Правила игры в шахматы для начинающих: стратегии, комбинации, тактика

Содержание:

Как научиться играть в шахматы?

Шахматы – популярная игра для детей и взрослых, развивающая внимательность, интеллект, логическое мышление. Начать играть можно в любом возрасте, начиная с 3-х-4-х лет. Занятия дадут хороший результат, если тренироваться регулярно, а также уделять время получению теоретических знаний.

Как научиться играть хорошо?

Хорошо играть в шахматы невозможно без базовых знаний. Но бывает, что игрок знает правила, обладает опытом игры, однако, не доволен достигнутыми результатами. Тогда помогут следующие советы:

Начните разбираться в нюансах с эндшпиля. В шахматах существует три стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Классическое обучение начинают с эндшпиля – на этой стадии на поле немного фигур, можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура.

Хорошо изучите дебюты. Шахматист, получающий мат в начале партии, вряд ли дойдет до ее поздней стадии. Лучше выбирать открытые дебюты, позволяющие развить живую комбинационную игру. Основная задача начала партии – улучшить положение своих фигур и помешать это сделать сопернику. Пешки должны захватить центр, в игру сначала вводят легкие фигуры (коней и слонов), затем тяжелые (ладьи и ферзя). В середине партии – миттельшпиле – нужно бороться за сильные позиции, не давая противнику занять их.

Играйте с соперниками сильнее себя. В партиях через интернет или вживую выбирайте противников, играющих немного лучше вас. Тогда вы сможете учиться у них навыкам игры, при этом оказывать достойное сопротивление. Не стоит играть с теми, кто значительно превосходит вас по уровню мастерства – они быстро одержат победу, а вы не сможете найти причины неудачи. Сначала выбирайте длинные партии, не нужно сразу переходить к блицам по 3 или 5 минут.

Анализируйте свою игру. После каждых двух-четырех партий оценивайте свою игру, ищите ошибки и возможности для улучшения техники. Компьютерные партии фиксируются автоматически, игры вживую нужно записывать самостоятельно, изучив шахматную нотацию. Со знакомым соперником можно обсудить партию совместно. Для анализа компьютерных партий используют программы, например, Stockfish. Такие способы, конечно, экономят время, однако, полезнее оценивать игру без их помощи.

Не играйте с компьютером. Компьютерные программы плохо подходят для обучения. На высоком уровне компьютер всегда вас обыграет, а на низком – будет допускать глупые ошибки. Старайтесь играть с живыми людьми – в офлайн или через интернет.

Решайте задачи и этюды. Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике. На самом начальном этапе хорошо подходят задачки на простую тактику, со временем можно перейти к сложным этюдам.Существует большое количество подборок для отработки любых элементов игры на любой стадии партии. Желательно проконсультироваться у тренера или опытного шахматиста – он подскажет, где есть недочеты и как их исправить.

Учитесь у профессионалов. Существует большое количество онлайн-курсов, рассказывающих как научиться играть в шахматы для начинающих

При выборе нужно уделить внимание квалификации преподавателей. Для хорошего результата лучше выбирать уроки с тренером по скайпу или офлайн

Живое обучение эффективнее, чем вебинары в записи, так как предполагает быструю обратную связь.

Советы для детей

Научить ребенка игре в шахматы можно с 3-х-4-х лет. Нужно понимать, что дети учатся новым навыкам не так, как взрослые. В первую очередь, их надо заинтересовать и вовлечь в игру, иначе малыши быстро потеряют интерес. Существуют специальные игровые методики обучения, помогающие объяснить правила, сложные для детского понимания.

Идеальный вариант – отдать ребенка в шахматную секцию

Важно, чтобы занятия были систематическими, а знания преподавались от простого к сложному. Перед первым занятием расскажите ребенку об игре, объясните, что партия идет только на доске, познакомьте с фигурами

Советы начинающим взрослым

Взрослые, начинающие обучения с нуля, могут получить базовые знания из онлайн-курсов, книг, обучающих роликов. Однако быстро научиться играть в шахматы поможет только тренер – самостоятельно освоить все нюансы очень сложно. Занятия в группе дадут возможность получить нужную практику и достичь хороших результатов в любом возрасте.

