Ликбез о рабочем времени и выходных днях

Что такое рабочего времени

Основной государственный закон устанавливает право граждан на труд, а также особенности режима рабочего времени и отдыха. Вместе с тем, данное право предполагает ограничение времени, которое относиться к рабочему, а также позволять работникам использовать время выходных и праздничных дней для отдыха.

Определение «режим рабочего времени» отражено в ст. 91 ТК, под ним подразумевается период времени, на протяжении которого работник несет правомочие исполнения трудовых обязанностей, определенных внутренним трудовым распорядком и трудовым договором, лежащим в основе возникших правоотношений. К такому времени могут быть отнесены и иные временные периоды, которые установлены в качестве таковых законодательными нормами.

В качестве иного рабочего периода может подразумеваться время нахождения работников в простое, время оплачиваемого перерыва, предоставляемого во время работы, срок командирования, отдыха меду сменами вахты и т.д.

Законодательное урегулирования трудового времени имеет в качестве цели достижение:

  • производительного использования временного отрезка для осуществления работ;
  • охраны здоровья и работоспособности работников, нанятых по трудовым договорам;
  • повышения профессионализма исполнителей, занятых в совместном наемном труде.

Режим труда и отдыха водителей в Европе

Осуществление трудовой деятельности, а также отдыха водителей в Европе, регламентируется международными законодательными актами и межгосударственными договорами и включает в себя:

  • Европейское соглашение, касательно работы экипажей ТС, осуществляющие международные перевозки (AETR или русская аббревиатура ЕСТР);
  • Постановление Европарламента и Совет (EU) No 561/2006;
  • Постановление Совета (EMU) No 3821/85;
  • Постановление Европарламента и Совет (EL) No 165/2014;
  • Постановление Комиссии (EL) No 581/2010;
  • Директива Европарламента и Совета (EU) 2006/22/EU;
  • Решение Комиссии от 14.12.2009 года;
  • Директива Европарламента и Совета 2002/15;
  • местные законодательные акты.

Периоды управления ТС

Период управления — это время, которое затрачено только на вождение автотранспортным средством. Т.е., направленное на выполнение одной из многих задач водителя.

Вождение транспорта, осуществляющего международную перевозку, строго регламентировано и подлежит учету, который осуществляется с помощью специальных приборов — регистраторов, называющихся тахограф.

Им осуществляется фиксация:

  • времени работы;
  • режимы, в которых движется водитель;
  • время, затраченное водителем и экипажем на отдых;
  • скорость движения автотранспорта.

Также, различают такие виды управления ТС:

  1. Непрерывное — согласно нормам европейского законодательства, непрерывное вождение транспорта, осуществляющего коммерческие перевозки, должно составлять не больше 4 часов 30 минут. Т.е. Это время, затраченное на управление автотранспортом, когда водитель движется без остановок.
  2. Суточное — включает в себя промежуток времени между периодами отдыха в течение 24 часов. Максимально допустимое время управления, по общему правилу, составляет 9 часов. При этом, исходя из различных обстоятельств, время погрузки — разгрузки и т. п., могут происходить отклонения от этого графика. Поэтому, в течение недели, можно управлять транспортом в течение 10 часов, при условии, что это происходит в неделю только дважды и в разные дни.
  3. Еженедельное — начинается в понедельник с 00:00 и заканчивается воскресеньем 24:00. Оно, по общему правилу, должно составлять 48 часов. В определенных ситуациях, время работы может быть продлено до 60 часов. Но необходимо помнить, что оно должно не превысить период управления определенный для двух недель.
  4. Двухнедельное — при расчете этого период времени задаются временные рамки в две календарные недели. Максимальный срок управления не должен превышать 90 часов. Это значит, что если водителем в течении первой недели было использовано 50 часов для управления, то на второй неделе время на управление будет ограничено 40 часами.

Виды перерывов во время управления

Двигаясь в транспортном потоке в течение суток, водитель вынужден делать перерывы. Этого требует как международное законодательство, так и здравый смысл.

Ему запрещается работать более 6 часов подряд. Если рабочее время составляет 6-9 часов, то он обязан прерываться не менее чем на получасовой перерыв. Когда же рабочее время превышает 9 часов, то обязанность водителя прерываться на время не менее 45минут.

Различают такие виды перерывов:

  • краткосрочный (от 15 до 30 минут);
  • обеденный (необходим для принятия пищи);
  • долгосрочный (30 и более минут).

Отдых

Под отдыхом следует понимать время, в течении которого водитель освобожден от работы, а также иная деятельность, связанная с осуществлением перевозки (закрепление груза, подготовка транспорта и т.д.)

Началом отдыха считается время, когда водитель прекратил управлять своим транспортом и не осуществляет иную трудовую деятельность. Временем завершения отдыха, будет фактическое возобновление исполнения трудовых обязанностей.

Различают такие виды отдыха:

  1. Суточный (должен составлять не меньше 11 часов).
  2. Еженедельный (состоит из двух регулярных, либо одного регулярного и одного короткого не менее 24 часов).

Нерабочие праздничные дни

Важно! Работа в праздничные дни запрещена. Нерабочими праздничными днями являются:

Нерабочими праздничными днями являются:

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;
  • 7 января — Рождество Христово;
  • 23 февраля — День защитника Отечества;
  • 8 марта — Международный женский день;
  • 1 мая — Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая — День Победы;
  • 12 июня — День России;
  • 4 ноября — День народного единства.

При совпадении выходного дня с праздничным днем, выходной день «автоматически» переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Важно! От работодателя не требуется подтверждения данного переноса изданием локального нормативного акта. При совпадении праздничных и выходных дней Правительство РФ по общему правилу может переносить выходные, но не праздничные дни, дата которых закреплена в законе

При совпадении праздничных и выходных дней Правительство РФ по общему правилу может переносить выходные, но не праздничные дни, дата которых закреплена в законе.

Для новогодних каникул и праздника Рождества Христова предусмотрен особый порядок перенесения выходных дней при совпадении их с праздничным днем. При необходимости, Правительство РФ действует в соответствии с этим порядком.

Важно! Работодатель не вправе самостоятельно переносить выходной день, совпадающий с праздничным днем, на другой день. Работникам, получающим должностной оклад, оплата нерабочих праздничных дней не предусмотрена

Вместе с тем, наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения таким работникам заработной платы. Поэтому, работник, получающий оклад (должностной оклад) вправе требовать выплаты ему ежемесячного заработка в полном размере, несмотря на то, количество рабочих дней в календарном месяце было сокращено за счёт праздничных нерабочих дней

Работникам, получающим должностной оклад, оплата нерабочих праздничных дней не предусмотрена. Вместе с тем, наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения таким работникам заработной платы. Поэтому, работник, получающий оклад (должностной оклад) вправе требовать выплаты ему ежемесячного заработка в полном размере, несмотря на то, количество рабочих дней в календарном месяце было сокращено за счёт праздничных нерабочих дней.

Важно! Работники, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, вправе требовать выплаты им дополнительного вознаграждения (если за счёт праздничных нерабочих дней произошло фактическое сокращение их месячной нормы рабочего времени). В этом случае размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения должен быть указан в коллективом договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре

В этом случае размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения должен быть указан в коллективом договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре.

Что говорится в законе

Центральный нормативный акт, который фиксирует основную длительность допустимых работ по вождению, другой деятельности или отдыха для владельцев грузовиков или автобусов — это приказ №15 Министерства транспорта России, который действует с 2004 года. Именно в этом документе отражены самые важные положения, которые реализуются для борьбы с переработками в настоящей жизни.

Следующий не менее важная в данном вопросе бумага — приказ № 170, который был принят уже в 2018 году. Именно это дополнение вносит изменения в экземпляр, упомянутый ранее касательно определённых категорий водителей, на которые действуют ограничения. Вдобавок данный приказ уточняет общую длительность вождения за неделю и двойной срок.

Параллельно нужно упомянуть постановление правительства №1733, утверждённое через год. Оно также вносит изменения в современную версию ПДД, которые напрямую касаются максимальной продолжительности управления грузовиком или обычным автобусом.

Главная цель таких изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом международных рейсов). Оговорка затрагивает только физических лиц, управляющих транспортным средством с весом более 3,5т., когда как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться общими нормами.

Как учитывается рабочее время

Сейчас действует сразу несколько актуальных вариантов организации работы отечественных перевозчиков. Хотя при детальном рассмотрении каждого из них всё равно стоит учитывать не только фактическое время управления машиной, но и все смежные обязанности:

  • отдельная смена идёт максимум 10 ч (и не дольше);
  • учитываться время на перерывы (несколько в течение дня);
  • обед является отдельным перерывом и тоже обязателен.

Когда вопрос касается грузоперевозок на значительные расстояния, разрешено назначать 12 ч рабочий день, но обязательно стоит учитывать смежное время на охрану груза. Помимо контроля автомобилем в подсчёт реального времени водителя заодно стоит брать:

  1. Непосредственно подготовка к маршруту и противоположный процесс в финале – заключительные работы после возвращения.
  2. Потраченные часы в транзитном пункте на основании публичного согласования с водителями и правилами фирмы.
  3. Обязательные медосмотры, чья продолжительность и очерёдность устанавливается руководителем.
  4. Стоянка в пунктах, которые встречаются на протяжении рейса, а также в пунктах посадки/высадки пассажиров.
  5. Специальные перерывы (отдых от управления машины, для обогрева салона автомобиля или для отвода теплоты).
  6. Простои, которые возникают не по вине водителя.
  7. Устранение случайно выявленных в пути неисправностей, которые не нуждаются в разборке механизмов или буксировке.
  8. Охрана груза и транспорта непосредственно во время стоянки в транзитных пунктах.
  9. Период пребывания сменщика на рабочем месте, вне управления.

Отдельные виды деятельности могут оплачиваться только в частичном объёме. Например, время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, можно оплатить только на 50%, а время на охрану – лишь на 30%. Все моменты должны быть отражены в трудовом договоре.

Установленные периоды

Согласно общепринятым стандартам, в каждой компании составляется индивидуальный режим работы. Существуют некоторые общие правила и временные рамки, на которые стоит ориентироваться. Так в чётко сбалансированном дне перевозчика должны быть следующие пункты:

Вид деятельности Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 мин
Вождение 4 ч
Обед
Вождение 2 ч
Специальный перерыв 15 мин
Вождение 1,5 ч
Итог 8 ч

Подобный график составляется работодателем каждый месяц и в финальный вариант расписания непременно должно вноситься начало и конец смены, перерывы на обед и выходные. Непосредственно в самой таблице должна учитываться длительность смены, поскольку от данных зависит временной промежуток отдыха для каждого сотрудника. Для водителя автобуса рекомендуют использовать следующие параметры:

Вид деятельности Общее время Рабочее время
Ежедневный медосмотр 15 мин 15 мин
Вождение 4 ч 2 ч
Обед 2 ч
Вождение 2 ч
Специальный перерыв 2 ч 15 мин
Вождение 2 ч 2 ч
Итог 12 ч 8 ч

Стоит дополнительно подчеркнуть, что стандартные нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий: у пригородных и городских маршрутов, равно как и в разных климатических условиях, результаты будут существенно отличаться

Крайне важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 ч с начала рабочей смены

Статья 110. «Трудовой кодекс РФ» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020)

1. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы (смены) в следующий после выходного день. Она зависит от вида рабочей недели (пятидневная или шестидневная), графика сменности, продолжительности рабочего дня.

2. Минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха — 42 часа — должна соблюдаться всеми работодателями при установлении режимов работы и графиков сменности (в т.ч. и на непрерывных производствах).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть уменьшена в отдельные недели по сравнению с установленной комментируемой статьей. Однако в среднем за учетный период эта норма должна быть соблюдена. Это правило применяется, в частности, к работникам связи, имеющим особый характер работы. В соответствии с п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы (утв. Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112), для работающих посменно, а также для работников, у которых рабочий день разделен на части, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может быть более 42 часов и может быть сокращена до 24 часов. Но за учетный период (месяц, квартал) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

При режиме работы с суммированным учетом рабочего времени выходные дни могут предоставляться работникам согласно графику сменности (работы). При составлении графика также должны соблюдаться нормы продолжительности еженедельного отдыха в среднем за учетный период, т.е. не менее 42 часов. Так, согласно п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений (утв. Приказом Минфина России от 02.04.2003 N 29н), еженедельный отдых указанным работникам предоставляется согласно графику не менее одного дня в течение календарной недели.

3. Порядок предоставления еженедельного непрерывного отдыха работникам железнодорожного, автомобильного и водного транспорта и некоторых других отраслей может регулироваться положениями о рабочем времени и времени отдыха в этих отраслях. Например, в соответствии с п. п. 22, 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133) в период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работником. Очередность их предоставления в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (см. также коммент. к ст. 329).

Еженедельный непрерывный отдых водителей автомобилей в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (п. п. 26 — 28).

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д.

Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е

2014 год

Кому устанавливается особый режим труда

Устанавливая режим труда и отдыха на предприятии, не забывайте, что отдельные категории работников имеют особые права и льготы. В то время как весь остальной персонал трудится в стандартном режиме (например, отрабатывая по 40 часов еженедельно с двумя выходными днями), льготникам устанавливается другой график.

Рассмотрим подробнее категории, которые нуждаются в особом режиме труда и отдыха.

Несовершеннолетние

Сотрудник, которому еще не исполнилось 18 лет, должен работать не более 35 часов в неделю, а подросток в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю. Но даже эту сокращенную норму придется пересмотреть, если несовершеннолетний работник совмещает работу с учебой. В этом случае предельная продолжительность рабочей недели уменьшается в два раза (ст. 92 ТК РФ).

Для несовершеннолетних, работающих по сменному графику, установлена минимальная норма непрерывного времени, свободного от работы — 12 часов (п. 2.6 СанПин 2.4.6.2553-09, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России №58 от 30.09.2009).

Продолжительность рабочего дня подростков тоже ограничена законом. До достижения 15 лет они могут работать не более 4 часов в день, до 16 лет — не более 5 часов в день, до 18 лет — не более 7 часов в день.
Пример из практики

ООО «Гамма» принимает на должность штатного помощника секретаря 17-летнего подростка, который еще учится в техникуме, но хочет подработать в свободное от учебы время. Поскольку речь идет о несовершеннолетнем сотруднике, кадровик «Гаммы» внес в трудовой договор условие о сокращенном режиме работы: по 3,5 часа в день в течение пяти рабочих дней еженедельно. Суммарно подросток будет отрабатывать 17,5 часов в неделю, что не противоречит нормам законодательства.

Инвалиды

Сократите продолжительность рабочего времени сотрудникам с инвалидностью I или II группы, подтвержденной медицинскими документами. Максимальная еженедельная норма труда (без уменьшения оплаты) для них составляет 35 часов в неделю, если иное не указано в индивидуальной программе реабилитации, разработанной для конкретного работника.

Инвалиды I и II группы не могут работать в режиме ненормированного рабочего дня (письмо Минтруда №14-2/ООГ от 30.05.2019).
Пример из практики

ООО «Сигма» принимает на работу инвалида II группы. Должность бухгалтера, на которую претендует новый сотрудник, предусматривает 40 часов работы в неделю. Ознакомившись с программой реабилитации, предъявленной вместе со справкой об инвалидности, руководитель кадровой службы не нашел в документе никаких особых указаний на этот счет, поэтому установил сотруднику 35-часовую рабочую неделю, как того требует статья 92 ТК РФ. Стороны заключили трудовой договор с условием об особом режиме работы: по 6 часов в день пять дней в неделю (понедельник-пятница) плюс один 5-часовой рабочий день (суббота).

«Вредники»

Продолжительность рабочего времени сотрудников, работающих в опасных или вредных условиях, не должна превышать 36 часов в неделю. Наличие вредных факторов на рабочих местах подтверждается результатами спецоценки.

Этот показатель можно увеличить до 40 часов в неделю на основании коллективного договора или отраслевого соглашения, но только с письменного согласия работника и с выплатой ему денежной компенсации.

Как специфика занимаемой должности может влиять на режим труда и отдыха

Часть 2 статьи 100 ТК РФ прямо указывает на особый режим труда работников транспорта и связи. Работодатель обязан принимать в расчет санитарные нормы, требования отраслевых нормативных актов, правительственные постановления и т.д.

Например, режим работы педагогов регулируется не только статьями 92 и 333 ТК РФ, но и приказами Минобрнауки №1601 от 22.12.2014 и №536 от 11.05.2016, а также статьей 47 закона №273-ФЗ от 29.12.2012. Рабочая неделя педагога суммарно длится не более 36 часов, а иногда и меньше. Например, учителя-логопеды и дефектологи работают до 20 часов в неделю, а за любую работу сверх нормы получают доплату.

Если в организации есть штатные водители, ориентируйтесь на приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 (его положения не распространяются на водителей международных рейсов и вахтовых бригад) и требования, установленные приказом Минтруда №59н от 6.02.2018. Время управления транспортным средством в течение рабочего дня не должно превышать девяти часов. Кроме того, водителю необходимо ежедневно предоставлять перерывы для отдыха на конечных пунктах маршрута и в пути, засчитывая их в рабочее время.

Когда сотруднику устанавливается особый, отличающийся от общего графика режим труда и отдыха, ТК РФ требует отражать этот факт в трудовом договоре.

Что представляет собой еженедельный непрерывный отдых

Это период с окончания последних часов работы и до начала будущей смены. Размер подобного промежутка не может быть менее установленного законодательством минимума и его распределение зависит от специфики рабочего периода, графика смен и длительности одной смены. Если учет рабочего времени проводиться в общей сложности, то продолжительность отдыха бывает менее законодательно установленного срока в отдельные недели, но при этом в целом за отчетный период норма в обязательном порядке соблюдается.

Законодательная база

Регулирует положение о выходном периоде несколько законодательных актов:

  1. Ст. 106 ТК РФ указывает на понятие выходного дня, и возможность гражданина им распоряжаться.
  2. Основным актом о продолжительности еженедельного отдыха является ст. 110 ТК РФ, при этом требования относительно порядка предоставления свободного от обязанностей периода и его продолжительности указаны для всех работодателей без исключения вне зависимости от формы хозяйствования.
  3. Кроме ст. 110 ТК РФ на продолжительность рабочего времени указывают ст. 111 и 113 ТК РФ в зависимости от количества затраченных на работу часов.

Что включено в данный период отдыха

Ст. 111 ТК РФ определено, что воскресенье должно обязательно быть выходным, но при 5-дневной рабочей неделе в совокупность к воскресенью может причисляться любой день недели по усмотрению руководства и закрепленный в локальных актах организации.

Важно: если производство является непрерывным, то для освобождения от работы предоставляется другой день недели зависимо от потребностей предприятия. То есть, свободным днем вместо воскресенья может стать любой день

В любом случае положенный недельный минимум работник вправе отдыхать и распоряжаться предоставленными часами по своему усмотрению.

При этом следует учесть, что законодателем установлен минимальный лимит выходного, а вот максимум не регламентирован, это указывает на возможность работодателей самостоятельно регулировать продолжительность выходного еженедельного периода для штата, главное, чтобы сохранялся минимум.

Регулирование показателя

Продолжительность выходного периода может варьироваться согласно Положению об особенностях режима рабочего дня п. 9 для специалистов с особым характером работы, работающих посменно, а также с разделенным рабочим днем.

В связи с этим отдых в неделю может составлять 24 часа, а может превышать 42 часа, но при этом за месяц он составляет законодательно установленную норму.


Понятие выходных дней.

Если учет рабочего времени суммирован, то выходные дни для специалистов определяются согласно графику сменности, при этом нормы обязательно соблюдены.

Тут вы узнаете, как правильно составить график сменности при суммированном учете рабочего времени.

Для особых категорий работников, таких как железнодорожники, моряки, водителя, график рабочего времени и отдыха прописывается в локальных актах предприятия.

Труд за пределами норм

Наниматель имеет право привлекать работника к труду даже сверх временной нормы

Не всегда нанимателю на практике удаëтся достичь необходимых результатов производственной деятельности, уложившись в установленные законом нормы времени — приходится прибегать к переработкам. Закон это допускает, однако строго блюдëт принципы справедливости оплаты труда, охраны здоровья и интересов работника. Как правило, сверхнормативный труд компенсируется в несколько раз более щедро, чем нормативный.

Всего ТК предусмотрено три формы сверхнормативного труда:

  1. Сверхурочные работы — часы, отработанные сверх нормы за пределами трудового дня или за пределами нормы часов учëтного периода (последнее — при суммированном учëте). Сверхурочные работы оплачиваются в повышенном размере (ст. 152 ТК), их продолжительность ограничена (ст. 99 ТК — не более четырëх часов за два дня подряд, не более 120 часов в году). В большинстве случаев на привлечение к сверхурочному труду необходимо запросить согласие сотрудника, а для некоторых категорий его установление и вовсе запрещено (беременные и несовершеннолетние).
  2. Ненормированный трудовой день — возможность привлекать сотрудника к труду вне рабочего графика без учëта отработанного времени (ст. 101). Условие о должностях, к которым возможно применение ненормированного режима труда, вносится в локальные НПА компании. Оно же должно содержаться в трудовом соглашении с работником. Учëт отработанных в таком режиме часов не ведëтся. Они не оплачиваются, но компенсируются дополнительными днями ежегодного отпуска.
  3. Работа в выходные и праздники, хоть напрямую законом (статьëй 97) и не причисляется к труду за пределами норм, однако фактически всë же к нему относится. К работе в такие дни можно привлекать только с согласия работника, в качестве компенсации предложив ему на выбор двойную проплату либо отдых в другой день (ст. 153 ТК). Применяются эти нормы в исключительных случаях (ст. 113 ТК), и имеют множество ограничений.

Другой комментарий к статье 107 ТК РФ

§ 1. В ст. 107 приведен перечень видов времени отдыха, предоставляемых работникам.

§ 2. О перерывах в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания см. ст. 108, 109 и комментарии к ним.

§ 3. О ежедневном (междусменном) отдыхе отдельная статья в ТК отсутствует.

Отдых между двумя рабочими днями (сменами) начинается с момента окончания работы (смены) в один рабочий день и заканчивается в момент начала работы (смены) в следующий рабочий день (смену).

Его продолжительность зависит от продолжительности рабочего дня (смены), времени его (ее) окончания и времени начала следующего рабочего дня (смены).

Закон прямо не устанавливает хотя бы минимальную продолжительность этого вида отдыха. Но в нормативных правовых актах, действующих во многих отраслях, закреплено, что продолжительность отдыха между двумя рабочими днями (сменами) не может быть менее 12 часов. Ряд отраслевых актов не допускает двух выходов на работу в течение суток.

В современных условиях вопросы, связанные с режимом рабочего времени и времени отдыха, в том числе с ежедневным отдыхом, решаются в отраслевых соглашениях, коллективных договорах, а иногда и в трудовых договорах, во многих организациях — в правилах внутреннего трудового распорядка.

10 декабря 2002 г. Правительство РФ приняло Постановление N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4952; 2005. N 7. Ст. 560), которым предусмотрено, что такие особенности определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по соглашению с Минтрудом РФ и Минздравом РФ.

В ряде отраслей действуют положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха. См., например:

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условиях труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС РФ от 5 марта 2004 г. N 7 (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 24. С. 34);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (Бюллетень нормативных актов. 2004. N 11. С. 82);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы, утвержденное Приказом Росгидромета от 30 декабря 2003 г. N 272 (Бюллетень Минтруда РФ. 2004. N 14. С. 39);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 апреля 2003 г. N 29н (Бюллетень нормативных актов. 2003. N 31. С. 69);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утвержденное Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 8 сентября 2003 г. N 112 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 9. С. 95);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особых характер работы, утвержденное Приказом Государственного комитета РФ по рыболовству от 8 августа 2003 г. N 271 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 10. С. 41);

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 // БТиСЗ. 2005. N 12. С. 25.

§ 4. О еженедельном непрерывном отдыхе (выходных днях) см. ст. 110, 111 ТК и комментарии к ним.

§ 5. О нерабочих праздничных днях см. ст. 112 ТК и комментарий к ней.

§ 6. Об отпусках см. главу 19 ТК и комментарии к содержащимся в ней статьям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector