Федеральный закон от 24.05.99 n 99-фз

Сущность лицензирования

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Лицензионные требования

Соблюдение лицензионных требований при ведении деятельности, подлежащей лицензированию, является неотъемлемым условием для организаций и индивидуальных предпринимателей. 

Лицензионные требования устанавливаются статьей 8 Закона и включают в себя следующие требования: 

  1. соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, в том числе отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и размера уставного капитала;
  2. наличие у соискателя и лицензиата помещений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  3. наличие у соискателя и лицензиата работников, с которыми заключен трудовой договор, имеющих профессиональное образование и обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления деятельности;
  4. наличие у соискателя и лицензиата системы производственного контроля;
  5. иные требования, предусмотренные законом. 

При осуществлении деятельности, указанной в пункте 6 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельности, также предусмотрено требование о соблюдении режима охраны помещений, используемых для осуществления такой деятельности.

Порядок переоформления лицензии

Как устанавливает статья 18 Закона, лицензия подлежит переоформлению при реорганизации компании в форме преобразования, изменения его наименования или адреса места нахождения, а также изменения ФИО или места жительства индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего его личность или адреса осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, либо перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. При этом лицензиат вправе осуществлять деятельность до момента переоформления лицензии, за исключением изменения адреса или перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. 
Для осуществления процесса переоформления лицензии, лицензиат или его представитель передает в лицензируемый орган заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии и оригинал действующей лицензии. Заявление и прилагаемые документы могут быть доставлены в орган лично, направлены по почте или в форме электронных документов. 
При реорганизации компании в форме преобразования заявление о переоформлении лицензии направляется в лицензирующий орган не более, чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений. Заявление и прилагаемые документы принимаются органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема передается заявителю. В срок, предусмотренный действующим законодательством, лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или отказе в таком действии.

Информационный ресурс

В порядке обеспечения информацией юридических лиц, предпринимателей и взаимодействия с государственной инфраструктурой органы, выдающие лицензию, формируют базу данных, открытую и доступную для просмотра. Для учета ведется общий реестр выданных (действующих) лицензий. Все сведения об изменении статуса лицензиата заносятся в указанный список. Реестры лицензий введены в электронные системы, информация охраняется от незаконного взлома, модификации. Любое несанкционированное проникновение в систему с целью изменения информации карается законом, а злоумышленник привлекается к ответственности по ст. 272 УК РФ —274.1 УК РФ.

Сведения о лицензии выдается бесплатно заявителю. Заявление о получении выписки из реестра данных о лицензии возможно подать в МФЦ, регистрирующий орган или электронно, через интернет-портал.

Статья 272 УК РФ

Вид нарушения Наказание
Ответственность за осуществление деятельности без лицензии по КоАП РФ по ст. 14.1 влечет конфискацию результата производства, средств осуществления деятельности и оплату штрафа •                    для должностных лиц – до 5000 рублей;
•                    для юридических лиц – до 50000 рублей;
•                    для физлиц – до 2500 рублей.
Нарушение условий, предусмотренных лицензией, предусматривает штраф •                    для должностных лиц – до 4000 рублей;
•                    для юридических лиц – до 40000 рублей;
•                    для физических лиц – до 2000 рублей.
Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, наказывается штрафом •                    для должностных лиц – до 10000 рублей;
•                    для юридических лиц – до 200000 рублей, приостановление деятельности до 90 дней;
•                    для физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя – до 8000 рублей приостановление деятельности до 90 дней.

За определенные нарушения положен штраф

Приостановление, прекращение или аннулирование действия лицензии

Порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования лицензии регламентирует статья 20 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. 
Лицензируемым органом действие лицензии может быть приостановлено по следующим основаниям: 

  1. лицензиат был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований в установленный срок;
  2. лицензиату было назначено административное наказание в виде приостановления деятельности за грубое нарушение требования лицензионного законодательства. 