Фигуры

Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Атака и защита

Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:

  • пешка равна пешке;
  • слон равен коню;
  • конь или слон = трём пешкам;
  • ладья = слону и двум пешкам;
  • ферзь = двум ладьям.

Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.

Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.

Шахматная стратегия

Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:

  • анализ и оценка позиции;
  • составление дальнейшего плана игры;
  • постоянный расчёт вариантов.

Как быстро победить в шахматах

Watch this video on YouTube

Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:

  • создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
  • захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
  • создание максимальных трудностей сопернику;
  • овладение пространством (особенно в центре);
  • гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.

Быстрый способ выиграть

Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.

Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.

Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.

Стратегия и тактика тай-брейка

Есть несколько рекомендаций по проведению партии с укороченным временем.

Лучшее — враг хорошего

Все поиски, среди которых и определение сильнейшего хода, и лучшего плана, и прекрасной комбинации лучше оставить для обычной, классической игры. Это лишь будет потерей времени, которого и так немного.

Удивите своего соперника

Мастера шахмат всегда имеют план на любой случай. Поэтому у них в запасе всегда есть дебютная заготовка, которая заставит нервничать соперника. Противнику придется играть точно и быстро, а это может привести к неминуемым ошибкам, которыми можно воспользоваться.

Несколько советов

При всём разнообразии шахмат, подсчитано, что если оценивать значимость фигур в пешках, то коня или слона можно условно приравнять к трём пешкам. Ладья оценивается вдвое дороже, ну а “ферзь” стоит девяти пешек или сразу трёх лёгких фигур. Из этих соотношений видно, что, к примеру, размер слона и пешки на ладью затевать не стоит. Хотя шахматные позиции слишком многообразны и универсального рецепта разменов нет.

Не стоит слишком увлекаться давлением на противника, даже если есть преимущество в фигурах. Стремительная атака на вашего короля может привести к мату даже при самом большом материальном перевесе.

Ферзь – сильнейшая фигура на доске, но не стоит сразу вводить его в бой в дебюте. Он сразу окажется под атакой лёгких фигур соперника, а вы будете вынуждены реагировать с развитием собственных фигур. Ферзь должен выходить на уже подготовленные для атаки позиции. В нужно стремиться выводить на простор слонов и коней.

И главное для начинающего шахматиста – внимание и концентрация. И великие чемпионы проигрывали партии из-за одного неудачного хода или недооценки хода противника

Нужно стремиться постоянно анализировать не только свои будущие ходы, но и ходы оппонента, ведь он тоже задумывает какие-то атаки или комбинации. Их недооценка, как и собственная невнимательность, может привести к проигрышу партии.

План игры

План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях — формулированием общих планов и соображений.

Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.

Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.

При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.

Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.

При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:

1. Корректна ли жертва.

2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.

3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.

4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы — спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

Дебюты в шахматах для начинающих

Из-за такой проработанности требования к игре становятся очень серьёзными. Поэтому все начинающие игроки обязательно должны знать основные варианты дебютов. А профессионалу в наши дни невозможно играть без них. Он должен иметь огромный набор дебютов, плюс еще и тщательно их проработать. Из-за этого большинство шахматистов критично относятся к дебютам. Они считают, что начальная стадия партии «чудовищно закомпьютеризирована». Негодование вызвано тем, что в стадии дебюта почти нет места искусству шахмат. Считается, что тактики и стратегии — это не самая сложная вещь в шахматах. Большинство игроков, даже начинающих, благодаря знанию основных дебютов могут на одинаковом уровне сражаться с противником сильнее них. Шахматы Фишера называют способом ухода от проблем изучения тактики, так как в них невозможно заучивать варианты из-за случайной позиции фигур в начале игры.

Что такое гамбит в шахматах

Гамбит в шахматах — это дебют, в котором жертвуется пешка или легкая фигура для получения различных выгод.

Широкую известность получил гамбит Морра, применяемый в Сицилианской защите: 1.e4 c5 2.d4 cd 3.c3. Белые отдают пешку ради быстрого развития позиции.

В качестве жертвы при розыгрыше гамбитного дебюта могут выступать одна или несколько фигур. Целью шахматиста, играющего гамбит, становится:

  • получение инициативы,
  • быстрое развитие позиции,
  • расположение фигур в центре для обеспечения пространственного доминирования,
  • розыгрыш ранее придуманной комбинации.

Жертва позволяет добиться преимущества по ходу партии. Пик востребованности гамбитов пришелся на 18 и 19 века. Дебюты с жертвой пешек или фигур оставались доминирующими на протяжении двух столетий. Развитие дебютной теории привело к постепенному отказу от обмена фигурами на первых ходах партий

Но гамбиты остаются важной частью изучения основ шахмат и формирования навыков счета ходов у юных игроков. Гамбитный стиль можно рассматривать как хорошо изученный и надежный способ для начала поединка между начинающими шахматистами

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Стратегии дебютов

Главные принципы дебютов.

  • Как можно скорее развить фигуры.
  • Обязательно контролировать центр.
  • Обеспечить безопасностью королю.
  • Всячески противодействовать противнику.
  • Связать свой план игры с миттельшпилем и эндшпилем.

Существуют дебюты в шахматах за белых и черных — например, «Шотландская партия». Этот вариант привлекает игрока тем, что он сам выбирает направление борьбы. При этом черным фигурам приходится подстраиваться под тактику. Какие же бывают дебюты? Перечисляем.

  • Открытые.
  • Полуоткрытые.
  • Полузакрытые.
  • Закрытые.
  • Фланговые.

Довольно часто не различают полузакрытый и закрытый дебют, объединяя их в один — закрытый. К этой же категории можно отнести и фланговый. Кроме того, все дебюты подразделяют по корректности. Так, они могут быть правильными и неправильными. Не следует также забывать о том, что дебюты в шахматах для 1 разряда несколько отличаются от других.

Игра в шахматы – как правильная модель восприятия мира

Ключевым преимуществом шахмат является то, что игра обучает игрока думать на перспективу и использовать необходимые для достижения цели ресурсы максимальным образом. Сегодня игра в шахматы – это своего рода бизнес-модель мира, где мы учимся выигрывать, принимать поражение или соглашаться на временный компромисс. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности.

Не важно, играет взрослый или ребенок, в процессе умственных баталий вырабатывается привычка размышлять подобным образом всегда. Иными словами просчитывать свои ходы в жизни, смотреть дальше линии сегодняшнего дня

Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Предусматривать возможные затраты и «жертвы». Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.

Как выиграть компьютер в шахматы?

К сожалению, ответить на данный вопрос достаточно сложно. Проведенные не так давно научные изыскания показали, что самые современные компьютеры человеческому разуму не по зубам. Действительно, как выигрывать в шахматы у машины, которая просчитывает все возможные варианты ходов на десятки шагов вперед?

Ответ на этот вопрос заключается в поиске уязвимых мест компьютерной программы. Не следует забывать, что любую программу пишет человек, а человеку свойственно ошибаться. Если заранее узнать слабое место алгоритма компьютерной логики, то ожидаемо можно воспользоваться дырой в программном коде, и выиграть у возомнившего себя богом компьютера.

Но несомненно, любую программу и железо может обыграть более качественно написанная программа и более мощное оборудование. Это правило касается и игры против человека, если оппонент явно вас сильней. Можно воспользоваться компьютерным симулятором игры (шахматы могут быть и нечестным противостоянием!), и передающим радиоустройством.

Варианты шахмат

Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.

Классика

Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:

  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.

Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля

В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц

Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)

Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:

  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.

Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Виды ставок на шахматы

В некоторых букмекерских конторах можно ставить на тотал числа ходов в партии, на то, закончится ли чемпионат специальными дополнительными партиями (быстрые шахматы, блицшахматы, армагеддон-шахматы).

Но более конкретные исходы в этом виде спорта присутствуют.

Победа белых или черных («П1» или «П2»). Традиционный вид пари на основные исходы соревнования характерен в том числе и для ставок на шахматы. Также к ставкам на основные исходы относится и вариант пари на ничью.

Двойной шанс («1х» или «2х»). Этот вариант любят более осторожные игроки, такие пари подразумевают, что конкретный соперник как минимум избежит поражения в партии, то есть, либо он одержит победу, либо партия закончится вничью.

Нулевая фора. Так как в шахматах нет счета в конкретной партии, букмекеры предлагают лишь один вариант форы

Важно отметить отличие такого вида ставки от предыдущего: ставка с форой (0) также подразумевает, что указанный участник соревнования как минимум избежит поражения (не проиграет), однако в случае ничьей ставка с нулевой форой рассчитывается возвратом, а ставка на двойной исход — выигрышем

Также некоторые букмекеры могут предлагать и долгосрочные ставки на шахматы, например, на победу определенного спортсмена не в конкретном поединке, а по итогам всего турнира.

Русские линейные

У игрока может присутствовать несколько королей. Доска состоит из вертикальных линий, начинающихся с одной стороны у белых фигур, заканчивающаяся на противоположной стороне соответствующей черной фигурой. Когда фигура попадает на чужую линию, она обменивается на ту, на чьей линии она оказалась. Целью русских линейных шахмат не является постановка мата, так как игрок может получить другого короля, попав на соответствующую линию. Появилась эта игра относительно недавно, а ее основателем считается писатель Валерий Данильчук. Первый официальный турнир был проведен в 2018 году в городе Волгоград.

Распространенные ошибки

От них не застрахован никто, но надо о них знать, чтобы не попасть в подобную ситуацию. Ведь мудрые учатся на чужих ошибках.

Попадание в цейтнот

Самое трудное в тай-брейке – это реализовать перевес. Укороченное время не дает времени на тщательное обдумывание ходов. Совершенно некогда реализовывать сильную и красивую партию. Надо выигрывать уже выигранную позицию, как говорят шахматисты. То есть нельзя расслабляться, выиграв ход, надо приложить все силы для удержания победы.

Следует помнить, что при попадании в цейтнот, шахматист может начать игру таким образом, чтобы вынудить и соперника уйти туда же. Не следует попадаться на эту уловку, надо вести игру в соответствии со своими планами, а не планами противника.

Счет длинных вариантов

Нельзя переоценивать свои силы и недооценивать соперника. В любой момент тай-брейка все может измениться. Поэтому рассчитывать длинные варианты – заведомо ошибочная стратегия, которая приведет к краху всей партии.

Главное в тай-брейке для победы – не допускать грубых ошибок и добиться, чтобы просчёты совершал противник.

Виды игры в шахматы

О классической разновидности этой забавы знают даже малыши, но за столетия изобретено несколько альтернативных интересных вариантов со своими особенными и правилами. Например, необязательно в шахматы играть на двоих, существуют оригинальные доски для троих и даже четверых соперников. Рассмотрим самые известные ответвления этого интеллектуального вида спорта:

  1. Шахматы Фишера – пешки расставляются в стандартном порядке, а остальные фигуры произвольно за исключением слонов, которые должны соответствовать своему цвету.
  2. Цилиндрические шахматы – экзотический способ, как вдвоем играть в шахматы на вертикальной или горизонтальной цилиндрической доске.
  3. Византийские шахматы – игра на круглых досках.
  4. Гексагональные шахматы – доска имеет форму шестиугольника на 91 поле. Соперники имеют по лишнему слону и пешке.
  5. Русские шахматы («таврели») – чужие фигуры не уничтожаются, а берутся в плен с правом освобождения. Существенное отличие состоит в наличии фигуры «хельги», объединяющей функции коня и ферзя.
  6. Китайские шахматы – используется доска 9х10 с «рекой» посередине, фигуры расставляются на пересечении линий.
  7. Шахматы на троих – используется особенная доска для троих игроков.
  8. Четверные шахматы – необычайно оригинальный способ, как играть в шахматы, для четверых игроков, разбитых на союзные пары.

Классическая игра в шахматы

Самым распространенным считается вариант с доской на 64 клетки, стандартным набором фигур и контролем времени в 1 час или больше на партию. В такие шахматы играть с живыми соперниками можно неспешно, хорошо продумывая стратегию. Разрешалось даже откладывать турнир, доигрывая крайне сложные ситуации на следующие сутки. Уже в 90-х на большинстве турниров такая практика упраздняется, все партии решено заканчивать в день их проведения.

Блиц игра в шахматы

При проведении турниров с большим количеством участников, но за относительно короткий период времени, стандартные правила становятся несколько неудобными. Поступило предложение играть в шахматы с людьми в блиц формате с ограниченным контролем времени. Самые распространенные варианты:

  1. Выделено 5 мин. на все ходы.
  2. 5 мин., но с добавлением нескольких секунд (от 2 до 5) на проведения хода.
  3. 3 мин. на партию.
  4. 3 мин., но с добавлением пары секунд на ход.
  5. Минута на партию с добавлением секунды на ход.

Особенности блиц игры:

  1. Перестановка фигур производится только одной рукой.
  2. Запрещено держать пальцы на кнопке часов.
  3. Нельзя переводить часы ударом ладони.
  4. Запрещено соперникам мешать переключать часы.
  5. При падении фигуры или случайном сдвиге доски позиция поправляется за счет времени виновного игрока.

Буллит

По сути bullet («пуля») является самой быстрой разновидностью блица. Играть в шахматы новичку в таком виде спорта крайне сложно. Период времени, отведенный на обдумывания, не превышает здесь 2-х мин. Часто вообще используется контроль в формате 1+1 (минута плюс 1 сек. на ход) или 1+0. Благодаря такому высочайшему темпу игра в шахматы «пуля» страшно популярна в интернете. Для буллита распространенное явление, когда на доске еще полно фигур, но лимит времени на пределе. В итоге соперники под конец в спешке проводят кучу неверных ходов, стремясь опередить противника.

Особые ходы в шахматах. Ша. Изучите особые правила шахмат

В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.

Как превратить пешку в шахматах

У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»).

Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.

Как выполнить взятие на проходе

Последнее правило, касающееся пешек, называется » взятие на проходе «. Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала.

Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии

Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило

Как выполнять рокировку

Ещё одно особое правило шахмат называется рокировкой . Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:

  • до рокировки король ни разу не ходил
  • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
  • между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
  • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

Расположение на доске

В первоначальной расстановке фигур на шахматной доске строго соблюдаются правила, предусматривающие для каждой единицы определенное место. Позже в процессе игры они будут перемещаться по всей доске, но перед игрой они должны занимать определенную позицию. Запомнить дислокацию несложно, достаточно 2-3 раза самостоятельно расставить фигуры на доске. Для новичков наиболее удобным является следующий порядок установки:

  • на крайние клетки черную и белую поставить ладьи;
  • около них располагаются кони;
  • следующими устанавливаются слоны;
  • последними ставятся король и ферзь;
  • пешки устанавливаются на следующей горизонтали в ряд перед главными фигурами.

В каждом наборе по 2 ладьи, коня, слона. Эти фигуры занимают белую и черную клетку в диагонали. Соблюдение правила обеспечит правильность совершения ходов. После установки всех фигур можно приступать к игре. Посмотреть, как это выглядит, можно на картинке ниже.

Начальная позиция, как правильно расставить шахматы на доске (фото):

Стратегии дебютов в шахматной игре

В шахматах дебюты представляют собой стратегии и тактики, при которых заранее можно предугадать действия противника.

Можно выделить следующие основные принципы дебютов:

  • как можно скорее развить фигуры;
  • обязательно держать центр под контролем;
  • противодействовать противнику в развитии;
  • обеспечить безопасностью своему королю;
  • связать свой план игры (стратегию) с миттельшпилем и эндшпилем.

Существуют дебюты в шахматах за черных и белых, например «Шотландская партия». Данный вариант привлекает тем, что игрок сам выбирает, в каком направлении повести противостояние. При этом черным фигурам придется подстраиваться под тактику. Также существуют дебюты: фланговые, открытые, закрытые, полуоткрытые, полузакрытые.

Иногда полузакрытый и закрытый дебюты не различаются, их объединяют в один закрытый. Аналогично бывает и с фланговым. Помимо этого, все дебюты делятся по корректности – они могут быть неправильными и правильными. Новичкам необходимо также помнить, что дебюты в шахматах для 1 разряда несколько отличаются от других.

Подведение итогов

Стадия дебюта — это то, что мы делаем для максимально быстрого и эффективного расположения наших фигур на активных. Мы стремимся к контролю центра игрового поля, к улучшению позиций фигур и защите короля, учитывая при этом действия противника.

В дебюте есть много, о чем нужно подумать: Последовательность ваших шагов; Препятствия планам вашего оппонента и осуществление своих, чтобы фигуры работали вместе гармонично.

Вышеупомянутые базовые правила дадут вам основу сильной стратегии дебюта шахмат и помогут вам достичь хорошей позиции миттельшпиля. Помните, что битва начинается с первого хода!

Подведем итоги

Шахматная игра – одна из самых древних и сложных интеллектуальных игр. Многие новички ошибочно считают эту игру простой. И в этом состоит их главное заблуждение.

Успех в этой игре напрямую зависит от стратегий, тактик, умения просчета своих действий на несколько шагов вперед, а также логики и планомерности мышления. Именно поэтому шахматная игра была отнесена к одному их спортивных видов игры.

Правильность шахматной игры состоит из определенных этапов, которые мы сейчас вкратце и рассмотрим.

Первый шаг. Правильный выбор шахматных фигур и доски. Затем необходимо заняться изучением расстановки фигур, их названий и правил, при помощи которых осуществляется ход конкретной фигуры. По цвету фигуры делятся на белые и черные. Среди шахматных фигур выделяют пешек, слонов, ладьи, ферзей и королей. Их же разделяют еще на ранги, а также тяжелые и легкие. Фигурами высшей категории являются конь и слон, а второй категории – ладья и ферзь.

Также не нужно забывать и про шахматные задачи для начинающих, которые способствуют человека решать сложные ситуации во время игры.

Расстановка шахматных фигур:

  • номера линий 7 и 2 занимают пешки;
  • на углах доски располагаются ладьи;
  • возле ладей – кони;
  • посредине находится ферзь;
  • возле ферзя размещается король.

Право первого хода всегда остается за белыми фигурами. Выбор цвета фигур определяется при помощи жребия.

Второй шаг. Теоретическое изучение шахматной игры. Что сюда входит? А именно:

  • изучение всех шахматных правил партий;
  • изучение возможностей нестандартных ходов (рокировка, «проходное» взятие);
  • глубокое изучение таких понятий, как «пат», «шах» и «мат»;
  • детальное изучение этапов шахматных партий и иных нюансов.

В современном информационном потоке сейчас не составляет особого труда отыскать информацию об шахматном мастерстве. Существуют различные варианты. Это и приобретение специализированной литературы, и поиск нужной информации на просторах Интернета.

Много ресурсов пестрит такими заголовками: «Обучение с нуля в шахматы», «Видео шахматного мастерства» и иное

А выбор формы усваивания информации остается за Вами! Только соблюдайте несколько «но»: не спешим и тщательно с особым вниманием занимаемся изучением всех уроков.. Таким образом, игра в шахматы станет вашим любимым хобби, от которого вы будете получать радость и удовольствие!

Таким образом, игра в шахматы станет вашим любимым хобби, от которого вы будете получать радость и удовольствие!

Поделиться статьей с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector