Как лучше учиться в школе? полезные советы для учащихся
Содержание:
- Психологический настрой, мотивирующий учиться
- Динара Вачалова, 32 года, родной город — Грозный, домохозяйка
- Повышение мотивации к учебе в 3 простых шага
- Чем деятельностный подход отличается от традиционного?
- Почему дети не хотят учиться?
- Понимание – ключ к успеху
- Секреты хорошей учебы
- Что дает человеку школа
- Как стартовать в онлайн-обучении правильно
- Зачем нужно уметь учиться
- Как стать отличником в университете
- Медленно снимаем с себя ответственность
- Правильные советы для школьников
- «Синдром шахматной королевы»
Психологический настрой, мотивирующий учиться
Настроение и отношение к учебе в школе или универе имеет невероятно важное значение. От внутреннего настроя зависит очень многое
Справиться с ленью превосходно помогает сильная самодисциплина, в основе которой — мощная сила воли и твердая мотивация.
Сила воли не появляется сама по себе. Спортсменам это хорошо известно. Умение преодолеть себя, переломить свой характер и сделать то, что необходимо вопреки всему, вырабатывается постепенно. Однако если силу воли тренировать каждый день, уже спустя полгода она станет чертой характера. Такой твердый внутренний стержень поможет не только в учебе и работе, но в любых обстоятельствах, потому что перешагивать через собственное нежелание выполнять ту или иную работу приходится на протяжении всей жизни.
Дети нередко говорят: «Учимся, потому что нас заставляют». Школьники боятся, что родители их накажут за плохую успеваемость, поэтому нередко они учатся не ради приобретения знаний и своего будущего, а для того, чтобы угодить старшим. В школу лишь немногие дети ходят с удовольствием.
Однако студентов заставлять никто не будет. Только собственное сильное желание получить хорошие знания и достойные отметки способно сподвигнуть юношей и девушек на усердную учебу. Чтобы понять, как заставить себя учиться в университете, нужно определить свои собственные цели и решить, какие перспективы ждут в будущем.
Хорошее образование и прочные знания являются залогом успехов на профессиональном поприще. А достижения в работе задают тон всей жизни взрослого человека. Поэтому каждый хорошо проведенный учебный день в школе или институте — это кирпичик в основании будущего успеха. Если ребенку с детства прививали целеустремленность и желание добиться своего во что бы то ни стало, ему несложно будет учиться. Человек, который побеждал свою лень в детские и юношеские годы, сможет достичь больших высот.
Педагоги убеждают: «Учитесь ради знаний, а не ради оценок». Умение преодолевать свою лень, чтобы получить качественное образование, помогает ребенку или молодому человеку почувствовать себя ответственным за свою жизнь.
Динара Вачалова, 32 года, родной город — Грозный, домохозяйка
Почему выбрали онлайн-обучение
У нас четверо детей: 12, 10, 9 и 6 лет. Старшая дочь в седьмом классе, в онлайн-школе она учится третий год. Двое следующих детей начали заниматься раньше, три с половиной года назад. А младший в этом году пошел в первый класс.
Водить четверых детей в школу ежедневно, забирать, отвозить на кружки было бы сложно. Занятия у всех заканчиваются в разное время. Также уровень знаний в школе был не таким, который мы хотим. В обычной школе в классах по 30 детей, и даже самому хорошему учителю тяжело донести информацию до каждого ребенка.
Поэтому мы решили сначала перевести на онлайн-обучение младших детей. Все пошло хорошо, и мы остались. Супруг по образованию педагог, мы помогаем детям, контролируем, организуем процесс. Хотим, чтобы дети развивались, умели общаться с разными людьми, чтобы их образование не стояло на месте.
Как происходит процесс обучения
Дети зачислены в школу interneturok.ru и прикреплены к московской школе. Они обучаются дистанционно. У каждого есть личное расписание. Оно не строгое, но мы его придерживаемся.
Первую половину дня мы занимаемся просмотром уроков, учебников, после чего делаем домашнее задание. В течение дня дети гуляют на свежем воздухе, а потом обедают.
Все домашние задания можно загрузить до определенного дня. Например, задания за первую четверть мы должны загрузить до 21 октября. Нет необходимости делать их ежедневно. Если ребенок болеет или мы уезжаем, то откладываем уроки и делаем их, когда удобно.
Весь учебный материал можно посмотреть на сайте в любое удобное время. Если ребенок забыл тему, не понял, то может вернуться к уроку. Отпала необходимость в репетиторах.
О преимуществах
Не нужно рано утром будить детей в школу. С тремя детьми сборы проходили тяжело.
У детей появилось больше времени на дополнительные секции. Мы отдали их на карате, планируем заниматься плаванием.
У нас многодетная семья, и подготовка к школе стала менее затратна. Также при оплате за девять месяцев обучения сразу мы получаем скидку.
Общественное питание подходит не каждому ребенку. Сейчас дети питаются дома, у них нет проблем с самочувствием.
Есть онлайн-общение с учителем. На любой вопрос ребенок может получить ответ, проконсультироваться. Как только школьник загружает домашнее задание, его тщательно проверяют, пишут о недочетах, рекомендуют исправления и выставляют оценку.
О сложностях
Первое время мы переживали. Но когда началась учеба, дети поняли, что все серьезно и они могут получить плохую отметку.
Сейчас у нас нет сложностей. Дети занимаются сами, иногда подходят за помощью.
Повышение мотивации к учебе в 3 простых шага
Ждать вдохновения – не лучшая идея. Даже для поиска мотивации придется сделать над собой усилие. Но это совершенно бесполезно в ситуации, когда вы занимаетесь тем, что не любите. Если вас подташнивает от алгебры, вы планируете заниматься гуманитарной наукой и не постоянно терпите неудачи при решении уравнений – вы не хотите этого делать.
В этой ситуации единственный выход заключается в решении проблемы (сдаче контрольной работы, теста, экзамена). Поэтому мотивацию вы будете искать для достижения кратковременной цели. С долгосрочными и важными целями сложнее. Вы должны обрести мощную мотивацию, которая будет вести вас через сложности, лень, апатию и неудачи к решению поставленной задачи.
Попробуйте использовать 3 простых шага для повышения мотивации к учебе:
Поймите свои желания. Если вы учитесь в университете или пытаетесь мотивировать себя к подготовке к экзаменационным предметам в школе, то задайте себе простой вопрос: «Мне нравится этот предмет?». Нормально, если в целом дисциплина вас интересует, но ее сложность пугает. Ненормально, если вы испытываете к предмету искреннее отвращение. В последнем случае мотивировать себя на его изучение не удастся – ставьте краткосрочные задачи и решайте их (сдавайте контрольные, получайте «натянутые тройки»)
Важно заниматься тем, что вам действительно нравится.
Осознайте выгоды. Создайте мотивационный лист – напишите все преимущества, которые вам даст успешное обучение (уважение учителей и одноклассников, успешная сдача экзаменов, поступление в ВУЗ или защита дипломной работы, перспективная работа, возможность переехать в другой город или другую страну, шанс получить высокооплачиваемую специальность)
Выгоды должны быть конкретными, не абстрактными.
Разбейте крупные цели на мелкие задачи. В учебе очень важно отслеживать динамику собственных успехов. Поэтому необходимо разбить крупную цель (например, изучение английского языка) на мелкие задачи (например, знание 1000 слов, времен, пассивного залога и так далее) и достигать их. Каждая достигнутая задача должна поощряться и если вы не получаете вознаграждение извне, то организуйте его для себя сами.
Важную роль в повышении мотивации играет правильный расход энергии. Помните, что недостигнутые цели отнимают больше сил, чем достигнутые, приводящие к искренней радости и эйфории
Поэтому важно заниматься тайм-менеджментом, правильно планировать время и распределять силы
Чем деятельностный подход отличается от традиционного?
Приведем примеры — сравним школьные методы с деятельностным подходом.
Традиционная система образования | Деятельностный подход |
Ребенок получает знания в готовом виде — например, заучивает правило о том, что такое причастие. | Принцип деятельности: ученик добывает знания сам. Он самостоятельно выводит определение к термину. Чтобы научиться учиться по этому принципу необходима работа — найти причастия в тексте, выявить и идентифицировать их по общим признакам, сформулировать вопросы. |
Дети изучают школьные предметы, не видя их системной стройности. Они уверены, что «математика в жизни не пригодится», и не понимают взаимосвязи точных и гуманитарных наук. | Принцип целостности —формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Каждый ребенок точно знает, для чего ему в жизни пригодятся уроки обществознания, как связаны изучение истории и литературы. |
Школьники изучают предметы и готовятся к экзаменам в атмосфере стресса и напряжения. Это обусловлено рамками системы образования. Школе и преподавателям нужны хорошие результаты для рейтинга, отсюда стресс и давление на детей. | Принцип психологической комфортности — нет стресса и давления ни перед экзаменами, ни в другое время. Как научиться учиться? Только в доброжелательной атмосфере на уроках, с помощью диалоговых форм общения вместо преподавательских монологов. |
Почему дети не хотят учиться?
Что мешает детям получать знания? Почему одни впитывают кожей каждое слово, а другие не понимают с двадцатого раза?
• плохая обстановка дома;
Ребенок (как и любой нормальный человек) развивается из состояния покоя. Все хорошо? Базовые потребности удовлетворены? Ладно, несите сюда свои интегралы. Если дома скандалы и нечего есть, не нужно требовать от ребенка успехов.
• плохие отношения с родителями;
Физическое и эмоциональное насилие, к сожалению, существует до сих пор. Когда дома тебя бьют и называют идиотом, запоминать исторические даты не очень хочется.
А даже если и хочется, то сил на это уходит намного больше. И то, что ребенку из любящей, теплой семьи дается непринужденно, для травмированного подростка превращается в личный подвиг.
• стресс;
Болезнь, переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Ребенку потребуется от полугода, чтобы научиться жить с любым из этих факторов. Поэтому не нужно решать математику в больнице или требовать от ребенка пятерок в новом классе. Дайте маленькому человеку время окрепнуть, привыкнуть, осмотреться.
• травля в школе;
Буллинг был всегда и есть сейчас. Когда тебя унижает и оскорбляет весь класс, сложно «не обращать внимания» и «быть выше этого». Даже дома рассказать сложно, чего уж тут.
Ситуации с травлей всегда(!!!) решаются через взрослых. Должны быть задействованы родители, учителя, психологи, социальные работники. Перевод в другую школу – тоже адекватное решение, с ребенком это стоит, как минимум, обсудить.
• отсутствие интереса;
Профессиональное выгорание педагогов – распространенное явление. Не каждый учитель «горит» предметом, умеет заинтересовать.</p>
Родители могут сами показать тему, с другой стороны. И выяснится, что Оксимирон – это тоже литература, а митинги в новостях – это тоже история.
Также помогают разжечь интерес толковые репетиторы, кружки при университетах/музеях, секции.
• отсутствие контакта с учителем, с классом;
Целый день проводить с теми, кто тебе не нравится – это утомительно. Сложно сконцентрироваться, когда раздражает все вокруг.
Работа с психологом, смена класса, школы, переход на домашнее образование – вот доступные варианты.
• большая нагрузка;
Школа, музыкалка, танцы, плавание и английский по субботам – обязательно! В таком режиме долго не протянет никто. В какой-то момент мозг откажется обрабатывать такое количество информации и потребует банально выспаться.
• отсутствие примера.
Вечерами вся семья сидит, уткнувшись в смартфоны? Главные темы для разговоров – это гад-начальник или платье маминой подруги? О каком стремлении к высокому может идти речь?
Ребенку нужно видеть, что родители тоже читают, учатся, чего-то хотят и куда-то стремятся. Тогда и он научится делать это.
Понимание – ключ к успеху
Уже с начальной школы необходимо развивать способность к пониманию материала и его систематизации. Нельзя просто зазубривать уроки – такой метод работает одномоментно. Школа и последующее обучение больше направлены на выработку необходимых навыков для усвоения информации.
- Например, знание стихотворения Лермонтова наизусть, возможно, не пригодится в жизни. Но процесс запоминания литературных произведений развивает память, словарный запас и литературный вкус.
- Тригонометрические формулы не используются в повседневной жизни, но изучение математики и геометрии учат логическому и пространственному мышлению.
Систематизация и анализ информации — основа успеха обучения
Секреты хорошей учебы
Совет четвертый: научитесь планировать
Планирование – это то, о чем нам постоянно говорят преподаватели, но то, чему редко учат. Да и до того ли им – ведь они сами стараются неукоснительно следовать учебному плану, в который, собственно, не входит необходимость учить нас учиться!
Именно поэтому вы должны научиться планировать самостоятельно – это крайне необходимый навык, который пригодится не только в дальнейшей учебе, но и на любой работе, да и просто в вашей повседневной жизни.
Сознательно откладывая на потом самые сложные дела, вы сами прекрасно осознаете, что расходуете свое время нерационально. Начните с того, что составьте весь список дел в рамках учебного плана на одну неделю.
Это простое мероприятие, которое хоть и не выглядит (на первый взгляд) особенно полезным, поможет вам, на самом деле, избавить свою голову от ненужного хлама в виде перечня дел. Кроме того, вам удастся визуально оценить весь объем работы. Не забудьте проставить даты выполнения!
Затем стоит выделить наиболее сложные и затратные с точки зрения времени задачи и задания. Когда вы сделаете это, раскидайте ваши насущные заботы на каждый день недели, учитывая вашу загруженность в данный конкретный день.
Совет пятый: занимайтесь в группе с другими студентами
Работа в группе – это очень полезная и продуктивная практика для любого студента. Конечно, эффективность иногда может зависеть от того, над чем вы работаете. Возможно, если вы изучаете развитие живописи в эпоху Ренессанса, вам понадобится бутылка вина и уединение.
Однако, если сфера ваша обучения – прикладные науки (к примеру, медицина, математика, строительство), тогда изучение материала в группе, решение задач и совместный поиск правильных ответов могут быть очень эффективными.
Эффективность эта обусловлена тем, что процесс проверки материала становится более динамичным, привлекательным. Появляется возможность задавать вопросы, обсуждать сложные моменты в коллективе, более правильно формулировать ответы.
Конечно, технически вы и сами в состоянии выполнить стоящий перед вами объем работы
Однако в этом случае увеличивается вероятность не обратить внимание на свои слабые места, не почувствовать те моменты, в которых вы плаваете.. Существует также такой негативный момент, как монотонность процесса самостоятельного изучения материала
Если вы хотите избежать этого, тогда занятия в группе – это то, что вам надо. Смените формат штудирования и, возможно, вы станете лучше запоминать материал.
Существует также такой негативный момент, как монотонность процесса самостоятельного изучения материала. Если вы хотите избежать этого, тогда занятия в группе – это то, что вам надо. Смените формат штудирования и, возможно, вы станете лучше запоминать материал.
Совет шестой: делайте регулярные перерывы
Кропотливая работа над материалом дает свои очевидные плоды. Однако близость экзаменов на фоне ряда текущих проблем давит на студентов, заставляя многих из них буквально отгораживаться от внешнего мира железным занавесом.
Некоторые относятся к данному периоду с излишним фанатизмом – закрываются на несколько дней у себя в комнате, делая небольшие перерывы только на то, чтобы, вздремнуть, посетить туалет или сходить на кухню за бутербродом. Иные и вовсе отказываются от сна.
Это неправильная тактика! Перерывы на регулярной основе являются обязательными. Ведь недаром было осуществлено немало исследований, доказавших, что, если регулярно давать свою мозгу время для отдыха, то эффективность усваивания материала значительно увеличится.
Вы сможете усваивать больше материала и делать это быстрее; ваши возможности окажут на вас мотивационное воздействие, что лишь увеличит вашу продуктивность. Конечно, речь не идет о том, чтобы вы, прозанимавшись 15 минут, потом потратили часа три на пересмотр нескольких серий «Игры престолов».
А вот поработать с учебником часа два, а затем прерваться на просмотр одной серии «Интернов» или какой-нибудь другой легкой и короткой комедии – это самое то. Подобный подход дает отдых префронтальной коре мозга и позволяет не стопориться на сложных моментах.
Что дает человеку школа
На самом деле, школа не так важна в плане знаний, как таковых. Можно часто встретить людей, которые учились на тройки и двойки, но реализовали себя в жизни и наоборот. Как так?
Школа дает человеку навык общения, навык преодоление сложных и стрессовых ситуаций и расширение мировоззрение. Конкретно наука в школе необходимо для университета, для всего остального в приоритете: расширение кругозора, навыки общения, навыки борьбы со стрессом.
Школа – это некая «армия» для детей, где они осваивают основные жизненные навыки. Но вот здесь кроется одна проблема – школа на этом не сфокусирована. Школа пытается вбить ребенку в голову знания (математика, физика и т.д.), которые ему, в принципе, не так уж и нужны. Если бы школа изначально давала возможность ребенку освоить жизненно важные навыки, тогда школьное обучение было бы намного продуктивней и дети осознано могли бы выбирать для себя будущие профессии и, как итог, чаще реализовывали бы себя в жизни.
Как стартовать в онлайн-обучении правильно
Главное, не берите на себя слишком много. Не идите учиться из-за скидки или потому что «ученье — свет». Чётко определите свои цели. Почему вы хотите учиться? Что вы от этого получите? Как это поможет вам больше зарабатывать или испытывать меньше стресса?
В моей практике на курсе по HR-менеджменту был студент Николай. В одном из домашних заданий нужно было прописать свои карьерные цели и план по их достижению на ближайшие 10 лет. Николай прислал подробный и продуманный план, как стать арт-директором крупной компании, пройти через позиции контент-менеджера, маркетолога и бренд-менеджера. Вот только ни слова про HR-сферу там не было. Стоит ли говорить, что ни одного домашнего задания от Николая я больше не получала?
Когда определились, зачем и чему хотите учиться, убедитесь, что у вас есть на это ресурс. Если у вас на работе намечается крупный проект или в семье вот-вот будет пополнение, возможно, стоит отложить обучение.
Выбирайте удобный для себя формат обучения. Кому-то проще тратить на прохождение курса 10 минут, но каждый день, кому-то — засесть сразу на три часа, но только два раза в неделю. Одни студенты любят учиться, не вставая с кровати; другим проще пойти в кафе или коворкинг. Сделайте процесс максимально приятным и продуктивным именно для себя.
Лучше сразу составьте расписание — будет намного проще учиться, если заранее внести в календарь время на просмотр лекций и выполнение домашних заданий. Помните, что часто на курсе предлагаются дополнительные материалы: книги, фильмы, статьи. Планируйте ресурсы с запасом.
Принимайте решение по курсу осознанно. Нужно проверить, сможет ли программа оправдать ваши ожидания. Узнайте все подробности до оплаты и старта:
- посмотрите промо от спикера;
- выясните перечень тем, способы связи с группой и преподавателем;
- изучите отзывы, карьерные возможности, время, которое рекомендуется тратить на обучение.
Когда начали — не сдавайтесь, берите от курса максимум и идите до конца. Не пренебрегайте дополнительными материалами и возможностями: читайте книги, смотрите фильмы, задавайте вопросы экспертам.
Общайтесь: обязательно познакомьтесь с группой, вступите в чаты и сообщества, участвуйте в митапах с экспертами. Посоветуйтесь с преподавателями, где можно найти подходящее комьюнити, которое даст возможности для качественного нетворкинга и поможет всегда быть в курсе последних новостей. Попробуйте найти практикующего наставника или ментора.
Зачем нужно уметь учиться
Обратимся немного к истории. Сам термин “умение учиться” впервые использовали ученые деятельностного подхода в психологии: Выготский, Эльконин, Леонтьев, Давыдов. И их постулаты мне очень нравятся. Они определили теорию, которая хорошо работает на практике: человек должен работать над собой, чтобы уметь многое. Это простыми словами.
Цель деятельностного подхода – не дать ученику все на блюдце с голубой каемкой, а стимулировать его самостоятельно добывать знания.
Этот подход беспроигрышный – в изменяющемся мире человек сам может подстраиваться, адаптироваться, а не ждать манны небесной. Это ориентирует человека на ответственность перед самим собой, на успех.
Этот навык как никогда нужен в 21-м веке. Мы получаем массу информации отовсюду. Но спроси современного ребенка, кто такой Рафаэль или на каком континенте находится Джомолунгма, как пишется то или иное слово – и он растеряется. Почему так происходит? У многих просто нет навыка обучаемости. Ему привили зубрежку, работу на оценку, а нужно, чтобы он хотел учиться. Это проблема современных детей.
Как стать отличником в университете
Большинство людей твердо уверены в том, что учиться на отлично в ВУЗе в разы сложнее, чем в школе.
Тем, кто стал отличником в школе, не составит труда стать им и в университете
И это верно, программа в университетах не из легких, но шаги к тому, чтобы стать отличником, не отличаются от школьных.
Однако некоторые специфические правила стоит взять на заметку:
- Готовь сани летом. Не поленитесь узнать заранее, какие предметы вы будете изучать в новом семестре, и приходите на пары уже вооруженные базовыми знаниями. В таком случае, материал будет даваться легче.
- Не забывайте записывать. Даже если вам проще фиксировать лекции на компьютере, не поленитесь закупиться тетрадками и вести письменный конспект. Как показывает практика, мысли, записанные на бумаге, быстрее усваиваются и откладываются в голове. Анализируйте полученную информацию и выписывайте основные тезисы.
- Не занимайтесь прокрастинацией. Как правило, в университетах на глобальные проекты дается достаточное количество времени, не откладывайте выполнение работ на последнюю ночь. Если начать выполнять работу вовремя, в промежутках можно обращаться к преподавателям за помощью и в итоге сдать работу на отлично.
- Получайте знания каждый день. Не давайте мозгу расслабляться, человек начинает деградировать именно в тот день, когда не получает новой информации. Не ждите пассивно экзаменов и не пытайтесь сделать всю работу в последнюю ночь. Просматривайте перед сном свои конспекты ежедневно и проблем со сдачей экзамена не возникнет.
И, главное, не бойтесь спрашивать.
Пары в университете зачастую построены, как интерактив. Преподаватель всегда пытается строить диалог со студентами, поэтому оставаться в тени не стоит.
Также всегда спрашивайте у преподавателя о непонятных моментах в лекции, просите объяснить вам все, что вызывает затруднения.
Если вас вызвали к доске, даже не пытайтесь отнекиваться, это чревато двойкой и плохой репутацией в глазах преподавателя.
Медленно снимаем с себя ответственность
Вторая важная идея: вы свой аттестат уже получили. Задача родителей: помогать по запросу. Подсказать, объяснить, разобрать сложную тему или почитать вместе д/з по литературе, нанять репетитора. Но никак не учиться вместо ребенка.
Помочь выделить время для домашней работы актуально в начальной школе. Здесь еще можно повелительно выключить телек и отправить писать прописи. Первые неудачи тоже лучше пережить сразу. Не сделал уроки – получил двойку – сделал выводы. В 7 лет это полезнее, чем в 16.
Если мама строго контролировала каждый шаг до десятого класса, то перед выпускным ее ожидает масса сюрпризов. Валяющийся на диване с телефоном ребенок, которому все безразлично, например.
Сделать д/з, собрать рюкзак, получить учебники – все это ответственность ребенка. Вспомнил про реферат в полночь? Сам завел будильник, встал пораньше и побежал распечатывать. Мама может дать кофе и не отключать орущий телефон. Но стоять и полчаса уговаривать деточку подняться, опаздывая на работу – совершенно из другой оперы.
Правильные советы для школьников
Учитывайте индивидуальное восприятие. Люди могут воспринимать информацию совершенно по-разному. Кто-то легче воспринимает информацию на слух, следовательно, нужно прослушивать аудиокниги либо разговорники, например, по английскому языку. Есть и такие ученики, которые воспринимают данные по схемам, изображениям или таблицам. Отыщите для себя идеальный вариант, так вы будете учиться эффективней.
Уберите гаджеты. Большой объем полученных данных (из социальных сетей, канала Ютуба, игр в онлайне) мозг не способен воспринимать сразу. Даже после закрытия планшета или телефона, еще несколько часов ваш мозг будет продолжать переваривать все, что вы увидели или услышали. Следовательно, если в данный момент вы делали уроки, тогда вы освоите программу только наполовину. Гаждеты не должны вас отвлекать
Пересказывайте изученное родным и друзьям. Самый эффективный метод что-то запомнить – рассказать об этом другому человеку. К примеру, расскажите маме или папе о том, какую книжку вы прочитали. Можете также объяснить информацию своим одноклассникам. Этот совет школьникам полезен для того, чтобы лучше запомнить информацию.
Учите уроки наперед. Некоторые учащиеся школ совершают большую ошибку, когда пытаются выучить стих либо подготовиться к контрольной работе «на завтра». Помните, что делать уроки необходимо заранее. Если в школе задали в пятницу решить задачу по математике, к примеру, на среду, решите ее в субботу или воскресенье. Но не в понедельник или вторник. Во вторник вечером вы только повторите материал, закрепите знания.
Учите уроки по графику. Создайте график, следуйте ему. К примеру, в первые 30 минут после того, как придете со школы, отдохните: посмотрите мультик или интересную передачу, пообедайте, прогуляйтесь с песиком, пообщайтесь с товарищами. После этого четко работайте, не нарушая график. К примеру, выделите 60 минут алгебре, сделайте небольшой перерыв (15 минут). Час посвятите литературе, опять перерыв
При помощи данного графика вы легко спланируете собственный день, уделите внимание важным вещам, делам.
Не делайте паузы в учебе. Не учитесь по такому принципу, как «пронесет»
Если вы не узнали о заданиях на дом сегодня, завтра данная тема вам преподнесет неприятный сюрприз в виде контрольной. Не стоит запускать собственное обучение. Если вам что-то непонятно, постарайтесь разобраться. В противном случае у вас соберется много пробелов, так как темы между друг другом взаимосвязаны. И пропустив какой-то определенный материал, в будущем вы ничего не будете понимать. Вы точно завалите контрольную по тому или иному предмету.
Отдыхайте. Школьные уроки, домашние задания – это для многих считается монотонным процессом. Поэтому разнообразьте собственную жизнь отдыхом. Общайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, ходите на пикники или в кино.
Тренируйте мозг. Мозг человека нуждается в «прокачке». Спортсмены каждый день тренирует собственное тело. Вот точно так же вы тренируйте мозг. Получайте знания еще и за пределами школы. Расширьте собственный кругозор, повысьте уровень интеллекта. Читайте различные книжки, журналы, смотрите интересные научные передачи. Также можете собирать пазлы, разгадывать ребусы и кроссворды, играть в настольные игры либо викторины.
Расширяйте кругозор
«Синдром шахматной королевы»
Однажды я услышала обрывок диалога между двумя мальчишками.
— Как идти домой, не знаю. Меня теперь дома заругают за четверку по контрольной. Накажут, наверное.
— Вот это да! Меня бы за четверку захвалили.
В этом разговоре четко прослеживается отношение к учебе в семьях обоих мальчиков. Для среднего ученика отличная оценка – это то, к чему он стремится, но и просто хорошим результатам он и его родители рады. Для отличника же получение пятерки ничего не значит, это норма, а вот получение более низкой оценки – позор, достойный порицания. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.
В каком психологическом состоянии находится такой ученик? В довольно напряженном. Нужно постоянно готовиться к урокам, выполнять все задания. При этом родители и педагоги воспринимают старательность ребенка как должное и реагирует только тогда, когда ученик становится менее старательным. Снижение успеваемости моментально замечается всеми.
Со временем простота исчезает: задания становятся сложнее, стараний требуется больше, но при этом пятерка перестают быть чем-то выдающимся. Сначала ребенка хвалили за отличные оценки, а затем стали ругать за хорошие.
Успехи в школе проецируются на отношения в семье. Отличные оценки вначале радовали родителей, а потом стали восприниматься как норма. Зато все остальное вызывает негодование.
Здесь срабатывает правило шахматной королевы: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» (Л.Кэрролл «Алиса в зазеркалье»). Бежать быстрее себя самого сложно, а порой невозможно. Когда пятерок становится недостаточно, ребенок начинает выигрывать конкурсы и олимпиады. Но и это вскоре становится обыденностью.
Человеческие возможности небезграничны, и когда стремление к победам перестает приводить к ним, ребенок попадает в тупик. У него появляется неудовлетворенность собой, развиваются комплексы, жизнь теряет смыслы. Кроме того, постоянные умственные нагрузки приводят к эмоциональному истощению и нервным срывам. Нередко помочь ребенку в такой ситуации может только специалист.
Однако любую болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Чтобы не доводить ребенка до комплекса отличника, родителям нужно понимать, из-за чего он развивается и каких ошибок нельзя допускать в своем желании воспитать лучшего из лучших.