Важно! Сведения о приостановлении действия лицензии, также как и последующем возобновлении, вносятся в реестр лицензий. 
Лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления контролирующего лицензирующего органа. Прекращение лицензии может быть связано с прекращением вида деятельности лицензиата, если: 

  1. лицензиат предоставил в лицензирующие органы заявление о прекращении деятельности;
  2. физическое лицо прекратило свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическое лицо прекратило свою деятельность;
  3. есть решение суда об аннулировании лицензии. 

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течении 10 дней с момента получения: 

  • заявления лицензиата;
  • сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • выписки решения суда об аннулировании лицензии уже вступившего в законную силу. 

Решение лицензирующего органа оформляется в соответствии с законом и доводится до сведения лицензиата в том же порядке, что и решение о предоставлении лицензии. Действие лицензии прекращается со дня принятия органом соответствующего решения.

Глава IVОтветственность за нарушение законодательства о лицензировании

Статья 21. Возмещение убытков

Возмещение убытков, вызванных необоснованным отказом в выдаче
лицензии или нарушением прав лицензиата, осуществляется в порядке, установленном
гражданским законодательством.

Статья 22. Ответственность за осуществление деятельности,

подлежащей лицензированию, с нарушением

законодательства о лицензировании

1. Занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с
нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную законодательством
административную и уголовную ответственность.

2. Доход, полученный от осуществления деятельности, в
отношении которой установлен лицензионный порядок, без лицензии, подлежит
изъятию в соответствующий бюджет по иску уполномоченного государственного
органа.

Статья 22-1. Ответственность лицензирующих органов

Лицензирующие органы несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством.

(В редакции Закона КР от 18
января 2001 года № 13) 

Статья 23. Учет и контроль

Учет лицензий, а также контроль за соблюдением лицензионных
правил осуществляет лицензиар и несет ответственность в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики.

Государственные надзорные и контролирующие органы, а также
иные уполномоченные органы государственной власти в пределах своей компетенции
при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить
лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых
мерах.

(В редакции Закона КР от 18
января 2001 года № 13) 

Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Ввести в действие настоящий Закон по истечении 30 дней
после опубликования.

2. Признать утратившим силу пункт 2 статьи 21 Закона
Кыргызской Республики «Об общих началах разгосударствления, приватизации и
предпринимательства в Кыргызской Республике» от 20 декабря 1991 года (Ведомости
Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1991 год, № 22, ст.694).

3. Предложить Президенту Кыргызской Республики, Правительству
Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Законом.

4. С введением настоящего Закона и определением перечня
лицензируемых видов деятельности на всей территории Кыргызской Республики
отменяется разрешительная система на виды деятельности, не вошедшие в настоящий
Закон.

          
Президент

Кыргызской Республики

А.Акаев

Осуществление лицензионного контроля

В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 
В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры. 
Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются: 

  1. истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
  2. истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
  3. истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
  4. в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.

Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям: 

  1. истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
  5. при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ. 

Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой: 

  • возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
  • человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
  • нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны. 

Лицензирующий орган при осуществлении лицензионного контроля вправе получать необходимую ему информацию, подтверждающую достоверность представленных лицензиатом сведений и документов.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

Процесс лицензирования начинается с подачи пакета документов в лицензионный орган предпринимателем или руководителем организации. В заявлении соискатель указывает: 

  • наименование компании;
  • адрес и реквизиты организации;
  • вид деятельности;
  • сведения о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • опись прилагаемых документов. 

К заявлению прилагается: 

  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • копии документов, перечень которых утверждается положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  • опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления соискателя или мотивированном отказе в рассмотрении в течении 3-х дней со дня предоставления надлежащим образом оформленного заявления и прилагаемых документов.

Общие положения ФЗ 99

ФЗ-99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 апреля 2011 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года. Закон вступил в силу после того, как его подписал президент РФ 2 мая 2011 года.

Федеральный закон о лицензировании регламентирует отношения, которые возникают между лицензирующими органами и лицензиатами при выдаче лицензий на осуществление определённых видов деятельности.

Целью лицензирования является предупреждение нарушений прав, интересов и здоровья граждан и окружающей среды, а также нанесение вреда культурным памятникам и безопасности государства в целом.

Задачей лицензирования отдельных видов деятельности является предостережение, обнаружение и предотвращение нарушений требований настоящего законодательства получателями лицензии (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также их представителями). Соискатели лицензии должны соответствовать предъявленным текущим ФЗ требованиям и обязаны соблюдать их при осуществлении своей деятельности.

Лицензирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • гарантия единого экономического пространства на территории РФ;
  • лицензирование видов деятельности только в соответствии с федеральным законом;
  • единый порядок лицензирования;
  • установка конкретных требований для каждого вида лицензируемой деятельности;
  • открытое предоставление информации о лицензировании;
  • запрет на взимание платы за предоставление лицензии, кроме государственной пошлины, установленной российским законодательством;
  • обеспечение правомерности лицензирования.

Помимо частных требований к каждому отдельному виду деятельности, ФЗ-99 предъявляет общие требования для всех типов занятий:

  • Требования к лицензированию обязывают создание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их деятельности в соответствующей сфере согласно законодательным и правовым нормативам Российской Федерации.
  • В соответствии с особенностями лицензируемой деятельности, перечень требований к соискателям лицензии состоит из следующих положений:
    • соискатель лицензии и лицензиат обязан иметь в наличии (собственности или долгосрочной аренде) здания, помещения и другие объекты, необходимые для осуществления его вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг), включая необходимое оборудование и документацию к нему;
    • у соискателя лицензии и у лицензиата должен быть штат работников, заключивших с ним трудовые договоры, и имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы, для выполнения необходимой деятельности;
    • наличие производственной системы контроля;
    • соискатель лицензии и лицензиат должен соответствовать установленным федеральным законом требованиям, согласно его организационно-правовой формы, а также объёма уставного капитала и отсутствие долгов перед третьими лицами;
    • другие требования, предусмотренные законодательством.
  • К лицензионным требованиям нельзя относить соблюдение законодательства РФ в соответствующей области лицензирования и в целом, потому что это является обязательным для всех лиц, находящихся на территории РФ.

ФЗ 116 в новой редакции здесь:

Срок выдачи лицензии по закону

В соответствии со статьёй 9 частью 4 настоящего законодательства о лицензировании, лицензия на осуществление отдельного вида деятельности действует бессрочно. Лицензия вступает в силу со дня присвоения ей регистрационного номера и внесения её в реестр лицензий, одновременно с изданием приказа о её выдаче и регистрации.

Обладатель лицензии имеет право осуществлять соответствующий вид деятельности на всей территории Российской Федерации и на землях, находящихся под её юрисдикцией, согласно федеральному законодательству и международному договору.

Полномочия лицензирующих органов

Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию. Полномочия лицензирующих органов регламентирует статья 5 рассматриваемого закона, это:

  • осуществление лицензирования отдельных видов деятельности;
  • проведение мониторинга эффективности;
  • предоставление лицензии, а также приостановление действия лицензии и ее аннулирование;
  • ведение реестра лицензий и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. 

При этом к контрольным полномочиям органов относят: 

  1. возможность запрашивать у лицензиата при проведении проверок необходимые документы и обеспечения;
  2. составлять акты/протоколы с указанием конкретных нарушений;
  3. выносить лицензиату предупреждение;
  4. выносить решения, которые обязывают лицензиата устранять выявленные нарушения, в том числе, устанавливать срок устранения таких нарушений. 

Важно! Меры пресечения при выявлении нарушений лицензионных требований и условий – приостановление и аннулирование лицензии

О лицензировании разных видов деятельности

ФЗ-99 с 04.05.2011 г. определяет взаимоотношения в области права, порядка, сроков выдачи лицензии между органами власти (федеральной и региональной исполнительной властью), индивидуальными предпринимателями, организациями, корпорацией “Роскосмос”.

Предоставление права на деятельность строго регламентировано законом. Ответственность за его нарушение несут лица, которые пренебрегли нормами и правилами. Действие нормативного акта охватывает деятельность:

  • лиц, занимающихся теле- и радиовещанием;
  • частных детективов или организаторов охранного агентства, охранников;
  • образовательных учреждений (кроме центра “Сколково”);
  • лиц, управляющих многоквартирными домами;
  • лиц, занимающихся утилизацией и переработкой отходов (от 1 до 4 класса опасности);
  • организаторов пассажирских перевозок автобусами;
  • лиц, организующих медицинскую и образовательную деятельность в регионах опережающего развития.

Статья 2 Федерального закона №99

Лицензированию подлежит деятельность:

  • связанная с обеспечением защиты информации, разработкой и реализацией криптографических систем в телекоммуникационных сетях;
  • производство и реализация спецсредств для получения секретных данных;
  • по обнаружению электронных средств для извлечения и обработки негласной информации;
  • связанная с защитой информационного ресурса с помощью электронного оборудования;
  • по изобретению и внедрению средств защиты от копирования брендовой продукции полиграфии;
  • в сфере авиационной техники — испытательные работы;
  • в сфере военной продукции (боеприпасов) — разработка, испытания, монтаж, утилизация;
  • разработка, монтаж, утилизация и испытания, торговля гражданским оружием;
  • по хранению химоружия и взрывоопасных объектов, их уничтожению;
  • связанная с пожарной безопасностью;
  • в сфере выпуска медпрепаратов, лекарств;
  • по продаже психотропных и наркосодержащих препаратов;
  • в других сферах, предусмотренных ст. 12 Закона.

Существуют определенные виды деятельности, которые подлежат лицензированию в обязательном порядке

В закон могут вноситься изменения, определенный вид деятельности может быть исключен или добавлен.

Регламент получения лицензии

Чтобы получить разрешение на занятие той или иной деятельностью, заявитель обращается в лицензирующий орган. Обратиться возможно очно или направить ходатайство о выдаче лицензии электронно.

Заявление должно содержать такую информацию.

  1. Данные соискателя, контакты, место регистрации лица и адрес производственной деятельности, номер регистрации, указание органа, который осуществил регистрацию.
  2. ИНН налогоплательщика.
  3. Ссылка на категорию деятельности.
  4. Ссылка на квитанцию об оплате госпошлины.

Нужно обратиться в лицензирующий орган

К своему заявлению необходимо приложить копии документов, которые подтверждают возможность осуществления деятельности и подробную опись вложений. От соискателя требуют представить документы, которые указаны в законе. Если документация с заявлением направляется через интернет-портал, материал заверяется электронной подписью.

В случае предоставления пакета документов с нарушениями соискателя извещают о возможности в 30-дневный срок исправить ситуацию. Принимающий заявление орган проверяет материал и течение 3 дней выносит правовое решение, принимает или возвращает материал. О принятом решении претендент информируется.

Срок для принятия обоснованного решения исчисляется с момента подачи заявления и документов в надлежащей форме. В период не более 45 рабочих дней проверяется материал заявителя и юридическая чистота документов на соответствие. По прошествии времени исполнения специалист выносит мотивированное решение, оформляет приказ и выдает готовую лицензию. Ее регистрируют и вносят в общий реестр. Соискателю могут направить документы почтовым отправлением в трехдневный период.

Если предоставленные документы были с какими-либо нарушениями, их можно исправить в течение 30 дней

Приказ лицензирующего органа — официальный распорядительный документ.

Он содержит:

  • название и данные органа, издающего приказ;
  • дата и регистрационный номер лицензии;
  • наименование (полное и сокращенное) заявителя, юридический (регистрационный) и фактический адрес, где планируется производство или деятельность;
  • ИНН претендента;
  • вид разрешенной деятельности;
  • дата выдачи разрешения на ведение определенной деятельности.

Приказ лицензирующего органа

Если заявитель обращается в орган через портал госуслуги, дело формируется электронно и скрепляется индивидуальной электронной подписью. При повреждении целостности бланка или его утрате заявитель вправе обратиться за копией. К ходатайству необходимо приобщить поврежденный бланк и указать данные квитанции об оплате госпошлины. По истечении 3 дней новый бланк будет направлен письмом или выдан лично.

При изменении места регистрации, личных данных, реорганизации лица, перемены деятельности лицензия переоформляется.

Контрольные функции

ФЗ-296 (от 26.12.2008 г.) о защите юридических лиц, их прав при контроле за деятельностью применяется с целью осуществления лицензионного надзора. По каждому виду деятельности формируется порядок и регламент проверок. Он утверждается исполнительным органом. Проверка проводится без согласования с прокуратурой, если является плановой. Она осуществляется в обязательном порядке в случае поступления заявления о выдаче лицензии. В этом случае инспектор проверяет поступившие в распоряжение документы, запрашивает необходимые сведения. Комиссия выезжает на место, где планируется деятельность соискателя. Она проверяет износ зданий, состояние помещений, оборудования.

В обязательном порядке проводится проверка

Плановая проверка должна проводиться через год после выдачи лицензии, а последующие — через три года после проведенной. Правительство РФ устанавливает регламент проведения проверок для таких видов деятельности:

  • сфера охраны здоровья (здравоохранение);
  • сфера образовательных услуг (образование);
  • сфера соцобслуживания.

Причина проведения контроля вызвана такими факторами.

  1. Неустранение в положенный период указаний инспектора. Пропущен срок для устранения недостатков.
  2. Регистрация жалоб о недостатках и нарушениях лицензиата. Инспекция проводится вне утвержденного плана. Комиссия согласовывает мероприятия с прокуратурой. Самого лицензиата не ставят в известность.
  3. Пропущен срок восстановления документа (лицензии).
  4. Указания инспектора выполнены до наступления срока.
  5. По поручению Президента РФ, Правительства или приказа лицензионного органа.

Проверки проводятся регулярно

Грубые нарушения, которые влекут ответственность для лицензиата, зафиксированы в списке, утвержденном Правительством РФ.

Примеры нарушения требований.

  1. Угроза вреда здоровью и жизни населения, флоре, фауне региона, культурным ценностям, возникновения катастрофы техногенного характера.
  2. Наличие жертв среди людей, увечья, смерть животных, разрушение инфраструктуры, памятников, уничтожение растений, нанесение вреда правам граждан.

Приостановление, лишение лицензии как мера наказания применяются в случае:

  • невыполнения указаний инспектора в обозначенный срок;
  • постановления судебного органа о запрете заниматься деятельностью.

В определенных случаях лицензию отзывают

Решение о приостановлении действия лицензии направляется лицензиату. Сведения о лишении лицензии направляются в регистрационный орган. Изменения вносят в реестр. На основании судебного акта лицензия отзывается. При установлении срока для устранения нарушений лицензиат обязан исполнить требование. В противном случае он будет лишен лицензии. Решение о прекращении действия лицензии выносит суд. Иск подает лицензионный орган.

Действие лицензии прекращается в случае приостановления деятельности лицензиата при следующих обстоятельствах:

  • подача заявления о прекращении деятельности;
  • решение суда о прекращении деятельности вступило в силу.

За 15 дней до прекращения лицензионной деятельности лицензиат обязан подать информационное заявление в орган, который выдавал ему лицензию. Решение о прекращении действия лицензии направляется заинтересованному лицу.

Лицензия отзывается на основании судебного акта

Цели лицензирования отдельных видов деятельности и принципы осуществления лицензирования

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, процедура лицензирования осуществляется исключительно с целью предотвращения ущерба правам и законным интересам, а также здоровью и жизни граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, который может быть нанесен в результате осуществления отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования является непосредственное предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц требований, установленных законом о лицензировании отдельных видов деятельности. 
Осуществление лицензирования выполняется в соответствии с конкретными принципами установленными статьей 4 закона: 

  1. установление лицензируемых видов деятельности законом;
  2. обеспечение единства экономического пространства на территории страны;
  3. установление определенного перечня лицензионных требований в отношении конкретных видов деятельности;
  4. установление единого порядка лицензирования;
  5. соблюдение законности при осуществлении лицензирования;
  6. доступность информации о лицензировании;
  7. недопустимость взимания платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector