Валютное регулирование и валютный контроль
Содержание:
- Направления
- Валютное регулирование в Российской Федерации
- Структура валютного контроля в России
- Понятие и нормативная основа процедуры
- Порядок валютного контроля при экспорте
- Методы
- Валютное регулирование в РФ
- References
- Валютные ограничения
- Права и обязанности
- Полномочия органов валютного контроля
- Органы и агенты, осуществляющие валютный контроль: основные отличия
- Лица, относящиеся к органам и агентам валютного контроля
- Какие операции классифицируют как валютные
- Принципы валютного регулирования
- Экономические права и свободы человека
- Органы валютного регулирования
- Организации, осуществляющие валютное регулирование
- Понятие и назначение валютного контроля
Направления
Основные направления валютного регулирования в России:
- развитие национального валютного рынка;
- регламентация режима валютного курса;
- определение сферы применения иностранной валюты в стране;
- регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
- определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
- определение полномочий и функций органов валютного регулирования.
Валютное регулирование в Российской Федерации
Валютное регулирование в Российской Федерации – законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:
- определение порядка осуществления операций с валютами;
- валютный контроль;
- регламентация условий формирования валютного резерва.
При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель – укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.
Структура валютного контроля в России
Базовая характеристика системы приводится в ст. 22 закона 173-ФЗ. Роль главного координатора парламентарии закрепили за Правительством РФ. Федеральные чиновники распределяют надзорные функции между государственными службами, утверждают регламенты, наделяют ведомства специфическими полномочиями. На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы (статья 6 закона 173-ФЗ).
Следующим звеном в иерархии является Центробанк России. Регулятор осуществляет валютный контроль в отношении кредитных и финансовых организаций. Для них он издает инструкции, вводит правила, стандарты. Курирует ЦБ РФ и профессиональных игроков рынка. К нарушителям применяются санкции вплоть до отзыва лицензии. Активно участвует регулятор и в информационном обмене. Так, таможенные органы передают Банку России сведения о задекларированных товарах (). Анализ сведений необходим для оценки достоверности отчетности, оценки ситуации в комплексе. Основные задачи ЦБ РФ заключаются в недопущении несанкционированного оттока капитала за рубеж и обеспечении экономической безопасности страны.
Особый статус имеют агенты валютного контроля. Этой категории посвящен п. 3 ст. 22 закона 173-ФЗ. Агентами норма называет банки, обладающие универсальной лицензией, профессиональных игроков рынка ценных бумаг, а также государственную корпорацию «ВЭБ.РФ». Их обязанностью является надзор за валютными операциями клиентов – резидентов и нерезидентов. С этой целью агенты формируют специальные структурные подразделения – службы, отделы, бюро.
Последним звеном валютного контроля следует считать государственные органы. Надзорными функциями Правительство России наделило сразу два ведомства:
- Налоговая служба РФ. Полномочия инспекций определены правительственным постановлением № 506 от 30.09.04. К компетенции органа относится контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами в сделках на территории России. Ведомство вправе утверждать формы извещений об открытии счетов за рубежом, разрабатывать инструкции по их заполнению. Для реализации поставленных задач ФНС РФ проводит проверки, запрашивает у обслуживающих банков и участников валютных операций документы. В перечень могут входить контракты, таможенные декларации, выписки о движении валюты по счетам, справки и др. Служба наделена правом применения к нарушителям мер ответственности. Подробно компетенция описана на официальном портале. Перечень нормативных актов, на соответствие которым проводится оценка, закреплен распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-2/278@.
- Таможенная служба России. Полномочия ведомства сводятся к контролю валютных операций при перемещении товаров, услуг и работ через границу. Надзор охватывает проверку заявленной стоимости ценностей, их происхождения, верности исчисления пошлин (ст. 313, 314, 315 ). Таможенная служба следит за соразмерностью расчетов при импорте/экспорте и трансграничном бартере. Деятельность органа регламентируется ведомственными приказами № 615 от 02.04.12, № 289 от 18.02.13 и прочими актами. Полный перечень нормативных актов представлен на сайте ФТС РФ.
Важно понимать, что ни налоговая, ни таможенная службы не вправе проводить проверку в отношении агентов валютного контроля (банков, финансовых объединений). Оценка соблюдения этими участниками закона 173-ФЗ остается в ведении ЦБ РФ
Компетенция агентов валютного контроля во многом схожа с полномочиями государственных органов. Так, ст. 23 закона 173-ФЗ наделяет обе группы следующими правами:
- проведение проверок на предмет соблюдения валютного законодательства;
- оценка достоверности учета операций;
- запрос документов, связанных с транзакциями или открытием счетов в иностранных денежных единицах.
Минимальный срок исполнения запросов норма устанавливает на отметке в 7 рабочих суток. Правилами банка или распоряжением государственного органа этот период может увеличиваться.
Налоговая и таможенная службы наделены дополнительными полномочиями (п. 2 ст. 23 закона 173-ФЗ). Они вправе выдавать участникам ВЭД обязательные предписания и налагать санкции за нарушения. Банк же при неисполнении требования может лишь отказать в проведении платежа. Кроме того, о признаках нарушения кредитная организация уведомляет государственные структуры. Самостоятельно агент валютного контроля наказания не применяет.
Сходство полномочий не означает единого правового регулирования. Инструкции для банков и финансовых объединений утверждает ЦБ РФ. Государственные органы должны руководствоваться постановлениями Правительства России и ведомственными актами.
Понятие и нормативная основа процедуры
Валютный контроль предусматривает отслеживание структурами государства и их агентами соблюдения законодательных норм РФ при операциях с денежными единицами разных стран.
Как осуществляется валютный контроль?
Целью выполняемых процедур является обеспечение на международном рынке интересов национальной экономики, включая не только поддержку предприятий с государственным участием, но и частного бизнеса, сотрудничающих с представителями различных стран. Следует учитывать, что каждое государство стремится защитить собственные интересы, а сделки, заключаемые в разных денежных единицах, несут определенные риски.
Многие компании, осуществляющие деятельность в нескольких странах одновременно, предлагают организациям услуги по поддержке бизнеса. К примеру, банки оказывают консультации по проведению внешнеэкономических сделок, предлагают помощь при составлении документов, приобретении валюты определенной страны.
Вопрос: Российская организация — собственник гостиницы на территории Чехии заключила договор с другой российской организацией об обучении персонала управлению гостиницей. Обучение будет проходить в Чехии. Сумма контракта выражена в евро. Подлежит ли обложению НДС данная операция? Подлежит ли операция валютному контролю?Посмотреть ответ
Нормативной и законодательной основой, регулирующей исполнение контрольных функций, служат:
- ФЗ №173 (10.12.2003), определяющий условия регулирования и контроля действий, связанных с валютными ресурсами.
- Инструкция ЦБ РФ №117 (15.06.2004), определяющая содержание и порядок передачи в банки информации по проверяемым операциям.
- Положение ЦБ РФ №258 (01.06.2004), касающееся документов, обязательных к передаче по сделкам с нерезидентами, а также для ведения контроля со стороны уполномоченных банковских структур.
Вопрос: Вправе ли работодатель — резидент РФ удерживать из заработной платы работника-нерезидента (гражданина Туркменистана) комиссию, взимаемую банком работодателя за осуществление функций агента валютного контроля при зачислении заработной платы работнику на его расчетный счет, открытый в российском банке?Посмотреть ответ
Порядок валютного контроля при экспорте
Осуществление операций, связанных с вывозом товаров с российской территории за рубеж с целью сбыта, сопровождается процедурой валютного контроля. Она состоит из нескольких этапов:
- постановка резидента в уполномоченном банке на расчетное обслуживание;
- постановка на учет экспортного контракта (при сумме обязательств от 6 млн. руб.);
- таможенная регистрация экспортных товаров, внесение их в декларацию, проверка достоверности и полноты данных;
- предоставление банку формы учета об исполненных контрактных обязательствах по поставке товара;
- проведение банковского контроля денежного поступления на счет экспортера;
- окончательная проверка сведений о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, снятие контракта с обслуживания.
Методы
Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.
К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:
- требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
- лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
- требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
- требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
- лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).
Валютное регулирование в РФ
Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое – «валютный контроль». Второе – близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль – это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.
Основные органы валютного регулирования и контроля в РФ идентичны:
1. Центробанк России.
2. Правительство России.
Реализацию мер по денежному регулированию обычно символически делят на 2 уровня:
1. Нормативный. Суть его состоит в разработке правовой базы, касающейся регулирования валютных операций на территории РФ, а также ее последующего утверждения и внедрения на практике.
2. Индивидуальный. Это непосредственное применение действующих правовых актов и законодательной базы к конкретной ситуации, образовавшейся в результате действий на валютном рынке.
Правительство и Банк России. Именно эти органы играют ведущую роль в валютном регулировании в РФ. Они и осуществляют реализацию задач по воплощению в жизнь политики государства в этой специфической сфере.
References
Alekseev S.S. Obshhie dozvolenija i obshhie zaprety v sovetskom prave. M., 1989.
Bublik V.A. Publichno- i chastnopravovye nachala v grazhdansko-pravovom regulirovanii vneshnejekonomicheskoj dejatel’nosti: dis. … d-ra jurid. nauk. Ekaterinburg, 2000.
Centrobank ne poveril SWIFT // URL: http//www.izvestia.ru/news/577669.
Jekonomika i zhizn’. 1998. N 37.
Kodifikacija rossijskogo grazhdanskogo prava: Svod zakonov grazhdanskih Rossijskoj imperii, Proekt Grazhdanskogo ulozhenija Rossijskoj imperii, Grazhdanskij kodeks RSFSR 1922 goda, Grazhdanskoj kodeks RSFSR 1964 goda / sost. D.V. Murzin, otv. red. M.F. Kazancev. Ekaterinburg, 2003.
MVF vkljuchil juan’ v korzinu kljuchevyh mezhdunarodnyh valjut // URL: http://www.rbc.ru/economics/30/11/2015/565c81369a79473869feddf8.
O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole: Zakon RSFSR ot 9 oktjabrja 1992 g. N 3615-1 // Ros. gaz. 1992. 4 nojab.
O vnesenii izmenenij v stat’i 3.5 i 15.25 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah: Federal’nyj zakon ot 12 nojabrja 2012 g. N 194-FZ // Ros. gaz. 2012. 14 nojab.
Shanghai’s free trade zone — What’s the hype about? // URL: http://www.cnbc.com/id/101067418.
Tosunjan G.A., Emelin A.V. Valjutnoe pravo Rossijskoj Federacii. M., 2004.
Za schet za granicej rossijanam mozhet grozit’ shtraf // URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/8782781/zarubezhnye_scheta_budut_privyazany_k_rossii.
Валютные ограничения
Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.
В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.
Права и обязанности
Каждый орган валютного регулирования в РФ, агент вправе:
1. Осуществлять проверки, если это необходимо или требует вмешательства исполнительных органов, по соблюдению требований законодательных актов лицами – участниками валютных операций в области денежных обращений в иностранной валюте.
2. Проводить верификацию документов, которые предоставляют резиденты и нерезиденты, о проведенных денежных транзакциях на выявление их достоверности и всесторонности.
3. Высылать оформленные соответствующим образом запросы от резидентов или нерезидентов для получения сведений или документов, необходимых для пояснения и понимания связи между открытием счета и проведениями денежных операций.
Дополнительные полномочия, предоставленные органам ВК:
1. Выдача виновным лицам соответствующих предписаний с требованиями об обязательном устранении в установленные сроки нарушений. Это необходимо при обнаружении неправомерных операций, подпадающих под действие валютного контроля.
2. Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности в случаях грубого попрания валютного законодательства.
Полномочия органов валютного контроля
Банки, уполномоченные, как агенты валютного контроля, занимаются передачей налоговым и таможенным органам информации по выполняемым ими функциям в роли агентов по контролю валюты, установленной ЦБ Российской Федерации.
Агенты и органы основная деятельность которых валютный контроль, и лица чьи пределы компетенции действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:
- Заниматься проверкой поведения и отслеживанием актов валютного законодательства Российской Федерации на наличие мер по соблюдению резидентами и нерезидентами актов валютного регулирования.
- Заниматься полной проверкой достоверности, а также получать отчетность по операциям над валютой среди резидентов и нерезидентов.
- Заниматься запросами и получением информации, документации, основываясь на которой проводятся операции связанные с валютой, открытием и ведением счетов.
Замечание 3
Важно отметить, что есть определенный срок, отведенный для предоставления документов при запросе валютного контроля от агентов и органов, который обязательно должен вписываться в рамки не менее семи рабочих дней со дня подачи этого запроса. Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Органы, которые занимаются контролированием валюты и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
- Предоставлять предписания, свидетельствующие об устранении обнаруженных нарушений актов валютного законодательства нашей страны, а также актов, которые относятся к органу валютного регулирования.
- Заниматься применением мер установленных законодательством РФ в плане несения ответственности при нарушении актов относящихся к органам валютного регулирования и актов, которые имеют отношение к валютному законодательству.
Для отслеживания контроля валюты, агенты имеют право на запрос и получение от резидентов следующих документов (копий документов), которые тесно связаны с проведением операций над валютой, а также открытием, и ведением этих счетов:
- Документы служащие подтверждением личности физического лица.
- Документ указывающий на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
- Документы, которые доказывают наличие у лица юридического статуса — это относительно нерезидентов, что же касается резидентов, то для них документ свидетельствующий о государственной регистрации юридического лица.
- Свидетельство служащее доказательством о постановке на учет в налоговом органе.
- Документы, подтверждающие, что лица имеют права на недвижимое имущество.
- Документы, которые служат удостоверением прав нерезидентов на осуществление операций с валютой, открытием счетов (вкладов), выданные и при этом оформленные органами страны по месту регистрации нерезидента, если же для нерезидента получение такого документа предусмотрено законодательством зарубежного государства.
- Уведомление органов занимающихся налогами на месте учета резидента об открытии им счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации.
- Наличие документов подтверждающих регистрацию в тех случаях, когда рассматривается предварительная регистрация.
- Документы или проектные документы, которые служат основанием для проведения операций с валютой, включая при этом договоры (контракты соглашения), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; также документы, которые содержат сведения о результатах торговли (в случае ее проведения); документы, свидетельствующие о том, что была передача товаров (по выполнению работы, оказанию услуг), информации и результатов умственной деятельности, в том числе исключительных прав на эти документы, акты государственных органов.
- Документы, выдаваемые после оформления кредитными организациями, включающие банковские выписки; документы свидетельствующие подтверждением совершения валютной операции.
- Документы и таможенные декларации, подтверждающие ввоз в Россию валюты РФ, любой другой зарубежной валюты и внешних, а также внутренних ценных бумаг, в документарной форме.
- Паспорт сделки — это документ используемый агентами и органами контроля над валютой для осуществления валютного контроля, и содержащий в себе сведения необходимые для обеспечения учета, и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
Если рассмотреть агентов валютного контроля, то они могут лишь требовать предоставление документов, которые имеют непосредственное отношение к проводимой валютной операции.
Органы и агенты, осуществляющие валютный контроль: основные отличия
Подытожив все вышесказанное, делаем вывод, что все части отраслевой системы можно разбить на отдельные структуры. Это организации, осуществляющие валютный контроль, агенты, которые занимаются той же деятельностью, органы денежного регулирования операций со всеми перемещениями денежной валютной массы. У каждого из этих элементов свои полномочия и четко ограниченная компетенция. Но они входят в одну общую систему валютного контроля РФ. Повторим, главными органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Основное их отличие от остальных частей системы в том, что они могут издавать законодательные нормативные акты, обязательные к исполнению.ФНС и ФТС имеют свои законодательно закрепленные полномочия. Согласно им, эти организации вправе не только издавать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять полный надзор за их надлежащим исполнением, если случаются нарушения валютного законодательства, имеют законное право применять к виновным физическим и юридическим лицам соответствующие меры ответственности согласно нормативно-правовой базе.
Агенты ВК, в отличие от вышеуказанных структур ВК, обладают не таким обширным объемом полномочий. Их деятельность направлена на сбор и передачу необходимой оперативной информации органам ВК, а также проведение контроля за ФНС – основными органами, главной деятельностью которых является осуществление валютного контроля в России. Но и это не все. На помощь вышеперечисленным органам приходят валютные агенты: банки, профессиональные юридические лица – участники рынка ценных бумаг, ВЭБ.
Лица, относящиеся к органам и агентам валютного контроля
Ст. 122 закона №173 закрепляет следующих лиц, на которые возложена функция валютного контроля:
1. Правительство России.
2. Органы ВК.
3. Агенты ВК.
Органами, осуществляющими подобный контроль согласно п. 2, являются:
1. Центробанк РФ.
2. Исполнительные органы с надлежащими полномочиями, данные им Правительством РФ.
Агенты, осуществляющие валютный контроль согласно п.3, это следующие юридические лица:
1. Банки с соответствующими полномочиями.
2. Участники – профессиональные юридические лица рынка ценных бумаг без статуса банка.
3. Государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ).
Какие операции классифицируют как валютные
Далеко не все действия на денежном рынке подходят под это определение. Только отдельные операции в РФ подпадают под валютный контроль.
В их числе:
1. Продажа и покупка валютных ценностей, пользование ими в качестве средств платежа, сторонами сделки при этом выступают резиденты.
2. Договоры между нерезидентами, резидентом и нерезидентом по поводу продажи валюты и/или ценных бумаг (ц/б) (в их числе и применение валюты и ц/б как средства платежа).
3. Перемещение денежных средств в валюте другого государства как в РФ, так и из нее.
4. Валютные переводы (транзакции) на расчетные счета одного и того же юридического лица, если эти счета находятся в разных странах, одной из которых является Россия.
5. Все перемещения денежных средств между расчетными счетами нерезидента, открытыми в РФ.
6. Переводы со счетов как резидентов, находящихся на территории РФ, так российских резидентов, находящиеся за пределами страны.
Принципы валютного регулирования
Валютное регулирование может быть выражено в денежных переводах из одной страны в другую, оттока денежного капитала и запрете свободной торговли иностранной валюты. Определяющее значение в валютном регулировании играет бивалютная корзина, то есть курс национальной валюты относительно двух валют – американского доллара и евро.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим систему регулирования валютных операций со стороны специальных органов валютного контроля, является закон о валютном регулировании.
Валютное регулирование определяется следующими элементами:
- установленный порядок проведения валютных сделок;
- совокупность условий формирования валютного резерва государства и валютного капитала хозяйствующих субъектов;
- валютный контроль.
К основным принципам валютного регулирования можно отнести:
- государственная защита прав и экономических интересов субъектов хозяйствования, осуществляющих валютные сделки;
- приоритет экономических мероприятий в области валютного регулирования;
- неразрывность внешней и внутренней политики и системы валютного регулирования;
- исключение бездоказательного вмешательства специальных органов валютного контроля в валютные сделки резидентов и нерезидентов.
Государственное валютное регулирование рассматривает следующий круг валютных сделок:
- финансовые сделки, связанные с международным движением капитала;
- финансовые сделки, связанные с развитием международных отношений;
- финансовые сделки по купле-продаже золота и других финансовых инструментов.
Таким образом, валютное регулирование является неотъемлемой частью валютной политики любого государства, определяющее развитие национальной экономики. Валютная политика также определяет конкретные направления валютного регулирования.
Экономические права и свободы человека
Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов в момент осуществления валютных операций полагается на следующие конституционные гарантии защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:
- право частной собственности находится под охраной закона. Никого нельзя лишать своего имущества. Лишь суд способен на это. Принудительно забрать имущество для государства можно только в том случае, если существует условие предварительного и равноценного возмещения. Это прописано в частях 1 и 3 статьи 35 Конституции РФ;
- существует гарантия на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Всякий обладает правом защиты своих прав и свобод различными способами, которые находятся не под запретом закона. Это прописано в статье 45 Конституции РФ;
- гарантия на судебную защиту его права и свобод предоставляется каждому. Можно обжаловать в суде какие-либо решения, бездействия представителей государственной власти, а также представителей местного самоуправления и других должностных лиц. Подобная информация упоминается в статье 46 Конституции РФ.
Вывод 2
Таким образом, часть 3 статья 62 Конституции Российской Федерации дает возможность пользоваться всеми перечисленными конституционными правами. Также, согласно данной статье, иностранные граждане и лица без гражданства в России обладают правами и исполняют обязанности наряду с гражданами РФ, помимо ситуаций, которые устанавливаются федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Органы валютного регулирования
На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи. Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).
Организации, осуществляющие валютное регулирование
Основными государственными институтами, осуществляющих валютное регулирование, в ряде стран с рыночной экономикой являются Центральный Банк и Правительство страны.
Как правило, данные государственные органы занимаются изданием нормативных актов, обязательных для исполнения для резидентов и нерезидентов страны, осуществляют валютный контроль в рамках проводимой валютной политика государства. Центральный Банк определяет стандартные формы учета и отчетности по валютным сделкам, порядок и сроки их предоставления в государственные органы, подготовку и публикацию статистической информации по валютным сделкам.
В европейских странах валютным регулированием ведают также министерства финансов, центральные эмиссионные банки, специальные правительственные учреждения, регулирующие валютные сделки на фондовых и валютных биржах.
Понятие и назначение валютного контроля
Комплекс определенных действий, ориентированных на обеспечение соблюдения законодательных норм в сфере валютных расчетов и на ограничение оттока капитала из страны, называется валютным контролем. Нерезидентам он предоставляет возможность свободного проведения зарубежных переводов без ограничений. Их можно также оформить между резидентами и нерезидентами. Между резидентами переводы в валюте запрещены за исключением некоторых случаев, оговоренных законом.
Валютному контролю подлежат операции, в которых основной валютой является иностранная. Если она используется российской компанией, к примеру, для проведения расчетов с зарубежными партнерами, то сделка обязательно подлежит мониторингу, вне зависимости, занимается объект валютного контроля импортом или экспортом.
Для отслеживания операций в иностранной валюте применяется валютный контроль
Мониторинг транзакций проводят уполномоченные российским правительством организации, а также органы валютного контроля в РФ и его агенты. Основные функции деятельности принадлежат Центробанку РФ, однако их могут выполнять и исполнительные власти на федеральном уровне, которые наделены соответствующими полномочиями от правительства. Их задачами являются:
- разработка и издание нормативных актов;
- контроль исполнения законодательных позиций;
- надзор в сфере валютных операций;
- проведение проверок.
Обязанность контроля действий в валютной сфере над резидентами и нерезидентами, не относящимся к категории кредитных и финансовых организаций, возлагается на банковские учреждения, через которые проводятся соответствующие транзакции. Агентами валютного контроля являются банки. Они находятся в подчинении Центробанка РФ. Задачи агентов могут выполнять и другие организации, в том числе и Федеральная Налоговая Служба и «Внешэкономбанк».
Агенты регулируют и мониторят все виды валютных операций, и при этом оформляют необходимую для накопления информации и формирования статистики документацию. Принципы деятельности заключаются в исключении вмешательства в государственные операции, если они не оправданы. При этом они обеспечивают единство системы валютного регулирования и контроля. Права всех участников валютных сделок защищены на государственном уровне.
Какие операции являются валютными
В законодательстве четко отражено, что относится к категории валютных операций. Согласно положениям нормативных актов под это понятие подходят финансовые операции:
- получения и передачи иностранной валюты между резидентами страны;
- получение, передача, использование иностранной, национальной валюты и ценных бумаг между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;
- ввоз в страну или вывоз из нее иностранной или национальной валюты, а также ценных бумаг, выпущенных в РФ;
- перевод инвалюты, рублей или ценных бумаг между счетами, один из которых открыт в РФ, а другой – за рубежом;
- перевод между резидентами рублей с одного заграничного счета на другой.
Валютные операции классифицируются и по более узким признакам и параметрам. По срокам исполнения они бывают капитальными, кассовыми и текущими. Операции могут совершаться резидентами и нерезидентами. Они могут быть направлены на достижение различных целей и совершаться в собственных интересах или в интересах клиентов. Также они подразделяются на активные и пассивные с точки зрения бухгалтерского учета и особенностей его ведения.
Все виды валютных операций отражены в законодательстве
Валютные операции бывают индивидуализированные под характер сделки или универсальные, актуальные для клиентов любого банка. По такой классификации они могут быть проведены посредством:
- корреспондентской связи с другими банками;
- торговли иностранной валютой на территории РФ;
- сопровождения экспортно-импортных операций;
- перевода между банковскими счетами;
- накопления иностранной валюты в государстве для улучшения позиций экономики;
- кредитования в международной финансовой среде.
В отдельную категорию выделяются конверсионные валютные операции, которые проводятся с целью обмена одной иностранной валюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких операций, можно привести торговлю на финансовом рынке форекс.