Как за месяц выучить русский язык

Сколько можно запомнить и почему человек забывает

Существуют два вида памяти: кратковременная и долговременная. Объем и той, и другой отличается от человека к человеку. В среднем информация в кратковременной памяти хранится не больше 30 секунд.

Срок хранения информации в долговременной памяти зависит от того, как часто человек обращается к тем или иным воспоминаниям. Если какая-то информация «пылится», то нейронные связи, отвечающие за это воспоминание, ослабевают и разрушаются, а данные забываются. Это естественный процесс.

У некоторых людей память совсем уж короткая, на это влияет ряд факторов:

  • Дефицит интеллектуальных тренировок;
  • Хаотичность поступающей информации;
  • Усталость и жизнь в условиях стресса;
  • Отсутствие личного интереса к получаемой информации;
  • Неуверенность в себе (говоря «У меня плохая память, что уж тут сделаешь», человек даже не пытается запомнить новый материал).

А теперь осветим несколько интересных фактов о памяти:

За раз мы можем запомнить от 5 до 9 единиц информации: цифра, слово, образ и т.д. Правда, за 1 единицу принимается только то, что вам хорошо знакомо. Если какое-то слово вы слышите в первый раз, то на его запоминание уйдет намного больше ресурсов, то есть его можно рассматривать как несколько единиц. К такому выводу пришел гарвардский психолог Джордж Миллер (1957 год). Он проводил эксперимент по запоминанию цифр, слов и букв на студентах и выяснил, что за раз человек может запомнить 5 – 9 единиц.

Забывание, как и запоминание, естественный процесс

Мы забываем то, что нам неинтересно, неважно для нас (нейробиолог НИЦ «Курчатовский институт» Ольга Ивашкина, 2019 год).

Люди могут помнить от 1000 до 10 000 тыс. лиц, в среднем – 5 000

Это выяснили психологи из Йоркского университета в результате эксперимента (2018 год).

Если сравнивать объем памяти человека с объемом памяти компьютера, то он равен миллиону гигабайт (данные из Института биологических исследований Дж. Солка, Калифорния, 2018 год). Выходит, что человек может помнить дословно тысячи книг, фильмов, событий, языков и т.д. Почему же тогда мы с таким трудом запоминаем номер телефона и забываем дни рождения друзей? Все дело в активности нейронов и количестве нейронных связей. Если набор нейронов у всех людей примерно одинаковый (около 100 млрд нейронов), то количество и качество связей отличается.

Человеческий мозг способен концентрироваться одновременно на 4 задачах – не больше (Нельсон Кован, психолог из Университета Миссури-Коламбия, 2008 год).

Неужели возможности по запоминанию ограничены, и это нельзя исправить? Конечно, нет. Мы можем запоминать больше информации, если использовать все 4 канала восприятия: кинестетический, аудиальный, дигитальный и визуальный.

Притом важно учитывать, что на первые три приходится только 10% успеха, а 90% информации мы запоминаем за счет визуального представления. Поэтому так важно сопровождать текст наглядными материала: диаграммами, таблицами, картинками, схемами и т.д

Однако вместе с этим важно делать скидку на индивидуальные особенности человека. Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов

Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным

Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов. Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным.

Существует целая наука о запоминании, основанная на визуальном восприятии – мнемоника. Чуть ниже мы поговорим о мнемотехниках, а пока разберем общие способы по запоминанию информации.

Людей с выдающимися возможностями памяти называют гипермнемониками. Такие люди помнят каждую секунду своей жизни в мельчайших подробностях. Сам синдром называют гипермнезией и относят его к болезням, нарушениям памяти.

Специальные сайты и сервисы

Сейчас у людей, которые хотят глубже изучить язык, нет нужды идти в библиотеку и читать труды филологов и лингвистов. Теперь все, что может заинтересовать любителей и профессионалов, легко найти в интернете.

Часть подобной информации при этом адаптирована для неподготовленной публики, т.е. пересказана в упрощенной или шуточной форме.

Грамота.ру

Это портал является одним из самых старых в Рунете — ему уже 20 лет. Здесь собраны статьи, посвященные русскому языку и литературе. Другая функция, доступная на сайте — проверка орфографии по нескольким словарям, занесенным в систему.

Сайт Грамота.ру.

Therules.ru

Это не только сайт, но и приложение для смартфонов, которое используют для легкого ориентирования в комплексе правил. По ключу или даже его части («н/нн», «пре-/при-») можно найти статью с описанием нужной нормы.

Удобное приложение Therules.ru.

Паблик Grammar Nazi

Другой интересный формат ресурса о языке — паблик в социальной сети ВК. В Grammar Nazi при помощи шуток, картинок и мемов происходит популяризация грамотности.

Поучительные мемы.

«Глазарий языка»

Это тоже образовательный паблик, хотя его создатели преследуют иную цель — повышение качества знаний в области филологии. «Глазарий языка» связан с ресурсом тысправишься.рф, в рамках которого любой желающий может сформулировать вопрос о русском языке, и на него будут отвечать эксперты в этой области.

Приложение «Глазарий языка».

Best-language.ru

Этот ресурс подходит для людей, которые готовятся к сдаче государственного экзамена по русскому. Помимо перечня правил, каждое из которых нужно знать для благополучного завершения аттестации, здесь есть бесплатные тестовые задания. Они помогут понять сложную методику их выполнения, которая важна не меньше, чем сами правила.

Сайт Best-language.ru.

Тотальный диктант

Это сайт ежегодной акции, которая была создана еще в 2004 г. для привлечения внимания к грамотности. Раз в год любой желающий может принять участие в тотальном диктанте на базе своего учебного заведения или онлайн.

В остальное время создатели проекта запускают онлайн-марафоны по русскому и создают полезные материалы для всех, кто интересуется языком и его историей.

Проверь себя на тотальном диктанте.

Сайт «Культура письменной речи»

Проект был инициирован группой школьных преподавателей из Санкт-Петербурга. Это сборник статей о языке, с которыми могут ознакомиться люди с самым разным уровнем подготовки.

Другая его функция — предоставление методической информации для преподавателей. На сайте действует справочная служба по русскому языку. Также здесь есть возможность отдать на проверку любой текст.

Проект «Культура письменной речи».

Несколько правил, как выучить русский язык быстро и эффективно

Вы учите русский уже не первый месяц, но все еще не можете сказать ни слова, а о просмотре фильмов и речи не может идти? Наверное, вы просто неправильно учите русский язык.

Давайте поговорим о простых, но эффективных правилах, которые помогут вам заговорить на русском языке буквально через несколько уроков!

Правило 1. Учите русский язык с помощью метода погружения. Слушайте радио, смотрите фильмы, ищите видеоуроки на русском языке. Язык-посредник мешает вам сконцентрироваться на изучаемом языке, соответственно, замедляет процесс освоения русского. Если вы хотите говорить на русском или понимать этот язык, коммуникативная методика даст вам гораздо больше любого пособия по грамматике.

Правило 2. Старайтесь заучивать фразы, а не отдельные слова. Вместе с фразой вы учите и грамматику. Как использовать то или иное слово в этом контексте и в этой ситуации, как строить предложения, как задавать вопросы – все это приходит не с зубрежкой правил, а с запоминанием самых используемых в русском языке фраз.

Правило 3. Тот аспект языка, на который вы больше всего обращаете внимания при обучении, будет развит у вас лучше всего. Например, если вы только выполняете грамматические задания, склоняете слова, спрягаете глаголы, вы будете мастером в этом деле. Но вы никогда не заговорите, если не будете пробовать говорить. Хотите смотреть русские фильмы? Смотрите фильмы! Хотите разговаривать с русскими свободно? Пытайтесь разговаривать, найдите учителя или собеседника и тренируйтесь, и вы заговорите! Нельзя заиграть на музыкальном инструменте, если вы только смотрите, как другие играют. Необходима практика!

Правило 4. Уделяйте урокам русского языка хотя бы по десять минут, но каждый день. Если вы будете слышать русскую речь и пытаться говорить, результаты не заставят себя ждать. Повторяйте пройденный материал, пытайтесь говорить с русскими. Регулярность очень важна в процессе освоения языка.

Правило 5. Найдите себе мотивацию. Если вы не знаете, зачем вам русский язык, вы очень скоро бросите свои уроки. Читать Достоевского в оригинале? Отличный повод выучить русский! Объехать всю Россию в одиночку? Прекрасно, нужно знать хотя бы базовые фразы, чтобы выжить. Смотреть российские комедийные передачи и понимать менталитет русских? Чудесная мотивация. А может быть, вы хотите найти свою любовь в России? Или покорить русскоговорящих дальних родственников своей семьи? Ищите свою личную мотивацию, и вы не откажетесь от изучения русского языка!

Слушайте, говорите, читайте и пополняйте нашу большую русскоговорящую семью!

Почему так важно не упустить время в обучении детей русскому языку? Уроки русского языка для детей

Многие русские дети, выросшие за рубежом, не говорят по-русски. Они учатся в школе на другом языке, говорят на другом языке со сверстниками, и очень часто семья, дом – это единственное место, где звучит русская речь. Именно поэтому роль родителей в процессе обучения детей русскому языку не просто велика, она огромна.

В русскоязычных и двуязычных семьях, проживающих за границей, родителям уже не достаточно просто говорить с ребенком по-русски, им необходимо знать, как провести уроки русского языка для детей, причем эти уроки будут совсем не похожи на уроки русского языка с детьми, живущими в России.

Изучение русского языка для детей, которые растут за рубежом, не сводится к изучению правил орфографии и пунктуации. Гораздо большую трудность для детей вызывают следующие вопросы: как составить из слов предложение, почему в данном случае нужно выбрать именно этот вид глагола, почему здесь употребляется этот падеж и этот предлог, т.е. русскую грамматику для детей нужно будет объяснять уже не как для носителей языка (у которых никогда не возникают эти вопросы), а как для иностранных детей. Дети, растущее за рубежом, уже не могут самостоятельно и бессознательно выучить разговорный русский язык!

Сравните вопросы детей, которые изучают русский язык в России и за границей:

Учим русский язык для детей в России

Учим русский язык для детей за границей

Почему надо писать не так, как слышится?

Пишем:

«У меня зелёный пенал»,
а не «у миня зилёный пинал»?

Пишем:

«Корова даёт молоко»,

а не «карова даёт малако»?

Почему надо читать не так, как пишется?

Читаем:

«У мИня зИлёный пИнал»,
а не «У мЕня зЕлёный пЕнал»?

Читаем:

«КАрова даёт мАлАко»,
а не «кОрОва даёт мОлОко»?

Виды глагола в русском языке для русских детей

У русских детей не возникает вопросов об употреблении видов в разговорной речи. Единственное, где понадобятся знания, что такое вид глагола в русском языке, – это на занятиях по русскому языку в школе в ситуации, когда надо сделать морфологический разбор глагола как части речи.

Виды глагола в русском языке. Вопросы иностранных детей

Почему здесь разные глаголы?

«Нельзя открывать эту дверь, идёт экзамен!»

«Нельзя открыть эту дверь, замок сломан!»

Почему нельзя сказать:

«Я каждый день сделал домашнее задание»,

но можно сказать:

«Я сегодня сделал домашнее задание»?

Глаголы движения в русском языке

Русские дети и взрослые в России даже не подозревают, что в русском языке есть глаголы, которые функционирует в речи совершенно по-особому, но употребляют нужный глагол безошибочно.

Глаголы движения. Русский язык как иностранный

Почему нельзя сказать:

«Смотри, спортсмены бегают к финишу»,

но можно сказать:

«Смотри, дети бегают по двору»?

Предлоги в русском языке

Не возникает вопросов.

Предлоги в русском языке. Русский язык как иностранный

Когда надо говорить предлоги В, НА, ИЗ, С?

Почему «Птичка сидит НА ветке», но «птичка сидит В
гнезде»?

Почему «Достань книгу С верхней полки», но «Достань ключи ИЗ кармана»?

! Обучение детей русскому языку за границей строится совсем иначе, чем обучение русскому языку детей в России. Даже если Вы обладаете врожденной грамотностью и Вы получали одни пятёрки на уроках русского языка в школе, даже если у Вас есть филологическое образование, Вам не будет хватать знаний для обучения русскому языку как иностранному детей. Это происходит потому, что в рамках обучения русскому языку как родному не даются знания, необходимые для обучения русскому языку как иностранному (РКИ).

Как научить ребенка русскому языку за рубежом? Когда и с чего начать обучение русскому языку ребенка?

Чем раньше Вы начнете заниматься с ребенком русским языком, тем легче будет ребенку выучить русский язык

В тех семьях, где родители не уделяют внимание изучению детьми русского языка, язык окружающей среды постепенно заменяет русский и, в конце концов, полностью его вытесняет, в результате чего русские дети уже не могут сказать по-русски ничего, кроме «привет», «пока», «спасибо». Родители таких детей на вопрос, почему они не занимались с ребенком и не обучили своего ребенка русскому языку, обычно отвечают: «Не хотели заставлять

Захочет – сам выучит». Однако жизнь показывает, что не выучит (либо это будет стоить неимоверных усилий с его стороны).

