Что такое интеллект и можно ли его развить
Содержание:
- Коэффициент интеллекта
- Освойте медитацию
- Игры и упражнения для повышения интеллекта
- Можно ли развить свой интеллект
- Способы определения интеллектуального уровня
- Как заинтересовать инвестора
- Основные компоненты бизнес-модели
- Зачем это нужно?
- Какие факторы влияют на умственные способности?
- Виды интеллекта и их свойства
- Один за всех, и все за одного
- Характеристики интеллекта и смежные способности
- От стартапа — к успешной компании
- Что такое интеллект?
- Чего следует избегать?
- Игры
- Зачем вам становиться умным?
- Имейте собственное мнение на окружающее
Коэффициент интеллекта
В начале 20 века было доказано, что любые интеллектуальные способности, которыми обладает один человек, связаны между собой. Если он способен хорошо решать один тип задач, то так же успешно справляется и с задачами другого типа. Английским психологом Чарльзом Эдвардом Спирменом было введено понятие, которое отражает, насколько эффективно индивид способен выполнять умственные задачи.
Он назвал его «фактор g». Измерить этот показатель напрямую было затруднительно. Поэтому на его основе был придуман ряд величин, которые представляли собой приблизительную меру «фактора g» и являлись измеряемыми. Одним из таких параметров и стал коэффициент интеллекта IQ:
- Показывает количественную оценку умственного развития человека относительно уровня среднестатистического индивида среднего возраста.
- Сравнивает интеллектуальный возраст человека с биологическим. Немецкий ученый Вильгельм Штерн впервые предложил использовать такой показатель в 1912 году. Он вычислялся как частное при делении умственного возраста, определяемого тестом, на фактический возраст индивида.
- Выявляет наличие или отсутствие различных отклонений в умственном развитии.
Способы определения IQ
Тестовые задания построены по принципу нарастающей сложности. Они призваны оценить:
- работу оперативной памяти;
- творческий подход (вариативность ответов, гипотез, аргументов);
- умение обобщать и сопоставлять, ориентироваться в практических ситуациях;
- логическое мышление;
- пространственное мышление.
В настоящее время различных тестов очень много. Для них не существует единого стандарта. Одним из самых популярных является тест Айзенка, разработанный для людей старше 18 лет. Для оценки интеллекта детей, начиная с семилетнего возраста, существует тест, разработанный под руководством Людвига Иосифовича Вассермана в НИПНИ им.Бехтерева.
Тест можно считать объективным, если около половины тестируемых показывает результат IQ от 85 до 115 единиц, что считается нормой. Коэффициент интеллекта ниже 70 единиц означает умственную отсталость.
Факторы, влияющие на развитие
Среди факторов, оказывающих влияние на развитие IQ, выделяют два основных:
- Окружающая среда. В первую очередь, это влияние семьи (уровень жизни, образования родителей, методы воспитания, отношения внутри семьи, родительский пример, образ жизни, характер питания).
- Наследственность. Последние исследования доказали, что именно этот фактор является основополагающим. Интеллект приемных детей, их образовательный уровень был близок к интеллекту и уровню образования биологических родителей, а не приемных.
Остальные факторы, относящиеся к групповым различиям, оказывают влияние на интеллект в гораздо меньшей степени:
- страна проживания (средний уровень IQ выше в экономически развитых странах, он также связан с политическими, религиозными, демографическими условиями, с уровнем развития демократии и преступности в обществе);
- расовая и национальная принадлежность (исследования, проведенные в США, показали наличие разрыва в среднестатистических данных по разным этническим группам, но в то же время отметили постепенное сокращение этого разрыва);
- социальный фактор (согласно исследованиям, при перемещении индивидов в более благоприятную социальную среду их IQ повышался);
- принадлежность к полу (в социально и экономически развитых странах среднестатистический показатель общего IQ находится на одном уровне, но есть различия по уровню интеллекта в отдельных областях);
- питание (на способность мозга быстро и эффективно обрабатывать информацию может влиять недостаточное и нездоровое питание из-за нехватки важных микроэлементов).
Освойте медитацию
Чтобы развивать подсознание, нужно научиться «отключать» поток мыслей. Если ваша голова забита лишней информацией или вы испытываете стресс — шестое чувство притупляется. Восстановить баланс и услышать внутренний голос помогает медитация. Заниматься ею можно в любое время и практически в любом месте. Главное — остаться наедине с собой, сконцентрироваться на процессе дыхания и остановить свой внутренний диалог.
Прочувствуйте, как воздух наполняет легкие и выходит из них. Чтобы ощутить положительный эффект, достаточно практиковаться по 10-12 минут в день. Научно доказано, что регулярные занятия медитацией замедляют старение мозга, нормализуют сон, уменьшают беспокойство и помогают лучше понимать свои желания. Разнообразить упражнения, получить подробные инструкции по их выполнению и найти подходящее аудиосопровождение можно в мобильных приложениях.
Игры и упражнения для повышения интеллекта
Родители должны знать, как развить интеллект у ребенка. в этом могут помочь специальные игры и упражнения. Классический перечень их составляют:
- игры для развития (головоломки, логические, настольные игры и пр.);
- математические науки (учат организации мышления, вырабатывают привычку к порядку);
- чтение художественной литературы (книги — это основа для размышлений);
- учебные курсы (польза занятий с квалифицированным преподавателем несомненна);
- изучение иностранных языков (развивает память и активизирует мышление)
- познавательный процесс (энциклопедии, справочники, образовательные передачи, познавательные сайты).
Главная цель всех методик – создать ребенку условия для ежедневного открытия нового. Это способствует расширению кругозора и развития эрудиции. В этом возрасте ребенку также понадобится профессиональная помощь учителя, который сможет грамотно оценить интеллектуальный потенциал школьника и направить его.
Можно ли развить свой интеллект
Ответ на этот вопрос вызывает массу споров и рассуждений. Кто-то считает, что интеллект является врожденным качеством человека, не поддается тренировке и развитию. Отчасти информация правдива. Но она касается только тех, кто по некоторым причинам имеет определенный барьер. Это люди, страдающие умственной отсталостью, малоумием и другими подобными расстройствами.
По мнению нейробиологов, развитие ума и интеллекта все же возможно. Исследования показали, что головной мозг – это пластичная субстанция, которая при определенных действиях меняет физические размеры. Поэтому даже умным людям есть к чему стремиться.
В истории человечества были личности, которым повезло больше, чем другим. Они оказались гениальными учеными. Их мозг и, следовательно, интеллект работал в полную силу, не требовал каких-то упражнений для развития. Наглядный пример – великие физики, среди которых Эйнштейн, Кюри. Однако эти случаи единичны. Поэтому каждому человеку нужно задуматься, как улучшить интеллектуальные способности.
Способы определения интеллектуального уровня
В большинстве случаев применяются специальные тесты для разных категорий людей. Как правило, IQ индивида отражает отношение его умственного и календарного или биологического возраста. Стоит отметить, что тесты для взрослых обычно имеют большее количество заданий, при этом уровень их сложности значительно превышает возможности человека со средними способностями. Тем не менее практически в любом случае допустимо развитие умственных возможностей, если речь не идет о крайних формах отсталости.
Коэффициент интеллекта человека традиционно подразделяется на три общих уровня:
- умственная отсталость фиксируется при IQ ниже 84 баллов;
- средние показатели отмечаются в диапазоне от 84 до 116 баллов;
- высокий интеллект начинается со значения в 116 баллов и может доходить примерно до 200 баллов.
Согласно мировой статистике, 68% взрослого населения планеты имеет средние показатели умственных способностей. Около 16% приходится на интеллектуально отсталых и одаренных личностей. При этом только тяжелые формы олигофрении, имбецильности и идиотии становятся преградой к развитию.
Как заинтересовать инвестора
Перед привлечением инвестиций нужно определить для себя конечную цель финансирования и в зависимости от нее рассчитать размер вложений, источники и сроки их получения.
После этого нужно определиться с инвесторами. Если привлечь деньги от ближнего круга не получается или не хочется, то необходимо составить список подходящих для целей проекта фондов или бизнес-ангелов. Фонды можно находить в деловых медиа или в профильных каналах мессенджеров. С инвесторами можно связаться в LinkedIn, предварительно подготовив теплые письма с необходимой информацией. Можно также задействовать знакомства, чтобы добиться личной встречи.
При личном общении с инвестором важно сразу его заинтересовать. Для этого необходимы привлекательный бизнес-план, а также лаконичная и наглядная презентация или питч
Преимущества перед конкурентами и уникальность своей идеи нужно обозначить вначале. Также нужно указать на явные материальные выгоды и ожидаемый результат. Для этого подойдет статистика по итогам теста прототипа или любая другая, которая обосновывает потребность в данном продукте или услуге.
Краткий план питча:
- описание проблемы и ее решение;
- стадия проекта, метрики и достижения;
- бизнес-модель;
- этапы развития и что уже сделано;
- рынок и конкуренты;
- команда;
- инвестиционное предложение.
Чтобы презентация вышла успешной, нужно научиться говорить с инвестором на одном языке — кратко и емко. Необходимо подготовиться ко всем возможным возражениям с его стороны.
Экономика инноваций
«Я ищу ₽30 млн на…»: как стартапу найти инвестора в кризис и не только
Основные компоненты бизнес-модели
Хотя бизнес-модели могут различаться по форме и функциям, все они состоят из одних и тех же основных компонентов. Основные элементы включают уникальное торговое предложение, жизнеспособный целевой рынок и конкурентное преимущество. Без них у вас не будет способа получения дохода.
Эксперты выяснили, какие сбережения есть у россиян на черный день
«Умеешь хранить секреты?»: как коллеги попытаются заманить вас в ловушку сплетен
Завышенные ожидания: как принять себя и стать счастливее (совет психолога)
Однако бизнес-модели — это не только доход. Вам также необходимо учитывать производственные затраты и другие факторы, чтобы увидеть полную картину. Итак, что же учитывается в создании бизнес-модели?
Вот 10 компонентов, о которых вам нужно подумать:
- Ценность предложения: функция, которая делает ваш продукт привлекательным для ваших клиентов.
- Целевой рынок: определенная группа потребителей, которая будет заинтересована в вашем продукте.
- Конкурентное преимущество: уникальная функция вашего продукта или услуги, которую нелегко скопировать конкурентам.
- Структура затрат: список постоянных и переменных расходов, которые требуются вашему бизнесу, и их влияние на ценообразование.
- Ключевые показатели: как ваша компания измеряет успех.
- Ресурсы: физические, финансовые и интеллектуальные активы вашей компании.
- Проблема и решение: болевые точки ваших целевых клиентов и то, как ваша компания намерена их удовлетворить.
- Модель дохода: структура, которая определяет жизнеспособные источники дохода.
- Потоки дохода: различные способы получения дохода вашей компанией.
- Маржа прибыли: сумма вашего дохода превышает затраты вашего коммерческого дела.
Это основные компоненты бизнес-модели, и они могут измениться по мере развития вашего бизнеса. С самого начала у вас может не быть четкого представления о том, как каждый из этих компонентов будет выглядеть в вашем предпринимательстве. Но они помогут обеспечить видение и направление для вашей идеи.
«Обладание айфоном делает вас цифровым рабом»: критика Дурова компании Apple
Названа одна из главных причин роста цена на все продукты
Объём мер соцподдержки граждан России в 2020 году превысил 10 триллионов рублей
Зачем это нужно?
Конечно, способность к творчеству – замечательное качество. Но при прочтении этой статьи у многих может возникнуть скепсис. Мол, я – человек простой, тружусь на работе, в художники не стремлюсь, зачем мне знать, как развивать креативность? Чем мне может быть полезно это качество, если я – не человек искусства?
Ответ простой: творческий потенциал – это не только про искусство. Развитая способность находить нестандартные решения может пригодиться практически в любой профессии. И в повседневной жизни тоже. Именно это качество позволяет усовершенствовать имеющийся алгоритм работы, открывать перспективный бизнес, впечатлять окружающих своей находчивостью. И проявлять другие удивительные качества человеческой натуры.
Какие факторы влияют на умственные способности?
У всех людей разный уровень интеллекта. Среди нас есть глупые индивиды, люди со средними интеллектуальными способностями, интеллектуалы. Отдельная группа людей — умственно отсталые индивиды с разными заболеваниями, дефектами развития.
Факторы, которые влияют на развитие интеллекта:
- Генетика.
- Воздействие внешней среды. Это собирательное определение, которое включает социальный уровень жизни семьи, характер, способы воспитания, уровень образования родителей, доступность образования в государственных учреждениях (детских садах, школах).
- Питание. Для активной работы и развития головному мозгу нужно постоянно получать определенное количество питательных элементов.
- Влияние сверстников, друзей.
При проведении исследований ученые выявили и другие факторы — взаимоотношение родителей, размеры дома, его стоимость, зарплата каждого члена семьи, доход за 1 год.
Виды интеллекта и их свойства
Система классификации умственных способностей обширна. Каждая разновидность оказывает влияние на интересы человека, размышления, манеру поведения.
Выделяют семь основных видов интеллекта:
- Аналитический. Представляет собой умение оценивать, сопоставлять, сравнивать данные, а также разделять на отдельные части.
- Логический интеллект – это возможность размышлять, делать выводы, не нарушая формальную логику.
- Люди с критическим мышлением подвергают критике и оценке любую полученную информацию. Благодаря этому они легко убирают лишнее и недостойное внимания. Результат – чистый взгляд на вещи.
- Дедуктивный интеллект побуждает выделять нужную информацию из потока. Это способность сопоставлять то, что написано в разных источниках, объединять данные в единое целое.
- Прогностический интеллект помогает планировать будущее, предупреждать, прогнозировать варианты развития событий.
- С абстрактным мышлением получается вникать в самую суть математических или философских задач. Люди с таким интеллектом — гении. За считанные секунды они решают в уме сложнейшие уравнения.
- Благодаря образному интеллекту человек формулирует метафоры, расшифровывает, упрощает сложные идеи, а также сопоставляет на первый взгляд несопоставимые данные.
Существует еще один вид умственных способностей – умение концентрироваться. Он развит у тех, кто владеет силой воли, умеет контролировать свои чувства и эмоции.
Один за всех, и все за одного
Сосредоточившись на комплексном улучшении этих 4 элементов, вы вступите на путь развития собственного потенциала. Достижение улучшений в одной области заставляет вас начать улучшаться во всех.
Одним из значительных преимуществ наращивания потенциала является его экспоненциально растущее положительное влияние не только на вас, но и на других людей. Ваши друзья, родственники и люди, с которыми вы работаете или кем руководите.
Заключительные замечания
Это 4 основы для построения и развития вашего потенциала. Комбинируя элементы духовной, интеллектуальной, физической и эмоциональной жизни, можно полностью использовать собственный потенциал. Именно их баланс и усиление определяют ваш личный и профессиональный успех.
Характеристики интеллекта и смежные способности
Развитое мышление Homo sapiens позволило ему отделится от остального животного мира и занять доминирующую позицию на всей планете. При этом стоит отметить, что влияние интеллекта человека совершенно точно выходит за пределы его собственной жизни, то есть оказывает посмертное влияние на существование будущих поколений. Разумеется, данное качество должно в равной мере сочетаться и с другими способностями индивида, иначе оно не будет иметь столь весомого значения, например, без навыков познания, обучения и логического мышления. Также требуется уметь анализировать информацию для ее последующей систематизации, классифицировать применимость данных в различных отношениях, находить определенные связи, различия, и закономерности, а также ассоциировать полученные сведения с какими-либо другими и аналогичными.
Всего можно выделить семь основных параметров, по которым можно охарактеризовать уровень развития интеллекта у определенного человека.
- Широта мышления. Под ней понимается способность индивида охватывать рассматриваемый вопрос полностью без потери исходных вводных данных о нем. Также в данный параметр входит возможность видения вариативности решения конкретно поставленной задачи.
- Любопытство. Стремление человека к разностороннему познанию того или иного изучаемого им явления в определенных существенных отношениях. Без развития данного качества становится сама по себе затруднительна какая-либо познавательная деятельность.
- Критичность мышления. Необходимое умение для строгого оценивания результатов собственной интеллектуальной деятельности. Выражается в способности подвергать свои суждения критической оценке, отбрасывать неправильные решения, прекращать выполнение ненужных действий при их противоречивости относительно поставленной задачи.
- Глубина ума. Основным назначением данной характеристики является возможность отделения главного от второстепенного, значимого от всего прочего, а также различать понятия необходимого и случайного.
- Доказательность мышления. Достаточно значимая черта, благодаря которой человек способен в нужный момент находить правильные факты, закономерности и аргументы, которые могли бы убедить других людей в правильности выводов и суждений индивида.
- Логичность мышления. Умение расставить все факты и суждения в определенной строгой последовательности, учесть все стороны и характеристики рассматриваемого объекта, проследить каждую вероятную взаимосвязь.
- Подвижность и гибкость ума. Способность к наиболее широкому применению имеющегося опыта, оперативное исследование и установление связей и взаимоотношений между новыми предметами, а также способность к преодолению шаблонность и стереотипность мышления.
От стартапа — к успешной компании
Вот несколько примеров удачных стартапов, которые смогли развиться в компании мирового уровня:
- Facebook. Соцсеть привлекла $500 тыс. от инвестора Питера Тиля на начальном этапе.
- Slack. Корпоративный мессенджер привлек на этапе создания $350 млн.
- Uber. Сервис такси привлекал около $11,5 млрд в 14 раундах от венчурных инвесторов и фондов частных инвестиций.
- Airbnb. Сервис аренды жилья до выхода на IPO привлек $6,6 млрд от 57 инвесторов, включая Andreessen Horowitz, Sequoia, Founders Fund, Silver Lake, Sixth Street, DST и другие фонды.
- Porch. Платформа найма мастеров привлекла около $100 млн в течение трех раундов инвестирования
- Pinterest. Сервис для хранения изображений суммарно собрал более $1 млрд.
- WhatsApp. Мессенджер получил первые инвестиции от венчурного фонда Sequoia Capital в размере $60 млн.
- Groupon. Сервис купонов привлек от бизнес-ангелов Эрика Лефкофски и Брэда Киуэлла $1 млн.
- Alibaba. Японский гигант SoftBank инвестировал $20 млн в торговую площадку.
- Semiconductor Manufacturing International. Производитель полупроводников привлек $100 млн из New Enterprise Associates.
Что такое интеллект?
Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта
Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.
Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.
Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.
Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.
Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.
Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.
Чего следует избегать?
Необходимо не только стремиться узнать, как развить интеллект
Советы и рекомендации по этому поводу содержат в себе информацию о том, что не менее важно избавиться от того, что мешает на пути к поставленной цели. Следует выделить несколько моментов, которые становятся главными препятствиями:
- Просмотр телевизора, как уже говорилось, не приводит ни к чему хорошему. Большинство каналов показывают передачи, засоряющие мозг и не несущие никакой полезной информации. Необходимую программу или фильм можно посмотреть в онлайн-режиме, тем более что сейчас с этим нет никаких проблем.
- Недосып является одним из главных врагов развития интеллекта. Не следует тешить себя иллюзиями, что время сна можно «наверстать» на выходных, а в будни можно его уменьшить. Это не только не полезно, но и вредно как для всего организма, так и для клеток головного мозга.
Физическая активность увеличивает продуктивность интеллектуальной деятельности. Занятия фитнесом, йогой, простой бег способны насытить кровеносную систему необходимым кислородом, что положительно отражается на всем состоянии человека.
Лень считается главной причиной жизненных неудач. Любые занятия, чтобы принесли хороший результат, должны быть периодичными. Это касается как чтения книг, так и физических нагрузок. Даже единичный пропуск занятия или небольшое послабление может свести на «нет» эффект от предыдущих упражнений.
Не следует думать, что мозг не требует тренировок. Еще одним заблуждением является то, что развивать психические познавательные функции необходимо лишь в детстве, а зрелым людям это не нужно. Любая остановка может привести к обратному ходу, тем более что существует большое количество рекомендаций, следование которым позволит повысить свой интеллектуальный уровень, не затрачивая на это много времени.
Игры
Помогают улучшить процесс отбора информации игры. Это могут быть компьютерные игры или на телефоне, а также совместные детские игры для школьников или дошкольников в садике.
На сайте logiclike вы найдете 15 игр для развития внимания детей. Тут можно выбрать возраст 5–8, 9–14 лет и от 15. После выбора класса перед вами будут стартовые блоки. После их прохождения вы приступите с более сложным играм. Можно проходить их самостоятельно и с ребенком.
Игры для детей на сайте “Играемся” – нужно что-то отыскать, пометить или избежать. Детям будет очень интересно проходить лабиринты и находить отличия.
Игры на внимание
Зачем вам становиться умным?
Известный российский психотерапевт Михаил Литвак утверждает, что если начертить шкалу от 1 до 10 и попросить человека отметить на ней свои умственные способности, то 97% поставит черту чуть выше середины. И это вполне комфортное состояние: знать, что ты не хуже других. Если же вы задумались над тем, как стать умнее, у вас наверняка есть на то важные причины:
- Вы желаете кого-то впечатлить;
- Испытываете трудности в учебе и карьере;
- Не можете добиться поставленной цели;
- Постоянно попадаете в неловкие и неприятные ситуации по глупости;
- Страдаете от плохой памяти.
И средства стоит выбирать в соответствии с целью. Ведь ум – это широкое понятие, которое ныне ученые разделяют на несколько направлений, каждое из которых несет свои функции:
- Так, эмоциональный интеллект отвечает за нашу адекватность в отношениях с другими людьми. Это та часть ума, которая удерживает нас от покупки 11-го iPhone в кредит или скандала с соседями;
- Логика и математические способности обеспечивают понимание наук, облегчают процесс учебы и позволяют находить решения в сложных ситуациях;
- Творческое мышление или креативность – та самая часть ума, с помощью которой создаются шедевры искусства, сложные маркетинговые ходы и многое другое;
- Мудрость – способность, основанная на жизненном опыте;
- Память, причем она тоже делится на долгую, короткую и мгновенную.
Твердое определение цели поможет вам понять, какую именно из частей своего ума вы хотите тренировать, поможет подобрать подходящие методы и средства. Если же вы ставите перед собой цель кого-то впечатлить, то становиться умным и вовсе не обязательно. Ведь можно не быть, а казаться. И для этого есть свои способы.
Имейте собственное мнение на окружающее
Чтение художественных произведений является полезным времяпровождением
Но не менее важно является умение думать самостоятельно. Для этого следует учиться применять знания, полученные из книг на практике
Успех приходит к тем людям, которые не подчиняются другим, а всегда имеют собственное мнение. Правда, по статистике их всего около 5% во всем мире.
Полезным упражнением для развития лидерских качеств и интеллекта считается изменить свой взгляд на обыденные вещи. Многие действия выполняются автоматически на протяжении долгого времени. Психологи рекомендуют продумывать несколько вариантов событий, даже самых непредсказуемых. К примеру, ритуал умывания и чистки зубов изо дня в день не меняется для большинства людей. Но приложив немного фантазии вполне можно изменить это занятие (например, использовать другие действия, поменять руку, которой они выполняются, закрыть глаза при выполнении и т. д.), сделав его увлекательным и нетривиальным. Так задействуется сразу несколько рецепторов, соответственно, развиваются познавательные процессы и интеллект.
Для выполнения различных задач применяется рисование. Оно одновременно активизирует несколько отделов головного мозга. К тому же это занятие позволяет сконцентрироваться и отвлечься от окружающего.