День инженерных войск российской федерации
Содержание:
По минному полю сапёр пойдёт с «Котомкой»
Новое время требует новых знаний и новых подходов. Это вызвано тем, что в современных условиях роль инженерных войск в обеспечении боевых действий значительно выросла. Повысилась и интенсивность их применения — это, к примеру, показали боевые действия против террористических формирований на территории Сирии.
mil.ru
В боевых условиях на территории Сирии была проведена проверка эффективности робототехнических комплексов разминирования «Уран-6».
Там специалисты российских инженерных войск не только выполняют задачи по предназначению, но и принимают участие в апробации или опытной эксплуатации перспективных образцов техники. Так, непосредственно в боевых условиях на незнакомой местности была проведена проверка эффективности робототехнических комплексов разминирования «Уран-6». После тестирования реальной войной в конструкцию высокотехнологичных боевых машин были внесены необходимые изменения.
Взамен инженерной машины разграждения ИМР-ЗМ и путепрокладчика БАТ-2 разработана и сейчас проходит государственные испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ. Созданная на узлах и агрегатах, она оснащена боевым модулем для поражения живой силы и легкобронированной техники противника. А на смену устаревших танковых мостоукладчиков создаётся новый — МТУ-2020. Грузоподъёмность нового моста для бронетехники увеличена до 60 тонн. Разработка новых образцов техники позволит повысить мобильность инженерных подразделений и сократить временные показатели для преодоления разрушений и препятствий, а также улучшит механизацию земляных работ.
mil.ru
Проходит государственные испытания универсальная бронированная инженерная машина УБИМ.
Много новинок приходит на вооружение сапёров. Испытания всё новых и новых образцов специзделий для поиска взрывоопасных предметов продолжаются в инженерных войсках Вооружённых сил России в режиме нон-стоп. В Сирии прошли проверку инновационные средства инженерной разведки — миноискатели нового поколения, георадары, малогабаритные робототехнические комплексы и досмотровые устройства, средства индивидуальной защиты сапёра.
Одним из тестируемых сейчас образцов является поисковый комплект «Котомка». Он предназначен для ведения инженерной разведки местности с ходу, в составе инженерно-разведывательного дозора, мониторинга путей перемещения личного состава и транспортных средств, участков местности и территорий объектов на предмет обнаружения электронных систем управления взрывными устройствами и поиска взрывоопасных предметов в городских условиях. В едином переносном комплексе-комплекте реализована возможность синхронной работы средства обнаружения и блокиратора радиоканалов. Этим обеспечивается существенное повышение безопасности работы сапёра.
Ещё одной перспективной новинкой является магнитометрический бомбоискатель «Мультизонд». Установленный на управляемой оператором передвижной платформе, он предназначен для обнаружения крупных ферромагнитных объектов — неразорвавшихся боеприпасов, фугасов и других взрывоопасных предметов в земле, воде и под водой, обеспечения выполнения задач по гуманитарному разминированию местности и других специальных мероприятий. «Мультизонд» отличает широкая зона обнаружения, высокий темп мониторинга местности, возможность координатной привязки мест расположения взрывоопасных предметов. Натурные испытания бомбоискателя на полигоне показали хорошие результаты.
mil.ru
Перспективной новинкой является магнитометрический бомбоискатель «Мультизонд».
Образовательная политика ВИТУ
Однако с образованием нового ВУЗа история слияний и поглощений не закончилась. В 1998 году к университету было присоединено военное училище, расположенное в Тольятти. Благодаря этому слиянию волжский филиал получил доступ к образовательным программам и преподавательскому составу ВИТУ. После этого слияния в Тольятти начали готовить командный состав, военных инженеров, а также специалистов по специальностям «Пожарная безопасность» и «Городское строительство и хозяйство».
Однако союз двух учреждений продержался недолго, и уже в 2004 году каждое из них вновь стало самостоятельным. В то же время продолжается реорганизация штатного расписания, а в образовательную программу вносятся существенные изменения. Например, с 2009 года вуз прекратил готовить специалистов по специальности «гражданское строительство».
В своем современном юридическом состоянии ВИТУ (Военный инженерно-технический университет в СПб) является дочерним учреждением Академии имени А. В. Хрулева.
Саперы в российской армии
Инженерные войска ВС РФ состоят из органов управления, отдельных бригад и бригад центрального подчинения, а также полков, входящих в состав армий.
Сегодня саперы России имеют на вооружении большое количество колесной и гусеничной техники для прокладывания дорог, укладывания мостов, создания понтонных переправ. В их распоряжении находятся машины для разминирования, включая роботизированные комплексы типа «Уран» и реактивные установки «Метеорит», а также минные заградители, позволяющие минировать территории дистанционно.
Кроме того, на вооружении российских инженерных войск имеется внушительный парк дорожной и ремонтной техники, включая краны, экскаваторы, буровые установки, станции очистки воды и инженерные танки.
Для обнаружения мин и других взрывных устройств применяются миноискатели и детекторы различных типов. Не следует забывать и об еще одном проверенном «инструменте» для поиска взрывоопасных предметов – собаках. Несмотря на развитие технологий, наши четвероногие друзья остаются незаменимыми помощниками саперов.
Установка дистанционного разминирования УР-77 «Метеорит». В войсках ее называют «Змеем Горынычем»
Несколько лет назад на некоторых сайтах появилась информация о создании новых подразделений в структуре российских инженерных войск – штурмовых ротах. Их уже называют «инженерным спецназом». Предполагается, что эти отряды будут использоваться во время боевых действий в городских условиях.
Подразделения планируют комплектовать исключительно военнослужащими-контрактниками, которые будут проходить специальную подготовку. Бойцов защитят специальными костюмами, способными выдержать попадание бронебойных пуль. В состав оснащения групп, кроме стандартного набора, будет входить лестницы и богатый набор инструментов. Сейчас для штурмовых саперов разрабатываются специальные роботизированные комплексы.
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Для чего нужны саперы
Инженерные войска – род войск, выполняющий задачи по инженерному обеспечению театра военных действий. Данное понятие является весьма широким, в него входит:
- проведение инженерной разведки;
- оборудование позиций, укрытий, пунктов управления;
- создание на поле боя инженерных заграждений;
- закладка мин и фугасов (в том числе и ядерных);
- проделывание проходов в заграждения противника, обезвреживание вражеских взрывных устройств;
- разрушение укреплений неприятеля;
- прокладка линий коммуникации;
- маскировка войск;
- строительство мостов, переправ, прокладка и ремонт дорог.
Как видно из этого списка, саперы не имеют никакого отношения к строительным войскам. Эта воинская специальность требует высочайшего уровня подготовки, разнообразных знаний и умений, отличного обращения со сложной техникой. Ну а для работы со взрывными устройствами необходим особый склад психики – ибо подобные «игрушки» ошибок действительно не прощают.
Примечания
- . Эхо Москвы (13 июля 2019). Дата обращения: 12 ноября 2020.
- (недоступная ссылка). Геральдика Вооружённых Сил Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации. — Mil.ru. Дата обращения: 24 сентября 2017.
- . Сайт «Ведомственная геральдика». Дата обращения: 24 сентября 2017.
- . Военная геральдика. Министерство обороны Российской Федерации. — Mil.ru. Дата обращения: 24 сентября 2017.
- . Призыв (31.01.2020). Дата обращения: 23 января 2021.
- ↑ . Milkavkaz (22 Mar 2016). Дата обращения: 3 мая 2017.
- ↑ . Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ (02.04.2017). Дата обращения: 3 апреля 2017.
- ↑ Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ. (10.03.2017). Дата обращения: 11 марта 2017.
- ↑ . Международный противоминный центр (18.04.2017). Дата обращения: 19 июля 2017.
- . Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ (27.03.2017). Дата обращения: 29 марта 2017.
- Пресс-служба Центрального военного округа. (28.01.2013). Дата обращения: 11 марта 2017.
- Пресс-служба Южного военного округа. (27.06.2014). Дата обращения: 11 марта 2017.
- Пресс-служба Южного военного округа. (26.09.2014). Дата обращения: 11 марта 2017.
- Пресс-служба Западного военного округа. (28.01.2015). Дата обращения: 11 марта 2017.
- Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации. (10.01.2016). Дата обращения: 11 марта 2017.
- Пресс-служба Западного военного округа. (26.06.2015). Дата обращения: 11 марта 2017.
Коротко о факультетах
Наиболее экзотичным является Специальный факультет, на котором ведется подготовка офицеров для иностранных армий в соответствии с международными обязательствами России перед своими партнерами. Однако на факультете преподаются всего две специальности: «Промышленное и гражданское строительство» и «Строительство уникальных зданий и сооружений».
Другим весьма специфическим факультетом является факультет Переподготовки и повышения квалификации. На нем военнослужащие, готовящиеся к отставке проходят переподготовку и обучение в соответствии с гражданскими специальностями.
На факультете строительства военно-морских баз готовят высококлассных инженеров-строителей, специализирующихся на строительстве коммуникаций для баз военного флота. Этот факультет считается одним из наиболее приоритетных для университета, так как Россия располагает большим количеством объектов военно-морского флота, требующих постоянного качественного обслуживания, ремонта и диагностики. Кроме того, значительное количество иностранных граждан проходят подготовку на этом факультете.
На санитарно-техническом отделении подготавливаются специалисты по обеспечению пожарной безопасности, но в первую очередь, — инженеры, обеспечивающие строительство и эксплуатацию уникальных систем жизнеобеспечения для хорошо защищенных военных объектов.
Эх, дороги!
В середине 1930-х после специальных испытаний для инженерных частей были отобраны различные образцы дорожных и строительных машин. В 1937–1938 гг. опыт их эксплуатации в воинских подразделениях позволил принять на вооружение модифицированную для армии спецтехнику: тяжёлый грейдер ГТМ и бульдозер БГ-М, скреперы СП и СТ-5, двухотвальные канавокопатели КВ-2 и КВ-3, тяжёлый разборный риппер (рыхлитель), а также мощный спецгрейдер СПГ и колёсный автогрейдер с кирковщиком.
Одними из первых в инженерных частях появились передвижные зарядно-осветительные электростанции АЭС-1 (в 1930 г., мощность 3 кВт на шасси Ford AA) и АЭС-3 (в 1935 г., мощность 15 кВт на шасси ГАЗ-АА). Начались поставки водоочистительных станций АСФ-500, буровых установок АВБ-100 (на шасси ЗИС-5 или ЗИС-6), полевых авиаремонтных мастерских ПАРМ-1 и походных мастерских инженерных войск АПРИМ. Трёхосные ЗИС-6 послужили основой для автокранов АКЭ, АК-3 и АКМ заводов им. Январского восстания и «Красный металлист», автомобильных электростанций АЭС-4 и самоходных компрессорных станций СКС-36 для питания передвижных пневматических молотов и береговых сваебоев.
Всё большее распространение получали зенитные прожекторные установки (станции). На шасси ЗИС-5 выпускали прожекторную станцию О-15-3, на шасси ЗИС-6 – прожекторную станцию ПО-15-8. С 1938 по 1942 г. для установки зенитной прожекторной установки З-15-14 получили распространение длиннобазные ЗИС-12 с низкими бортами.
Однако основными средствами механизации работ до Великой Отечественной войны в инженерных частях оставались гусеничные и колёсные тракторы. Причём до первой половины 1930-х основу парка в народном хозяйстве и Красной Армии составляли иностранные машины. В период 1922–1930 гг. в СССР было ввезено свыше 60 тыс. тракторов, тогда как на всех заводах выпущено не более 17 тыс. С освоением производства гусеничных тракторов доля отечественной техники значительно перевесила импорт.
Список
ВЧ-3795 – эта военная часть г. Москвы размещается на улице Максимова, д.3. Относится к сухопутным войскам. Отзывы подтверждают профессионализм и хорошую организацию быта и дисциплины. Ниже приведен список некоторых военных частей с адресами в Москве и области:
- ВЧ-93723 (1182-й гвардейский полк ВДВ). Московская область, город Наро-Фоминск.
- ВЧ-71298 (зенитно-ракетный артиллерийский дивизион № 107). Наро-Фоминск, МО.
- ВЧ-19893 (282-й межрегиональный учебный полигон войск РХБЗ им. А. Невского). 142438, Московская обл., поселок Большое Буньково, улица Новостройки, 3.
- ВЧ-96507 (ремонтная база автомобильной техники и хранения № 3494). 142400, город Ногинск, шоссе Электростальское, 8.
- Истринский район, Павловская Слобода (ВЧ-67714). Артиллерийская база вооружения (№ 6892).
Некоторые военные части в Москве и области рассмотрим более подробно.
Инженерные войска в России
Предшественником саперных подразделений во времена Московского государства была так называемая Посошная рать. Она представляла собой ополчение, которое собиралось во время военных походов или для выполнения тех или иных работ.
Центральная власть давала указания воеводам собирать с территорий определенное количество молодых и здоровых мужчин, желательно обладающих необходимыми навыками в строительстве. Посошная рать содержалась населением. Она привлекалась к строительству дорог, крепостей, наведению переправ, снабжению основного войска. При этом посошные люди были вооружены и могли принимать участие и непосредственно в боевых действиях.
Инженерные подразделения европейского типа появились в России в период царствования Петра I. При нем были открыты две инженерные школы и сформированы две первые саперные роты. В Табели о рангах, который также появился во время первого российского императора, саперные офицеры стояли на один чин выше кавалерийских и пехотных.
В 1817 году в составе российской гвардии появился Саперный батальон, шефом которого стал будущий император Николай I. В дни восстания декабристов ему была доверена охрана Зимнего дворца. Сам же Николай I всю жизнь любил надевать мундир инженерных войск.
Инженерные войска считались элитой армии
Инженерные войска, имевшие в своем составе наибольшее количество грамотных и хорошо образованных специалистов, стало проводником инноваций и новшеств в российской армии. В 1870 году саперами стали телеграфисты и железнодорожники. Каждый железнодорожный батальон имел четыре роты: две из них занимались строительством путей, а две – эксплуатацией и обслуживанием техники.
Телеграф сыграл важную роль во время русско-турецкой войны, что привело к его быстрому распространению. Телеграфными парками также заведовало инженерное ведомство.
В конце XIX российские военные инженеры освоили еще две новых направления – голубиную почту и воздухоплавание. Во время маневров 1903 года была проверена возможность применения воздушных шаров для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Признав результаты удовлетворительными, было принято решение о развертывании 65 шаров в крепостях на западной границе империи. В 1909 году инженерное ведомство выступило с инициативой о покупке нескольких аэропланов для военных целей.
Российские военные инженеры были инициаторами создания автомобильных войск. Еще в 1876 году штабс-капитан Маевский предложил проект автомобиля с паровым двигателем. Однако из-за громоздкости и ненадежности силовой установки ему было отказано. В 1908 году инженерное ведомство на военных учениях провело испытания нескольких автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Никакой миноискатель не заменит чуткий собачий нос
Саперы принимали самое активное участие в русско-японской войне. Если в начале конфликта в военной группировке на Дальнем Востоке насчитывалось около 2,8 тыс. саперов, то к его завершению их количество выросло до 21 тыс. человек.
В ходе ПМВ в отдельные рода войск выделилась автомобильные части и авиация. Общая численность инженерных подразделений к 1916 году увеличилась вдвое. В 1917 году она составляла 6% от общей численности российской армии.
Формирование инженерных войск РККА было завершено к 1929 году. Саперы принимали активное участие во всех значимых сражениях Великой Отечественной войны, а в 1942 году было сформировано десять саперных армий.
В 50-70 годы прошлого века развитие советских инженерных войск шло на основе опыта, полученного во время войны. В середине 80-х годов была проведена реорганизация – в состав фронта была включена штурмовая инженерная бригада.
https://youtube.com/watch?v=jVlwJtQmIGk
Козёл отпущения
Первой послевоенной ласточкой, предвосхитившей появление нового класса военно-инженерной техники, стал… автомобиль-амфибия ГАЗ-011.
Задание на разработку лёгкой амфибии, способной и на суше, и на воде перевозить 500 кг груза или экипаж из 6 человек, московский институт НАМИ получил в 1948 году. Конструктивной основой для «земноводного» должен был послужить ГАЗ-67Б. Вопреки расхожему заблуждению амфибию планировали использовать именно в инженерных войсках как вспомогательное средство при наведении переправ и форсировании рек, а вовсе не в качестве разведывательного или штабного автомобиля. Осенью 1950 г. прошедшие межведомственные испытания опытные образцы НАМИ-011 и техдокументация были переданы на Горьковский автозавод, где планировалось освоить серийное производство этих амфибий. Проект был принят горьковчанами в работу, но главный конструктор завода А.А. Липгарт при поддержке директора предприятия Г.А. Веденяпина решился на тактическую уловку. «Завязка» ГАЗ-011 на узлы и агрегаты морально устаревшего ГАЗ-67Б затормозила бы освоение грузопассажирского полноприводника следующего поколения – ГАЗ-69. Его ведущий конструктор Григорий Вассерман получил добро на форсированное создание амфибии, в основе которой лежала бы платформа «69-го».
В конечном счёте всё сложилось совсем не так, как планировал Липгарт. Производство ГАЗ-011 всё-таки пришлось начать. В 1953 г., т. е. вплоть до полного прекращения производства ГАЗ-67Б, было собрано и отправлено в войска 68 амфибий, после чего проект в силу вполне объективных причин приказал долго жить, и на смену ГАЗ-011 пришёл аналог на платформе ГАЗ-69 – ГАЗ-46 или (по войсковой спецификации) МАВ – малый автомобиль водоплавающий.
Весьма показателен в этом отношении уже упомянутый ГАЗ-69. Ранее в качестве штабной и разведывательной машин использовали ГАЗ-61-73, затем ГАЗ-67, но количество специализированных модификаций было весьма ограниченным – мотобуры и машины дезактивации. ГАЗ-69 обзавёлся большим спектром модификаций. Помимо МАВ, машины связи, лёгкой боевой машины 2П26 «Шмель», радиологической станции, седельного тягача и проч. на базе ГАЗ-69 было создано несколько сугубо инженерных модификаций.
Топографический привязчик ГАЗ-69Т (69ТГ, 69ТГМ) представлял собой подвижный комплекс топографической аппаратуры для рекогносцировки местности, прокладки путей сообщения, определения на карте местоположения и перенесения на местность полученных данных.
Особого внимания заслуживает Дорожный индукционный миноискатель (ДИМ). До ГАЗ-69 подобного рода техники в нашей стране не существовало как класса. Обнаруживали мины при помощи ручных миноискателей, либо тралением, создавая в минных полях проходы, при помощи тралов. Миноискатель позволял обнаружить противотанковые и противопехотные мины в металлических корпусах, установленных на глубине до 25 см. А под водой – на глубине до 0,7 м. Рабочая скорость движения миноискателя составляла 10 км/ч. Модернизированный вариант ДИМ-М монтировали на автомобиле УАЗ-469.
Возвращаясь к плавающим машинам, можно, вспомнить о БРДМ, БРДМ-2, автомобилях «Ягуар» и «Река».
Инженерно-саперные войска
Саперная армия вошла в одну из организаций инженерных войск в то время, когда началась Отечественная война. Их задача заключалась в том, чтобы своевременно проводить строительство тыловых рубежей для обороны, строить и ремонтировать автомобильные дороги, мосты, а также проводить подготовку инженерных частей для фронта.
Инженерно-саперные войска приглашались для проведения разминирования местности в районе действующего фронта. Эти войска принесли огромный вклад в инженерную подготовку обороны не только Москвы, но и других, не менее важных городов.
Первая и третья саперные армии вместе с жителями под Москвой соорудили следующее:
- было возведено больше 3700 огневых сооружений;
- были прорыты противотанковые рвы, которые простирались на 325 километров;
- обустроено больше 1300 километров лесных завалов.
Саперная армия – это основная база, где происходит накапливание военных для прохождения подготовки в инженерную часть армейского и фронтового подчинения. Из этой базы более 150 000 человек пополнили фронтовые соединения, а также стрелковые.
Древнерусский период
Развитие русского военного зодчества относится к IX — первой половине X века. Летописи доносят до нас сведения о строительстве городов, об их осаде и обороне. Само слово город в древнерусском языке обозначало не город в социально-экономическом значении, как понимается сейчас, а укреплённое, подготовленное к обороне украиное поселение, крепость, замок. Более того, до XVII века слово это часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. В конце XII века процесс дробления феодальной Руси на множество княжеств привёл к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории Руси. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск. В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Другим примером является взятие Казани в 1552 году Иваном IV. Иван Грозный решил построить на берегу реки Свияги при впадении её в Волгу в 25 км от Казани крепость Свияжск. Заготовка деревянных деталей велась на Волге в районе Углича. Потом они были доставлены по воде к устью Свияги, где из них впервые в истории строительства за 28 дней была построена крепость-город, сыгравшая важную роль опорной базы при осаде Казани.
Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла летопись, относятся к 1016 году. Указывалось, что это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. В отличие от рабочих, строивших различные городские сооружения и называвшихся дереводелами и плотниками, военных строителей называли городовиками и мостовиками (Колесник А. Н. 1985), позже Розмыслы. Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.
Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII века воевода боярин Анисим Михайлов.