Не нужно терять время и откладывать изучение русского языка на будущее. К тому же если Вы научитесь преподавать русский язык как иностранный, то заставлять ребенка изучать русский Вам не понадобится. Ребенку будет интересно изучать русский язык, и он полюбит говорить по-русски!

Ежедневные лайфхаки

Чтобы освоить русский язык, в особенности если речь идет о подготовке к экзамену, помимо ежедневного повторения пройденного, люди пользуются такими техниками:

Распечатать сложные правила и слова крупными буквами и развесить по дому. Например, на холодильник или дверь ванной комнаты изнутри. Такие записки будут всегда перед глазами и отложатся в долгосрочной памяти. При подготовке к сочинению или изложению представить себя редактором или учителем и не замазывать ошибки в тексте, а выделять их красной или другой контрастной ручкой. Каждую найденную ошибку проговорить и исправить, придумать для запоминания такого правила новые примеры. Необходимо развивать эрудицию. В этом поможет не только художественная литература, но и научно-популярные статьи, лекции и подкасты. Заинтересованность в предмете, которая родится при изучении занятных фактов, позволит полюбить и понять язык сильнее, чем бесконечная зубрежка правил. Гораздо легче воспринимать информацию, когда она записана коротко и систематично. Для этого стоит освоить навык составления таблиц, схем и т.н. майндмэпов — диаграмм связей, которые построены на ассоциациях

Важно составлять их своей рукой, сочиняя собственные связи (которые могут не быть понятны всем вокруг), что не только поможет ориентироваться в сотнях правил, но и сделает процесс запоминания интересным

Важно понимать, что вредит не только лень, но и переусердствование. Обязательно нужно давать себе отдых и не перегружать мозг, ведь от работы до изнеможения не будет никакой пользы

Для чего учить русский язык иностранцам

Иностранцы, посвятившие свое время изучению русского языка, конечно же, имеют свои цели. Для кого-то это учеба в одном из высших учебных заведений Российской Федерации, кто-то планирует тут вести бизнес и хочет напрямую общаться со своими деловыми партнерами, а чья-то сфера деятельности связана с туризмом, и человек берется за учебники, чтобы общаться с приезжающими русскими туристами. Кроме того, знание русского может помочь в общении во всех странах бывшего СНГ.

А также русский язык – это один из официальных языков ООН и ОБСЕ, а по распространенности занимает восьмое место в мире.

Сложно ли

Для того, чтобы выучить русский язык иностранцу, мало только лишь желания и мотивации, нужно еще упорство и терпение в освоении этого сложного и непривычного для него языка. Даже носитель языка понимает, что русский – очень сложный язык как иностранный. В нем масса правил и исключений из них, нет фиксированного ударения. Иностранцу сложно объяснить, почему, например, «помидор» – мужского рода, «свекла» – женского, а «манго» – среднего. Трудности вызывают и правила чтения, связанные с твердостью/мягкостью согласных звуков. А понять, зачем в алфавите нужны твердый и мягкий знаки, как произнести звук «ы» или «ё», различить ч, ш, щ…

Грамматика русского языка для иностранца

Трудности в грамматике русского языка для иностранца связаны, в первую очередь, с тем, что это флективный язык. Т.е. формы новых слов образуются с помощью добавления окончаний, но при этом могут видоизменяться сами окончания (в связи с чередованием букв) и трансформироваться (иногда очень существенно) основы слов. Иностранцу нужно будет запомнить систему словоизменения имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных по шести падежам, числам, а прилагательных – еще и по родам; глаголов – по лицам, числам, временам, в прошедшем времени по родам.

Вызовут трудности правила русской орфографии, связанные с написанием -н-, -нн- в прилагательных, причастиях, правописанием сложных слов, наречий слитно, раздельно или через дефис.

Кроме этого, в русском языке – свободный порядок слов, что иногда мешает иностранцу понять русскоговорящего собеседника, начать говорить на русском самому.

ТОП-10 советов по изучению русского языка

Мы собра­ли реко­мен­да­ции от педа­го­гов и линг­ви­стов, кото­рые упро­стят про­цесс «зазуб­ри­ва­ния» пра­вил и помо­гут обо­га­тить сло­вар­ный запас. Попробуйте при­ме­нять их в ходе обу­че­ния, что­бы понять, как быст­ро выучить рус­ский язык, и начать полу­чать удо­воль­ствие от его изучения.

Больше читай­те

Возьмите за пра­ви­ло чаще читать то, что вам нра­вит­ся. Это не обя­за­тель­но долж­ны быть кни­ги клас­си­ков — будет доста­точ­но даже постов из паб­ли­ков в соци­аль­ных сетях. Главное, что­бы тек­сты в них были напи­са­ны гра­мот­но и с исполь­зо­ва­ни­ем широ­кой лексики.

Создавайте обра­зы языка

Когда вы чита­е­те, вы запо­ми­на­е­те напи­са­ние слов. Но толь­ко при усло­вии, если обра­ща­е­те на них вни­ма­ние. Сформируйте в себе то, что назы­ва­ют «врож­ден­ной гра­мот­но­стью». Видите сло­во, кото­рое напи­са­ли бы ина­че? Запомните его и боль­ше нико­гда не пиши­те «сим­па­тич­ный» с бук­вой «о» или «дев­чон­ка» с «е».

Не про­пу­сти­те:

Интересуйтесь исто­ри­ей

Вы зна­е­те исто­рию сло­ва «обра­зо­ван­ный»? А ведь есть инте­рес­ная тео­рия о том, что оно про­ис­хо­дит от сло­ва «образ», то есть обра­зо­ван­ный чело­век ста­но­вит­ся едва ли не подоб­ным Богу.

А И таких инте­рес­ных исто­рий тыся­чи. Просто най­ди­те их.

Научитесь видеть струк­ту­ру слова

Разбивайте сло­ва на мор­фе­мы – выде­ляй­те кор­ни, при­став­ки, суф­фик­сы и окон­ча­ния, под­би­рай­те одно­ко­рен­ные сло­ва. Это помо­жет видеть «про­блем­ные» обла­сти и рабо­тать над ошибками.

Задействуйте мне­мо­ни­ку

Мнемоника пред­по­ла­га­ет поиск ассо­ци­а­ций. Не може­те запом­нить пра­ви­ло напи­са­ния сло­ва? Подберите ассо­ци­а­цию, най­ди­те мне­мо­ни­че­ские мар­ке­ры. Можно исполь­зо­вать даже те, кото­рые будут казать­ся сума­сшед­ши­ми или странными.

Чаще общай­тесь с гра­мот­ны­ми людьми

Больше общай­тесь пись­мен­но и ста­рай­тесь выби­рать в собе­сед­ни­ки гра­мот­ных людей. Это не зна­чит, что вы долж­ны отстра­нить­ся от дру­зей. Просто чаще всту­пай­те в диа­ло­ги с теми, кто пишет гра­мот­но и обла­да­ет боль­шим сло­вар­ным запасом.

Используйте обу­ча­ю­щие приложения

Установите на смарт­фон обу­ча­ю­щие при­ло­же­ния вро­де «Слова дня», «Отличника по рус­ско­му» или «Глазария язы­ка». Как мож­но чаще откры­вай­те их в сво­бод­ное вре­мя: напри­мер, в обе­ден­ный пере­рыв или в обще­ствен­ном транспорте.

Объявляйте охо­ту на незна­ко­мые слова

Во вре­мя чте­ния или сер­фин­га в Интернете ста­рай­тесь созна­тель­но искать незна­ко­мые сло­ва и сло­ва, в пра­виль­ном напи­са­нии кото­рых вы сомневаетесь.

Высмеивайте ошиб­ки

Добавьте к запо­ми­на­нию эмо­ций: напи­ши­те сло­во непра­виль­но и посмот­ри­те на него. Искренне воз­не­на­видь­те ошиб­ку и задай­те себе рито­ри­че­ский вопрос: «Ну как же мож­но так писать?». Затем напи­ши­те сло­во пра­виль­но и оце­ни­те кра­со­ту его гра­мот­ной формы.

Создайте свой словарь

Соберите вме­сте сло­ва, напи­са­ние кото­рых часто вызы­ва­ет у вас про­бле­мы. Возьмите блок­нот или тет­радь, запи­ши­те туда их и их сло­во­фор­мы. Как мож­но чаще обра­щай­тесь к сво­е­му сло­ва­рю и напо­ми­най­те себе о пра­виль­ном напи­са­нии «про­блем­ных слов».

Резюме

Как выучить рус­ский язык быст­ро, лег­ко и само­сто­я­тель­но? Полюбить сам про­цесс его изу­че­ния. Постарайтесь как мож­но боль­ше читать, раз­би­рать и повто­рять пра­ви­ла, исполь­зо­вать мне­мо­ни­че­ские при­е­мы и созда­вать обра­зы слов. Отдавайте пред­по­чте­ние в пись­мен­ном обще­нии гра­мот­ным людям, у кото­рых есть чему поучить­ся. Создайте соб­ствен­ный сло­варь «про­блем­ных» слов и чаще обра­щай­тесь к нему. Не забы­вай­те при­ме­нять зна­ния на прак­ти­ке – регу­ляр­но про­ве­ряй­те себя на гра­мот­ность с помо­щью тестов.

Скачать ста­тью: PDF

Советы, которые помогут вам выучить русский язык

Мы рекомендуем вам попробовать и погрузиться в язык. Добавьте этот сайт в закладки и по возможности получите новый урок. Вот еще несколько идей, которые могут помочь вам учиться.

Вы должны практиковаться в написании и разговоре по-русски. Даже если вы говорите только с собой. Это поможет ему остаться в вашей памяти.
После того, как вы сделали урок, просмотрите его в ту ночь. Если вы просматриваете что-то в тот же день, вы, скорее всего, запомните это. Особенно, если вы делаете это перед сном.
В течение всего дня, когда вы говорите что-то по-английски, старайтесь думать, как бы вы сказали это по-русски.
Попробуйте распечатать уроки и поместить их в местах, где вы их увидите, например, в туалете, в душе (где он не промокнет) или на рабочем столе за работой.
Держите свои уроки с собой. Просмотрите их, когда вам скучно или вы в ожидании. Например, в поезде или в чьей-то машине. Вы даже можете попробовать сделать небольшие флеш-карты с русским словом на одной стороне и английским на другой

Держите их в кармане и проверяйте себя на нескольких словах, когда у вас есть такая возможность.
Важно выучить слово или фразу с «русского на английский», а также с «английского на русский». Таким образом, вы будете помнить, как это сказать, а не просто узнавать, когда слышите это.
Самое главное, когда вы получаете шанс: тренируйтесь! Никогда не бойтесь делать ошибки

Все делают! Люди, которые делают большинство ошибок, учатся больше всего. Всегда пытайтесь объяснить, что вы хотите, даже если это занимает время. Даже искать русских, которые не говорят по-английски, и пытаться говорить с ними.
У вас может не быть возможности попрактиковаться дома, поэтому, если вы путешествуете по России, тренируйтесь столько, сколько сможете.
Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВКонтакте и практикуйтесь в написании слов и предложений на русском языке.

Чтобы выучить русский язык, вы должны практиковаться. В частности, вы должны практиковаться в письменной и устной речи, чтобы научиться выражать свои мысли. Иначе улучшится только ваше чтение. Вы должны написать и говорить!

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

“Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте”.

Что же необходимо, чтобы так называемая “врожденная грамотность” появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже “грамотей от природы” в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками “Найди 10 отличий”;
  2. игра в “Что пропало?”: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

“Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным”.

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз “дизорфография”.

Приобретите справочник

У вас дома обязательно должен быть справочник по русскому языку. Например, справочник Розенталя.

Справочник – это книга, которая написана более сложным языком, чем школьный учебник, более мелким шрифтом, в нем нет картинок, таблиц и схем.

Это я говорю к тому, что читать справочник очень сложно. Но вам и не надо его читать. Вам надо к нему обращаться.

Обращаться – значит заглядывать в справочник тогда, когда возникает сомнение в правописании или в постановке знаков препинания.

Почему этот справочник обязательно нужен? Ведь все есть в интернете? Смотрите, информацию из интернета можно использовать тогда, когда нет времени смотреть в справочник. Чаще всего информация на веб-сайтах вполне заслуживает доверия и на нее можно опираться.

Но если время есть, то лучше именно смотреть в справочную литературу. По следующим причинам:

  1. Она на 100 % правильная и точная. Эти справочники по сто раз перепроверяются перед публикацией.
  2. В ней разбираются все случаи, даже очень редкие. На веб-сайтах может быть разбор только самых популярных орфограмм и пунктограмм. Потому что любой веб-мастер делает сайт для того, чтобы туда приходило много людей. И чтобы можно было зарабатывать на рекламе. Непопулярные запросы он рассматривать попросту не станет.
  3. В ней даются хорошие и показательные примеры.

И еще одна причина. Когда у вас возникает вопрос, вы смотрите в справочник и находите там ответ, вы чувствуете радость. И вам эту радость обязательно захочется почувствовать еще. И вы, скорее всего, прочитаете еще какую-нибудь главу справочника. А может быть, даже несколько глав.

И это будет отличным продвижением вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector