнения. В ежемесячный (ежеквартальном) работа детализируется. Туда вносятся пункты по всему спектру функций. Однако опытный кадровик на этом не останавливается. Ему еще нужны планировочные таблицы. К примеру, в государственных учреждениях в них вносятся перспективные даты смены рангов, учета стажа и так далее. Каждое таковое изменение фиксируется приказом. На его основании бухгалтерия увеличивает заработную плату работника. В частном секторе тоже существуют собственные нюансы таковой работы. Возвращаясь к началу статьи, ответьте: сможет ли обязанности отдела кадров выполнять лодырь с низким уровнем образования?